Олигофрения признаки и симптомы у детей: Олигофрения у детей — симптомы, причины, степени, лечение олигофрении

Содержание

Умственная отсталость у детей. | Клинический центр «Психиатрия – наркология»

Режим работы
Пн.-Пт.: 8:00-17:00

Телефоны
колл-центра

+375 (17) 311-00-99
+375 (29) 899-04-01
+375 (29) 101-73-73

Задать вопрос Задать вопрос

  1. О нас
  2. Новости
  3. Умственная отсталость у детей.

Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей.

В медицинском справочнике заболевание носит название «олигофрения». Чем скорее родители ребенка с диагнозом умственной отсталости примут его индивидуальные особенности, тем быстрее они смогут начать корректирующие и поддерживающие мероприятия.

Заторможенное восприятие отдельных предметов требует не только больше времени, но и не позволяет проводить между ними соответствующую взаимосвязь. Графические предметы, буквы, цифры, похожие по звучанию слова у детей с данным диагнозом помимо замедленного и ограниченного восприятия, путаются, смешиваются. Ребенок не может воспринимать важную информацию, выхватывая лишь фрагменты. Он не может дать анализ или описание картинке или предмету. Обратив внимание на определенный предмет, ребенок не переходит к изучению следующего, поэтому нуждается, чтобы его побуждали к действиям.

Основное отличие от здоровых детей заключается в сложности воспроизведения полученной информации из-за нарушенной мыслительной деятельности и дефекта речи. Овладение чтением и письмом является довольно сложным процессом.

Дети с этим заболеванием невнимательны, не способны доводить начатое до конца. Недоразвитость отображается и на эмоциональной сфере, когда эмоции отсутствуют или ограничены, а различные переживания не проявляются. Нарушены волевые процессы, дети не активны. Они позже начинают держать головку, ползать, ходить, проявлять интерес к предметам и различать их, лепетать, узнавать родных или чужих людей.

  • Легкая умственная отсталость. Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме.
    Основные затруднения
    обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы умственной отсталости и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии и их диагноз может быть снят или пересмотрен.
  • Умеренная умственная отсталость. Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
  • Тяжелая умственная отсталость. Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов, мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения.
  • Глубокая умственная отсталость. У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается,- она полностью нарушена. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. При тяжелой форме умственной отсталости дети малоподвижны. При таком диагнозе на первое место выходит медицинский уход за ребенком, услуги социальной няни.

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие

симптомы и признаки как отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста. Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Важно помнить, что чем раньше начать реабилитацию, тем лучше. Также первостепенная задача – ранее выявление заболевания. Однако проблема заключается в том, что очень сложно диагностировать умственную отсталость на ранних сроках развития ребенка. Как правило, подозрения у родителей возникают с двух лет, когда ребенок не говорит или говорит плохо. И только ближе к трем-четырем годам ставят диагноз «умственная отсталость», поскольку проблема становится явной.

Родителям следует обратить внимание:

  • насколько хорошо и уверенно ребенок держит головку;
  • когда он научился сидеть самостоятельно;
  • как ребенок ползает;
  • как произносит первые звуки, лепечет.

Основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:

  • Вовремя обратитесь за медицинской помощью и выясните причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
  • Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
  • Старайтесь не изолировать ребенка от сверстников и взрослых, несмотря на все опасения.
  • Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
  • Не завышайте планку ожидаемых результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или искаженным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.

Заболевание: Олигофрения у детей | «НейроСпектр»

Из общих сведений

Термин «олигофрения» нередко подменяют понятием «умственная отсталость», но однозначно это — особая форма дизонтогенеза (нарушение развития психики), которая характеризуется преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Эта форма олигофрении является весьма распространенной патологией и может быть как врожденной, так и возникать в первые дни рождения и в ранний постнатальный период.

По статистике, в развитых странах олигофрения диагностируется примерно у 1 % населения, вместе с тем у 85 % отмечается легкая степень умственной отсталости, у 10 % — умеренная, еще у 4 % — тяжелая и только у 1 % заболевание проявляется в очень тяжелой форме. По мнению психотерапевтов, олигофрения в целом «прижилась» приблизительно у 3 % населения; однако эта часть больных оказывается вне поля зрения врачей из-за слабо выраженной патологии, хорошей адаптации в обществе, а также разных подходов к диагностике заболевания.

Отмечается, что в отличие от девочек у мальчиков олигофрения развивается в полтора-два раза чаще. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6–7 лет (начальный период обучения в школе) и в 17–18 лет, когда юноши оканчивают школу, выбирают специальность или готовятся к службе в армии. Тяжелая степень заболевания преимущественно выявляется еще в первые годы жизни. В других случаях провести раннюю диагностику олигофрении весьма затруднительно, потому что современные методики оценки мышления ребенка и его способностей к социальной адаптации больше подходят для «зрелой» психики. При постановке диагноза Олигофрения в младенчестве и раннем периоде жизни учитывается, скорее, выявление предпосылки к диффузной задержке психического развития и определение прогноза.

Лечение олигофрении у детей проводят психиатры и психоневрологи в рамках междисциплинарного подхода с врачами других специальностей: психологами, логопедами и дефектологами.

Где собака зарыта — причины олигофрении

По классификации, олигофрения делится на первичную (генетические мутации) и вторичную (из-за других факторов) формы. Специалисты называют несколько причин развития олигофрении: генетические (обусловлены поражением плода во внутриутробном периоде; связанные со значительной недоношенностью в процессе родов; вызванные поражениями головного мозга: травматическими, инфекционными и пр.) и вследствие педагогической запущенности. Однако не исключено, что в отдельных случаях причину возникновения и развития умственной отсталости определить не получается вовсе.

Скрупулезная статистика констатирует, что около 50 % случаев выявления тяжелой стадии олигофрении являются следствием генетических нарушений. В этом списке — хромосомные отклонения при синдромах Дауна и Вильямса, нарушения процессов запечатления (импринтинга) при синдромах Прадера-Вилли и Ангельмана, всевозможные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых патологических состояниях, развивающихся из-за отсутствия/нарушения активности каких-либо ферментов (ферментопатиях). Вместе тем к поражениям плода, провоцирующим олигофрению, можно отнести ионизирующее излучение, пониженное содержание кислорода (гипоксию) плода, алкоголизм и наркоманию роженицы, резус-конфликт/иммунологический конфликт между матерью и ребенком, а также внутриутробные инфекционные болезни (сифилис, герпес, краснуху и др. ).

При значительной недоношенности плода возникновение олигофрении связывают с недоразвитием всех систем организма, его неприспособленностью к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться из-за асфиксии и родовых травм. В числе провоцирующих олигофрению поражений головного мозга — черепно-мозговые травмы, водянка (гидроцефалия), менингит, воспаление оболочек и вещества головного мозга (энцефалит и менингоэнцефалит). Устойчивое отклонение ребенка от нормы в поведении, в его нравственном сознании и учебной деятельности как показатель умственной отсталости выявляется в основном у детей алкоголиков и наркоманов.

Симптоматический «триптих» олигофрении

При этом заболевании страдает не только интеллект, но вкупе речь, память, воля, эмоции; кроме того, нарушается способность концентрировать внимание, правильно воспринимать информацию и перерабатывать ее. Во многих случаях отмечаются нарушения двигательной функции в различной степени выраженности, а в ряде заболеваний, которые провоцируют олигофрению, — различные соматические/неврологические расстройства.

В наибольшей степени удару подвергается образное мышление: больные не способны обобщать факты, наблюдения и абстрагироваться в окружающих условиях. Так, мышление больных с тяжелой формой олигофрении напоминает интеллект детей трех-пяти лет. При легких формах олигофрении нарушения развития интеллекта выражаются не столь ярко; между тем налицо размытость мыслительных процессов, неспособность решать простые задачи в стандартной ситуации, сниженная концентрация внимания. Страдающие олигофренией легко и быстро отвлекаются, с трудом концентрируются или не могут сконцентрироваться на определенном действии, его выполнении. Любая их инициатива характеризуется незрелостью и эпизодичностью, обусловлена сиюминутным эмоциональным реагированием на текущую ситуацию.

Память преимущественно ослаблена, в некоторых случаях при олигофрении наблюдается вполне удовлетворительное избирательное механическое запоминание несложной информации: имен, топонимов, цифр. Речь достаточно упрощенная, характеризуется скудным лексиконом. Очевидна склонность использовать емкие фразы и простые предложения, допуская в них ошибки. Зачастую выявляются различные нарушения речи. Также от степени олигофрении у детей напрямую зависит способность читать. При легкой степени возможно чтение и осознание прочитанного, при этом обучение занимает намного больше времени, чем у их здоровых сверстников. При тяжелой степени олигофрении пациенты либо вообще не умеют читать, либо в результате упорного длительного обучения способны распознавать некоторые буквы, но не могут понять смысла того, что прочитали.

Снижается способность решать повседневные бытовые вопросы: больным олигофренией трудно самостоятельно подобрать одежду в соответствии с погодными условиями, закупиться продуктами, приготовить себе еду, убраться в квартире и т. д. Они, не задумываясь о последствиях, принимают скоропалительные решения и могут попасть под влияние незнакомых людей. При всем этом уровень самокритики у них снижен, физическое состояние сильно варьируется. Некоторые из больных олигофренией нормально развиты, отмечается даже, что физическое развитие у них заметно превышает средний уровень, однако большинство демонстрируют очевидное отставание от нормы.

Каковы особенности заболевания у детей

Как отмечают специалисты, выраженность у детей клинических проявлений олигофрении нередко зависит от возраста ребенка. В основном признаки заболевания становятся хорошо заметными уже после шести-семи лет, но некоторые симптомы олигофрении можно распознать и в более раннем возрасте. Малыши зачастую проявляют повышенную раздражительность. Они труднее, чем сверстники, вступают в эмоциональный контакт со взрослыми, реже общаются с ровесниками, мало интересуются всем, что их окружает. Работа с детьми-олигофренами — обучение их элементарным действиям (правильно пользоваться столовыми приборами, одеваться и обуваться) — занимает в разы больше времени.

При олигофрении выявляется задержка в развитии возрастной жизнедеятельности. До трех-четырех лет, когда сверстники живо учатся играть, малыши с олигофренией мало проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими «орудовать». Впоследствии маленькие пациенты отдают предпочтение простым играм. В то время когда здоровые дети активно учатся подражать взрослым и копируют их поведение на игровом пространстве, дети с олигофренией только знакомятся с игрушками: переставляют и вертят ими. Хуже обстоят дела с рисованием, лепкой или конструированием: эти занятия либо мало привлекают пациентов, либо они участвуют в них на примитивном уровне (делают каракули в том возрасте, когда другие дети неплохо рисуют и т. д.).

Заболевание отрицательно влияет на способность различать свойства предметов и общаться с внешним миром. Дети с олигофренией демонстрируют хаотичную активность или действуют по строгому шаблону, не учитывая реальных обстоятельств. Навык концентрации внимания находится у них на минимальном уровне. Развитие речи характеризуется отставанием от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией значительно позднее начинают лепетать, пытаться произносить первые слова, хуже ровесников воспринимают обращенную к ним речь, а в последующем и вовсе слабо понимают словесные конструкции.

Для того чтобы запомнить наглядный или словесный материал, детям с олигофренией требуется намного больше повторений: любая новая информация слабо закрепляется в их памяти. Как правило, у дошколят запоминание носит преимущественно непроизвольный характер — в памяти в основном остается только самое яркое и необычное. Вследствие слабого (или отсутствующего) образного мышления дети-олигофрены трудно, а порой безуспешно решают абстрактные задачи, плохо воспринимают иллюстрации как символическое отражение ситуации и т.п. Наряду с перечисленным отмечается снижение волевых качеств: они демонстрируют импульсивность, отсутствие инициативы и самостоятельности.

Эмоциональное развитие детей-олигофренов также значительно отстает от возрастной нормы. Палитра переживаний намного скуднее по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции неустойчивы и поверхностны. Зачастую в их поведении наблюдается неадекватность, а порой избыток эмоций, объем которых не соответствует конкретной ситуации. Отсюда вывод, что характерной чертой олигофрении является не столько общее отставание в развитии, а скорее, его своеобразие. Имеются в виду неравномерность «созревания» ряда аспектов психической деятельности, а также двигательной активности, учитывая возрастные нормы, задержка развития, его скачкообразность с некоторыми эмоциональными «всплесками».

Как диагностируется олигофрения

Диагностика проводится без затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза, в котором отражаются данные о задержке психического/физического развития, личной беседы с пациентом и результатов проведенных специальных исследований. В ходе беседы врач оценивает, какой уровень речи преобладает у больного, его словарный «багаж», способность обобщать и мыслить абстрактно, а также уровень того, как он оценивает себя, насколько критично воспринимает себя и в целом окружающий его мир. Для того чтобы точнее оценить уровень развития психических процессов, применяются различные стандартизированные психологические тесты.

Обычно в ходе исследования мышления больного с олигофренией врач предлагает сравнить несколько понятий, а затем объяснить смысл метафор, поговорок или пословиц, попытаться определить закономерность и последовательность событий, которые изображены на нескольких рисунках и т. д. Для того чтобы провести оценку памяти пациента, врач также может предложить ему выслушать и запомнить короткую несложную историю, а потом пересказать ее.

Для определения причин развития олигофрении проводится лабораторное обследование. Перечень необходимых анализов и инструментальных исследований напрямую будет зависеть от выявленных соматических/неврологических/психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга, электроэнцефалография (ЭЭГ), кариотипирование (исследование кариотипа), пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз, и другие анализы.

Как проводится лечение и реабилитация

Проводить коррекцию отставания в психическом развитии ребенка эффективно в случае раннего выявления ферментопатий. В остальных случаях при болезни олигофренией проводится симптоматическая терапия. Если по результатам исследований выявляются внутриутробные инфекции, назначается соответствующее лечение. Больным прописывают витамины, ноотропы, антиоксиданты (антиокислители) и антигипоксанты, а также средства, способствующие улучшению метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении назначаются седативные лекарственные средства, а, напротив, при заторможенности — психостимуляторы мягкого действия.

Специалисты нашего Центра (психиатры, неврологи, дефектологи и логопеды) оказывают профессиональную помощь в адаптации детей с олигофренией к различным процессам самообслуживания и жизни в обществе. Даже находясь среди людей, малыш нередко живет в некоей изоляции. Он плохо или совсем не понимает окружающих, а те, наоборот, плохо или вовсе не понимают его. Такая особенность зачастую может усугубляться недостаточностью эмоционального взаимодействия с ближайшими родственниками.

Случается, что родители после постановки своему ребенку диагноза Олигофрения не до конца осознают важность ситуации и не находят общего языка с ребенком, что провоцирует малыша уходить в себя, в мир собственных переживаний. Это затрудняет его социализацию (он чувствует, что лишен поддержки окружающих) и дальнейшее обучение. Устранить эту проблему поможет курс специальных занятий как с детьми в отдельности, так и вместе с их родителями. Эти занятия нацелены на обучение взрослых правильно взаимодействовать с ребенком, а его самого — контактировать с ними, со своим сверстниками и другими взрослыми людьми. Дополнительно при системном недоразвитии речи малыша стоит пройти курс коррекционных занятий с логопедом.

Прогноз при олигофрении определяется врачами соответствующей квалификации. Результаты зависят от того, какова степень умственной отсталости, когда был поставлен диагноз и начато лечение. Практика свидетельствует, что если своевременно провести лечение и реабилитацию пациентов с легкой степенью олигофрении, то впоследствии они смогут самостоятельно решать бытовые проблемы, даже осваивать простые профессии и самостоятельно жить в обществе. Так что, у всех задач есть решения…

детей с умственной отсталостью — HealthyChildren.org

Умственная отсталость (ID) ( ранее называлась умственной отсталостью ) является наиболее распространенным нарушением развития — почти 6,5 миллиона человек в Соединенных Штатах имеют ту или иную степень умственной отсталости. (более 545 000 человек в возрасте от 6 до 21 года).

Что такое «умственная отсталость»?

Дети с ИД имеют значительные трудности как в интеллектуальное функционирование (например, общение, обучение, решение проблем) и адаптивное поведение (например, повседневные социальные навыки, рутины, гигиена).

ИД могут быть легкими или более тяжелыми. Детям с более тяжелыми формами обычно требуется больше поддержки, особенно в школе. Дети с более легкими расстройствами личности могут приобрести некоторые независимые навыки, особенно в сообществах с хорошим обучением и поддержкой. Существует множество программ и ресурсов, которые могут помочь этим детям по мере их взросления.

​С принятием Закона Розы в 2010 году многие штаты заменили всю терминологию с «умственная отсталость» на «умственная отсталость». К сожалению, людям потребовалось время, чтобы использовать новый термин.

Широкая общественность, в том числе семьи, и государственные деятели на местном, государственном и федеральном уровнях начинают осознавать, насколько оскорбительным является этот термин. Американская академия педиатрии (AAP) не поощряет использование и не продвигает термин «умственная отсталость».

Как узнать, есть ли у моего ребенка умственная отсталость?

Чтобы помочь вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал, очень важно получить помощь как можно раньше. Поговорите с врачом вашего ребенка, если вы считаете, что это может быть проблемой. Вас могут направить к педиатру, специализирующемуся на развитии и поведении, или другому специалисту-педиатру для дальнейшей оценки и скрининга.

Есть много признаков умственной отсталости. Например, дети могут:

  • Садиться, ползать или ходить позже других детей
  • Научитесь говорить позже или у вас проблемы с речью
  • Проблемы с пониманием социальных правил
  • Проблемы с пониманием последствий своих действий
  • Проблемы с решением проблем
  • Проблемы с логическим мышлением

О задержке развития:

Сначала ваш врач может сказать, что у вашего ребенка отставание в развитии. Позже вашему ребенку может быть поставлен диагноз ID. Несмотря на то, что у всех детей с ИД в раннем возрасте проявляются признаки задержки развития, не у всех детей с задержкой развития в конечном итоге развивается ИД. Иногда легкий ID может быть не распознан до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу и не будет учиться в том же темпе, что и его сверстники.

Как диагностируется умственная отсталость?

Ребенок должен иметь оба значительно низкий IQ и значительные проблемы в повседневном функционировании, чтобы быть диагностированным с ID.

О IQ-тесте:

IQ («Коэффициент интеллекта») измеряет навыки ребенка в обучении и решении проблем. Нормальный показатель IQ составляет около 100. Дети с ИД имеют низкий показатель IQ — большинство баллов находится в диапазоне от 70 до 55 или ниже.

Обычно дети не могут пройти тест на интеллект (тест коэффициента интеллекта или тест IQ) , пока им не исполнится от 4 до 6 лет. Поэтому родителям, возможно, придется подождать, пока ребенок достигнет этого возраста, прежде чем точно узнать, есть ли у их ребенка удостоверение личности. Иногда это может занять больше времени.

Об адаптивном поведении:

Как упоминалось ранее, у ребенка также должны быть серьезные проблемы в повседневной жизни, чтобы ему поставили диагноз ID. Чтобы измерить адаптивное поведение , врачи и другие оценщики смотрят на то, что ребенок может делать по сравнению с другими детьми того же возраста. Примеры включают:

  • Навыки ухода за собой (например, одеваться, ходить в туалет, есть самостоятельно)
  • Коммуникативные и социальные навыки (например, общение, пользование телефоном)
  • Школьные или рабочие навыки
  • Учебные процедуры
  • Безопасность
  • Обращение за помощью
  • Использование денег

Большинство детей с ИД могут многому научиться, а во взрослом возрасте могут вести хотя бы частично независимую жизнь.

Что такое лечение и перспективы умственной отсталости?

Нет лекарства от ID, однако большинство детей могут научиться делать многие вещи. Просто им нужно больше времени и усилий.

Ресурсы поддержки:

Во многих семьях есть ребенок с инвалидностью. Один из способов найти агентство поддержки семьи в вашем штате — это обратиться к Family Voices и нажмите на карту штата или позвоните им по бесплатному номеру 888-835-5669.

В каждом штате также есть Информационный центр для родителей (PIC), который помогает семьям с детьми их детей. потребности в специальном образовании.

Какие распространенные сопутствующие состояния у детей с умственными недостатками?

Дети с тяжелыми формами ИД чаще имеют дополнительные нарушения и/или расстройства по сравнению с детьми с более легкими ИД.

Примеры сопутствующей инвалидности:

  • Церебральный паралич
  • Эпилепсия
  • Нарушение зрения
  • Потеря слуха
  • Речевые и языковые проблемы

​Врач вашего ребенка или местное агентство по развитию могут помочь вам получить поддержку или услуги в вашем районе.

Дополнительная информация:

  • Перспективы для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями
  • Раннее вмешательство (EI)
  • Индивидуальная программа обучения (IEP)
  • Радио «Здоровые дети»: советы родителям детей с особыми потребностями (аудио)
  • Американская ассоциация интеллектуальных нарушений и нарушений развития


Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и лечение

Автор Florence Byrd

В этой статье

  • Что такое умственная отсталость?
  • Каковы признаки умственной отсталости у детей?
  • Что вызывает умственную отсталость?
  • Можно ли предотвратить умственную отсталость?
  • Как диагностируется умственная отсталость?
  • Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?
  • Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?

Умственная отсталость (ID), когда-то называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями могут и действительно осваивают новые навыки, но они осваивают их медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от легкой до глубокой. Термин «умственная отсталость» больше не используется, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок.

Что такое умственная отсталость?

Человек с умственной отсталостью имеет ограничения в двух областях. Эти направления:

  • Интеллектуальное функционирование. Также известный как IQ, это относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
  • Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые в повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.

IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний IQ равен 100, при этом большинство людей набирает от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75.

Для измерения адаптивного поведения ребенка специалист будет наблюдать за его навыки и сравнить их с другими детьми того же возраста. Вещи, которые можно наблюдать, включают то, насколько хорошо ребенок может самостоятельно есть или одеваться; насколько хорошо ребенок может общаться и понимать других; и как ребенок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.

Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения. Из пострадавших 85% имеют легкую умственную отсталость. Это означает, что они немного медленнее, чем в среднем, усваивают новую информацию или навыки. При правильной поддержке большинство из них смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.

Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Признаки могут появиться в младенчестве, а могут быть незаметны, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто это зависит от степени инвалидности. Некоторые из наиболее распространенных признаков умственной отсталости:

  • Поздно переворачивается, садится, ползает или ходит
  • Поздно говорит или имеет проблемы с речью
  • Медленно осваивает такие вещи, как приучение к горшку, одевание и самостоятельное питание
  • Трудности с запоминанием вещей
  • Неспособность связать действия с последствиями
  • Поведенческие проблемы, такие как взрывные истерики
  • Трудности с решением проблем или логическим мышлением

У детей с тяжелой или глубокой умственной отсталостью могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судороги, расстройства настроения (тревога, аутизм и т. д.), нарушение двигательных навыков, проблемы со зрением или слухом.

Что вызывает умственную отсталость?

Каждый раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, это может привести к умственной отсталости. Однако конкретную причину умственной отсталости можно точно определить только примерно в трети случаев.

Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:

  • Генетические заболевания. К ним относятся такие состояния, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы.
  • Проблемы во время беременности . Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию.
  • Проблемы во время родов . Умственная отсталость может возникнуть, если ребенок лишен кислорода во время родов или родился очень недоношенным.
  • Болезнь или травма. Такие инфекции, как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, почти утопление, крайнее недоедание, инфекции головного мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, а также серьезное пренебрежение или жестокое обращение также могут вызвать это.
  • Ничего из вышеперечисленного . У двух третей всех детей с умственной отсталостью причина неизвестна.

Можно ли предотвратить умственную отсталость?

Некоторые причины умственной отсталости можно предотвратить. Наиболее распространенным из них является фетальный алкогольный синдром. Беременным нельзя употреблять алкоголь. Надлежащий дородовой уход, прием витаминов для беременных и вакцинация против некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск рождения ребенка с умственной отсталостью.

В семьях с историей генетических нарушений перед зачатием может быть рекомендовано генетическое тестирование.

Определенные тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также могут проводиться во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы еще до рождения, они не могут их исправить.

Как диагностируется умственная отсталость?

Заподозрить умственную отсталость можно по разным причинам. Если у ребенка есть физические аномалии, указывающие на генетическое нарушение или нарушение обмена веществ, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные тесты. К ним относятся анализы крови, анализы мочи, визуализирующие тесты для поиска структурных проблем в головном мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.

Детям с задержкой развития врач проводит тесты, чтобы исключить другие проблемы, в том числе проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если никакая другая причина задержки не будет найдена, ребенка направят на официальное тестирование.

Диагноз умственной отсталости определяется тремя факторами: беседой с родителями, наблюдением за ребенком и тестированием интеллекта и адаптивного поведения. Ребенок считается умственно отсталым, если у него есть дефицит IQ и адаптивное поведение. Если присутствует только одно или другое, ребенок не считается умственно отсталым.

После постановки диагноза умственной отсталости группа специалистов оценит особые сильные и слабые стороны ребенка. Это помогает им определить, сколько и какая поддержка потребуется ребенку, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.

Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?

Для младенцев и детей ясельного возраста доступны программы раннего вмешательства. Команда профессионалов работает с родителями над составлением Индивидуального семейного плана обслуживания, или IFSP. В этом документе излагаются конкретные потребности ребенка и услуги, которые помогут ребенку развиваться. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение использованию специальных вспомогательных устройств или услуги по питанию.

Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями (включая дошкольников) имеют право на бесплатное специальное образование в системе государственных школ. Это предусмотрено Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). Родители и педагоги работают вместе над созданием Индивидуальной образовательной программы, или IEP, в которой излагаются потребности ребенка и услуги, которые ребенок будет получать в школе. Суть специального образования состоит в том, чтобы сделать адаптацию, приспособление и модификации, которые позволят ребенку с умственной отсталостью преуспеть в классе.

Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?

Шаги, которые помогут вашему умственно отсталому ребенку:

  • Узнайте все, что вы можете об умственной отсталости. Чем больше вы знаете, тем лучшим защитником вы можете быть для своего ребенка.
  • Поощряйте независимость вашего ребенка. Дайте ребенку попробовать что-то новое и поощряйте ребенка делать что-то самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *