Оценка коммуникативных навыков по профилактике заболеваний – Коммуникативные навыки по профилактике заболеваний артериальная гипертензия

Опросник: Оценка коммуникативных навыков

Ниже приведены различные коммуникативные навыки и умения человека вести диалог или переговоры. Вы можете оценить, насколько они справедливы для вас или кого-либо из сотрудников вашей организации, а также попросить знающих вас людей дать стороннюю оценку ваших коммуникативных навыков.

Возможны два варианты организации работы. Эту же анкету, изменив инструкцию, можно использовать для экспертной оценки коммуникативных умений менеджеров. Тогда каждого менеджера должны оценивать, как минимум, 6 экспертов, знающих менеджера по совместной работе не менее 3–6 месяцев. Два человека сверху, от высшего руководства, два — снизу, от подчиненных, и двое со стороны других руководителей. Самые надежные и полезные результаты может дать сопоставление двух методов: анкетирования самих менеджеров и их экспертной оценки.

Если, по мнению заполняющего опросник, оцениваемый человек обладает данным навыком или умением, то необходимо отметить цифру 7, если это не совсем так, — 6 и так до цифры 1, которая означает, что данный аспект в общении полностью отсутствует.

Суждения
Да/Нет
1. Всегда ли вы планируете результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения? 7 6 5 4 3 2 1
2. Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии? 7 6 5 4 3 2 1
3. Способны ли вы разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор? 7 6 5 4 3 2 1
4. Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор? 7 6 5 4 3 2 1
5. Если ваш собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, можете ли бы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору? 7 6 5 4 3 2 1
6. Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником? 7 6 5 4 3 2 1
7. Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к интересующей вас теме или проблеме? 7 6 5 4 3 2 1
8. Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное вам решение? 7 6 5 4 3 2 1
9. Умеете ли вы так говорить, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения? 7 6 5 4 3 2 1
10. Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу? 7 6 5 4 3 2 1
11. После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах? 7 6 5 4 3 2 1
12. Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом? 7 6 5 4 3 2 1
13. Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели разговора или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии? 7 6 5 4 3 2 1
14. Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент? 7 6 5 4 3 2 1

Обработка результатов

Результаты анкетирования обрабатываются с использованием ниже перечисленных шкал, внутри которых определяется среднее значение (из двух вопросов) по каждой шкале в отдельности. В итоге подсчитывается сумма средних набранных баллов по всем шкалам:

  • если сумма меньше или около 30 баллов, то следует обратить внимание на повышение коммуникативной компетентности;
  • от 30 до 60 баллов — следует обратить особое внимание на некоторые неудовлетворительные аспекты общения, так как они могут существенно влиять на эффективность управленческой деятельности;
  • свыше 60 баллов — демонстрирует уверенное владение коммуникативным минимумом.

Шкалы для обработки анкеты по коммуникативному минимуму

Подготовительная фаза

  1. Всегда ли вы планируете результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения?
  2. Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?

Контактная фаза

  1. Способны ли вы разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор?
  2. Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор?

Эмоции в разговоре

  1. Если ваш собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, можете ли вы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?
  2. Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?

Фаза понимания

  1. Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к интересующей вас теме или проблеме?
  2. Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное вам решение?

Фаза убеждения

  1. Умеете ли вы так говорить, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения?
  2. Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу?

Фаза завершения

  1. После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах?
  2. Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом?

Управление разговором

  1. Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?
  2. Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент?

Методологические основы

Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к практическим и теоретическим знаниям, навыкам и умениям менеджера. Данный коммуникативный минимум может быть определен как стандарт и является основой для оценки (аттестации) коммуникативной компетентности менеджера.

А. Теоретические знания (проверяются на основе опроса в письменной или устной форме):

  1. Физиологические основы и этапы передачи коммуникативного сообщения.
  2. Психофизиологические и психологические особенности восприятия людьми друг друга.
  3. Особенности вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации.
  4. Типы взаимодействия людей в процессе коммуникации.
  5. Особенности влияния субъективных интересов, состояния психологических особенностей человека, его опыта, ожиданий на процесс коммуникации.
  6. Роль и значение эмоций в коммуникации.
  7. Структура и функции коммуникативного акта.
  8. Структура, фазы и задачи ведения диалога.
  9. Структура межличностной коммуникации в организации.

Б. Теоретические знания основных техник коммуникации (проверяются на основе опроса в письменной или устной форме):

  1. Активное и пассивное слушание.
  2. Техника синхронизации, то есть учета состояния и поведения собеседника.
  3. Различные стратегии ведения диалога.
  4. Техника снятия разногласий собеседников: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  5. Техники снятия эмоционального напряжения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  6. Техника утверждения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  7. Техника вербализации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  8. Техника вопроса: объяснить смысл, описать правила в условия применения, дать образец.
  9. Техника интерпретации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  10. Техника паузы: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  11. Техника связки: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  12. Техника поэтапного согласия и т. п.

В. Практические умения (оцениваются экспертами на основе оценки реального общения либо на основе анкетирования):

  1. Умение взять на себя инициативу начала диалога и его ведения.
  2. При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя с ним, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить, разговорить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
  3. При разговоре с человеком — умение, внимательно слушать его, одновременно наблюдать и учитывать особенности его вербального и невербального поведения.
  4. Умение понять психологические особенности собеседника, определить конгруэнтность его поведения, его желание или нежелание продолжать разговор, его способность (готовность) изменить свою позицию и т. п.
  5. В процессе разговора — умение отобрать, выделить наиболее существенное из всего сказанного собеседником; умение понять его, подчас скрытые, намерения и цели.
  6. При общении с человеком, находящимся в состоянии эмоционального возбуждения — умение скорректировать это состояние до работоспособного уровня, не вызывая у собеседника агрессии.
  7. При наличии или возникновении эмоционального напряжения, мешающего диалогу, — умение выровнять его без снижения темпа и эффективности ведения разговора.
  8. При убеждении человека — умение выяснить его позицию и отношение к теме, цели, обстоятельствам и прочим аспектам разговора; умение найти те аргументы и доводы, которые убедительны именно для данного конкретного человека, умение получить его принципиальное согласие; умение убедительно отказать.
  9. Умение дать собеседнику обратную связь по всем аспектам разговора; умение скорректировать поведение собеседника; умение сказать ему комплимент.
  10. Умение достигать запланированной цели диалога таким образом, чтобы у собеседника сохранялось желание продолжать сотрудничество.
  11. Умение выступить в роли арбитра между конфликтующими сторонами; умение понять их требования; умение найти конструктивную линию взаимодействия всех сторон.
  12. Умение управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент.

hr-portal.ru

Оценка коммуникативных навыков специалиста сестринского дела по профилактике заболеваний

Для участия в вебинаре необходимо заполнить заявку по ссылке

Для подключения к вебинару понадобятся стабильный Интернет, наушники или колонки.

Аудитория: заместители главных врачей по сестринскому делу, главные медицинские сестры, медицинские сестры ВОП, участковые медицинские сестры.

 Вопросы, рассматриваемые на вебинаре:

1. Нормативно-законодательная  база РК в области развития сестринского дела;

2. Особенности общения с пациентом при выполнении сестринских манипуляций;

3. Психологические особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций;

4. Этапы проведения инвазивных (проникающих) манипуляций;

5. Способы снижения тревоги у пациента;

6. Особенности проведения болезненных манипуляций;

7. Общение с пациентом;

8. Эмоции пациента;

9. Способы регуляции эмоций.

Участие в вебинаре даст возможность:

  1.  Применять нормативные правовые акты Республики Казахстан;
  2. Знать особенности общения с пациентом при выполнении сестринских манипуляций;
  3. Знать психологические особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций;
  4. Знать этапы проведения инвазивных (проникающих) манипуляций;
  5. Знать способы снижения тревоги у пациента;
  6. Знать особенности проведения болезненных манипуляций;
  7. Знать правила  общения с пациентом;
  8. Знать о том, какие  бывают эмоции у пациента;
  9. Знать способы регуляции эмоций.

Задачи, которые можно решить с помощью вебинара:

  1. Один из показателей профессионализма средних медработников при получении ими квалификационной категории – Оценка коммуникативных навыков по разъяснению медицинских манипуляций.
  2. Проверка знаний слушателей в результате обратной взаимосвязи.
  3. Взаимодействие в процессе обучения.

webinar.mcfr.kz

Оценка уровня коммуникативных навыков. Теория коммуникации.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.

Коммуникативные навыки и умение правильного  их применения является одним из главных качеств будущего врача. Умение подойти к больному – ценнейшее дарование врача. Ведь врач – это коммуникатор ведущий беседу с пациентом (коммуникантом). Доверие больного к врачу, вера в его опыт и душевные качества создают особую атмосферу  во взаимоотношениях «врач – больной», которая сама по себе оказывает лечебный эффект.

Будущим врачам необходимо помнить, что каждое их неосторожное слово может психически тяжело травмировать и без того страдающего человека.  Поэтому, чтобы стать истинным врачом, необходимо постоянно совершенствовать не только свои знания, но и коммуникативные качества. Это обосновывает необходимость изучения дисциплины «Коммуникативные навыки» уже на 1 курсе.

ЦЕЛЬ: изучить уровень коммуникативных навыков среди студентов первого курса Карагандинской государственной медицинской академии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: Проведено анкетирование 100 студентов первого курса, обучающихся по специальности «Общая медицина». В анкету включены вопросы, позволяющие определить уровень коммуникативных навыков. Результаты анкетирования оценивались по классификатору тестов.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Анализируя данные анкетирования можно отметить, что большинство  студентов (37%) набрали от 14 до 18 баллов, что отражает нормальный уровень коммуникабельности. Согласно классификатора тестов, студенты этой группы любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с незнакомыми людьми. В то же время они не любят шумные, экстравагантные выходки, а многословие вызывает у них раздражение (Рис. 1).

 

 Вторую ранговую позицию занимают студенты, набравшие от 19 до 24 баллов и составляют 31% опрошенных. Они в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают, все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказывания порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Но эти недостатки исправимы.

24%  студентов имеют от 9 до 13 баллов и  являются весьма общительными (порой, быть может, даже сверх меры). Они любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.

Следовательно, студенты указанных групп обладают  приемлемым для нормального общения уровнем коммуникативных навыков.

Единицы студентов имеют крайние параметры оценки уровня коммуникативных навыков: 3%  студентов набрали от 4 до 8 баллов и 5% -  от 25 до 29 баллов.

Студентов, набравших от 4 до 8 баллов следует отнести к категории  людей - «рубаха-парень». Общительность бьет из них ключом и они всегда в курсе всех дел. Любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них мигрень или даже хандру. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеет о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке, так же берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести го о конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к ним  с некоторой опаской и сомнениями.

Студентов, набравших от 25 до 29 баллов являются абсолютно замкнутыми, неразговорчивыми, предпочитающие одиночество, поэтому у них мало друзей. Новая работа н необходимость новых контактов, если не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия. Они знают эту особенность своего характера и бывают  недовольны собой. Но не  надо ограничиваться только таким недовольством, т.к. в их власти преломить эти особенности характера. В этой связи студенты этих групп имеют неудовлетворительный уровень коммуникативных навыков и им необходимо работать над собой для того, чтобы соответствовать  тому уровню коммуникабельности, который должен обладать врач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Большинство студентов первого курса имеют  нормальный уровень коммуникативных навыков.
  2. Часть студентов (8%) не готовы к общению с пациентами
  3. Проведение анкетирования позволило оценить уровень коммуникативных навыков у студентов и степень подготовленности их к работе с пациентами. 

Фамилия автора: Фель М.

articlekz.com

Специалистам

Высшее медицинское образование

1. Оказание неотложной помощи при непроходимости верхних дыхательных путей.
2. Оказание неотложной помощи при травмах.
3. Оказание неотложной помощи при остановке сердца.
4. Диагностика острого коронарного синдрома.
5. Оценка коммуникативных навыков.

1. Оказание неотложной помощи при непроходимости верхних дыхательных путей.
2. Оказание неотложной помощи при травмах.
3. Оказание неотложной помощи при остановке сердца.
4. Диагностика острого коронарного синдрома.
5. Оценка коммуникативных навыков.
6. Интерпретация лабораторно-инструментальных методов исследования.

1. Оказание неотложной помощи при непроходимости верхних дыхательных путей.
2. Оказание неотложной помощи при травмах.
3. Оказание неотложной помощи при остановке сердца.
4. Диагностика острого коронарного синдрома.
5. Оценка коммуникативных навыков.
6. Интерпретация лабораторно-инструментальных методов исследования.
7. Оказание неотложной помощи при нарушении целостности кожных покровов.
8. Оказание неотложной помощи при шоках.

Среднее медицинское образование

1. Оказание неотложной помощи при остановке сердца.
2. Оказание неотложной помощи при травмах.
3. Техника парентеральных инъекций.
4. Проведение первичной обработки раны и накладывание повязки.
5. Оценка коммуникативных навыков.

1. Оказание неотложной помощи при остановке сердца.
2. Оказание неотложной помощи при травмах.
3. Техника парентеральных инъекций.
4. Проведение первичной обработки раны и накладывание повязки.
5. Оценка
коммуникативных навыков.
6. Оказание неотложной помощи при шоках.

1. Оказание неотложной помощи при остановке сердца.
2. Оказание неотложной помощи при травмах.
3. Техника парентеральных инъекций.
4. Проведение первичной обработки раны и накладывание повязки.
5. Оценка коммуникативных навыков по разъяснению медицинских манипуляций.
6. Оказание неотложной помощи при шоках.
7. Остановка наружного кровотечения.
8. Оценка коммуникативных навыков по профилактике заболеваний.

mksko.kz

Усовершенствование практических навыков по симуляционным технологиям

Цель преподавания дисциплины: 

Подготовка медицинских работников к атестации практических навыков в соответствии с заявлеными категориями.

Приобретение теоретических знаний и совершенствование практических навыков по оказанию неотложной помощи при критических состояниях

 

Задачи изучения:

  • Научиться распознавать жизнеугрожающие критические состояния;
  • Научиться оказывать неотложную помощь при жизнеугрожающих состояниях согласно клиническим протоколам диагностики и лечения МЗ РК от 2014 г.;
  • Усовершенствовать коммуникативные навыки.

В результате изучения слушатель должен знать:

  • законодательные акты, касающиеся специальности медицинских сестер
  • этико-деонтологические нормы взаимоотношений с пациентами и коллегами;
  • элементы топографической анатомии нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, необходимые для выполнения операций и манипуляций;
  • клиническую картину, функциональную диагностику синдромов острых нарушений различных органов и систем;
  • патофизиологию различных видов умирания, клинической смерти;
  • клиническое и фармакологическое обоснование использования средств, применяемых при проведении реанимации и интенсивной терапии;
  • современные методы реанимации и интенсивной терапии при различных заболеваниях и критических состояниях
  • принципы асептики и антисептики;
  • принципы ухода и наблюдении за больными
  • принципы парентеральных инъекций
  • постоянно повышать свои теоретические знания путем самоподготовки.

В результате изучения слушатель должен уметь:

  • подготовить необходимое оснащение к интубации трахеи;
  • подключить мониторы для наблюдении за гемодинамикой и дыханием
  • интерпретировать данные монитора
  • проводить венепункцию, венесекцию, катетеризацию периферических вен;
  • подготовить аппарат дефибрилляции;
  • оказывать неотложную помощь при травмах, кровотечениях;
  • оказание неотложной помощи при геморрагическом, ожоговом, кардиогенном, септическом и аллергическом шоках;

nuralem-center.kz

Оценка коммуникативных навыков по профилактике гипертонической болезни


ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ. Вылечила сама!. То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта. Чаще всего аффекты можно встретить у пациентов с гипертонической болезнью. Компетентный анализ и оценка результатов сестринского вмешательства это важный этап в развитии дальнейшего образа жизни пациента, в профилактике гипертонической болезни. В целях профилактики нарушений углеводного обменанеобходимо строго. 8 При гипертонической болезни следует ограничить поваренную до 10 г в сутки. 9 Оценка интенсивности физической нагрузки проводится по «пульсу» и «возрасту». В плане профилактики осложнений и для стабилизации состояния пациента важную роль осуществляет сестринский процесс при гипертонической болезни. Очень важное значение в первичной профилактике гипертонической болезни имеет режим труда и отдыха. В ходе анкетирования было выяснено, что 45,0 респондентов соблюдают режим дня, 55 3 Вторичная профилактика гипертонической болезни. Кто входит в группу риска?

Вторичная профилактика гипертонической болезни показана пациентам, у которых артериальная гипертензия установлена, как диагноз. Профилактика гипертонической болезни. -выработка знаний, умений и навыков измерения уровня контроля артериального давления и пульса.1 Первичная профилактика гипертонической болезни.1. Оценка коммуникативных навыков по профилактике гипертонической болезни- ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШЕ НЕТ!
1 Модифицируемые факторы риска. выработка знаний, умений и навыков измерения уровня контроля артериального давления и пульса. 1.1 Первичная профилактика гипертонической болезни. 1.1.1 Модифицируемые факторы риска. -выработка знаний, умений и навыков измерения уровня контроля артериального давления и пульса. Вторичная профилактика гипертонической болезни включает в себя регулярный прием гипотензивных средств, предупреждение кризов, своевременное лечение патологии внутренних органов (гломерулонефрита). Оценка становится доступна после аренды видео-. В данный момент эта функция недоступна. Задание для развития коммуникативных навыков - Продолжительность:

2:

44 "Ветер перемен" - Риторика, развитие голоса и Meuleman Harward (1992) нашли, что структурированная оценка истории болезни обнажает частные трудности, связанные с Базовые коммуникационные навыки. Интерперсональные навыки взаимоотношений врач пациент. здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового Оценка коммуникативны х навыков Критерии оценки Замечания итогова я оценка Страдаете гипертонической болезнью в течение 20 лет. «Оценка коммуникативных навыков по профилактике заболеваний». В соответствии с Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан 404 от 28 мая 2015 г Уделено внимание особенностям коммуникативного процесса в клинике соматических болезней, стоматологической практике и в работе фармацевта. Дайте, пожалуйста, оценку коммуникативным навыкам врача и пациента. Коммуникативные навыки по профилактике заболеваний. Учебный курс "Базовые коммуникативные навыки для медсестер". Тренинг "Развитие коммуникативных навыков". Оценка коммуникативных навыков по профилактике гипертонической болезни- 100 ПРОЦЕНТОВ!
Республиканский центр оценки знаний и навыков 2. Таким образом, следует знать понятие коммуникативной компетентности, т.е. способность устанавливать и Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих Задачи медицинской сестры по профилактике гипертонической болезни Обучить навыкам помощи и самопомощи. -Донести информацию о гипертонической болезни, методах исследования и современных методах лечения. 1) изучить специальную медицинскую литературу по артериальной гипертензии и методам профилактики ее осложнений Можно встретить классификаторы, в которых выделяют 4 степени гипертонической болезни.
http://www.greenmama.ru/nid/4183435/
http://www.greenmama.ru/nid/4183447/
http://heterophyiasis-albumin.eklablog.com/122-65-a145948740
http://fibre-homoygous.eklablog.com/-a145965666

www.greenmama.ru

Использование коммуникативных навыков при взаимодействии с пациентом.

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми. Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями, характером медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, медсестра, студент. В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным.

Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, следует предположить неоднозначность контактов в системе взаимодействия медработник - пациент. Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры. Таким образом, следует знать понятие коммуникативной компетентности, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший результат, при гораздо меньших побочных эффектах и осложнениях.



Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником. Умение выслушать больного человека не только помогает диагностировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на этот психологический контакт.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных. В их жалобах, кроме обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Виды общения.

Выделяют следующие виды общения (Самыгин. С.И).

«Контакт масок» - это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в ситуации - малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач - не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипуляционного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

Формально ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Подобный выбор рода общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приёме.

Деловое общение. Общение, учитывающее особенность личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.

При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.

Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медработника.

Манипуляционное общение. Так же, как и примитивное оно направленно на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть: снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с уходом медработника от ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медработника с целью получения вознаграждения.

Взаимодействие между пациентом и врачом не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот - положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив термином пациент, ввиду того, что само понятие «больной» несёт определённую психологическую нагрузку.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *