Обязанности мужа и жены в православной семье – Православные брак и семья — Щеголева Е.В.

Обязанности мужа — Наталия — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

  Обязанности мужа

Муж глава есть жены… Мы знаем, что любое учреждение или организация – будь то Церковь, приход, монастырь или, в миру, банк, корпорация или школа – должны иметь главу, руководителя. То же самое относится и к успешному браку, ибо семья также является организацией, организацией духовной и физической. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию главой брака является муж. Вспомним еще раз апостола Павла: «муж глава жене…». Муж, будучи главой, олицетворяет в семье принцип власти. Как священник является духовной главой прихода и отвечает перед Богом за прихожан, будучи духовной властью в приходе, так и муж есть священник в семье и отвечает за ход семейной жизни.

Это вовсе не означает, что муж лучше или выше жены. Перед Христом все равны; нет ни мужчин, ни женщин. Брак является равноправным союзом. Еще раз оговоримся: в Православии нет места какого-либо рода шовинизму. То, что муж является главой семьи, вовсе не дает ему права быть диктатором, тираном, судьей или абсолютной властью для своей супруги и детей. Но, как и любое высокое положение, положение главы семьи предполагает определенные обязанности, тяжелые и сложные, но в то же время интересные и многообещающие. Писание говорит, что муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Ефес.5, 25). Большинство христианских мужей имеет слабое представление о какого рода любви здесь идет речь. В миру слово «любовь» обычно означает любовь плотскую, или же сентиментальную, романтическую. Это не имеет ничего общего с христианским пониманием любви. Вспомним слова Христа к ученикам о том, что нет выше любви, чем душу свою полагать за ближнего. Следовательно, с христианской точки зрения любовь подразумевает жертву и самоотвержение. Муж должен проявлять по отношению к жене столько заботы, внимания, опеки и нежности, сколько Христос проявляет по отношению к Церкви. Муж должен быть готов даже пожертвовать своей жизнью ради жены, как Христос отдал Свою жизнь ради Церкви. Вспомним еще раз апостола Павла, который говорит, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви. Мы знаем, что глава Церкви Христос омыл ноги Своим ученикам. Наш Спаситель показал этим, что значит быть главой – это значит служить, первенствовать в любви, понимании и терпении, защищать и оберегать свою семью. Именно к такому первенству и призывается муж, и только в этом случае он может быть истинным мужем и настоящим мужчиной, верным своей данной свыше природе.

Разумная жена желает видеть своего супруга именно таким, и не станет стремиться к главенствующему положению. Психологи утверждают, что женщины испытывают глубокую неприязнь к мужчинам, отводящим им главенствующее положение в семье или позволяющим им занять его.

Долг мужа любить жену и детей и не позволяет ему запугивать свою жену и относиться к ней как к служанке, что нередко случается. Вот что говорил об этом св. Иоанн Златоуст: «Поистине, разве слугу удержишь страхом? Да его и не удержишь, ибо он вскоре оставит тебя. Но спутницу жизни, мать детей своих, источник всех радостей, не достоит сковывать страхом и угрозами, но привязывать любовью и добрым расположением. Что за союз, когда жена трепещет перед мужем? И что за радость мужу жить с женой как с рабыней? Даже если претерпишь от нее многое, не гневайся на нее, как Христос не гневается на Церковь».

Мужчины, мужья, настоящая любовь начинается когда мы отдаем себя другим. Мы начинаем любить – в христианском смысле – когда начинаем отдавать. Некто пришел к св. Иоанну Златоусту с жалобой, что жена его не любит. Святой отвечал: «Иди домой и люби ее». «Ты не понял, – возразил мужчина. – Как я могу любить ее, если она меня не любит?» «Иди домой и люби ее», – повторил святой. И он был прав. Если нет любви, чтобы обрести ее надо полюбить самому.

Мужчины часто жалуются священникам, что жены не любят их. А потом священник узнает, что мужчина ничего не делает для того, чтобы любили, просто ожидая любви, словно некий идол, ожидающий жертв и поклонения. Таким мужьям следует уяснить, что единственный способ заслужить любовь супруги, это любить самому, ведь в жизни мы обычно получаем взамен то, что отдаем сами: ненависть за ненависть, любовь за любовь.

Отцы Церкви говорят, что христианские мужья должны любить своих жен больше, чем свои мирские обязанности, ибо нет успеха выше чем счастливая семья, и если неладно в семье, то все другие достижения теряют смысл. Наши семьи заслуживают самого лучшего. Сегодня среди нас слишком много таких, кто отдает все лучшее в мир, а все плохое оставляет для дома, именно поэтому Отцы Церкви учат нас ценить превыше всего общество наших жен, и предпочитать быть дома с ними, нежели на работе. Мужьям также неплохо помнить слова нашего современника, Андре Моруа: «Я сделал выбор на всю жизнь; отныне моя цель – не искать того, кто мне приятен, но делать приятное тому, кого я избрал…»

Обязанности жены

Апостол Павел говорит: «Жены, своим мужьям повинуйтесь, как Господу… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефес. 5, 22-24).

В современном обществе, особенно здесь, в Америке, и в первую очередь в средствах информации – кино, телевидении, журналах и книгах – дух послушания представляют чем-то заслуживающим презрения. Вместо этого нас на каждом углу призывают поступать по-своему, выбирать лучшее, удовлетворять все свои прихоти и желания. Но, как мы уже говорили, православный брак не является частью мирского, секулярного общества. Его цели и цели общества не просто расходятся – они диаметрально противоположны. Цель христианского брака – вечная жизнь со Иисусом Христом в Царствии Небесном, а цель мирского общества – наслаждение, всевозможные удовольствия, самооправдание и своеволие.

Однако, Священное Писание и Священное Предание открывают нам, что послушание есть начало христианского совершенства, что подчинение и послушание способствуют стяжанию прочих добродетелей. С другой стороны, своеволие разжигает страсть гордости и постепенно отчуждает личность от христианского образа мыслей и жизни. Поэтому-то жене, как стержню, на котором держится вся семья, и как учительнице добродетелей для своих детей, и отводится эта труднейшая обязанность – послушание. Сам Христос явил пример совершенного послушания, ибо по Своему послушанию воле Отца предался ради нас на страдания и смерть, и привел нас от греха к свободе и спасению.

Время от времени мы видим семьи, где муж «под каблуком» у жены. Что мы обычно подразумеваем, употребляя это грубое выражение? Мы подразумеваем, что жена заняла в семье главенствующее положение и стала управлять мужем. Это происходит когда муж слишком слаб, слишком погружен в себя или слишком занят, чтобы выполнять все свои обязанности; иногда бывает, что жена и сама стремится к власти в силу своих душевных или эмоциональных наклонностей. В последнем случае женщина, как правило, проявляет свой властный и агрессивный характер как в семье, так и вне дома. Подобная женщина лишена самых основ женственности: добросердечия, скромности и нежности. В таком случае в семье царят отношения безысходности, разочарования, несогласия и даже злобы. Первое, что должен сделать священник, видя подобных супругов, это попытаться убедить мужа занять место главы семьи и найти способ склонить жену уступить часть власти, не принадлежащей ей по праву. Следует понимать, что роли мужа и жены не исключительны: иногда жена должна продемонстрировать силу, а муж – подчиниться жене. В наиболее зрелых, духовных семьях, отношения супругов превращаются во взаимное послушание.

Взято здесь

azbyka.ru

Роль жены в православной семье

Известная фраза из Посланий апостола Павла о том, что жена должна бояться мужа, служит камнем преткновения для многих православных семей. Часто можно услышать от мужа в адрес жены пренебрежительное: «Ты вообще должна молчать, бояться и слушаться». В то же время перед многими женщинами, преимущественно старшего возраста, стоит другая проблема: «Наша семья воцерковилась, а я уже много лет являюсь лидером для своего мужа, – и что нам теперь делать?» Из боязни оказаться в семье «не на первых ролях» православные молодые люди нередко боятся выбирать в жены умных, образованных девушек.

Своим мнением о том, как должна складываться иерархия в семье, о правах и обязанностях мужа и жены, с нами поделились трое людей, каждый из которых имеет свой опыт создания малой Церкви.

Протоиерей Александр Сорокин, ответственный редактор журнала «Вода живая»:

— Действительно, это апостольское чтение по-разному воспринимается людьми. Мне вспоминается один священник, который во время Таинства венчания, когда подходило время для чтения «А жена да убоится своего мужа», начинал просить диакона, чтобы тот произносил вслед за этими словами следующие: «Премудрость прости. Услышим Святаго Евангелия чтение».

Налицо неадекватное отношение к этому тексту, его непонимание. Но мне кажется, что очень легко ответить на вопрос о том, в чем же смысл и этих конкретных слов, и вообще отношений мужей и жен с точки зрения прав, обязанностей, как к кому кто должен относиться, кто кого бояться или почитать, и так далее. Для этого нужно воспринять это апостольское чтение как целое, не выдергивая из контекста отдельные фразы.

Да, можно говорить о боязни оскорбить своего супруга, но только в том случае, если помнить, что начинается апостольское чтение с призыва к мужьям: «Любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь». И вот это первое требование, которое тоже нельзя выдергивать из контекста. То есть все созидается в органическом единстве. Мужья относятся к своим женам как Христос к своей Церкви. Как пишет сам Павел: «Он Себя предал за нее», – имеется в виду, что Он принес Себя в жертву, на Крест, «даже до смерти». И этим объясняется ответное чувство жены – и благоговение, и страх оскорбить, и как-то обидеть, осквернить эту совместную святыню. Только так следует понимать эти слова.

Ну, а права и обязанности… Понимаете, эти понятия – скорее юридические, и неслучайно в Библии, в Ветхом Завете существует ключевое понятие – «завет», объяснять которое тоже пытаются с точки зрения юридических терминов: как договор, союз, заповеди, закон. Но пророки Ветхого Завета очень скоро поняли, что эти категории уводят нас в сторону от понимания понятия «завет». Поэтому они стали пользоваться сравнением с браком, в котором речь идет не о правах и обязанностях в юридическом смысле слова, а о таких вещах, как верность и движение сердец, любовь. А все остальное – права и обязанности – является вещами прилагаемыми, следующими из того, что видит сердце.

Матушка Мария Ушакова:

— Для меня муж является ориентиром, примером, хотя я никогда от него не слышала команды: сделай так, по-христиански, а не вот так. Между нами существует сотрудничество, и, глядя на мужа каждый раз, я думаю: да, вот так я должна поступить.

У меня семья, я надеюсь, православная, но не типичная. У меня трое детей, но я работаю на двух работах, а муж мой служит. Я прекрасно понимаю, что, брось я сейчас работу, еды нам хватит. Но у детей не будет возможности заниматься музыкой, танцами, немецким языком – то есть я не смогу развивать их в том направлении, которое, на мой взгляд, необходимо для человека, способного жить в современном обществе.

У нас нет такого, что кто-то говорит: «Это твои обязанности, а это мои обязанности; я должен это, а ты должен это». Я считаю, что самое важное – действовать по любви. Муж пришел усталый – я налью ему чаю, я пришла усталая – он нальет мне чаю и накормит. Или грязная посуда стоит, а меня дома нет – он пойдет и помоет, и ничего страшного не случится. И со мною ничего не случится, если я сегодня больше денег заработаю, чем он, а завтра он больше принесет. Любовь должна быть, и должно быть постоянное сотворчество.

В семье очень важна готовность принять человека таким, как он есть, не только сейчас, когда он такой замечательный, такой красивый, такой любимый и так далее, как это бывает, когда отношения только начинают развиваться. Но нужно попробовать понять, будешь ли ты принимать этого человека и разрешать ему оставаться самим собою, а не пытаться построить его так, как ты лучше знаешь – потому что ты-то, естественно, лучше знаешь, каким ему нужно быть: вот таким, таким и таким; так стричься, так одеваться, такие мысли иметь. Должна быть готовность принять супруга и даровать ему свободу выбора.

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургских духовных школ, магистр богословия:

— Органичных церковных семей у нас немного. Большей частью лидерами, именно церковными лидерами, в семье являются женщины. С них начиналось воцерковление, на них лежит огромное бремя обязанностей. Лидерство женщины – это плохо, на мой взгляд. Плохо, потому что когда женщина становится лидером в семье, она начинает исполнять несвойственные ей функции, потому что не то в семье ценно, чтобы мужчина или женщина были лидерами, а то, чтобы и мужчина и женщина исполняли свои функции, потому что мужчина и женщина – разные люди, у них разное предназначение. И бремя ответственности за семью должен в основном нести все-таки муж, и это просто потому, что они разные. Когда это начинает делать женщина, то возникают проблемы, выяснение отношений, самоутверждение: кто в семье главный?»

Это проблема очень многих семей, потому что когда не существует такого онтологически естественного приятия этой иерархии – у мужчины свои обязанности, у женщины свои обязанности, и они дополняют друг друга, – то возникают постоянные проблемы. Можно, конечно, в рамках «Домостроя» разрешить мужу бить жену бейсбольной битой, а жене его – скалкой. Но можно идти другими путями, не самоутверждаясь постоянно, а пытаясь восстановить тот самый иерархический порядок, который от Бога задан всему миру, в том числе малой Церкви.

Нередко можно услышать, что муж и жена должны быть взаимозаменяемы. В определенных сферах – безусловно да, но не всех. Мы должны признать, что существует от Бога «специализация» мужчины и женщины везде, в том числе и в семье.

По мнению некоторых православных молодых людей, жена не должна быть умнее мужа. У меня изначально возникло ощущение того, что моя жена не умнее меня и не глупее, просто у нее другой ум. И меня в ней привлекло именно то, что ее другой ум сможет в конечном итоге очень обогатить мое представление о мире, о жизни. Мне очень хотелось, чтобы этот человек восполнял меня именно своим умом, и это было очень ценно.

Многие книги учат нас тому, что подлинная школа аскезы – это монастырь, а без аскезы ты не станешь христианином, потому ступай в монастырь, занимайся аскезой там. А что такое семья? Попущенная Церковью разнузданность страстей, и только. Но на самом деле семья – это очень хорошая школа аскезы.

Что такое аскеза? Это самоограничение, послушание и восполнение людьми друг друга. Когда в христианском браке начинает восстанавливаться данная Богом иерархия, в нем естественным образом возникают свои права и обязанности. Условно говоря, мужчина всегда во всех мелочах должен уступать женщине, но никогда не уступать в главном, даже если он рискует совершить ошибку. В этом заинтересована сама женщина, потому что в глубине души любая женщина мечтает быть рядом с таким человеком, на которого она может положиться, который примет на себя ответственность. Здесь образ Христа и Церкви, конечно, очень значим. Если мы вспомним чинопоследование венчания, оно нам поможет здесь: ни в коем случае нельзя надеяться на то (а тут, к сожалению, художественная литература сыграла свою зловещую роль), чтобы вступать в брак по любви.

Браков по христианской любви, а не по страстям, не бывает. Любовь – это не начало брака, это венец брака. Христианскую любовь нужно выстрадать, до нее нужно дорасти. Человек должен вступать в брак с пониманием того, что это будет постоянное самоограничение, самоумаление, постижение другого человека в его немощи. И эта традиционная архаичная семья, основанная на иерархии, а не на равенстве прав и обязанностей, в которой мужчина остается мужчиной, женщина – женщиной, а ребенок – ребенком, и является восстановлением того мироустройства, которое в нашем мироздании оказалось разрушено.

Мне кажется, бесплодным будет такой брак, где супруги будут принимать друг друга такими, как они есть. В грехе они друг друга принимать не должны. В противном случае они будут друг друга в этом самом грехе только утверждать.

Как я вдруг понял, что моя будущая супруга мне нужна? Я смотрел любимый многими фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Там была сцена, когда главный герой Платонов начинает устраивать традиционную для чеховских героев истерику, возлагая на весь окружающий мир вину за свою несложившуюся жизнь, и убегает из комнаты, из этого дома. За ним бежит его жена. Он падает в воду и не может утопиться, – и она тут же укутывает его шалью, в которой побежала вслед за ним, и говорит «Я люблю тебя любого».

В глубине души у многих феминизированных мужчин лежит потребность иметь такую жену. Но если бы я повел себя так – то как бы повела себя моя будущая супруга? Я представил, опять-таки по аналогии с чеховским МХАТом, что она бы, как Станиславский на репетиции, закричала мне вслед: «Не верю!» – и никуда бы за мною не побежала. И я бы остановился. И вот тогда я почувствовал, что рядом со мной будет человек, который постоянно будет меня в каких-то ситуациях возвращать к реальности; человек, который не будет давать мне покоя, который постоянно будет мне указывать на мои собственные немощи, но будет это делать таким образом, что это будет способствовать моему развитию, и брак станет для меня той самой школой аскезы, в которой я смогу развиваться.

  Церковный вестник (с) 2009 http://www.e-vestnik.ru/society/kto_v_dome/

www.psgp.ru

Обязанности православного мужа и жены

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В тот момент, когда юноша и девушка повзрослели и стали перед выбором своего спутника жизни и считается первой обязанностью православного мужа и жены. Принимать такое решение необходимо хорошо подумав и неспешно, так как церковь говорит о том, что брак должен быть единым.

Есть легенда об отце Арсении и его дочери. Девушка хотела посвятить свою жизнь служению Господу, но отец благословил ее на замужество. Она выбрала себе парня и пришла к отцу. Тот же сказал, что это не ее суженый. Затем она пришла уже с другим, но вновь получила отказ. На третий раз уже мать подобрала ей жениха. Он совсем не понравился девушке, и она думала, что отец также откажет.

Он благословил ее на брак и сказал, что даже если она не любит парня, то не надо это показывать ему, и только с ним она будет счастлива. Девушка долго плакала, но послушалась отца и вышла за него. Через год парень стал ей самым родным и дорогим, с которым она прожила долгую жизнь и родила 13 детей.

Что такое семья

Церковь все больше говорит о том, что современные люди совершенно не понимают понятия семьи. Они считают, сто основной ее целью есть рождение детей. И священники говорят о таком ошибочном понимании, ведь это природа семьи, но не цель.

Священнослужители часто говорят о том, что семья – это маленькая церковь, где есть определенные обязанности мужа и жены в семье. А цель брака заключается в воплощении христианской любви. Начало которой берется на земле, а продолжение идет в Царство Небесное.

Семейные обязанности

После проведения венчания — таинства брака, люди получают благословение от Бога на жизнь вместе, рождение детей и воспитание их в православном духе, а также деление радости и горя пополам. Если мы будем противится выполнению этих правил, то лишимся божьей благодати.

Еще апостол Павел писал, что обязанности жены православие выделяет как повиновение мужу своему, так как он является главой семьи. Она должна боятся грешить против мужа, ни словом, ни делом, ни взглядом. Так всегда и было в истинных православных семьях: жена слушалась своего мужа, а дети – своих родителей. И был там порядок, мир, любовь и Божье благословение.

Но кроме самого обряда венчания есть еще и обряд развенчания. Для его проведения необходимо достаточно веские аргументы.

Кроме семейных обязанностей жены и мужа есть определенные, которые относятся к Богу:

  • любовь и верность друг другу на всю жизнь,
  • рождение и воспитание детей в православной вере,
  • послушание мужем Господа, так как он глава семьи и несет ответ за нее перед Богом,
  • жена должна во всем слушаться мужа.

Помните, что провести обряд венчания никогда не поздно и помните, что самым главным является вера и следование Божьим заповедям.

Господь всегда с Вами!

  • Интересное в православии
  • Это необходимо знать каждому

ikona-i-molitva.info

Обязанности мужа и жены в Православии

Доброе утро, дорогие читатели!

Всех с началом октября). Наконец парки запылали желтыми и рыжими красками, пора доставать из шкафа перчатки и платки-шапочки. Всем доброго здоровья и теплого настроения!

А я вчера вспоминала, как мне когда-то помогло чтение Библии, Евангелия и Псалтири в начале нашей семейной жизни, и захотелось поговорить с вами именно об этом.

Я воспитывалась не в воцерковленной семье, у нас были свои теплые традиции, нас воспитывали в любви. Но на момент создания собственной семьи мои представления о семейно жизни не были четко сформированы, более того, я считала, что «я всегда права», «я лучше знаю», «мы два взрослых человека, и все решаем вдвоем», и так далее. После полугода жизни в браке я все чаще замечала, что мой муж уходит в себя, не хочет обсуждать наши разногласия. Я видела, что не отдаю ему правление в семье, не доверяю ему всецело и полностью. Это был сложный период. Сейчас я понимаю, что, не имея одного, главного, капитана, наш семейный корабль просто раскачивало из стороны в сторону, без определенного направления. Я уж молчу про напряженную обстановку в семье и про постоянное перекладывание ответственности — кто решил, тот и отвечает, а кто уж там что решил, уже все и забыли…

В общем, я призналась сама себе, что, чтобы быть хорошей женой, нужно учиться и стараться. Нужно менять себя, нужно изучать свою природу, выстраивать естественную иерархию.

Когда я стала искать нужную мне информацию, я смотрела и Веды, и психологию (я тогда еще не ходила в храм), а потом открыла Библию — и нашла там все, что искала. Все расписано, все рассказано, и прожито реальным опытом тысяч семей еще до моего рождения — можно просто взять эти знания, и начать применять их в своей семейной жизни.

Давайте вспомним хотя бы основные цитаты об обязанностях мужа и жены:

Обязанности жены:

1. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Первая обязанность жены — быть помощницей своего мужа. Быть союзницей, вдохновительницей, быть рядом не только в радостные, но и в трудные минуты, поддерживать его в его делах, помогать ему не отчаиваться в неудачах. Быть тем человеком, которому он открывает свое сердце, доверяет свои сомнения.

2. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».
Следующая обязанность жены — рожать детей, продолжать род, воспитывать детей.
«И к мужу влечение твое» — быть верной мужу, не допускать помыслов о других мужчинах, и, как сказал один священник, «после брака для жены есть только муж, а для мужа — жена, а другие люди теряют признаки
рода».

3. «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(5.33) (Апостол Павел)
Сколько уже написано об этих словах Апостола). Бояться мужа — не значит, что муж имеет в семье тираническую власть, что он кричит, повышает голос, или оскорбляет.
Это значит — жена боится его обидеть, причинить ему боль, боится — с греч. phobitai — чтить, уважать, заботиться. Жена заботится о муже, хочет видеть его счастливым, здоровым, радостным.

4. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».
Наверное, самый сложный пункт для нас, современных женщин. Мы так привыкли самостоятельно многое решать, мы умеем зарабатывать деньги, каждая 4-5 семья вокруг нас разводится, будучи в молодом возрасте, и кажется, иногда проще встать и уйти, чем работать над отношениями.
Истинная любовь взращивается годами. Годами, наполненными каждодневными заботами, удачами и неудачами, взлетами и падениями, болезнями, трудностями, безоблачными периодами, путешествиями, приобретениями и потерями.
И во всем этом как же важно мужчине быть на своем месте! На том месте, куда его определил Сам Господь. Быть главой семьи. Быть важным и нужным. Сильным, предприимчивым, добрым. Ответственным. Я часто слышу вокруг «мой муж безответственный, Я лучше сделаю Сама, как Мне надо».
Что важнее — быть правым, или быть счастливым?
Я говорю о моем личном опыте, о нашем опыте — как только я стала соглашаться с мужем, начиная с мелочей, и постепенно перейдя и к глобальным вопросам — в семье воцарился мир. Ему важно даже просто быть уверенным, что я поддержу любое его решение. Почему любое? Потому что я знаю, что мой муж умный и мудрый человек, и он не предложит ничего, что не полезно мне или нашему сыну.
Пожалуйста, соглашайтесь с мужьями) Иногда им нужно только это, чтобы расцвести, и развивать свой потенциал в полную силу).


5. Еще несколько цитат, к которым и пояснения не нужны):

— «быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». (К Титу 2:5)

— «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!» (Псалтирь 127:3-4)

— «Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство». (Притчи 11:16)

— «Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его». (Притчи 12:4)

— «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притчи 14:1)

— «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа». (Притчи 18:23)

— «Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа». (Притчи 19:14)

— «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме». (Притчи 21:9)

— «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою». (Притчи 21:19)

— «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;» (Притчи 31:10-11)
— «Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.
Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.
Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее:
«много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!»
(Притчи 31:13-31)

«А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу». (1-е Коринфянам 7:32-34)

Обязанности мужа:

1. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». (1-е Коринфянам 11:3)
Муж — глава семьи, и не только семьи, но и жены. Муж принимает решения в семье, обеспечивает семью по мере возможностей, заботится о семье, его любовь деятельна, а своими решениями он ограждает семью от ненужных или неправильных поступков и дел.
Если муж верующий, ему легче — он свои заботы и тяготы приносит к Господу, может обратиться к Нему в молитве, попросить помощи в разрешении вопроса или конфликта, получить помощь.
Когда муж в семье находится на своем месте главы семьи, у семьи больше шансов быть гармоничной и счастливой, и развиваться на основах доверия и любви.

2. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть».
(К Ефесянам 5:31)

Женившись, мужчина реализуется уже в собственной семье, и главным помощником ему становится жена, а не родители. К родителям он имеет почтение и уважение, и спрашивает их совета, но все основные для семьи решения принимает самостоятельно, или посоветовавшись с женой. Благословенны те родители, которые имеют мудрость отпустить своих взрослых сыновей в их собственные семьи.

3. «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». (1-е Петра 3:7)

Муж обязан заботится о своей жене, помогать ей в совместной жизни, следить за тем, чтобы она бережно относилась к своему здоровью. Муж внимателен и относится к жене бережно, с пониманием ее природы и потребностей. Он заботится о ней, проявляет свою любовь. Если жене достаточно внимания и любви со стороны мужа, она никогда не посмотрит в другую сторону.

4. «Любовью жены услаждайся постоянно и для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею, ибо пред очами Господа пути человека” (Притч. 5, 19-21). “Берегите дух ваш и никто не поступай неразумно против жены юности твоей” (Мал. 2,15)
Муж обязан, как и жена, хранить верность, на протяжении всей жизни совершенствуя свой брак, а не разрушая свой и другие.

5. “Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь, мужу – не оставлять жены своей” (1Кор. 7, 10-11).

Быть со своей женой всю жизнь, до самой смерти. Это не просто романтичная клятва или обещание, это то, к чему мы должны стремиться сегодня — ради нашей супружеской любви, и счастья наших детей.


Слава Богу за все, будьте счастливы, любите и будьте любимы, пусть в Вашем доме и в Вашей семье всегда будет тепло, уютно и радостно!!!

С любовью, У.

PS Автор фото — милая Ксения Сурганова

ulianasergeeva.livejournal.com

приход храма Святой Троицы с.Валамаз

Сайт создан в феврале 2012 года по благословению протоиерея Михаила Кабанова

Об обязанностях мужа и жены в православной семье

Обязанности мужа и жены в православной семье начинаются с выбора молодыми спутника жизни, и подходить к этому выбору нужно очень серьёзно и осмотрительно, потому что легко ошибиться.

У архиепископа Арсения была духовная дочь – девушка, мечтавшая о монашестве, но отец Арсений благословил её не на монашество, а на замужество: «Ты должна выйти замуж, иметь многочисленную семью. Ищи жениха и приведи его ко мне».

Девушка встретила своего парня, полюбила его и привела к отцу Арсению. Тот побеседовал с ним, вышел и сказал: «Это не твой жених, ищи себе другого».

Девушка снова встретила другого парня, который ей очень понравился и, взяв его за руку, привела к отцу Арсению. Но и этого жениха отец Арсений не благословил, сказав то же самое: «Это не твой жених».

Наконец, мать её привела в дом парня и сказала: «Дочка, я тебе жениха нашла».

Девушка взглянула на парня, сама бы она никогда не признала его своим женихом, уж очень он ей не понравился, но, подумав, что отец Арсений не благословит его, она, взяв парня за руку, привела к своему духовному отцу. Тот побеседовал с ним и сказал: «Вот кого тебе в мужья назначил Господь, от него ты будешь иметь много детей. А если он тебе сейчас не нравиться, то ни словом, ни взглядом не показывай ему этого. С ним ты будешь счастлива».

Горько плакала девушка, но по вере и послушанию вышла за него замуж.

А через год уже не было для неё дороже и роднее человека, чем её муж, она полюбила его всей душой, прожив с ним долгую и счастливую жизнь, родив и воспитав вместе с мужем 13 детей.

Наверное, поэтому у нас так мало счастливых семей, что выбираем спутника жизни, согласуясь только со своей волей, почти не прислушиваясь к мнению своих родителей, и живём невенчанные, без Божьего благословения и детей рожаем не под венцом, а в прелюбодеянии, а дети наши, став взрослыми, повторяют наши ошибки…

Хотя само по себе венчание не гарантирует спокойной и счастливой жизни, тем более, если венчаются люди, далёкие от Церкви.

Ведь когда люди венчаются, они принимают от Бога благословение жить вместе, делить горе и радость пополам, рожать детей и воспитывать их в православном духе. Если же мы начинаем предохраняться от зачатия детей, то наше ложе – для удовлетворения плотских страстей, а не для исполнения благословения. Тем более, что Господь Сам решает, дать нам дитя или нет. Когда же человек решает, это противно воле Божией и прогневляет Его. Предохранение запрещено даже в католической церкви. Сколько Господь даст детей, столько супруги и должны родить и воспитать, и каждому рождённому новому человеку Господь даст и солнца, и дождя, и хлеба, и плодов.

А если будем противиться воле Божией, тогда лишимся не только благословения Божия, но и всех земных благ, даже и в венчанном браке.

Конечно, рождение детей далеко не единственное правило живущих в православном браке людей, ведь люди, венчанные в браке, связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых супругах никто из них не может жить с другим человеком.

Ещё в апостольские времена апостол Павел писал: «А вступающим в брак не я повелеваю, а Господь жене не разводиться с мужем, а мужу не оставлять жены своей». И далее апостол Павел продолжает: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви. Мужья, любите жён своих, как Господь возлюбил Церковь. Так должны мужья любить жён своих, как свои тела: любящий жену свою любит самого себя… А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева, и не Адам прельщён, но жена, прельстившись, впала в преступление, и… жена да убоится мужа своего». Здесь «убоится», значит побоится согрешить против мужа ни словом, ни взглядом, ни делом.

Так и было всегда в истинно православной семье: жена во всём слушалась мужа, муж во всём слушался Бога, а дети, естественно, слушались своих родителей. И был в семье порядок, и мир, и любовь, и Божие благословение.

И тогда Господь за нашу праведную жизнь в семье, за послушание Ему наградит нас благодарными детьми и счастливой старостью.

Одного совсем молоденького солдата в годы войны списали из госпиталя домой умирать, с приговором врачей: жить ему оставалось не более месяца. И вот он пришёл домой, где его ждала любимая девушка. В первую же встречу он сказал ей: «Выходи замуж за другого. Зачем я тебе такой? Да и жить мне осталось совсем ничего». На что девушка ответила: «Хоть два дня да с тобой». Она пошла в церковь и, обливаясь слезами, просила Бога продлить жизнь её жениху, дав Богу обет: родить всех детей, сколько бы Господь ей не дал.

Она прожила с мужем 40 лет и родила от него 18 детей. Пятеро из её сыновей стали священниками, а четверо дочерей вышли замуж за священников. Так Господь наградил её за любовь и верность мужу и за послушание Ему.

А если всё-таки жизнь в браке не сложилась. Что же делать тогда?

Кроме венчания есть и развенчание. Но для этого нужны очень веские причины и согласие правящего Архиерея вашей Епархии.

Таким образом, в православной семье и у мужа, и у жены есть очень серьёзные и ответственные обязанности перед Богом: рождение всех детей и воспитание их в православной вере; любовь и верность супругов друг другу на всю жизнь; жена во всём слушается мужа; муж во всём слушается Бога, ибо он глава семьи, и именно он отвечает перед Богом за свою семью.

Венчаться никогда не поздно, даже в глубокой старости. Но молодым, конечно, желательно венчаться как можно раньше, чтобы дети ваши родились под венцом и чтобы Божие благословение было всегда с вами, и тогда будет в вашей семье и порядок, и мир, и любовь!

 

Людмила Копысова

помощница настоятеля храма с.Валамаз


Назад к списку

valamaz-troica.prihod.ru

Обязанности мужа и жены в православной семье

Семейные обязанности

После проведения венчания — таинства брака, люди получают благословение от Бога на жизнь вместе, рождение детей и воспитание их в православном духе, а также деление радости и горя пополам. Если мы будем противится выполнению этих правил, то лишимся божьей благодати.

Еще апостол Павел писал, что обязанности жены православие выделяет как повиновение мужу своему, так как он является главой семьи. Она должна боятся грешить против мужа, ни словом, ни делом, ни взглядом. Так всегда и было в истинных православных семьях: жена слушалась своего мужа, а дети – своих родителей. И был там порядок, мир, любовь и Божье благословение.

Но кроме самого обряда венчания есть еще и обряд развенчания. Для его проведения необходимо достаточно веские аргументы.

Кроме семейных обязанностей жены и мужа есть определенные, которые относятся к Богу:

  • любовь и верность друг другу на всю жизнь,
  • рождение и воспитание детей в православной вере,
  • послушание мужем Господа, так как он глава семьи и несет ответ за нее перед Богом,
  • жена должна во всем слушаться мужа.

Помните, что провести обряд венчания никогда не поздно и помните, что самым главным является вера и следование Божьим заповедям.

Господь всегда с Вами!

Еще в давние времена считалось что женщина – хранительница очага, а мужчина – это добытчик в семье. Но жизнь в современном мире меняется, и список женских обязанностей значительно расширился. Помимо поддержания домашнего уюта, воспитания и заботы о детях, прекрасной половине человечества приходится вносить свой вклад в семейный бюджет.

Но стоит ли брать на себя так много обязанностей, и каким образом их правильно распределить, чтобы было справедливо? Давайте подробней разберемся в семейных ролях и распределении ответственности.

Семейные обязанности. Все поровну?

После торжественных слов о том, что вы теперь муж и жена, у двух любящих людей появляется не только общая семья, но и довольно большой список обязанностей. При этом, после брака выясняется, что у женской половины человечества их гораздо больше.

До появления детей девушка обязана поддерживать чистоту в доме, готовить для любимого мужа вкусные обеды и ужины и при этом ходить на работу. А с появлением малыша, еще и заниматься его воспитанием. Но чем же занят муж и что входит в его обязанности? Все мы знаем, что настоящий мужчина должен выполнить в своей жизни максимальный план: посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Но далеко не каждый мужчина занят строительством дома и воспитанием собственных детей. Даже если он хороший отец, то, как правило, не очень много уделяет времени и не особо вникает в вопросы о воспитании дочки или сына. Безусловно, многие папы любят погулять или подурачится с малышами, но не более того.

Получается что все заботы кроме зарабатывания денег (и то частично) ложатся на женские плечи. Чтобы такого не происходило, давайте постараемся вспомнить и сформулировать мужские обязанности.

  1. Забить гвоздь. Безусловно, это образное выражение и оно подразумевает всю мужскую работу по дому и ремонту. Например, починка крана в ванной, сборка детской кроватки или перестановка мебели в квартире — это прямые функции мужчины, которые женщина выполнять не может и не должна.
  2. Защита своей семьи и забота. Каждый уважающий себя мужчина должен всегда проявлять заботу о своей семье, защищая интересы и права своей жены и детей перед обществом.
  3. Помощь жене по бытовым домашним обязанностям. К примеру, приготовить обед или пропылесосить в квартире, когда жена очень занята на работе или болеет.
  4. Обеспечивать свою семью достойным жильем и поддерживать финансовое благополучие. Мужчина всегда должен сохранять необходимую материальную безопасность, чтобы финансов всегда было достаточно на питание, лечение и отдых. И если он еще не занялся строительством собственного дома, то в его обязанности входит приобретение комфортного жилья для своей семьи.
  5. Принимать участие в воспитании детей. Даже если мужчина не силен в детской психологии и не знает, каким образом нужно правильно воспитывать ребенка, он всегда в силах забрать его из сада, накормить или уложить спать.

В итоге обязанностей у мужа получается не так уж и мало. И если все они действительно соблюдаются, то женщина не будет чувствовать себя угнетенной домашними проблемами и заботами.

Женские обязанности в семье

Вступая в брак, у женщин появляется не только забота о доме, но и ответственность за всех членов ее семьи. Она всегда должна заботиться о психологическом состоянии и здоровье детей и мужа. И, конечно же, о своем собственном.

  • Жена должна поддерживать чистоту и порядок в доме;
  • Женщина обязана своевременно готовить для всей семьи обеды и ужины;
  • Одной из основных обязанностей является воспитание, общее развитие и обучение детей;
  • Забота о здоровье всей семьи и принятие решения о необходимом лечении, проведении профилактических и обязательных прививок для детей тоже принадлежит женщинам;
  • Поддержка мужа в эмоциональном плане так же является очень важной обязанностью хорошей супруги.
  • Женщина должна заботиться о внешнем виде детей и мужа. Чтобы их одежда всегда была чистой и опрятной.
  • Хорошая жена никогда не забывает о поддержании собственной красоты и привлекательности для любимого мужа.

При этом мужчина, не вправе корить жену за невыполнение некоторых семейных обязанностей, если сам не в состоянии должным образом выполнить свои.

Духовные обязанности

Помимо домашних и бытовых забот, у каждой пары есть еще и духовные обязанности, которые они должны соблюдать по отношению друг к другу. Которые не делиться на женские и мужские. Потому что семья – это взаимная поддержка и забота. Если кто-то из супругов начнет пренебрегать столь важными аспектами, то такой семейный союз не сможет долго существовать.

  • Любить и уважать друг друга.
  • Сохранять верность.
  • Поддерживать в трудные минуты супруга.

В каждой семье, муж и жена сами устанавливают правила поведения и распределяют домашние обязанности. И лучше если их у каждого будет поровну. Поэтому женщинам нужно проявлять иногда свою слабость. Не стоит взваливать на свои хрупкие плечи все обязанности по дому. Доверяйте часть своих забот вашим надежным и любящим мужьям. Пусть тоже почувствуют себя сильными и нужными. Только так вы сможете обрести свою личную и семейную гармонию, а в доме воцарятся счастье и взаимопонимание.

>Венчание обязанности супругов

Правоотношения между супругами

Уместно напомнить, что сейчас все большее внимание уделяется торжественности при заключении брака. Такая обстановка заставляет еще раз почувствовать значительность события, понять ответственность, которую молодожены берут на себя не только друг перед другом, но и перед обществом. Торжественная обстановка заключения брака обеспечивается органом загса только по желанию вступающих в брак.

Правоотношения между супругами. Основанием возникновения взаимных прав и обязанностей супругов является их брак. Под браком понимается добровольный пожизненный (в принципе) союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, направленный на создание семьи.

В Соглашении о детях супруги могут определить, с кем из них будут проживать дети, порядок общения с детьми и участия в их воспитании отдельно проживающего родителя, размер алиментов на детей, порядок выезда из Республики Беларусь детей и иные вопросы воспитания и содержания детей после расторжения брака, если это не нарушает права и законные интересы детей и других лиц и не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Система семейного права — это его структура, составляющие его отдельные институты и нормы в их определенной последовательности. Под правовым институтом понимается законно обусловленная совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Система семейного права включает в себя:

Законность режима имущества супругов, заключается в том, что с момента вступления в брак все нажитое имущество становится совместным, за исключением личного имущества полученного ранее. Личная собственность супругов не требует получения разрешения на отчуждение, определения порядка пользования и владения. Если возникает вопрос о пользовании таким имуществом другой стороной брака, то возможно получение согласие на это супругом.

С момента заключения брака, все, что будет нажито в браке супругами, будет считаться совместной собственностью. Правовой режим имущественных прав и обязанностей становиться совместным и для того чтобы распорядиться таким имуществом, требуется согласия на то второй стороны брачных отношений.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ — в соответствии с Семейным кодексом РФ в браке оба супруга имеют равные личные и имущественные права и обязанности. Принцип равенства супругов в семье означает, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и… … Юридическая энциклопедия

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ — имущественные отношения супругов вкратце можно свести к следующему правилу: все приобретенное до брака (добрачное имущество) остается личной раздельной собственностью мужа и жены, а нажитое в браке становится общей совместной собственностью… … Энциклопедический словарь экономики и права

6. Супруги обязаны содействовать благополучию и укреплению семьи. Благополучие семьи выражается не только в материальном достатке, хотя он играет не последнюю роль. Когда есть материальная основа брака, но нет тесного душевного контакта между супругами, общих интересов, семья недолговечна. Укреплению семьи не способствует навязывание своих интересов и пренебрежение желаниями другого. Компромиссы – вот лучшая основа разрешения всех семейных споров.

2. Право на совместную собственность. Все имущество, которое супруги нажили во время брака (за исключением личного имущества), по общему правилу считается их совместной собственностью. В совместное имущество попадают заработная плата супругов, их пенсии, пособия, ценные бумаги, вклады в банках и любое другое имущество, приобретенное обоими или одним из супругов в период нахождения в зарегистрированном браке.

rostovhramvrs.ru

Обязанности жены по духовному воспитанию мужа

Женщине до всего есть дело. Замужней женщине есть дело ещё и до всех – особенно до членов своего большого семейства. И даже в духовных вопросах: постится ли муж? Как часто причащается? Читает ли святоотеческие книги? Ведёт ли с батюшкой душеспасительные беседы? Хочет глава семьи или нет, но эти вопросы его верную спутницу будут волновать. Как волноваться правильно и без перекосов, в день память святых покровителей супружества мучеников Адриана и Наталии, с долей юмора советует опытный семьянин и многодетный отец – киевский священник Владимир Тукало.

8 сентября Церковь празднует память святых покровителей супружества – мучеников Адриана и Наталии.

На пути ко Христу они оба пережили немыслимое… «Умоляю тебя, господин мой, раб Христов, – сказала Наталия, – пока ты еще жив, протяни руку свою, чтобы отбили её, и ты тогда сравняешься с прочими святыми мучениками, которые более пострадали, нежели ты!» Святой Адриан протянул к ней свою руку, а она, взяв ее, положила на наковальню. Мучитель, ударив сильно по руке молотом, отсек ее, и тотчас святой Адриан предал душу свою в руце Божии от великих страданий».

Такой вот пронзительный пример, как жена может стать для супруга настоящей духовной наставницей, предваряет нашу беседу.

Священник Владимир Тукало

– Отец Владимир, вот ситуация: жена видит, что муж стал редко причащаться. Охладел в вере, что ли… Должно ли её это заботить?

– Это будет её заботить в любом случае, должно или не должно. Женщины – хранительницы очага, и дома у них всё под контролем. Разумное устройство в семье – это когда муж определяет стратегию: «куда идти», а жена – тактику: «как идти». «В 1945 году мы возьмем Берлин», – говорит муж. А жена отвечает: «Хорошо. Сейчас 1941-й. Значит, здесь мы роем окопы, там строим ДОТы, оружие берём вот такое…» И муж, если он мудрый, не станет стеснять жену в вопросах тактики. Его задача – следить, чтобы она не уклонялась от стратегии, потому что её желание «как лучше» часто уводит в сторону, и тогда стратегическое направление семьи меняется.

Но в вопросах «как идти» жена имеет право всё контролировать. На её усмотрение – хозяйство, семейная касса, одежда, еда и прочее. И вдруг выплывает такая зона – духовная, которая ей оказывается неподвластна. Если нет денег, можно из мужа «вытряхнуть» премию, уговорить, чтобы пошел подработал где-нибудь, или самой заработать. Если у детей «не хватает» знаний, можно нанять репетиторов. А здесь проблема: нарушается духовное устроение – что делать? И женщина бросается с головой в решение этой головоломки.

У нас есть штамп: чем чаще ходить в храм, тем больше воздействует благодать, человек исправляется, и жизнь налаживается. Часто своих домашних мы стараемся втиснуть именно в эти железные рамки. Но вопрос ведь не в количестве, а в качестве посещений храма.

Если человек идет в церковь, открывает там своё сердце, он соприкасается с благодатью Божьей. Пусть даже 10 минут постоял и поговорил с Богом, – этого может быть достаточно: ощутил отклик в душе, Господь коснулся сердца, и со временем человек захочет такого контакта еще. А если муж стоит в церкви «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», как отец Федор из «12 стульев» говорил, возникает проблема: сердце не включается. Наоборот, срабатывает «обязаловка».

По закону физики, сила действия равна силе противодействия. Так и здесь: чем больше женщина будет давить, тем больше домашние будут сопротивляться. Даже дети – до 14–15 лет ещё как-то будут повиноваться, ходить через силу, изображать крестное знамение и склонять голову, но потом начнут возмущаться, психовать, придумывать отмазки. А в 18-20 их уже и палкой в храм не загонишь, потому что богослужение ассоциируется у них с насилием над их волей и свободой.

И муж так же. Он готов смириться с тем, что жена первая на кухне. Соглашается с ней в бытовых, прикладных вещах. Даже послушается, когда ему скажут, какую рубашку надеть и как пиджак застегнуть. Но он никогда не смирится с тем, чтобы жена стала его духовным гуру.

Фото: semopyt.ru

– Женщина судит по себе, и если кто-то в семье перестаёт соблюдать посты или ходить в храм, она боится, что случится отпадение её родного человека от Церкви. Но, по всей видимости, частота посещений храма у мужчин вовсе ни о каком отпадении не свидетельствует. Но тогда почему так происходит?

– Есть анекдот про мальчика, сына английского лорда, который с детства был немым. И вот в день его 13-летия семья сидит утром за завтраком. Лорд говорит: «Доброе утро». Мальчик не отвечает. Подают овсянку. Отец и сын начинают есть. Вдруг отрок произносит: «Недосолено». Все в шоке: что такое, как это может быть! Сбежались родственники, спрашивают его: «Вы что, можете говорить?» – «Да, могу». – «Но почему не произнесли ни слова за все 13 лет?» – «Не было необходимости».

Так и в некоторых семьях. Женщина настолько пытается угодить мужу, что ему просто не нужно ничего. Жена есть? – Есть. – Слушается? – Вроде да, верующая же. – Деньги я зарабатываю? – Зарабатываю. В общем, всё хорошо.

Часто женщины, особенно молодые христианки, окружают своих мужей такой заботой, ну просто со всех сторон стелют. Смотришь на это всё и думаешь: действительно, зачем ему в храм ходить – накормлен, напоен, спать уложен…

– Не станем же мы за это женщину обвинять. И что делать в таком случае? Если жена не авторитет в духовном плане, как она может повлиять? Может, оставить этот вопрос на самотек?

– Нет, на самотек нельзя.

Главное, что женщина может сделать, это её личная молитва. Можно прийти к священнику, попросить у него правило для того, чтобы муж воцерковился, стал ближе к Церкви.

В моей священнической практике был интересный случай. Одна прихожанка, молодая девушка, познакомилась с парнем – совершенным атеистом. Он когда-то прочёл Библию, но над верой насмехался.

Приходит она ко мне и говорит: «Батюшка, он очень хороший, я его люблю, но боюсь связывать с ним свою жизнь». – «У тебя, – отвечаю, – два пути: либо ты от него отказываешься, либо за него борешься». – «А как?» – «Надо молиться». И я дал ей правило.

Мы много с ней об этой ситуации говорили. «Может, как-то его наставлять?» – спрашивала она. Но как наставлять, если человек по образованию психолог, кандидатскую пишет, образованный, начитанный – его не переспоришь. «Вы знаете, если я начинаю умничать, он в два счета меня за пояс затыкает. И потом так стыдно… Кажется, что я и веру свою не защитила, и на него обижаюсь», – рассказывала она.

Девушка положилась на волю Божью, усердно молилась. Один акафист 40 раз прочитала, потом второй, третий. Полгода, год прошел, и вот как-то раз приходит ко мне этот парень. Спрашивает: «Почему она сюда ходит?» В том смысле, что он искренне заинтересовался, зачем ей Церковь и вера.

Девушка не долбила парня разговорами, в пещеры, в Лавру не заставляла ходить. Но если он спрашивал, отвечала по мере своего разумения. Не пыталась его просветить, но делилась тем, что знает и чувствует. Я ей советовал: «Ты просто отвечай то, что думаешь. Если же будет спрашивать выше твоего понимания, скажи так: раз у тебя накопилось столько вопросов, давай сходим к священнику».

– Чего ни в коем случае нельзя делать – чтобы не вызвать то самое противодействие, о котором Вы говорили?

– Самая неправильная установка: «Я его воцерковлю». Или: «Я его изменю. Он будет другим». А не факт. В такой постановке вопроса уже заложено упование на себя, проявляется самость.

Считать, что «я его изменю», – безумие, потому что изменить другого человека может только Бог. Творение творение изменить не может, а вот Бог-Творец может всё. Значит, нужно начать с того, чтобы обращаться к Творцу.

Мы хотим изменить другого человека своими словами, действиями, предложениями, турпоходами или паломническими поездками. Думаем, что сводим его к такому-то старцу или авторитетному священнику… А старцы и отцы не являются авторитетами для этого мужчины. Ну да, старичок вещает чего-то. Так ведь ещё надо бы почитать в интернете, чего там о нем пишут…

Поэтому мечты нужно оставить и настроиться на труд. Если любишь человека и хочешь изменить его, это можно сделать только через жертву. Девушка, жена своей любовью может вымолить, пожертвовав часть сил, энергии, времени для молитвы о своем женихе или муже. И постепенно, по чуть-чуть он будет преображаться. Не сразу это произойдёт, Господь будет испытывать её веру. Но затем потихонечку преобразится и сам человек, и вся семья получит большое утешение и радость. Но всё это только через труд.

Фото: p-beseda.ru

А в отношении поступков однозначно неправильно будет тянуть его в церковь: «ты обязан», «ты должен», ставить рамки, условия. Нужно начать молиться и потихонечку предлагать, заинтересовывать.

Часто мужья, как я уже говорил, не видят причины, по которой они должны идти в церковь. Жена прочитала жития святых отцов, усвоила, что если исповедоваться, причащаться, то так станешь отделяться от греха, Господь даст милость, будет освящать ум и просвещать сердце. Она-то это знает, но у мужа таких познаний нет. Если станет ему рассказывать, он на это никакого внимания не обратит, потому что жена для него – не авторитет духовный. Вот если скажет борщ посолить через 15 минут, он это беспрекословно сделает. Почему? Потому что если не поступить так, как она сказала, будет не борщ, а помои, и есть такое будет нельзя. А если её послушаться, будет хорошо чреву.

У мужчин больше развито рациональное восприятие. Так что самый лучший вариант для жены – найти священника, который бы постепенно достучался до его сознания, поговорил бы и объяснил.

Я в таких случаях приглашаю людей на молебен об успехе в делах. Даже самому далекому от веры мужчине «успех в делах» – это понятно. «Сколько нужно стоять?» – «15 минут». – «О, хорошо, вопросов нет…»

Вот помолились, я говорю короткое напутственное слово – цепляю его за живое, рассказываю, для чего ходить в храм, какая может быть у него цель. Не говорю – ты обязан, должен. Но предлагаю. В Православной Церкви Господь Иисус Христос для нас является покровителем, помощником, образцом для подражания. Господь не насилует волю, не заставляет, Он предлагает: придите, примите. Так и я говорю: «Хотите так вот и так? Нет? Пожалуйста…»

Всегда надо помнить: изменяет людей только Господь. Священник не «вправляет мозги», он сеет. Часто женщины, когда просят меня поговорить с их мужьями, опасаются: «Он не послушает…» Так нам и не нужно, чтобы послушал, нам нужно засеять. Священник засеял, жена удобряет благодатью. Благодать даётся через молитву. Вот и молится она тихонечко за мужа своего, просит Боженьку, чтобы Он открыл сердце, щедро окропил благодатью это зернышко.

Самое главное – избегать принуждения. Насилие не имеет в себе любви. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, но сорадуется истине. Там, где есть безграничное доверие друг ко другу, будет действовать любовь.

Если муж любит жену, он ей доверяет: хочет она так, значит, ей так лучше, пусть идет в церковь, помолится. Если он видит, что его поведение причиняет ей боль, просто ради нее придет в храм, сделает этот шаг любви. И взаимная жертва – её смиренная молитва и его искренняя уступка – будут постепенно усиливать чувства, давая тем самым возможность действовать в сердцах Богу.


Читайте также:

www.pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *