Источники власти: понятие и виды
Источники власти — это конкретные средства, рычаги, благодаря которым властвующий субъект может добиться подчинения других субъектов и реализации своих целей.
К основным источникам власти относится по М. Веберу: сила, авторитет, традиция; также к ним можно добавить богатство, владение информацией и другими ресурсами.
Далее рассмотрим на конкретных примерах эти и другие источники.
Суть
Макс Вебер выделял следующие средства власти.
Макс Вебер (1864 — 1920). Выдающийся ученый, политолог, социолог. Автор концепции «Понимающей социологии» и многих других
Сила
Когда некто опирается на угрозу применения силы, насилия, чтобы добиться желаемого поведения. Например, отец выпорол ребенка за двойки в школе. Он, отец, конечно, не понимает, что ребенок его может не в состоянии осилить школьную программу, и что способностей ему это не добавит. Но тем не менее.
Выход на митинги сейчас в России незаконен. Если даже ты один — вышел в одиночный пикет просто с плакатом “Вор”, к тебе через пару минут подъедут сотрудники правоохранительных органов и заставят под угрозой применения насилия пройти с ними. А если митинг массовый, так и вообще ОМОН тебя силой задержит….
Авторитет
Авторитет основан на престиже того социального статуса, который занимает человек в обществе, согласно теории социальной стратификации. А высокое положение (статус) априори означает, что у данного властвующего субъекта (человека) есть какой-то уровень дохода (богатства), власти, образования и престижа.
Власть авторитета. Иллюстрация
Именно поэтому категорию богатства как источник власти я бы не выделял.
В чем проявляется авторитет? Ну, к примеру в компании друзей к тебе подходят и говорят: “Ты меня уважаешь? Тогда пей”, предлагая вам выпить, к примеру, кефира. Вот вам и попытка осуществить принуждение, апеллируя к авторитету.
Традиции
Традиция — это некий обычай, который исполняется данным обществом на протяжении долго времени — может, веков или даже тысячелетий.
Апелляция к традиции достаточна популярна, чтобы добиться подчинения. К примеру, есть традиция ставить себе елку на Новый год. Ежегодно масса людей вырубает зимой елки, продает их другим людям, которые через пару дней после праздника выбрасывают их на помойку. Массовое жертвоприношение елок! Гринпис отдыхает! Но ничего не попишешь, такова традиция.
Тоже самое было с царем в царской России, которому надлежало подчиняться. Есть даже такие поговорки: “Без царя в голове”, “Не нами положено, не нам и менять!” и все такое прочее.
Виды
Принуждение
Это такая ситуация властвования, при которой властвующий субъект может внести в ситуацию существования объекта властвования некие ограничения.
Например, родитель может поставить ребенка в угол, тем самым ограничив его, ребенка, свободу передвижения и добиться от него нужного поведения в будущем. Собственно, государство, заключая осужденных в тюрьму, поступает точно также. Вообще в обществе господствует принуждение.
Родитель: “Ты должен ходить в школу”. Ребенок: “Не хочу”. Родитель: “Ты должен!”.
Родитель: “Поехали на дачу”. Ребенок: “Не хочу”. Родитель: “ Поехали!”
Все это как правило сопровождается угрозой применения первого источник власти — силы.
Мотивация
Это способность властвующего субъекта внести в ситуацию новое преимущество.
Например, когда я был молодым и дерзким и работал грузчиком, были примерно такие ситуации. Наш бригадир говорил: “Пришла фура, кто пойдет разгружать?” Все молчат, потому что фуру разгружать никто не хочет. Тогда бригадир говорит: “Андрей, ты у нас самый сильный, пойдешь?” Андрею конечно приятно, что он тут самый сильный, и конечно соглашается, а то ведь неудобно перед пацанами. Но фура не ждет!
Мотивация как средство власти. Иллюстрация
Также учительница, видя, что никто не хочет вытирать доску может сказать: “Вань, вытри доску, пожалуйста, никто, кроме тебя, с этим лучше не справится!”.
Разумеется, что мотивация успешна в том случае, если властвующий субъект имеет должный уровень авторитета, разобранного выше источника власти.
Или еще пример. Предположим, вас приняли на работу в организацию руководителем коллектива — 15 человек. Поставили задачу — выполнения вашими подчиненными плана, предположим, продаж.
Потому что ваши подопечные, приходя на рабочее место, в офис, занимаются чем угодно, кроме работы: сначала завтракают, кофе пьют, потом разговоры разговаривают, курят. Потом два часа поработают — уже обед! Ну а конец дня проходит в полусонном режиме. При этом уволить их нельзя — классные специалисты. Как вам их мотивировать?
Многие сразу отвечают: поднять зарплату. То есть эти деятели ничего не делают, а им еще зарплату подавай?! Нет, конечно.
Есть несколько решений. Одно из них устроить соревнование: разделить их на 2 группы и сказать, что какая группа выполнит план, та вместе с семьями поедет на Мальдивы на две недели!
Как-то так!
Убеждение
Убеждение — это способность властвующего субъекта в организации, в менеджменте — не важно где — изменять, трансформировать убеждения того, в отношении кого власть реализуется.
Чтобы это успешно делать, нужно обладать авторитетом, харизмой, всеобщим признанием и уважением. Так, например, тренер бокса добивается от своего подопечного побед. Или учитель, заинтересовав ученика своим предметом, воспитывает гения математики или физики.
Сила убеждения. Иллюстрация
Привитие правильных убеждений вообще задача социализации. Она не может быть успешной без трансляции агентами социализации нужных ценностей. Как говорится, осина не родит апельсина.
А на этом всё! Кстати, дарю все примеры для использования при выполнении экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию.
Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.
Поделиться в соц. сетях
§1 (§ 25). Власть. Обществознание 9 класс Кравченко
Вопросы и задания
1. На какой стадии развития человечества можно говорить о разделении властей и почему?
6-5 тыс. лет назад, когда возникли первые государства, начался новый этап в развитии власти – государственный. С образование государства происходит разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.
2. Что такое пирамида и иерархия власти? Какую роль в ней играет потребность во власти?
Пирамида власти – делегирование первым лицом государства, учреждения части своей власти своим подчиненным, а те могут передавать ее дальше. Пирамида власти включает только начальников и не включает подчиненных. Начальник – любое должностное лицо, которое вправе принимать управленческие решения и требовать их исполнения. Президент, министр, директор, бригадир – все это начальники, т. е. люди, «стоящие в начале».
Люди подчиняются их приказам, потому что выполняют предписанные им роли, а не из личных симпатий или физического принуждения. Например, в армии приказы узаконены воинским уставом, и приказы отдаются не как личные просьбы, а как законное требование, предусмотренное структурой организации. Подобным образом отношения складываются в министерстве, учреждении, школе.
Одни, наделенные властью, стоят наверху пирамиды, другие, лишенные ее, находятся внизу. Такой порядок называется иерархическим.
Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть ) – расположение частей и элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии – для обозначения социальной структуры общества, бюрократии; в теории организации – принцип управления.
Роль потребности во власти является возможность распоряжаться ресурсами и руководить людьми, влияя на их чувства, отношения и поведение. Люди с такой потребность непременно пытаются обрести свою собственную власть, формируя альянсы, пытаясь обрести контроль над ресурсами, бюджетом или источниками информации. Такой человек постоянно ищет пути к занятию руководящих постов в организации, на которых он может постоянно реализовывать свое влияние. Соответственно, чем выше положение человека в иерархической структуре, тем больше у него власти. Люди, которые ограничены в своей власти, стремятся занять более высокие должности, чтобы расширить сферу своего влияния.
3. Что такое активное меньшинство и пассивное большинство? Проанализируйте на конкретных примерах, как могут складываться взаимоотношения между ними?
Активное меньшинство – это те, в чьих руках находится власть.
Пассивное большинство – это народ.
Если активное меньшинство не заинтересованно в поддержке своей власти пассивным большинством, то народ к власти не допускается. Если брать в пример демократов, то их власть сильна только при поддержке народных масс, и они станут привлекать их к власти. Если они этого не сделают, то демократов оттеснять олигархи – очень влиятельные и богатые люди, которые распоряжаются властью в интересах узкой группы.
Исторический пример – Октябрьская революция. Пассивное большинство – народ, который хотел получить больше, чем ему предлагала правящая верхушка, и правители и их приближенные, которые не хотели делиться народом частью своих богатств. Все это привело к революции. В данном случае это негативный пример взаимодействия.
Примером могут служить выборы, когда путем голосования пассивное большинство наделяет властью активное меньшинство.
4. Проанализируйте различие между тремя формами влияния – властью, силой и авторитетом. К какому типу влияния чаще приходится прибегать?
Власть – влияние на основе закона или традиции, т.е нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.
Сила – применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. В таком значении сила выступает как принудительное влияние.
Власть – более широкое понятие, чем сила, так как она может применяться без применения последнего.
Авторитет (от лат. auctoritas – власть, влияние) – в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком – одна из форм осуществления власти.
Основа авторитета – уважение. Если человек пользуется авторитетом среди других людей (коллег, одноклассников), то сохранить свое превосходство он может только если сможет сохранить те качества, за которые его уважают.
Чаще приходится прибегать к власти.
5. В школе можно нередко наблюдать борьбу за лидерство и власть – скрытую или открытую. Объясните, с какими целями она ведется? От чего зависит успех в этой борьбе?
Условно можно разделить всех людей, стремящихся к власти на две категории. В первом случае люди стремятся к власти не ради того, чтобы достичь определенных общественно важных целей, а лишь потому, что наличие ее приносит им удовлетворение.
Такие люди используют все возможные средства принуждения, чтобы получить и усилить контроль над другими. Межличностное доминирование для них самоцель, составляет смысл их жизни. В структуре их мотивации другие стремления (например, познавательная или коммуникативная потребность) не играют особой роли. Таким образом происходит и в школе – власть ради власти, иногда пытаются достигнуть ее любыми способами, часто даже силой заставить одноклассников уважать себя.Ко второй группе можно отнести людей, у которых преобладает стремление быть в центре общественного внимания не только ради самой власти. В таком случае человек не только стремится к абсолютному доминированию (господству) над другими людьми, но и озабочен интересами дела. Также нередки случаи в школе, кода в классе появляется лидер, к которому обращаются за советами одноклассники, полагаясь на его авторитет.
Подобные отношения встречаются не только между учениками, но и между учителями и учениками, и между учителями.
6. Власть является самым сложным и самым мощным средством влияния. Попытайтесь доказать или опровергнуть этот тезис. Приведите пример в пользу вашей точки зрения.
Власть – влияние на основе закона или традиции, т.е нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.
Из определения видно, что для осуществления власти необходимы сопутствующие ей элементы – закон или традиции. Самым мощным средством влияния власть является потому, что у нее есть возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания. Часто для навязывания этого желания может применяться и сила.
Например, Устав школы, который предписывает ученикам и учителям определенные действия, с некоторыми из них они, возможно, не согласны, но выполнять их обязаны.
? Проблема. Какая власть, основанная на силе или авторитете, более прочна? Или так нельзя ставить вопрос и почему?
Власть, основанная на авторитете более прочна. Власть, основанная на силе – это власть, основанная на страхе людей. Удержание власти при помощи силы требует больших ресурсов. Через какое-то время люди перестанут бояться и свергнут данную власть.
Основа авторитета – уважения. Соответственно и власть, основанная на авторитет более прочна. Однако, заслужить авторитет и сохранить его в глазах других людей не просто.
Бывают ситуации, когда сила и авторитет действуют вместе. Например, сила нужна для того, чтобы наказывать людей, нарушающих законы общества.
Если в пример брать руководителей организаций, учителя – то в данном случае власть, основанная на авторитете, будет более прочна.
Практикум. В следующих утверждениях что-то перепутано:
1. Превосходство в должности, социальном положении, закрепленное конституцией, уставом, законом, традицией, — пример влияния через власть. Правильно – пример влияния через власть.
2. Превосходство в физических качествах или вооружении – пример влияния через свой авторитет. Правильно – пример влияния через силу.
3. Превосходство в обаянии, компетентности, знаниях, нравственных качествах, популярности – пример влияния с помощью власти. Правильно – пример влияния через авторитет.
типов полномочий | Введение в социологию
Результаты обучения
- Объяснение политической власти и авторитета
- Определите и опишите три типа власти , описанные Максом Вебером
Несмотря на различия между государственными системами на Ближнем Востоке и в Соединенных Штатах, их правительства играют одну и ту же фундаментальную роль: в некотором роде они осуществляют контроль над людьми, которыми управляют. Природа этого контроля — то, что мы определим как власть и авторитет — является важной чертой общества.
У социологов особый подход к изучению государственной власти и авторитета, который отличается от точки зрения политологов. По большей части политологи сосредоточены на изучении того, как распределяется власть в различных типах политических систем. Например, они увидят, что политическая система Соединенных Штатов разделена на три отдельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную), и изучат, как общественное мнение влияет на политические партии, выборы и политический процесс в целом. Однако социологов больше интересует влияние государственной власти на общество и то, как социальные конфликты возникают в результате распределения власти. Социологи также изучают, как использование власти влияет на местные, государственные, национальные и глобальные программы, которые, в свою очередь, по-разному влияют на людей в зависимости от статуса, класса и социально-экономического положения.
Что такое сила?
Рисунок 1 . Нацистский лидер Адольф Гитлер был одним из самых могущественных и разрушительных диктаторов в современной истории. Он изображен здесь с фашистом Бенито Муссолини из Италии. (Фото предоставлено Национальным управлением архивов и документации США)
На протяжении веков философы, политики и социологи исследовали и комментировали природу власти. Питтак (ок. 640–568 гг. до н. э.) считал, что «мерой человека является то, что он делает с силой», а лорд Актон, возможно, более знаменито утверждал: «Власть имеет тенденцию развращать; абсолютная власть развращает абсолютно» (1887). Действительно, понятие власти может иметь явно негативные коннотации, а сам термин трудно определить.
Многие ученые принимают определение, разработанное немецким социологом Максом Вебером, который сказал, что власть — это способность проявлять свою волю над другими (Weber 1922). Власть влияет не только на личные отношения; он формирует более крупную динамику, такую как социальные группы, профессиональные организации и правительства. Точно так же власть правительства не обязательно ограничивается контролем над собственными гражданами. Доминирующая нация, например, часто использует свое влияние для оказания влияния или поддержки других правительств или для захвата контроля над другими национальными государствами. Усилия правительства США по обретению власти в других странах включали объединение с другими странами для формирования союзных войск во время Второй мировой войны, вторжение в Ирак в 2002 году для свержения режима Саддама Хусейна и введение санкций против правительства Северной Кореи в надежде сдерживание его разработки ядерного оружия.
Рисунок 2 . Молодежь и студенты были одними из самых ярых сторонников демократических реформ недавней «арабской весны». Социальные сети также сыграли важную роль в мобилизации поддержки на низовом уровне. (Фото предоставлено cjb22/flickr)
Попытки получить власть и влияние не обязательно ведут к насилию, эксплуатации или жестокому обращению. Такие лидеры, как Мартин Лютер Кинг-младший и Мохандас Ганди, например, руководили мощными движениями, которые приводили к положительным изменениям без применения военной силы. Оба мужчины организовали ненасильственные акции протеста против коррупции и несправедливости и преуспели в проведении далеко идущих реформ. Они полагались на различные стратегии ненасильственного протеста, такие как митинги, сидячие забастовки, марши, петиции и бойкоты.
Современные технологии упростили реализацию таких форм ненасильственных реформ. Сегодня протестующие могут использовать мобильные телефоны и Интернет для быстрого и эффективного распространения информации и планов среди протестующих. Например, во время восстаний «арабской весны» каналы Twitter и другие социальные сети помогали протестующим координировать свои действия, делиться идеями и укреплять моральный дух, а также заручаться глобальной поддержкой своих целей. Социальные сети также сыграли важную роль в донесении до мира точных сведений о демонстрациях, в отличие от многих предыдущих ситуаций, когда правительственный контроль над СМИ подвергал цензуре новостные сообщения. Обратите внимание, что в этих примерах пользователями власти были граждане, а не правительства. Они обнаружили, что обладают властью, потому что могли проявлять свою волю над своими лидерами. Таким образом, государственная власть не обязательно приравнивается к абсолютной власти.
Типы власти
Протестующие в Тунисе и протестующие за гражданские права во времена Мартина Лютера Кинга-младшего имели влияние, выходящее за рамки их положения в правительстве. Их влияние отчасти исходило из их способности отстаивать то, что многие люди считали важными ценностями. Государственные лидеры также могут иметь такое влияние, но у них также есть преимущество в том, что они обладают властью, связанной с их официальным положением и значительными государственными ресурсами. Как показывает этот пример, в сообществе существует более одного типа власти.
Власть относится к принятой власти, то есть власти, которой люди соглашаются следовать в соответствии с определенными процедурами. Люди прислушиваются к авторитетным фигурам, потому что они чувствуют, что эти люди достойны уважения, или потому что они занимают положение, которое по своей сути несет в себе определенную степень уважения. Вообще говоря, люди воспринимают цели и требования авторитетной фигуры как разумные, законные, выгодные или истинные.
Взаимодействие гражданина с полицейским — хороший пример того, как люди реагируют и взаимодействуют с властью в повседневной жизни. Например, человек, который видит в зеркале заднего вида мигающие красные и синие огни полицейской машины, обычно без колебаний сворачивает на обочину. Такой водитель, скорее всего, предполагает, что полицейский позади него служит законным источником власти и имеет право остановить его. В рамках своих служебных обязанностей сотрудник полиции имеет право выписать штраф за превышение скорости, если водитель ехал слишком быстро. Однако если бы тот же офицер приказал водителю следовать за ними до дома и подстричь их газон, водитель, скорее всего, возразил бы, что у офицера нет полномочий подавать такой запрос. Как правило, мы знаем, какие авторитетные лица имеют право запрашивать, а также знаем, когда авторитетные лица выходят за рамки своих полномочий.
Не все авторитетные лица являются офицерами полиции, выборными должностными лицами или государственными органами. Помимо формальных должностей авторитет может возникать из традиций и личных качеств. Макс Вебер, одна из ключевых фигур в социологии, осознал это, когда исследовал индивидуальное действие в связи с властью, а также крупномасштабные структуры власти и то, как они связаны с экономикой общества. На основе этой работы Вебер разработал систему классификации авторитетов. Его три типа власти — это традиционная власть, харизматическая власть и юридически-рациональная власть (Вебер 19).22).
Попробуйте
Традиционный авторитет
Согласно Веберу, сила традиционного авторитета принимается, потому что это традиционно имело место; его легитимность существует, потому что он был принят в течение длительного времени. Британская королева Елизавета, например, занимает должность, унаследованную ею на основании традиционных для монархии правил престолонаследия. Люди придерживаются традиционной власти, потому что они привязаны к прошлому и чувствуют себя обязанными увековечить его. При таком типе власти у правителя обычно нет реальной силы для выполнения своей воли, и его положение зависит в первую очередь от уважения группы.
Более специфической формой традиционной власти является патримониализм , который представляет собой традиционное господство, поддерживаемое администрацией и военными, которые являются чисто личными инструментами хозяина (Eisenberg 1998). При этой форме власти все чиновники являются личными фаворитами, назначаемыми правителем. Эти чиновники не имеют прав, а их привилегии могут быть увеличены или отозваны в зависимости от капризов вождя. Типичной для такой системы была политическая организация Древнего Египта: когда королевская семья издала указ о строительстве пирамиды, каждый египтянин был вынужден работать над ее строительством.
Традиционная власть может быть связана с расой, классом и полом. В большинстве обществ, например, мужчины более склонны к привилегиям, чем женщины, и, следовательно, с большей вероятностью будут занимать руководящие должности. Мужчина нередко автоматически становится лидером семьи; однако в некоторых странах предполагаемым лидером является женщина. Несмотря на это, большинство контекстов обеспечивают традиционную структуру власти, даже среди домохозяйств. Точно так же члены доминирующих расовых групп или семей высшего класса с большей готовностью завоевывают уважение. Примером этой модели в Соединенных Штатах является семья Кеннеди, которая произвела на свет многих выдающихся политиков.
Харизматическая власть
Последователи принимают силу харизматического авторитета , потому что их привлекают личные качества лидера. Привлекательность харизматического лидера может быть экстраординарной, он может вдохновить последователей на необычные жертвы или упорство среди великих трудностей и преследований. Харизматичные лидеры обычно появляются во времена кризиса и предлагают инновационные или радикальные решения. Они могут даже предложить видение нового мирового порядка. Несмотря на катастрофические последствия событий, примером может служить приход Гитлера к власти в период экономической депрессии в Германии после Первой мировой войны.
Харизматические лидеры, как правило, удерживают власть в течение коротких периодов времени, и, по словам Вебера, они столь же склонны быть тираническими, сколь и героическими. Разнообразные лидеры-мужчины, такие как Гитлер, Наполеон, Иисус Христос, Сезар Чавес, Малкольм Икс и Уинстон Черчилль, считаются харизматическими лидерами. Некоторые из них формально занимали руководящие должности, но многие — нет. Поскольку так мало женщин занимали динамичные руководящие должности на протяжении всей истории, список харизматичных женщин-лидеров сравнительно невелик. Многие историки считают таких деятелей, как Жанна д’Арк, Маргарет Тэтчер и Мать Тереза, харизматическими лидерами. Мишель Обама, которая больше не занимает формальную руководящую должность (а некоторые могут даже утверждать, что быть первой леди само по себе не означает авторитета), является современным примером харизматичного лидера.
ПОСМОТРЕТЬ
Грета Тунберг, подросток из Швеции, произвела фурор по всему миру, произнося яркие и трогательные речи об изменении климата. То, что началось как протест, переросло в выступления на таких форумах, как ООН и Всемирный экономический форум. Хотя она не занимает официальной руководящей должности, она влияет на изменения, будучи лидером, с которым могут общаться другие, и теперь сотни тысяч детей призывают к радикальным изменениям в политике в области изменения климата.
Рационально-правовой орган
Согласно Веберу, власть, узаконенная законами, письменными правилами и положениями, называется рационально-правовой властью . В этом типе власти власть принадлежит определенному обоснованию, системе или идеологии, а не обязательно лицу, которое реализует специфику этой доктрины. При рационально-правовой власти власть влияния распространяется не на самих людей, а на определенные, структурированные, бюрократические должности, и лица, занимающие определенные должности, имеют право действовать от имени таких должностей. Нация, которая следует конституции, применяет этот тип власти. В меньшем масштабе вы можете столкнуться с рационально-законной властью на рабочем месте через стандарты, изложенные в руководстве для сотрудников, которое предоставляет сотруднику другой тип власти, чем у начальника.
Конечно, идеалы редко воспроизводятся в реальном мире. Немногие правительства или лидеры могут быть четко классифицированы. Некоторых лидеров, таких как Мохандас Ганди, например, можно считать харизматичными фигурами 90 135 и 90 136 законно-рациональной власти. Точно так же лидер или правительство могут начать с демонстрации одного типа власти и постепенно развиваться или переходить в другой тип. В этом нет ничего необычного — харизматические лидеры часто входят в институты рационально-правовой власти, и именно их харизма способствует их избранию. Точно так же человек, занимающий рационально-правовую властную позицию, получает известность, что может позволить ему стать харизматическим лидером после ухода с официальной властной должности.
Подумай об этом
- Объясните, почему столь разные лидеры, как Гитлер и Иисус Христос, относятся к категории харизматических авторитетов.
- Почему люди принимают традиционных авторитетных фигур, хотя у лидеров такого типа ограниченные возможности для усиления своей власти?
- Харизматичные лидеры — одни из самых удивительных личностей в истории. Выберите харизматичного лидера, о котором вы хотите узнать больше, и проведите онлайн-исследование, чтобы узнать об этом человеке. Затем напишите абзац, описывающий личные качества, которые привели к влиянию этого человека, принимая во внимание общество, в котором он или она появились.
Попробуйте
глоссарий
- авторитет:
- сила, которую люди принимают, потому что она исходит из источника, который считается законным
- харизматический авторитет:
- власть, узаконенная на основе исключительных личных качеств лидера
- патримониализм:
- тип власти, при котором военные и административные фракции усиливают власть хозяина
- рационально-правовой орган:
- власть, узаконенная правилами, положениями и законами
- традиционный орган:
- власть узаконена на основе давних обычаев
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
ВЛАСТЬ (социальные науки)
В первом томе «Экономики и общества» (1978 г.) Макс Вебер определяет власть как веру в правомерность индивидов осуществлять власть, так что они могут влиять на других, чтобы они выполняли их волю, даже с сопротивлением, и определенная группа, вероятно, будет следовать этим приказам.
Вебер развивает схему легитимной власти, выделяя три чистые формы. Юридическая власть, иногда называемая рациональной властью, основана на правилах и законах. В соответствии с этими законами люди имеют право осуществлять власть через занимаемую ими должность. Сама должность обладает властью, подчиняясь должности, например, главному исполнительному директору или президенту. Должность продолжает удерживать власть после того, как должностное лицо освобождает ее. Традиционная власть основана на традиции или обычае. Повиноваться людям, таким как вожди племен или короли, следует по традиции. Когда человек освобождает должность, традиция определяет, кто займет эту должность. Наконец, харизматический авторитет основан на приверженности выдающейся личности человека и стандарту или норме, которые он или она устанавливает. Повиновение — обязанность отдельного харизматического лидера. Вебер считал харизматический авторитет революционной силой, поскольку он отказывается от традиции, а подчинение гарантируется доказательством или демонстрацией чуда.
Юрген Хабермас отмечает важность дискурса, или речи, поскольку она связана с авторитетом. Марк Уоррен (1995) пересказывает аргумент Хабермаса о том, что авторитет создается посредством дискурса, особенно в тех условиях, которые предотвращают вторжение других форм авторитета. Посредством дискурса граждане в условиях демократии сообщают о проблемах, которые их волнуют, и способны понять других. Результатом является форма консенсуса, посредством которой создаются законы и вводятся нормативные изменения.
Теодор Адорно и его коллеги, , в книге «Авторитарная личность» (1950) отмечают, что подчинение человека авторитету родителя может быть связано с подчинением авторитету в целом. В частности, он обнаруживает, что противостояние авторитету родителей часто проявляется как сопротивление авторитету вообще. В результате этого исследования Адорно выделил авторитарный тип личности. Как резюмирует Джеймс М. Хенслин (2005), этот человек очень предвзято относится к группам меньшинств, но при этом очень конформист и уважает власть.
Ральф Дарендорф, в книге «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), определяет власть по отношению к классу. Один класс обладает властью в промышленности, но может также подчиняться власти других. Другие подчиняются полномочиям надзорных органов, но не пользуются своими собственными полномочиями. Бесклассовые не пользуются властью и не подчиняются власти, как, например, независимые работники. Таким образом, класс определяется степенью власти, которой человек обладает. Поскольку промышленность играет большую роль в жизни человека, авторитет человека может оказывать влияние и на другие сферы, в том числе и на семью.