Определение что такое одаренность: Одаренность это

Различные подходы к понятию «одаренность»

Автор: Миронова Анна Михайловна

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 7801 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Миронова, А. М. Различные подходы к понятию «одаренность» / А. М. Миронова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2615/ (дата обращения: 05.05.2023).

Ключевые слова: одаренность, талант, способность, гениальность.

В настоящее время в одном ряду с такими глобальными проблемами, как экологические, мировой финансовый кризис, внедрение новых информационных технологий, исследователей всего мира привлекает интерес и внимание феномен детской одаренности. Кроме того, в условиях глобальных изменений в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиления борьбы за конкурентоспособность государств и информационно – технологической революции все более ценится интеллект и креативность, возрастает потребность общества в творческих людях, одаренных детях.
Выявление, поддержка, социализация одаренных детей, как носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, в сложившейся ситуации становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему.
Анализ литературы показал, что проблема одарённости в настоящее время приобрела статус государственной важности в большинстве стран, что привело к социальному запросу на её исследование. Больше всего вопросы касающиеся одарённости разрабатывают в Америке: Дж.Дж.Галлахер, Ф.Рамос-Форд и Г.Гарднер, Дж.Рензулли, Р.Дж.Стернберг, А.Дж.Танненбаум. В Англии исследованием этой проблемы занимаются Э.Д.Боно, Дж.Фримен; в Германии- К.Клюге, Т.Мейснер, Т.Трост, К.К. Урбан; в России- Д.Б. Богоявленская, А.И. Доровской, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, М.А.Холодная , В.Д.Шадриков, В.С. Юркевич и др..
Несмотря на это многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре общего образования, остаются недостаточно изученными. Это касается диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально – психологических факторов на проявление и развитие одаренности. Кроме того, практика работы с одаренными детьми свидетельствует о возникающих трудностях, обусловленных с разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию, а так же недостаточным количеством специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.
Проблема одаренности комплексна и находится она на стыке различных дисциплин. В мире известно на сегодняшний момент времени несколько десятков научных концепций одаренности, создаваемых в русле разнообразных теоретических направлений. Обратимся к вопросу анализа и уточнения понятия «одаренность».
Научные школы, рассматривая феномен одаренности с позиции наследуемости, придерживаются двух основных подходов. К первому относится нейтивизм (от английского native – природный, естественный) с его тезисом о безоговорочной, неизбежной реализации биологических, в том числе генетических, потенций. По-мнению Ф.Гальтона, «если человек одарен обширной умственной даровитостью, энергичностью в работе и способностью к тяжелому труду, едва ли какие-либо причины могут помешать ему выдвинуться»[6]. Другим крупным представителем нейтивизма является Л.М. Термен, под руководством которого в Стенфордском университете (США) в начале нынешнего века было проведено исследование тысячи одаренных детей. Общий вывод был таков: «решающее значение имеет наследственность»
[7]
, под которой понимаются врожденные особенности нервной системы (задатки) ребенка.
Противостоящий подход не отрицает существенной роли природных задатков, но в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде. Наиболее широко в русле данного подхода представлены взгляды отечественных психологов. Здесь задатки понимаются как природные предпосылки способностей, реализуемые посредством социальных механизмов, важнейшую роль среди которых играет обучение и воспитание [8, с 35]. По мнению Б.М.Теплова, способность – это индивидуальные психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности…., обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Одаренность ученый рассматривает, как «…качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности » [13, с.22] В данном определении выделяются такие ключевые понятия, как «индивидуально-психологические особенности», «деятельность», «способности». При этом в трактовке одаренности наблюдается определенная двойственность, проявляющаяся в отсутствии однозначно определенной позиции относительно природы одаренности. Это в свою очередь проявляется в дизъюнктивной структуре самого определения: одаренность определяется и как врожденная, и как приобретенная характеристика.

В течение длительного времени в России доминировало определение, предложенное американскими учеными по заданию Департамента США в 1972 г. : «…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения»[13, с.131] Это определение одаренности дается через достижения и указывается, как их можно определить – с помощью экспертов («опытных специалистов»). Начиная с 70-х годов, в России появляются работы, посвященные личностным компонентам структуры одаренности, постепенно вводятся диагностические методы процедуры отбора одаренных детей. В этот период времени уже был накоплен материал по понятийному аппарату.

В более поздних определениях одаренности отразились изменения теоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы. Определение, разработанное коллективом авторов «Рабочей концепции одаренности» Минобразования РФ: «…одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
В этом определении подчеркивается системный и динамичный характер одаренности как сложного и развивающегося качества психики. За его основу взяты определения способностей и одаренности, разработанные В.Д. Шадриковым в традициях школы Б.М. Теплова. По мнению В.Д.Шадрикова, «способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности»[16, c.146].Ученый считает, что «одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности»[16, c.163].Это определение сформулировано в рамках деятельностного подхода. Нам ближе личностный подход к одаренности, разработанный С.Л. Рубинштейном.[13,с.129] По его мнению, одаренность нельзя отождествлять с качеством одной функции, даже если это мышление.
Он считал, что одаренность характеризует внутренние возможности развития личности, соотнесенные с условиями ее развития.
Научный интерес в исследовании понятия «одаренность», несомненно, представляет системный подход, который предполагает целостное изучение понятия. Определение критериев одаренности как системы происходило на основе конкретно – исторического анализа этого феномена. Одним из критериев является отношение биологического и социального. В первой подструктуре «интеллект» сохраняется влияние врожденных и биологических свойств. Во вторую подструктуру – «креативности» входят как социальные, так и биологические свойства, на основе которых формируется креативность. В третью подструктуру «духовности» входят социально обусловленные содержательные черты личности. Каждая из этих подструктур имеет свой вид формирования. Первая формируется путем обучения, вторая — воспитания и обучения, третья – воспитания.
Л.И.Ларионова предлагает для раскрытия понятия «одаренность» выявить системообразующий фактор, задающий «направление действию» системы. По мнению Б.Ф.Ломова[8, с. 235], системообразующий фактор формируется и развивается в процессе жизни индивида в обществе. Л.И. Ларионова считает, что «в структуре одаренности таким фактором является духовность».[5, с.87]

Из приведенного анализа взглядов отечественных ученых на проблему одаренности ребенка можно сделать вывод, что одаренность – это не дар природы, а целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут раскрыться через создание благоприятной среды и включения в деятельность. Образовательный результат педагогического процесса имеет прямое отношение к поддержке одаренности. Наше понимание одаренности соответствует позиции Д.Б.Богоявленской, которая пишет о связи одаренности со способностью к развитию своей деятельности. Она утверждает, что «подлинная одаренность предполагает увлеченность самим предметом и приверженность к выбранному делу…То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя в процессе работы все новые замыслы…В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности»»[1].По мнению В.Д.Шадрикова, любого рода занятие по инициативе самой личности является операциональным раскрытием одаренности. Ценность одаренности как таковой определяют творческие усилия, которые приводят к получению продукта.

Изучив различные подходы к понятию «одаренности» детей, мы выяснили наиболее значимые моменты, которые позволили нам уточнить определение именно в педагогическом процессе развития одаренного ребенка. На наш взгляд, целесообразно рассматривать одаренность как развитие внутреннего деятельностного потенциала одаренного ребенка, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: как ее понимают (онлайн) URL: federalbook.ru> files…SREDNEE…2…Bogoyavlenskaya.pdf (дата обращения 15.08.2012)

  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления: сб.переводов / под ред. А.М. Матюшкина.- М.: Прогресс,1995.- С.435-456

  3. Дружинин В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР,1996 — 544 с.
  4. Карне М. Существо проблемы// Одаренные дети. М.,1991.С.149-164
  5. Ларионова Л.И. Культурно – психологические факторы развития интеллектуальной одаренности.- М.: Изд –во «Институт психологии РАН», 2011.- 320с.
  6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды/ Н.С.Лейтис.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008. -480 с.
  7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  8. Ломов Б.М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.- 445 с.
  9. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
  10. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности/ В.И.Панов // Прикладная психология.- 1998.- №3.-С.10-17
11.Рабочая концепция одаренности. (онлайн) URL: http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/1.7.html (дата обращения 14.08.2012).
  1. Рензулли Дж. Модель обогащенного школьного обучения//Дж.Рензулли, С.Рис; под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.:Педагогика,1972.-242 с.
  2. Рубинштейн С. Л. Одаренность и уровень способностей // Основы общей психологии. В 2 т.Т.2 М., 1989.- с.127- 135
  3. Савенков А.И. Психология детской одаренности.- М.: Генезис,2010.- 440 с.
  4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. В 2 т. Т.1 М.: Педагогика,1985.с.15-41
  5. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос,1999.- 269 с.

Страница не найдена | Отдел образования Администрации Юргинского района Тюменской области

Найти:

Год педагога и наставника

Полезное

Архив записей

ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь20192020202120222023

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Оценка качества работы учреждения

Прогноз погоды

Юргинское

ПОС

Страница, которую Вы ищете, видимо, удалена или не существовала ранее.

Однако вы можете попробовать поискать необходимую информацию в следующих статьях:

  • В канун майских праздников не забывайте о соблюдении правил пожарной безопасности!
  • В Юргинском прошла XIV районная научно-практическая конференция младших школьников «Шаг в науку»
  • О работе логопеда и психолога в ДОУ
  • В Юргинском прошел конкурс ЮИД «Безопасное колесо»
  • Смотр строя и песни
  • Безопасность: дети и окна. Водоёмы
  • 27 апреля 2023 года по всей России пройдет «Диктант Победы»
  • Дошкольники Юргинского района приняли участие в соревнованиях по мини-футболу
  • ФГОС
  • День молодого избирателя в юргинских школах
  • Дан старт конкурса «Педагог года Тюменской области – 2023»
  • Президентские спортивные игры в Юргинском
  • Разговоры о важном. День космонавтики
  • Акция «Сдаём вместе. День сдачи ЕГЭ родителями»
  • Дошкольники Юргинского района приняли участие во Всероссийской акции «Ценности будущего в традициях народной культуры»
  • День театра в школе
  • Обучающиеся Юргинского района присоединились к акции «Белая ромашка»
  • В рамках «Школы молодого педагога»
  • Первые шаги в мир экономики
  • Видеоматериалы антитеррористической направленности
  • «Президентские состязания» прошли в Юргинском
  • Учащиеся из МАОУ «Северо-Плетневская СОШ» посетили сельхозпредприятие «Тюменское подворье»
  • Детско-юношеская патриотическая акция «РИСУЕМ ПОБЕДУ»
  • Команда обучающихся Юргинского района заняла третье место в III областных соревнованиях «Шахматы в «Точке роста» — 2023
  • Живая классика
  • Профессия геолог
  • В Юргинском прошли соревнования в рамках общероссийского проекта «Баскетбол в школу»
  • Торжественное открытие Года педагога и наставника
  • Юргинские школьники приняли участие в областных соревнованиях «Чудо шашки»
  • Меры безопасности на льду весной
  • Торжественная церемония открытия
  • Олимпиада «Я люблю математику»
  • Проект «Без срока давности»
  • Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью»
  • С Международным женским днём!
  • Шипаковские ребята за безопасность на дорогах!
  • Всероссийский открытый урок ОБЖ
  • «Диалог поколений: профессия Учитель вчера, сегодня, завтра»
  • В рамках районного методического объединения учителя школ обсуждают важность контроля и мотивации учеников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
  • Финалисты конкурса «Педагог года — 2023» встретились в финальном испытании
  • Команда Северо-Плетневской школы заняла второе место в турнире по волейболу
  • В Юргинском прошла мини-олимпиада «Познай-ка! -2023»
  • «Без срока давности»
  • Выпускники школ Юргинского района будут сдавать ЕГЭ
  • Методическое объединение учителей-логопедов
  • Семинар «Реализация обновленных ФГОС в основной школе: проблемы, пути решения. Ключевые направления организации деятельности по введению обновленных ФГОС СОО»
  • «Здоровый защитник – опора России. Знай наших»
  • Лыжная подготовка на уроках физической культуры
  • Реализация проекта Тюменского ГМУ «Медицинский класс» в Юргинском районе
  • “Добрый писатель” -150 лет со дня рождения М.Пришвина

Что дарят? – St. Vrain Valley Schools

Одаренные дети – это учащиеся, чьи способности, таланты или потенциал настолько выдающиеся, что им требуются особые условия для удовлетворения их образовательных потребностей. Эти учащиеся входят в 3-5% лучших в своей возрастной группе в своей конкретной области (областях) одаренности. Все одаренные учащиеся школьного округа Сент-Врайн-Вэлли имеют план продвинутого обучения (ALP), в котором указаны условия проживания. Этот план обновляется ежегодно.

Национальная ассоциация одаренных детей говорит: «Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся способности или компетентность в одной или нескольких областях».

Страница Hoagie’s Gifted Education Page определяет одаренность как:

Что такое одаренность? Универсального определения нет. Некоторые профессионалы определяют «одаренный» как результат теста интеллекта выше 130, два или более стандартных отклонения выше нормы или 2,5% лучших. Другие определяют «одаренных» на основе школьных достижений: одаренный ребенок работает на 2 или более классов выше своего возраста. Третьи считают одаренность выдающимся достижением: работа на уровне взрослого, а хронологически ребенок. Но это далеко не единственные определения. Бывший комиссар США по вопросам образования Сидней П. Марланд-младший в своем выступлении от 19 августаВ отчете Конгресса № 71 указано:

Одаренные и талантливые дети – это дети, выявленные профессионально квалифицированными лицами, которые в силу выдающихся способностей способны к высокой успеваемости. Это дети, которым требуются дифференцированные образовательные программы и/или услуги, помимо тех, которые обычно предоставляются в рамках обычной школьной программы, чтобы реализовать свой вклад в себя и общество.

Законодательство «Ни одного отстающего ребенка» создало новое определение одаренности, основанное на достижениях, однако оно не обязывает штаты использовать это определение:

Термин «одаренный и талантливый», когда он используется по отношению к учащимся, детям или молодежи, означает учащихся, детей или молодежь, демонстрирующих высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальная, творческая, художественная или лидерская деятельность. способности или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности. (раздел IX, часть А, раздел 9101(22), стр. 544)

Группа уважаемых специалистов в области одаренных предлагает определение, основанное на отличиях одаренного ребенка от нормы:

«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором развитые когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются, создавая внутренние переживания и осознания, качественно отличающиеся от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».  Коламбус Групп, 1991,

Большинство определений сходятся во мнении: одаренные дети – это население, имеющее различные образовательные потребности благодаря своему уникальному интеллектуальному развитию.

Одаренные Определение и значение | Dictionary.com

  • Лучшие определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень оценки на основе слова сложность.

[ gif-tid ]

/ ˈgɪf tɪd /

Сохрани это слово!

См. синонимы для: одаренность / одаренность на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


прилагательное

обладающий большим особым талантом или способностями: дебют одаренного художника.

обладающие исключительно высоким интеллектом: одаренные дети.

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ одаренный

1 совершенный, талантливый.

См. синонимы к слову одаренный на Thesaurus.com

ТЕСТ

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение верно?

Происхождение одаренных

Впервые записано в 1635–1645 гг.; подарок + -ed 3

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ Одаренный

подарок·ed·ly, наречиеgift·ed·ness, существительное·ver·gift·ed, прилагательноеun·gift·ed, прилагательное

well-gifted, прилагательное

Слова рядом одаренный

Giessen, GIF, gift, giftable , подарочный сертификат, одаренный, дар болтливости, дар языков, налог на дарение, подарочный ваучер, подарочная посуда

Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Слова, связанные со словом одаренный

совершенный, блестящий, способный, квалифицированный, умный, способный, ловкий, классный поступок, умный, эксперт, получил это, иметь на мяч, горячий, горячий, гениальный, безумный, виртуозный, феноменальный

Как использовать слово «одаренный» в предложении

  • Это, безусловно, удалось как элегантно оформленные мемуары одаренного журналиста, но в отличие от моего собственного более молодого восхищения седовласым иностранным корреспондентом, я бы не стал называть его окончательным счет страны очень еще в движении.

    Возвращаясь к пакистанскому клубку противоречий и насилия|Билал Куреши|11 декабря 2020 г.|Washington Post

  • Это Джордан Рид, одаренный тайт-энд, чей блеск был подавлен постоянными травмами — символ команды, завершившей предыдущие три сезона с более чем 20 игроками в резерве травмированных.

    Игра за 49ers напоминает о прошлых неудачах, но Вашингтон, наконец, кажется, двинулся дальше|Лес Карпентер|10 декабря 2020|Washington Post

  • Он один из самых сильных и одаренных игроков, которых я когда-либо встречал, и мы все желаем ему только наилучшего продвижения вперед.

    Уизардс обменивает разыгрывающего Джона Уолла на «Рокетс» для Рассела Уэстбрука|Бен Голливер, Ава Уоллес|3 декабря 2020 г.|Washington Post

  • Мирзахани училась в средней школе для одаренных девочек и изучала математику в Технологическом университете Шарифа в Тегеране до направляется в Гарвард и, в конечном итоге, становится профессором Стэнфордского университета.

    Документальный фильм и болливудский фильм освещают два несовместимых пути в математике|Эмили Коновер|15 октября 2020 г.|Новости науки

  • Лорен Грэм и Келли Бишоп — необычайно одаренные актрисы, которые прекрасно играют друг против друга, и смешанные любовь и негодование по поводу отношений Лорелай и Эмили составляют один из самых богатых эмоциональных источников шоу.

    Каждый выпуск Gilmore Girls, рейтинг|Констанс Грейди|6 октября 2020 г.|Vox

  • Одаренный маркетолог, он разослал образцы шляп торговцам по всему Западу, прося минимальный заказ в дюжину.

    Мое любовное письмо Стетсону|Марк Маккиннон|24 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Хитрость заключается в том, что подарок был «переподарен» из налоговых поступлений города и штата.

    Подарок Конгресса, который продолжает приносить пользу|P. Дж. О’Рурк|20 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Лански предвидел грядущие перемены и, как все одаренные рэкетиры, пытался заключить сделку с новым шерифом.

    Вернется ли Хайман Рот в Гавану с нормализованными отношениями?|Джон Л. Смит|18 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Но когда в 2004 году вышла их первая книга SuicideGirls, она подарила ей экземпляр.

    Мастера альтернативного секса: девушки-самоубийцы достигают половой зрелости и хотят вторгнуться в ваш телевизор|Марлоу Стерн|9 декабря 2014 г. |DAILY BEAST

  • Стрэнджу иногда помогает Вонг, еще один монах, подаренный Доктору Стрэнджу Древним .

    Летающее волшебство доктора Стрэнджа: Бенедикт Камбербэтч — самый причудливый волшебник Marvel|Рич Гольдштейн|8 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Она знала, что она единственная из всех людей наделена способностью понимать его и полностью сочувствовать ему.

    Хильда Лессуэйс|Арнольд Беннетт

  • Гораздо позже, у всех, кроме одаренных детей, тайны гармонии начинают обретать определенную форму и значение.

    Children’s Ways|Джеймс Салли

  • Братья столпились вокруг своего гостя, и он присоединился к их разговору и даже услышал, как сам благодарит одаренного музыканта.

    Еще три истории Джона Сайленса|Алджернон Блэквуд

  • Я чувствовал, что нахожусь в присутствии сильного, естественного человека, одаренного большой проницательностью и способностями, но также полного человеческой доброты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *