Обществознание определение мотив: Деятельность человека — основные виды и типы

История и обществознание: электронные образовательные ресурсы

Побуждения, которые вызывают жизненную активность индивида и определяют его цели, составляют содержание понятия «мотивация» — ключевого механизма целенаправленного поведения человека.
В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ мотивация есть совокупность сознательных и бессознательных стимулов к действию для достижения желаемой цели. В широкий научный оборот понятие «мотивация» ют лат. movere — приводить в движение) вошло с начала XX в., когда английские и американские психологи провели разделение между эгоистическими и социальными факторами ее образования. Первые сводились к особенностям природного, «врожденного» характера, жесткой социальной и профессиональной принадлежности, диктующим корыстные побуждения, вторые указывали на способность человека проникаться общественными интересами. В 40-е гг. XX в. термин «мотивация» активно вошел в самые различные области практических исследований, рекламы, обучения.

Теории мотивации развивались в направлении от биологии к психологии. Так, Ч. Дарвин, У. Мак-Дугалл, 3. Фрейд как бы призывали: копайте глубже, и вы обнаружите за поступком борьбу за существование, инстинкт продолжения жизни, либидо (половое влечение) и т. д. Явная недостаточность данного подхода обнаружилась при исследовании коллективной психологии. Открытие социальных и культурных аспектов мотивации было новым лишь для психологии; философы и писатели знали об этом давно, а религия санкционировала как раз принципиально небиологическое повед

В настоящее время доминируют (господствуют) когнитивные (от лат. cognitio — познание) теории мотивации, основой которых является соотнесение знания и поведения. В стремлении устранить расхождения между ними и заключается мотивация деятельности человека. Широкий взгляд на мотивацию предполагает ее оценку как важного фактора становления прочных социальных структур. В этом плане примечательна история появления банков, кредитных учреждений и т. д. Вопреки общепринятым представлениям в их образовании нравственные мотивы играли не меньшую роль, чем стремление к грабежу, наживе и т. п. Так, в своей финансовой деятельности квакеры, представители одной из сект XVII в. в Англии, руководствовались принципом: честность — лучшая политика. Благодаря этому мотивирующему фактору все большее число людей доверяло квакерам-финансистам свои сбережения. Они богатели и создавали новые финансовые структуры, придерживаясь данного принципа, несмотря на резкие изменения социальной обстановки. В России примерно такую же роль играли старообрядцы, становившиеся ведущими банкирами. Мотивационные технологии и сегодня активно применяются в обучении бизнесу и профессиональной подготовке, при этом подключается целая система поощрений (не только в денежном выражении), побуждающая к участию в планировании деятельности фирмы, принятии решений, налаживании человечных отношений на производстве. Тем самым создается единый и благотворный мотивационный климат, способствующий взаимодействию предпринимателей и рабочих, руководителей и подчиненных и т. д.

Мотивация многостороннее явление, вследствие чего необходимо и возможно построение иерархии мотивов, где выявляются главные и подчиненные. Мотивы, коренящиеся в глубинах человеческой природы, общей с природой животных, называются первичными или базовыми. К ним можно отнести голод (но не стремление культурно его удовлетворять), жажду, половой инстинкт, избежание боли, в меньшей степени агрессию и страх. Вторичные мотивы это достижение успеха, воля к власти и т. д. Существуют и специфические мотивы высшего порядка, ориентированные на самоактуализацию индивида. В середине 1950-х гг. американский психолог А. Маслоу выстроил пирамиду мотивации, в соответствии с которой вторичные мотивы надстраиваются над первичными, а их увенчивает самоактуализация. Позже он писал, что после самоактуализации вступает в действие высшая мотивация как после подъема в небо начинается собственно полет. В самом общем виде его можно трактовать как внеличностное служение высшим началам.
Мотивация заключается в тенденции прилагать усилия для достижения превосходства, когда известно, что соответствующие изменения могут быть оценены в соотношении со стандартом.

Отечественный ученый К. Платонов дал такое определение мотивации: «Мотив — это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства и мысли. Очень важно уметь разобраться в том, что хочет делать и делает человек. Но еще важнее уметь разобраться в том, по каким мотивам он так поступает».

Понять, как «строится» личность, — это значит прежде всего определить, какие мотивы для нее главные, постоянные, а какие играют подчиненную роль.

 

 

Уроки обществознания | Образовательная социальная сеть

Урок обществознания в 10 классе (профильный).

Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №2 Ставропольского края, Красногвардейского района, с. Ладовская Балка- Денисенко А.И.

Тема урока. Повторение по теме «Деятельность как способ существования людей»

 Цель урока. Способствовать обобщению, повторению и закреплению изученного в данной теме материала; способствовать развитию у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самопроверки и взаимопроверки; способствовать развитию умения применять полученные знания на практике.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Методы: контроля и самоконтроля, самостоятельной работы.

Ход урока

1 этап. Организация учащихся класса.

2 этап Введение в тему урока.

Учащимся предлагается выполнить задание «путаница»: из предложенных букв восстановите слово, которое будет определяющим на нашем сегодняшнем уроке.

лянедтьсо (деятельность)

3 этап. Сообщение темы и цели урока.  Целеполагание.

На основе знаний, полученных в ходе изучения данной темы, учащимся предлагается сформулировать цель повторительно-обобщающего урока.

Если у десятиклассников возникнут проблемы с постановкой цели можно предложить им вспомнить отдельные этапы изучения темы «Понятие деятельность», «Структура деятельности», » Мотивы деятельности» и т.д. и поставить цель.

На этом же этапе учащимся предлагается предварительно оценить уровень знаний по данной теме и выставить предварительную самооценку.

4 этап. Этап применения полученных знаний на практике.

4.1. Понятие деятельность и её структура.

Вопрос учащимся: Что такое деятельность?

После ответа учащихся учитель предлагает заполнить пропуски в схемах.

Схема 1

Схема 2

Учащимся предлагается самим проконтролировать выполнение задания.

Ключ: 1-субъект 2- объект 3- цель 4- средства 5- результат

Самооценка: правильных ответов количество набранных плюсов

5- 3+

3-4 -2+

1-2- 1+

После самопроверки учащиеся делают общий вывод о значении понятия деятельность и её структуре.

4.2. Мотивы и виды деятельности.

Задание 1: продолжить логические цепочки, устно определить принцип формирования.

1. Убеждения, идеалы:::::::::::::::::::::::::.

2. Идеальные, биологические::::::::::::::::::::::

3. Престижные, духовные:::::::::::::::::::::::..

Учащимся предлагается осуществить взаимопроверку, обменявшись работами.

Ключ:1. потребности, интересы, социальные установки (мотивы деятельности).

2. Биологические, социальные (виды потребностей).

3. Физиологические, экзистенциальные, социальные (виды потребностей по Маслоу).

Взаимооценка: правильных ответов количество набранных плюсов

7-8 -4+

5-6 -3+

3-4 -2+

1-2 -1+

Дополнительный балл получают те, кто определил принцип формирования цепочки.

Задание 2: Заполнить пропуски в схеме «Виды деятельности».

Самопроверка:

ключ: 1-практическая

2-социально-преобразовательная

3-познавательная

4-ценностно-ориентировочная

5-прогностическая

Самооценка: правильных ответов количество названных плюсов

5 -4+

4-3+

3-2+

1-2 -1+

4.3.Творческая деятельность

Проверка усвоения данной части темы организуется следующим образом. Учащиеся должны восстановить порядок слов в значении понятия и определить данное понятие. Нечто, существовавшее, качественно, деятельность, порождающая, ранее, новое, не, никогда.
Ключ: Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, понятие: творческая деятельность. Самооценка: за восстановление понятия 2 «плюса», за определение самого понятия -1 «плюс»

«Шкала возможностей»

На полу в классе мелом наносится «шкала» с цифрами от ноля до десяти. Учащимся предлагается вспомнить качества, которые необходимы человеку для занятия творчеством и оценить с этой точки зрения свои возможности по «шкале».

Данное задание позволяет десятиклассникам осуществить двигательную активность (физминутки у ребят старшего школьного возраста часто вызывают неловкость) и способствует формированию самооценки.

4.4. Духовная деятельность.

 Задание. Перед учениками ставится задача: оценить правильность высказывания и выполнить задание «да»-«нет»

  1. Люди не могут опредмечивать знания, эмоции, жизненный опыт.
  2. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается.
  3. Содержание духовных ценностей является субъективным, зависящим от воли и сознания отдельного человека.
  4. Знаки и символы не играют роли в создании, трансляции, освоении духовных ценностей.
  5. Одни и те же духовные ценности могут быть выражены с помощью знаковых систем.

Ключ: 1- да; 2- нет; 3-да; 4- нет; 5- нет; 6- да.

Взаимооценка: правильных ответов кол-во набранных «плюсов»

5-6 +

4-5+

3-4 +

2-3+

5.5. Трудовая деятельность.

Усвоение данной темы проверяется следующим образом.

Задание. Заполнить пропуски в предложенном тексте.

1. Цель трудовой деятельности: создание материальных и духовных :::::., необходимых для жизни людей. 2.Различные технические устройства, необходимые для производства — это::::..

3. Сознательное соблюдение каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов — это:::::::::::

4. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли :::::::.. в процессе производства.

5. Существенно меняется соотношение между ::::::.. и ::::::::.. трудом.

6. Система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве это:::::::::::. .

Ключ: 1- ценности; 2 — средства труда; 3- дисциплина; 4 — человек; 5- физическим, умственным; 6 — социальное партнерство.

Взаимопроверка: правильных ответов кол-во набранных «плюсов»

5-6- 4+

3-4 -3+

2 -2+

1- 1+

В менее подготовленном классе или для менее подготовленных учащихся можно предложить это задание с «подсказкой», под текстом расположить слова-ответы в произвольном порядке. Но баллы за такой вариант задания необходимо будет уменьшить.

6.6. Политическая деятельность.

Учащимся предлагается составить развернутый план к устному ответу по теме: «Политическая деятельность».

Возможный вариант плана.

1. Политическая деятельность — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, направленная на упрочение политической власти или её завоевание.

1.1 Субъекты политики.

1.2. Объекты политики.

2. Политические действия.

2.1. Действие и бездействие.

2.2. Рациональные и иррациональные.

2.3.Стихийные и организованные.

3. Виды власти.

3.1. Экономическая, военная, духовная.

3.2. Законодательная, исполнительная, судебная.

3.3. Особенности политической власти.

4. Типы легитимности власти.

4.1. Традиционный.

4.2. Харизматический.

4.3. Рационально-легальный.

Учащимся предлагается сверить свои планы с эталоном и оценить свою работу совместно с учителем, т.к. проверка данного задания может вызвать вопросы и трудности, максимум за данное задание — 5 баллов.

5 этап. Рефлексия.

Осуществляется по ходу всего урока. После выполнения каждого задания учитель предлагает обратить внимание на ошибки и проанализировать, что необходимо доработать. На завершающем этапе учащиеся переводят «плюсы», набранные за урок в отметку.

После оценивания учащиеся сравнивают отметку, поставленную себе в начале урока с тем, что получили по итогу работы. Учитель предлагает сделать самостоятельные выводы.

Критерии перевода набранных баллов в отметку за урок. Кол-во набранных «плюсов» Отметка

25-22 балла — 5

21-14 баллов — 4

13-9 баллов — 3

менее 9 баллов – 2

6 этап. Подведение итогов.                                                                                                                                            7 этап. Задание на дом. Повторить основные понятия темы.

К УРОКУ. НА СТОЛ УЧЕНИКАМ

Задание «путаница»: из предложенных букв восстановите слово, которое будет определяющим на нашем сегодняшнем уроке: лянедтьсо 

Схема 1

Схема 4. 2.  «Виды деятельности».

Задание 4.2: продолжить логические цепочки, устно определить принцип формирования.

1. Убеждения, идеалы:::::::::::::::::::::::::.

2. Идеальные, биологические::::::::::::::::::::::

3. Престижные, духовные:::::::::::::::::::::::..

Задание 4.3. Восстановить порядок слов в значении понятия и определить данное понятие.  Нечто, существовавшее, качественно, деятельность, порождающая, ранее, новое, не, никогда.

Задание 5.5.. Заполнить пропуски в предложенном тексте.

1. Цель трудовой деятельности: создание материальных и духовных :::::., необходимых для жизни людей. 2.Различные технические устройства, необходимые для производства — это::::..

3. Сознательное соблюдение каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов — это:::::::::::

4. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли :::::::.. в процессе производства.

5. Существенно меняется соотношение между ::::::.. и ::::::::.. трудом.

6. Система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве это:

Проверочная работа по обществознанию для 10 класса (профильный)

по теме: «Деятельность как способ существования людей».

А1. Признаком, отличающим трудовую деятельность от творческой, является:

  1. Наличие субъект-субъектных отношений;
  2. Получение чего-то нового, ранее не существовавшего;
  3. Нацеленность на создание материальных объектов;
  4. Совершенствование человека как личности.                                                                                  

А2. В качестве какого элемента деятельности выступает желание путешественника сделать географическое открытие?

  1. Объект;                                                                   3) цель;
  2. Мотив;                                                                    4) результат.

А3. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, — это

  1. Познание;                                                              3) творчество;
  2. Изучение;                                                              4) копирование.

А4. Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира, — это:

  1. Игра;                                                                     3) отношение;
  2. Поведение;                                                           4) деятельность.

А5. Что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности?

  1. Целеполагание;
  2. Мотивы;
  3. Приспособление к окружающей среде;
  4. Преобразование окружающей среды.

А6. Верны ли следующие суждения?

       А. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры.

       Б. Муравейник – это пример хорошо организованной деятельности.

       1) Верно только А;                                          3) Верно и А, и Б;

       2) Верно только Б;                                          4) Оба высказывания неверны.

А7. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектами данной деятельности являются:

  1. Советы и рекомендации родителей;                 3) старшие подростки;
  2. Грядки с огурцами;                                            4) инструменты и дачный инвентарь.

А8. Верны ли суждения о результатах познавательной деятельности?

А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.

 Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1) Верно только А;                                         3) Верно и А, и Б;

2) Верно только Б;                                          4) Оба высказывания неверны.

А9. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программист выступает:

  1. Средством;                                           3) Мотивом; 
  2. Субъектом;                                          4) Объектом.

А10. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются:

  1. Игровые умения младших школьников;
  2. Старшеклассники, проводящие занятия;
  3. Компьютеры, за которыми ведётся обучение;
  4. Компьютерные игры.

В1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

  1. Субъект; 2) цель, 3) средства, 4) индивид, 5) объект, 6) результат, 7) знание.
  2.  

В2. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ                                       ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
              ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      А) деятельность в воображаемой                                  1) Труд

      ситуации                                                                          2) Учение

      Б) практическая деятельность                                        3) Игра

      В) нацеленность на обретение

      знаний

      Г) замещение реальных объектов

      условными

     Д) преобразовательная деятельность

А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова из приведённого списка; каждое слово можно использовать только один раз. Обратите внимание, что слов больше, чем вам потребуется.

Человеческое общество отличатся от всех природных образований специфической формой взаимодействия с окружающим миром. __________(А) – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого создаётся нечто новое – результат, продукт.

      В её структуре различаются ______________(Б)  — действующее лицо или группа; ____________(В)  — предмет; результат, фиксирующий новое качество, форму, состояние. Любая деятельность всегда имеет определённые ________________(Г), приводящие к принятию решения о действии с определённой целью и определённым образом. Обычно различают три вида деятельности: _____________(Д), ценностно-ориентационная и познавательная.

Список терминов:

1) духовность;                                                      5) субъект;

2) деятельность;                                                   6) мотивы;

3) потребности;                                                    7) престижная;

4) объект;                                                              8) практическая.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

МОТИВАЦИЯ (Социальные науки)

История исследования мотивации, начиная с донаучной эпохи и до наших дней, свидетельствует о радикальном разнообразии концепций мотивации, а затем о широком спектре точек зрения на область мотивационного объяснения (Bolles, 1967). Возможно, наиболее всеобъемлющим способом характеристики мотивации является состояние или процесс, определяющий направление, интенсивность и постоянство поведения и мысли. Мотивационные состояния обычно имеют характерные условия активации и деактивации (например, голод и сытость), но их продолжительность может варьироваться в широком диапазоне от мгновенного побуждения до порыва супермарафонца до неопределенного труда автора в завершении романа. Некоторые мотивационные состояния выражают способность человека к самоконтролю, в то время как другие рассматриваются как упущения воли или принуждения. Во всех социальных науках мотивированные существа рассматривались как агенты с потребностью контролировать себя и свое окружение, как агенты с мотивационными предрасположенностями, составляющими их личностные профили, и как агенты с предпочтениями, определяемыми временной близостью выгод.

Значительные усилия были направлены на то, чтобы понять взаимосвязь между убеждениями о собственной способности контролировать и мотивацией контролировать данное явление, будь то самость, другие люди или какой-либо процесс в окружающей среде. Одно из предположений, лежащих в основе исследований личного контроля, заключается в том, что люди внутренне мотивированы исследовать свои способности и овладевать окружающей средой (Gecas, 1989). Общие инструменты для измерения личного контроля включают шкалу I-E Роттера и шкалу личного мастерства Перлина.


Шкала Rotter I-E состоит из двадцати трех вопросов, используемых для определения того, где человек находит причины, ответственные за опытные подкрепления и результаты. Внутренний локус контроля является источником каузальной эффективности внутри человека, тогда как внешний локус контроля приписывается социальным силам и силам окружающей среды, включая удачу. Каждый вопрос по шкале Роттера I-E состоит из двух обобщений. Одно утверждение предполагает, что обстоятельства человека или группы следует объяснять через обращение к внешнему локусу контроля, другое — к внутреннему локусу контроля. Респонденту предлагается выбрать наиболее приемлемое утверждение. Более высокие баллы свидетельствуют о том, что респондент является более внешней личностью. Эффективное применение шкалы Роттера I-E учитывает индивидуальные различия в рискованном поведении, где более низкие баллы означают меньшее неприятие риска. Было предложено несколько вариантов шкалы Rotter I-E (Lefcourt 19).91).

Шкала личного мастерства Перлина была разработана для изучения стратегий выживания в обычных стрессовых ситуациях (Pearlin and Schooler, 1978). Мастерство — это степень, в которой человек считает, что возможности попадают под его собственный контроль, концепция, которую Леонард Перлин и Карми Скулер противопоставили фатализму (который сравним с внешним контролем). Совладание в этой структуре понимается как любое поведение, направленное на уменьшение, избегание или контроль эмоционально неприятных обстоятельств окружающей среды (часто, в частности, социальных ситуаций). Было обнаружено, что более высокая самооценка личного мастерства предсказывает более низкую оценку эмоционального стресса в значимых для личности обстоятельствах.

Сама шкала состоит из семи утверждений с четырьмя категориями ответов, указывающими, насколько респондент согласен или не согласен. Такие утверждения включают в себя: «На самом деле я никак не могу решить некоторые проблемы, которые у меня есть» и «Я могу сделать почти все, что я действительно задумал». Более высокие баллы указывают на то, что респондент больше уверен в том, что освоил среду. Перлин и его коллеги (1981) обнаружили, что проблемы на рабочем месте влияют на профессиональный стресс благодаря личному мастерству.

Остаются вопросы, касающиеся отношения между локусом контроля, личным мастерством и связанными с ними понятиями, такими как самоэффективность (Bandura 1980), все из которых обычно подпадают под рубрику личного контроля. Возможно, концепция локуса контроля включает личное мастерство (Lefcourt, 1991), но этот момент спорен (см. Pearlin and Pioli, 2003).

Исследования показывают, что связь между личным контролем и стрессом зависит от культуры. Джая Састри и Кэтрин Росс (19 лет)89) изучали взаимосвязь между самооценкой личного мастерства и стрессом у представителей азиатского (японского, южнокорейского, китайского и индийского) и азиатско-американского населения. Их вывод состоял в том, что азиаты и американцы азиатского происхождения сообщают о более низком уровне воспринимаемого контроля, чем неазиаты. Однако более низкий воспринимаемый контроль меньше влияет на дистресс. Авторы связывают разницу с противопоставлением индивидуалистической и коллективистской систем ценностей. Другая работа по самоэффективности предполагает значительные различия между азиатским и европейским или североамериканским населением. Например, Хейзел Маркус и Шинобу Китаяма (1991) обнаружили, что испытуемые в Соединенных Штатах связывают плохую успеваемость с недостатком способностей, тогда как японские испытуемые связывают такую ​​успеваемость с недостатком усилий. Маркус и Китаяма предполагают, что такие различия проистекают из расхождений между азиатскими и западными представлениями о себе.

Если оставить в стороне культурные различия, индивидуальные различия в мотивации могут быть в целом связаны с различиями в чертах характера, не зависящими от личности. Например, пятифакторная модель определяет различные аспекты аффективных тенденций, таких как открытость, добросовестность, экстраверсия, уступчивость и невротизм. В этой модели нейротизм представляет собой спектр, ведущий от спокойного, удовлетворенного и бесстрастного настроения к тревожному, эмоциональному и капризному настроению (Иоанна 19).89). Актуализации этих аффективных тенденций разумно рассматривать как реакцию на статус своих целей (см. Lazarus 2001). Цели, определяющий направление компонент мотивационных состояний, затем связаны с выбором действия и настойчивостью через черты. Например, Джеральд Мэтьюз (1999) отмечает, что нетревожные люди лучше справляются с выполнением задачи, когда отсутствие контролируемости окружающей среды и серьезность угрозы в противном случае, как правило, препятствуют сосредоточению на задаче (см. также Lazarus and Folkman 19).84). Таким образом, воспринимаемая способность к контролю взаимодействует с личностью в определении мотивации задачи внутри человека.

Исследования личного контроля в значительной степени предполагают, что убеждения относительно своих способностей сочетаются с потребностями, чтобы определять поведение. Такие потребности можно рассматривать как детерминанты приоритетности планов действий. Абрахам Маслоу (1954) предложил иерархию потребностей, в которой приоритет отдавался самим потребностям. В аналогичном ключе теория целей поддерживает явное ранжирование целей, где цель, достижение которой сопряжено с более высокой воспринимаемой трудностью, имеет тенденцию превосходить цель, достижение которой представляет меньшую проблему. Одно из объяснений ранжирования состоит в том, что такие цели связаны с более прибыльными результатами (Локк и Латам 19).90). Вопрос о том, как систематизировать цели, фигурирующие в иерархии, остается спорным (см. Chulef, Read, and Walsh, 2001).

Оценивая потребности и цели, мы распознаем большую и меньшую срочность, модулирующую предпочтения в действиях. В теории научения этот вопрос сформулирован с точки зрения баланса между предпочтениями меньших, ближайших во времени вознаграждений и предпочтениями более крупных, но отдаленных во времени вознаграждений. Классическое экономическое представление этих аспектов мотивации можно найти в модели межвременного выбора дисконтированной полезности (ДП). В модели DU ожидается, что агенты будут последовательно использовать один и тот же коэффициент дисконтирования при взвешивании будущих выгод в различных временных интервалах от настоящего. Обращение к коэффициенту дисконтирования агента использовалось для объяснения зависимого потребления и саморазрушительного поведения. Например, когда агент выбирает действие с низкой краткосрочной ожидаемой выгодой и высокими долгосрочными ожидаемыми затратами (например, потакание кокаиновой зависимости), выбор потворства воздержанию приписывается установлению агентом немедленных выгод (например, , облегчение абстиненции) имеют гораздо более высокий приоритет, чем отдаленные выгоды (например, большие чистые выгоды от трезвости). И такое объяснение, и модель DU подвергались постоянной критике в связи с постоянством агентов во временном дисконтировании (Bickel and Marsch, 2001; Ainslee, 2001).

Исследователи пытались согласовать экономические и психологические подходы к мотивации с методами нейробиологии в области, называемой «нейроэкономикой» (Camerer, Lowenstein, and Prelec, 2005). Ранние результаты показывают, что отдельные нейронные цепи кодируют оценочные функции ценности, то есть непредвиденные обстоятельства между действиями и выгодами, суммированные за временной интервал (Монтегю и Бернс, 2002). Нейроэкономика синтезирует допущения об оптимизации моделей ожидаемой полезности и подходы саморегуляции к мотивации с концепциями параллельной обработки вычислительной нейронауки и вниманием к ограниченной рациональности, характерным для поведенческой теории принятия решений (см. Carver and Scheier 19).98). В будущем можно ожидать более тесного междисциплинарного сотрудничества в исследованиях мотивации.

Страницы содержания Энциклопедии религии и социальных наук

Энциклопедия религии
и общество
Уильям Х. Сватос-младший Редактор

Содержание | Обложка | Редакторы  | Авторы | Введение | Веб-версия

МОТИВ (МОТИВАЦИЯ)

Традиционно считается относящимся к любому состояние или событие в организме, которое побуждает или направляет поведение к достижение цели; современное социологическое использование радикально отличается от этого использования.

Для Макса Вебера понятие мотива, определяемое как комплекс субъективных значений, который кажется самому действующему лицу или наблюдателю достаточное основание для рассматриваемого поведения» (1964: 98), было центральным в wissenschaftlich («научная») социология. Ибо, как только действие человека было идентифицировано посредством процесса прямого наблюдения социолог должен был заниматься «объяснительное» или «мотивационное» понимание поступка. Однако, эта центральная роль, отводимая мотиву в социологическом анализе действия, не нашла отражения последующими поколениями.

В частности, C. Wright Mills (1940) радикально изменил фокус внимания от исследования мотива, рассматриваемого либо как инициирующий, либо поддержание силы или даже как причина или причины действия, к словам, использованным в процессе оправдания перед другими. Таким образом, Миллс (вместе с Берком, 1969) помог инициировать традицию исследования «словаря мотивов», которая пришла к преобладают в дисциплине социологии, подход, впоследствии одобренный Лайманом и Скотт (1989 [1964]) и Блюм и Макхью (1971).

Этот подход, сохранившийся до наших дней, эффективно относится к человеческому поведению так, как если бы оно было немотивированным, сосредотачиваясь вместо этого на тема «мотивированного разговора» (Семин и Манстед, 1983). У современных социологов в основном приняли этот подход (хотя см. Кэмпбелл [1996] для резкого несогласия точки зрения), придерживаясь широко функциональной теории о том, как акторы служат для удовлетворения потребностей, испытываемых в социальных ситуациях, и, таким образом, служат «оправдания», «извинения», «извинения» или «отказ от ответственности» за свои действия. Следовательно, изучение мотивов в Веберовский смысл отсутствует в современной социальной науке.

Мотивация — психологический термин, не получивший широкого распространения. занятых в области социальных наук. Оно относится к любому состоянию организма, которое мобилизует деятельность, является в некотором смысле избирательным или директивным по отношению к окружающей среде.

Колин Кэмпбелл

Каталожные номера

А. Ф. Блюм и П. МакХью, «The Социальная атрибуция мотивов», Американское социологическое обозрение 36 (1971): 98-109

К. Берк, Риторика мотивов (Беркли: University of California Press, 1969)

К. Кэмпбелл, «О концепции Мотив в социологии», Социология 30 (1996): 1-14

С. М. Лайман и М. Б. Скотт, А Социология абсурда (Дикс-Хиллз, Нью-Йорк: General Hall, 1989 [1970])

К. В. Миллс, «Ситуативное действие» и словарь мотивов», American Sociological Review 5 (1940): 904-913

М. Б. Скотт и С. М. Лайман, «Accounts», American Sociological Review 33 (1968): 46-62

Семин Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *