Онлайн тест рокича ценностные ориентации – Тест Рокича на ценностные ориентации личности онлайн

тест Рокича

Тест ценностных ориентаций М. Рокича

(модификация Б.С. Круглова)

Описание теста.

В основу теста ценностных ориентаций М. Рокича (модификация Б.С. Круглова) положена процедура ранжирования списка ценностей. Результаты ранжирования оценивались по двум критериям:

а) степени сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций школьников (взрослых) и

б) анализ содержания, степени выраженности отдельных компонентов ранговой структуры показателей ценностных ориентаций.

Первый показатель очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Интериоризация ценностей как осознанный процесс возможна лишь при условии действия психологического механизма дифференциации и интеграции ценностей, т.е. способности индивида выделять из множества неопределенных объектов те, которые предоставляют для него определенную ценность. Функционирование подобного психологического механизма возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

Второй показатель содержательно квалифицирует направленность личности. М. Рокич выделил две группы ценностей с точки зрения целей и задач, которым служат та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Подобное деление ценностей достаточно условно, однако выделение в структуре и содержании ценностных ориентаций этих двух групп позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», а с другой стороны – умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.

В ходе обследования каждому подростку было предложено два бланка (приложение 1 и 2), на которых приводятся списки из 17 терминальных и 17 инструментальных ценностей. Каждую из предложенных ценностей испытуемый должен оценить по 5-балльной системе. В инструкции перед началом работы экспериментатор подробно объясняет детям, как оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для испытуемого.

Обработка и интерпретация данных ведется в строгом соответствии с теоретической моделью понимания ценностных ориентаций Рокича-Круглова.

1 этап. Прежде всего, определяется степень сформированности психологического механизма ценностных ориентаций, показателем которой является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности (Приложение 1 и 2).

Так в случаях, когда испытуемый использует все оценки пятибалльной шкалы, можно говорить о высоком уровне сформированности у него психологического механизма дифференциации ценностей.

Если испытуемый использует три или четыре оценки пятибалльной шкалы, то можно говорить о среднем уровне сформированности у него психологического механизма дифференциации ценностей.

Если испытуемый при ранжировании ценностей пользуется в основном двумя из пяти оценок, то это свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится у него на начальной стадии (низкий уровень) своего формирования и соответствует среднему уровню.

Если же испытуемый все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом, или вообще не может дать оценки, то это показывает, что дифференциация как психологический механизм ценностных ориентаций у этого ребенка еще не сформировался.

По степени сформированности психологического механизма дифференциации ценностей все испытуемые были распределены на четыре основные группы: учащиеся с низким, средним, высоким и не сформировавшимся уровнем сформированности умения производить ценностный выбор.

Таким образом, на основе анализа показателя степени сформированности механизма дифференциации ценностей у испытуемого изучалась развитость способности производить ценностный выбор, которая в свою очередь отражает уровень личностной зрелости человека.

2 этап. Следующим показателем, характеризующим особенности формирования системы ценностных ориентаций личности, является содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. Школьникам было предложено из семнадцати терминальных и семнадцати инструментальных ценностей выбрать по пять наиболее значимых для них ценностей и соответственно проранжировать их по степени важности для жизнедеятельности. Для этого первый ранг приписывался той ценностной ориентации, которая получила наибольшее число выборов, второй ранг – следующая за ней и т.д.

В результате анализа степени выраженности отдельных компонентов системы ценностных ориентаций выявлены предпочтения, которые отдаются тем или иным ценностям у детей в зависимости от возраста, пола и типа образования. Это позволило нам сделать выводы об изменчивости, качественной перестройке, преобразованиях внутренней структуры ценностных ориентаций детей и подростков, проследить возрастные особенности направленности личности.

Задание № 1

Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для тебя ценными, значимыми?

Значимость каждого пункта этого списка оцени в баллах от 5 до 1:

5 баллов – эта цель очень значима для меня;

4 балла – эта цель для меня значима;

3 балла – что-то среднее по значимости;

2 балла – эта цель для меня мало значима;

1 балл – совсем незначима.

Баллы

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

5 4 3 2 1

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

5 4 3 2 1

Саморазвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование)

5 4 3 2 1

Богатая и обеспеченная жизнь

5 4 3 2 1

Здоровье

5 4 3 2 1

Удовольствия (жизнь полная удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений)

5 4 3 2 1

Интересная работа

5 4 3 2 1

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

5 4 3 2 1

Самореализация (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей)

5 4 3 2 1

Быть свободным и независимым в поступках и действиях

5 4 3 2 1

Наличие хороших и верных друзей

5 4 3 2 1

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития, учеба)

5 4 3 2 1

Честная жизнь (жить с чистой совестью)

5 4 3 2 1

Счастливая семейная жизнь

5 4 3 2 1

Активная деятельная жизнь

5 4 3 2 1

Возможность заниматься творчеством

5 4 3 2 1

Развитие общества, счастье других людей, мир на земле

5 4 3 2 1

Отметь, пожалуйста, пять самых важных (значимых) для тебя целей жизни и поставь под номером 1 – самую значимую цель, под номером 2 – чуть менее значимую и так далее для всех пяти выборов.

Задание № 2

Ниже приводится список основных качеств человека, которые необходимы ему для достижения поставленных в жизни целей. Какие из них являются для тебя самыми важными и значимыми?

Значимость каждого пункта оцени в баллах от 5 до 1:

5 баллов – это качества очень значимо для меня;

4 балла – это качество для меня значимо;

3 балла – что-то среднее по значимости;

2 балла – это качество для меня мало значимо;

1 балл – совсем незначимое качество.

Качества личности

Баллы

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

5 4 3 2 1

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

5 4 3 2 1

Честность (правдивость)

5 4 3 2 1

Ответственность ( чувство долга, умение держать слово)

5 4 3 2 1

Жизнерадостность (чувство юмора)

5 4 3 2 1

Исполнительность (дисциплинированность)

5 4 3 2 1

Аккуратность

(чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

5 4 3 2 1

Любовь и уважение к людям

5 4 3 2 1

Ум (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

5 4 3 2 1

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

5 4 3 2 1

Уверенность в себе

5 4 3 2 1

Внешняя привлекательность

5 4 3 2 1

Умение приспосабливаться

5 4 3 2 1

Скромность

5 4 3 2 1

Доброта

5 4 3 2 1

Патриотизм (любовь к Родине)

5 4 3 2 1

Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

5 4 3 2 1

Отметь, пожалуйста, пять самых важных (значимых) для тебя качеств человека и поставь под номером 1 – самое значимое качество, под номером 2 – чуть менее значимое и так далее для всех пяти выборов.

5

studfiles.net

Психологические материалы — Методика «ценностные ориентации» М. Рокича

Система ценностных ориентаций определяет содержа­тельную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим лю­дям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотива­ции жизненной активности, основу жизненной концеп­ции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время являет­ся методика изменения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценно­стей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конеч­ная цель индивидуального существования стоит того, что­бы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпоч­тительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном поряд­ке, либо на карточках. В списках испытуемый присваива­ет каждой ценности ранговый номер, а карточки раскла­дывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъ­является набор терминальных, а затем набор инструмен­тальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как прин­ципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Вни­мательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется послед­ней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои отве­ты, поменяв карточки местами. Конечный результат дол­жен отражать Вашу истинную позицию».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональ­ная насыщенность жизни)

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

— здоровье (физическое и психическое)

— интересная работа

— красота природы и искусства (переживание прекрас­ного в природе и в искусстве)

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие мате­риальных затруднений)

— наличие хороших и верных друзей

— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

— продуктивная жизнь (максимально полное исполь­зование своих возможностей, сил и способностей)

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

— развлечения (приятное, необременительное время­препровождение, отсутствие обязанностей)

— свобода (самостоятельность, независимость в сужде­ниях и поступках)

— счастливая семейная жизнь

— счастье других (благосостояние, развитие и совер­шенствование других людей, всего народа, человечества в делом)

— творчество (возможность творческой деятельности)

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б (инструментальные ценности):

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке’ вещи, порядок в делах.

— воспитанность (хорошие манеры)

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

— жизнерадостность (чувство юмора)

— исполнительность (дисциплинированность)

— независимость ( способность действовать самостоя­тельно, решительно)

— непримиримость к недостаткам в себе и других

— образованность (широта знаний, высокая общая куль­тура)

— ответственность (чувство долга, умение держать слово)

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, при­нимать обдуманные, рациональные решения)

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

— твердая воля (умение настоять на своем, не отсту­пать перед трудностями)

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

— широта взглядов (умение понять чужую точку зре­ния, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

— честность (правдивость, искренность)

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

— чуткость (заботливость)

 

Достоинством методики является универсальность, удоб­ство и экономичность в проведении обследования и обра­ботке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инст­рукции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и на­личие контакта между психологом и испытуемым. Мето­дику не рекомендуется применять в целях отбора и экс­пертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубо­кого проникновения в систему ценностных ориентаций воз­можны изменения инструкции, которые дают дополнитель­ную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, от­вечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реа­лизованы данные ценности в Вашей жизни?»

«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершен­ный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

«…………………….. через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить вни­мание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяют­ся «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности про­фессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в эти­ческие ценности, ценности общения, ценности дела, ин­дивидуалистические и конформистские ценности, альтру­истические ценности, ценности самоутверждения и цен­ности принятия других и т. д. Это далеко не все возмож­ности субъективного структурирования системы ценност­ных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но воз­можно и групповое тестирование.

 

 

test-metod.ru

Психологические материалы — Методика «ценностные ориентации» М. Рокича

Система ценностных ориентаций определяет содержа­тельную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим лю­дям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотива­ции жизненной активности, основу жизненной концеп­ции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время являет­ся методика изменения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценно­стей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конеч­ная цель индивидуального существования стоит того, что­бы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпоч­тительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном поряд­ке, либо на карточках. В списках испытуемый присваива­ет каждой ценности ранговый номер, а карточки раскла­дывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъ­является набор терминальных, а затем набор инструмен­тальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как прин­ципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Вни­мательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется послед­ней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои отве­ты, поменяв карточки местами. Конечный результат дол­жен отражать Вашу истинную позицию».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональ­ная насыщенность жизни)

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

— здоровье (физическое и психическое)

— интересная работа

— красота природы и искусства (переживание прекрас­ного в природе и в искусстве)

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие мате­риальных затруднений)

— наличие хороших и верных друзей

— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

— продуктивная жизнь (максимально полное исполь­зование своих возможностей, сил и способностей)

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

— развлечения (приятное, необременительное время­препровождение, отсутствие обязанностей)

— свобода (самостоятельность, независимость в сужде­ниях и поступках)

— счастливая семейная жизнь

— счастье других (благосостояние, развитие и совер­шенствование других людей, всего народа, человечества в делом)

— творчество (возможность творческой деятельности)

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б (инструментальные ценности):

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке’ вещи, порядок в делах.

— воспитанность (хорошие манеры)

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

— жизнерадостность (чувство юмора)

— исполнительность (дисциплинированность)

— независимость ( способность действовать самостоя­тельно, решительно)

— непримиримость к недостаткам в себе и других

— образованность (широта знаний, высокая общая куль­тура)

— ответственность (чувство долга, умение держать слово)

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, при­нимать обдуманные, рациональные решения)

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

— твердая воля (умение настоять на своем, не отсту­пать перед трудностями)

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

— широта взглядов (умение понять чужую точку зре­ния, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

— честность (правдивость, искренность)

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

— чуткость (заботливость)

 

Достоинством методики является универсальность, удоб­ство и экономичность в проведении обследования и обра­ботке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инст­рукции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и на­личие контакта между психологом и испытуемым. Мето­дику не рекомендуется применять в целях отбора и экс­пертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубо­кого проникновения в систему ценностных ориентаций воз­можны изменения инструкции, которые дают дополнитель­ную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, от­вечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реа­лизованы данные ценности в Вашей жизни?»

«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершен­ный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

«…………………….. через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить вни­мание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяют­ся «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности про­фессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в эти­ческие ценности, ценности общения, ценности дела, ин­дивидуалистические и конформистские ценности, альтру­истические ценности, ценности самоутверждения и цен­ности принятия других и т. д. Это далеко не все возмож­ности субъективного структурирования системы ценност­ных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но воз­можно и групповое тестирование.

 

 

test-metod.ru

2. Описание методики исследования ценностных ориентаций (м. Рокич)

Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процесс социолизации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т.п.)происходит с помощью процедуры ранжирования или с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пресечении двух больших предметных областей: мотивации с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей н только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы

внутреннего мира.

МИЦО разработана М.Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно

невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М.Рокич различает два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной

точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные ценности -как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа

интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для интернальных ценностей).

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

ИНСТРУКЦИЯ (при варианте Д):» Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и

займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от10 до 20 минут. С заданием справляются даже малообразованные люди и дети, начиная с 11 лет. Процент отказов при обследовании на американской общенациональной выборке очень мал. Отказов по причине слишком личного характера задания не встречалось вовсе.

Адаптация теста М.Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).

В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей МИЦО. В частности, известно, что необходимой предпосылкой корректности результатов, получаемых с помощью прямого ранжирования,

является примерно равный уровень обобщенности всех сравниваемых ценностных категорий. Некоторые данные, приводимые М. Рокичем, позволяют считать, что для исходных наборов это требование соблюдается.

По результатам факторного анализа объединенных вместе терминальных и инструментальных ценностей было выбрано 7-факторное решение для женской выборки и 6-факторное решение -для мужской. Все 7 факторов, выделенных у женщин, были биполярными, и все, за исключением последнего,

включали в себя на обоих полюсах как терминальные, так и инструментальные ценности. Вот краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная позиция в жизни.

2. Открытость миру (экстраверсия)-сдержанность.

3. Активность с выходом за рамки социальных требований -активность в рамках социальных требований.

4. Требовательность к жизни -легкое отношение к жизни.

5. Независимость от социума -ориентация на социум.

6. Жизнь для себя -жизнь для общества.

7. Абстрактное человеколюбие -межличностные связи(только терминальные ценности).

Из шести факторов, выделенных у мужчин, все, кроме последнего, были биполярными, и все включали в себя обе группы ценностей, хотя не всегда равномерно. Так, факторы 4 и 5 образованы преимущественно инструментальными ценностями с минимальным вкладом терминальных. Вот

краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная жизненная позиция.

2. Альтруизм-самодостаточность.

3. Мужской тип ориентаций — женский тип ориентаций.

4. «Умеренность и аккуратность» — результативность.

5. Сдержанность-протест.

6. Полнота жизни (униполярий).

При содержательной интерпретации этих результатов необходимо, однако, учитывать, что исследование проводилось в 1988 г. и есть все основания полагать, что сегодня результаты были бы иными.

НАДЕЖНОСТЬ: М.Рокичем проверялась устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты для формы Д теста:

3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.

терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69

инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61

Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных ценностей). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных, причем, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Кроме того, по данным Рокича, устойчивость терминальных ценностей связана с устойчивостью инструментальных невысокой, но связанной корреляцией. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие высокие и самые низкие ранги.

О ВАЛИДНОСТИ методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп.

Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие запросы, эффективность в делах, рационализм и воображение. Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости, аккуратности, чуткости. По отечественным данным, полученным на выборке ИТР в г. Москве, мужчины

выше ценят здоровье, материальную обеспеченность, интересную работу, продуктивную жизнь, а также твердую волю и жизнерадостность. Женщин, в свою очередь, выше ценят уверенность в себе и творчество, а также чуткость, терпимость, широту взглядов, образованность.

Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается -таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь. Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связанны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается — любви и чуткости. Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.

М.Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентаций от целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентаций с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи. Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.

Интерес представляют данные о связи ЦО с различными характеристиками личности. Так, в частности, было показано, что люди, склонные к догматизму, ставят выше ценности спасения души, социального признания и исполнительности и ниже -свободу, равенство и широту взглядов. Испытуемые с внутренним локусом контроля ставят выше внутреннюю гармонию, национальную безопасность, образованность, высокие запросы, испытуемые с внешним локусом контроля -самоуважение, готовность помочь, жизнерадостность. По отечественным данным (Д.А .Леонтьев, О.Э. Калашникова, М.О.Калашников) у мужчин практически не обнаружилось значимых корреляций ценностных предпочтений с локусом контроля (опросник УСК). Напротив, у женщин общая интернальность значимо коррелирует с предпочтением активной жизни и познания, а общая экстернальность -развлечений. Экстернальность в области достижений сочетается у них с ценностями материальной обеспеченности и развития, а экстернальность в области неудач-с ценностью уверенности в себе. Интернальность в области неудач коррелирует с жизненной мудростью. В том же исследовании были выявлены значимые корреляции ряда ценностных предпочтений с осмысленностью жизни для объединенной выборки мужчин и женщин: положительные для «активной деятельной жизни» и «общественного признания» и отрицательные для «развлечений», «свободы» и «уверенности в себе». Некоторые их этих корреляций на первый взгляд противоречат здравому смыслу (низкая значимость свободы и уверенности в себе для людей с высокой осмысленностью жизни и уверенности в себе для людей с интернальным локусом контроля. Эти результаты объясняются, однако, тем, что уверенность в себе и свобода являются для них

во многом уже достигнутыми, реализованными и не актуальными в качестве целей, по сути, для них они уже выполняют роль не терминальных, а скорее инструментальных ценностей. Этот феномен возможной «инструментализации» терминальных ценностей необходимо учитывать при качественной интерпретации результатов методики.

ДОСТОВЕРНОСТЬ МЕТОДИКИ. Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно «прозрачен» для испытуемых и не защищен от возможных фальсифицирующих стратегий. М.Рокич считает, что поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика является по сути проективной. Однако, результаты проведенных им же экспериментов говорят о том, что испытуемые хорошо справляются с задачей ранжирования ценностей референтных групп. Специальное исследование Келли, Силвермена и Кохрейна выявило отсутствие связи между близостью иерархий ЦО при стандартной инструкции и при инструкции произвести благоприятное впечатление, с одной стороны, и показателем социальной желательности по специальному опроснику Марлоу-Кроуна, с другой. Из этих результатов следует, что выполнение испытуемыми требований стандартной инструкции в «обычных» условиях практически не подвержено влиянию фактора социальной желательности, хотя при желании испытуемые без труда могут воспроизвести социально желательную и иерархию.

Нами были проведены аналогичные исследования на материале списков ценностей А.Гоштаутаса, А.А.Семенова и В.А.Ядова. Корреляции результатов по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности оказались невысоки. Сильнее всего инструкция социальной желательности

отразилась на положении таких ценностей, как общая хорошая обстановка в стране и в мире, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность (в сторону повышения), а также любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость (в сторону понижения). Помимо этого, при ранжировании по инструкции социальной желательности практически для всех терминальных ценностей в той или иной степени уменьшается индивидуальный разброс оценок (для инструментальных ценностей аналогичный анализ не проводился). Одновременно увеличивалось сходство результатов мужчин и женщин по обоим спискам ценностей.

Эти результаты не позволяют согласиться с зачислением данного теста в разряд проективных. Хотя тест сам по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходиться полагаться на их добрую волю. Соответственно, ограничивается круг референтных диагностических задач: методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ. Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Не менее существенным достоинством является ее универсальность-пригодность для использования на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Наконец, большим достоинством методики является ее гибкость-возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам, помимо возможности фальсификации результатов, следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость, одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом. Чтобы в какой-то степени преодолеть эту неоднозначность, необходимо учитывать не только значимость, но и одновременно степень актуальности (или, напротив, реализованности) ценностей. Так, Е.Б.Фанталова (1992) использовала дополнительное ранжирование списка ценностей по критерию их доступности. Более удобным представляется методический прием, предложенный С.Р.Пантилеевым: после завершения ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных

ответов.

studfiles.net

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации» М. Рокича

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

  1. Терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
  2. Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности-средства.

При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Особенности проведения процедуры тестирования

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
  2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
  3. «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
  4. «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
  5. «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
  6. «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
  7. «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция

«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации» М. Рокича

1-source.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *