Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других.
САМООЦЕНКА – это ядро личности. Это «стержень» саморегулирования поведения на все этапах, а именно:
включается в мотивацию,
в направленность,
в выбор средств осуществления деятельности,
значительно влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения
СО показывает, как человек оценивает себя, свою внешность, мотивы поведения, свои умственные, нравственные качества, как относится к этому знанию, в конечном счете СО — показатель самочувствия личности.
Но что же главное в самооценке?
Главное в самооценке (СО) – это ее соотношение с ОЦ (оценкой). Оно бывает адекватное и неадекватное.
Необходимо понять, что важен не уровень самооценки (высокий, средний, низкий), а ее
Уровни самооценки:
адекватные: высокий, средний, низкий;
неадекватные: очень высокий (завышенный), очень низкий (заниженный).
Неадекватная СО проявляется в избирательности восприятия информации, когда отбрасывается та информация, которая могла бы изменить самооценку личности.
Завышенная СО влияет на способность адекватно (правильно) оценивать свое состояние, уровень работоспособности и профессионализма, а значит, попадая в проблемные ситуации в деятельности и жизни, человек не может с ними справиться.
Заниженная СО, порождает неуверенность в своих силах и возможностях, также отрицательно влияет на формирование личности, ее деятельность и поведение .
Разрешить проблему неадекватности можно с помощью ряда методик, которые помогут:
сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, характеризующей степень расхождения его качеств с качествами других людей, что задает ориентации для самовоспитания;
увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их;
выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что формирует уверенность в себе;
сформировать более адекватную самооценку своих способностей, поведения.
ГЕНЕЗИС САМООЦЕНКИ.
Развитие самооценки в онтогенезе имеет свои закономерности. До подросткового возраста самооценка полностью зависит от оценки, но в подростковом возрасте все меняется. Именно самооценка становится главной в деятельности и поведении в подростковом возрасте и старше.
Сначала человек оценивает себя через других, а затем — других через себя. Критерии самооценки в зависимости от возраста.
Ранний возраст (1-3 года) — оценка отдельных действий (ест сам ложкой — хороший).
Дошкольный возраст (3-7 лет) – оценка конкретных поступков в деятельности (дежурство в живом уголке или на занятиях).
Младший школьники — оценка результатов учебной деятельности.
Подростковый возраст – самооценка влияет на оценку: по отдельной черте судят в целом о личности. Это обуславливает неадекватность СО, а отсюда и проблемы – в поведении и деятельности.
Старшеклассники – совокупность черт личности, проявляющиеся в поступках и деятельности. СО достаточно устойчивая и, в основном адекватная.
Таким образом самооценка проходит путь от ситуативной к обобщенной.
studfiles.net
Оценка личностью самой себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков, 10 букв
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков , выражение их открыто или даже закрыто. В качестве основного критерия оценивания…
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков своих поступков. Трезвая с.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.
Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
оценка собственной личности, ее значения, достоинств, недостатков, а также совершенных поступков; у психически больных может изменяться под влиянием преобладающего настроения; сниженная С. наблюдается при депрессиях, повышенная
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Оценка самого себя, собственных достоинств и недостатков.
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе,…
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
самооценки, ж. (книжн.). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков. Трудовая, бойкая жизнь сильно приподняла ее самооценку. М. Горький. Мертвые люди, потерявшие всякое уважение к себе, лишенные способности к самооценке….
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Самооценка — это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Развитие личности
План:
1. Основные направления в изучении развития личности
2. Процесс социализации личности
3. Зрелость личности
4. Процесс воспитания личности
5. Понятие Я
6. Самосознание личности
4. Процесс воспитания личности — процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка (традиционное определение в отечественной педагогике)
Другое — Воспитание — это не отдельный процесс, а определенная сторона взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которого человеком усваивается социальный опыт воспитание. т.е. управляемый и целенаправленный процесс социализации…
В. Н. Мясищев –воспитание — процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Существенную роль во всем процессе воспитания играют личность воспитателя и взаимоотношение с ним.
А. Г. Асмолов выделяет феномен психологического объекта воспитания. Это — «смысловая сфера личности — личностные смыслы и выражающие их в поведении смысловые установки».
Выделяют также самовоспитание; оно формируется в результате самопознания и осознания расхождения реального Я и идеального образа себя в будущем.
5. Понятие Я (Эго)
Психологи — смешные ребята. Перед ними, в самом сердце их науки, лежит несомненный факт, который доказывает существование всех остальных вещей, а они до сих пор не обращают на него внимания. Почему они не начнут со своих собственных Эго, или с наших Эго, — с чего-нибудь, о чем мы все знаем? Если бы они так сделали, мы бы, возможно, лучше их понимали. Более того, они смогли бы лучше понять нас.
Г. Олпорт
«Психология личности таит а себе ужасную загадку — проблему Я». Г. Олпорт.
Понятие Я было отодвинуто в сторону от научно-исследовательской теории и практики.
Эго (Я) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. З. Фрейд
Я — это стиль жизни индивида, который формируется в первые 5 лет жизни ребенка. А. Адлер
Чувство Я постепенно возникает в младенчестве, но не формируется полностью в первые 3–4 года или даже первые 10 лет. Оно продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Г. Олпорт
Сознательное Я и высшее Я. Оба не осознаются, но сознательное Я может «вернуться» в «поле сознания» и начать осознаваться нами. теория психосинтеза Р. Ассаджиоли
Персональное Я и трансперсонального Я. В каждом из нас как будто существуют два Я. Личное Я не осознает трансперсонального Я, а трансперсональное не проявляет себя в нашем сознании. Ученик Ассаджиоли Пьеро Ферруччи
Сам Ассаджиоли писал, что в действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения. Осознание персонального Я – условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я – признак духовного совершенства.
Подструктуры в Я-личности: Я-реальное (нечто настоящее, действительно существующее в личности) и Я-идеальное ( мысли, идеи, принимаемые личностью в качестве идеала).
Между Я-реальным и Я-идеальным должна быть разница.
модель американских психологов Джозефа Луфта и Харри Ингхэмат«Окно Джохарри»
Известное | Неизвестное | |
Другие знают обо мне | Открытая зона Я+ Другие + | Слепая зона Я- Другие + |
Другие не знают Обо мне | Скрытая зона Я+ Другие - | Неизвестная зона Я- Другие - |
Все эти зоны очень динамичны и взаимосвязаны: изменения в одной из них обязательно вызовут изменения и в другой.
Очевидно, что увеличение открытой зоны наиболее желательно, так как это связано с самопознанием и в определенной степени раскрытием себя перед другими. Лучшее знание
себя ведет к росту самопринятия и самоуважения.
М. Рокич. Субъективная целостная система представлений человека из трех наиболее значимые составляющие: понятие Я, ценности и аттитюды. Понятие Я занимает в этой системе центральное место ( состоит из когниций в отношении своего физического, личного, социального положения, имеющих позитивное и негативное содержание и находящихся в определенной
эмоциональной связи). Каждая личность стремится поддерживать и усиливать целостный образ Я.
Д. А. Леонтьев. Я — это форма переживаний человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я имеет несколько граней:
Первая грань Я — это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни.
(подростковый возраст – выходит на первый план, теория Адлера о сверхкомпенсации)
Вторая грань Я — это социально:ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. (теория ролей Д.Мида)
Третья грань Я — психологическое Я, которое включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я?».
Психологическое Я – основа Я-концепции, хотя телесное и социально-ролевое в него тоже входят.
Под Я-концепцией личности понимается комплекс всех представлений человека о себе. Исследования, связанные с Я:концепцией, сводятся к следующему:
Четвертая грань Я — это ощущение себя как источника активности или реактивности, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или отстраненности. Это то Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе. Его можно назвать экзистенциальным Я.
Пятая грань Я — это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка — общее положительное или отрицательное отношение к себе.
Самооценка — это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Самооценка напрямую связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.
- Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений — самооценка.
Самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование – понятие Я, собственной индивидуальности.
«Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» В. С. Мерлин.
Самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. С. Л. Рубинштейн
несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе:
овладение собственным телом,
возникновение произвольных движений,
самостоятельное передвижение
самообслуживание.
Некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.
А. Н. Леонтьев: личность «рождается дважды»; «второе рождение личности» — самосознание. Самосознание можно определить как отношение личности к себе.
функции самосознания:
познание себя,
усовершенствование себя
поиск смысла жизни.
три тесно взаимосвязанных компонента самосознания:
самопознание (состоит из самонаблюдения и самооценки),
самоконтроль (или саморегуляцию),
самосовершенствование.
studopedia.net
Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется
Вариант I
Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется
A) самооценкой +
B) самопознанием
C) рефлексией
D) саморегуляцией
Е) самобичеванием
Ассертивность — это
A) неуверенность личности в своих возможностях
B) уверенность личности в своих возможностях+
C) повышенная чувствительность личности
D) социальная роль личности
Е) экспрессивность личности
Кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только сильной эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности, называется
A) дефектом
B) аффектом+
C) префектом
D) эффектом
Е) эйфорией
Переоценка своих возможностей и недооценка качеств и способностей других характерна для людей
A) с адекватной самооценкой
B) с заниженной самооценкой
C) с завышенной самооценкой+
D) с развитыми рефлексивными способностями
Е) с повышенной чувствительностью
5. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется
A) мышлением
B) общением+
C) сознанием
D) восприятием
Е) ощущением
6. Поведение, в наибольшей степени отвечающее требованиям ситуации, позволяющее личности сохранить или улучшить свою самооценку, социальный статус, называется
A) адекватность+
B) автономность
C) ассертивность
D) агрессивность
Е) амбивалентность
Коммуникативная сторона общения – это
A) резонерство
B) обмен информацией между людьми+
C) процесс восприятия друг друга партнерами по общению
D) организация взаимодействия между людьми
Е) установление взаимопонимания
К средствам вербального общения относится
A) язык – система слов, выражений и правил их употребления+
B) такесика
C) проксемика
D) экстралингвистические факторы
Е) кинесика
Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с помощью лести, обмана, шантажа, — это
A) примитивное общение
B) деловое общение
C) светское общение
D) манипулятивное общение+
Е) формально-ролевое общение
Процесс восприятия друг друга партнерами по общению — это
A) коммуникативная сторона общения
B) интерактивная сторона общения
C) перцептивная сторона общения+
D) эмпатия
Е) рефлексия
К средствам невербального общения относятся все, за исключением
A) язык+
B) жесты
C) мимика
D) «визуальный контакт глаз»
Е) смех, покашливание
Вербальное и невербальное сообщение, которое человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщение партнера, называется
A) обратная связь+
B) слушание
C) рефлексия
D) перефразирование
Е) эмпатия
Пространственные взаимоотношения людей в процессе общения изучает
A) кинесика
B) проксемика+
C) такесика
D) полисемия
Е) фонетика
Невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия (разнообразные прикосновения – рукопожатия, объятия, поглаживания), — это
A) проксемика
B) такесика+
C) экстралингвистические факторы
D) кинесика
Е) взаимодействие
Кратковременный, мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе с помощью вербальных и невербальных средств выражения — это
A) склонность к пустым рассуждениям
B) имидж личности
C) самопрезентация+
D) рефлексия
Е) проецирование
Неспособность человека изменять намеченную программу поведения и общения в ситуациях, объективно требующих ее перестройки, — это
A) тревожность
B) застенчивость
C) интровертированность
D) экстравертированность
Е) ригидность+
Для диалогического общения характерно все перечисленное, кроме
A) психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника
B) полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности
C) полное игнорирование интересов партнера по общению+
D) восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственное мнение
Е) эмпатия
Общение — это
A) обобщенное и опосредованное отражение закономерных связей между предметами и явлениями
B) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности+
C) запоминание, сохранение и воспроизведение информации
D) склонность к пустым рассуждениям
Е) система языковых знаков
Эмпатическое слушание — это
А)слушание, которое требует эмоционального понимания состояния собеседника +
B) слушание, которое требует умения анализировать и оценивать содержание информации
C) слушание, которое требует точного запоминания информации
D) слушание, необходимое для понимания содержания информации
Е) способность слушать
Для диалога характерно
A) непрерывность речи одного собеседника
B) обмолвки, незаконченные фразы
C) последовательное изложение мыслей+
D) сообщение на определенную тему
Е) точное использование фактического материала
38. Динамическое выражение лица, передающее психическое состояние в момент общения –
A) жест
B) облик
C) мимика+
D) поза
Е) манера поведения
Выражение лица — это
A) процесс выборочного отражения информации, приписывания ей значения
B) организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или реакцию на сообщение+
C) процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки и действия
D) процесс обратной трансформации сообщений в идеи и чувства
Е) способность сохранять информацию и воспроизводить ее
Вариант II
Правильный выбор коммуникативной дистанции до партнера по общению и угла взаимного расположения в зависимости от характера сложившихся отношений с ним, его эмоционального состояния и цели взаимодействия называется
A) пространственным присоединением+
B) ценностным присоединением
C) динамическим присоединением
D) позиционным присоединением
Е) стратегическим присоединением
Сотрудничество – это
A) стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее
B) открытая борьба за свои интересы
C) совместная выработка решения+
D)изменение своей позиции, перестройка поведения в ущерб своим интересам
Е) урегулирование разногласий путем взаимных уступок
Аутентичность — это
A) уверенность личности в своих возможностях
B) повышенная чувствительность личности
C) подлинность, естественность, искренность личности+
D) замкнутость личности
Е)противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений
50. Состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов называется:
A) эмоциональное реагирование
B) афазия
C) дисфория
D) депрессия
Е) апатия+
Вариант III
Обратная связь — это
А)информация о степени точности понимания партнером посылаемых сообщений и его реакциях на них+
В)тип взаимодействия, при котором воздействие на партнера осуществляется скрытно
С) процесс обмена информацией, значимой для участников общения
Д) тестирование индивидуально-психологических особенностей
Е) изменение взглядов, оценок, установок и намерений партнера по общению
Сензитивность — это
А) повышенная чувствительность человека
В) агрессивность+
С) ассертивность
Д) самоактуализация человека
Е) рефлексия
44. Процесс приспособления специалиста к требованиям и нормам профессии, к конкретным условиям профессиональной среды называется
А) социализация личности
В) профессиональная адаптация+
С) профессиональное развитие
Д) профессиональное самоопределение
Е) профессиональная квалификация
45. Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается термином:
А) темперамент
В) характер
С) личность
Д) индивид
Е) индивидуальность+
Вариант I
Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется
A) самооценкой +
B) самопознанием
C) рефлексией
D) саморегуляцией
Е) самобичеванием
Ассертивность — это
A) неуверенность личности в своих возможностях
B) уверенность личности в своих возможностях+
C) повышенная чувствительность личности
D) социальная роль личности
Е) экспрессивность личности
infopedia.su
Самооценка большая и маленькая | Тренинг-Центр Синтон
«Самооценка,
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.»
БСЭ
— Я умен, красив, силен, гениален! И все это я сам в себе открыл!
Анекдот
Как следует из термина, самооценка — это вроде бы «оценка самого себя». То бишь для формирования САМОоценки то, как вас оценивают окружающие, вроде бы не должно иметь значения.
Но в том-то и проблема, что очень и очень многие подчас существенно путают эти вещи. Хотя бы потому, что не умеют, не способны «оценивать себя сами» и невольно ждут для себя оценки окружающих. И соответственно, сами себя оценивают по принципу «что скажет большинство окружающих». Даже несмотря на то, что эти оценки могут быть вопиюще необъективными.
Пример:
«Испытуемый находится в помещении типа школьного класса. Вместе с ним там же находятся десятка полтора статистов, причем испытуемый уверен, что все они такие же «подопытные кролики», как и он сам. Экспериментатор рисует на доске картинку (или показывает заранее заготовленный плакат): две параллельные линии А и Б. Причем невооруженным глазом видно, что линия А чуть-чуть длиннее линии Б. А дальше начинается опрос участников эксперимента. Статистов одного за другим спрашивают, какая линия длиннее. И они в один голос категорично заявляют: «Конечно, Б! Это же сразу видно! И никаких сомнений быть не может!» После того как все статисты дали столь однозначные ответы, экспериментатор обращается к настоящему испытуемому: «Ну, а вы что скажете?» И бедный испытуемый дрожащим голосом ответствует, что да, конечно, длиннее линия Б. Ведь к данному моменту он действительно в этом убежден. Хотя в начале эксперимента собственными глазами наблюдал обратное…»
Но САМОоценка, особенно «объективная и адекватная» — это вопрос действительно сложный. И во многом вот почему: самооценки В ОБЩЕМ — не бывает. Как не бывает по идее и «общей оценки окружающих». Говорить о ком-то «он хороший человек» или «он плохой человек» — по сути это бессмысленные слова. Потому что тут же возникает много вопросов: в чем хороший? В чем плохой? Для кого? По каким критериям?
Ведь даже в школе существует много разных предметов, по которым ученик вполне имеет право получать разные оценки. И формируя «собственную оценку себя», полезно в первую очередь разделять «область всей своей жизни» на маленькие отдельные области с более-менее общими критериями, и в каждой из них буквально сформировывать отдельную самооценку.
Одна из проблем клиентов, что приходят в кабинет к психотерапевту (и ко мне в частности) — они просят «помочь им повысить самооценку ВООБЩЕ». Вместо того чтобы подумать, по каким конкретным «кусочкам» можно эту самооценку разделить и определить, в какой именно области она вас не устраивает и чем.
В частности, если стоит более конкретный вопрос — скажем, определить, сколько вы стОите (в смысле притязаний на тот или иной уровень зарплаты), — так и ответ логичнее искать в соответствии с определенными параметрами в определенных областях.
Посему для этого определения следует вначале сформулировать конкретные требования к работнику в данной сфере, а затем определить, насколько вы соответствуете этим требованиям.
Например, если ваша работа связана с прокладкой сетей — то вряд ли на вашу самооценку и на ваши притязания в этой области сильно повлияет то, что вы, к примеру, не умеете вязать или варить варенье. Если на вашей работе требуется хорошо вязать и не требуется, скажем, водить машину — то вряд ли на вашу самооценку в этой области сильно повлияет тот факт, что вы не умеете ее водить. И так далее, и тому подобное.
И если, говоря уже более общо, на вашей работе требуется повышенная способность к нестандартным решениям, и вы таковой обладаете — вполне можете претендовать на что-то не самое последнее в смысле уровня зарплаты. Если же ваша новая работа предполагает стандартное слепое подчинение начальству, а у вас с этим трудности — то следует вообще подумать, сможете ли вы на ТАКОЙ работе достигнуть больших высот, даже если делать требуется то, что вы как раз умеете.
Кстати, можно обмолвиться и о том, отчего в таком случае может сформировываться так называемый перфекционизм: стремление «всегда быть совершенством во всех отношениях». Перфекционисты чаще всего подходят к самооценке «в общем», и более того: если они в какой-то области «менее успешны» (что бывает сплошь и рядом, ибо физически невозможно уметь ВСЕ), они не говорят о себе «мол, в этой области я мало могу, но зато…» — они выставляют себе по жизни ОБЩУЮ «ДВОЙКУ». Именно за то, что они хотя бы чего-то не умеют.
Те же, кто перфекционизмом не страдает, подходят к самооценке по методу кота Матроскина: да, мол, я вот тут не силен, «но зато я вышивать умею и на швейной машинке тоже могу…» 🙂
Посему основная проблема работы с перфекционистами — корректировка промежуточных жизненных целей, если можно так выразиться. В частности, понимание того, что физически нельзя быть в жизни «отличником по всем предметам». И между нами говоря, частенько после школы бывшие круглые отличники не показывают особо высоких результатов, потому как прикладывать свои способности вне школы чаще приходится в какой-то конкретной области, а никаких особых приоритетов у них чаще всего не сформировано.
Быть в жизни «отличником по всем предметам» нельзя еще и потому, что во-первых, любые области приложения ваших сил имеют самые разные «критерии оценок», а во-вторых, этих областей слишком много. Куда больше, чем предметов в школе…
И адекватность «оценки себя самого самим собой» — не в том, чтобы стремиться уметь все, а в том, чтобы объективно оценивать себя в каждой области. Разумеется, где это можно измерить цифрами (тем же размером зарплаты, после вышеназванного собственного соотношения требуемых на работе качеств и ваших личных особенностей и умений) — там это будет объективнее. Но есть такие области, где подобную «оценку самому себе» поставить очень сложно. И те, кто ее все же в такой области себе ставит — как правило, ошибаются, как в нижнюю, так и в высшую сторону.
Например, одна из самых сложно оцениваемых областей — какой вы сексуальный партнер. Тут все же наименее конкретны критерии оценки, а САМОоценки тем паче. Посему и те, кто говорит о себе «я в постели полное ничтожество», и те, кто похваляется «я великолепный любовник», как правило, ошибаются. Хотя бы в чем-то. Ведь на самом деле о том, какой вы сексуальный партнер, следовало бы спросить у ваших партнеров по сексу. Но учитывая при этом, что все их оценки будут субъективными, а критерии — самыми разными. Так что в этой области объективной самооценки вообще практически не добиться никогда, — и надо ли?
* * *
Итак, не стоит выводить себе в жизни «итоговый средний балл». Всегда, в любой момент жизни, когда вам понадобится обратиться к вашей самооценке, исходите из критериев конкретной ситуации. А из этого фактически следует, что самооценку сложно (и практически нельзя) формировать «раз и навсегда» или по крайней мере «раз и надолго». Самая адекватная самооценка формируется постоянно; это вещь гибкая и подвижная, зависящая, напомню, от самых разных критериев в самых разных жизненных областях. Посему всегда следует обращаться к тому, насколько те или иные ваши возможности востребованы и реализуемы в конкретной области.
И еще важно не путать самооценку с оценкой социума — с чего, собственно, я и начал. Очень часто приходится слышать в кабинете нечто вроде: «А вот никто меня не любит, и поэтому я сам(а) себя не люблю…» Можно, конечно, сказать, что у такого клиента самооценка занижена «дальше некуда». Но позвольте, где же тут САМОоценка?
И очень часто социум внушает человеку оценку внешнюю, причем такую, которая ему ну никак не соответствует. Но человек этот настолько внушаем, настолько не умеет, не может или не желает пользоваться собственной логикой и прагматизмом, что бесспорно принимает эту внешнюю оценку за свою собственную и с ней живет далее, несмотря ни на какие внешние изменения. Да и к слову сказать — если нет стимула к этим изменениям, если человек с этой самой внешней оценкой смирился — откуда изменения взяться? Ведь внешние социальные оценки подчас довольно ригидны (то бишь плохо поддаются изменениям, спровоцированным новыми ситуационными условиями), и если сам себя не станешь переоценивать адекватно — никто этим извне заниматься как правило не будет.
Причем такое бывает как с заниженной «оценкой извне» (когда из человека намеренно делают «омегу»), так и с завышенной. В первом случае человек свыкается с мыслью, что он — ничтожество, и все чаще говорит о «заниженной САМОоценке», нередко даже превращая это в своего рода психологический купон. И забывая о том, что САМОоценки тут опять же нету. Потому что вряд ли человек задумывается: а за что конкретно он себя так низко ценит, если это он ценит САМ, а не внешний социум? Бывает, конечно, что людям опять же лень задуматься, у них уже все зацементировано на уровне предсознания, и «лезть в это неохота, да подчас и неприятно» — вот при такой постановке вопроса и начинают клеветать на себя: «Я неспособный, я некрасивая» и т.п. Забывая, что опять же, оценка способностей, красоты и т.п. ими используется ВНЕШНЯЯ, а не своя собственная.
То же самое и с завышенной самооценкой. Внешний социум (как правило, самый первый — семья, родители, мама) выставляет такой личности оценку более чем завышенную, иногда тоже ради удовлетворения собственных потребностей и повышения собственной «самооценки» (беру это слово вновь в кавычки, потому как тут тоже часто первичнее оценка социума — мол, «поставьте мне пятерку извне, потому что у меня такой способный ребенок»). А самому ребенку подобное переоценивание чаще всего приятно, и он ничего не стремится делать, чтобы как-то этой оценке соответствовать. Более того, он может факта явного переоценивания вообще пока не видеть — именно потому, что самостоятельных критериев оценивания и восприятия себя у него пока нет, да иногда и нет потребности их развивать и ими пользоваться. Раз мама сказала, что он самый умный, сильный и красивый — так оно и есть, и о чем беспокоиться? И сколько трагедий бывает тогда, когда такой любимец семьи идет в другой социум (в детсад или школу), где ему уже никто за красивые глаза завышенных оценок не поставит. А сам себя оценивать он не умеет. И при столкновении «с жестокой реальностью» сплошь и рядом бывает так, что «завышенная самооценка» резко сменяется на «заниженную». И это серьезная психотравма, и чем в более позднем возрасте она произошла — тем ее последствия сильнее выражены.
Посему, отделяя самооценку от оценок внешнего социума, следует помнить, что внешняя оценка всегда необъективна. Хотя бы потому, что есть оценка одного социума, другого, третьего… И на всех, как известно, просто невозможно угодить.
И еще даже в формировании самооценки есть опасность часть личных критериев (а то и все) подменить критериями общественными. И тогда получается то, что мы не раз называли «списочным счастьем» — пусть и в какой-то «части списка»: «Вот, скажем, стану я директором банка, вот тогда я буду себя ценить». Или «Вот выйду я замуж, вот тогда я буду себя ценить». И то, что эти жизненные вехи подчас навязываются извне, а не ваши собственные — незаметно. Особенно для личностей из второй группы мотиваций.
И еще опасность подменить собственные оценки навязанными извне существует больше у тех людей, которые не слишком прагматичны, опять-таки достаточно внушаемы и к тому же сильно зависимы от «общественного мнения».
Кстати, занижение собственной оценки тем вероятнее, чем меньше у личности в жизни так называемых актуальных социальных ролей. Иными словами — чем меньше тех самых различных маленьких областей, в каждой из которых есть смысл формировать отдельные самооценки.
Например, если мужчина воспринимает себя только как «добытчика денег», то неспособность его к тем или иным финансовым операциям будет восприниматься им самим как крах всей жизни вообще. И уж если тут говорить о его самооценке — то лишь как о «ниже некуда». Несмотря на то, что есть еще много других областей, в которых этот человек мог бы достичь существенных высот — но для него эти области неактуальны, он их не видит и не воспринимает свое в них участие как нечто серьезное. Или например, если женщина зациклится на том, что непременно «должна стать хорошей матерью» и только — любые проблемы с функцией воспроизводства для нее будут равны той же самой сверхнизкой самооценке. Несмотря на то, что есть еще масса жизненных областей, в которых она могла бы стать сверхуспешной: но для нее этих областей не существует.
Так что сложно ждать адекватной самооценки от личности, которая стремится оценивать себя только в одной конкретной области. Особенно (что бывает довольно часто) если именно в этой области человек не слишком успешен, потому что эта область не слишком адекватна его собственным личностным способностям и интересам (и как бывает еще чаще — выбор именно этой одной области для реализации продиктован как раз извне).
И наверное можно сказать, что наиболее адекватная самооценка формируется там, где у личности имеется адекватная доза пресловутого разумного эгоизма. Если уж пользоваться хотя бы для примера «простыми формулами», можно было бы сказать и так: мол, в случае завышенной самооценки личности не хватает разума, а в случае заниженной самооценки — эгоизма. Конечно, это красивое выражение, но может статься, все же несколько журналистское. Потому что в случае как заниженной, так и завышенной самооценки, как вроде бы ни странно, у личности проблемы с разумом, с логикой, с практицизмом. В частности, с тем, чтобы для самого себя сформировать адекватные критерии, по которым самому оценивать себя.
И еще — говоря о самооценке, нельзя не сказать несколько слов о довольно распространенной «формуле ее расчета»: мол, самооценка — это успех, разделенный на притязания, и чтобы повысить самооценку, надо либо увеличивать успех, либо уменьшать притязания…
Если бы все было так просто!..
Грешным делом, мне эта формула напомнила старый анекдот: «Коммунизм, как известно, есть советская власть плюс электрификация всей страны; следовательно, советская власть — коммунизм минус электрификация. Или: электрификация — это коммунизм минус советская власть».
Что же до самооценки по данной формуле, то — много вы видели личностей с явно заниженной САМОоценкой (каковая — еще вопрос, насколько САМО..), которые способны каким-то образом «увеличивать свой успех», сиречь достижения? Чаще они изначально уверены, что «у них все равно ничего не получится». Потому что они так себя ценят. И также люди с заниженной самооценкой как раз чаще уменьшают свои притязания буквально до минимума: но скажу вам по секрету, повышения самооценки это у них не вызывает, скорее наоборот. А люди с завышенной самооценкой нередко не замечают своих «неуспехов» — а также и постоянно увеличивают свои притязания, но на величину их собственной оценки это мало влияет 🙂
Так что очень сильно сомневаюсь, что самооценка, успех и притязания находятся именно в такой прямой зависимости…
По крайней мере, адекватная самооценка — это такая самооценка, при которой временные кризисы не приводят к обрушению всей самооценки (а точнее, может, наконец-то сказать — САМОВОСПРИЯТИЯ).
* * *
И последнее, о чем хотелось бы сказать: та самооценка, которая «в общем», которая выводится себе именно как ОЦЕНКА — это по сути функция (по Э.Берну) «внутреннего Родителя». А вот подход к самооценке, который предложен в данном материале — это работа вашего «внутреннего Взрослого». Не зря столько раз тут апеллируется к логике, к прагматичности и к РАЗУМНОМУ эгоизму.
Поэтому может быть, стоит вообще в жизни отказаться от «итоговой самооценки с позиции Родителя» и пользоваться в этом плане «Взрослым подходом» — не ставить себе никаких оценок вообще, воспринимать себя в среде по несколько иным, не оценочным критериям. Разумеется, это могут и умеют далеко не все. Некоторым приходится помогать осваивать это в том же кабинете психотерапевта. А для многих такой подход вообще неприемлем, потому как им (особенно тем, у кого не развит или атрофирован за неиспользованием внутренний Взрослый) важна именно «Родительская оценка» — в том числе и оценка себя самого.
Нарицын Николай врач-психотерапевт, психоаналитик
syntone.ru
Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется
A) самооценкой +
B) самопознанием
C) рефлексией
D) саморегуляцией
Е) самобичеванием
Ассертивность — это
A) неуверенность личности в своих возможностях
B) уверенность личности в своих возможностях +
C) повышенная чувствительность личности
D) социальная роль личности
Е) экспрессивность личности
Кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только сильной эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности, называется
A) дефектом
B) аффектом +
C) префектом
D) эффектом
Е) эйфорией
Переоценка своих возможностей и недооценка качеств и способностей других характерна для людей
A) с адекватной самооценкой
B) с заниженной самооценкой
C) с завышенной самооценкой +
D) с развитыми рефлексивными способностями
Е) с повышенной чувствительностью
5. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется
A) мышлением
B) общением +
C) сознанием
D) восприятием
Е) ощущением
Поведение, в наибольшей степени отвечающее требованиям ситуации, позволяющее личности сохранить или улучшить свою самооценку, социальный статус, называется
A) адекватность +
B) автономность
C) ассертивность
D) агрессивность
Е) амбивалентность
Коммуникативная сторона общения – это
A) резонерство
B) обмен информацией между людьми +
C) процесс восприятия друг друга партнерами по общению
D) организация взаимодействия между людьми
Е) установление взаимопонимания
К средствам вербального общения относится
A) язык – система слов, выражений и правил их употребления +
B) такесика
C) проксемика
D) экстралингвистические факторы
Е) кинесика
Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с помощью лести, обмана, шантажа, — это
A) примитивное общение
B) деловое общение
C) светское общение
D) манипулятивное общение +
Е) формально-ролевое общение
Процесс восприятия друг друга партнерами по общению — это
A) коммуникативная сторона общения
B) интерактивная сторона общения
C) перцептивная сторона общения +
D) эмпатия
Е) рефлексия
К средствам невербального общения относятся все, за исключением
A) язык +
B) жесты
C) мимика
D) «визуальный контакт глаз»
Е) смех, покашливание
Вербальное и невербальное сообщение, которое человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщение партнера, называется
A) обратная связь +
B) слушание
C) рефлексия
D) перефразирование
Е) эмпатия
Пространственные взаимоотношения людей в процессе общения изучает
A) кинесика
B) проксемика +
C) такесика
D) полисемия
Е) фонетика
Невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия (разнообразные прикосновения – рукопожатия, объятия, поглаживания), — это
A) проксемика
B) такесика +
C) экстралингвистические факторы
D) кинесика
Е) взаимодействие
Кратковременный, мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе с помощью вербальных и невербальных средств выражения — это
A) склонность к пустым рассуждениям
B) имидж личности
C) самопрезентация +
D) рефлексия
Е) проецирование
Неспособность человека изменять намеченную программу поведения и общения в ситуациях, объективно требующих ее перестройки, — это
A) тревожность
B) застенчивость
C) интровертированность
D) экстравертированность
Е) ригидность +
Для диалогического общения характерно все перечисленное, кроме
A) психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника
B) полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности
C) полное игнорирование интересов партнера по общению +
D) восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственное мнение
Е) эмпатия
Причинами неуспешной коммуникации могут быть все, за исключением
A) плохие взаимоотношения между людьми
B) отсутствие интереса и внимания со стороны собеседника
C) разное социальное положение общающихся
D) разное эмоциональное состояние общающихся
Е) заинтересованность в получении информации +
Стремление человека быть в обществе других людей — это
A) аффиляция +
B) аффект
C) аутентичность
D) адекватность
Е) ассертивность
Мимика, жесты, пантомимика относятся к
A) речевым средствам общения
B) кинесике +
C) такесике
D) проксемике
Е) экстралингвистическим средствам общения
Общение — это
A) обобщенное и опосредованное отражение закономерных связей между предметами и явлениями
B) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности +
C) запоминание, сохранение и воспроизведение информации
D) склонность к пустым рассуждениям
Е) система языковых знаков
Взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности — это
A) персептивная сторона общения
B) интерактивная сторона общения +
C) коммуникативная сторона общения
D) деловой уровень общения
Е) ролевой уровень общения
Что не является функцией общения
A) функция оказания влияния
B) функция понимания
C) контактная функция
D) квадратичная функция +
Е) побудительная функция
Психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми или субъективно переживаемыми препятствиями на пути к желаемой цели, — это
A) аффект
B) дисфория
C) стресс
D) фрустрация +
Е) эйфория
Потребность дружить с другими людьми, испытывать привязанность, жить вместе, сотрудничать и общаться — это
A) мотив аффиляции +
B) мотив достижения
C) познавательный мотив
D) альтруизм
Е) эмпатия
26.К экстралингвистическим средствам общения относятся:
A) интонация, громкость речи, тембр голоса +
B) поза, мимика, жесты
C) рукопожатия, поцелуи, похлопывания
D) дистанция в общении
Е) визуальный контакт, частота контакта
Типичными ошибками слушания являются все, за исключением
A) перебивание собеседника во время его сообщения
B) поспешные возражения
C) поспешные выводы
D) непрошенные советы
Е) слушание без вмешательства в речь собеседника +
Слушание, связанное с высоким уровнем энергетических затрат, — это
A) способность слушать
B) слушать, чтобы запомнить содержание
C) слушать, чтобы понять содержание
D) слушать, чтобы помочь другим (эмпатическое слушание) +
Е) слушать, чтобы проанализировать и оценить содержание информации
Человек, передающий информацию, — это
A) реципиент
B) оппонент
C) коммуникатор +
D) собеседник
Е) участник
Рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи — это
A) чтение
B) письмо
C) слушание +
D) говорение
Е) убеждение
Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех ментальных способностей, за исключением
A) внимательность
B) слуховая способность
C) способность к пониманию
D) способность к запоминанию
Е) конформность +
Недостатком слушания является
A) восприятие информации, при котором звучащая речь является фоном для какой-либо деятельности +
B) способность проанализировать содержание информации
C) способность понять содержание информации
D) способность воспроизвести содержание информации
Е) способность эмоционально понять состояние собеседника
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Оценка и самооценка личности.
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).
Адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.
Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.
С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.
В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.
Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.
В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.
В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.
Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.
Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.
students-library.com