Одаренности определение – Одарённость — Википедия

Статья на тему: определение одаренности детей

В современном мире люди много времени и внимания уделяют процессу образования. Многие сейчас готовы плодотворно работать над собой для достижения лучшего результата. У человека всегда существовала потребность в саморазвитии, в стремлении себя чем – то  дополнить и расширить собственные представления.

Понятие «одаренность» входит в число тех, что затрагивают тему саморазвития и личностного роста. Человек, стремящийся к совершенствованию, уделяет достаточно внимания собственным талантам, изыскивает любые возможности, чтобы их проявить.

Чтобы обрести уверенность в себе, нужно самому себе ответить на вопрос, что такое одаренность для вас? Если вы считаете себя хоть сколько – нибудь талантливым, то поверите в имеющиеся перспективы гораздо охотнее. Данная статья дает определение одаренности, раскрывает возможности личности, позволяет выявить составляющие всякой талантливости.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ

Под одаренностью обычно понимают выраженные способности в какой – либо области: спорте, искусстве, науке. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей музыкальных, художественных и др. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.  Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности,несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

 ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей музыкальных, художественных и др. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.

Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

У человека могут обнаружиться художественные способности или склонности к той или иной деятельности. Очень важно то, как сама личность относится к своему таланту, считает ли необходимым его развивать или нет. К сожалению, очень часто люди отказываются от имеющихся у них перспектив, потому что не верят в себя, в то, что могут достичь больших высот.

Нужно помнить, что любые достижения начинаются с момента принятия личностью своей сущности. К этому необходимо стремиться. Одаренность – это великое благо, но и большая ответственность. Что включает в себя понятие одаренности? Рассмотрим ее характерные черты и составляющие.

Способность мыслить нешаблонно. Большинство людей живет по принципу: быть как все. И чтобы не показаться странным и ненормальным, они готовы отказываться от собственного мнения, подчиняться «стадному чувству». Так губятся замечательные карьеры, уходят в забвение таланты, имеющиеся достижения, амбиции. Вместо того, чтобы обратиться внутрь себя, эти люди жалеют времени на то, чтобы прочитать познавательную книгу, предпочитая проводить свободное время за праздными занятиями. Способность мыслить оригинально существенно меняет восприятие. Именно так растет и развивается индивидуальность, уходит необходимость прятаться за социальной маской. У человека, наконец, возникает возможность приблизиться к самому себе, осознать свою ценность. У таких людей гораздо больше шансов проявить и как следует реализовать талант.

Желание познавать. Неважно, что это будет – музыка, чтение или танцы. Главное, пожалуй, заключается в следующем: у человека возникает огромная потребность делать что – то, посвящать этому большую часть своего времени. Желание познавать рождает смелость, энтузиазм, стремление рисковать и претворять в жизнь самые светлые идеи. Это удивительный процесс, приносящий личности счастье, наполняющий ее новой энергией.

nsportal.ru

Определение одарённости. Одарённый ребёнок. Что такое одаренность

В последнее время понятие «одаренность» становится все более востребованным не только в научной сфере, но и среди общественности. Подобный интерес к данному термину возникает на фоне того, что не все гении, какими их считают простые люди, являются одаренными с научной точки зрения.

В психологии такое определение используется для обозначения возможностей личности к достижению ею более высоких показателей, результатов. Так что такое одаренность, как этот термин интерпретирует психология, и какие виды одаренности существуют?

Очень часто люди задаются вопросами, является ли одаренность отклонением от нормы и почему одного человека можно назвать одаренным, а по отношению к другому этот же термин применить нельзя. Не менее актуальным считается вопрос о том, действительно ли можно стать гением или человек рождается с таким даром. Ответы на эти вопросы можно найти ниже.

Основные понятия и термины

Слово «одаренность» знакомо даже детям. Спрашивая у ребенка или у взрослого, что же это такое, можно получить довольно разнообразные объяснения, смысл которых сводится к одному: одаренность – это талант или данный от природы дар, способность. Но с точки зрения науки такое явление имеет несколько иное определение.

Под термином «одаренность» психология понимает такие свойства человека, благодаря которым он может достигать исключительных высот в различных отраслях . В то же время — это явление, когда индивид проявляет невероятную и редчайшую по характеру выраженности одаренность, позволяющую ему совершать настоящие прорывы в определенной сфере (или сферах), выделяясь на этом фоне среди множества других людей.

Ученые и психологи утверждают, что одаренность – это свойство психики, которое отличается системностью и способностью развиваться на протяжении всего жизненного пути индивида. Этим критерием можно оценивать сп

mmkspo.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТЬ И ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. — Мегаобучалка

 Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 На сегодняшний день большинство психологов признает. Что уровень. Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка ( игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей

 Тот или другой ребенок может проявлять свою успешность в достаточно широком спектре деятельности, Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

 Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок увлеченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности ( в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.



 В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога

 В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.

 Таим образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, что одаренность они пока не смогли увидеть.

 С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

 Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности (в отличие от одаренности взрослого человека). Одаренность конкретного ребенка в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

 У детей, опережающих свой возраст, переплетение возрастных и, собственно индивидуальных черт обнаруживается довольно остро, а то и драматически. Нелегко бывает примириться с тем, что ранние успехи, с которыми могла связываться надежда на дальнейший подъем необычных умственных сил, порой оказываются по преимуществу выражением возрастного этапа развития. Показательны случаи, когда привлекающие к себе внимание достоинства происходят за счет таких возрастных особенностей, которые не имеют долгосрочного значения. Например, не следует слишком обольщаться, когда ребенок обнаруживает избирательное тяготение к оперированию абстрактными понятиями, с также схемами, планами. Со временем может выясниться, что более конкретный, содержательный анализ, который потребуется на последующих возрастных этапах таких детей будет затруднять. Так что сама по себе ранняя готовность к систематизации, к манипулированию общими понятиями, создающая видимость одаренности. Еще недостаточно для предвидения будущего этого ребенка.

 Следует подчеркнуть, что как уровень, так и своеобразие умственного потенциала проявляются у растущего человека не сразу, не полностью, а в ходе возрастных изменений. Такова специфика детства: именно в меняющихся возрастных проявлениях интеллекта выступают те собственно индивидуальные, возрастные свойства, которым предстоит укорениться, развиться и эти подлинные признаки одаренности не всегда лежат на поверхности

 Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

 Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности. И могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Наличие специфических стратегий деятельности.

 Способы действий одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в данной ситуации.

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

 Для поведения одаренного ребенка характерен, главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражаемого в склонности «все делать по своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта

Высокая структурированность знаний, умений видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны. Практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий), и, с другой стороны удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

Особый вид обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

 Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной и т.д.), сопровождающаяся как правило, переживанием чувства удовольствия.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем необязательно должно соответствовать всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часть противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ конкретного индивидуального случая.

 Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять следующие составляющие:

 — Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчиненное положение Это явление получило наименование «направленность личности».

 Направленность – одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

 Важные аспекты этой проблемы вскрыты в исследованиях психологов В.Э.Чудновского и В.С.Юркевича. Они отмечают, в частности: «…умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими зарубежными и отечественными последователями.

 С точки зрения воспитания особенно важно многие последователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность. Как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская пишут: «… люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно-значимую задачу, оказываются в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные».

 — Креативность (или творческость) – одна из важнейших характеристик одаренности. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации. Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.

 В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П.Торренса их четыре (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность), у В.Лоуэнфельда – восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у А.Н.Лука их выделено более десяти.

 «Креативность – пишет П.Торренс – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

 Есть в его работах и более строгое описание. Так понятие беглость он рассматривает как способность к продуцированию максимально большего числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако, чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

 Гибкость – представляет собой способность легко переходить от явления одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют инертностью мышления.

 Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающихся от широко известных, общепринятых.

 Другой полюс креативности обозначается термином – «разработанность». Творцы могут быть условно разделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие детально творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

 — Способности выше среднего уровня. В данном контексте термин «способности» имеет несколько нетрадиционный оттенок. Здесь имеется в виду широкий спектр явлений, таких как самые разнообразные знания, умения и навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна – это с одной стороны, с другой – как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной деятельности.

 В моделях, где вместо данного качества представляется «интеллект» понятие одаренность неоправданно сужается и модель оказывается пригодной лишь для описания одаренности лишь в познавательной сфере. Иначе говоря, мы в этом случае, имеем дело с одним из видов частной или специальной одаренности.

 Но при этом, в некоторых работах Дж.Рензулли данный компонент раскрывается как проявляющиеся в разных сферах способности выше среднего уровня (основные интеллектуальные способности, специальные академические способности, психологические умения и т.д.) Сходная трактовка этой позиции при описании модели Дж.Рензулли принадлежит Х.Гарднеру. Разрабатывая данный аспект модели Дж.Рензулли он расклассифицировал интеллект на, выделив семь его категорий:

музыкальный интеллект;

телесно-кинестетический

логико-математический

лингвистический

пространственный

внутреннеперсональный

внешнеперсональный

 Рассматриваемая схема предполагает несколько иное, более универсальное представление. Она допускает как один из вариантов и вышеизложенную трактовку. Но если под понятием способности рассматривать не интеллект, а психомоторные способности, то данная схема позволяет охарактеризовать одаренность в спорте. Естественно, что наполнение данного компонента другим содержанием будет соответственно менять предметную направленность, общее же в данном случае останется неизменным.

 Одаренные дети – дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности. В научной литературе и в обыденной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами, подчеркивая тем самым исключительный характер их способностей.

 Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

 Известный специалист в области детской одаренности Н.Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:

дети с высоким IQ;

дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

дети с высокой креативностью.

 Другой специалист в области психологии интеллекта М.А.Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей

«сообразительные»;

«блестящие ученики»;

«креативы»;

«компетентные»;

«талантливые»;

«мудрые».

 По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения

 Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

 Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми

 К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»0

 Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

 Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

 Одаренных детей, как правило отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

 Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

 Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

 Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

 Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, во время контрольных работ и экзаменов. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определенных навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии поставленными перед собой целями.

 Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одаренности своих детей. Некоторые обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области, то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребенка. Многие известные ученые музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А.Моцарта, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, И.А.Римского-Корсакова, М.Мусоргского и этот список можно продолжать. Не секрет, что одаренные дети, как уже говорилось часто становятся выдающимися взрослыми, хотя далеко не всегда.

 И, наоборот, не менее часто люди не проявившие себя в детстве достигали выдающихся результатов в последующем, зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал как свидетельствуют биографии многих выдающихся людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, Н, Коперник не только не значился среди одаренных детей, но даже формально не принадлежал к числу ученых-астрономов. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов.

 Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал может действительно не проявиться до определенного времени. А может быть родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А может быть напротив, они в силу непонимания они не заметили в ребенке этих потенциальных выдающихся возможностей и даже рассматривали проявление креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее умными считали совсем других.

 Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессоры, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразным подтверждением этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии четырехсот выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни.

 Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности еще раз подчеркивают сложность и важность проблемы прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности черты характера. Особенности поведения и деятельности могут указать взрослому, на то что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником и т.д. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющие прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных, обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ.

 Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

 Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах одаренности.

 Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

 Среди критериев выделения видов одаренности можно отметить следующие:

Вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики;

Степень сформированности;

Форма проявления;

Широта проявлений в различных видах деятельности;

Особенности возрастного развития.

 1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относится практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены различные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсорно-моторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

 Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;

в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;

в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;

в коммуникативной деятельности, прежде всего следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность

в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

 Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсорно-моторные качества, либо эмоционально-экспрессивные качества.

 Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того формируется и проявляется в практическом плане, коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовностно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

 Классификация видов одаренности по данному критерию является наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности. В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

как соотносятся одаренность и отдельные способности?

существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности?

 Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей.

 Второй возникает естественно, так как анализ одаренности с необходимостью ставить проблему в ее связи с творчеством как закономерным ее результатом

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

актуальную одаренность

потенциальную одаренность

 Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

 Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.

 Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, и т.д.).

 Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще не сформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

 3. По критерию «форма проявления можно говорить о:

явной одаренности;

скрытой одаренности

 Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисты в области детской одаренности с большей степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

 Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем. Известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

 Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности.

 Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп. Идентификация детей с таким видом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми и т.д.

 4. По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить:

общую одаренность;

специальную одаренность.

 Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступают в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

 Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

 Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.)

 Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребенка.

 5. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

раннюю одаренность;

позднюю одаренность.

 Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

megaobuchalka.ru

Понятие и определение одаренности у детей — Мегаобучалка

ВВЕДЕНИЕ

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Цель исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

Задачи:

— раскрыть в полном объеме понятие одаренности

— показать сложности психического развития одаренных детей

— рассмотреть методы диагностики одаренности

— рассмотреть особенности воспитания о обучения одаренных детей

    Объект исследования: одаренность

Предмет исследования: особенности учебно-воспитательного взаимодействия с одаренными детьми.

Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

 

Глава 1: Умственная одаренность ее психологические проявления

Понятие и определение одаренности у детей

ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78]



Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет  жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта. [2, c. 14] 

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. [2, c. 24]

Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. [1, c. 78]

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. [3. c, 24]

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. [2, c. 79]

Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. [3. c, 27]

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает   повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений. [2, c.13]

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующее.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре,  актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. [1. c. 92]

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

    Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 

    Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. [1, c.93]

    Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

    Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. [1, c. 93]

     Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. [2, c. 95]

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать решение;

· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления движения;

· Гибкость; приспосабливаемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в себе и знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

 

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. [2, c. 101]

megaobuchalka.ru

Одаренность: определение и виды одаренности

Слайд 1

ЦПМСС Красносельского района СПб Проблемный семинар в интерактивной форме Одаренный ребенок и его педагог: портрет в интерьере образовательного процесса Одаренность: определения и виды одаренности Макухина Е.Г., Педагог-психолог ЦПМСС

Слайд 2

Определение понятия «одаренность» Рабочая концепция одаренности / [отв. редактор Богоявленская Д.Б.]. – Издание 2-е, расширенное и переработанное. – Москва : [Б.и.], 2003. – 93 с. одаренность – это не просто высокий уровень развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка, одаренность – это системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.

Слайд 3

Одаренный ребенок Рабочая концепция (Богоявленская Д.Б.): «это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений ) в том или ином виде деятельности» В.С. Юркевич считает, что это определение не вполне соответствует действительности По ее мнению, «одаренность – это не достижения, а только возможности ребенка, это его способы мышления и его личность , которые могут привести к соответствующим достижениям, а могут и не привести»

Слайд 6

Признаки одаренности со временем могут угасать не стоит использовать словосочетание « одаренный ребенок » в плане констатации статуса определенного ребенка следует пользоваться такими терминами, как « высокомотивированный ребенок », ребенок с высокими способностями , «ребенок с признаками одаренности »

Слайд 7

Согласно концепции одаренности, среди критериев выделения ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ можно назвать: Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики Степень сформированности Форма проявлений Широта проявлений в различных видах деятельности Особенности возрастного развития.

Слайд 8

Критерий ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ интеллектуальная академическая практическая психомоторная социальная художественная

Слайд 10

Критерий СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ Актуальная одаренность характеризуется имеющимися достижениями (сюда относятся ТАЛАНТЛИВЫЕ дети) Потенциальную одаренность характеризуется тем, что имеются только предпосылки для каких либо достижений, но реализации всего потенциала нет по каким-либо причинам

Слайд 11

Критерий ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЯВНАЯ одаренность — одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо СКРЫТАЯ одаренность — проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Слайд 12

Критерий ШИРОТА ПРОЯВЛЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩАЯ одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности СПЕЦИАЛЬНАЯ одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Слайд 13

Критерий ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ РАННЯЯ одаренность ПОЗДНЯЯ одаренность Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В.С. Юркевич выделяет основные три группы одаренных детей , которые отличаются по уровню развития одаренности и разным типом возрастного развития. Ими являются: особо одаренные дети высокоодаренные дети («высокая норма») дети с хорошим уровнем развития способностей.

Слайд 15

Рекомендуемая литература

Слайд 16

Спасибо за внимание! ВСЕГО ДОБРОГО ВАМ!

nsportal.ru

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ это что такое ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: определение — Педагогика.НЭС

Дети одаренные

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников. Значение таких показателей не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Даже самые выдающиеся достижения ребенка не являются залогом будущего таланта. Одаренность или развивается или деградирует.

Оцените определение:

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем – в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике (см. вундеркинд).

Оцените определение:

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами.

didacts.ru

Различные подходы к понятию «одаренность»

Библиографическое описание:

Миронова А. М. Различные подходы к понятию «одаренность» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2615/ (дата обращения: 20.10.2019).

Ключевые слова: одаренность, талант, способность, гениальность.

В настоящее время в одном ряду с такими глобальными проблемами, как экологические, мировой финансовый кризис, внедрение новых информационных технологий, исследователей всего мира привлекает интерес и внимание феномен детской одаренности. Кроме того, в условиях глобальных изменений в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиления борьбы за конкурентоспособность государств и информационно – технологической революции все более ценится интеллект и креативность, возрастает потребность общества в творческих людях, одаренных детях.
Выявление, поддержка, социализация одаренных детей, как носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, в сложившейся ситуации становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему.
Анализ литературы показал, что проблема одарённости в настоящее время приобрела статус государственной важности в большинстве стран, что привело к социальному запросу на её исследование. Больше всего вопросы касающиеся одарённости разрабатывают в Америке: Дж.Дж.Галлахер, Ф.Рамос-Форд и Г.Гарднер, Дж.Рензулли, Р.Дж.Стернберг, А.Дж.Танненбаум. В Англии исследованием этой проблемы занимаются Э.Д.Боно, Дж.Фримен; в Германии- К.Клюге, Т.Мейснер, Т.Трост, К.К. Урбан; в России- Д.Б. Богоявленская, А.И. Доровской, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, М.А.Холодная , В.Д.Шадриков, В.С. Юркевич и др..
Несмотря на это многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре общего образования, остаются недостаточно изученными. Это касается диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально – психологических факторов на проявление и развитие одаренности. Кроме того, практика работы с одаренными детьми свидетельствует о возникающих трудностях, обусловленных с разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию, а так же недостаточным количеством специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.
Проблема одаренности комплексна и находится она на стыке различных дисциплин. В мире известно на сегодняшний момент времени несколько десятков научных концепций одаренности, создаваемых в русле разнообразных теоретических направлений. Обратимся к вопросу анализа и уточнения понятия «одаренность».
Научные школы, рассматривая феномен одаренности с позиции наследуемости, придерживаются двух основных подходов. К первому относится нейтивизм (от английского native – природный, естественный) с его тезисом о безоговорочной, неизбежной реализации биологических, в том числе генетических, потенций. По-мнению Ф.Гальтона, «если человек одарен обширной умственной даровитостью, энергичностью в работе и способностью к тяжелому труду, едва ли какие-либо причины могут помешать ему выдвинуться»[6]. Другим крупным представителем нейтивизма является Л.М. Термен, под руководством которого в Стенфордском университете (США) в начале нынешнего века было проведено исследование тысячи одаренных детей. Общий вывод был таков: «решающее значение имеет наследственность»[7], под которой понимаются врожденные особенности нервной системы (задатки) ребенка.
Противостоящий подход не отрицает существенной роли природных задатков, но в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде. Наиболее широко в русле данного подхода представлены взгляды отечественных психологов. Здесь задатки понимаются как природные предпосылки способностей, реализуемые посредством социальных механизмов, важнейшую роль среди которых играет обучение и воспитание [8, с 35]. По мнению Б.М.Теплова, способность – это индивидуальные психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности…., обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Одаренность ученый рассматривает, как «…качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности » [13, с.22] В данном определении выделяются такие ключевые понятия, как «индивидуально-психологические особенности», «деятельность», «способности». При этом в трактовке одаренности наблюдается определенная двойственность, проявляющаяся в отсутствии однозначно определенной позиции относительно природы одаренности. Это в свою очередь проявляется в дизъюнктивной структуре самого определения: одаренность определяется и как врожденная, и как приобретенная характеристика.

В течение длительного времени в России доминировало определение, предложенное американскими учеными по заданию Департамента США в 1972 г.: «…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения»[13, с.131] Это определение одаренности дается через достижения и указывается, как их можно определить – с помощью экспертов («опытных специалистов»). Начиная с 70-х годов, в России появляются работы, посвященные личностным компонентам структуры одаренности, постепенно вводятся диагностические методы процедуры отбора одаренных детей. В этот период времени уже был накоплен материал по понятийному аппарату.

В более поздних определениях одаренности отразились изменения теоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы. Определение, разработанное коллективом авторов «Рабочей концепции одаренности» Минобразования РФ: «…одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В этом определении подчеркивается системный и динамичный характер одаренности как сложного и развивающегося качества психики. За его основу взяты определения способностей и одаренности, разработанные В.Д. Шадриковым в традициях школы Б.М. Теплова. По мнению В.Д.Шадрикова, «способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности»[16, c.146].Ученый считает, что «одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности»[16, c.163].Это определение сформулировано в рамках деятельностного подхода. Нам ближе личностный подход к одаренности, разработанный С.Л. Рубинштейном.[13,с.129] По его мнению, одаренность нельзя отождествлять с качеством одной функции, даже если это мышление. Он считал, что одаренность характеризует внутренние возможности развития личности, соотнесенные с условиями ее развития.
Научный интерес в исследовании понятия «одаренность», несомненно, представляет системный подход, который предполагает целостное изучение понятия. Определение критериев одаренности как системы происходило на основе конкретно – исторического анализа этого феномена. Одним из критериев является отношение биологического и социального. В первой подструктуре «интеллект» сохраняется влияние врожденных и биологических свойств. Во вторую подструктуру – «креативности» входят как социальные, так и биологические свойства, на основе которых формируется креативность. В третью подструктуру «духовности» входят социально обусловленные содержательные черты личности. Каждая из этих подструктур имеет свой вид формирования. Первая формируется путем обучения, вторая — воспитания и обучения, третья – воспитания. Л.И.Ларионова предлагает для раскрытия понятия «одаренность» выявить системообразующий фактор, задающий «направление действию» системы. По мнению Б.Ф.Ломова[8, с. 235], системообразующий фактор формируется и развивается в процессе жизни индивида в обществе. Л.И. Ларионова считает, что «в структуре одаренности таким фактором является духовность».[5, с.87]

Из приведенного анализа взглядов отечественных ученых на проблему одаренности ребенка можно сделать вывод, что одаренность – это не дар природы, а целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут раскрыться через создание благоприятной среды и включения в деятельность. Образовательный результат педагогического процесса имеет прямое отношение к поддержке одаренности. Наше понимание одаренности соответствует позиции Д.Б.Богоявленской, которая пишет о связи одаренности со способностью к развитию своей деятельности. Она утверждает, что «подлинная одаренность предполагает увлеченность самим предметом и приверженность к выбранному делу…То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя в процессе работы все новые замыслы…В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности»»[1].По мнению В.Д.Шадрикова, любого рода занятие по инициативе самой личности является операциональным раскрытием одаренности. Ценность одаренности как таковой определяют творческие усилия, которые приводят к получению продукта.

Изучив различные подходы к понятию «одаренности» детей, мы выяснили наиболее значимые моменты, которые позволили нам уточнить определение именно в педагогическом процессе развития одаренного ребенка. На наш взгляд, целесообразно рассматривать одаренность как развитие внутреннего деятельностного потенциала одаренного ребенка, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: как ее понимают (онлайн) URL: federalbook.ru> files…SREDNEE…2…Bogoyavlenskaya.pdf (дата обращения 15.08.2012)

  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления: сб.переводов / под ред. А.М. Матюшкина.- М.: Прогресс,1995.- С.435-456

  3. Дружинин В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР,1996 — 544 с.
  4. Карне М. Существо проблемы// Одаренные дети. М.,1991.С.149-164
  5. Ларионова Л.И. Культурно – психологические факторы развития интеллектуальной одаренности.- М.: Изд –во «Институт психологии РАН», 2011.- 320с.
  6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды/ Н.С.Лейтис.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008.-480 с.
  7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  8. Ломов Б.М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.- 445 с.
  9. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
  10. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности/ В.И.Панов // Прикладная психология.- 1998.- №3.-С.10-17
11.Рабочая концепция одаренности. (онлайн) URL: http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/1.7.html (дата обращения 14.08.2012).
  1. Рензулли Дж. Модель обогащенного школьного обучения//Дж.Рензулли, С.Рис; под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.:Педагогика,1972.-242 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Одаренность и уровень способностей // Основы общей психологии. В 2 т.Т.2 М., 1989.- с.127- 135
  3. Савенков А.И. Психология детской одаренности.- М.: Генезис,2010.- 440 с.
  4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. В 2 т. Т.1 М.: Педагогика,1985.с.15-41
  5. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос,1999.- 269 с.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *