Олег новиков чувство знания: Новости Эксмо

Всегда есть куда развиваться, Интервью

11.10.2017

Чем живет сегодня лидер книжной индустрии, каким видит будущее отрасли – об этом и многом другом разговор с Олегом Евгеньевичем Новиковым, президентом холдинга «Эксмо – АСТ – Российский учебник».

Выбор профессии и начало издательской карьеры

– «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит…» – писал Антуан де Сент-Экзюпери. Олег Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве, семье, родителях. Кем Вы мечтали стать, что особенно повлияло на формирование вашего внутреннего мира, характера?

– Чтение существенно влияло на мое формирование. Конечно, родители, школа – тоже. Но очень важной частью моей жизни всегда были книги. В месяц читал 2–3 книги. Такого разнообразия литературы, которое есть сейчас, тогда не было. Я прочитал всю мировую и российскую классику: Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, Фредерик Стендаль, Теодор Драйзер, Джек Лондон, Эмиль Золя. Все, что можно было достать, я старался прочесть: из домашней библиотеки и из того, что было у друзей и соседей, из районной библиотеки. К счастью, родители и соседи имели большие собрания сочинений. В нашем детстве было модно читать, поэтому чтение книг оказало на меня существенное влияние.

Мои родители – инженеры. Отец занимался авиастроением, работал в КБ им. C. В. Илюшина. Мама до сих пор работает в Гидропроекте, проектирует гидросооружения.

В детстве у меня еще не сложилось глубокого понимания, кем я хочу стать. Было желание расти, развиваться, делать что‑то значимое, полезное и неординарное в жизни.

– А почему выбрали факультет «Двигатели летательных аппаратов» Московского авиационного института?

– Я учился в физико-математической школе, и поступление в гуманитарный институт даже не рассматривалось. Было понимание, что необходимо выбрать техническую специальность в качественном вузе. Выбор пал на МАИ: располагался рядом с домом, мои друзья, школьные товарищи учились в этом институте. Поэтому мне показалось, что это оптимальный выбор. Тем более что перспективы развития авиа- и двигателестроения в нашей стране тогда под сомнение никак не ставились.

– И, насколько я знаю, Вы уже студентом были вовлечены в книжную торговлю?

– Да, только сначала отслужил в армии после второго курса. Это был первый год в истории МАИ, когда не освобождали от службы.

После армии подрабатывал на кафедре. А с третьего курса начал заниматься книгами: получил предложение о сотрудничестве от харьковской компании, которую возглавлял мой родственник Саша Красовицкий. Работал экспедитором, представителем, а затем менеджером этой компании.

В 1991 году мы с Андреем Гредасовым создали «Эксмо» – сначала как книготорговую компанию, которая являлась дистрибьютором московских издательств на Украину и в другие регионы СССР.

– Почему выбрали название «Эксмо», кто его придумал?

– Придумал я. Не могу сказать, что за этим стояла какая‑то креативная идея. Тогда мы не занимались вопросами брендинга. А при регистрации компании надо было сдавать какое‑то название, и из всего родился такой логотип – условный, некое слово, которое ничего не значит, но и не несет негативного смысла.

– Какие этапы были самыми важными для развития Вашего бизнеса?

– Конечно, 1993 год – создание издательства, выход первых книг. Тогда существовал невероятный книжный голод, читатели были готовы покупать всё. И издатели в определенном смысле не церемонились: или просто переиздавали, или кое‑как переводили зарубежную литературу.

В 1995–1996 годах мы начали работать с современными российскими писателями и фактически сами сформировали интерес к их творчеству. Мы познакомились с Данилом Корецким, издали его книгу «Пешка в большой игре». Она стала бестселлером и локомотивом в работе с остальными российскими авторами, пишущими в остросюжетном жанре.

Затем последовали знакомство и работа с Николаем Леоновым, с Александрой Марининой. Работа с современными российскими авторами позволила нам стать одними из лидеров российского книгоиздания. А наша «Черная кошка» была на тот момент одной из самых популярных книжных серий. Мы выпускали по 2–3 книги в месяц тиражом 100–120 тысяч экземпляров, а также допечатывали другие наши издания. Это был важный маркетинговый успех, трамплин для дальнейшего развития.

– Олег Евгеньевич, Вы сами участвовали в формировании издательского портфеля, определяли, что издавать?

– Да, во многом всё делали вдвоем с моим партнером Андреем Гредасовым: вели переговоры с авторами, определяли тиражную политику, продажи. Сначала ассортимент был достаточно ограничен, а когда количество книг перевалило за несколько десятков, возникло понимание, что необходимо расширять жанры, редакционный портфель. Возникла потребность в привлечении новых сотрудников. Кто‑то приходил в издательство из реализации. Так, например, пришел Леонид Шкурович и возглавил в «Эксмо» направление фантастики. Потом появлялись и другие сотрудники.

К 2000 году мы работали почти во всех нишах книгоиздания, выпускали как российскую, так и зарубежную литературу. Знаковым шагом стало составление бизнес-планов для дальнейшего развития, структурирование бизнеса, четкое распределение зон ответственности и создание системы управления. В 2002–2003 годах сформировали первые подходы, выработали стратегию развития издательства. Мы анализировали опыт ведущих мировых издательств, творчески применяя его в России.

– Кто участвовал в разработке стратегий развития?

– Нашу первую пятилетнюю стратегию мы разрабатывали с внешними консультантами из компании Strategy Partners. Был заложен хороший фундамент, правильно описаны и организованы бизнес-процессы.

Кроме того, с самого начала мы четко понимали и определили функции редактора в издательстве. Это человек, не только создающий книги, но и стоящий во главе всех издательских процессов, берущий на себя всю полноту ответственности за востребованность книги.

Издательство – это достаточно большая структура; при этом у нас нет узкой специализации, когда редактор отвечает только за рукопись, художник – за обложку, коммерческий директор или менеджер по продажам – за продажи. С самого начала сложилось понимание, что все эти процессы неразрывно связаны и во главе их стоит редактор – человек, который создает книги, понимает читателя.

– Почему было принято решение о развитии розничной сети и покупке акций «Нового книжного»?

– Решение об участие в книготорговом бизнесе родилось в 1996 году после знакомства с Михаилом Иванцовым. На многие вещи с точки зрения понимания и управления бизнесом мы смотрели схоже. И это знакомство трансформировалось в сотрудничество.

– И дальше уже следующий этап, 2004 год – сетка «Буквоед» вошла в состав вашей розничной сети…

– Да, вначале мы стали акционерами «Буквоеда», потом провели переговоры и договорились об объединении – создании единой розничной сети «Буквоед». И тут позиция Дениса Котова оказала большое влияние на переговоры. Наша дальнейшая конструктивная работа показала, что мы сделали правильный выбор.

– Сегодня федеральная сеть приближается к 500 книжным магазинам по всей стране. И хотя сеть единая, Вы сохранили бренды: «Новый книжный», «Читай-город», «Буквоед». Почему?

– Вначале мы проводили обсуждения, потом дополнительные исследования и из всех вариантов приняли решение, что это оптимальная структура объединения брендов. Плюсы и минусы везде есть свои, но мы приняли это решение, и о нем никто не жалеет.

Секреты успеха

– Дальше последовало приобретение акций издательства «Манн, Иванов и Фербер» (2008 год), объединение с «АСТ» (2013 год). В 2014 году в состав холдинга вошли «ВЕНТАНА-ГРАФ» и «ДРОФА», объединившиеся в 2017 году в корпорацию «Российский учебник». В 90‑е годы были созданы сотни новых частных издательств, но империя «Эксмо» стала единственной и уникальной в своем роде. В чем главные секреты успеха Вашего бизнеса?

– Я бы отметил три главных фактора, хотя, конечно, их больше. Во-первых, это сильная команда, которую удалось собрать и развить. Появлялись новые люди, которые приходили в бизнес, вкладывались сюда, развивались с нами и на которых сегодня мы можем полноценно опираться. Например, Артем Степанов из издательства «Манн, Иванов и Фербер». Он начал работать в «МИФе» еще с института: менеджером, исполнительным директором и сейчас – генеральным директором. Под его руководством издательство начало динамично развиваться. Если раньше оно было маленьким, нишевым, то сегодня это уже одно из крупнейших российских издательств. И такая история не единичная. При этом были люди, которые вырастали внутри структуры, были люди, которые приходили со стороны, имея опыт работы в «АСТ». Например, успешно раскрылся Александр Богуславский, который занимается сегодня управлением реализацией «АСТ».

Важно создать условия, при которых людям интересно работать и они могут самореализовываться и развиваться. Сегодня мы реализуем лучшие HR-практики и с точки зрения обучения, и с точки зрения мотивации, и с точки зрения создания карьерных лифтов для сотрудников.

Второе – это выработка и реализация долгосрочных стратегий развития, умение принимать решения, рассчитанные на длительную перспективу. Вначале это было достаточно тяжело и даже не очень понятно, есть ли в этом необходимость. А сейчас без этого невозможно работать.

И третий критерий успеха лежит в области принятия операционных решений на уровне микроменеджмента. Это тщательность работы с теми вопросами, которые беспокоят сегодня. В любом бизнесе, не только в книжном, конечный результат складывается из большого количества мелочей. И не реализуя, не отрабатывая ежедневно, ежечасно большой объем вопросов, очень тяжело воплотить в жизнь даже самую замечательную стратегию.

– Какие Ваши личные качества как руководителя стали важнейшими, способствовали реализации этого успешного бизнес-проекта?

– О личных качествах как руководителя, наверное, лучше спросить у других людей. Мне тут достаточно тяжело говорить. Я считаю своими важными качествами готовность доверять партнерам и некий внутренний, может быть, даже не всегда оправданный оптимизм. Эти качества мне очень помогли в построении и развитии бизнеса. Принимать разные решения тяжело, как бы ты ни пытался заранее понять и спрогнозировать все трудности и ограничения, с которыми можешь столкнуться. Оптимизм позволяет ставить сложные цели и идти к ним. Если бы мы сразу понимали все сложности, за многие вещи и не стали бы браться. Например, двухлетняя работа над Национальной программой чтения. Когда мы за нее брались, то не понимали всех нюансов и проблем, которые нас ждут. И сегодня можно сказать, что, с одной стороны, программа не стала государственной, в полном объеме все идеи не были реализованы. Но она помогла издателям понять, чтó главное в их деятельности. И это понимание позволяет успешно работать.

– Возвращаясь к Вашим личным качествам, я бы добавила еще и большую целеустремленность, стремление к самообразованию и образованию своих сотрудников. В Вашем холдинге регулярно проходят тренинги. На что Вы делаете акцент, какие здесь приоритеты?

– Мы сегодня пытаемся организовать эту работу последовательно и системно, с учетом лучших отечественных и мировых практик. Работая над развитием компетенций, необходимо понимать, какие из них нужны, в чем они выражаются, какие целевые значения по этим компетенциям необходимо поставить.

Передача знаний не тождественна появлению компетенций. Знания – это первый шаг. И у нас это целая комплексная система. Ежегодно руководители подводят с сотрудниками итоги года, основанные как на показателях эффективности (KPI), так и на неформальных результатах. Обсуждается, что получилось, что не получилось, какие достигнуты результаты, насколько существующие компетенции соответствуют тем задачам, которые предстоит решать. Исходя из этого, в компании подводятся общие итоги, составляются планы и направления в развитии компетенций сотрудников, которые в следующий временной период реализуются через групповые занятия и индивидуальный коучинг. Работая с топ-менеджерами, мы последние два года делаем акцент на развитие лидерских качеств руководителей и на развитие их стратегических навыков в управлении полноценными бизнес-единицами. С учетом изменения внешней среды это требует от них не столько исполнительских компетенций, сколько умения видеть перспективы, структурировать проблематику и развивать своих сотрудников, формируя для них новые горизонты и помогая им решать сложные задачи.

И сегодня я стараюсь переходить в позицию человека, задача которого – организовать работу всего холдинга, установить правила игры, разработать различные стимулирующие механизмы, создать условия для реализации компетенций и опыта, который был накоплен ведущими сотрудниками на своих местах.

– Фактически на сегодняшний день вся система Вами уже выстроена?

– Всегда есть куда развиваться, есть новые стратегические проекты, в которых я вижу будущее, есть направления, которые, на мой взгляд, крайне важны для нашего бизнеса. Сегодня это развитие инфраструктуры чтения, популяризация чтения, развитие прямых коммуникаций с нашими читателями, онлайн-маркетинг, формирование спроса, предоставление таргетированной информации, необходимой читателю. Использовать современные цифровые технологии для нашего бизнеса – это та задача, которая мне представляется приоритетной.

– Да, сегодня, со времен Иоганна Гутенберга, книжная индустрия переживает революционные изменения…

– Мы об этом много спорим, есть разные мнения. Книга стала комплексным продуктом, и работать с ней надо тоже комплексно, не только формируя оригинал-макет, обложку и маркетинговое сопровождение книги, но и создавая ее в электронных форматах. Сегодня мы рассматриваем книгу как комплексный мультимедийный продукт и стараемся реализовать комплексное маркетинговое предложение для читателя. И это серьезный вызов для нашего бизнеса, для тех компетенций, которые были созданы вчера.

– Каким Вы видите будущее книжной индустрии, если заглянуть на 5–10 лет вперед? Каковы основные векторы развития?

– Книга сегодня – это комплексный продукт, включающий в себя электронную, аудиоверсию и весь мультимедийный контент, который сопровождает ее издание, будь то интервью с авторами, буктрейлеры, дополнительные креативные идеи. И если раньше редактор должен был понимать своего читателя, то сегодня ему необходимо реализовывать прямые коммуникации с таргетированной аудиторией, направляя туда месседжи и информацию не только о том, какой продукт создан, но и обо всем редакционно-издательском процессе.

Сегодня говорят о том, что банки становятся IT-компаниями. Издательства это тоже ждет. Другое дело, что сам термин «IT-компания» серьезно трансформировался. И если мы говорим про структуру чтения, то хочется надеяться, что масштаб и качество этой инфраструктуры чтения существенно изменятся в позитивную сторону и с точки зрения обеспеченности книжными магазинами, и с точки зрения количества и качества событий и брендов, связанных с книгами. Недавно, на конференции в дни фестиваля на Красной площади, мы подводили итоги о количестве мероприятий, связанных с чтением в Ростовской области. И это тот опыт, которым хотелось бы охватить всю страну. Тогда это действительно будет новый облик и новый мир, в котором мы все живем.

– Не могу не задать вопрос о работе над текущей программой поддержки детского и юношеского чтения. Здесь, как мне кажется, на начальном этапе крайне важно добиться межведомственного взаимодействия между Министерством культуры, Министерством образования, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям…

– Я думаю, тот опыт, который накоплен в РКС, и активная позиция, которую занимает его президент Сергей Вадимович Степашин, помогут в решении этой задачи. Важно начинать именно с детей, школьного воспитания – в этот период закладываются основы интереса, любви к книге. И наше будущее напрямую от этого зависит. Нам крайне необходимо создать максимально комплексную, качественную программу поддержки детского и юношеского чтения. Все возможности для этого есть.

Чтение и свободное время

– Олег Евгеньевич, как Вы проводите свободное время? Я читала о том, что Вы – увлеченный путешественник, это так?

– Ну, увлеченный путешественник – это сильно сказано. Я люблю путешествия, хотя не могу сказать, что куда‑то далеко уезжаю. Отдых действительно заряжает. Люблю Италию, Швейцарию, Альпы. Все‑таки мне ближе Европа.

– Вы активно занимаетесь спортом. Футбол, а что еще?

– У нас есть футбольные команды, и мы в рамках издательства каждую неделю играем в футбол.

Люблю горные лыжи, плавание. Раз в неделю я стараюсь пробегать кросс, регулярно хожу в спортивный зал. Физические нагрузки, на мой взгляд, просто необходимы, чтобы сохранять жизненный тонус, поддерживать себя в активном состоянии.

– У Вас четыре дочери. Сколько им лет, и любят ли они читать? Насколько сложно было их приучать к чтению?

– У меня четыре дочки: старшей 20 лет, средним 11 и 8 лет, а младшей 2 годика. Все они достаточно активно и много читают, кроме младшей, которая пока только слушает. Слушает с интересом и, я уверен, тоже станет активной читательницей.

– И вы вместе читаете?

– Что‑то мы читаем вместе, я или жена, в основном вечером. Старшая дочка читает сама. И это приятно, что свободного времени без книги не представляет. Надеюсь, то же самое будет и у остальных.

– Что Вы сейчас читаете?

– Сейчас – «Доктор Живаго» Бориса Пастернака; не могу сказать, что это легкое чтение. Я подумал, что это произведение обязательно надо прочесть, поскольку не было возможности прочитать его раньше.

Много читаю современных авторов, их отдельные мысли созвучны с моими. Виктор Пелевин порой выдает очень глубокие мысли, и они во многом оказываются пророческими. Так же как и Владимир Сорокин, Людмила Улицкая. Не хочется кого‑то одного выделять.

– Вы считаете себя счастливым человеком?

– В целом – да. Всегда есть что‑то, что еще впереди, чего еще хочется достигнуть. Стремление идти вперед и развиваться – часть нашей жизни, без этого неинтересно было бы жить.

– Какие основные задачи Вы перед собой ставите?

– Развитие и воспитание детей. С возрастом понимаешь, что это очень важно, может быть, самое главное. С другой стороны, это развитие бизнеса, здесь тоже есть перспективы, задачи, направления, которые мне кажутся достаточно интересными и важными. Собственно, из этого состоит вся жизнь: дом и семья, работа и развитие.

– Чего больше у Вас в душе – чувства удовлетворенности от того, что многое сделано, или неудовлетворенности от того, что еще не успели осуществить?

– Это, наверное, нельзя назвать чувством неудовлетворенности; скорее, есть интересные задачи и перспективы, которые представляются более значимыми и интересными, чем то, что было сделано вчера.

– Есть ли у Вас жизненный девиз?

– У меня есть некий образ горы, на вершине которой мы хотим оказаться. Другое дело, что эта вершина где‑то далеко, не очень четко пока видны ее очертания.

– Но все же в какой точке пути Вы находитесь?

– Я думаю, примерно в середине пути.

– Тогда я с большим удовольствием пожелаю успешного восхождения!

– Спасибо!

Источник: Книжная индустрия


«Вдохновляюще! Уникально! Профессионально!» Cтартовало обучение второго набора лидеров «Волга-Днепр»!

13 февраля в Москве стартовало обучение второго набора в рамках программы подготовки стратегического управленческого резерва «Будущие лидеры Волга-Днепр». «Самое незабываемое обучение!», «Уникально!», «Профессионально и вдохновляюще!» – так отзываются о четырехдневном модуле сами резервисты второго набора, а таких у нас 44 сотрудника из офисов компании со всего мира!

Началось обучение с выступления президента компании Алексея Исайкина по двум важным темам: ценности «Волга-Днепр» и лидерство.  Алексей Иванович отметил, что есть прирожденные лидеры, но лидерству можно и научиться, а также подчеркнул, что в компании есть большое количество задач, под которые необходимы лидеры:
– Среди вас мы ищем героев, готовых взять на себя ответственность, – обратился к резервистам Алексей Иванович. – Я прошу воспринимать обучение как подготовку к реальным подвигам. Будьте смелее!

Программу торжественно открыли президент компании Алексей Исайкин, генеральный директор АК ВД Михаил Смирных и генеральный директор ABC Сергей Лазарев

Первый день обучения продолжился выступлением директора музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Елены Калмыковой по теме «Российские предприниматели XIX-начала XX вв. : жизненные принципы и духовные ценности». Участники не просто познакомились с историей развития предпринимателей в России, с человеческими и духовными ценностями того времени, но и стали участниками небольшого представления о семействе Морозовых.

В следующие три дня обучения резервисты погрузились в тренинг «Ключевые навыки лидера» от представителей нашего партнера — компании GE: Ольги Поповой, менеджера программ обучения заказчиков, и Судхира Себута, тренера IPM Consulting – SkyNet Group.

– Отмечу высокий интеллектуальный потенциал участников, – говорит Ольга Попова. – Они с удовольствием решали сложные комплексные задачи, легко разбирались в инструкциях, у них высокие компетенции понимания сложных текстов. Понравилось, что абсолютно все были мотивированы на работу, продемонстрировали большой интерес и любознательность. Это всегда очень приятно, видно, что участникам было интересно развиваться, познавать что-то новое.

Все самые яркие впечатления от первого модуля – в комментариях самих участников

«Лидер должен быть мастером слушать и слышать. Очень важно услышать, что волнует заказчика»

Владимир Остроумов, руководитель отдела корпоративной отчетности, ВДМ:
– Запомнилась общая атмосфера тренинга, командный дух, который присутствовал в аудиториях. Было полезным окунуться в среду общения и взаимодействия с коллегами из разных подразделений и офисов.
Внешние преподаватели из GE — настоящие профессионалы с богатым жизненным опытом в разных областях бизнеса, с разносторонним образованием, способные крайне эффективно донести курс до слушателей. Выступление президента нашей компании подчеркнуло значимость ценностей Группы в деятельности каждого сотрудника. Приведенные им примеры из истории «Волга-Днепр» в третий день тренинга утвердили всю состоятельность ценностей и их практическую направленность.
Первый модуль помог структурировать знания о ключевых навыках лидерства, дал понимание как эффективнее преломлять знания на практике, позволил местами узнать что-то новое!

«Экскурс в историю предпринимательства в формате, который располагает!» Выступление Елены Калмыковой

Игорь Гордеев, ведущий юрисконсульт коммерческой службы, ВДТМ:
– Отмечу выступление Елены Калмыковой из музея предпринимательства России. Ее рассказ про Морозовых с самого начала проиллюстрировал предпринимательскую мечту, которую в своей душе держит каждый предприимчивый человек. Засели в голове и слова про «80 км до заказчика», и про заботу о персонале, которая превратилась в целую стратегию. Это весьма поучительно с точки зрения долгосрочных целей развития и успеха предприятия в целом.
Большое впечатление произвели спикеры корпоративного университета GE. Простые инструменты общения, понимания и достижения целей подчас просто «взрывали» сознание, доставая из него, казалось бы, вполне очевидные, но такие эффективные на практике знания. Уникальный опыт Ольги Поповой держал в приятном внимании весь курс, а вовлеченность в общий процесс сделала обучение особенно ценным. Ну и, конечно, знаменитый эффект банки с огурцами. Среда целеустремленных, объединенных едиными ценностями и желающих развиваться лидеров «Волга-Днепр» вдохновляла на новые свершения и давала новую энергию, чтобы быть еще более вовлеченным в единый процесс, и с новыми силами достигать поставленные цели. Кроме того, непрерывное общение еще и невероятно сплотило с незнакомыми ранее людьми, которые, фактически, трудятся в одной с тобой упряжке.
Это было уникально и здорово! Огромное спасибо Корпоративному университету за предоставленную возможность!

Выбираем ключевые события для описания!

Любовь Камалова, заместитель директора по экономике, финансам и учету — главного бухгалтера по экономическим вопросам, ABC:
– Впечатления о первом модуле очень яркие и позитивные! Я по-другому взглянула на ценности и переосознала их. Теперь считаю, что это не только про наш внутренний мир и правила поведения. Ценности компании действительно могут быть инструментом, позволяющим строить эффективные отношения в бизнесе.
Тренинг от GE был полезным: опытные и профессиональные преподаватели, знания, которые можно применять на практике, легкая и непринужденная обстановка во время обучения.
Очень важным было и общение с коллегами за пределами рабочих вопросов. Спасибо организаторам! С нетерпением жду продолжения!

Константин Туркин, руководитель отдела протокола и связей с общественностью, АК ВД:
– Все супер, так держать! Очень понравился формат ведения курса обучения целиком и полностью на английском языке. Мероприятие стало прекрасной площадкой для личного знакомства с многими коллегами, с которыми работали не так близко.

«Материал подавался очень доступно. Судхиру Себуту не составляло труда удерживать наше внимание!»

Инна Трошина, руководитель отдела закупок административного и общехозяйственного назначения, филиал АК ВД в Москве:
– Эти 4 дня были очень насыщенными и информативными! Мы еще раз обсудили, как мы понимаем ценности, принятые в нашей компании, и нашли общее в ценностях ГрК «Волга-Днепр» и General Electric.
Запомнилась лекция о семье Морозовых, «оживленная» благодаря участию моих коллег. Эта история так запала в душу, что, вернувшись домой, в тот же день я нашла и посмотрела документальный фильм о Савве Морозове.
Особо стоит отметить обучение, проведенное преподавателями из GE, посвященное лидерству. Сочетание теории и практической части было очень удачным, материал подавался очень доступно. Конечно, это заслуга нашего преподавателя – Судхира Себута, которому, казалось, не составляло труда удерживать наше внимание.
Новым для меня стал материал о поведенческой модели DISC. Чем больше мы разбирали каждый типаж, тем больше я осознавала, почему с некоторыми коллегами мои взаимоотношения были достаточно непростыми. Самым ярким впечатлением стало задание на разработку новой настольной игры. Каждая команда была сильна в чем-то своем: кто-то в идее, кто-то в маркетинговом плане, кто-то в продвижении. Нашей сильной стороной стала реклама, которую мы придумали и засняли на мобильный телефон за 5 минут без репетиций и единого дубля. События развивались стремительно: идея появилась под конец выделенного на задание времени. Тем интереснее был процесс съемок, в котором проявился и актерский талант моих «одногруппников».
В целом, считаю, что в качестве приобретенного по итогам модуля можно назвать не только новые знания и их практическую отработку, но и установление новых контактов и улучшение существующих взаимоотношений с коллегами. Обучение, проведенное в такой форме, позволило познакомиться с сотрудниками иностранных СЕ, установить с ними контакт, подумать, чем мы можем быть полезны друг другу, поделиться опытом.

Создаем собственную настольную игру!

Ариел Жанг, региональный менеджер по оптимизации коммерческой загрузки, филиал АК ВД в Шанхае:
– Зажигательное выступление о корпоративных ценностях и тренинг от GE были очень действительно ориентированы на результат и практическими. Очень запомнилась серия вопросов и ответов в группах, которые ориентировались на каждого участника команды. Были подняты вопросы, которые мы обычно не задавали, получили искренние комментарии. Неожиданно команда стала намного ближе, чем когда-либо, и это большой шаг вперед.

Анатолий Степанов, руководитель отдела планирования и координационного обеспечения,
ABC:
– Впечатления исключительно положительные. Несмотря на легкую и позитивную атмосферу мероприятия, разговор шел об очень серьезных и важных вещах, о которых люди часто забывают в процессе рутинной работы. Вовлечение персонала в культуру ценностей Компании является одной из важных задач любого руководителя, чтобы такие важные слова, как честность, труд, доверие (чувство спины), были не просто звуком, а подтверждались делами на всех этапах работы любым сотрудником. Огромное спасибо всем преподавателям, и отдельный привет команде round-table!

Олег Новиков, директор по маркетингу и развитию бизнеса, ABC (Шанхай):
– Понравилось выступление Алексея Ивановича про ценности, что это не просто слоганы, – это действительно маркетинговый инструмент для общения с заказчиком. Также понравился тренинг от GE по DISC: с использованием этого инструмента появилось лучшее понимание себя. Также научились более грамотно выстраивать команду, работать с людьми и повышать свою эффективность как в ежедневной работе, так и в более долгосрочной перспективе.

Расым Шакиров, руководитель отдела управленческого планирования, учета и отчетности, ВДМ:
– Это, наверное, самое незабываемое обучение! Подача материала и степень вовлеченности участников была на очень высоком уровне.
Отдельное спасибо за организацию. Надеюсь, остальные модули будут как минимум не хуже.

Мария Ермоленко, директор по качеству и этике, АК ВД:
– Первый модуль позволил нам ближе познакомиться с участниками программы. Занятия проходили в дружелюбной, веселой атмосфере. Особенно запомнилось задание преподавателя из GE по созданию игры из бумаги и пластилина. Мы креативили и веселились как могли! Спасибо коллегам из моей команды. Также мне понравилась лекция о развитии предпринимательства в России. Через историю семьи Морозовых нам рассказали о культуре ведения бизнеса, передаваемой из поколения в поколение
Спасибо А. И. Исайкину за эмоциональное общение, позволившее нам прочувствовать ценности ГрК и еще лучше осознать заложенный в них смысл.

Джонатан Целетария, ведущий специалист по продажам, филиал в г. Франкфурт-на-Майне:
– Отметил для себя, что после того, как вы поставили цель, поняли и определили роль каждого участника, вы достигнете того, что другие от вас даже не ожидают!

Денис Селезнев, директор по экономике, финансам и учету — главный бухгалтер, АК ВД:
– Мне очень запомнился рассказ Елены Калмыковой, директора музея предпринимательства, о становлении предпринимательства в России. Елена Ивановна за час своего рассказа смогла приковать внимание аудитории к интересной повести о семействе Морозовых, и о том, как честный труд и благодетель может привести к успеху. Порадовали наши преподаватели из GE — профессионалы своего дела!

Юлия Меннибаева, ведущий специалист по составлению отчетности по МСФО, АК ВД:
– Огромное впечатление осталось от тренинга GE «Лидерство». Преподаватель Ольга Попова с помощью практических упражнений показала различные инструменты, которые помогают формировать эффективную команду, оценивать результативность и сглаживать конфликты. Они легко применимы на практике и очень полезны. За 3 дня поистине удалось окунуться в атмосферу лидерства и сотрудничества.  Также было интересно посмотреть со стороны на ценности «Волга-Днепр», сравнив их с ценностями GE, которые оказались очень близкими по смыслу и содержанию. Спасибо Корпоративному университету за организацию такого обучения!

Анастасия Чупрына, ведущий экономист по методологии и автоматизации управленческого учета, ВДМ:
– Запомнился очень серьезный настрой на результат и высокая организованность мероприятия. Преподаватели — профессионалы с большой буквы, умеющие точно и грамотно донести важный и многообразный материал. Также отметила разнообразие и вовлеченность учеников, стремление получать новые знания.

Георгий Шкляник, руководитель группы сопровождения транспортной услуги, АК ВД:
– Обучение было очень полезным, хотя и довольно интенсивным! Многие вещи уже были известны по наитию, но не было до конца понятно, что к чему. Данное обучение позволило разложить все по полкам. Мне понравилось, что была задана основа в виде предварительного тестирования, и изначально мы были погружены в описываемую систему. Если бы этого не было, как мне кажется, информация бы воспринималась больше «о каких-то там людях», и применимость на своем собственном рабочем месте была бы под сомнением. Также, на применимость прямо со следующего дня были заточены и все упражнения – мы постоянно размышляли о своих коллегах, сотрудниках, руководителях, заказчиках с точки зрения предлагаемых теоретических знаний – такая наглядность стала очень полезна. Кроме всего вышеперечисленного, очень полезным оказалось общение внутри групп и за пределами классов. Получилось познакомиться с коллегами, узнать, кто чем занимается и чем мы можем быть полезны друг другу.

Юлия Целетария, ведущий специалист по работе с клиентами, стандартам и обучению:
– Очень вдохновляющий курс! Теория была прекрасно сбалансирована с практикой. Преподнесение информации было отличным, интерактивным, чувствовалась постоянная вовлеченность. Спасибо за полезный опыт!

Александр Требер, руководитель направления по работе с клиентами, филиал в г. Франкфурт-на-Майне:
– Запомнился материал по поведенческой модели DISC, что научило меня способам взаимодействия в команде и тому, что важно для функционирования команды. С нетерпением жду второго модуля!

Николай Григорьев, руководитель отдела анализа коммерческой эффективности, ABC:
– Запомнилось выступление А.И. Исайкина, особенно часть о развитии «Волга-Днепр». Возникло лучшее понимание долгосрочных целей компании. Отмечу тренинг GE по поведенческой модели DISC. Поставил для себя цель научиться контактировать и ладить с этими четырьмя типами людей в конкретных экстремальных случаях.
Запомнилась упражнение по созданию настольной игры, все команды проявили креативность. Здорово, что удалось сразу применять все навыки и инструменты, которым нас научили.

«Значение патриотического воспитания молодежи в России»



«Ценность патриотического воспитания молодежи в России»
Рябцев Алексей Владимирович
Реферат

В статье рассматриваются факторы повышения эффективности патриотического воспитания молодежи, поиск средств и технологий, соизмеримых с этим процессом в России. Показано, что задачей патриотического воспитания сегодня является формирование просвещенного и убежденного патриота-гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастностью к жизни народа. Особое внимание уделяется возрождению утраченных обрядов и праздников, что может стать действенным способом приобщения современной молодежи к своим культурным корням, основанным на патриотических убеждениях и чувствах, осознании неразрывной связи со своим народом, его традиционным укладом жизни.

Ключевые слова: церковь, патриотизм, народ, государство, вера.

Полный текст PDF

  1. Белинский В.Г. (1982) Взгляд на русскую литературу. Москва: Современник. 606 стр. (на рус.).
  2. Бердяев Х.А. (1990) Судьба России. Репринтная репродукция издания 1918 г. Москва: МГУ. 240 стр. (на рус.).
  3. Чудный Б.С. (1985) Военно-патриотическое воспитание студентов. М.: ДОСААФ. 94 стр. (на рус.).
  4. Чупров В.И. (1992) Развитие молодежи: концептуализация концепции. Молодежь России: социальное развитие. М. Стр. 6-14. (на рус.).
  5. Добролюбов Н.А. (1946) Русская цивилизация, сочинение Т. Жеребцова. Избранные произведения. Том. 2. М.С.С. 404-409. (на рус.).
  6. Душенов К. (1994) Основные тенденции общественно-политической жизни современной России. Наш современник. Том. 7. Стр. 127-138. (на рус.).
  7. Ершов Б., Новиков Ю.Н., Войтович Д., Ермилова О., Душкин О., Лубкин Ю. (2019) Физическая культура в формировании духовного воспитания молодежи России. Европейские труды социальных поведенческих наук EpSBS. Стр. 3648-3653. (на рус.).
  8. Ершов Б.А., Небольсин В.А., Соловьева С.Р. (2020) Высшее образование в технических вузах России. 7-я Международная конференция по образованию и социальным наукам. Тезисы трудов. Стр. 55-58. (на англ.).
  9. Ершов Б.А., Перепелицын А., Глазков Е., Волков И., Волков С. (2019) Церковь и государство в России: вопросы управления. 5-я Международная конференция по достижениям в образовании и социальных науках. Тезисы трудов, электронная публикация. Стр. 26-29. (на англ.).
  10. Ершов Б.А., Жданова Т.А., Каширский С.Н., Монько Т. (2020) Обучение в вузе как важный фактор социализации студентов в России. 6-я Международная конференция по достижениям в образовании. Тезисы трудов. Стр. 517-520. (на англ.).
  11. Фарфоровский В.Ф. (1981) Военно-патриотическое воспитание школьников (во внеурочное время): пособие для учителей. М.: Просветление. 128 стр. (на рус.).
  12. Лисовский В. Т. (1991) Социология молодежи. Социологический словарь. Стр. 407-410. (на рус.).
  13. Луговинов В.И. (2011) Военно-патриотическое воспитание молодежи. М.: Изд-во РАГС. 172 стр. (на рус.).
  14. Лутовинов В.И. (1996) Социально-философский анализ патриотизма и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Москва: Институт РАН. 206 стр. (на рус.).
  15. Медушевская Н.Ф. (1997) Патриотизм и духовность. Духовность. Патриотизм. Традиции. М.: МУИ МВД. Стр. 104-110. (на рус.).
  16. Мирский Р.Я. (1988) Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. М.: Мысл. 251 стр. (на рус.).
  17. Поляков Л. (1992) Логика «русской идеи». Социальные науки и современность. 1992. Том. 3. Стр. 70-84. (на рус.).
  18. Радионов Э.Г. (1997) Индивидуальная воспитательная работа с будущими офицерами. Эффективность и ее критерии. Сборник научных трудов Vol. 1. Москва: ВУ. Стр. 192-205. (на рус.).
  19. Рыбников В.В., Слободин В.П. (1993) Белое движение в годы Гражданской войны в России: сущность, эволюция и некоторые итоги. Москва: ГА ВС. 98 стр. (на рус.).
  20. Шендрик А.И. (1994) Коллизии ценностного сознания российской молодежи в постперестроечный период. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. Москва: Социум. Стр. 51-59. (на рус.).
  21. Слюсаренко И. О., Ершов Б. А. (2013) Духовно-нравственное воспитание и воспитание в сфере глобальных проблем современности. В сборнике: Россия и мир на новом этапе глобальной конкуренции. материалы Международной научно-практической студенческой конференции. Стр. 247-249. (на рус.).
  22. Средин Г.В., Волкогонов Д.А., Коробейников М.П. (1981) Человек на современной войне. Москва: Воениздат. 254 стр. (на рус.).
  23. Ткачев С.С. (1988) Военно-патриотическая работа в учреждениях профессионального образования: учеб.-метод. М.: Высшая школа. 88 стр. (на рус.).
  24. Царевский А.А. (1991) Значение православия в жизни и исторических судьбах России. Л.: Альфа. 76 стр. (на рус.).
  25. Волков В.К. (1993) Этнократия – непредвиденное явление посттоталитарного мира. Политические исследования. Том. 2. Стр. 16-19. (на рус.).
  26. Вырщиков А.Н. Табатадзе Г. С. (1997) Концепция городской программы формирования гражданского патриотизма. Волгоград. КДМ. 15 р. (на рус.).
Цитата

Рябцев Алексей Владимирович «Ценность патриотического воспитания молодежи в России» Вестник социально-экономических и гуманитарных исследований, Том 15, Выпуск 17 С. 67 — 74. doi: 10.52270/26585561_2022_15_17_67

Художник недели: Тимур Новиков

Идеи и творчество Новикова актуальны и по сей день. Регулярно в крупных музеях страны и крупнейших галереях мира проходят его выставки. Один из самых крупных и представительных открыт в эти дни в ММСИ

Тимур Новиков Самовывоз. 1979
Источник: mmoma.ru

Современное искусство часто (мягко говоря) склонно к неясности.

Сформировав образ «непонятого гения», публика долгое время не задает артистам никаких вопросов, спасаясь от полного непонимания единственным способом — умным лицом.

Тимур Новиков

В эти дни в ММСИ на Гоголевском бульваре стартовала крупнейшая ретроспектива известного петербургского художника последней трети XX — начала XXI века, одного из самых ярких представителей андеграундного искусства, теоретика искусства, арт-деятеля и педагог, лидер группы «Новые художники» Тимур Новиков (1958-2002).

Тимур Новиков родился в Ленинграде 24 сентября 1958 года.

Искусством увлекся рано, с шести лет в кружке рисования Пионер Дзержинского района.

В 1969 году четвертый Тимур и его мать переселились на Новую Землю, факт его биографии впоследствии позволил многим исследователям и толкователям искусства Новикова утверждать, что именно очень открытый горизонт полярной тундры привел его к построению горизонтальной перспективы.

В 1972 году Тимур вернулся в Ленинград. Через год он закончил 8 классов, поступил в Ленинградский химико-технический факультет лакокрасочной промышленности (« Я легко поступил в это место и стал учиться на инженера-технолога по производству лакокрасочных материалов, что казалось близким к искусству »), и стал посещать клуб «Молодое искусство» при Русском музее. В техникуме Тимур проучился два года, потом работал киномехаником, котельным оператором в хронометраже.

Персональная выставка О. Котельников. Галерея «АССА». Ленинград. 1983
Архив О. Котельникова
Источник: timurnovikov.ru

В 1977 году познакомился с представителями «Хроники» (по определению Новикова, «Хроника» была группой художников-нонконформистов, авангардистов, независимых. Группа ориентирована по крайнему экспрессионизму: западному, немецкому и особенно экспрессионизму и примитивизму кружка Ларионова) и примкнул к ней. В группе 1978, Новиков организовал им первый в России художественный сквот. Кирилл и Мефодий: «

Удалось стащить большой дом, бывший храм, ныне отходящий Грузинской Патриархии, снять его за 40 рублей в месяц целиком. Там и уместилась правильная группа «Хроника» ».

В 1980 году Новиков организовал галерею «Асса» — прямо в своей коммуне, галерея, просуществовавшая до 1987 года, стала своеобразным местом встречи и центром, вокруг которого аккумулировалась передовая творческая и художественная общественность 19-го века.80-е годы.

Картины Новикова того времени также близки по стилю неоэкспрессионизму. В основном это пейзажи, где среди ярких цветовых пятен просматриваются вырезанные из журналов аппликации — архитектурные красоты. В то же время он активно экспериментирует с картинным пространством: создает так называемые пейзажные планы, где виды Ленинграда изображены сверху, с пренебрежением к законам перспективы.

  • экспозиция в ММСИ. 2013
    Фото: Мария Кузнецова, AI
  • Тимур Новиков Ленинградский пейзаж. 1982
    холст, масло, фольга. 105 х 184,5
    Источник: timurnovikov.ru

Важнейшая ее концепция — рекомпозиционная теория, разработанная Новиковым к середине 1980-х гг. « Реструктуризация — не отказ от старого, а использование любого опыта в новом контексте. Рекомпозиции можно подвергнуть все. Это увлекательная работа. Возможность проверить всю информацию. Новые ряды идут в музеи — на работу с искусством, залежавшееся искусство. Кто не новый — тот старый. Он — материал для перекомпоновки… »

Тимур Новиков Портрет Виктора Цоя. 1986
Оргалит, темпера. 90 х 60
Источник: timurnovikov.ru

В 1984 году создал свой творческий коллектив — группу «Новые художники», участники которой часто выходят из «Хроники», входил в состав новообращенных адептов искусства и философии Новикова. Первоначально в состав группы входили Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Георгий Гурьянов, затем к концу 19 века присоединились Вадим Овчинников, Валерий Черкасов, Владислав Гуцевич, Андрей Медведев и другие артисты.80 в группе очень разнородной по составу и творческим устремлениям, насчитывалось, по разным данным, более 70 участников.

В дальнейшем влияние группы вышло за рамки изобразительного искусства — в ней появились композиторы Игорь Веричев и Валерий Алахов, Георгий Гурьянов возглавил Виктор Цой (пока художник). Позже к составу группы присоединился «Кино» и «Поп-механика» Сергей Курёхин. В 1983 году музыкальная часть «Новых артистов» получила название «Новые композиторы». Среди заявленных направлений группы были «новая музыка» и «новый театр».

В Институте текстильной и легкой промышленности организована первая выставка «Новые художники» с Новиковым, Сотниковой и Хазановичем. В дальнейшем группа Новикова устроит свои выставки, презентации и перформансы на многих площадках, в том числе и в галерее «Асса». «Новые» играют рок-музыку, ставят пьесы и пишут литературные произведения, снимают кино и видео.

считая главной целью искусства преображение мира, «Новое» переписывание действительности средствами искусства, опираясь на эстетический лозунг «всеобщность» русских авангардистов Михаила Федоровича Ларионова и Кирилла Зданевича, и были готовы «охудожествить» самые разнообразные и порой неожиданные вещи, работающие чуть ли не в технике реди-мейд.

Позже, когда «Новые художники» и искусство Тимура Новикова приобрели известность и популярность на Западе, стало очевидно, что ленинградский андеграунд в целом — наша собственная версия западных течений неоэкспрессионизма и «новой волны», а не заимствованная , причем достаточно самостоятельный.

В творчестве Новикова в этот период господствовала идея работы над зрителем малыми образами. Появились его «Горизонты» — коллажи и трафареты на ткани с предельно обобщенными и минималистичными изображениями. Принцип рекомпозиции, изобретенный для себя Новиковым, создает новое искусство из старых, предназначенных для повторного использования материалов, а его текстильные коллажи смыслом приобретают все качества ткани, в том числе ее фактуру и структуру. Соответствие ткани и еще одному важному для художника принципу – компактность, художественный коллаж легко снимается со стены, складывается и легко перемещается в другое место.

Основной жанр «горизонтов» — пейзаж. « Моя работа проста — они не загружены информацией, отдых — вот что я стараюсь дать зрителю. На самом деле человек отдыхает в созерцании пейзажа… Каждый раз, когда я работаю, я сверяю его [пейзаж] с пространством над кроватью — может ты будешь его видеть каждый день? Не испортит ли это настроение? .. Комфорт восприятия — одна из важнейших задач, которую я ставил перед собой, разрабатывая изобразительную систему », используемую в «Горизонтах».

  • Тимур Новиков Ледокол. 1989
    Ткань, акрил. 100 x 169
    Источник: mmoma.ru
  • Тимур Новиков Грусть Энди Уорхола. 1989
    Ткань, акрил. 205 x 194
    Источник: timurnovikov.ru

Ткань была основным материалом художника. Тимур сшил два разных куска — шов в его работе означал горизонт. Такое членение картины давало художнику возможность минимальными средствами создавать динамичные темы: лес с бегущим оленем, подводная лодка, городская набережная, египетские пирамиды, лебединое озеро, идущий по пустыне верблюд, восходящее солнце. На основе своих «горизонтов» Тимур Новиков вывел теорию знака и перспективу, которая, по мнению его последователей, явилась языком нового искусства, а современный компьютер близок к эстетике и древней иероглифике, архаическому искусству, многообразным социально-эстетическим явлениям. (татуировки, детское творчество и др.).

В 1989 году Тимур Новиков путешествовал по Европе, выставлялся в галерее Тейт и историко-художественном музее в Турку. Увлекся видеоартом и вместе с Дж. Форестером, Б. Мамышевым и Г. Гурьяновым создал Пиратское Телевидение (ПТВ) — проект, саркастически отыгрывающий официоз и пафос официального телевидения. Он даже сыграл с Владиславом Мамышевым одну из главных ролей в ВРП «Опять метки». : « В 1990 году я начал чувствовать очарование классики, и в 1988 году мы начали организовывать свою новую академию. Потом была первая волна консерватизма. В 1989 году мы образовали на базе старых времен организацию «Новые художники» — каждую Новую Академию Искусств — Новую Академию Изящных Искусств.

Новая Академия Искусств была всякой альтернативной академией авангардом: мы водили туда наших друзей, Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Джона Кейджа, Брайана Ино, Эндрю Логана, вручали им наши дипломы и сертификаты. Новая художественная академия входила в состав каждого Ленинградского свободного университета, открытого в 1988 в главном лекционном зале общества «Знание», где я заведовал кафедрой живописи.

Надо сказать, что в 1990-х годах изменился не только стиль искусства, но и образ жизни. Бывшие «новые художники» много внимания уделяют редким книгам, посещают Мариинский театр, изучают произведения старых мастеров в музеях. Изменилась мода: в повседневную жизнь вошли трости, лорнеты, фраки, цилиндры, корсеты и бархатные платья сложного кроя или пальто от «Строгого мальчика» Константина Гончарова. На вечеринках классическая музыка сменилась техно, на вернисаж неоакадемисты приглашали камерные оркестры».

изменились и работы художника — в них появились новые сюжеты и новый стиль исполнения. Исчезли и вышитые «Горизонты» — и на дорожном полотне (шелк, бархат, парча — общественное сознание связывает их с историчностью, миром классического искусства) стало что-то вроде медальонов с репродукциями прошлого, изображениями классических скульптур, антиквариата. камеи, портреты и вышивки. Любимые персонажи Новикова — Оскар Уайльд, автор теории чистого искусства, и Людвиг II Баварский, «король-лебедь»9.0003

  • Тимур Новиков Русский музей. 1991
    лента для печати на ткани
    Источник: timurnovikov.ru
  • Тимур Новиков Оскар и Бози. 1992-1993
    Смешанная техника на ткани
    Источник: mmoma.ru

эстетику классического искусства и черпать вдохновение в идеальном образе прошлого. Заявление о политике неоакадемизма можно считать манифестом, написанным Новиковым в 1993: « Мы должны научиться писать красивые картины, мы должны научиться лепить красивые скульптуры, мы должны научиться строить прекрасные дворцы, мы должны научиться сочинять красивые стихи, мы должны научиться сочинять прекрасную музыку » .

Портрет Тимура. 1998
Фото Натальи Жерновской
Источник: mmoma.ru

В 1997 году Тимур Новиков потерял зрение из-за болезни. Это событие во многом стало причиной смены имиджа и риторики артиста. В 40 лет неполный образ современного (даже слегка американизированного — в джинсах и футболке), вечно молодого и веселого юноши сменил неземной облик старика с бородой и посохом. Со сменой имиджа менялась и декларация: в движении к общедоступной, основанной на общепонятной красоте классической традиции материалах, сюжетах и ​​деталях Новиков становился противником иного рода модернизма. Все это не могло не иметь влияния на его последователей, тем более он сохранял ту же интенсивность, что и прежде, учить, работать над теорией искусства, творить.

Хлобыстин Вместе с Андреем в 1998 году Новиков издавал газету «Художественная воля». После этого «творческая воля» по инициативе Новикова и Хлобыстина устроила «сожжение палок» в форте Кронштадт, посвященное 500-летию казни Джироламо Савонаролы: Новиков огромной толпой народа сжег одно из его произведений, повторяя одно за «костер тщеславия», затеянный флорентийским проповедником XV века, был казнен.

В Мраморном дворце открылась ретроспектива Новикова 1978-1998 гг., Государственный Русский музей, изданная к открытию его биография и книга «Новый русский классицизм».

В конце 1990-х Новиков много сделал как теоретик искусства. написали и издали книги «Похищение Европы» и «Похищение разума», возникло художественное движение «Новое серьезное», в котором участвовали художники Денис Егельский, Егор Остров, Георгий Гурьянов, Станислав Макаров, Андрей Медведев и др. и открылось выставка движения «Новые позитивные веяния» в залах ГРМ в Михайловском замке.В 2001 году участвовала в Пунинских чтениях (СПбГУ) на тему «Две истории современного искусства».

23 мая 2002 года Тимур Новиков неполных 44 лет умер от пневмонии. 26 мая после отпевания в церкви Нерукотворного лика в Конюшенном районе погребен на Смоленском православном кладбище.

  • Выставка в ММСИ. 2013
    Фото Мария Кузнецова, AI. 2013
  • Выставка в ММСИ. 2013
    Фото Мария Кузнецова, AI. 2013

Новиков Идеи и творчество актуальны и по сей день. Регулярно в крупных музеях страны и крупнейших галереях мира проходят его выставки. Одно из самых больших и представительных мест в наши дни в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Выставка организована к 55-летию художника и наилучшим образом представляет его творчество и историю его жизни. Работы для выставки предоставлены крупнейшими музеями России и 15 частными коллекциями России и Европы. В экспозицию вошли более 125 работ, около 100 из них экспонируются впервые в Москве, а большая часть впервые показывается в России. Разделы выставки, посвященные основным этапам творчества Новикова: выразительная живопись и рисунок 1978-1980-е, серия панно «Горизонты» 1987-1991; неоакадемизм 1990-х, «новая серьезность» Примерно 1990-2000-е гг.


Тимур Новиков Баскетбол. 1989
ткань, акрил. 200 х 186
Сотбис. 12.03.2008
Эстимейт: 20 000–30 000 фунтов
Результат: 36 500 фунтов
Источник: artinvestment.ru

Теперь о деньгах. На сегодняшний день в базе ARTinvestment.RU указано, что его работы появлялись на аукционах почти пятьдесят раз (т.е. рынок сам по себе невелик). Они включают в свои каталоги крупнейшие дома — Christie’s, Sotheby’s, Phillips. Аукционная «география» Новикова обширна, купить его работы можно и в континентальной Европе, и в Великобритании и США, реже в России (аукционный дом «Совком», 2008 г.). Но купленные работы в основном идут в Англию — 16 из 24 проданных лотов попали по адресу.

Оптовые продажи произведений Новикова приходится на 2007-2008 гг. 12 марта 2008-го на Sotheby’s была достигнута максимальная на сегодняшний день для художника аукционная цена — акрил на ткани «Баскетбол» ушел с торгов за 60 тысяч долларов. Второе и третье места в ценовом рейтинге работы художника занимают «Белая ночь» (1990), проданная в феврале 2007 года на Sotheby’s за 36 000 фунтов, и «Тень» (1978), за которую в июне того же в 2007 году покупатель в MacDougall’s пожалел 27 170 фунтов стерлингов.


Тимур Новиков Белая ночь. 1990
ткань, акрил. 163 х 150
Сотбис. 15.02.2007
Эстимейт: 15 000–20 000 фунтов стерлингов
Цена: 36 000 фунтов стерлингов
Источник: artinvestment.ru

Тимур Новиков Тень. 1978
доска, масло. 45 х 35
Макдугаллс. 15.6.2007
Эстимейт: 3 000–5 000 фунтов
Результат: 27 170 фунтов
Источник: artinvestment.ru

Мария Кузнецова, АИ

Источники : mmoma.ru, newacademy.spb.ru, timurnovikov.ru, Гуревич . Художники ленинградского андеграунда: Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2007, artinvestment.ru

© artinvestment.ru, 2022


Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, в том числе иллюстрированная справочная информация о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *