Виды наблюдения — Психологос
Виды наблюдения — Психологос01 октября 2022 г., 21:52
Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:
- Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,
- Явным и скрытым,
- Непосредственным и опосредованным,
- Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,
- Прямым и косвенным,
- Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).
Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.
Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение — такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
- Методы психологии
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 янв. 2014 г.
Наблюдение: метод исследования в психологии
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. ;;
5Подробнее
Содержание
- Работа над собой
- Воспитание детей
- Любовь, муж-жена
- Жизнь, деятельность
- Психика и здоровье
- Общение и влияние
- Личность, общество
- Психология для профи
Новые статьи:
- Железная леди Маргарет Тэтчер
- Профнабор интересной статусной девушки
- Формат, обязательный для маленьких детей
- Уважение начинается с вежливости
- Кружки и развивающие занятия – как часто?
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Убираю нетки: отчеты
- Навигатор по сайту
- Дистанция для членов Клуба
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Дистанция для членов Клуба
- Доклад об успехах. Лучшие отчеты
- Интонации: профнабор продажи и переговоры
педагогические исследования — Педагогические исследования метод наблюдения Подготовил Краузов К.
АЕдинственный в мире Музей Смайликов | Скачать 305.59 Kb.
|
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: 2fdfe9e5_profilnye_voprosy_ped.fak.docx. Показать все связанные файлы Подборка по базе: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Самосто, Тема 2.4. Методы и методические приемы музыкального воспитания , Мониторинг исследования одаренности учащихся.docx, Презентация _ Современные педагогические технологии по ФГОС ОО_. , Реферат _Современные педагогические технологии_.doc, Методы исследования Саша.pptx, Практическая работа_Математические методы в психологии Калашнико, Ситуационная задача 2. Валидация ФЭК метода анализа. Стандартное, Ситуационная задача 1. Валидация ФЭК метода анализа. Среднее зна, Тема 1.3. Принципы и методы обучения детей дошкольного возраста Подготовил: Краузов К. А.Термин«наблюдение» имеет несколько значений: житейское понимание наблюдения, учебное наблюдение, педагогическое наблюдение, инспекторское наблюдение. Наблюдение как научный метод – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических явлений, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения. Наблюдение направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Результаты наблюдения зависят от умения исследователя целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать не только относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых.В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести по следующим основаниям:‒ по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации;‒ по способу наблюдения;‒ по длительности наблюдения;‒ по уровню новизны.
По длительности наблюдения различают наблюдениедолговременное и кратковременное Кратковременное (дискретное) наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятельность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, нескольких минут).Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе учащихся, в классе в течение нескольких лет.– непосредственно отражает действительность;– максимально приближает исследователя к естественному ходу педагогических процессов;– дает возможность наблюдать явления в моменты их появления и развития;Ограниченность наблюдения заключается в следующем:– оно не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы;– некоторые явления и ситуации недоступны наблюдению;– полученный материал часто с трудом поддается статистической обработке;– излишняя идентификация наблюдателя со средой (например, если наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемых) может привести к одностороннему, субъективному взгляду на реальность.Список источников:Список источников:
|
Непрямое наблюдение: характеристики, преимущества и недостатки
наблюдение подсказка — это инструмент сбора качественных данных. Это означает, что полученные данные являются характеристиками и свойствами наблюдаемого явления.
При косвенном наблюдении исследователь должен обращаться к заявлениям и записям, составленным другими учеными в этой области.
Фотография получена с сайта pixabay.com
Поэтому оно и называется косвенным, так как исследователь не изучает явление само по себе, а довольствуется впечатлениями, полученными из вторичных источников.
Другими словами, книги, фотографии, видео, аудиозаписи, интервью, статьи, дипломные работы и т.д.
Косвенное наблюдение не вторгается в частную жизнь объекта, поэтому его использование предпочтительнее, когда явление робкое, восприимчивое, враждебное или опасное.
Благодаря нынешним технологическим достижениям косвенное наблюдение стало более выгодным. Примером этого является существование тепловизионных камер, позволяющих записывать ночную жизнь диких животных.
До создания этих камер было невозможно непосредственно наблюдать это явление, не нарушая естественного поведения объекта исследования.
Несмотря на преимущества этого инструмента сбора данных, многие исследователи предпочитают использовать прямое наблюдение (если позволяют условия), поскольку оно может дать больше информации, чем косвенное.
Характеристики косвенного наблюдения1- Косвенное наблюдение основано на данных, собранных другими исследователями и зафиксированных в книгах, документах, видеозаписях, газетных статьях и т.д.
Интервью также можно проводить для сбора впечатлений других людей. В этом смысле косвенное наблюдение в значительной степени зависит от вторичных источников.
2- Поскольку объект не изучается напрямую, это неинвазивный метод. По этой причине присутствие наблюдателя не повлияет на поведение явления.
3- Данные косвенного наблюдения являются качественными. Искомыми являются свойства, которые исследователь может воспринять через свои органы чувств.
4- Используется в описательных исследованиях, которые отвечают за изучение характеристик данного явления.
Преимущества косвенного наблюдения1- Одним из основных преимуществ косвенного наблюдения является то, что исследователь может анализировать данные других наблюдателей в свете современной ситуации.
Например, исторические факты можно сравнивать с текущими фактами, что позволяет делать новые выводы.
2- Вы можете анализировать факты, которые физически или временно находятся вне досягаемости следователя. Например, вы можете косвенно наблюдать за поведением урагана, который находится за тысячи километров, так же как вы можете изучать ураган, который случился более года назад.
3- Легко делать выводы на основе исследований других людей. Следует отметить, что справедливость этих предположений будет зависеть как от достоверности данных первого наблюдателя, так и от способности анализа второго исследователя.
4. Также может быть так, что исследователь и наблюдатель имеют разные точки зрения, что может быть полезно.
В этом смысле исследователь может интерпретировать информацию наблюдателя с другой точки зрения, проливая свет на данные, которые предыдущие наблюдатели могли проигнорировать.
5- С другой стороны, любой желающий может стать сторонним наблюдателем, не выходя из дома. Это благодаря Интернету и средствам массового обмена информацией.
6- Благоприятно то, что исследователю не нужно переезжать для изучения явления.
Не только значительно снижается стоимость исследования, но и защищается физическая неприкосновенность исследователя.
Недостатки косвенного наблюдения1- Одним из недостатков косвенного наблюдения является то, что может случиться так, что информации об изучаемом явлении будет недостаточно. Это будет ограничивающим фактором для исследователя.
2- Когда явление наблюдается косвенно, оно очень зависит от работы других исследователей.
Возьмем в качестве примера, что первый наблюдатель проигнорировал некоторые важные данные. В этом случае вполне возможно, что работа косвенного исследователя имеет низкое или низкое качество.
Теперь предположим, что наблюдатель №1 допустил ошибку при записи информации. В этом случае исследование косвенного наблюдателя может потерпеть неудачу, если первичные данные не будут тщательно проанализированы и ошибки источника не будут обнаружены.
По этой причине исследователи предпочитают использовать прямое наблюдение, так как они больше полагаются на данные, собранные ими самими, чем на данные, предоставленные другими.
3- Когда допросы проводятся для получения данных косвенным путем, это зависит от памяти опрашиваемых, которые могут упустить информацию, важную для следователя, или солгать.
4 — Неправильное обращение с источниками может привести к плагиату (кража интеллектуальной собственности). Это привело бы к юридическим проблемам для следователя.
Когда используется косвенное наблюдение?Есть несколько причин, по которым исследователь предпочитает непрямое наблюдение другим методам исследования. К ним относятся следующие:
1- Изучаемый объект очень восприимчив и может интерпретировать прямое наблюдение как вторжение в частную жизнь.
2- Наблюдаемый объект опасен или может нанести вред здоровью наблюдателя. Желательно соблюдать дистанцию.
3- Объект настроен враждебно и не желает сотрудничать, поэтому для получения информации о нем используются вторичные источники (родственники, друзья и др.).
4- Изучаемый объект больше не доступен исследователю. Например, явление могло иметь место в прошлом, но больше не повторяется в настоящем, и все, что от него осталось, — это записи.
5 — У наблюдателя нет необходимых средств для непосредственного изучения объекта. Поэтому приходится прибегать к вторичным источникам для получения данных, необходимых для исследования.
Ссылки- Косвенное наблюдение. Получено 21 сентября 2017 г. с сайта InsidesAssociation.org
- Прямое и косвенное наблюдение. Получено 21 сентября 2017 г. с сайта qualquant.org
- Methods of Psychological Research. Косвенное наблюдение. Получено 21 сентября 2017 г. с сайта quizlet.com
- Прямое и косвенное наблюдение. Получено 21 сентября 2017 г. с сайта informationr.net
- Косвенное наблюдение. Получено 21 сентября 2017 г. с сайта Definitionword.com 9.0112
- Качественные методы. Получено 21 сентября 2017 г. с сайта socialresearchmethods.net
- Методы наблюдения в психологических исследованиях. Получено 21 сентября 2017 г. с сайта wikipedia.org.
Loading ..
косвенное наблюдение – iNtgrty
Автор Dr. Hannes Nel
Я мог бы жить вечно, просто видя, слыша, пробуя на вкус, осязая и обоняя вещи.
Астрономы должны прекрасно провести время, пытаясь понять вселенную.
Как и микробиологи, пытающиеся разобраться в микромире.
Они и все естествоиспытатели и социологи между этими двумя крайностями могут использовать наблюдения для сбора данных для исследований.
В этой статье я обсуждаю прямое, косвенное, структурированное, полуструктурированное и неструктурированное наблюдение.
В каком-то смысле все методы сбора данных предполагают какое-то наблюдение. Наблюдательные методы исследования относятся к определенному методу сбора информации, отличному от интервью или анкетирования. В качестве метода сбора информации метод наблюдения опирается на то, что он видит и слышит вещи, и записывает эти наблюдения, а не на самоотчетные ответы испытуемого на вопросы или утверждения. Вы также можете использовать другие чувства, чтобы наблюдать за вещами.
Роль наблюдателя состоит в том, чтобы оставаться в стороне от группы или процесса и, таким образом, действовать только как наблюдатель. Вы можете, например, изучить, как студенты выражают свое недовольство проблемами, связанными с учебой, наблюдая за тем, что они делают и как ведут себя в таких ситуациях.
Ваша роль наблюдателя зависит от требуемой степени умозаключения или суждения. В крайнем случае вы можете делать наблюдения с высоким уровнем выводов, которые требуют от вас делать суждения или выводы на основе наблюдаемого поведения.
То, что записывается с помощью наблюдения с высоким уровнем вывода, является вашим суждением как наблюдателя. Например, наблюдение за учителем с высоким уровнем выводов может быть оценкой, сделанной директором по таким факторам, как управление классом, навыки фасилитации, энтузиазм и т. д. Вам необходимо обобщить основные сделанные выводы или основные события на мероприятии, за которым вы наблюдаете. . Директор будет наблюдать за классом и ставить оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «плохо» по каждому из оцениваемых критериев.
Наблюдение с низким логическим выводом, с другой стороны, требует от наблюдателя записи конкретного поведения без вынесения суждений в более глобальном смысле. Таким образом, директор может записать количество упреков или реплик, использованных учителем, в качестве информации, которая впоследствии используется для оценки управления классом. Наблюдение с низким выводом обычно более надежно, но подход, которого вы придерживаетесь, во многом будет зависеть от цели исследования. Какой бы ни была цель исследования, важно сообщать обо всех наблюдаемых результатах как можно точнее и беспристрастнее. В основном будет необходимо представить критический комментарий о сильных и слабых сторонах мероприятия, подкрепленный причинами.
Наблюдение всегда происходит в определенном контексте, в результате чего разные наблюдения, сделанные в разных местах и в разное время, редко дают одинаковые результаты. Такие сценарии в основном будут одним из следующих пяти вариантов:
- Прямое наблюдение против косвенного наблюдения.
- Структурированное, полуструктурированное и неструктурированное наблюдение.
- Включенное наблюдение против не включенного наблюдения.
- Открытое наблюдение против скрытого наблюдения.
- Самонаблюдение против наблюдения за другими.
В этой статье я расскажу о первых двух (прямое наблюдение против косвенного наблюдения и структурированное, полуструктурированное и неструктурированное наблюдение). Остальные три сценария (включающее наблюдение против неучастного наблюдения, открытое наблюдение против скрытого наблюдения и самонаблюдение против наблюдения за другими) во второй части статей о наблюдении.
Прямое наблюдение против косвенного наблюдения .Непосредственное наблюдение – это наблюдение, проводимое во время полевых работ. Таким образом, он предлагает вам возможность собирать «живые» данные из естественных ситуаций. Использование прямого наблюдения потенциально может дать более достоверные и достоверные данные, чем в случае использования любого «косвенного» источника информации.
Наблюдение в полевых условиях имеет основополагающее значение для большинства качественных исследований — прямые свидетельства очевидцев о повседневных социальных действиях и обстановке в форме полевых заметок. Полевые наблюдения особенно благоприятствуют исследованиям, основанным на этнометодологии. Качественные полевые наблюдения — это подробные описания событий, людей, действий и объектов в обстановке.
Полевое наблюдение используется для интерактивного сбора данных, таких как включенное наблюдение и глубинные интервью. В первом случае вы будете полагаться на тщательное наблюдение, так как сначала будете исследовать несколько областей интереса на участке, выбирая те, которые нужно изучить подробно, и ища модели поведения и взаимоотношений. В последнем случае вы отметите невербальный язык тела и выражение лица интервьюируемого, чтобы помочь интерпретировать вербальные данные.
Косвенное наблюдение — это наблюдение, происходящее в неестественных, искусственных условиях. Неестественной обстановкой могут быть, например, наблюдения в лаборатории, просмотр видеозаписей, фотографий и т. д.
Прямое наблюдение в сочетании с косвенным наблюдением, например, сделанные вами видео- и аудиозаписи, обеспечивают «постоянное» свидетельство события, факта, действия или явления. Некоторые люди предпочитают наблюдать за собой, чем заполнять анкету или отвечать на вопросы во время интервью. Кроме того, продолжительность наблюдения может быть достаточно точно измерена, когда это необходимо, например, когда важно знать, как долго говорил человек, бунтовала толпа и т. д.
Видеозаписи наблюдений также могут отображать язык тела, мимику , тон голоса, крайняя (или нет) реакция на вопрос, нападение, оскорбление и т. д. Вы также можете проверить свою интерпретацию своих наблюдений, попросив других высказать свое мнение или восприятие того, что вы записали на видео. Видеозаписи можно воспроизводить столько раз, сколько пожелаете.
Видеозаписи не без проблем. Отсутствие контроля при наблюдении и записи естественной обстановки может снизить ценность ваших наблюдений. То, что происходит «вне» изображения, часто может придать изображениям совершенно иной смысл, чем то, что вы видите. Измерение длины, высоты, расстояния и ширины может быть затруднено, если в отснятом материале нет известных изображений.
Структурированное, полуструктурированное и неструктурированное наблюдение . Высоко структурированное и систематическое наблюдение основано на правильном и детальном планировании. Это также может быть предварительным, что означает, что вы заранее решаете, какие фотографии вы будете искать. В этом случае вы уже сформулировали свою гипотезу, постановку проблемы или проблемный вопрос, чтобы знать, какие данные вам нужны. Систематический сбор информации в формате изображения означает, что вы должны работать в соответствии с вашим планом, который может включать места проведения, время, тип собираемых изображений и т. д. Структурированное наблюдение часто направлено на сбор качественных данных, хотя сбор количественных данных также возможен.
Полуструктурированное наблюдение будет основано на некотором планировании, возможно, даже на повестке дня или, по крайней мере, на списке изображений, которые вам нужны. Ваш modus operandi, то есть то, как вы будете искать и собирать изображения, вполне может быть случайным, надеясь, что вам повезет найти то, что вы ищете. В этом случае у вас может быть гипотеза, постановка проблемы или проблемный вопрос, хотя сбор изображений может вызвать проблему для проведения исследования.
Неструктурированное наблюдение, когда вы не совсем знаете, какие изображения вы ищете. В этом случае вы, вероятно, будете работать бессистемно, полагаясь на случайное попадание полезных изображений. Например, у вас может быть с собой видеокамера, когда происходит что-то, что вы можете использовать в своих исследованиях. В этом случае вы, возможно, даже еще не решили приступить к исследованиям. Образ или образы, с которыми вы столкнетесь, могут вызвать в вашем сознании потребность в исследовании. Поэтому вы только сейчас сформулируете гипотезу, постановку проблемы или проблемный вопрос.
Резюме
Все методы сбора данных предполагают некоторое наблюдение.
Наблюдение зависит от того, что вы осознаете через органы чувств.
В качестве наблюдателя вы будете в основном оставаться в стороне от цели вашего исследования.
Однако также возможно наблюдать за событием, участвуя в нем.
Вы можете выступать в качестве наблюдателя, чтобы делать наблюдения высокого или низкого уровня.
При наблюдении с высоким логическим выводом вам нужно будет делать выводы или выводы на основе ваших наблюдений.
При наблюдении с низким логическим выводом вы будете записывать свои наблюдения за конкретным поведением без суждений.
Вы всегда должны сообщать обо всех наблюдениях, имеющих отношение к вашему исследованию, максимально точно и беспристрастно.
Наблюдение всегда происходит в определенном контексте или сценарии.
Сценарии для наблюдения могут быть:
1. Прямое наблюдение против косвенного наблюдения.
2. Структурированное, полуструктурированное и неструктурированное наблюдение.
3. Включенное наблюдение против неучаствующего наблюдения.
4. Открытое наблюдение против скрытого наблюдения.
5. Самонаблюдение в сравнении с наблюдением за другими.
Непосредственное наблюдение – это наблюдение, проводимое во время полевых работ.
Косвенное наблюдение происходит в неестественных, искусственных условиях.
Прямое наблюдение в сочетании с косвенным наблюдением обеспечивает «постоянное» свидетельство события, факта, действия или явления.
Структурированное наблюдение выбрано и запланировано намеренно.
Некоторое планирование необходимо для полуструктурированного наблюдения.
Однако вы можете случайным образом идентифицировать и выбирать изображения по мере их появления.
При неструктурированном наблюдении наблюдения не планируются.