Охарактеризуйте уровни бессознательного: Уровни бессознательного:

Содержание

Уровни нашего Подсознания и его действие.

Понятие бессознательного, будучи предметом интереса еще древних мыслителей, приобрело наибольшую популярность благодаря Фрейду, основателю психоанализа. “Дедушка Зиги” считал его неким “психическим Адом”, куда посредством защитного механизма вытеснения попадают недопустимые для общества влечения и инстинкты.

С его помощью личность может успешно функционировать в социуме, при этом, не подвергая опасности себя и других. Иными словами, соблюдается некий паритет – и овцы целы, и волки сыты. Однако, такое описание оспаривается не только специалистами современной психологической науки – еще в начале XX века дискуссии о бессознательном велись с огромным размахом и страстью.

Первые расхождения с моделью Фрейда мы обнаруживаем в трудах Карла Густава Юнга, который одним из первых предложил достойную концепцию реабилитации бессознательного. Он выделял в его структуре не только индивидуальную, но и коллективную ипостась, в которой в форме архетипов содержалось огромное количество ресурсов, знаний и опыта.

Таким образом, согласно Юнгу, бессознательное не является опасной и скрытой “бякой”, а наоборот, чрезвычайно ценно и необходимо для развития личности.

Следующая, еще более убедительная концепция бессознательного отражена в  психосинтезе под авторством Роберто Ассаджиоли. Как и Юнг, Ассаджиоли признавал существование коллективного бессознательного – единого пространства, частью которого является каждый индивид. На схеме эта связь изображена с помощью внешней пунктирной линии овала, что символизирует диффузность (проницаемость) наших личностных границ. “Ее (разграничительную линию) следует рассматривать как аналог клеточной мембраны, которая обеспечивает постоянный активный обмен веществ между организмом и клеткой. Между нами и другими людьми все время протекают процессы «психического осмоса», протекают они также между нами и окружающей нас психической средой.” (Психосинтез. Часть первая: принципы.)

Что касается других составляющих “яйца”, то имеем дело со следующим:

  1. Нижнее бессознательное – координирует телесные функции, примитивные побуждения, неконтролируемые процессы, а так же фобии, мании и комплексы.
  2. Среднее бессознательное – обеспечивает повседневную деятельность и функционирование в социуме.
  3. Высшее бессознательное – источник высших чувств, сверхспособностей, духовных энергий.
  4. Поле сознания – мысли, чувства, ощущения, образы, желания и влечения, доступные для самонаблюдения.
  5. Сознательное Я – структура, которая производит самонаблюдение в поле сознания.
  6. Высшее Я – истинный, самотрансцендирующий (выходящий за рамки) источник нашей личности.

Однако меня интересуют не теоретические выкладки без сомнения талантливого Роберто Ассаджиоли, а некоторое практическое приложение уровневой структуры бессознательного к нашей жизни. В первую очередь, давайте примем

пресуппозицию (гипотезу) о том, что бессознательное является структурой, которая обеспечивает выживание и функционирование человека в отношениях с собой, другими и миром. И каждое из его уровней ответственно за нашу витальность и благополучие с различных точек зрения.

Если точка сборки и тактовая частота сознания человека соответствуют уровню только низшего бессознательного, то получится, что выживание подобного индивида будет поддерживаться лишь до определенного периода. Иными словами, с запуском механизма старения, наступления климакса (у женщин) и андропаузы (у мужчин) низшее бессознательное понимает, что наступило время отправить просроченную “тушку” на помойку истории. Ведь если она не может продолжить род, то она лишь заполняет экологическую нишу, “отъедает” часть ресурсов у более молодых представителей рода человеческого. Следовательно, поддержание такой жизни не имеет никакого смысла (с точки зрения неумолимой и прямолинейной логики низшего бессознательного).

К счастью, жизнь лишь небольшого количества людей обусловлена исключительно задачами биовыживания. В условиях современной цивилизации многие стремятся к достижениям в общественном плане, имеют определенный набор ролей, планов и деятельностей. Точка сборки на среднем бессознательном отменяет процесс быстрого старения и скоропостижной кончины до тех пор, пока не выполнена социальная задача человека. Но как только наступает пенсия, и человек становится уже бывшим “инженером, военным, электриком, бухгалтером, т.д”, жизнь утекает от него так же стремительно, как песок сквозь пальцы. Как говорит С.В.Ковалев, это происходит

“в предвкушении собственной ненужности и никчёмности”.

Однако, выход из этого положения есть, и он всегда находиться рядом с нами. Даже не так – он не рядом, а всегда был и будет внутри нас. Его сущность заключается в переходе на качественно иной уровень функционирования, который не ограничивается категориями биологического выживания и социального успеха. Это область духовных смыслов, глубокого познания своей личности, постижения своего предназначения.

Тернистый путь к своему Высшему Я – вот что дает гореть огоньку нашей души, не смотря на возникающие препятствия и трудности. И это то, что превращает жалкое существование в достойную и счастливую Жизнь.

Байда А. | источник

Читайте нас в удобном формате


Telegram | Facebook | Instagram | Tags

5. Сознание и бессознательное. Структура и динамика психического [сборник]

5. Сознание и бессознательное

381 Вопрос о природе бессознательного связан с чрезвычайно сложными для понимания моментами, с которыми мы сталкиваемся в психологии бессознательного. Такие трудности неизбежно возникают всякий раз, когда наш разум дерзко вступает в область неведомого и незримого. Философ ловко справляется с этим, поскольку, без обиняков отрицая бессознательное, он одним махом избавляется от всех затруднений. С подобным подвохом столкнулись и физики старой школы, верившие исключительно в волновую теорию света и вдруг обнаружившие, что существуют явления, объяснимые лишь корпускулярной теорией. К счастью, современная физика продемонстрировала психологам, что может совладать с этим явным contradictio in adiecto[49].

Вдохновляемый подобным примером, психолог может смело приступать к рассмотрению этой спорной проблемы, не чувствуя при этом, что он совсем выпадает из мира естественных наук. Речь идет не об описании некой сущности, а о построении модели, открывающей многообещающую и плодотворную область исследований. Модель не несет в себе утверждения о том, каковым является нечто, она просто наглядно представляет особый способ наблюдения.

382 Прежде чем приступить к более основательному рассмотрению нашей дилеммы, я бы хотел прояснить один аспект понятия бессознательного. Бессознательное – не просто нечто неизвестное, это скорее неизвестное психическое; мы определяем его, с одной стороны, как все те наши внутренние содержания, которые, проникнув в сознание, по всей вероятности, не будут ни в каком отношении отличаться от известных психических содержаний, с другой стороны, это еще и психоидная система, о которой нам непосредственно ничего не известно. Определяемое таким образом, бессознательное вырисовывается перед нами как нечто весьма зыбкое: все, что я знаю и о чем, однако, в данный момент не думаю; все, что я некогда осознавал, но затем забыл; все, что воспринималось моими органами чувств, но не замечалось сознанием; все, что я, непроизвольно и не обращая внимания, чувствую, думаю, помню, желаю и делаю; все образы будущего, которые зреют во мне и когда-нибудь всплывут в сознании, – все это и составляет содержание бессознательного.

Все эти содержания в большей или меньшей степени, так сказать, поддаются осознанию или же были когда-то осознанными и могут в любой момент снова возникнуть в сознании. Таким образом, бессознательное представляет собой «окаймление сознания», по меткому выражению Уильяма Джемса46. К этому пограничному феномену, рождающемуся из чередования теней, из света и тьмы, принадлежат также обнаруженные Фрейдом проявления, которые мы отмечали ранее. Но кроме того, как я считаю, мы должны включить в бессознательное психоидные функции, не поддающиеся осознанию, о существовании которых мы знаем лишь косвенно.

383 Итак, мы подошли к рассмотрению вопроса: в каком состоянии находятся психические содержания, когда они пребывают вне связи с сознательным эго? (Эта связь конституирует все то, что может быть названо сознанием.) В соответствии с принципом, получившим название «бритва Оккама», – entia praeter necessitatem non sunt multiplicanda[50] – наиболее осторожный вывод таков: когда некое содержание становится бессознательным, ничего не меняется, за исключением его связи с сознательным эго. По этой причине я отвергаю точку зрения, согласно которой содержания, на короткое время ставшие бессознательными, имеют сугубо физиологическую природу. Ей недостает убедительности, к тому же психология неврозов дает поразительные доводы в пользу противоположного вывода. Достаточно вспомнить о случаях раздвоения личности, automatisme ambulatoire[51] и т. п. Данные, полученные как Жане, так и Фрейдом, указывают на то, что в бессознательном состоянии все продолжает функционировать точно так же, как и в сознании. Имеют место и восприятие, и мысль, и чувство, и воление, и намерение – как будто за этим стоит некий субъект. Действительно, существует немало случаев – например, упомянутое выше раздвоение личности, – когда второе эго обнаруживает себя, соперничая с первым. Подобные проявления, казалось бы, говорят о том, что бессознательное фактически является «подсознательным». Но из некоторых наблюдений – иные из них были известны уже Фрейду – ясно, что состояние бессознательных содержаний несколько отличается от сознательного состояния.

Скажем, чувственно окрашенные комплексы в бессознательном не изменяются так, как в сознании. Хотя такие комплексы могут обогащаться ассоциациями, они не поддаются коррекции, а сохраняются в изначальной форме, что несложно установить на основании постоянного и единообразного их воздействия на сферу сознания. Они принимают характер неподвластного вмешательству и принудительного автоматизма, от которого можно избавиться только путем их осознания. Последняя процедура справедливо рассматривается как один из важнейших терапевтических факторов. В итоге подобные комплексы – предположительно, в меру их оторванности от сознания – приобретают, посредством самоамплификации, архаический и мифологический характер, а значит, и определенную нуминозность, что явственно просматривается в случаях шизофренической диссоциации. Нуминозные переживания совершенно не поддаются волевой регуляции, поскольку субъект пребывает в состоянии исступленного восторга, то есть безвольного подчинения нуминозному объекту.

384 Эти особенности бессознательного функционирования комплексов очень сильно контрастируют с тем, что происходит с ними в сознании. Здесь они поддаются коррекции: они теряют свой автоматический характер и могут быть существенно трансформированы. Они лишаются своего мифологического покрова и, будучи вовлеченными в адаптационный процесс, протекающий в сознании, претерпевают персонализацию и рационализацию, пока, наконец, не становится возможным их разностороннее обсуждение47. Очевидно, что бессознательное состояние в конечном счете отличается от сознательного. Хотя, на первый взгляд, процесс в бессознательном протекает так же, как если бы это происходило в сознании, с возрастанием диссоциации он вновь нисходит на более примитивный (архаически мифологический) уровень, приближаясь по своему характеру к лежащему в его основании инстинктивному паттерну поведения и приобретает отличительные качества инстинкта: автоматизм, неуправляемость, реакция по принципу «либо/либо» и т. д. Прибегнув к аналогии со спектром, мы можем представить понижение уровня бессознательных содержаний как смещение в сторону края красной области цветовой шкалы – метафора тем более поучительная, поскольку красный цвет, цвет крови, всегда означал эмоцию и инстинкт48.

385 Таким образом, бессознательное является иной средой, чем сознание. В близлежащих с сознанием областях мало что меняется, поскольку здесь чередование света и тени слишком стремительно. Но именно эта «ничейная земля» имеет для нас неоценимое значение, если мы хотим дать ответ на вопрос о тождественности психического сознанию. Здесь явственно видно, насколько относительно бессознательное состояние – настолько, в сущности, что возникает искушение прибегнуть к понятиям вроде «подсознательного», чтобы определить более темную область психического. Но столь же относительно и сознание, так как оно охватывает не только сознание как таковое, но и всю шкалу интенсивности его проявления. Между «я делаю это» и «я осознанно делаю это» – бездна несоответствий, иногда вплоть до явных противоречий. Стало быть, существует сознание, в котором преобладает бессознательное, равно как и сознание, в котором господствует осознание «я». Этот парадокс станет вполне понятен, как только мы уясним, что в сознании нет такого содержания, о котором можно было бы с абсолютной определенностью сказать, что оно всецело осознанно49, потому что это с необходимостью требовало бы немыслимой целостности сознания, а это, в свою очередь, предполагало бы столь же немыслимую полноту и совершенство человеческого разума. Итак, мы приходим к парадоксальному выводу, что нет такого сознательного содержания, которое не было бы в то же время в каком-то другом отношении бессознательным. Может быть, не существует также и бессознательного психизма, который не является в то же самое время сознательным50. Последнее предположение сложнее доказать, чем первое, поскольку наше эго – единственная инстанция, способная проверить такого рода утверждение – является точкой отсчета для всего сознания, однако не имеет такой же связи с бессознательными содержаниями, а потому не может судить об их природе. Коль скоро

речь идет об эго, их можно, с точки зрения любых практических целей, считать бессознательными, но это не означает, что они не осознанны им в каком-то другом отношении, поскольку эти содержания могут быть известны эго в одном аспекте и неизвестны – в другом, когда они порождают разлад в сознании. Кроме того, существуют процессы, в которых не просматривается какой-либо связи с сознательным эго и которые вместе с тем кажутся «представляемыми», или «квазисознательными». Наконец, существуют случаи, когда обнаруживается, как мы убедились, присутствие бессознательного эго, а значит, второго сознания – хотя это, скорее, исключения51.

386 В психической сфере компульсивная модель поведения уступает место вариативности, обусловленной опытом и волевыми актами, то есть сознательными процессами. Таким образом, относительно психоидного, рефлекторно-инстинктивного состояния психическое предполагает ослабление связей и постоянное уклонение от автоматизма в пользу «избирательных» изменений. Этот отбор осуществляется частично в рамках сознания, частично вне его, то есть независимо от сознательного эго, а следовательно, бессознательно. В последнем случае процесс является квазисознательным, как если бы он был «представляемым» и сознательным.

387 Поскольку нет достаточных оснований предполагать, что второе эго присуще каждому индивиду или же что диссоциацией личности страдает любой, не следует принимать в расчет идею о втором эго-сознании как источнике волевых решений. Но коль скоро психопатологические и психологические исследования сновидений показали, что существование в высшей степени сложных, квазисознательных процессов в бессознательном весьма вероятно, мы вынуждены признать, что бессознательные содержания по своему состоянию хотя и не идентичны сознательным, но в чем-то «подобны» им. Остается лишь предположить, что между сознанием и бессознательным существует некое среднее состояние, а именно – близкое к сознанию, околосознательное состояние. Так как нашему непосредственному опыту доступно лишь рефлектируемое состояние, которое ipso facto[52] осознанно и известно, поскольку рефлексия сама по себе заключается в налаживании связей между идеями и другими содержаниями с эго-комплексом, репрезентирующим нашу эмпирическую личность, то отсюда следует, что всякое другое сознание – лишенное эго или же содержания – фактически немыслимо. Впрочем, нет нужды ставить вопрос столь категорично. На несколько более примитивном уровне эго-сознание у людей в большой мере утрачивает свое значение, и сознание, соответственно, характерным образом модифицируется – в основном оно перестает быть рефлексируемым. И когда мы наблюдаем психические процессы у высших позвоночных, в частности у домашних животных, мы обнаруживаем явления, схожие с сознанием, которые, тем не менее, не дают оснований предполагать существование эго. Как мы знаем из непосредственного опыта, свет сознания имеет много степеней яркости, а эго-комплекс – много градаций выраженности. На животном и на примитивном уровне это просто «луминозность», свечение, в целом едва ли отличимое от мерцающих фрагментов диссоциированного эго. Здесь, как и на инфантильном уровне, сознание не образует единства, еще не будучи связано единым центром – устойчивым эго-комплексом, и именно «мерцание» в процессе жизнедеятельности, во внешних или внутренних событиях, инстинктах и аффектах, пробуждает его к жизни. На этой стадии оно еще подобно цепи островов или архипелагу. Даже на самых высших стадиях оно не бывает полностью интегрированным, скорее оно способно к неограниченному расширению. «Мерцающие острова», а то и целые «континенты», все еще могут открыться нам и стать частью нашего современного сознания – феномен, с которым каждодневно сталкиваются психотерапевты. Поэтому мы не погрешим против истины, если будем представлять себе эго-сознание как образование, окруженное множеством «точек свечения».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Всякая проблема имеет множество решений. Единственная трудность – найти среди них правильное. Основное отличие человека от животных связано со сферой сознания. Эволюция развила в человеке способности мыслить, рассуждать, размышлять о

КАК РАБОТАЮТ СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

КАК РАБОТАЮТ СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СознаниеВаше сознание — это объект или мыслящий ум. Оно лишено памяти и может удерживать только одну мысль в каждый момент времени. Оно выполняет четыре важнейшие функции.Во-первых, оно идентифицирует входящую информацию.

5. Сознание и бессознательное

5. Сознание и бессознательное 381 Вопрос о природе бессознательного связан с чрезвычайно сложными для понимания моментами, с которыми мы сталкиваемся в психологии бессознательного. Такие трудности неизбежно возникают всякий раз, когда наш разум дерзко вступает в область

6. Бессознательное как множественное сознание

6. Бессознательное как множественное сознание 388 Гипотеза о множественных «точках свечения» основывается отчасти, как мы уже видели, на квазисознательном состоянии бессознательных содержаний, а отчасти – на существовании явлений, связанных с определенными образами,

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД Ортодоксальный подход Дальнейшие соображения о потенциале личности новорожденного изложены в концепции бессознательного. Считается, что расщепление психической сферы на уровни — бессознательный, предсознательный и сознательный — происходит в

7. СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

7. СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Эту главу стоит начать с сознания, как определяющего деятельность человека. К концу прошлого века и философия, и психология накопили массу определений сознания. Но они, зачастую противореча одно другому, не раскрывали сути

5. Сознание и бессознательное

5. Сознание и бессознательное Этот вопрос о природе бессознательного связан с чрезвычайно сложными для понимания моментами, с которыми мы встречаемся в психологии бессознательного. Такие трудности неизбежно возникают всякий раз, когда наш разум дерзко вступает в

I Сознание и бессознательное

I Сознание и бессознательное В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно. Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере

I Сознание и бессознательное

I Сознание и бессознательное В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно.Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в

Психика, сознание, бессознательное

Психика, сознание, бессознательное [27]Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, – означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т.  е.

Второй диалог о взмахе. Сознание и бессознательное

Второй диалог о взмахе. Сознание и бессознательное — Слушай, поехали от печки. Просвети убогих на предмет того, что есть сознательное и бессознательное?— Легко. Сознание — это состояние осмысленного взаимодействия с действительностью. Соответственно, как говорит один

I. Сознание и бессознательное

I. Сознание и бессознательное В этом вступительном разделе не будет сказано ничего нового, и нельзя избежать повторения того, о чем говорилось раньше.Разделение психического на сознательное и бессознательное – это основная предпосылка психоанализа, и только благодаря

I. Сознание и бессознательное

I. Сознание и бессознательное Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа,

Как использовать АВПУ для проверки уровня сознания

Мониторинг AVPU и других жизненно важных показателей поможет определить, улучшается ли состояние пациента, ухудшается ли он или отвечает на лечение.

Вы слышали: «Пациент без сознания, дышит и разговаривает» и думали: «А?»

AVPU (произносится как ave poo) или шкала AVPU — инструмент, используемый для оценки перфузии и функции мозга пациента — описывает уровень сознания пациента. Все поставщики медицинских услуг, включая врачей скорой помощи, врачей, медсестер и парамедиков, используют AVPU для оценки и мониторинга функции мозга пациента.

Что означает AVPU?

А = Проснуться. Пациент Бодрствует

В = Вербально . Пациент реагирует на вербальный стимул

P = боль. Пациент реагирует на Боль стимул

U = Не отвечает. Пациент не реагирует на раздражитель

Различие между «А» и «V» часто вызывает путаницу.

Вы бодрствуете по шкале AVPU

Если вы читаете эту статью, значит, у вас «А» по ​​шкале AVPU. Вы можете быть бодрствующим и сбитым с толку, бодрствующим и дезориентированным, бодрствующим и вялым или бодрствующим и ориентированным. Эти дескрипторы бодрствования, такие как растерянность или дезориентация, описывают ваше психическое состояние.

Бодрствующие пациенты всегда находятся в сознании и некоторые прилагательные, описывающие их психическое состояние бодрствования.

Небодрствующий — без сознания

Пациент, который не бодрствует, находится без сознания. Пациент в бессознательном состоянии соответствует V, P или U по шкале AVPU.

Пациент с буквой «V» отвечает на вербальный стимул, предоставленный респондентами.

Вы когда-нибудь кричали: «ЧУвак, проснись!» к пьяному больному (или знакомому) и они подняли глаза, посмотрели на вас или как-то отреагировали на ваш голос? Они реагируют на словесный раздражитель.

Если пациент ответит: «Почему ты кричишь на меня?» пациент находится в состоянии «А» или бодрствует.

Пациент с номером «V» не может быть в сознании, отвечать на вопросы ОБРАЗЦА анамнеза, описывать свою основную жалобу или принимать информированное решение об отказе от лечения.

Интерпретация болевого раздражителя 

Если пациент не реагирует на словесный раздражитель, попытайтесь вызвать болевой раздражитель щипком, сдавливанием или растиранием грудины.

Растирание грудины — это прикладывание болевого раздражителя костяшками сжатого кулака к центру грудной клетки пациента, который не в сознании и не реагирует на вербальные раздражители. Растирание грудины — наиболее распространенный болевой раздражитель, который практикуют в полевых условиях врачи скорой помощи и парамедики. Однако можно неправильно истолковать реакцию пациента на раздражители в зависимости от продолжительности воздействия давления.

Узнайте, как правильно применять и интерпретировать растирание грудины.

Шкала комы Глазго

Альтернативой шкале AVPU для оценки уровня сознания пациента является шкала комы Глазго.

Как пользоваться АВПУ

Знание уровня сознания пациента — A, V, P или U — это начало исследования. Если пациент бодрствует и его психическое состояние изменилось, используйте сфокусированный анамнез (SAMPLE, OPQRST) и физикальное обследование, чтобы определить причину. Есть ли у пациента низкий уровень сахара в крови, другие симптомы инсульта или признаки передозировки наркотиков?

Для пациентов с V, P или U необходимо срочно определить причину и назначить лечение. Например, пациент, находящийся без сознания, может быть не в состоянии контролировать свои дыхательные пути. Найдите причину и обеспечьте лечение в рамках своей практики.

Наконец, повторно оцените AVPU во время лечения и транспортировки. Мониторинг AVPU и других жизненно важных показателей поможет определить, улучшается ли состояние пациента, ухудшается ли оно или отвечает на лечение.

Эта статья первоначально опубликована 18 августа 2009 г., обновлена ​​дополнительная информация.

Об авторе

Грег Фризе, MS, NRP, является директором редакции Lexipol, возглавляющим работу редакционной группы по Police1, FireRescue1, Corrections1 и EMS1. Грег был главным редактором EMS1 в течение пяти лет. Он имеет степень бакалавра Университета Висконсин-Мэдисон и степень магистра Университета Айдахо. Он педагог, писатель, фельдшер национального реестра с 2005 года и бегун на длинные дистанции. В 2010 году Грег получил награду EMS 10 Award за инновации. Он также является трехкратным лауреатом премии Джесси Х. Нила, самой престижной награды в области специализированной журналистики, и лауреатом премии Эдди в 2018 и 2020 годах за лучшую колонку/блог. Свяжитесь с Грегом в Twitter или LinkedIn и отправьте идею статьи или задайте вопросы с помощью этой формы.

Фрейд и психодинамическая перспектива

Цели обучения

  • Описать предположения психодинамической точки зрения на развитие личности, включая ид, эго и суперэго
  • Дайте определение и опишите защитные механизмы
  • Дайте определение и опишите психосексуальные стадии развития личности

Зигмунд Фрейд (1856–1939), вероятно, самый противоречивый и неправильно понятый теоретик психологии. Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такой вещи, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией.

В первые годы своей карьеры Фрейд работал с Йозефом Брейером, венским врачом. В это время Фрейд был заинтригован историей одной из пациенток Брейера, Берты Паппенгейм, которую называли под псевдонимом Анна О. (Launer, 2005). Анна О. ухаживала за своим умирающим отцом, когда у нее появились такие симптомы, как частичный паралич, головные боли, нечеткость зрения, амнезия и галлюцинации (Launer, 2005). Во времена Фрейда эти симптомы обычно называли истерией. Анна О. обратилась за помощью к Брейеру. Он провел 2 года (1880–1882), леча Анну О., и обнаружил, что, если позволить ей рассказать о своем опыте, это, по-видимому, принесет некоторое облегчение ее симптомам. Анна О. назвала его лечение «лечением разговором» (Launer, 2005). Несмотря на то, что Фрейд никогда не встречался с Анной О., ее история послужила основой для 1895 книга, Исследования истерии , которую он написал в соавторстве с Брейером. Основываясь на описании Брейером лечения Анны О., Фрейд пришел к выводу, что истерия была результатом сексуального насилия в детстве и что эти травматические переживания были скрыты от сознания. Брейер не согласился с Фрейдом, из-за чего их совместная работа вскоре прекратилась. Однако Фрейд продолжал работать над совершенствованием разговорной терапии и построением своей теории личности.

Уровни сознания

Чтобы объяснить концепцию сознательного и бессознательного опыта, Фрейд сравнил разум с айсбергом (рис. 1). Он сказал, что только около одной десятой части нашего разума составляет в сознании , а остальная часть нашего разума бессознательна. Наше бессознательное относится к той умственной деятельности, о которой мы не знаем и к которой не имеем доступа (Фрейд, 1923). Согласно Фрейду, неприемлемые побуждения и желания удерживаются в нашем бессознательном посредством процесса, называемого вытеснением. Например, иногда мы говорим вещи, которые не собираемся говорить, непреднамеренно заменяя то слово, которое мы имели в виду, другим словом. Вы, наверное, слышали об оговорке по Фрейду, термин, используемый для описания этого. Фрейд предположил, что оговорки на самом деле являются сексуальными или агрессивными побуждениями, случайно выскальзывающими из нашего бессознательного. Подобные речевые ошибки встречаются довольно часто. Рассматривая их как отражение бессознательных желаний, современные лингвисты обнаружили, что оговорки, как правило, происходят, когда мы устали, нервничаем или не достигаем оптимального уровня когнитивных функций (Motley, 2002).

Рисунок 1 . Фрейд считал, что мы осознаем лишь небольшую часть деятельности нашего разума и что большая ее часть остается скрытой от нас в нашем бессознательном. Информация в нашем бессознательном влияет на наше поведение, хотя мы этого не осознаем.

Согласно Фрейду, наша личность развивается в результате конфликта между двумя силами: нашими биологическими агрессивными влечениями и стремлением к удовольствиям против нашего внутреннего (социализированного) контроля над этими влечениями. Наша личность является результатом наших усилий уравновесить эти две конкурирующие силы. Фрейд предположил, что мы можем понять это, представив три взаимодействующие системы в нашем сознании. Он назвал их ид, эго и суперэго (рис. 2).

Рисунок 2 . Работа эго, или самости, состоит в том, чтобы сбалансировать агрессивные/ищущие удовольствия побуждения Ид с моральным контролем Суперэго.

Бессознательное id содержит наши самые примитивные побуждения или побуждения и присутствует с рождения. Он направляет импульсы голода, жажды и секса. Фрейд считал, что Оно действует по тому, что он называл «принципом удовольствия», согласно которому Оно стремится к немедленному удовлетворению. Через социальные взаимодействия с родителями и другими людьми в окружении ребенка развиваются эго и суперэго, помогающие контролировать ид. Суперэго развивается по мере того, как ребенок взаимодействует с другими людьми, изучая социальные правила правильного и неправильного. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины. В отличие от инстинктивного Ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.

Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, работа эго заключается в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к невроз (склонность испытывать негативные эмоции), тревожные расстройства или нездоровое поведение. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).

Попробуйте

Защитные механизмы

Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд считал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как защитных механизмов (рис. 3). Когда определенные события, чувства или стремления вызывают индивидуальную тревогу, человек желает уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.

Рисунок 3 . Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства.

Хотя все используют защитные механизмы, Фрейд считал, что чрезмерное их использование может быть проблематичным. Например, предположим, что Джо Смит — школьный футболист. В глубине души Джо испытывает сексуальное влечение к мужчинам. Его сознательное убеждение состоит в том, что быть геем аморально и что, если бы он был геем, его семья отреклась бы от него, и он подвергся бы остракизму со стороны сверстников. Следовательно, существует конфликт между его сознательными убеждениями (быть геем неправильно и приведет к изгнанию) и его бессознательными побуждениями (влечением к мужчинам). Мысль о том, что он может быть геем, вызывает у Джо чувство беспокойства. Как он может уменьшить свою тревогу? Джо может обнаружить, что ведет себя как «мачо», отпускает гейские шутки и придирается к школьному сверстнику-гею. Таким образом, бессознательные импульсы Джо еще больше подавляются.

Существует несколько различных типов защитных механизмов. Например, при вытеснении вызывающие тревогу воспоминания из сознания блокируются. В качестве аналогии предположим, что ваша машина издает странный шум, но поскольку у вас нет денег, чтобы ее починить, вы просто включаете радио, чтобы больше не слышать странный шум. В конце концов, вы забываете об этом. Точно так же в человеческой психике, если воспоминание слишком подавляющее, чтобы с ним можно было справиться, оно может быть вытеснено и, таким образом, удалено из сознания (Freud, 19). 20). Эта подавленная память может вызывать симптомы в других областях.

Другим защитным механизмом является формирование реакции , при которой кто-то выражает чувства, мысли и поведение, противоположные его склонностям. В приведенном выше примере Джо высмеивал сверстника-гомосексуалиста, в то время как сам испытывал влечение к мужчинам. В регрессии человек действует намного моложе своего возраста. Например, четырехлетний ребенок, который возмущается появлением новорожденного брата или сестры, может вести себя как младенец и снова пить из бутылочки. В проекция , человек отказывается признавать свои бессознательные чувства и вместо этого видит эти чувства в ком-то другом. Другие защитные механизмы включают рационализацию , смещение и сублимацию .

Попробуйте

Стадии психосексуального развития

Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве: детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зафиксируемся на этом этапе даже во взрослом возрасте.

На каждой психосексуальной стадии развития стремления ребенка к удовольствию, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная (табл. 1).

Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху климат сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием, касающимся человеческой сексуальности, сильно повлиял на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был запретной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.

Таблица 1. Стадии психосексуального развития Фрейда
Сцена Возраст (лет) Эрогенная зона Крупный конфликт Пример фиксации для взрослых
Оральный 0–1 Рот Отлучение от груди или бутылочки Курение, переедание
Анал 1–3 Анус Приучение к туалету Аккуратность, беспорядок
Фаллический 3–6 Гениталии Комплекс Эдипа/Электры Тщеславие, чрезмерное честолюбие
Задержка 6–12 Нет Нет Нет
Генитальный 12+ Гениталии Нет Нет

Оральная сцена

На оральной стадии (от рождения до 1 года) удовольствие сосредоточено на рту. Прием пищи и удовольствие, получаемое от сосания (соски, пустышки и большого пальца), играют большую роль в первый год жизни ребенка. Примерно в возрасте 1 года младенцев отлучают от бутылочки или груди, и этот процесс может вызвать конфликт, если опекуны не справятся с ним должным образом. Согласно Фрейду, взрослый, который курит, пьет, переедает или грызет ногти, фиксируется на оральной стадии своего психосексуального развития; она могла быть отнята от груди слишком рано или слишком поздно, что привело к этим тенденциям фиксации, которые все стремятся ослабить тревогу.

Анальная сцена

После прохождения оральной стадии дети вступают в то, что Фрейд назвал анальной стадией (1–3 года). На этом этапе дети испытывают удовольствие от движений кишечника и мочевого пузыря, поэтому вполне логично, что конфликт на этом этапе связан с приучением к туалету. На этом этапе развития дети работают над тем, чтобы научиться контролировать себя. Фрейд предположил, что успех на анальной стадии зависит от того, как родители относятся к приучению к туалету. Родители, которые хвалят и вознаграждают, поощряют положительные результаты и могут помочь детям почувствовать себя компетентными. Жесткие родители в приучении к туалету могут заставить ребенка настолько бояться испачкаться, что он чрезмерно контролирует и зацикливается на анальной стадии, что приводит к развитию анально-удерживающей личности. Анально-сохраняющая личность скупа и упряма, имеет навязчивую потребность в порядке и аккуратности и может считаться перфекционистом. Если родители слишком снисходительны в приучении к туалету, ребенок может не развить достаточный самоконтроль, зациклиться на этом этапе и развить анально-экпульсивную личность. Анально-изгнательная личность неряшлива, небрежна, неорганизованна и склонна к эмоциональным вспышкам.

Фаллическая сцена

Третьей стадией психосексуального развития Фрейда является фаллическая стадия (3–6 лет), соответствующая возрасту, когда дети осознают свое тело и узнают различия между мальчиками и девочками. Эрогенной зоной на этом этапе являются половые органы. Конфликт возникает, когда ребенок испытывает влечение к родителю другого пола, а также ревность и ненависть к родителю того же пола. У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, включающим стремление мальчика к своей матери и его стремление заменить своего отца, который рассматривается как соперник за внимание матери. При этом мальчик боится, что отец накажет его за чувства, поэтому переживает страх кастрации . Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать. Неспособность разрешить Эдипов комплекс может привести к фиксации и развитию личности, которую можно охарактеризовать как тщеславную и чрезмерно амбициозную.

На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 19). 63). Девушка жаждет внимания отца и хочет занять место матери. Фрейд также говорил, что девочки сердятся на мать за то, что она не дает им пенис — отсюда термин зависть к пенису . Хотя изначально Фрейд рассматривал комплекс Электры как параллель Эдипову комплексу, позже он отверг его, тем не менее, он остается краеугольным камнем теории Фрейда, отчасти благодаря ученым в этой области (Freud, 1931/1968; Scott, 2005).

Период ожидания

За фаллической стадией психосексуального развития следует период, известный как 9-я стадия.0011 латентный период (6 лет до полового созревания). Этот период не считается стадией, потому что сексуальные чувства дремлют, поскольку дети сосредотачиваются на других занятиях, таких как школа, дружба, хобби и спорт. Дети обычно участвуют в мероприятиях со сверстниками того же пола, что способствует закреплению гендерно-ролевой идентичности ребенка.

Генитальная стадия

Заключительной стадией является генитальная стадия (начиная с полового созревания). На этой стадии происходит сексуальное пробуждение, когда вновь всплывают инцестуозные побуждения. Молодой человек перенаправляет эти побуждения на других, более социально приемлемых партнеров (которые часто напоминают родителя другого пола). Люди на этой стадии имеют зрелые сексуальные интересы, что для Фрейда означало сильное влечение к представителям другого пола. Люди, которые успешно завершили предыдущие стадии, достигнув генитальной стадии без фиксаций, считаются уравновешенными, здоровыми взрослыми.

Хотя большинство идей Фрейда не нашли поддержки в современных исследованиях, мы не можем сбрасывать со счетов тот вклад, который Фрейд внес в область психологии. Именно Фрейд указал, что большая часть нашей психической жизни находится под влиянием переживаний раннего детства и происходит вне нашего сознательного понимания; его теории проложили путь другим.

В то время как внимание Фрейда к биологическим влечениям привело его к подчеркиванию влияния социокультурных факторов на развитие личности, его последователи быстро осознали, что одна только биология не может объяснить разнообразие, с которым они столкнулись по мере распространения практики психоанализа во времена нацистского Холокоста. Антисемитизм, преобладавший в этот период времени, возможно, побудил основных психоаналитиков сосредоточить внимание в первую очередь на универсальности психологических структур разума.

Теории Фрейда сегодня

Эмпирические исследования по оценке психодинамических концепций дали смешанные результаты: одни концепции получили хорошую эмпирическую поддержку, а другие — нет. Например, представление о том, что мы выражаем сильные сексуальные чувства с самого раннего возраста, как предполагает модель психосексуальной стадии, не выдержало эмпирической проверки. С другой стороны, идея о том, что существуют зависимые, ориентированные на контроль и конкурентные типы личности — идея, также вытекающая из психосексуальной сценической модели, — кажется полезной.

Многие идеи с психодинамической точки зрения были изучены эмпирически. Люборски и Барретт (2006) рассмотрели большую часть этого исследования; другие полезные обзоры предоставлены Bornstein (2005), Gerber (2007) и Huprich (2009). А пока давайте рассмотрим три психодинамические гипотезы, получившие убедительную эмпирическую поддержку.

  • Бессознательные процессы влияют на наше поведение, как и предсказывает психодинамическая перспектива. Мы воспринимаем и обрабатываем гораздо больше информации, чем осознаем, и большая часть нашего поведения формируется чувствами и мотивами, о которых мы в лучшем случае лишь частично осознаем (Bornstein, 2009)., 2010). Доказательства важности бессознательных влияний настолько убедительны, что стали центральным элементом современной когнитивной и социальной психологии (Robinson & Gordon, 2011).
  • Все мы используем средства защиты эго, и они помогают определить нашу психологическую адаптацию и физическое здоровье. Люди действительно различаются по степени, в которой они полагаются на различные защиты эго, настолько, что исследователи теперь изучают «стиль защиты» каждого человека (уникальное созвездие защит, которые мы используем). Оказывается, одни защиты более адаптивны, чем другие: рационализация и сублимация более здоровы (с точки зрения психологии), чем вытеснение и реактивное формирование (Cramer, 2006).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *