Психология чувств
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
Человек унаследовал механизм эмоций то своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства.
Таким образом, мы отличаем эмоцию от чувства. Эмоции в ходе эволюции возникла раньше чувства, она присуща не только человеку, но и животному, и выражает отношение к удовлетворению физиологических потребностей. Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом, в ходе формирования общественных отношений и присущи лишь человеку.
Чувство- это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Чувства выражаются в эмоциях, но в определенный момент они могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку.
Чувство- это отражение в сознании человека его отношений к действительности.
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЧУВСТВ
В каждом чувстве выделяют три составные части:
— внутреннее переживание
— поведенческую реакцию
— физиологические изменения внутренних органов
Третий компонент чувств — изменения внутренних органов и биохимические сдвиги, сопровождающие то или иное чувство. Эти изменения можно зарегистрировать специальными приборами.
Чувство — установленное эмоциональное состояние. Оно тесно связано с физиологией эмоций. Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений — изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Причем все это- не случайный набор разрозненных признаков, а увязанные между собой реакции организма. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что обуславливает соответствующие изменения в организме.
Включение подкорки и ретикулярной формации в эмоциональный процесс может создавать большой резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении.
Удовольствие и неудовольствие — основные состояния человека, на базе которых формируются все бесчисленные оттенки чувств.
Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека. Даже утомленный человек в ходе сильных положительных эмоциональных переживаний приобретает способность достаточно энергично и продуктивно действовать. Положительные чувства всегда связаны со значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности. Поэтому информация понимается лучше, запоминается прочнее и надолго в состоянии положительных чувств.
Ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы «центрами страдания» и «центрами наслаждения». Анатомическая близость этих центров, а также переход возбуждения с одного центра на другой приводят иногда к взаимопроникновению страдания и наслаждения — особенность психики, которая с давних пор находила отражение в художественной литературе.
Что касается физиологических механизмов чувств, то в основе их лежат стойкие системы связей в коре, в образовании которых решающую роль играет у человека вторая сигнальная система. Вторая сигнальная система очень влияет и на протекание эмоций, она может сдерживать их проявление, что открывает возможность человеку управлять своими эмоциями и чувствами.
2. ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения — в состояние гнева, страха человек бледнеет, так кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.
Чувства проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела — поза, жест), а также в вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения).
Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет. Движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне — человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта- горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.
Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживать их, чувства и вообще могут не проявляться внешне.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ
3.1 ВЫСШИЕ ЧУВСТВА
Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности.
Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в различные эпохи, принадлежащим к различным общественным группировкам и классам.
Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.
А) Моральные чувства:
— чувство справедливости
— чести
— долга
— ответственности
— патриотизма
— солидарности
— творческое вдохновение
— трудовой энтузиазм
Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
Б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:
— чувство удивления
— сомнения
— уверенности
— удовлетворения
Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться — очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате их проверки. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.
В) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства. Источник эстетических чувств — произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим чувствам можно отнести:
— чувство красоты
— восхищения прекрасным
— трагического
— комического
— возвышенного
Помимо этих групп можно выделить и специфические группы, которые появляются с развитием общества. Например, с формированием частной собственности стали формироваться чувства, выражающие отношение к ней.
Критерий, по которому чувства причисляют к «высшему этажу»,- высокая степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов Чувства чести, долга, справедливости и другие — это комплексы эмоционально подкрепленных представлений. Если человек действует в согласие с привитыми ему понятиями чести и долга, то его высшие социальные чувства проявляются в сочетании с удовлетворенностью собой, с сознанием своей правоты.
3.2 НИЗШИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)
Это эмоции, которые менее других подверглись изменениям в процессе развития человечества. К ним можно отнести:
— голод
— боль
— усталость
— жажда
Одна из особенностей «низших эмоций»- отчетливая локализация, или «анатомическая привязка».
3.3 ЧУВСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КЛАССА
Этот класс чувств можно подразделить на три группы.
А) Положительные чувства:
удовольствие, самодовольство, радость, чувство удовлетворенности собою, блаженство, восторг, уверенность, ликование, доверие, восхищение, симпатия (приязнь), уважение, спокойная совесть, нежность, чувство облегчения, любовь (половая), любовь (привязанность), чувство безопасности, предвкушение, умиление, злорадство, благодарность, чувство удовлетворенности, мести, гордость.
mirznanii.com
Психология чувств | PSYERA
Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека, стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высокого выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиваться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев или обида, если любимый человек не оправдал надежд, и т.п.
В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение , соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными нереализованными.
Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические и т. д.
По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяют на конкретные (например: любовь к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.).
Параметры чувств: Динамика чувства — это скорость его возникновения, особенности его протекания и скорость угасания (м.б. разной). Сила или глубина чувства определяется степенью его влияния на поведение человека, на его деятельность, на его жизнь. Длительность чувства (на один день или всю жизнь). Активность чувства определяется энергией, с которой под их влиянием человек выполняет какую-либо деятельность. Это сила эмоциональной реакции. Стенические и астенические чувства. Направленность чувства — чувства предметны.
Виды чувств
Выделяют нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные и другие чувства.
Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т. д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть.
Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой.
А. Н. Лук к высшим социальным чувствам относил: чувство справедливости, чувство чести, чувство долга, чувство ответственности, чувство патриотизма, чувство солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм. Эстетические чувства: чувство прекрасного, чувство возвышенного, чувство трагического, чувство комического.
Группа чувств, связанных с понятием собственности: чувство собственности (обладания), чувство потери, лишения, жадность — не как свойство характера, а как реально переживаемое чувство стяжательства (у детей оно проявляется в желании ухватить предмет и не отдавать его), желание поделиться. Не щедрость как свойство личности, а именно чувство, переживаемое в некоторых ситуациях, когда человеку буквально «кусок не лезет в горло», если он не поделится с присутствующими.
Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленность на единую цель … Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточению их на единой цели». Причины формирования страстей разнообразны — могут определяться осознанными идеалами, убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (например, в случае паранойяльного развития личности), основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.
Ненависть — стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям. Ненависть способна вызвать не только соответствующую оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него. Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызываемое нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий источника отрицательных переживаний; предметом ненависти в таких случаях становится реальная или воображаемая причина этих событий.
Чувство юмора связано с умением человека обнаруживать противоречия, несоответствия в окружающей действительности. Например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т.п. Для возникновения чувства комического необходимо совершающееся на глазах человека разоблачение неосновательной претензии.
За юмором стоит дружелюбное отношение (сочетание смешного и доброго). За вызывающими смех недостатками стоит что-то положительное, привлекательное. Ирония противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному. Здесь человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение. Злобная ирония переходит в насмешку, издевку. За иронией стоит идеал, за насмешкой стоит озлобление, часто против того, что лучше и выше. Цинизм, не признающий ничего ценного, — пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности. За цинизмом скрывается неспособность к усилию (Дж. Фаулз). Сарказм — язвительная насмешка, злая ирония; едкое, насмешливое замечание. За сарказмом стоит неспособность к действиям. Пошлость — низость в нравственном отношении. Сатира — обличение, осуждение объекта.
Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по пониманию шуток, анекдотов, карикатур и т.п., где есть комизм ситуации; способен ли человек смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора говорит как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.
Чувство трагизма возникает при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.
Функции юмора:
- Юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, достигая одновременно
- интеграции группы и отделение от неё.
- Юмор дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе и обрести тем самым полный контроль над собой. Комическое как посредник в овладении собственной психической деятельностью.
- Юмор и смех как обесценивание значимости (юмор и смех как защитный механизм, механизм отчуждения.
- Чувство юмора позволяет удерживать сосуществование противоположных смыслов.
Смех, как и улыбка, является внешним выражением чувства юмора.
Анри Бергсон:
- Комическое не существует вне человеческого.
- Нечувствительность, сопровождающую смех.
- с разумом других людей. Смех нуждается в отклике.
Функции смеха:
- Смех разряжает напряженность. Когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены и сердцебиение нормализовано. Смех хорошее лекарство для уменьшения действия стресса. Фрай называл его «стационарным бегом трусцой».
- Смех, как и чувство юмора — это переоценка ценностей, способствующая благоприятному переживанию неприятностей.
- 20 секунд интенсивного смеха удваивают частоту сердцебиения (что соответствует трем минутам энергичной гребли). Усиливается кровоснабжение всех органов, в мозг поступает больше кислорода. Активизируется дыхание, легкие вентилируются в полном объеме.
- Смех повышает уровень антител и белых кровяных клеток в иммунной системе, повышая сопротивляемость инфекциям.
- Помогает бороться с болью. Вырабатываются — опиаты — обезболивающие вещества. Американский журналист Норман Казинс (считается основателем смехотерапии), страдавший от сильнейших болей в позвоночнике, чтобы отвлечься, начал смотреть комедии и читать юмористические книги и журналы. И вскоре обнаружил, что после 10 минут смеха он мог спокойно, без болей, проспать два часа. Впоследствии, окрыленный успехом, он организовал кафедру изучения проблем смеха и лечения им. Сегодня в США более 600 смехотерапевтов. Гелотология (смехотерапия) постепенно получает признание в разных странах. По методам, разработанным в этом направлении знаменитым американским доктором-клоуном по имени Пэтч Адамс, уже 30 лет лечат людей всему миру. В некоторых американских клиниках оборудованы «комнаты смеха», в Германии создано объединение клоунов-докторов, которые, в частности, посещают детей, больных раком. Смех укрепляет иммунную систему, мобилизует организм на борьбу со страшной болезнью.
- Смех играет главную роль в снижении негативных последствий стресса.
- Повышает творческие способности и умение решать различные проблемы.
- Смех, даже хохот, улучшает внешний вид. Ведь мышцы лица по сравнению с другими мышечными группами используются крайне редко, особенно у взрослых. Если у детей выражение лица меняется по двадцать раз в день, то у людей, которым за тридцать, только три. А у людей угрюмых, страдающих депрессией, лицо практически неподвижно. Между тем, когда человек хотя бы улыбается, тонизируются лицевые мускулы, а прилив крови питает кожу, делая ее теплой и свежей.
psyera.ru
20. Чувства. Общая психология
Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности. Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту – воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.
Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью; практические – связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические – чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные – вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические – активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические – угнетающие ее (тревога, уныние).
Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение – презрение, тревога – спокойствие, радость – страдание). Чувства могут быть и амбивалентны – когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны – они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение – в нежность, страстная любовь – в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к унынию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое отношение к природе как к источнику вдохновения либо прагматическое – как к источнику обогащения), от культурно-исторических традиций (например, у одних народов символом скорби является черный цвет, у других – белый).
Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
что это такое и как они влияют на человека
Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Чувства в психологии занимают особое место. С их помощью можно не только охарактеризовать личность человека, его способы общения и жизненные взгляды. Но и повлиять на его поведение, отношения с собой и другими людьми, повысить, либо же понизить уровень удовлетворённости каждым прожитым днём, изменить настроение и прочее. Потому что эмоции – это по факту отклик нашего организма на раздражители, неважно, какого характера, положительного или отрицательного.
Роль и функции
Итак, чтобы понять, насколько действительно ценны чувства в нашей жизни, давайте рассмотрим внимательней функции, которые они выполняют.
Коммуникативная
Сложно общаться с человеком, который ведёт себя как робот, не так ли? К сожалению, такие люди довольно часто встречаются. Они просто не в состоянии заметить, что с ними творится. Настроение всегда ровное, а решения принимаются только путём интеллектуализации и анализа. Привязанности, как к такой личности, так и у неё самой, практически невозможно образоваться.
Общаясь с другими людьми, нам важно получать отклик, то есть реакцию на наши слова и действия. Тогда мы лучше узнаём друг друга, познаём и сближаемся. Соответственно, понимаем, как лучше вести себя, а от каких поступков лучше воздержаться, чтобы не разрушить установившуюся близость. Передаём информацию о своём состоянии, мнении, отношении к чему-либо. Эта реакция бывает вербальной, или невербальной, с помощью мимики, жестов. При её наличии можно утверждать, что все участники диалога находились в контакте. А не испытывали полное безразличие к процессу.
Регулятивная
Эта функция помогает снизить уровень эмоционального возбуждения. Например, при крайне сильном напряжении, когда оно становится непереносимым, человек просто разрыдается. И плач может длиться долго, пока тело не сбросит накопленное и не высказанное.
Это обеспечивает жизнестойкость, иначе организм бы быстро изнашивался и выходил из строя. Перегорал. Только представьте себе кастрюлю с супом на огне, которую закрыли плотно крышкой, не давая возможности выйти пару. Через некоторое время содержимое пойдёт через верх.
Об эмоциональном выгорании вы можете почитать в этой статье.
Поэтому давайте себе возможность проживать те чувства, которые возникли. Не стоит прятать их, удерживать и накапливать. Рано или поздно вы их всё равно сбросите, но только с более печальными последствиями. Особенно, если в аффекте, когда человек просто теряет над собой контроль.
Отражательная
Позволяет оценить происходящие события, чтобы понять, несут они пользу, или нет. Они могут охватить весь организм, чтобы успеть во время среагировать на несущую угрозу ситуацию. Не зря мы испытываем страх, он позволяет выжить. Иначе при его отсутствии мы бы делали безумные вещи, не задумываясь о последствиях.
Побудительная
Мотивируют на свершения. Допустим, испытывающий зависть человек понимает, что хочет обладать тем же, чем обладает его знакомый. При конструктивной зависти он начнёт предпринимать действия, которые обеспечат ему то, к чему он стремится. Будь то покупка чего-то материального, или же развитие каких-то качеств и умений. Кстати, подробнее об этом сможете узнать из статьи, которая находится тут.
Подкрепляющая
События, которые оказались для личности значимыми, могут вызвать очень сильную реакцию и остаться навсегда в памяти. Именно тогда мы можем страстно влюбиться в какую-то профессию или неожиданно остыть к своей деятельности, хобби.
Переключательная
Случается, что одновременно индивида беспокоят несколько потребностей, которые по своей значимости могут составить друг другу конкуренцию. Так вот, опираясь на ощущения, можно определить, какая в данный период жизни является ключевой, и переключиться на неё.
Приспособительная
Упрощается процесс приспособления к изменениям в окружающей среде.
Этапы формирования
Зарождение
Появляется маленькая точечка, которая постепенно, а в некоторых случаях и стремительно, увеличивается в объёме. Она как пузырёк, который надувают.После того, как она достигла определённых размеров и прекратила процесс рождения, эмоция начинает подниматься на поверхность. В этот момент человек, который достаточно к себе внимателен, может её заметить.
Проявление
В этот период она ощущается в теле, и даже если не осознаётся, то является видимой для окружающих. Не каждый способен распознать смысл, который несёт в себе определённое чувство, но подсознательно информация будет считываться. Потому что мимические мышцы лица, голос, позы и жесты выдадут любые изменения в настроении.
Далее следует этап, когда человек начинает сам понимать, что он испытывает. Он не просто замечает энергию, но и может расшифровать, с чем она связана, какое послание несёт. Например, злость сигнализирует о том, что какие-то потребности фрустрированы, границы нарушены. То есть, происходит что-то, что не нравится, не устраивает, и хочется по-другому. Или наоборот, чего-то не происходит, а человек всё надеется и ждёт. От того накопленное раздражение преобразуется в злость, а порой и в гнев.
Трансформация
Когда происходит осознание причины возникновения какого-либо переживания, качество его энергии меняется. Например, ощущение тревоги и беспокойства способно нанести большой урон здоровью. Причём, интенсивность будет только возрастать, либо же фоново сопровождать человека, пока тот не поймёт, почему волнуется и тревожится.
А вот прояснив причины, подумав над тем, что такого в данный период жизни происходит, что становится страшно, можно продвинуться в развитии. Обнаружив плюсы и ресурсы в том, что вовремя удалось заметить сигналы своего организма. То есть, личность может и дальше испытывать тревогу. Но теперь, когда она понятна, она не является деструктивной, а наоборот, даже созидательной.
Высвобождение энергии
Теперь, когда первопричина возникновения известна, необходимости в её удержании нет. Происходит не просто процесс высвобождения, но и принятия, интеграции нового. Например, грусть обычно сигнализирует об утрате чего-то. И когда личность принимает тот факт, что, допустим, отношения закончились, и какой-то период придется прожить в одиночестве, погоревать, то параллельно с этим она ещё и научается обходиться с собой и другими людьми. Раньше она была в паре, а сейчас необходимо самостоятельно организовывать свою жизнь. Грустить, но и при этом что-то делать по-новому. Это и есть интеграция. Опыт.
Смерть
Не стоит пугаться этого слова. Это естественный процесс, когда необходимость в определённой энергии отпадает – она идёт на спад, освобождая место другим ощущениям. Если долго не замечать, допустим, обиду, или намеренно её игнорировать – это не будет означать, что её нет. Она тогда будет «жить» в подсознании, периодически напоминая о своём присутствии. Разрушая не только здоровье, но и качество жизни, отношения.
Виды эмоций
Помимо наших ощущений касательно эмоций, в плане, нравятся нам они или нет, существует целая классификация чувств. Итак, их различают:
По знаку
- Отрицательные – связанные с фрустрацией потребностей;
- Положительные – соответственно, с их удовлетворением;
- Амбивалентные – когда двоякое отношение к чему-либо. Например, такое случается, когда человек радуется неудачам коллеги. С одной стороны, радость приятна, но с другой – то, что она связана с неприятностями другого человека, говорит о ненависти к нему, злости.
По качеству
Карл Изард, американский психолог, придерживался мнения, что существуют основные, фундаментальные эмоции, которые испытывает психически здоровый человек.
Здесь указана характеристика каждого из них:
- Радость – возникает, когда удовлетворяется любая актуальная потребность;
- Удивление – реакция на обстоятельства, которые оказались внезапными, то есть, личность их ранее не прогнозировала, соответственно, не ожидала;
- Гнев – состояние, которое возникает в случае сильной фрустрации, угрозы безопасности, как психологических границ, так и здоровью, жизни индивида. Либо же в случае длительного накопления раздражения. Как с ним справиться, вы сможете узнать, если перейдёте по этой ссылке;
- Отвращение – маркер того, что приходится соприкасаться с тем, что вызывает неприязнь. Если не заметить своё отвращение и «наестся» чего-то омерзительного, неприятного – может стошнить. Это касается не только продуктов, но и отношений, информации в целом;
- Презрение – когда жизненные позиции, устои, ценности и мнения совершенно инаковые, чем у того, кого презирают. Признать право другому быть таким, какой он есть не всегда удаётся, именно в такие моменты зарождается презрение;
- Страх – возникает в случае реальной, или возможной, порой даже мнимой опасности.
- Стыд – когда представления о себе или своём поведении совершенно не совпали с ожиданиями окружающих. Может преобразоваться в токсический, когда всё внимание сконцентрировано только на собственном проступке, либо несовершенстве. Тогда это приносит достаточно интенсивные страдания на фоне изоляции. Вот почему при стыде сложно смотреть в глаза;
- Страдания – если человек осознаёт, что какую-то потребность невозможно удовлетворить, возникает боль. Например, утрата близкого человека приносит очень много страданий, горя.
По силе и устойчивости
- Ситуативные – являются простыми, кратковременными. Они возникают как реакция на какое-либо событие. Могут проявляться интенсивно, допустим, в виде аффекта. Но при завершении их выражения состояние стабилизируется, приходит в норму.
- Устойчивые – продолжительное состояние, которое влияет на восприятие окружающей действительности. Когда радостно на душе, цвета кажутся ярче, запахи насыщенней, а люди вокруг добрыми и интересными. Но если же боль и грусть настигли, тогда даже приятные события не вызовут реакцию, какая бы могла быть при обычном настроении.
Завершение
Будьте внимательны к себе! Эмоции влияют не просто на наше самоощущение, но и на такие умственные процессы, как восприятие, память, мышление. Да, они легко могут активизировать любой из них, либо же наоборот, притормозить. Стимулируют фантазию и способность находить креативные решения. С их помощью мы смело можем утверждать, что живы, а это ведь самое главное. Они обогащают нас и позволяют полноценно проживать каждый день, ценить его, запоминать.
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Будьте внимательны к собственным переживаниям, а также тех, кто повстречался на вашем пути. Удовольствия вам, и счастья! Напоследок рекомендую пройти тест, чтобы узнать, насколько вы чувствительны и осознанны. Его вы найдёте здесь.
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.
qvilon.ru
Понятие чувства в психологии — Мегаобучалка
Минобрнауки России
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Институт педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЧУВСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнила
студентка 1 курса, группы ПДДО-11
Симахина Валерия Евгеньевна
_____________ /подпись/
Научный руководитель
доцент кафедры общей
и специальной психологии, кандидат псих. наук
Королева Оксана Леонидовна
_____________/подпись/
Киров
2015
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Теоретические проблемы в исследовании чувств в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психологии. 6
1.1. Понятие чувства в психологии. 6
Моральные чувства. 8
Эстетические чувства. 9
Интеллектуальные чувства. 10
Праксические чувства. 10
Роль чувств в жизни личности. 11
Глава II. Экспериментальное изучение чувств у дошкольников. 20
2. 1. Программа констатирующего эксперимента. 20
2.2. Анализ полученных данных. 21
1) Методика ЦТО
2) Методика Фадиной. 24
2.3. Рекомендации по развитию положительных эмоций у ребёнка. 24
Заключение. 26
Приложения. 28
Введение
Психология это наука, которая обладает особыми качествами, которые отличают её от остальных. В основном хорошо психологию знают лишь те, для кого она стала полем профессиональной деятельности. Тем не менее, каждый человек когда-либо сталкивался с ней, ведь у всех нас есть собственные ощущения, чувства, эмоции и потребности. Кроме того все указанные психологические проявления мы можем наблюдать и на других людях. Предметом изучения психологии, прежде всего, является психика человека, которая включает в себя массу проявлений, таких как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Все эти проявления являются познавательными процессами.
Другие же явления регулируют общение с людьми, управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями человека, включают в их число потребности, цели, интересы, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознания. Также психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений. С помощью познавательных процессов человек живёт и действует в этом мире, его цель это удовлетворение своих материальных, духовных и прочих потребностей.
Чувство это состояние человека, которое помогает ему понять и объяснить свои поступки, так же можно сказать, что чувство это высший продукт культурно-эмоционального развития человека.
Чувства– это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Одной из важнейших проблем психологии является воспитание чувств у дошкольников. Их чувства это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания. Это средство помогает в процессе формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Создание полноценной личности является главной задачей дошкольного воспитания. Её решение особенно интересно для таких специалистов, как воспитатели, педагоги и психологи. Более того, данная проблема имеет высокую социальную значимость абсолютно в любое время. Её актуальность подчёркивается требованием свежего взгляда на методику воспитания. Необходимо рассмотреть аспекты составления развивающих занятий по воспитанию нравственных, эстетически и интеллектуальных чувств.
Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования является «Чувства и их развитие в дошкольном возрасте». Необходимо разработать комплекс занятий направленный на воспитание, определение чувств ребёнка, например, способность, различать оттенки цвета, ощущение единства с окружающим миром. Данный комплекс должен позволять эффективное осуществление работы по развитию чувств дошкольника. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с её использованием, закреплением в практической деятельности. На основе изложенных идей следует выделить методологический аппарат.
Объект исследования: Объект чувства в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: Процесс развития чувств в дошкольном возрасте. Проблема исследования: Исследование чувств в дошкольном возрасте. Цель исследования: Определить наиболее эффективные пути и методы воспитания чувств у детей дошкольного возраста в учебно-воспитательномпроцессе.
Гипотеза: Есть основание предположить, что в дошкольном возрасте возможно развитие чувств: моральных, эстетических, интеллектуальных, праксических.
Задачи исследования:
1)Изучить эмоции и чувства детей дошкольного возраста.
2)Определить устойчивость и развитие чувств в деятельности детей и повседневной жизни.
3)Раскрыть значение высших чувств в воспитании дошкольников.
Глава I. Теоретические проблемы в исследовании чувств в дошкольном
Возрасте в отечественной и зарубежной психологии.
Понятие чувства в психологии.
Понятие «чувство» охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Человек живёт и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир, природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми – одним словом, в процессе его жизни – у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.
Появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, Имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие эмоциональные отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающее определённое влияние на его действия.
Основное в чувстве – это эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или к кругу явлений. Чувство всегда направлено на тот или иной объект действительности.
Настроение же представляет собой эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) всё его поведение, помыслы, переживания.
Для аффектов характерна та стремительность, с которой они овладевают человеком. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, сказывающееся на всей его жизнедеятельности в данный момент. Аффект – это выраженная, стремительно развивающаяся эмоция.
Но под чувством мы подразумеваем также и устойчивое эмоциональное отношение, устойчивое психическое состояние человека; оно выступает как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности (или «отчуждённость» от них), Как стойкая «направленность» на них. Переживание чувства иногда может достигнуть большой силы, приобрести характер аффекта.
У настроений, эмоций, аффектов есть общее – это всё виды эмоциональных реакций. В отличие от них чувства – это те устойчивые отношения личности к окружающему, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.
Наряду с резко внешне выраженными эмоциями, мы можем встретиться с чувствами, в которых очень отчётливо проявляется наше отношение к объекту и вместе с тем это отношение мало выражается вовне, проникнуто более интеллектуальным содержанием.
Чувства органически связаны с процессом познания, ориентировки и действия в окружающей обстановке. Благодаря связи с познанием действительности они пронизываются всё более интеллектуальным содержанием.
1.2. Роль чувств и их особенности.
При классификации чувств, прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, что психика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее, порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены + субъективной интерпретацией данного явления.
Исходя из этого, чувства различаются:
1. По объекту действительности, на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.)
2. По содержанию (сущность направленности чувства, характер эмоционального отношения к объекту и особенности возникающих при этом субъективных состояний).
Некоторые чувства следует выделить. Прежде всего те, которые называют высшими. Эти чувства связаны с восприятием и осознанием человеком многообразных явлений социальной жизни и культуры. Их особенности:
1. В своих развитых формах они могут достигать большой степени обобщённости.
2. Они всегда связаны с осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.
Далее приведена их характеристика.
Моральные чувства
Объектом моральных чувств являются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты, жизненные события, человеческие взаимоотношения и сам человек. Моральные чувства – это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственности, отправляясь от категорий морали, выработанной обществом. Нравственное чувство возникает тогда, когда человек в своих действиях начинает исходить не из побуждений «своей воли», а из общественных требований. В результате воздействия общества на процесс воспитания человека общественные требования к его поведению переходят в сознание индивида, превращаются постепенно в его собственные требования к себе. И поэтому они входят в само переживание чувства как требования нравственного долга. Моральное чувство часто возникает на основе конкретного случая, происшествия и может ограничиться лишь эпизодическим переживанием. А может возникнуть и на основе обобщённого восприятия многих явлений действительности.
Эстетические чувства
В процессе общественного развития, общественной практики человек приобрёл способность воспринимать явления окружающего мира не только с позиции морали, но и руководствуясь принципами прекрасного, — это становится основой для возникновения эстетических чувств.
Эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства, когда человек подходит к окружающим предметам и явлениям с особой оценкой – исходя из категорий прекрасного. При этом и возникает переживание, характеризующееся специфическими чертами.
Благодаря отличию восприятия отличия явлений жизни от восприятия созданий искусства эстетические чувства, порождённые ими, приобретают специфические черты в самом переживании. Человек в произведении искусства воспринимает не саму реальность, но её отражение, в восприятии коей отсутствуют практические житейские установки и соображения.
То обстоятельство, что в эстетическое чувство включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека художественное наслаждение, но и побудить к определённым действиям и поступкам.
megaobuchalka.ru
59. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧУВСТВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ
В этом вопросе мы рассмотрим понятие «чувство», его структуру и классификацию чувств.
Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.
Структуру чувств составляют эмоции и понятия. Приведем пример: чтобы у человека возникло чувство любви к Родине, он должен владеть понятием Родины. Если у него нет этого понятия, он им не владеет, то нет смысла говорить о чувстве. У животных отсутствуют понятия, поэтому говорить о чувствах животных – полная бессмыслица, им присущи только эмоции. Наши чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулирующую.
Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулятивная функция чувств связана с тем, что переживания определяют поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами его деятельности. Благодаря наличию регулятивного механизма у человека происходит снижение эмоционального побуждения или его нарастание. В первом случае сильнейшие эмоциональные переживания человека трансформируются в мышечные движения, смех, возгласы, плач. При этом происходит разрежение избыточного напряжения, длительное сохранение которого крайне опасно.
Обычно чувства подразделяются на положительные и отрицательные. Иногда выделяют и так называемые нейтральные чувства, например любознательность.
Принято выделять также низшие и высшие чувства.
Высшие чувства – это чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.
Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
Чувства также подразделяются на стенические и астенические.
Стеническими называются чувства, повышающие активность личности, астеническими – чувства, переживания, снижающие активность.
Одной из важнейших особенностей переживания чувств является амбивалентность (двойственность) – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (радости и горя, удовольствия и отвращения).
Амбивалентность объясняется конфликтными, сложными обстоятельствами, в которых приходится действовать людям.
В основе чувств человека лежат его потребности, которые порождают деятельность; с другой стороны, деятельность человека порождает новые потребности.
Физические потребности (в пище, питье, одежде, жилище) и духовные (в общении, труде, эстетические, моральные) тесно связаны друг с другом: одежда может быть одновременно как физической, так и эстетической потребностью. То же можно сказать о пище, жилье и т. п.
Удовлетворение или неудовлетворение этих потребностей вызывает соответствующие чувства, которые носят явно выраженный не только индивидуальный, но и общественный характер.
Таким образом, чувство является одним из основных психических отражений, которые свойственны человеку.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Понятие о чувствах
ГЛАВА 14.
ЧУВСТВА
IV. 14.1. Понятие о чувствах
Чувства как отражение действительности
Человек, являясь одновременно живым организмом и членом общества, отражает в своем мозгу объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения. Отражение включает в себя отношение личности как действующего и познающего субъекта к объектам, которые могут удовлетворять его потребности или препятствовать этому процессу. Такая своеобразная сторона отражения мира в мозгу человека составляет область чувств или эмоциональную сферу его личности. Чувства — это отражение в мозгу человека его реальных отношений, т. е. отношений субъекта потребностей к значимым для него объектам.
Данное определение требует некоторых терминологических пояснений. Понятие «отношения» употребляется в психологии в двух значениях: во-первых, как объективно складывающаяся взаимосвязь субъекта и объекта (объективные отношения), а во-вторых, как отражение или переживание этих связей (субъективные отношения личности).
Слово «чувство» и в повседневной жизни, и в литературе употребляется во многих значениях. Например, чувствами называют ощущения (чувство сладости), иногда влечения и желания, иногда наличие сознания и т. д. Научный термин «чувство» следует применять только тогда, когда речь идет об отражении в мозгу живых существ их отношений к объектам, удовлетворяющим потребности или препятствующим этому удовлетворению, выражающихся в переживании.
Не следует отождествлять термины «чувства» и «эмоции», что нередко делается в популярной литературе (и некоторых учебниках психологии). Правильнее называть эмоцией только конкретную форму протекания психического процесса переживания чувств. Например, нельзя чувство патриотизма, ответственности за порученное дело или чувство любви матери к детям именовать эмоцией, хотя эти чувства проявляются в психической жизни людей как поток разнообразных по силе, длительности, сложности и даже своему содержанию эмоциональных переживаний.
Нецелесообразно также резко разграничивать чувства и эмоции, называя чувствами только случаи, когда субъект отражает значимые для него взаимоотношения своей личности и общества, а эмоции рассматривая лишь как показатели полезности или вредности раздражителей для жизнедеятельности, как проявление низших чувств, связанных с инстинктивными по своему происхождению формами поведения (пищевым, половым рефлексами и пр.). Эмоции возникают и при переживании высших чувств, коренящихся в условиях общественного бытия человеческой личности и входящих в состав ее сознания.
Сигнальная и регулятивная функции чувств
Чувства, как своеобразная сфера человеческой психики, сторона деятельности личности, многообразно переживаются человеком. Во-первых, чувства — это система сигналов о том, что из присходящего в мире имеет значение для человека как личности. Из бесчисленного количества раздражителей, действующих на органы чувств, некоторые выделяются, сливаются друг с другом, как бы цементируются возникающим чувством, производят впечатление и сохраняются как образы памяти, окрашенные определенным чувственным тоном. Физиологически это объясняется тем, что некоторые раздражения становятся для живого существа сигналами благополучия или неблагополучия, а переживание чувства выступает как подкрепление систем условных рефлексов, из которых слагается личный опыт человека. Эта сигнальная функция чувства называется в психологии импрессивной стороной чувств.
Во-вторых, чувства и многообразные формы их переживаний выполняют не только сигнальную, но и регулятивную функцию. Они определяют в известной мере поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами человеческой деятельности и отдельных действий (а также способов их выполнения), порождая влечения, стремления к представляемой и мыслимой цели.
Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях. Эти изменения в организме человека служат объективными показателями переживаемых чувств. Выполнение непроизвольных и сознательных движений приспособительного характера, изменения голоса, мимика, жестикуляция, перестройка процессов, протекающих в организме, называется в психологии экспрессивной стороной эмоциональных состояний.
Основные качества чувств
Субъектом чувств, их носителем, существом, переживающим их, является личность, познающая мир и изменяющая его в своей целенаправленной деятельности. Чувство не может возникнуть и существовать вне определенного субъекта: чувство всегда бывает чьим-то чувством. Предметы и явления, на которые правлена практическая и теоретическая деятельность человека и которые при этом вызывают у него эмоциональное впечатление и соответствующее выражение, называются объектами чувств.
Чувства хотя и субъективны (я испытываю воздействие вот так, а другой по-иному), но познаваемы. Они всегда имеют строго детерминированную (причинно обусловленную) природу. Все субъективное по происхождению и по сущности своей всегда есть нечто объективное, реальное, т. е. материальное, «пересаженное» в человеческую голову и «переработанное» в ней.
Субъективные чувства, порождаемые объективным миром, реально проявляются не только в телесных изменениях, но и в действиях, высказываниях, поступках личности.
То, как относится человек к объекту своего чувства, какое личное отношение выражено в данном случае, представляет собой качественное содержание этого чувства. Человек может любить, ненавидеть, бояться, гневаться, удивляться, жалеть и т. д. Одно перечисление и классификация подобных переживаний заняли бы десятки страниц. Эмоциональных состояний столько же, сколько существует различных отношений личности к тому, что может удовлетворить ее потребности или препятствовать этому удовлетворению. Вместе с тем следует назвать те основные качества, которые бывают обязательно присущи любому эмоциональному состоянию, любому чувству. Без них какой бы то ни было факт психики не может быть отнесен к эмоциональной сфере. Основные качества чувства — это необходимый и своеобразный признак эмоционального отношения личности к объекту.
Обычно выделяют два основных качества эмоционального отношения личности к фактам ее жизни — положительное и отрицательное, так как чувства являются показателем того, что удовлетворяет, удовлетворило или могло бы удовлетворить пробудившуюся потребность, либо, наоборот, того, что мешает, препятствует этому удовлетворению. Например, удовлетворение потребности в пище вызывает удовольствие. То, что мешает нормальному удовлетворению потребности, порождает неудовольствие. Даже воспоминания о помехах на пути к удовлетворению потребности иной раз крайне неприятны. Подобная зависимость распространяется и на гораздо более сложные ситуации, в частности па те, где наряду с потребностями организма действуют различные мотивы социального порядка. Потребность молодого поэта увидеть хоть два-три своих стихотворения напечатанными проявляется в разных ситуациях: то как удовольствие (редактор похвалил стихи и обещал обязательно их напечатать), то как неудовольствие (редколлегия решила из подготовленного номера газеты выбросить стихи из-за недостатка места или их малой оригинальности). Правильнее, однако, говорить о четырех основных качествах эмоциональных состояний. Кроме положительного и отрицательного отношения личности к объекту ее чувств, наблюдается двойственное, а также неопределенно-ориентировочное Отношение, сводить которое к собственно удовольствию и неудовольствию не следует.
При двойственном (амбивалентном) чувстве удовольствие или неудовольствие не только сливаются и переходят одно в другое, но это сосуществование составляет одну из необходимых качественных характеристик испытываемого чувства, как, например, при ревности, когда любовь и ненависть могут быть весьма своеобразно объединены. Двойственность чувств вполне объяснима: ведь реальные предметы, лица, собственные действия, а тем более жизненные ситуации обычно весьма сложны по своему содержанию и связи человека с ними нередко не исчерпываются одним каким-то элементарным отношением. Турист, страдая от жажды, удовлетворяет свою потребность прохладной водой и как будто бы должен испытывать удовольствие. Но может случиться, что вода пахнет, например, нефтью, и тогда от одного и того же объекта в тот же момент человек испытывает сразу и удовольствие и неудовольствие. В художественной литературе содержится множество примеров этих двойственных чувств: «люблю и ненавижу», «наслаждаюсь и стыжусь», «разлука — сладкая печаль», «приятное страдание» и т. д.
Эмоциональная жизнь личности представляет собой постоянное воз
mirznanii.com