Школа православной психологии — православная психология в форме онлайн-курсов
Православные психологи
Школа православной психологии — проект группы сайтов Пережить.ру. Адрес: orthopsy.ru
Онлайн-курсы Школы отличают эффективность на уровне консультаций лучших психологов Москвы, прочный православный фундамент, конфиденциальность, удобство и доступность в любой точке мира. Курсы можно проходить с мобильного телефона в любое удобное время..
Основатель Школы — православный психолог Дмитрий Семеник.
Начать работу над собой в Школе лучше всего с бесплатных диагностических курсов, в числе которых:
«Общая диагностика личности»
«Диагностика семейных отношений»
«Перспективы добрачных отношений»
«Диагностика отношений: сожительство»
После диагностики самостоятельно или с помощью специалистов Школы Вы можете составить для себя программу совершенствования на основе терапевтических курсов:
1. «Пережить расставание, развод за три недели»
2. «Чтобы развод не повторился»
3. «Счастье и радость»
4. «Повышение самопринятия и преодоление зависимостей»
5. «Стать православным. Катехизация и основы духовной жизни».
6. «Преодоление негативных эмоций и страстей»
7. «Как вести себя в браке. Основы»
8. «Возвращаем любовь в семью»
9. «Избавляемся от страхов, тревог и панических атак»
10. «С судьбой на ты».
11. «Обновляем смысл жизни»
12. «Создаем семью». «Создаем семью после 40».
13. «Финансовое благополучие без греха»
14. «Курс гениального родителя».
15. «Практика молитвы по святым отцам».
16. «Если любимый человек хочет уйти от вас. Расставаться или бороться?».
17. «Психологическая независимость от родителей».
18. «Настоящий мужчина».
(
0 голосов: 0 из 5 )
Статья помогла? Поддержите работу сайта!
Перевести средства на работу сайта
Помочь делом
Поделиться статьей:
Поделиться
Твитнуть
Оставить отзыв Читать отзывы |
Предыдущая беседаСледующая беседа
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Михаил Хасьминский, кризисный психолог (Москва)
Социально-психологическое объединение «Православная семья» (Москва)
Психологическая консультация «Семейное благо» (Москва)
Психологическая служба «Православный семейный психолог» (Челябинск)
Ермакова Людмила Федоровна, психолог (Москва)
Дмитрий Семеник, психолог
Самое важное
Куда уходит любовь?
Психолог Ирина РахимоваЧтобы сохранить любовь, нужно трудиться
Влюбленность – поверхностное чувство, которое в принципе не бывает длительным. Любовь же проверяется годами. Считается, что 10-15 лет – это тот рубеж, когда мы понимаем, что этот человек тебя не бросит, не предаст, ему можно верить как самому себе. Происходит слияние двух людей на всех уровнях – на физическом, душевном и духовном.
Любовная зависимость
Кризисный психолог Михаил ХасьминскийО любовной зависимости
Во-первых, любовь приносит радость, а зависимость – либо страдания, либо мучительное, отравляющее кратковременное наслаждение, подобное наслаждению наркомана. Во-вторых, любовь жертвенна, а зависимость всегда замешана на эгоизме…
Советы кризисного психолога
Михаил Хасьминский, кризисный психологНадёжная опора в преодолении кризиса
Советы психолога: Многие дамские журналы, а так же некоторые горе-психологи дают в таком случае безответственные советы, которые приводят к еще худшему состоянию и тяжелым последствиям. Советы примерно такие: «Забудь психотравму (человека, ситуацию и.т.п.)». А как ее забыть? Психотравма постоянно сверлит мозг, присутствует навязчивыми мыслями и требует эмоционального ответа, одновременно истощая психологические ресурсы. Естественно, что одного желания мало, чтобы ее забыть. Так легко она не отпустит.
Любовная зависимость
Психолог Наталья ДомкинаЗависимость – подмена любви
Любовная зависимость в отношениях – это постоянная концентрация мыслей на «любимом» человеке и зависимость от этого человека. Отношения зависимости в значительной мере определяют эмоциональное, физическое состояние человека, его работоспособность и отношения с другими людьми…
Они пережили расставание
AlikaНе стоит умирать из-за тех, кто нас не любит
Если эта любовь хочет меня убить, значит, она не настоящая, не та, которую я ждала. И человек не мой, чужой, а моя половинка меня ищет, проходит свой путь. Не может любовь убивать, она должна рождать, создавать.
Как вернуть любовь?
Протоиерей Игорь ГагаринНелюбовь будем побеждать любовью
Что делает девушка, когда хочет понравиться? Украшает себя! Вот и душа наша пусть делает то же. Чем прекраснее и светлее будет моя душа, тем больше вероятность, что ей удастся вернуть любимого человека, вернуть любовь.
Как простить измену?
Семейный психолог Ирина РахимоваВ прощении измены – мир и любовь
Непрощение супружеской измены – разрушительно. Человек, который не простил измену, не может быть спокоен. Он возвращается к каким-то эпизодам жизни, связанным с обидчиком, то есть он с этим человеком практически не расстается… Прощение – это великая исцеляющая сила. В первую очередь для себя самого. Но и другому человеку она может помочь исцелиться…
Советы кризисного психолога
Михаил Хасьминский, кризисный психологПьяный командир, или Куда нас заводят чувства
Советы психолога: В этом-то и заключается корень многих наших проблем: очень часто никакого баланса между логикой и эмоциями у нас нет. Чувства не просто преобладают, они ПРАВЯТ нашей жизнью. В настоящей беседе мы рассмотрим это явление подробнее…
Как пережить развод?
Психолог Ирина РахимоваЧтобы пережить развод, необходимо избавиться от «комплекса жертвы»
Порой нам не хватает решимости поставить точку в истории наших отношений, мы надеемся сохранить семью и тогда, когда это уже невозможно. Но, чтобы пережить развод, мы должны поставить эту точку и начать новую жизнь. Мы должны сделать все необходимое для этого. Да, муж ушел. Но жизнь продолжается.
Лучшее новое
Гадание и приворот на любовь
Антон П., бывший магСуществует ли «приворот без греха»?
Абсолютно все «белые колдуны» говорят, что существует приворот без греха, который не приносит вреда, так как они просят светлые силы и Бога помочь воссоединить сердца и зажечь в них любовь…
Советы кризисного психолога
Кризисный психолог Михаил ХасьминскийСемьи разбиваются об эгоизм
Советы психолога. Если ты хочешь что-то изменить в партнере, то важно спокойно, без упреков и усмешек, без истерик и скандалов, как часто это делают, сказать об этом. Начиная с самой малюсенькой проблемы и заканчивая сексуальной сферой. Необходим диалог.
Они пережили расставание
Лика, 32 годаВыздоровление началось с развода
Больше года мне понадобилось на то, чтобы наконец раскрыть свои глаза и вытащить затычки из ушей. Последней каплей послужило то, что он очередной раз заговорив о совместным отдыхе только со мной вдвоем, уехал на отдых через месяц, обманывая прямо в лицо, и на прямые вопросы, с кем он едет, врал, не забыв пообещать, что как только он отдохнет с «парнями», мы сразу же поедем на отдых с дочкой. Я все узнала очень быстро, пока еще он был там, и хоть мне было и больно и жутко и страшно, на этот раз я сказала себе: «Стоп, хватит». Сообщила ему о разводе в смс и быстро начала им заниматься.
Если муж пьет.
Муж-алкоголикАннаИсцеление от алкоголизма: что невозможно человеку…
Решила, что мне обязательно нужно написать вам нашу историю по поводу алкоголизма, поскольку именно эта тема у вас на сайте отличается от всех других своей безнадежностью. Если в других вопросах вы предлагаете какой-то благополучный выход из ситуации, то по поводу алкоголизма предложение у вас одно: развод, чтобы спасти себя и детей. Получается, спасение семьи у вас даже не рассматривается. Я согласна с вашими психологами, что нельзя исправить человека насильно, нельзя заставить мужа бросить пить, но все-таки…
Как пережить расставание?
Дмитрий Семеник, психологКак пережить расставание – 6 шагов
Прекращение попыток вернуть человека, прекращение надежд на его возвращение — совершенно необходимое условие для того, чтобы успешно пережить расставание. Некоторые цепляются за человека месяцами и годами, пытаются вернуть любимого, вернуть мужа, вернуть жену.
Если муж пьет. Муж-алкоголик
Валентина Москаленко, психотерапевт, доктор медицинских наукНевесты алкоголиков
Выйти замуж за алкоголика или за того парня, который потом заболеет алкоголизмом. Что это? Ошибка выбора, знак судьбы? Можете со мной не соглашаться, даже побить меня камнями, но это судьба — заполучить мужа-алкоголика. Или скажем иначе: закономерность. Научными исследованиями установлено, что дочери алкоголиков склонны выходить замуж за алкоголиков. Механизм выбора брачного партнера непонятен, но факт установлен.
Как пережить развод?
Психолог Максим ЦветковПережить развод: человеком быть трудно, но возможно
Защищаясь от боли переживания развода, супруг или супруга обвиняют во всем другого и отказываются от понимания своего вклада в конфликтную ситуацию, в результате уносят свою часть неконструктивного поведения в будущую жизнь.
И потом в новой семье, если она образуется, создают похожие конфликтные ситуации. В итоге человек вынужден или всю жизнь «убегать» от боли…Как простить измену?
Психолог Денис НовиковПодлинное раскаяние — это больше, чем слова
Я ни разу не видел, чтобы решение простить измену жены или не простить измену мужа было волевым актом человека. От слов «я тебя прощаю» в сердце мало что меняется. Прощение — глубокий внутренний процесс… Зрелые отношения между партнерами начинаются тогда, когда у каждого из них возникает потребность в верности так же как потребность в еде, в сне, в творчестве…
Кто такие православные психологи и чем они занимаются
«Афиша Daily» узнала, как православная психология смотрит на актуальные проблемы горожан, разводы, аборты и гомосексуальность, а затем отправила атеистов из редакции на консультацию к практикующим специалистам.
Кто такие православные психологи?
Православный психолог — это специалист православного мировоззрения, который понимает конфессиональные особенности и этические установки христиан, подбирает соответствующие методы работы и видит взаимосвязь психологических и духовных проблем. Хочу сказать сразу: духовных советов я не раздаю. Нельзя примерять роль «великого гуру» или «старца», хотя сами клиенты иногда этого ждут.
По светской профессии я бизнес-психолог, консультант по управлению персоналом и оптимизации бизнес-процессов. Я окончила психфак МГУ, прошла дополнительное обучение по психодраме, гештальт-терапии и другим методам психотерапии. Для того чтобы стать православным психологом, необязательно получать именно православное образование, хотя сейчас такие учебные заведения уже есть.
Православные психологи часто работают за пожертвования или бесплатно, но поскольку консультирование стало занимать более 80 процентов моего времени, я определила базовую стоимость часа, которая относительно московских цен невысока. При этом, если у кого-то кризисная и одновременно сложная в финансовом плане ситуация, я соглашаюсь на меньшую оплату или даже на бесплатное консультирование. Сейчас я зарабатываю существенно меньше, чем раньше, когда занималась в основном бизнес-консультированием.
Опасаются ли православные люди психологии?
Некоторые люди считают, что психологи конкурируют со священниками, борются с ними за души паствы. Другие боятся, что их могут загипнотизировать. И еще каких-то восемь лет назад мне регулярно приходилось объяснять, что психология — это не сатанизм. Самое крупное заблуждение — православному человеку психология не нужна, она якобы для неверующих. Я всегда говорю: если у человека не решены внутренние конфликты, есть застарелый невроз, то к духовной жизни у него приступить не получится. Иногда невротизированные люди с агрессивной моделью поведения обличают еретиков, громят выставки и выдают картину совершенно неадекватной нехристианской злобы.
Кого не станет консультировать православный психолог?
Психолог, который выбирает себе клиентов исключительно по конфессиональному признаку, не психолог. Но если какие-то жизненные установки совершенно несовместимы с базовым христианским мировоззрением, я просто понимаю, что мне как верующему человеку будет сложно найти с этим клиентом взаимопонимание. Психолог должен обсуждать открыто свою позицию и вместе с клиентом решать, есть ли смысл работать дальше.
Например, я бы не стала консультировать мужчину, который обратился с вопросом, как ему лучше снимать девушек на одну ночь. Но я бы спросила, зачем ему это и что его пугает в длительных отношениях. Возможно, так мы бы вышли на его реальные проблемы.
Что будет делать православный психолог, если к нему придет гомосексуал?
Человек не выбирает сексуальную ориентацию, поэтому с догматической точки зрения проблема не в ней. Грехом церковь считает именно практику гомосексуальных отношений. В таких случаях я спрашиваю, зачем человек пришел ко мне: если с внутренним конфликтом между верой и ориентацией, с этим я работаю, помогая клиенту найти приемлемый для него выход.
Один из вариантов — пожизненное воздержание. С одной стороны, это звучит жестоко, но с другой — в церкви многие категории людей призваны к сексуальному воздержанию. Например, все не состоящие в браке люди, вдовы и вдовцы, не вступившие в повторный брак. Но и с духовной, и с психологической точки зрения это должен быть личный выбор. Я считаю недопустимым требовать воздержания от другого человека. Если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим, что Христос не ставил ультиматумы ни одной из блудниц, с которыми он общался.
Часто гомосексуалы приходят с тем, что свою ориентацию они считают грехом, у них появляется ощущение богооставленности, отчаяния. Я говорю, что могу помочь справиться с отчаянием, но переделать ориентацию еще не удалось никому. В этом, кстати, я расхожусь с консервативной частью наших церковных кругов, потому что они склонны отвергать таких людей. Но я верю в просвещение.
Как поступает православный психолог, если клиент хочет решить вопрос методом, который не принимает христианство?
Отговорить — значит, принять на себя ответственность за судьбу другого. А это неправильно и даже жестоко по отношению к взрослому и обладающему свободной волей человеку.
Если бы ко мне пришла женщина, которая собирается сделать аборт, я бы помогла ей разобраться в себе и в ситуации, чтобы она приняла взвешенное решение. Любой православный психолог имеет на этот счет совершенно определенную собственную позицию, о которой стоит предупредить клиентку.
Если женщина уже сделала аборт, это не значит, что у нее нет шанса на прощение Бога. Пока человек жив, шанс есть всегда. Это одна из основ аскетики — отделять грех от грешника. Грешника надо любить, а грех — ненавидеть. Если человек не понимает, что его поступок — грех, то нужно просто зафиксировать разницу понимания, проговорить ее вслух и работать дальше в той парадигме, которая не противоречит взглядам терапевта.
Священникам тоже нужны психологические консультации?
У священнослужителей те же личностные и семейные проблемы, и нередко им не с кем посоветоваться. Кроме того, у них случается профессиональное выгорание, но они редко обращаются с этим к профессионалам. Считается, что священнослужители должны решать эти проблемы не в душевном, то есть психологическом, а в духовном ключе, обсуждая, например, проблемы со своими духовными отцами, но, к сожалению, они есть далеко не у каждого.
Что такое религиозные травмы?
Люди приходят в церковь по разным причинам: хотят обрести душевный покой, избавиться от неврозов, почувствовать Божью благодать. Часто им не хватает того, что в психологии называется безусловным принятием, то есть веры в то, что их может кто-то любить просто так. Люди идут за этим в церковь, а сталкиваются с тем, что им ставят условия, в том числе священнослужители — иногда так же жестко, как родители, мужья, жены, начальники, но только теперь это все считается духовным, освященным авторитетом церкви. Из-за этой жестокости нередко рушатся идеалы — и травма человека не лечится, а только усугубляется.
Возвращаться или не возвращаться после этого в церковь — выбор человека. Даже Господь не посягает на свободу воли, а тем более психологу не подобает этим заниматься. В случае религиозной травмы основные задачи психолога — помочь человеку преодолеть травмирующие обстоятельства и обрести необходимую устойчивость. Иногда такой уход и переосмысление приводит к сознательному приходу в церковь: человек идет уже к Богу, а не за решением своих психологических проблем.
Есть ли среди православных психологов мошенники?
Напуганные мифами о психологии целенаправленно ищут православного психолога. У нас в стране психологическая деятельность не лицензируется. Вы можете повесить на шею крестик, сходить пару раз в церковь, послушать пару популярных лекций и объявить себя в интернете православным психологом, наговорив любую чушь, которая звучит близко к теме. Но в большинстве случаев это не мошенничество, а шарлатанство, поскольку сами люди, которые занимаются таким консультированием, часто уверены в своем подходе.
Шарлатана от настоящего психолога отличить нетрудно. Во-первых, стоит обратить внимание на то, насколько человек категоричен. Если он навязывает свое мнение, значит, это, скорее всего, не очень хороший психолог. Еще можно посмотреть, что человек пишет у себя в соцсетях. Во-вторых, насторожиться следует, если вы видите, что человек не разграничивает зону ответственности психолога и священнослужителя. Если психолог дает советы исцеляться постом, молитвой и паломничеством по святым местам — это не психолог. Третье — надо посмотреть, как он договаривается о результате. Некоторые псевдопсихологи считают, что раз человек пришел, значит, надо его воцерковлять, хочет он того или нет.
Что православные психологи думают о депрессии?
То, что депрессия и уныние одно и то же, — страшное заблуждение. Тут важна дифференциальная диагностика, потому что это разные состояния. Если подойти с аскетической точки зрения, то уныние — это болезнь воли, а депрессия — это с научной точки зрения нарушение баланса нейромедиаторов. Также состояние депрессии для человека неприятно и неестественно. А уныние, как и любая страсть, поначалу даже приятно: «А не пойти ли мне потупить, порасслабляться?» Бывает и бодрое уныние — когда человек вроде и занят, но какой-то ерундой.
Для начала надо исключить или подтвердить депрессию. Я всегда объясняю священникам опасность депрессии, а также опасность приложения к ней всех аскетических средств, которые рекомендованы для уныния. Если человеку с клинической депрессией советовать больше поститься, молиться и усугублять аскетические подвиги, его расстройство будет прогрессировать — причем очень быстро и с увеличением риска суицида. Кстати, это понимают даже те священники, которые психологию не любят. Я им рассказываю о симптомах и говорю, что если хотя бы часть из них есть, ваша задача — деликатно, тактично отправить человека к психиатру. Господь, конечно, силен, он творит чудеса, но если у человека аппендицит, можно молиться и ждать его исцеления, а можно взять и вызвать скорую.
Атеисты из «Афиши Daily» идут к православному психологу
Мы решили проверить, как работает православная психотерапия на практике, поэтому отправили атеистов из редакции поговорить с разными православными психологами о своих проблемах.
Своего сеанса я ждала час — к православному психологу Светлане Азарьевне Швецовой пришел человек с «реальной проблемой», и свою нереальную я обдумывала самостоятельно, сидя на лавочке у храма Воскресения Христова. Светлана Азарьевна консультирует индивидуально и ведет групповые приемы в трапезной этого самого храма у метро «Семеновская», а параллельно преподает в Российском православном университете святого Иоанна Богослова.
Перед встречей я почитала, о чем обычно говорят в первый раз (о семье, учебе, работе — о предыстории), как правильно формулировать проблему (никак, точнее — как хотите, так и формулируйте, задача психолога — услышать вас), чем в идеальном мире должен закончиться час беседы (планом работы на будущее). Поняла, что огромных проблем у меня нет или я их не вижу, но обсудить есть что. Доверие у меня устроено так: незнакомому человеку я могу рассказать такое, что даже наедине с собой сформулировать не могу, — поэтому все точно должно было пройти хорошо.
Первый вопрос — что я чувствую, прождав час встречи, на которую я пришла вовремя, — немедленно вызвал симпатию, а вот резкий переход на «ты» после моего ответа, напротив, оттолкнул. Психолог несколько раз упомянула, что наш прием — игровой, поэтому говорить о серьезном расхотелось. Это даже не было неприятно — все были в курсе эксперимента. Мы обсудили мой возраст, образование и семью — Светлана Азарьевна аккуратно записывала все на бумагу и рисовала схемы родственных связей. Пыталась применить ко мне эффект Зейгарник — я сказала, что не понимаю, что это такое, и она подробнейшим образом объяснила, что это феномен запоминания незавершенных действий: то, что мы успешно закончили, мы забываем скорее, чем то, что не удалось завершить. Единожды упомянула святых отцов, на чьей мудрости вроде как и основана православная психология, — без назиданий и давления, так же просто, как могла бы сослаться на Юнга. Внимательно слушала и задавала вопросы, но вот искать ответы не помогала. Возможно, я должна была додуматься до чего-то сама, но у меня не получилось ни за пять лет до этого приема, ни за те полчаса, что он шел. Мы поговорили обо всем понемногу, и, кажется, запретных тем на такой консультации нет в принципе.
А ближе к концу встречи мы начали ходить по кругу. Разные формулировки одного и того же вопроса наводили меня на самоочевидный ответ, но я его нарочно не озвучивала — он же очевидный, а я пришла за другим, который не могу найти сама. Скоро это, видимо, надоело и психологу. Она — уж так мне показалось — со снисходительной улыбкой постановила, что я «добрый и светлый человечек с высоким уровнем надежды», поэтому «все будет хорошо».
Это был (не считая комичного опыта во время обучения за границей) мой первый поход к психологу, и это притом что я обожаю уберизированные сервисы записи куда угодно через приложение — от массажиста до гинеколога. У меня перед глазами — примеры друзей, и отчаявшихся, и оживших после терапии, и попробовать на себе, конечно, хочется. Если бы такой сервис придумала и запустила РПЦ, я бы пошла не раздумывая. Как по мне, ничем православный психолог от неправославного не отличается — все они иногда опаздывают.
Недавно я получил психологическое образование, поэтому мне было особенно интересно посмотреть, как работают мои православные коллеги. За последние несколько лет я периодически работал с психологами-консультантами, преимущественно это были специалисты, занимающиеся транзактным анализом и гуманистической психологией. Если говорить простыми словами, то наша работа была нацелена на то, чтобы научить меня выстраивать внутренний диалог и четко разделять понятия «я хочу» и «мне нужно».
Не могу сказать, что подход психолога Михаила Леонидовича Котляревского серьезно отличался. Как мне показалось, в его случае «православный» — это не столько о парадигме, в которой он работает, сколько о клиентах: преимущественно Михаил работает с верующими, воцерковленными людьми.
Мой опыт показывает, что с консультантом надо совпасть: психолог должен быть тебе приятен, чтобы ты мог по-настоящему работать с ним. В нашем случае этого не случилось — мне было крайне неудобно обсуждать с Михаилом свои проблемы. Это связано не столько с его профессионализмом или каким-то особенностями подхода, сколько с простыми человеческими различиями.
Наш сеанс проходил в шумном и многолюдном кафе «Грабли» на Пушкинской — это очень мешало беседе, так как слушать и говорить было довольно сложно. В нашей беседе я не заметил каких-то элементов проповеди. Михаил в своей работе в первую очередь опирается на какие-то базовые гуманистические принципы и старается сочетать подходы различных психологических течений. По словам православного консультанта, вне зависимости от степени религиозности человек должен сам выстраивать внутренний диалог и понимать, что ему по-настоящему важно. Церковь должна выступать не контролирующими органом, который говорит, что делать человеку, а скорее другом и советником.
Мы обсуждали проблему одиночества, которая для меня довольно значима. Так как наша встреча была первой и к тому же отчасти вынужденной (все-таки это был редакционный эксперимент), нам не удалось детально поработать с моим запросом, зато Михаил рассказал несколько историй своих клиентов. Например, с ним работала пожилая женщина, которая была подвержена депрессии, вызванной одиночеством. В ходе работы консультанту удалось сместить фокус ее внимания с собственных проблем, которые решить не представлялось возможным, на проблемы других. Пенсионерка начала помогать в организации паломнических туров и через это смогла побороть ощущение оставленности и ненужности.
Мне кажется, что к православному консультанту определенно стоит обращаться в тех случаях, когда религиозные убеждения вступают в конфликт с желаниями и окружающей действительностью. По словам Михаила, часто верующие люди отдают священникам роль родителей, которые диктуют им, что делать, хвалят их или наказывают. И многие священнослужители подхватывают эту роль.
И с психологией, и с религией я не наладила никакой связи — мы чудесно живем друг без друга, не скучаем и не жалуемся. У психолога я была один раз в жизни по просьбе другого человека — и ничего стоящего для себя оттуда не вынесла. С верой дела обстоят так же — родители не считали нужным направлять нас и скорее поддерживали естественное саморазвитие. Вообще, я открыта для всего нового, так что к православному психологу пошла без каких-либо предрассудков, с чистого листа.
Православный психолог Ирина Анатольевна Рахимова работает на Тверской улице в историческом здании, построенном на месте Саввино-Сторожевского монастыря. В 2000 году часть здания была отдана церкви — и тогда здесь появилась галерея русской и византийской иконы, а также центр помощи «Православная семья».
Поскольку у меня нет опыта общения с психологом, первые минуты нашей встречи прошли в неловком молчании. Я не понимала, как себя вести. Не могу же я прийти к человеку и просто начать рассказывать о проблемах? В итоге начала я: описала свою работу, семью и занятия в свободное время, но мы не смогли найти хоть какую-нибудь проблему. Тогда я начала задавать интересующие меня вопросы для материала.
Выяснила, что Ирина Анатольевна не консультирует гомосексуалов, но не потому что имеет по их поводу какую-либо позицию, а потому что считает, что это не в ее компетенции: «Гомосексуализм — такой вид отклонения, который должен быть проработан с психотерапевтом, а не с психологом». Мы молчим. Дальше я задаю вопросы о семейном консультировании, и тут все понятно: «Мы не даем советы, а помогаем разобраться в ситуации. Мы всегда будем поддерживать институт брака и никогда не поддержим измену или наличие любовников в отличие от светских психологов. Существуют ситуации, когда развод — единственное решение, но я стараюсь подвести человека к самой сути проблемы и попробовать вместе найти пути решения. Если человеку помогают проповеди и молитвы — хорошо. А мы поможем разобраться, о чем именно нужно просить Бога».
Ирина Анатольевна работает не только с православными, она также принимает мусульманские пары или людей с неопределенным вероисповеданием (как я). Я начала рассказывать о своем легком чувстве неловкости на первом сеансе, и Ирина Анатольевна рассказала историю из опыта работы: «Ко мне одно время приходил муж постоянной клиентки. На первом сеансе он зашел со своим портфелем, сел в кресло и поставил портфель на колени — просидел так целый час. На втором сеансе он поставил портфель около стула. На третьем портфель остался около окна, а поза в кресле стала более расслабленной». Эта история меня позабавила, немного расслабила, но наладить диалог не помогла.
Существует мнение, что после посещения психолога человек должен чувствовать себя расслабленным, открытым ко всему новому, одухотворенным и порхающим. У меня был явно не тот случай. Я вышла, проверила рабочую почту и продолжила жить своей жизнью.
Возможно, в моей жизни еще не случалось ситуаций, которые я бы хотела обсудить с профессионалом. Могу ли я посоветовать Ирину Анатольевну? Скорее да, чем нет. Формат эксперимента не совсем подошел: психолог знала, что я журналист, а я знала, что у меня нет острых проблем. Что касается религиозности, тут я тоже ничего не заметила, кроме икон, которые смотрели на нас с буфета. Ирина Анатольевна — человек приятный и располагающий к себе, она вполне может помочь разобраться с собой, просто я об этом не узнаю. А еще она печенье бесплатно предлагает.
Психология и православная терапия – Новоскрипториум
Аббат Трифон, выздоравливающий психолог
Много лет назад я был психотерапевтом, занимался частной практикой и преподавал в небольшом колледже. Мне становилось все труднее, сталкиваясь, как и я, с «перерезанным горлом» поведением коллег-профессоров, когда-либо пытавшихся быть на вершине кучи. Я также пришел к выводу, что большинство моих пациентов были больны не психически, а духовно, и моя профессия, казалось, усугубляла проблему. Многие из моих коллег, по моему мнению, воспитывали в своих клиентах созависимость, их доход зависел от того, чтобы люди возвращались для «терапии».
По мере того, как я все больше разочаровывался в «своей профессии», я все больше чувствовал вину за то, что «предался» бездумному приобретению «вещей». Духовная пустота в моем сердце все больше отчаянно нуждалась в осмысленной духовной жизни, но я понятия не имел, где искать такое удовлетворение. То есть, пока я не открыл для себя Православие. (Теперь я считаю себя «выздоравливающим» психологом!) Тем не менее, я хотел бы поделиться со своими читателями некоторыми важными «терапевтическими» лекарствами, которые можно найти в Святой Православной Церкви.
Одним из лекарств для сердца является использование «Молитвенного правила». Это «Правило» имеет первостепенное значение, потому что молитвенное правило помогает развивать дисциплину, необходимую всем нам для духовного развития. Это один из великих инструментов, которые может предложить Православный Путь, и он передавался с древнейших времен через Отцов Церкви. «Искусство молитвы» исходит из опыта Ранней Церкви.
Наряду с соблюдением правил церковного поста, в том числе поста в среду и пятницу, Молитвенное правило, данное вам вашим Духовным Отцом, Духовной Матерью или Исповедницей, является лекарством, которое поможет вам расти духовно, на вашем пути к Богу.
Если у вас еще нет молитвенника в Джорданвилле (его можно приобрести непосредственно в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк), я настоятельно рекомендую вам его приобрести. Используемый язык является лучшим из английского «литургического языка» и лучше служит, как мне кажется, внутренней жизни. Обыденный прозаический язык удобен для повседневного общения, но формальный английский литургический язык, обращенный к Богу, создает сакральное пространство, резервируемое для Господа.
Утреннюю и Вечернюю Молитвы следует произносить так, как будто от этого зависит наша жизнь, ибо в глубине души от этого ДЕЙСТВИТЕЛЬНО зависит наша духовная жизнь. Молитвы предпричастные, как и послепричастные, вместе с воздержанием от всякой пищи и пития с полуночи, до причащения Святых Таин, тоже есть дисциплина, не только предписанная Церковью, но и надлежащим образом готовящая нас к причащению. принятие Тела и Крови Господа нашего. Именно в принятии Его Тела и Крови мы получаем исцеление как тела, так и души.
Использование Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» в течение дня самым могущественным образом помогает нам прожить свою жизнь, сосредоточившись на Христе. В Святом имени Иисуса заключена сила, и эта молитва исполняет наставление святого Павла о том, что мы «должны молиться всегда». Молитва Иисусова, также известная как Молитва Сердца, дает нам силу идти с Иисусом в течение дня, даже когда вы едете в плотном потоке машин, пропалываете огород, ждете автобус или сидите на длинном собрании за доской. .
Наконец, важно помнить, что Церковь, как ее определяли Отцы Ранней Церкви, не является религиозным учреждением, а, скорее, живым организмом, то есть Больницей Души. Ее священники, которые сначала искали терапию, стали терапевтами. Поэтому частое использование «инструментов», данных нам Христом через Его Церковь, имеет первостепенное значение для нашего духовного роста. Еженедельная исповедь и еженедельное принятие Святой Евхаристии дают нам духовную силу и позволяют нам жить «в мире», не будучи «от мира».
Наконец, всякий раз, когда мы встречаем священника, мы должны просить благословения, помня, что мы ищем не его благословения, а благословения Господа Иисуса Христа, в священстве которого участвует священнослужитель. Обращаясь к священнику, или епископ, в письменной форме, будь то письмо или электронная почта, это хорошая и благочестивая практика всегда просить благословения. Это можно сделать, если это епископ, написав: «Учитель, благослови». Если священник: «Отче, благослови». Непосредственно перед подписанием своего имени: «Целую твою правую руку и прошу твоих молитв». Опять же, речь идет НЕ о епископе или священнике, а ВСЕ о Христе, благословения Которого мы ищем. То же самое и с почитанием икон, ибо, лобызая икону святого, мы не только выказываем свою любовь и уважение к святому и ищем его молитв, но и целуем Иисуса Христа, пребывающего во святых Своих. .
Поскольку Православие является «целостным» по своей природе, наша жизнь по этой Вере не должна ограничиваться воскресным утром. Если бы мы были пианистами и зарабатывали на жизнь игрой с оркестром, мы бы и недели не прожили без ежедневных репетиций, потому что в оркестре мы были бы недолго. Кроме того, брак, над которым не работают ежедневно, обречен на окончательную неудачу, поскольку отношения между двумя людьми требуют работы. Если мы ожидаем иметь отношения с Богом, и чтобы Он обитал в наших сердцах и общался с Ним, мы должны относиться к своей духовной жизни как к чему-то важному и тому, чему мы посвящены. Периодической Литургии недостаточно, если мы надеемся возрастать в Вере и Мудрости.
С любовью во Христе,
Игумен Трифон
_________________
Игумен Трифон – православный монах, выросший в лютеранстве норвежского происхождения. Он был монахом почти тридцать лет. Он является соучредителем и настоятелем монастыря Всемилостивого Спаса на острове Вашон, Вашингтон,
(Источник: http://www. oodegr.com/english/psyxotherap/PsychologyChristianTherapy.htm)
Нравится:
Нравится Идет загрузка…
Современная научная психология и православная духовная традиция
Современная научная психология и православная духовная традиция — PsyJournals.ruРУССКИЙАНГЛИЙСКИЙ | Войти | Зарегистрироваться ЖУРНАЛЫ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА |
ТемыАвторыВыбор редакции | Подача рукописиО PsyJournals.ruКонтакты |
Предыдущий выпуск ( 2022. Том 14, № 2 ) Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (онлайн): 2587-6139 doi .org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4. 0 Издается с 2009 г. Издается ежеквартально Бесплатно RU На русском | Психолого-педагогические исследования | Колонны Философия, Антропология, Культура | Игумнов П. Грех Адама как психолого-этическая проблема Теория и методология | Гаврилова Т.П. Проблема конгруэнтности в христианском общении Педагогическая психология, теория и методология | Слободчиков В.И. Формирование человеческого в человеке — императив народного образования Теория и методология | Абраменкова В.В. Репрезентация святости у современных детей и их родителей: к методологии исследования Теория и методология, философия, антропология, культура | Рубцов В.В. Нравственный потенциал психологической подготовки специалиста в части решения теоретических и практических проблем одаренности Теория и методология, философия, антропология, культура | Леонов В. |