Одаренность понятие: Понятие одаренности. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности

22. Понятие и виды одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

В общем виде к одаренным детям относят детей, опережающих сверстников по уровню своего развития. Штерн предложил использовать для выявления одаренных детей специальную формулу, при помощи которой определяется коэффициент интеллекта:

Умственный возраст ребенка – тот возраст, с заданиями которого справляется ребенок.

Однако такой подход не учитывает важность закономерности детского развития, а именно его неравномерности. Быстрое психическое развитие в детском возрасте – отличительная особенность детства, именно поэтому ряд детей ошибочно относят к одаренным, только по тому признаку, что такие дети опережают сверстников. В дальнейшем, показатели таких детей выравниваются и в подростковом возрасте они ничем не отличаются от всех остальных. Чтобы говорить об истинности одаренности, нужно иметь в виду, что она не является ситуативной. Истинная одаренность обычно проявляется очень рано.

Виды одаренности:

  1. Общая умственная или интеллектуальная

— позволяет быстро усваивать знания

— достигать высоких успехов в УД

— позволяет быть успешным в освоении различных областей знаний

  1. Академическая

-проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметом (вербальная, математическая, психомоторная, художественная)

  1. Лидерская/социальная

-способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми (психологии, педагогике)

  1. Практическая

-успешное применение среднего интеллекта для решения конкретно – практических задач

  1. Духовная

-высокие моральные качества

23.

Психологические особенности одаренных детей
  1. Неприязнь к школе

  2. Игровые интересы

  3. Низкий уровень комформности

  4. Погружение в философские проблемы

  5. Несоответствие интеллектуального и физического развития

  6. Стремление к перфекционизму

  7. Потребность к повышенному вниманию взрослых

  8. Одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

24. Психологические особенности обучения и воспитания одаренных детей Факторы, влияющие на развитие одаренности

              1. Неравномерность возрастного развития одаренных детей.

Одной из причин неравномерности является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. Поэтому нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития.

        1. Семья одаренного ребенка

        2. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

        3. Личность одаренного ребенка

Одаренность: современные тенденции определения понятия

Библиографическое описание:

Куршина, Л. Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия / Л. Ю. Куршина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11686/ (дата обращения: 20.05.2023).



В статье приводится обзор концепций и взглядов на проблемы одаренности, обобщаются ретроспективные и современные подходы в ее изучении и развитии.

Ключевые слова: одаренность, способности, талант

Несмотря на то, что в современной образовательной практике выявление и сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики [1], в теоретическом плане в науке отсутствует четкая и единая трактовка понятия одаренности. Насколько многогранны проявления одаренности у разных людей, в различных областях и сферах, настолько различны способы и позиции исследователей в их изучении.

Вопросы одаренности, столь актуальные в настоящее время, волновали человечество с самых ранних времен. Индивидуальные различия между людьми, выражающиеся в разных возможностях индивида по отношению к одному и тому же процессу, были замечены самими людьми еще на заре развития. Основываясь на наблюдении индивидуальных склонностей, старшее поколение направляло младшее в его «профессионализации». Уже в эпоху неолита (а по некоторым источникам и верхнего палеолита) у людей существовало разделение труда на основе способностей и склонностей [3].

С развитием общественных отношений расширялись и сферы применения человеческих качеств. И неизменно в каждой области стали проявлять себя наиболее яркие представители: самые ловкие охотники, самые искусные мастера, самые красноречивые ораторы, самые мудрые философы. Такие люди привлекали к себе внимание не только обывателей, но и ученых, заставляя задумываться о природе их отличительных свойств. Сегодня наиболее ярких представителей в той или иной сфере деятельности принято называть одаренными.

Само слово «одаренный», образованное от корня «дар», этимологически указывает на наличие у человека некоторых качеств, полученных «даром», от природы. Такой человек «одарен» исключительно, сверх меры и имеет определенные преимущества перед другими людьми. Природа данного «преимущества» описывалась в ключе общей парадигмы научной мысли той или иной эпохи. Развитие взглядов на феномен одаренности развивалось по следующей, достаточно условной схеме, обобщенной А. И. Савенковым [15]:

  1. Одаренность как божественный дар. Взгляд на сакральные корни одаренности существовал в науке от античности вплоть до конца XIX века. Выдающийся человек в рамках этой концепции — счастливый избранник богов.
  2. Идея о том, что никакого дара ни божественного, ни врожденного не существует, а гений и гениальность — это продукт правильного воспитания и условий влияний среды принадлежала представителям эпохи Просвещения (Дж.Локк, Ф.Хатчесон, К. А. Гельвеций, Д.Дидро, Р.Руссо).
  3. Концепция одаренности, как врожденной особенности человека складывалась под влиянием исследований в области естественных наук (Ч.Дарвин, Т.Гексли и др.
    ), Попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях — врожденных (прирожденных) особенностях — знаменуют начало принципиально нового этапа в исследованиях одаренности (середина — вторая половина XIX века).
  4. Выделение отдельной категорией понятия «интеллектуальная одаренность» (начало XX века), было связано с развитием всеобщего образования и необходимостью принятия решения о возможности обучения того или иного ребенка: выявить детей с умственными расстройствами и позволить детям высокими показателями интеллекта получать адекватное образование (А. Бине).
  5. Интегративный подход к изучению одаренности (вторая половина ХХ века), согласно которому одаренность предполагает, наличие комплекса качеств, а также ряда личностных свойств (Э. Клапаред, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.).

Современные концепции одаренности в большинстве своем рассматривают одаренность как интегральное, суммарное свойство личности.

К числу таких теорий относятся датированные серединой и концом ХХ века концепция одаренности Б. М. Теплова, теоретическая модель «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда, трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли, пятифакторная модель А. Танненбаума и др.

Несмотря на то, что проблема «выдающихся» людей существовала в науке многие века, само понятие «одаренный» появилось сравнительно недавно. Ранее высокие проявления способностей именовались термином «талант», наиболее яркие и нестандартные качества заслуживали определения «гений». Данные категории присутствуют в научном языке и сегодня, и корректность их применения для описания конкретного случая подлежит активной полемике.

Во многих источниках одаренность и талант раскрываются как синонимы. Например, такой точки зрения придерживается Е. П. Ильин [6].

С. Л. Рубинштейн определяет терминами «талант» и «гений» особенно высокий уровень одаренности, различая уровень проявления одаренности, прежде всего, по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести.

«Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах» [13, с. 479].

Исследователь проблем искусства, как творческого процесса, Г. Л. Ермаш, определяет термин «талант» как «высокое или высшее развитие способностей человека, высшая развитость и работоспособность репродуктивных и продуктивных, духовных и практических, эмоциональных, волевых, интеллектуальных сил» [5, с. 71] и подчеркивает, что творчество требует высокой одаренности [5, с. 77]. Автор не уравнивает эти две категории, но включат «одаренность» в составляющие таланта, наряду с другими «силами творчества» — «способностями художника, которые участвуют в творческом процессе и обеспечивают акт творчества» [5, с. 17].

Исходя из представлений А. Н. Леонтьева, одаренность — это безличностный компонент индивидуальности, личностным же компонентом индивидуальности является талант, который связан с реализацией специальных способностей, являющихся в свою очередь исторически наследуемыми от предшествующих поколений. Автор подчеркивает, что «если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие от морфологической «фактуры» чисто динамические особенности, а с другой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их структуру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе — социально. Нет надобности напоминать, что решающим является содержание» [9, с. 94]. Это высказывание подтверждает и А. В. Либин: «Многие авторы высказывают точку зрения, что соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде измерения в развитии специальных способностей…» [10, с. 346].

Не менее существенной точкой зрения на различие между одаренностью и талантливостью является позиция генетически-возрастных изменений (Н. С. Лейтес), когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе — как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс [8].

В связи с изучением особенностей мышления и принятия решений одаренных людей выделяется новая категория — «креативность», как способность к творчеству (в любой области). Выявленные в ходе многочисленных исследований, в том числе лонгитюдных (Калифорнийский лонгитюд), данные показали, что для достижения выдающихся результатов в самых разных сферах деятельности требуется какое-то достаточно сложное качество психики — способность генерировать новые, оригинальные идеи, находить новые нетрадиционные стратегии и способы решения проблемных ситуаций. Данное качество и получило название «креативность». Исследованиями в этом направлении занимались М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В. Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Н. Майер, Л. Секей, Э. П. Торренс и др. Благодаря ним, термин «креативность» прочно входит в научный обиход с начала 50-х годов ХХ века.

По нашему мнению, креативность не может быть приравнена к одаренности, даже к творческой одаренности. Одаренность — это качественное понятие, характеризующее интенсивность и дифференцированность протекания всех психических процессов, а не только мыслительных. Исследователь природы креативности Е. Н. Князева, отмечает, что «креативность не главная характеристика гениев: гораздо большее значение имеет способность реализовать креативную идею, а за этим стоит тяжелый интеллектуальный труд. Креативность — только базис для дальнейшей подлинной и длительной работы. Она должна быть дополнена другими качествами» [7, с. 12].

Здесь имеет смысл обратиться к отечественным концепциям одаренности (Б. М. Теплов, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, В. Н. Мясищев, В. Д. Шадриков, Е. П. Ильин и др.), которые рассматривают одаренность через призму способностей человека, природными предпосылками которых являются задатки. Уровень проявления каждой качественной стороны способности определяется совокупностью определенных задатков, причем, чем больше их имеется у данного человека, тем более выраженной оказывается данная способность.

Таким образом, большинство исследователей указывают на то, что правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой — низкой), а не об отсутствии ее у того или иного человека [6, с. 127].

Одаренность в данном случае — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

В таком случае, одаренность в той или иной степени также должна быть присущей каждому индивиду. Данный вывод позволяет сделать значительный шаг в понимании и изучении природы одаренности, особенно детской. Трактовка одаренности через сочетание и проявление способностей позволяет расширить границы изучаемого явления и говорить об одаренности не только актуальной, но и потенциальной. Когда в определение не вкладывается элитарный контекст, появляется возможность включить в понятие показатели «высокой нормы», качеств, обладающих потенциалом для будущих достижений. Данный подход стал возможен благодаря исследованиям Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, В. С. Юркевич, В. В. Рубцова и др. В категорию «высокой нормы» авторы включают детей с обычным типом развития и высокими способностями, а также так называемых «мотивированные на развитие детей» с хорошим уровнем общего (умственного) интеллекта [14, с. 9].

Другим важным шагом в теоретической и практической разработке исследуемого понятия стало представление об одаренности как динамической характеристике. В ряде работ современных психологов сделан акцент именно на динамичности данного свойства личности (К. Витт, Дж. Милль, Л. Винер, Л. Полгар, Л. С. Выготский, А. И. Савенков, Ю. Д. Бабаева, и др.). Такой подход меняет парадигму психолого-педагогический поддержки одаренности в образовательной среде, позволяет перейти от «диагностики отбора к диагностике развития» [15, с. 83].

«Рабочая концепция одаренности» как базовый документ, разработанный для практической реализации научной парадигмы в образовательной практике, трактует одаренность как «системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [12].

Представленные выше концепции подходят к изучению одаренности с точки зрения возможности человека, что также, по нашему мнению, не до конца раскрывает феноменологию одаренности. При исследовании личностных качеств одаренных детей и взрослых педагогами и психологами в первую очередь отмечаются не столько потенциальные возможности таких людей, сколько их особые повышенные потребности, потребности в познании и реализации. Ярко выраженную познавательную мотивацию одаренных фиксировали в своих работах А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, В. С. Юркевич, С. С. Ермаков, Т. О. Гордеева и др.

Т. О. Гордеевой разработана структурная мотивационная модель одаренности, включающая 4 базовых составляющих мотивации, присущих одаренным индивидам, в том числе «высокий уровень внутренней мотивации выполняемой деятельности, представленной интеграцией познавательной мотивации, мотивации достижения и мотивации компетентности» [4].

Однако какие бы категории не включались в исследуемый феномен, ряд авторов считает, что приблизиться к непротиворечивому истолкованию одаренности, невозможно без перехода к рассмотрению человеческой природы как формы изначальной целостности физического и умственного. Так, И. А. Бескова рассматривает «одаренность» как специфично организованную телесно-ментальную сферу человека, когда «функционирование телесности определяется режимом вдохновленного поиска нового, чисто физически, физиологически, улучшает качество жизни такого человека; когда пребывание в зоне высших эмоциональных, интеллектуальных, духовных нагрузок, связанных с рождением никогда прежде не бывшего, оказывается для организма чисто физически более благоприятным, чем функционирование в режиме решения таким человеком рутинных задач» [2, с. 249–250]. Подобный подход обобщает, по сути, все концепции одаренности, не исключая, но взаимосвязывая биологические, психологические, социальные аспекты исследуемого явления.

В педагогической практике сформулируется «экопсихологический подход» развития и сохранения детской одаренности (автор — В. И. Панов), основанный на следующих принципах:

  1. Смещение акцента с «эксплуатации» одаренности (даже с благими намерениями) на создание условий для ее проявления и дальнейшего развития.
  2. Содержание, методы и условия обучения одаренного школьника должны быть экологичными, т. е. чтобы не наносить вред физическому и психологическому здоровью школьника, они должны соответствовать природе физиологического, психического и социального развития детей школьного возраста.
  3. Условия обучения должны быть настолько разнообразными и полифункциональными, чтобы каждый школьник мог найти свою «экологическую нишу» своего индивидуального развития, отвечающую его уже проявившимся интересам и способностям или же создающим возможность для проявления и развития еще непроявленных, скрытых интересов и способностей.
  4. Создание образовательной среды как системы условий и влияний, обеспечивающих возможность для проявления творческой природы развития учащихся и тем самым создающих возможность для проявления скрытых (потенциальных) интересов и способностей учащихся и в то же время — для развития детей с явными признаками одаренности [11].

С учетом вышеизложенных тенденций в настоящее время наблюдается, по нашему мнению, смена научно-практической парадигмы в данном вопросе, а именно:

– отказ от элитарных концепций одаренности;

– рассмотрение одаренности как динамично развивающегося качества;

– сопровождение одаренности с позиций не возможностей, а потребностей индивида;

– учет взаимосвязи духовного и физического начала в структуре одаренности;

– акцент на бережное отношение к одаренности, ориентация на создание максимально комфортных условий для ее сохранения и развития.

На основании проведенного анализа литературных источников можно сделать заключение о том, что границы определения одаренности расширяются, само явление теряет уникальность и привилегированность, тем самым активнее внедряясь в каждодневную образовательную практику, что не может положительным образом не отразиться на обучении одаренных детей, их сопровождении и развитии, социализации и адаптации в обществе.

Литература:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.
  2. Бескова И. А. Творческая одаренность: природа, предпосылки, проявления // Эпистемология креативности / Отв. Ред. Е. Н. Князева. — М.: «Канон +» РООН «Реабилитация», 2013. С. 204–271.
  3. Всемирная история с 6 томах, т. 1: Каменный век. Минск, 2000.
  4. Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: От модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2011. № 1 (15). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1615/4356gordeeva15.html.
  5. Ермаш Г. Л. Искусство как творчество. М.: Изд-во «Искусство», 1972.
  6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер; 2009.
  7. Князева Е. Н. Природа креативности в зеркале креативности природы // Эпистемология креативности / Отв. Ред. Е. Н. Князева. — М.: «Канон +» РООН «Реабилитация», 2013. С. 10–28.
  8. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.
  9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I — М.: Педагогика, 1983.
  10. Либин А. В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: «Смысл», 1999.
  11. Панов В. И. Экопсихологический взгляд на развитие и сохранение детской одаренности // Психология образования в XXI веке: теория и практика, 2011.
  12. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр.1998, 2003
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  14. Рубцов В. В., Юркевич В. С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования, № 1(26), 2011. С. 9–15
  15. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): одаренность, способность, концепция одаренности, автор, изучение одаренности, компонент индивидуальности, образовательная среда, сфера деятельности, творческий процесс, условие обучения.

Одаренность

Одаренность означает, что человек, обычно ребенок, обладает способностями, значительно более развитыми, чем у его сверстников. Например, одаренный четырехлетний ребенок может читать или писать. Одаренный семилетний ребенок может сочинять простые мелодии, а одаренный пятнадцатилетний может написать свою первую симфонию.

Одаренность может открыть новые двери. Одаренный ребенок может перескакивать через классы, быть принятым в престижную программу или совершенствовать навыки, которые его родители не считали возможными. Тем не менее одаренность может также создавать проблемы для родителей, детей и педагогов. Одаренный ребенок может иметь социальные трудности или нуждаться в специальном образовании.

Несмотря на то, что одаренность не является диагнозом психического здоровья, семьям с одаренными детьми может быть полезна терапия. Терапевт может поддержать одаренных детей и помочь родителям удовлетворить потребности своего ребенка.

Что такое одаренность?

Образовательные учреждения часто используют разные определения одаренности. В некоторых школах учащиеся считаются одаренными только в том случае, если они набирают высокие баллы на стандартных тестах. Другие измеряют одаренность на основе успеваемости учащегося в классе.

Такие организации, как Американская психологическая ассоциация (APA) или Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC), часто сосредотачиваются на предметных областях, а не на оценках или результатах тестов. Домен — это любая структурированная деятельность или набор навыков, которые ценятся культурой, например, искусство или наука. NAGC определяет одаренность как производительность или достижение в 10% лучших или выше в одной или нескольких областях. И APA, и NAGC подчеркивают, что одаренность включает в себя таланты во многих областях, а не только академические таланты.

Ни одно определение одаренности не применимо ко всем одаренным людям. Некоторые исследователи ставят под сомнение само понятие одаренности, утверждая, что это продукт социальных привилегий или практики, а не врожденный талант. Согласно этой теории, каждый ребенок может быть одаренным по крайней мере в некоторых областях при правильной поддержке.

Мифы об одаренности

Популярная культура часто изображает одаренность как золотой билет к успеху на всю жизнь. Однако реальность имеет тенденцию быть более сложной.

  • Миф: Одаренный ребенок будет талантлив во всем, к чему он стремится.
    • Правда: Человек может быть одарен в одной области и иметь типичные или посредственные навыки в другой области. Например, блестящему писателю может быть трудно сдать экзамен по естествознанию.
  • Миф: Одаренные дети всегда хорошо учатся в школе.
    • Правда: Одаренные дети по-разному относятся к школе. Некоторые дети расставляют приоритеты в своих оценках и преуспевают. Другим не хватает мотивации, потому что школьный материал утомляет их или они отвлекаются на более увлекательные занятия. Третьи учащиеся хотят хорошо учиться, но их страх неудачи саботирует их.
  • Миф: Одаренные дети более серьезные и зрелые, чем другие дети.
    • Правда: У одаренных детей разные характеры. Они могут быть глупыми, тихими, импульсивными, тревожными и так далее. Кроме того, наличие продвинутых навыков не означает, что ребенок эмоционально или в развитии старше. Восьмилетнему ребенку, умеющему считать, скорее всего, все равно понадобятся напоминания, чтобы он выполнял свою работу по дому.
  • Миф: После того, как ребенок был отмечен как одаренный или бездарный, это определение становится постоянным.
    • Правда: Одаренность может меняться или развиваться со временем. Ребенок, который очень рано читает, не обязательно во взрослом возрасте будет иметь литературные способности. Между тем, ребенок, который борется в дошкольном возрасте, может вырасти в одаренного ученика средней школы. Кроме того, поскольку определений одаренности очень много, ребенок, который подходит для одной программы, может не быть принят в другую.

Дискриминация в программах для одаренных 

Институциональные барьеры могут привести к тому, что маргинализированные дети останутся незамеченными. Например, ребенок, выросший в бедном районе, может посещать школу, в которой практически нет ресурсов для выявления одаренности. У некоторых родителей может не быть времени или знаний, чтобы отстаивать потребности своего ребенка. Если у ребенка есть инвалидность или проблемы с поведением, у него может быть еще меньше шансов быть принятым в программу.

Когда программы для одаренных требуют номинации от родителей или учителей, на прием ребенка также могут повлиять предубеждения. Согласно исследованию, проведенному Национальным бюро экономических исследований, детей с меньшей вероятностью направляли в программу для одаренных детей, если они были:

  • чернокожими или латиноамериканцами
  • Женский
  • Изучающие английский язык
  • Участники программы бесплатных или льготных обедов

В том же исследовании проводился мониторинг школьного округа, когда была введена в действие программа всеобщего скрининга на одаренность. Когда всех детей протестировали, общий процент детей, признанных одаренными, вырос с 3% до 5%. Рост был еще более резким среди расовых и этнических меньшинств. Количество квалифицированных чернокожих студентов выросло на 80%, а количество квалифицированных латиноамериканских студентов выросло на 130%. Стандарты для теста были такими же, как когда учителя выступали в качестве привратников — все, что изменилось, это то, кто должен сдавать тест.

Дважды одаренные дети 

Некоторые одаренные дети также имеют трудности с обучением. Эти «дважды исключительные» дети могут нуждаться в значительной поддержке, чтобы справиться с их различными потребностями. Однако часто таких детей неправильно идентифицируют.

Некоторым одаренным детям с трудностями в обучении может быть ошибочно присвоен только их диагноз. Например, ребенок с СДВГ может быть крайне разрушительным в классе, отвлекая внимание от своего искусного владения музыкой или искусством. Для родителей и педагогов важно не полагать, что ребенок с ограниченными возможностями обучения не может быть одаренным.

Другие дважды исключительные дети могут быть идентифицированы только как одаренные. Эти дети могут быть в состоянии скрыть свои трудности в обучении, используя свои таланты для компенсации. Таким образом, они не могут быть диагностированы до подросткового возраста или позже. Без диагноза эти одаренные дети могут не получить поддержки, необходимой для полного раскрытия их потенциала.

Иногда трудности в обучении и одаренность взаимодействуют друг с другом таким образом, что ребенок может чувствовать себя подавленным. Одаренные дети быстро учатся, и им легко становится скучно. Нарушения обучения могут затруднить им концентрацию внимания в классе или управление своими эмоциями. Ребенок может разочароваться, когда одни действия кажутся ему намного труднее других. Другие могут ошибочно назвать ребенка «ленивым», если его успеваемость непостоянна.

Дважды исключительные дети, как и все дети с ограниченными возможностями обучения и другими особыми потребностями, имеют право на индивидуальный план обучения (IEP). Родители и педагоги составляют этот план вместе, а затем пересматривают его не реже одного раза в год. IEP должен учитывать все уникальные потребности ребенка. Например, аутичный ребенок с музыкальными способностями может посещать уроки музыки высокого уровня, а также сдавать тесты в отдельном классе, чтобы меньше отвлекаться.

Исследователи, специализирующиеся на дважды исключительных детях, часто не рекомендуют думать о таких детях как о «группах риска». Этот ярлык может быть стигматизирующим и часто слишком много внимания уделяет проблемам ребенка. Это также может быть источником беспокойства для детей. Взгляд на этих детей через призму обещаний может побудить родителей и педагогов развивать стратегии обучения, которые помогут ребенку реализовать свой потенциал.

Проблемы одаренности 

У одаренности есть свои проблемы. Для детей общие проблемы включают:

  • Скука. Одаренным детям может быть очень скучно в традиционной академической среде. Скука может казаться детям невыносимой, особенно если у них есть другие проблемы, такие как СДВГ или тревога.
  • Деструктивное поведение. Одаренные дети, которые чувствуют себя оторванными от занятий в классе, могут стать нетерпеливыми, раздражительными или агрессивными. Когда детям не хватает продуктивного выхода для своих талантов, они могут использовать свои дары, чтобы плохо себя вести.
  • Перфекционизм: Одаренные дети могут предъявлять к себе слишком высокие требования. Они могут испытывать крайнюю неуверенность в себе или стыд, когда они не «лучшие» в какой-либо деятельности.
  • Социальные трудности . Некоторые одаренные дети изо всех сил пытаются соответствовать детям своего возраста. Ребенок, одержимо интересующийся физикой, может не понимать, почему его сверстники не хотят проводить с ним научные эксперименты.

Родители одаренных детей могут столкнуться с такими трудностями, как:  

  • Признание одаренности . Единой меры одаренности не существует. У некоторых детей одаренность проявляется рано и остается явной. Другие борются годами, прежде чем кто-то заметит их талант.
  • Требуется защита . Родители одаренных детей должны сначала определить потребности своего ребенка, а затем найти способы удовлетворить эти потребности. Защита интересов одаренного ребенка может быть утомительным проектом. Иногда на поиск подходящей образовательной программы уходит несколько лет.
  • Безопасность . Некоторые одаренные дети стремятся реализовать свои таланты любой ценой. Это может привести к опасному или деструктивному поведению. Ребенок, который любит науку, может экспериментировать с электричеством. Талантливый спортсмен может попытаться взобраться на стену или спрыгнуть с крыши. Присмотр за одаренными детьми может быть утомительным для родителей.

При правильном воспитании одаренность может открыть путь к достойной жизни. Однако для некоторых семей управление одаренностью может быть запутанной и непосильной задачей. Правильный терапевт может помочь семьям определить стратегии поддержки одаренных детей и работы с педагогами. С профессиональной помощью семьи могут оптимизировать счастье и потенциал своего ребенка.

Ссылки:

  1. Баумель, Дж. (2016, 19 декабря). Что такое ИЭП? Получено с https://www.greatschools.org/gk/articles/what-is-an-iep
  2. .
  3. Леви, Х. О. (2017, 4 января). Дискриминация в сфере образования для одаренных должна быть прекращена. Неделя образования. Получено с https://www.edweek.org/ew/articles/2017/01/04/dismission-in-gifted-education-must-end.html
  4. Маас, С. (2015). Кто попадает в программы для одаренных и талантливых? Дайджест Национального бюро экономических исследований . Получено с https://www.nber.org/digest/nov15/w21519.html
  5. Нильсен, Массачусетс (2002). Одаренные учащиеся с ограниченными возможностями обучения: рекомендации по выявлению и программированию. Исключительность, 10 (2), 93-111. Получено с https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/S15327035EX1002_4
  6. Осборн, Дж. (2001). Проблемы воспитания особо одаренных учащихся. Получено с https://www.davidsongifted.org/Search-Database/entry/A10208
  7. Новое определение одаренности для нового века: изменение парадигмы [PDF]. (2010). Национальная ассоциация одаренных детей. Получено с http://www.nagc.org/sites/default/files/Position%20Statement/Redefining%20Giftedness%20for%20a%20New%20Century.pdf
  8. Суботник, Р. Ф., Ольшевски-Кубилиус, П., и Уоррелл, Ф. К. (2011). Переосмысление одаренности и одаренного образования: предлагаемое направление вперед, основанное на психологической науке. Психологическая наука в интересах общества, 12 (1), 3-54. Получено с https://www.apa.org/ed/schools/gifted/rethinking-giftedness.pdf
  9. Дважды отличники. (nd) Получено с https://www.nagc.org/twice-exceptional-students

Человеческий интеллект | Определение, типы, тесты, теории и факты

Льюис Терман

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Анри Бергсон Фрэнсис Гальтон Эдвард Л. Торндайк Сэр Сирил Берт Льюис Терман
Похожие темы:
гений вундеркинд Интеллектуальная недееспособность одаренный ребенок синдром саванта

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Что такое человеческий интеллект?

Интеллект человека — это умственное качество, состоящее из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать абстрактные понятия и обращаться с ними, а также использовать знания для манипулирования окружающей средой.

Интернет снижает человеческий интеллект и «делает нас глупыми»?

Широко обсуждается вопрос о том, снижает ли Интернет человеческий интеллект и «делает ли он нас глупыми». Некоторые утверждают, что Интернет перепрограммирует наш мозг в худшую сторону, о чем свидетельствует снижение показателей IQ, и что новые технологии и платформы, такие как Интернет, вредят спаму внимания, способности концентрироваться и выполнять простые задачи. Другие утверждают, что практически все новые технологии на протяжении всей истории изначально вызывали опасения, что Интернет дает право голоса различным группам населения и равный доступ к информации на благо социального прогресса, и что изменение того, как работает мозг и как мы получаем и обрабатываем информацию, не является обязательно плохо. Чтобы узнать больше о дебатах о том, «делает ли нас Интернет глупее», посетите сайт ProCon.org.

Узнайте о человеческом интеллекте и тестах для измерения коэффициента интеллекта (IQ)

Посмотрите все видео к этой статье

человеческий интеллект , умственное качество, состоящее из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать и обрабатывать абстрактные концепции , и использовать знания, чтобы манипулировать своим окружением.

Большая часть волнений среди исследователей в области разведки проистекает из их попыток точно определить, что такое интеллект. Разные исследователи в своих определениях подчеркивали разные аспекты интеллекта. Например, в 19На 21 симпозиуме американские психологи Льюис Терман и Эдвард Л. Торндайк разошлись в определении интеллекта: Терман подчеркивал способность мыслить абстрактно, а Торндайк подчеркивал обучаемость и способность давать хорошие ответы на вопросы. Однако совсем недавно психологи в целом согласились с тем, что адаптация к окружающей среде является ключом к пониманию того, что такое интеллект и что он делает. Такая адаптация может происходить в различных условиях: учащийся в школе изучает материал, который ему необходимо знать, чтобы хорошо успевать по курсу; врач, лечащий пациента с незнакомыми симптомами, узнает об основном заболевании; или художник переделывает картину, чтобы передать более связное впечатление. По большей части адаптация включает в себя изменение самого себя, чтобы более эффективно справляться с окружающей средой, но это также может означать изменение среды или поиск совершенно новой.

Эффективная адаптация опирается на ряд когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, память, рассуждение и решение проблем. Таким образом, основной акцент в определении интеллекта делается на том, что это не когнитивный или психический процесс как таковой, а скорее выборочная комбинация этих процессов, целенаправленно направленная на эффективную адаптацию. Таким образом, врач, который узнает о новой болезни, адаптируется, воспринимая материал о болезни в медицинской литературе, изучая, что содержится в этом материале, запоминая важные аспекты, необходимые для лечения пациента, а затем используя разум для решения проблемы применения информации в соответствии с потребностями пациента. Интеллект в целом стал рассматриваться не как отдельная способность, а как эффективное сочетание многих способностей. Однако это не всегда было очевидно для исследователей предмета; действительно, большая часть истории этой области вращается вокруг споров о природе и способностях, составляющих интеллект.

Теории интеллекта, как и большинство научных теорий, развивались в результате череды моделей. Четырьмя наиболее влиятельными парадигмами были психологические измерения, также известные как психометрия; когнитивная психология, изучающая процессы, посредством которых функционирует разум; когнитивизм и контекстуализм — комбинированный подход, изучающий взаимодействие среды и психических процессов; и биологическая наука, изучающая нейронные основы интеллекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *