правило, принцип, лезвие : VIKENT.RU
Английский теолог, философ-схоласт, логик. Имел прозвище по латыни: Doctor invincibilis – непобедимый доктор.
Наибольшую известность получил благодаря предложенному им принципу мышления — «Бритве Оккама». В авторской формулировке этот принцип звучит так: «… напрасно пытаться делать посредством большего то, что может быть сделано посредством меньшего».
Попов П.С., Стяжкин Н.И., Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения, М., «Издательство Московского Университета», 1974 г., с. 183.
И.Л. Викентьев: я должен заметить, что в XX веке при изучении и моделировании сложных явлений, неоднократно провозглашался противоположный принцип: «Адекватная модель сложного явления не может быть простой…»
Уильям Оккам разделял теорию «двух истин»: положения религиозной веры не доказываются научными аргументами и наоборот: научные положения доказываются не с помощью богословских аргументов, а опираются на разум и опыт. ..
«Оккам отрицает возможность доказательства бытия Божия методом естественных наук. Более того, он разделяет теологию и естествознание как два параллельных пути познания. Уточним, что естествознание в средневековой науке было областью философии, а значит, строго говоря, речь идет о разделении теологии и философии. «Можно ли одну и ту же по виду или числу теологическую истину доказать в теологии и в естественном знании (scientianaturalis)? Нет: ибо один и тот же по виду вывод невозможно знать на основании двух родов знания… Против: философия не помогала бы теологии, если бы одна и та же истина не могла бы быть доказана и в естественном знании, и в теологии…Если предположить, что только та истина будет теологической, которая необходима для спасения души, я утверждаю, что один и тот же вывод, принадлежащий к виду теологических, нельзя доказать в теологии и в естественном знании…»
Покровский Н.Б., Последний схоластик: жизнь и учение Уильяма Оккама, журнал «Личность и Культура», 2012 г. , N 2, c. 74.
«Взгляды В. Оккама занимали промежуточное положение между двумя крайними точками зрения, возникшими в средневековье в связи с вопросом о природе понятий. Сторонники первого течения, называемого реализмом, считали, подобно Платону, что понятия есть единственные реальности бытия. Представители другого направления, известного под названием номинализма, наоборот, утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, имена, знаки, метки. Ни покидая целиком почву номинализма, В. Оккам занял среднюю позицию между упомянутыми противоположными течениями. В. Оккамом признавалась реальность общих понятий или универсалий, но существующих не вне и независимо от субъекта, а внутри него в виде концептов или умственных образов. В составе души В. Оккам выделял перцепты и концепты. Перцепты — это термины или знаки, имеющие отношение к единичным предметам; концепты же представляют собой термины или знаки, обозначающие отношения между перцептами и относятся ко многим сходным объектам. Понятия являются производными от перцептов, которые в свою очередь вызываются внешними предметами. Преобразование перцептов (знаки первого рода) в концепты (знаки второго рода) осуществляется с помощью речи.
Напомним, что центральным понятием в учении В. Оккама является категория знака. Знаковая теория чувственного и умственного образа была направлена не только против телеологической интерпретации психического, при которой идеальное, данное изначально и интроспективно, отождествлялось с внешним предметом (понятие шара — шар), но также против теории «идолов» древнегреческих материалистов, в которой утверждалось и устанавливалось полное подобие между объектом и его субъективным образом. Отношение между объектом и его образом, по мнению В. Оккама, имеет знаковый характер. Чувственный образ — это нечто вроде метки вещи, как, например, дым есть знак огня. Таким образом, ощущения, восприятия, понятия есть составляющие системы знаков, которой человек оперирует для обозначения внешних предметов, явлений и связей между ними. Если ощущения и восприятия суть знаки, производимые вещами, то психические явления могут быть раскрыты без привлечения активности души».
Якунин В.А., История психологии, «Изд-во Михайлова», 2001 г., с. 121-122.
«Действительная мощь и эффективность «бритвы Оккама» обнаружились, когда начала создаваться Наука (наука Нового времени) — в начале XVII века. С начала XVII века и до нашего времени к этому требованию обращались в своем научном творчестве все крупнейшие учёные — Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Пьер Лаплас, Огюстен Френель, Густав Роберт Кирхгоф, Джеймс Максвелл, Макс Планк, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Вернер Гейзенберг, Хидэки Юкава, Ричард Фейнман.
И это только те, у которых я непосредственно нашёл апелляцию к принципу простоты (так это требование стало называться). А у скольких я не сумел найти! Так что принцип простоты на протяжении 400 лет является одним из фундаментальных требований научного познания. Но при этом возникает вопрос: а что такое «простота», к которой так часто обращаются учёные? Иначе говоря, вопрос заключается в интерпретации содержания самого понятия простоты. Первой интерпретацией понятия простоты была онтологическая интерпретация: природа устроена просто, и именно поэтому и само знание (наука) должно быть простым».
Илларионов С.В., Теория познания и философии науки, М., «Российская политическая энциклопедия», 2007 г., с. 156.
Учитель: Дунс Скотт.
Труды Уильяма Оккама по логике и философии оказали влияние на: Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка и Дэвида Юма.
Философия Уильяма Оккама
«Сущности не следует умножать без необходимости.»
У. Оккам
Уильям Оккам — английский философ, основоположник номинализма и эпистемологии, францисканский монах. Его считают одним из самых выдающихся логиков в истории философии.
«Бритва Оккама» — принцип универсальной простоты
Уильям Оккам, философ-номиналист
Уильям Оккам был сторонником двойственности истины, то есть он считал, что у религии истина одна, а у философии — другая. Эти две сферы не нужно смешивать и пытаться совместить, потому что в вопросах веры разум бессилен, а в вопросах науки и познания не нужна вера. Он спорил со схоластами, которые настаивали, что высшая ступень знания — это Божественное откровение. Какие же инструменты предлагает применять Уильям Оккам для постижения реальности? Прежде всего это наблюдения, эксперименты, размышления и логические построения, то есть все, что используется наукой.
Самое известное утверждение философа — сформулированный им принцип, позже названный «бритвой Оккама». Другие названия этого положения — закон экономии и принцип бережливости. Он звучит так: «Не следует множить сущности без необходимости» или: «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». Не нужно усложнять то, что можно объяснить просто; не нужно вводить дополнительные понятия и категории, если для доказательства какой-либо истины можно обойтись без них.
Александр Великий разрубает гордиев узел. Эта история олицетворяет безнадежную проблему, которая решается при помощи разрубания самой сложности, и является грубой аналогией «Бритвы Оккама».
Сам Оккам применял свой принцип в первую очередь для подтверждения существования Бога. Он стремился удалить из сложившейся к тому времени философской системы все лишние понятия, введенные его предшественниками. Основным в теории Уильяма Оккама было представление о Боге как о существе, обладающем бесконечным и безграничным могуществом.
«Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту» (У. Оккам)
Оккам о «знаках ума»
Одним из спорных вопросов в средневековой философии был вопрос об универсалиях, то есть об общих понятиях, которые у Платона назывались идеями. Например, Платон считал, что в идеальном мире существует общая идея (универсалия) яблока, по образцу которой созданы все яблоки в нашем мире. Спор происходил в основном между реалистами и номиналистами. Реалисты считали, что универсалии существуют в реальности, номиналисты же утверждали, что универсалии находятся лишь в человеческом уме и больше нигде не существуют. Сам термин «номинализм» произошел от слова «номен» — «имя», то есть эта наука рассматривает лишь абстрактные названия, а не конкретные предметы, присутствующие в мире.
Уильям Оккам, как номиналист, считал, что универсалии — это «знаки ума». Почему же они не могут существовать на самом деле? Если бы универсалии находились в реальной сфере бытия, то одним своим присутствием они бы уничтожали свою «общность». В этом случае любая универсалия стала бы индивидуальным объектом или любая вещь могла бы считаться общим понятием. Таким образом, универсалия, с точки зрения Оккама, — это вымысел.
Кроме этого, Оккам приводил и другие доказательства условности такого понятия как универсалии. Он утверждал, что ни в одной реальной вещи нельзя обнаружить универсалию как нечто реальное и наблюдаемое. Общие понятия не существуют ни до вещей, ни внутри самих вещей, ни после них. Так как в вещи универсалия отсутствует, значит, ее существование ограничено областью ума, где она выполняет обозначающую функцию. Оккам подразделял универсалии на два вида — естественные и условные. Естественные знаки возникают в уме, это представления о вещи, то, как человек видит ее своим внутренним взором. Когда человек выражает понятие словами, это условная универсалия.
«Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры…» (У. Оккам)
Поделиться ссылкой
Уильям Оккам — Философия
Введение
Уильям Оккам ( ок. 1285/7– ок. 1347) был английским философом-францисканцем, который бросил вызов схоластике и папству, тем самым ускорив конец средневекового периода. Его претензия на известность была «бритвой Оккама», принципом экономии, согласно которому множественность не должна постулироваться без необходимости. Хотя Оккам не изобретал бритву, он использовал ее так систематически и с таким поразительным эффектом, что она стала носить его имя. Прежде всего, Оккам использовал Бритву для интерпретации Аристотеля в более радикальной эмпирической манере, чем его предшественники, принимая в свою онтологию только индивидуальные субстанции и индивидуальные качества. Это помогло ему выдвинуть новую версию номинализма, согласно которой универсалии, такие как человек , не являются метафизическими реальностями, а лишь понятиями в уме. Он утверждал, что люди воспринимают объекты непосредственно посредством «интуитивного познания», без помощи каких-либо универсалий. Его теория ментального языка была направлена на то, чтобы показать, как мы можем говорить об универсалиях, не предполагая тем самым, что универсалии существуют. Например, универсальный термин «человек» относится к этому или этому человеку, объединяя их со всеми остальными людьми. Подозревали, что онтологическая редукция Оккама имеет неортодоксальные последствия для католической доктрины пресуществления, согласно которой хлеб и вино чудесным образом превращаются в тело и кровь Иисуса Христа. Следовательно, его вызвали к папскому двору в Авиньоне, прежде чем он смог получить степень в Оксфордском университете. Хотя спор Оккама с церковным авторитетом начался с метафизики, вскоре он стал политическим. После четырех лет домашнего ареста он сбежал, заявив, что Папа Иоанн XXII сам был еретиком. Он так и не вернулся, чтобы получить степень (отсюда и его прозвище «Почтенный вдохновитель»), но из изгнания в Германии написал политические трактаты, которые обеспечивают новаторскую защиту прав личности, отделения церкви от государства и свободы слова. На протяжении всей своей карьеры Оккам оставался фидеистом, убежденным, что вера в Бога — это вопрос только веры. Вопреки схоластическому мейнстриму, он настаивал на том, что богословие не является наукой, и отвергал все предполагаемые доказательства существования Бога. В то же время, однако, он отстаивал абсолютное всемогущество Бога, что обязывало его к «теории божественного приказа» в этике — Бог может приказывать людям делать то, что обычно неправильно (например, не подчиняться папе), делая их правильными. через его команду.
Библиографии вторичной литературы
Несколько библиографий работ об Оккаме охватывают большую часть исследований 20-го века. В хронологическом порядке первым является Хейник 1950 г., затем Рейли 1968 г. и последний Бекманн 1992 г. Гамбург, Германия: Felix Meiner, 1992.
Эта библиография охватывает большую часть 20-го века, в основном работы на английском, французском и немецком языках.
Хайник, Валенс. «Оккам-литература: 1919–1949». Franziskanische Studien 32 (1950): 164–183.
Эта библиография охватывает большую часть первой половины 20-го века, в основном работы на английском, французском и немецком языках.
DOI: 10.1353/frc.1968.0006
Эта библиография охватывает возрождение оккамовской науки в течение семнадцатилетнего периода в середине 20-го века, в основном работы на английском, французском и немецком языках.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Бритва Оккама | Происхождение, примеры и факты
Уильям Оккам
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Уильям Оккам
- Связанные темы:
- онтология
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое бритва Оккама?
Бритва Оккама — это принцип построения или оценки теории, согласно которому, при прочих равных условиях, объяснения, постулирующие меньшее количество сущностей или видов сущностей, предпочтительнее объяснений, постулирующих большее количество.
Иногда его ошибочно характеризуют как общую рекомендацию более простых объяснений по сравнению с более сложными.Кто создал бритву Оккама?
Бритва Оккама приписывается Уильяму Оккаму, францисканскому теологу и философу, жившему в период с конца 13 до середины 14 века, хотя он не был первым, кто предложил ее. (Дюранд из Сен-Пурсена и Джон Дунс Скот были среди тех, кто ранее сформулировал эту идею.) Первоначальная формулировка этого принципа Оккамом в его наиболее распространенной форме звучит так: нельзя ставить без необходимости».
Что является примером бритвы Оккама?
В эволюционной биологии метод максимальной экономии опирается на логику бритвы Оккама, пытаясь построить эволюционное дерево, которое требует наименьшего количества филогенетических изменений на всех ветвях. Однако использование этого метода вызывает споры, поскольку он может чрезмерно упростить эволюцию, которая не всегда идет по минимальному пути.
Действительна ли бритва Оккама?
Обоснованность бритвы Оккама давно обсуждается. Критики этого принципа утверждают, что он отдает предпочтение простоте над точностью и что, поскольку невозможно дать абсолютное определение «простоты», он не может служить надежным основанием для сравнения. В качестве примера они приводят конкурирующие теории креационизма и эволюции, в которых относительная «простота» зависит от временного и культурного контекста. Учить больше.
бритва Оккама , также пишется как бритва Оккама , также называемая закон экономии или закон экономии sine necessitate , «множественность не должна постулироваться без необходимости». Принцип отдает предпочтение простоте: из двух конкурирующих теорий предпочтение следует отдавать более простому объяснению объекта. Этот принцип также выражается как «Сущности не должны умножаться сверх необходимости».
На самом деле этот принцип был приведен перед Оккамом Дюрандусом из Сен-Пурсена, французским теологом-доминиканцем и философом сомнительной ортодоксии, который использовал его для объяснения того, что абстракция — это постижение некоторой реальной сущности, такой как аристотелевский познавательный вид. , активный интеллект или характер, все это он отверг как ненужное. Точно так же и в науке Николь д’Оресм, французский физик XIV века, ссылалась на закон экономии, как позднее Галилей, защищая простейшую гипотезу о небесах. Другие более поздние ученые сформулировали аналогичные упрощающие законы и принципы.
Подробнее по этой теме
Действительна ли бритва Оккама?
Бритва Оккама утверждает, что если учесть все остальное, объяснения с меньшим количеством компонентов всегда лучше, но…
Однако Оккам так часто упоминал этот принцип и так резко его использовал, что его назвали «бритвой Оккама» (также пишется как «бритва Оккама»). Он использовал его, например, для того, чтобы отказаться от отношений, которые, по его мнению, ничем не отличаются от их основы в вещах; с действенной причинностью, которую он склонен рассматривать просто как регулярную последовательность; с движением, которое есть просто повторное появление вещи в другом месте; с психологическими способностями, отличными от каждого типа чувств; и с наличием идей в уме Творца, которые являются просто самими творениями.