Обществознание 10 класс самопознание – План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему: Конспект урока по обществознанию в 10 классе (профильное обучение) по теме: «Самопознание и развитие личности»

Содержание

Презентация по обществознанию на тему «Самопознание и развитие личности » (10 класс)

Приложение 1

Уровень самооценки и ваш успех

По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны тебе описанные мысли.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Моя жизнь бесполезна.

15. Многие неправильного мнения обо мне.

16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

17. Люди ждут от меня очень многого.

18. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

19. Я слегка смущаюсь.

20. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

21. Я не чувствую себя в безопасности.

22. Я часто волнуюсь понапрасну.

23. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

24. Я чувствую себя скованным.

25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

26. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

27. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

28. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

29. Как жаль, что я не общителен.

30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

31. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники. Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» — 4 балла,

«часто» — 3, «редко» — 2, «никогда» — 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает «комплексом неполноценности», лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов — уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

infourok.ru

«Самосознание и развитие личности». 10-й класс

Личность-это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненноважных потребностеймыслейчувствмотивовинстинктов, переживаний, действий.

Невозможно переоценить эти процессы, которые начинаются с момента рождения и продолжаются всю нашу сознательную жизнь.

В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я«.

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как «Я»; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Стадии (или этапы) развития самосознания: (слайды 7-9)

Открытие «Я« происходит в возрасте 1 года.

К 2-м — 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

— Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

— Оценка результатов своей деятельности

Психологи выявили фазы (этапы, периоды) самопознания и самосознания (слайд 10)

? — Сколько фаз?

— Как их можно охарактеризовать? Заполните пропуски в таблице.

Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира.

Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет.

К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.

Самопознание в отличие от других видов познания:

— направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

— в отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность;

— большое значение в познании собственного «Я» имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

— в отличие от других видов познания присутствует творческое «Я» (стремление субъекта к самосовершенствованию).

2. «Я» — концепция и образ «Я» (слайды 11-13)

А) — «Я» человека как объект познания — сложное и динамичное образование.

Образ «Я» — совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах.

Мы можем рассматривать наше «Я» как: «Я» - физическое; «Я» — многогранное; «Я» — личность; «Я» — и жизненные роли и т. д.

Для того, чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание («Я») в виде круга, разделенного на четыре части. (Комментарий слайда). Самопознание — это путь от скрытого «Я» к открытому. (Слайд 14)

«Я» скрытое — вы знаете, другие не знают - секреты; все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе

«Я» неизвестное — никто не знает — то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях.

«Я» слепое — вы не знаете, другие знают - то, что интересно другим, а вам не очень ясно.

«Я» открытое — вы знаете, другие знают - знания о себе, о других.

Подобное деление «Я» на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы.

Б) «Я» — концепция (или образ «Я») — что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.

«Я» — концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».

В психологии выделяют составляющие «Я» — концепции (слайд 15)

Когнитивная (лат.  cognitio, «познание, изучение, осознание»)  это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

Можно рассматривать «Я» концепцию:

— По временной отнесенности можно выделить (слайд 16)

«Я» — настоящее

«Я» — прошлое

«Я» — будущее.

— По содержанию можно выделить образы (слайд 17)

«Я» — физическое

«Я» — умственное

«Я» — эмоциональное

«Я» — социальное.

По источнику информации: разные зеркальные «Я» — ( Слайд 18)

«Я» глазами родителей, друзей и т. п.

3. Идентичность. (Слайд 19)

Мы переходим к еще одному понятию: идентичность

Идентичность (англ.  Identity) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе — политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

? — Скажите, на какой фазе самосознания и развития личности мы можем применять это понятие?

Задание: откройте учебник на стр. 284 прочитайте 6 и 7 абзацы со слов «По мнению психологов:»и назовите 3 аспекта идентичности.

— Что такое «социальная » и «личностная» идентификация?

Три аспекта идентичности

Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного сущест

urok.1sept.ru

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Презентация. Самопознание и развитие личности. 10 класс. Профильный уровень.

Подписи к слайдам:

Как не ошибиться в оценке.
Самооценка
= отношение к собственной внешности + представления о своих способностях + отношение к себе других людей.
Самооценка субъективна.
Самооценка
= собственные суждения + мнения других людей о Вашей персоне.
Два пути оценки:
1. Сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами деятельности;
2. Сравнивая себя с другими людьми.
Измерения идентичности.
Вид.
Результаты.
1.
Описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы.
1. Я – ученик, Я – любитель современной музыки
и т.п.
2. На основе описания официального
социального статуса и личностных черт.
2. Я – россиянин, Я – смелый, Я – решительный и т.п.
3. Состоит из
характеристик личности, социально одобряемых или не одобряемых.
3. Я не люблю подлецов, Я стараюсь
быть честным и т.п.
Содержание.
Введение.
Что такое самосознание.
Знакомый незнакомец.
Как не ошибиться в оценке.
Развитие самосознания и формирование личности.
Использованная литература.
Знакомый незнакомец.
Особенности самовосприятия:
1. Настоящего лица своего в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса.
2. Мы бессознательно формируем свой образ «Я».
3. Внешность человек не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми.
4.
Но все —
таки: «Встречают по одежке, провожают по уму».
Идентичность.
Три основных аспекта:
1. Опирается на осознание временной протяженности собственного существования.
2. Предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самого себе.
3. Позволяет определить степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.
Самопознание и развитие
личности
10 класс, профиль
Самореализация.
Самореализация:
Процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Человек должен знать свои особенности, чтобы реализовать себя.
Образы я.
Критерий.
Пример.
По временной отнесенности.
Я – настоящее, Я
– прошлое, Я – будущее или Я в 15 лет, Я в 30 лет и т.д.
По содержанию.
Я – физическое,
Я – умственное, Я – эмоциональное, Я – социальное.
По источнику информации.
Я глазами мамы, Я глазами друга
и т.д.
Что такое самосознание.
Проблема: объект и субъект познания совпадают.
Самосознание:
Определение человеком себя как личности,
способной принимать самостоятельные решения
, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Использованная литература.
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /
[
Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Н.М. Смирнова и др.
]
; под ред. Л.Н. Боголюбова
[
и др.
]
; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
Развитие самосознания и формирование личности.
От простого к сложному.
1. Восприятие себя как активного субъекта.
2. Период развития самооценки.
а)дошкольный период;
б)школьный период;
3. Развитие моральной оценки.
Я – концепция
Совокупность всех представлений о различных сторонах своей личности и организма. Состоит из многочисленных
образов – Я.
«я мыслю, следовательно, я существую»
Дж.Локк
Человек познает себя интуитивно на основе рефлексии(осмысления жизненного опыта, который расширяется с годами.
И.Кант.
Самосознание необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Три важных момента для понимая самооценки.
1. Самооценка = успех/притязание.
Повысить самооценку можно либо
добившись чего-то
, либо
снизив уровень притязаний.
2. Люди склонны
оценивать себя
так, как их
оценивают другие
.
3. Самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам .
Варианты обретения идентичности у подростков.
Вариант.
Характеристика.
1. Диффузная идентичность.
1. Отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего
и малой озабоченности проблемы выбора.
2.Предрешенная
идентичность.
2.Подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта,
а под влиянием окружающих.
3.Кризис.
3.Подросток не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.
4.Реализованная идентичность.
4.Подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно.

nsportal.ru

Самопознание (урок обществознания в 10-м классе)

Место урока в курсе обществознания. Урок завершает изучение темы «Познание как деятельность», что позволяет использовать знания, полученные в ходе предыдущих уроков.

Что же касается самопознания – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой.

Практическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок — лабораторная работа с элементами дискуссии.

Цель урока:

  1. Образовательная – подготовка к социализации, основанной на знании своего Я и умении применять свое знание в процессе адаптации.
  2. Развивающая – развитие навыков самоанализа.
  3. Воспитательная – воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека.

Задачи урока непосредственно связаны с развитием ключевых компетенций личности:

  • способность искать: получать информацию, работать с учебником;
  • способность изучать: извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь знаний и систематизировать их, творчески решать возникающие проблемы;
  • способность думать: противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  • способность включаться в деятельность: организовывать свою работу, нести ответственность;
  • способность сотрудничать: сотрудничать и работать в группе, принимать решения;
  • способность адаптироваться: использовать новые технологии усвоения информации и коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1).1

С начала учебного года мы с вами говорим о деятельности, в частности, о познавательной деятельности.

Давайте вспомним, какие виды познания мы с вами изучали? (Научное, ненаучное, социальное). И, наконец, сегодня мы поговорим о самопознании (Слайд 1).

Невозможно переоценить этот процесс, который начинается с момента рождения и продолжается всю нашу сознательную жизнь.

Девиз «Познай самого себя» (Слайд 2), который можно смело считать девизом сегодняшнего урока, был начертан еще на фронтоне древнегреческого храма.

В то время знание о себе считалось целью, к которой нужно стремиться, чтобы узнать свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения.

Сейчас изучением личности человека занимается психология. Мы с вами тоже уже обращались к понятию личности, давайте вспомним его определение. (Боголюбов «Обществознание», §2, стр. 15. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Итак, психология установила, что внутренний мир человека необходимо изучать и изменять.

Знание себя поможет вам выявить свои способности, черты характера, темперамент и многое другое. На этой основе вы сможете правильно организовать свою учебу, деятельность, построить отношения с людьми.

Для начала проведем небольшой тест, который позволит нам определить, что же вы знаете о себе.

1Здесь и далее слайды из Приложение 5.

Тест «Кто ты?»

(ученики используют чистые листы, лежащие на столах с начала урока).

Вопрос 1: Кто ты?

Вопрос 2: Кто ты?

Вопрос 3: Кто ты? (Слайд 3) У вас ровно 2 минуты на то, чтобы выполнить задание. Ваши ответы на вопросы этого теста кроме вас увидят ваши соседи по парте.

Время истекло. Посмотрите внимательно на свои листочки. На них – образ вашего Я (Слайд 4), который складывается из представлений о себе, своих внутренних и внешних качествах.

Этот образ и даст характеристику вас как личности. На слайде перечислены позитивные черты. (Слайд 5)

Посмотрите как многообразно ваше Я, ваша личность (отследить отражение в ответах на вопрос теста). (Слайд 6)

Следует отметить, что, отвечая на вопросы теста, вы коснулись только внутренней оценки своего Я, то есть самооценки. (Слайд 7)

Давайте посмотрим, из чего же складывается самооценка? Откройте учебники на стр.94, и из пункта «Не ошибись в оценке» выберите три составляющих самооценки.

  • «Я и Идеал» (клик в слайде 7).
  • «Я и Другие» (клик в слайде 7).
  • «Я и Я» (клик в слайде 7).

Образ Я не остается неизменным в течение жизни. Происходящие изменения проще всего заметить во внешности, в физической (Слайд 8) стороне вашего Я. Для этого достаточно просто посмотреть в зеркало.

Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.

К. Чуковский.

Иногда, в отсутствии зеркала можно взглянуть в глаза человека, находящегося рядом с тобой (Слайд 9).

Я предлагаю вам обменяться с соседями по парте вашими листочками с результатами теста «Кто ты». Уважаемые соседи, поставьте «+» рядом с теми качествами, которыми наделен автор ответов и соответственно «-» рядом с теми вариантами ответов, которые отражают несуществующие качества.

Верните листочки авторам. Рассмотрите результаты. Искренне надеюсь, что в большинстве случаев мнения совпали.

Если же вы обнаружили «-» в своем листочке – у вас есть повод задуматься. Может быть, вы себя переоценили или недооценили в какой-то роли?

Кстати, о ролях (Слайд 10).

Лет в 10 дома, со своими,
Ты носишь собственное имя.
Но чуть на улицу попал,
Ты это имя потерял.
Здесь нет имен. Здесь носят клички.
А в школе? Тут свои привычки,
Большим тебя считают тут
И по фамилии зовут.
Итак, три звания, три роли:
В семье, на улице и в школе.

В. Берестов.

(Если есть время – перечислить роли).

В вашей жизни, где все вы играете какие-то роли, вас окружают различные люди: родители, учителя, друзья и т.д.

Сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в окружающих вас людях.

Практическая работа поможет нам в этом (Слайд 11).

На левой стороне (клик в слайде 11) листа (Приложение 1) напишите в порядке значимости для вас пять любых людей из вашего окружения (клик в слайде 11).

А теперь справа (клик в слайде 11) составьте другой список в зависимости от того, какой интерес испытывают названные люди к вам.

Сопоставьте оба списка. Есть ли такие люди, которые очень много значат для вас, но не уделяют вам должного внимания? Почему? Правильно ли вы ведете себя с ними? Сделайте выводы. Подумайте, как можно изменить отношения с окружающими? Всегда ли адекватно мы воспринимаем происходящее и реагируем на него?

Ведь мы воспринимаем мир (Слайд 12) с помощью наших органов чувств, а они, как известно, несовершенны.

Я предлагаю вам обратиться к тесту «Я воспринимающее» (Слайд 13 + Приложение 2) и ответить на его вопросы, записывая баллы в специально отведенную колонку.

В каждом блоке ответов оцените каждую фразу от 1 до 4 балов. 4 балла вы поставите в том случае, если данная фраза как нельзя лучше характеризует вас. И напротив, одним баллом вы оцените ту фразу, которая не отражает вашей индивидуальности. При ответе на один блок вопросов каждая из цифр повторяется только один раз.

Второй этап работа с тестом (Слайд 14)– перенесите полученные баллы на бланк ответов, а затем подсчитайте, сколько баллов заработала каждая из букв.

Значения букв:

  • В – визуальный;
  • К – кинестетический;
  • А – аудиальный;
  • Д – дигитальный (жить будем, но сначала подумаем).

Вам хорошо известно, что органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир, являются составной частью нервной системы человека. Особенности же нервной системы определяют темперамент (Слайд 15) человека.

Сейчас я предлагаю вам определить, каким темпераментом обладаете вы (Приложение 3). Отвечая на вопросы теста вам необходимо записать 1 балл в соответствующий столбик.

Обработка результатов: (Слайд 16)

Подсчитайте количество баллов. Выберите ту колонку, где сумма баллов преобладает.

  1. = сангвиник – подвижный, но уравновешенный человек, адекватно реагирующий на окружающие события.
  2. = холерик – быстро возбуждающийся, неуравновешенный, вспыльчивый человек с резкими переходами настроения.
  3. = флегматик – медлительный, но настойчивый и упорный человек, которого трудно вывести из состояния равновесия.
  4. = меланхолик – человек, очень глубоко переживающий даже небольшие огорчения, склонный к хандре, пессимизму.

Есть над чем задуматься (Слайд 17), не так ли?

И оказывается, что «Я думающий» — это не только эрудиция, но и еще целый ряд умений.

Давайте посмотрим, а обладаете ли вы этими умениями?

Перед вами (Слайд 18) четыре точки. Попробуйте соединить их темя линиями, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды по одной линии.

Удалось? Надеюсь, наши варианты совпадают (Слайд 19).

Понравилась головоломка? Хотите еще?

И вот тут оказывается, что ваше «хочу» (Слайд 20), то есть ваша потребность в головоломке, ограничивается моей потребностью уложиться в урок. Удивительно, но очень часто наши потребности стать кем-то, сделать что-то зависят от других людей, у которых тоже есть потребности, удовлетворение которых, в свою очередь зависит от вас.

Решение этой проблемы заключено в категорическом императиве Канта: «Поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой».

И если вы чего-то действительно очень хотите, то непременно добьетесь. А вот здесь уже проявляется еще одна грань вашей личности «Я могу» (Слайд 21).

Со всей ответственностью заявляю, что нет людей не способных. Есть люди, способности которых не выявлены. Как же выявляются способности? В процессе деятельности. Не бойтесь пробовать. Пытайтесь рисовать, сочинять музыку, доказывать теорему Ферма.

Фантазируйте! (Слайд 22) У вас непременно получится! Ведь вы наверняка способны представить себя в различных ситуациях (и дальше по слайду). Наконец, сочинить рассказ.

Ну, может быть, не рассказ, а вот эссе (Слайд 23) к следующему уроку написать извольте. Объем – не более одного листа. Перед написанием эссе настоятельно рекомендую прочесть §12.

Темы эссе вывешены на доске (Приложение 4)

urok.1sept.ru

Методическая разработка урока по обществознанию на тему «Самопознание» (10 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

Тема: Самопознание.

Учебная дисциплина

Обществознание

Разработала:

Учитель истории и обществознания

Садыкова Лариса Викторовна

Тема урока: Самопознание.

Цель:

  1. Раскрытие сущности самопознания, сложности и              глубины этого процесса и осознание решающего значения самопознания в духовно-нравственном становлении личности.

  2. Формирование у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми, толерантными.

  3. Развитие у детей наблюдательности, навыков самоанализа.

Оборудование, мультимедийная установка, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, тест «Твоя самооценка» , домашнее задание).

На доске

Эпиграф: Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Ф. Вийон

Франсуа

Ход урока

I. Организационный момент

На экране – первый слайд1, звучит музыка. барбарики

— Добрый день, ребята! Меня зову ЛВ. Я сегодня проведу в ваше классе урок обществознания

У нас на уроке присутствуют гости, можете развернуться посмотреть. Улыбнуться гостям.

Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

II. Изучение нового материала

Тема нашего урока: Самопознание. Слайд2

Таким образом, этот урок мы посвятим познанию особого объекта – самих себя. Мы постараемся сегодня раскрыть сущность самопознания, сложность и глубину этого процесса; будем учиться объективно характеризовать себя и адекватно оценивать других.

— Трудно не согласиться со словами французского поэта XV века Франсуа Вийона (обращаясь к эпиграфу, написанному на доске) – каждому человеку приходится всю жизнь, порой, не отдавая себе в том отчета, познавать самого себя, узнавать что-то новое.

Беседа о самопознании: слайд 3

— Ребята, как вы думаете, когда начинается процесс самопознания? С какого возраста?

(В самом раннем детстве).

— Вы, наверное, слышали, что малышей нельзя подносить к зеркалу. Почему? Ведь они уже отлично узнают папу и маму, близких людей, радостно им улыбаются…

(Ребенок не узнает себя и может испугаться).

— И вот наступает момент открытия, узнавания себя любимого! Вспомните, как это происходит, в чем выражается.

(Ребенок с особым удовольствием, с восторгом смотрит в зеркало, узнает себя (в первую очередь!) на фотографиях).

— Так с чего же начинается самопознание?

(С самоузнавания, выделения себя из внешнего мира).

— До двух — трехлетнего возраста главным источником знаний о самом малыше являются…(родители). В чем это выражается?

(Они дают ребенку имя, говорят что он мальчик, сынок, братик, внук и т.д.)

— А когда ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, какую знаменитую фразу он произносит?

(Я сам!) (это я)

С этого времени ребенок начинает словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя. Как это бывает?

— Итак, назовите первые этапы самопознания?

(1 – самоузнавание. 2 — способность словами характеризовать себя.)

— Таким образом, на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». И процесс этот продолжается всю жизнь. Слайд 4

2. Понятие самооценки

Групповая работа по 5-6 человек

— Каждый из нас, глядя в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к самосовершенствованию, Вам предстоит ответить на вопрос: «как формируется самооценка личности? 3 МИН

Слайд5

— А каково ваше отношение к самим себе, эмоциональное отношение к собственному образу — то есть ваша самооценка?

Проведем тестирование.

Тестирование проходит на фоне музыкального клипа Ю. клип и слайд 6Савичевой «Если в сердце живет любовь».

— А теперь познакомьтесь с результатами и выслушайте советы.

Я желаю вам, как поется в песне, оставаться самими собой, но при этом, помогая природе, ухаживать за собой, поддерживая красоту лица и тела, и души.

— А о чем всегда надо помнить, работая над самооценкой (нужно быть самокритичными)

(Наша самооценка складывается не только из мнения о собственной внешности, но и из мнения о нас окружающих людей. Значение мнения окружающих в самопознании человека велико. Все мы разные и точки зрения у нас разные. Поэтому нужно быть терпимыми, толерантными к другим людям. Стараться не делать поспешных выводов о незнакомых людях.)

, я предлагаю немного отдохнуть, выполнив несколько движений. Игра «Зеркало» Все встают, подходят к каждому однокласснику и говорят о достоинствах его!!!!

Т.е.– помогают таким образом друг другу увидеть в себе хорошее, полюбить себя.

6. «Я»-концепция и образ «Я»

Мы рассмотрим образ я . представим наше самосознание рассмотреть в виде круга, состоящего из четырех частей. В то же время – это одно целое .В каждом из вас есть ваши секреты, о которых никто другой не знает (есть у вас такие секреты?) Это я скрытое дальше прокомментировать слайд

Все люди до конца не знают своих способностей , своей реакции в определенных ситуациях. Свои скрытые возможности, даже от самого человека. Каждый человек по разному реагирует. Давайте посмотрим, вспомним себя. дальше прокомментировать слайд Я неизвестное. Пояс

Есть моменты нашего образа которые нам неизвестны – те..е. скрыты от нас самих. Мы их не замечаем или не хотим замечать, а другие люди – товарищи близкие их видят.

Раскрывая свои возможности для себя и для других мы подходим еще к одному образу я – открытому. Когда наши способности не секрет для нас мы можем показать их другим потому, что научились скрытое я раскрывать . комментарий слайда

— «Я» человека как объект познания – сложное и динамичное образование. «Я»-концепция (или образ «Я») – что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.

). Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

Подобное деление «Я» на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы. Так из чего же складывается, прежде всего, образ «Я» у молодых людей, у подростков? который складывается из представлений о себе, своих внутренних и внешних качествах

— Давайте попробуем выяснить то, что вы знаете, а другие не знают («Я»скрытое).

В рабочих листах найдите задание № 3 и запишите в левый столбик все, что вам нравится в себе (нос, ухо, глаза, походка, черты характера и т.д.), а в правый столбик – все, что вам не нравится в себе

Проверка:

— Какой столбик получился больше?

— Нравитесь ли вы себе?

У кого левый столбик получился больше – любит себя, у кого – правый, тот не очень хорошо к себе относится.

А может, он просто плохо себя знает? обменяться с соседом по парте, пуст ваш сосед подчеркнет те черты которые он считает этому человеку присуще. Верните листочки обратно.

поднимите руку у кого совпали качества вашей оценки и оценки вашего товарища – скрытое я и открытое я совпали.

У кого правый столбик – отрицательные качества

Нашлись смельчаки?

Похвалить

Советую приглядеться друг к другу

Кто что то открыл в своем соседе. Чего не замечал.

Можно будет определить я – слепое вы не знаете, другие знают.

Вывод

Итак, наше «Я» состоит из нескольких частей. Мы отдаём предпочтение одной или другой стороне. Но наша сила, красота в единстве и многообразии нашего Я.

Наше я – многогранное. слайд 10Слова Достоевского.

У вас вся жизнь впереди, вам еще три года учиться вместе бок о бок, вам предстоит узнать еще много понятий в ходе изучения обществознания, раскрыть для себя понятия слепого я , открытого,, как к ним прийти

Надеюсь, что кто- то заинтересовался. Вы можете помочь себе, помочь друг другу в самопознании и становлении личности.

Любите и принимайте себя такими, какие вы есть.

Будьте интересны себе и окружающим. Пусть у вас много будет разных «Я».

Я желаю, чтобы ваша жизнь сложилась счастливо, и вам никогда не было бы стыдно и больно за свои поступки. Пусть все у вас сложится хорошо!

III. Закрепление.

А в конце урока я предлагаю вам проверить свои знания, и поиграть в игру закончи фразу

  1. Самопознание характеризуется… формированием собственного образа

  2. Самопознание характеризуется способностью отнестись к себе объективно

3. Какой признак относится к понятию «самопознание»? формирование «Я» — концепции

4.Установите соответствие между признаками и образами «Я».

ИЗВЕСТНО МНЕ открытое «Я»

Скрытое

ИЗВЕСТНО ДРУГИМ неизвестное «Я»

слепое «Я»

оценить!!!!

IV. Запись домашнего задания

V. Итог урока.

1. «Как важно в жизни, помня о желаниях,

Возможностей своих не забывать!» (Э. Асадов)

2. «Я – семья.

Во мне, как в спектре, живут семь «Я»,

Невыносимых, как семь чертей,

А самый синий – свистит в свирель!

А весной,

Мне мнится, что я восьмой!» (Р. Рождественский)

3. «Я – такой же, как вы,

Я – такой же прохожий,

Я – такой, как и все,

Ни на кого не похожий!» (Р. Быков)

4. «И чувствую –

«Я» для меня мало!

Кто – то из меня

Вырывается упрямо» (В. Маяковский)

5..«Вглядись, как в зеркало, в другого человека». (К. Маркс)

infourok.ru

«Самопознание и развитие личности».-10 класс

Тема «Самопознание и развитие личности».-10 класс

Цели урока:

объяснить понятия и термины: «самосознание», самопознание», «самооценка», «Я- концепция», «Я- образ», «идентичность»;

— ознакомить с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности;

— определить трудности познания человеком самого себя.

Задачи:

— развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме;

— сравнивать, анализировать, делать выводы;

— рационально решать познавательные и проблемные задания;

— способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

План урока.

1. Самосознание и самопознание.

2. Роль самооценки в формировании личности.

3. Развитие самопознания и формирование личности

Словарь:

1) самосознаниеопределение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения и нести ответственность за совершаемые действия.

2) самооценка — оценка человеком самого себя своего внешнего вида и внутреннего мира.

3) идентичность — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе ( политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.)

4) самопознание -познание человеком самого себя

5) «Я» — концепция — определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Поэт Е. Евтушенко утверждает, что человек — это знание, которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь.

Каждый из нас уникален. Мы отличаемся цветом глаз, волос,

полом, возрастом, привычками, именами и многим — многим другим . Но есть и то, что нас всех объединяет. У нас есть мысли, чувства, желания, память.

Есть такое выражение «внутренний мир человека». Это его собственное пространство, куда нет доступа практически никому, разве что самому человеку.

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, социологов, педагогов, деятелей искусства. Как же они представляли себе эти процессы?

• Дж. Локк — человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

• И. Кант придавал пониманию «я» ценностно-личностное измерение.

Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека.

С его точки зрения, самосознание им

необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

• Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии, при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

Что же говорит сегодняшняя наука психология о самосознании и самопознании?

«Самосознание и самопознание».

1. Сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект познания совпадают, поэтому сложно установит степень достоверности знаний человека о самом себе.

2. Самосознание — определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

3. Важный признак самосознания — готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

4. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни.

5. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации — это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, , позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

6. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои

особенности.

— Что вы понимаете под понятием «самооценка»?

Самооценка — представление о своих способностях, отношении к себе других людей.

— Проанализируем уровни самооценки.

Итак, высокая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны?

— Каковы перспективы формирования личности, которая имеет высокую самооценку?

— Как будут складываться у человека с высокой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?

— Низкая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны?

— Каковы перспективы формирования личности, которая имеет низкую самооценку?

— Как будут складываться у человека с низкой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?

— Какой уровень самооценки является самым оптимальным? Почему?

Если у тебя выявился высокий уровень самооценки, ты будешь испытывать определенные сложности. При среднем уровне самооценки шансов на успех значительно больше. Ну а что делать, если у тебя низкая самооценка? Прежде всего необходимо объяснить самому себе, что, в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий.

Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию самого себя — самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Мнения людей очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже по тому, что понимают под словами «знать себя».Для одних это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других — знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих — хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то — умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя.

-А вы? Что означает для вас «знать себя»? Легко ли вам ответь на этот вопрос?

Для того чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее задание.

У вас 1 мин вы должны ответить на вопрос «Кто я?», используйте для этой цели 5 слов. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные Пишите их так, как они приходят вам в голову. Вы же сами понимаете — правильных и неправильных ответов здесь быть не может.

Вывод (комментарий учителя): … посмотрите сколько слов и предложений вы успели написать за 5 минут. Этот показатель носит название «уровень самопрезентации».

Я думаю, вы убедились в том, что процессы самопознания и самосознания далеко не простые. С чего начинается наш процесс самопознания? Видим ли мы себя реальными?

Ученые провели оригинальный эксперимент.

Испытуемого сфотографировали и предлагали спроецировать фотографию на настенный экран. Одновременно перед ним ставили зеркало. Он должен был «подогнать» фотографическое изображение к зеркальному отражению, для чего имел возможность изменять пропорции фотографии — расширять, сужать.

Выявилось, что между реальным образом и тем, который имеет человек, есть существенные расхождения, которые нами не осознаются.

Воистину, человек — знакомый незнакомец.

Человек не видит о настоящего лица, также как и своего голоса не слышит.

Психологи пришли к выводу, что внешность человека значима не только для него, но и для окружающих: обладающим приятной внешностью приписывают те достоинства, которых у них нет, и наоборот.

Тест

А1. О какой потребности человека рассуждает современный философ: «Главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?

1) в самореализации 3) в самопознании

2) в самоуважении 4) в обладании властью

А1. Состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной оценке событий внешнего мира и жизни самой личности, — это

1) сознание 3) мышление

2) восприятие 4) мировоззрения

А2. Годовалый ребенок впервые увидел снег, дотронулся до него рукой, он оказался холодный и мокрый. Какую форму познания иллюстрирует данный пример?

1) чувственное познание 3) социальное познание

2) рациональное познание 4) художественное познание

А2. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости

А3. Верны ли следующие суждения?

А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека».

Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды».

1)      верно только А 3)      верны и А и Б

2)      верно только Б 4)      оба суждения неверны

А3. Верны ли следующие суждения?

А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».

Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».

1)      верно только А 3)      верны и А и Б

2)      верно только Б 4)      оба суждения неверны

infourok.ru

Учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему: Разработка урока по теме «Самопознание» 10 класс

Карасавиди Е.Ю.

Тема урока: «Самопознание и развитие личности»

Цели и задачи:

  • объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «Я – концепция», «Я – образ», «идентичность»;
  • познакомить с особенностями процесса самопознания;
  • выявить роль самосознания в развитии личности;
  • определить трудности познания человеком самого себя;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока:

          Интегрированный урок лабораторного типа

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран
  • компьютерная презентация «Самопознание»
  • тест на выявление уровня самооценки, психологические задания и упражнения
  • отрывок фильма «Диалог с Богом»
  • листы самооценки

План урока:

  • Самосознание и самопознание
  • Роль самооценки в формировании личности
  • Самоисповедь как средство познания своего Я

Ход урока

                                                                               Умен тот, кто познал людей.

Тот, кто познал себя, просвещен.

Победа над людьми дает власть,

 победа над собой – могущество.

Лао Цзы

             Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII—XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.

Самосознание —  осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высшийуровень развития сознания — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности вее суждениях и действиях .

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношениенеразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших формработы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поисксмысла жизни.

Главные функции самосознания — это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.

Особенности самопознания:

  • Совпадение субъекта и объекта познания
  • Субъективность самооценки
  • Изменяющийся объект познания

Образ «Я»

«Образ Я» – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

«Образ Я» включает 3 компонента:

1.Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Т.е., осознавая все эти составляющие себя, происходит самопознание человека. Механизмы самопознания: рефлексия, самоанализ, самовосприятие – все то, с помощью чего человек добывает знания о себе.

2.Эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, самокритичность, гордость и т.д.

3. Поведенческий (волевой) – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, добиться успеха или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Рефлексивная способность самосознания – это готовность к познанию психических явлений и самого себя.

Когда говорят о составляющих «Образа Я», то чаще называют его «Я–концепцией». Итак: составляющие Я–концепции:

  • Я-реальное
  • Я-идеальное
  • Я-зеркальное

Не существует универсального определения «Я-концепции».

Практикум №1

Учащиеся самостоятельно  заполняют «Я открытое», «Я слепое» заполняет сосед по парте, «Я скрытое» самостоятельно.

-Что значит «Я слепое»?

Формирование «Образа Я» зависит от самооценки.

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Типы самооценки:

  • адекватная
  • неадекватная : завышенная, заниженная

      Самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.
      Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов.

Большую роль в самопознании играет самоисповедь.

Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой. Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них. Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности. Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.

Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах: поделиться своими переживаниями с незнакомым человеком, с близким другом, членом семьи, исповедоваться в церкви, самоисповедь.

Кто жизнью бит, тот большего добьется.

Пуд соли съевший выше ценит мед.

Кто слезы лил, тот искренней смеется.

Кто умирал, тот знает, что живет!

                                         Омар Хайям

   Практикум №2

  1. Сядьте на стул, ощутите себя на сеансе кино. При этом, фильм вы давно хотели его посмотреть. Картина событиями вашей жизни, вы наслаждаетесь.
  2. Просмотрев повесть о прошлом, фильм заканчивается и начинается новый о вашем будущем. При этом, лента наполнена множеством сюжетных линий.
  3. По окончании просмотра задумайтесь — понравился ли вам сеанс, или надо что-то поменять? Остановитесь на негативных аспектах, которые мешают, и продумайте нивелирование плохих качеств для более приятной жизни.

      Практикум №3

Памятка «Как повысить самооценку?»

  1. Правильно используйте аффирмации.

Аффирмации — формулы самовнушения .

  1. Определите свои области компетенции и развивайте их

  2.  Учитесь принимать комплименты

Люди с низкой самооценкой остро нуждаются в комплиментах, но в то же время не умеют правильно на них реагировать.

Принимайте комплименты, даже если они заставляют вас чувствовать себя неловко.

4. Перестаньте критиковать себя, будьте мягче

Если вы постоянно критикуете себя, самооценка становится ещё ниже. Чтобы вернуть чувство собственного достоинства, необходимо заменить критику на сострадание к самому себе.

5. Убедитесь в собственной значимости

Следующее упражнение поможет вам восстановить самооценку после того, как по ней был нанесён сильный удар.

Составьте список своих качеств, которые важны в контексте ситуации. 

Домашнее задание : §27, пройти тест по самопознанию в сети Интернет, сравнить результаты теста с собственной самооценкой.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *