Официально деловой стиль инструкция: Конспект урока «Официально-деловой стиль текста. Инструкция» (6 класс)

Выписать отрывок из какого-нибудь постановления (инструкции) и укажите языковые средства, характерные для официально-делового стиля

Официально-деловой жанр — это жанр документов: интернациональных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Среди книжных жанров языка официально-деловой жанр выдается своей относительной стабильностью и замкнутостью. С течением времени он, безусловно, подвергается некоторым изменениям, вызванным нравом самого оглавления, но многие его черты, исторически сложившиеся стили, специфическая лексика, фразеология, синтаксические циклы придают ему в целом консервативный нрав. Характерной чертой официально-делового жанра является присутствие в нём бесчисленных речевых эталонов — клише. Если в других жанрах шаблонизированные циклы зачастую выступают как стилистический недочет, то в официально-деловом жанре в большинстве случаев они понимаются как абсолютно натуральная его принадлежность. Многие виды деловых документов имеют общепризнанные формы изложения и расположения материала, а это, бесспорно, облегчает и упрощает пользование ими. Не нечаянно в тех либо иных случаях деловой практики применяются готовые бланки, которые необходимо только заполнять. Даже конверты принято надписывать в определенном порядке (разном в различных странах, но твердо установленном в всей из них) , и это имеет свое превосходство и для пишущих, и для почтовых работников. Следственно все те речевые клише, которые упрощают и ускоряют деловую коммуникацию, абсолютно в ней уместны. Особенности официально-делового жанра. Невзирая на отличия в оглавлении и многообразие стилей, официально-деловой жанр в целом характеризуется рядом всеобщих черт. К ним относятся: 1) сжатость, компактность изложения, экономное применение языковых средств; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение фигуры, разного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.) , употребление присущих этому жанру клише; 3) широкое применение терминологии, названий (юридических, дипломатических, военных, административных и др.) , присутствие специального резерва лексики и фразеологии (официальной, канцелярской) , включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; 4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.) , трудных союзов (в итоге того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.) , а также разных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей трудного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.) ; 5) повествовательный нрав изложения, применение номинативных предложений с перечислением; 6) прямой порядок слов в предложении как превалирующий правило его конструирования; 7) склонность к употреблению трудных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов иным; 8) примерно полное неимение чувствительно-экспрессивных речевых средств; 9) слабая индивидуализация жанра. Разновидности официально-делового жанра. Неоднородность тематики и многообразие стилей разрешают выделить в рассматриваемом жанре две разновидности: официально-документальный жанр и обиходно-деловой жанр. В свою очередь, в первом дозволено выделить язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов, связанных с интернациональными отношениями. В обиходно-деловом жанре различаются по оглавлению, стилям и по нраву используемых языковых средств служебная переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги — с иной. Язык законодательных документов включает в себя лексику и фразеологию государственного права, штатского права, уголовного права, кодекса законов о труде, кодекса законов о браке и семье, административное право и т. д…

Конспект урока русского языка в 6 классе «Официально-деловой стиль речи»

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока «Официально – деловой стиль речи»

Цель: — познакомить учащихся с понятием “деловой стиль”, с особенностями этого стиля.

Задачи:
образовательная: знать особенности официально-делового стиля, уметь правильно составлять деловые бумаги;

развивающая: развивать речь учащихся, мыслительную и творческую деятельность;

воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;

• здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

Формируемые УУД:

Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)

Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнецова, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки), мультимедийная доска, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради. Постановка цели урока.

Слайд 1.

2. Проверка домашнего задания: терминологический словарный самодиктант “Стили и типы речи” с последующей самопроверкой.

Слайд № 2.

(Художественный, разговорный, научный, публицистический и официально-деловой стили, рассуждение, повествование, описание).

3. Повторение.

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы и познакомимся с деловым стилем.

Но перед этим давайте повторим, что такое стиль языка?

(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда его название как функционального).

Слайд № 3.

— По каким признакам мы различаем стили?

(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

— На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле. Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой стиль, какова сфера его употребления.

Слайд № 4.

Это официальная обстановка, деловые отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Однако обратите внимание на тот факт, что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же.

Слайд № 5.

Запись в тетради. Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт или право на что-либо.

— С какими видами деловых бумаг мы знакомы ? (Объявление, заявление). Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их составлении.

4. Изучение нового материала. Работа в группах: исследование и обработка теоретической информации учебника на стр. 49

Слайд № 6. Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию.

Сфера употребления

Задача автора

Языковые средства

Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие), инструкции, законодательные документы

Дать информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать рекомендации).

1. Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового материала.

2. Точность, однозначность, лаконичность содержания.

3. Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4. Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

5. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

— Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля – инструкцию. Что такое инструкция?

Слайд № 7.

Запись в тетради. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Слайд № 8.

Анализ текста. Чтение, определение стиля текста раздаточного материала с обоснованием ответа.

— Определите задачу автора.

— Отметьте языковые особенности.

— Сделайте вывод о стиле данного текста.

— Прокомментируйте указанные орфограммы.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

(Учащимися называется информационная, с практическими рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод о принадлежности данного текста к деловому стилю).

Работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением представителей групп.

1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

1. Закрыть глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем — против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.

2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 группе. Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные вам грибы.

2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых грибов.

5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.

5. Закрепление нового материала. Создание текста инструкции “по аналогии”.

Задание: составить для малышей памятку “Правила эвакуации из здания школы при пожаре”.

Возможный вариант:

1. Во время звукового сигнала “Тревога” организованно выйдите из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники спуститесь на первый этаж по указанному направлению.

3. Через запасной выход покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, пересчитайте одноклассников и ждите помощи.

6. Рефлексия. «Метод пяти пальцев».
М (мизинец)- мыслительный процесс.
-Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?

Б (безымянный) — близость цели.
-Что вы сегодня делали? Чего достигли?

С (средний) – состояние духа.
-Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь.
-Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?

Б (большой) – бодрость, физическая форма.
-Каким было ваше физическое состояние сегодня?
-Что вы делали для своего здоровья?

Подведение итогов урока.

— Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы?

Слайд № 9.

Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих близких и окружающих!

Слайд № 10

7. Домашнее задание. Памятка пешеходу о ПДД “Как правильно переходить улицу”.

Слайд № 11.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Карточка — подсказка

Сфера употребления

Задача автора

Языковые средства

2. Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

3. Раздаточный материал для работы в группах.

1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

1. Закрыть глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем — против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.

2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 группе. Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные вам грибы.

2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых грибов.

5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.

Формальная деловая одежда — карьера и профессиональное развитие

Формальная деловая одежда повышает профессиональный имидж вашего рабочего места и ваш личный бренд. На этой странице представлены рекомендации по стилю для мероприятий в кампусе, где требуется этот дресс-код. Галерея и описания на этой странице помогают определить «деловой формальный стиль».

The Look

Одежда должна быть свежей, аккуратной, выглаженной и никогда не мятой, чтобы создавать профессиональный, «деловой» образ. Недопустима рваная, грязная и непарная одежда.