ОДАРЕННОСТЬ. ТАЛАНТ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ
ОДАРЕННОСТЬ. ТАЛАНТ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ
Куварзина А.Ю.
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
[email protected]
Сегодня все ученые единодушны в том, что бесталанных людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере. Но почему же гениальных людей так мало? По исследованиям, их приходится всего 400-500 человек за всю историю человечества. Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся разобраться в таких понятиях, как «способность», «талант», «одарённость» и «гениальность», используя метод анализа научной литературы.
По мнению Л.Н.Боголюбова, способность – «это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью» [Боголюбов Л.Н и др. Человек и общество. М., 2007]. Способностями обладает каждый от рождения, будь то способности к пению, математике, живописи, литературе и т. д. Однако, не все люди почему-то развивают свои способности, наоборот, бывает так, что они занимаются совершенно не своим делом. Известна мысль ученого Н.П.Дубинина о том, что «любой человек, сколь бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предлагает мозг». В итоге, врожденные способности остаются нераскрытыми, а человек – неудовлетворённым своей жизнью.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов. Он считал, что способность развивается из задатков, которые, в свою очередь, являются врожденными, и формируется в процессе деятельности: «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [Теплов Б. М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. М., 1982].
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Иногда о способностях учащихся говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно. Одаренность — это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Б.М. Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Ф. Гальтоном.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.
Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом. Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности — особенность таланта. Те свойства личности которые определяют талант, одновременно являются и чертами характера, так что талант сближает способности с характером.
Слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Талантливый человек создает что-то новое в своей работе. Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости. Гений – это высшая ступень развития таланта. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Одним из первых исследователей гениальности был И. Кант, немецкий философ. Именно ему принадлежат слова: «Гений — это художник, который своим творчеством закрывает одну поэтическую эпоху и открывает другую» [Соловьева И.В. Одаренный ребенок. Дар или наказание. СПб, 2009]. Потому гениальность — явление не психологическое, а социологическое. Созданное гениями рано или поздно признается «шедеврами» — это всегда уникальные, неповторимые в своем роде творения. По мнению И. Канта, гениальность обязательно связана с «созданием качественно новых уникальных творений, открытием ранее неизвестных путей творчества».
Интересно, что слово «гений» встречается еще в мифологии древних римлян, где им обозначалось божество-прародитель рода. Люди верили, что оно было у каждого человека от рождения, а иногда их было даже двое – злой и добрый гений. Считалось, что гений руководит поведением человека, а после смерти своего подопечного бродит по земле. И. Кант считал, что этот дух не только охраняет человека, но и внушает ему оригинальные идеи. Поэтому, утверждает философ, создатель оригинального и гениального сам «не знает, как ему приходят эти идеи, а творит по наитию», по наставлению этого доброго духа. Именно оригинальность как «талант создавать то, для чего не может быть дано определенное правило, а не умение создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу» Кант считает главным качеством гения.
Однако существует колоссальный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал. Частота рождения потенциальных гениев, развившихся настолько, что бы так или иначе обратить на себя внимание, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, даже в век высшего образования, исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных стран [Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М., 2002].
Таким, образом, в результате изучения литературы, мы пришли к выводу, что часто смешиваемые понятия «одаренность», «талант», «гениальность» на самом деле являются различными по своей сути. Одаренность понимается учеными, как комплекс задатков, способностей, интереса, мотивации к определенной (специфическая одаренность) или разноплановой (общая одаренность) деятельности. Талант же понимается как творческая одаренность, а гениальность – высшая ступень развития одаренности. Гениальный человек создает уникальные творения, которые признаются цивилизацией, в связи с этим, появление гения среди человечества является очень редким явлением.
почему за последние сто лет не появилось новых Ньютонов или Моцартов — Офтоп на vc.ru
Несмотря на всеобщий доступ к знаниям, глобального прорыва в науке и культуре так и не случилось.
5784 просмотров
В центре — Платон и его ученик Аристотель за интеллектуальной беседой. Картина Рафаэля Санти
Привет! На ваших экранах снова Дмитрий Райз, создатель проекта R153, в рамках которого я вещаю про эффективное использование ресурсов головного мозга и способы поднять продуктивность при помощи ноотропных веществ.
Почему в последние десятилетия так туго с гениями? Безусловно, улучшения и открытия делаются чуть ли не каждый день, но прорывы уровня Эдисона или второго Пушкина стали дефицитом. Точный ответ дать сложно, но давайте порассуждаем — нам в помощь мой адаптированный и сокращённый перевод статьи Эрика Хоэла.
Почему доступность образования не взрастила новых светил
Грустный факт о человечестве: в 2000-х годах большая часть мира получила практически бесплатный доступ ко всему объёму знаний, но золотой век для науки и искусства так и не наступил.
Кажется пора выкинуть все теории о том, откуда берутся гении. Допустим, гениальность — только продукт генетики. Но тогда в прошлом веке должен был быть бум гениальности! Население Земли резко увеличилось, доступ к образованию возрос, часть расовых и гендерных барьеров рухнула. Хоть какой-то всплеск чисто статистически должен был состояться. Но нет.
Эффект прямо противоположный. Людей стало больше, а гениев — меньше. Подумайте, насколько редки настоящие всемирные гении в наши дни, и насколько все было иначе в прошлом. Есть ли кто-нибудь уровня Маркса, Дарвина или Льва Толстого, кто умер в последнее десятилетие? А за последние два десятилетия? За последние три? Или есть ли вообще кто-то из ныне живущих, кого можно было бы включить в этот список?
Не я один на это жалуюсь. Вот ещё:
- «Научные гении вымерли» авторитетного научного журнала Nature;
- «Падение интеллектуальности» от британского журнала The New Statesman;
- «Куда делись все гении?» от титулованной газеты The Chronicle of Higher Education.
Если вы не согласны — это нормально. Найти неопровержимые доказательства упадка гениальности сложно — интеллектуальный вклад вообще трудно оценить. Даже само определение гениальности спорно. И всё же существует график количества гениев в разные эпохи:
Синим — количество признанных ученых, красным — художников, разделенное на эффективное население (общее количество людей, имеющих образование и доступ, чтобы внести вклад в эти области).
График заканчивается на 1950 году, источник — статья «Где же современный Бетховен?»
Можно возразить, что очень умных людей по-прежнему много, но найти прорывные идеи гораздо труднее. Да, есть некоторые данные (пдфка от Стэнфорда) про дефицит идей, но и эта позиция не без изъянов. Но разве за последние 25 лет идеи настолько трудно найти, что даже взрыв свободного доступа к информации не помог? Плюс в отношении музыки или литературы аргумент про идеи совсем не убедителен.
Зависит ли гениальность от качества школ?
Нет. Исследования эффективности разных подходов к образованию говорят, что школа не имеет большого значения. Да, даже солидная и частная.
Вот почему: родители одержимы идеей пристроить детей в крутые школы. Но даже если сделать поправку на различия в способностях, посещение топовых школ не сделает разницы. Дети, которые просто не дотянули до проходного балла в эти школы, и дети, которые просто побили его, имеют очень похожие базовые способности. Они могут ходить в очень разные школы, но получат похожие результаты.
Важнее «способности перед поступлением». Посещение «сильной» школы в Чикаго или Нью-Йорке или Китае ничего не меняет в результатах образования. Как насчет частных и государственных школ? С поправкой на основные демографические различия — и это никак не влияет.
Морган Вестлинг, «Сельская школа»
В чем секрет эпохи гениев?
Есть единственный лучший способ обучения детей. Способ, который имеет четкий, очевидный и сильный эффект. Но проблема в том, что этот ответ неприемлем. Наилучший метод образования глубоко несправедлив и ставит в привилегированное положение тех, кто находится на самом верху социально-экономической лестницы.
Среднестатистический студент, обучающийся с репетитором, показал результаты лучше, чем 98% студентов контрольного класса.
Исследование Бенджамина Блума в 1980-х годах, также известное как «Проблема 2 сигм Блума»
Современное репетиторство в основном заточено под подготовку к вступительным тестам типа ЕГЭ либо помощи неуспевающим. Но исторически репетиторство имело гораздо более широкие масштабы — это был основной метод раннего образования для элиты.
Это аристократическое репетиторство не было ориентировано на измеримые показатели. Представьте: репетитор и эксперт в своей области не только обучал ребёнка, но также вовлекал в интеллектуальные дискуссии и эксперименты. Эта традиция длилась тысячелетиями. Примеры:
- У великого римского императора и философа Марка Аврелия было шестнадцать личных учителей. Примерно столько же учили и гения-математика 19-20 века Бертрана Рассела. А он до 16 лет даже не ходил в школу.
- В 1600-е и 1700-е годы одни аристократы обучали других. Например, наставником Вольтера был светский аббат де Шатонеф. А сам Вольтер стал учителем первой женщины-ученого и математика Эмилии дю Шатле.
- Ада Лавлейс, изобретательница первого алгоритма, в юности обучалась у Мэри Сомервиль, другой ранней женщины-ученого.
- Отец Карла Маркса в частном порядке обучал его до 12 лет, а официальное школьное образование началось только после.
- Даже Эйнштейн, сам считавший гениальность врождённой, имел несколько тьюторов по математике и философии.
- Моцарт обучался один на один со своим отцом (музыкантом и учителем музыки). Стиль преподавания отца Моцарта описывался как «гиперконтролирующий». Другого формального образования у него не было.
Примеров ещё много. Стоит только поглубже копнуть биографии великих и там непременно найдётся личный наставник, а то и несколько.
К слову. Если ищете репетитора, то рекомендую сервис с говорящим названием «Тьютор». Это каталог репетиторов и наставников по всем популярным предметам. Подобрать человека можно как для ребенка только начинающего школьный путь или подростка готовящегося к ЕГЭ, так и для взрослого в котором проснулась тяга к знаниям.
Я, например, именно на «Тьюторе» учу японский и практикуюсь в публичных выступлениях.
Огромный выбор, гибкий поиск и удобный личный кабинет. В общем, искренне советую!
Что с теми гениями, кто не имел репетиторов?
Я не утверждаю, что репетиторство — единственный путь к гениальности. Например, математик прошлого века Рамануджан стал великим, хотя его отец работал клерком. Но если изучить его жизнь, то в доме Рамануджана жили студенты университета, которые давали ему книги, могли помогать в учёбе и создавать интеллектуальную среду.
Аристотель и его ученик Александр Македонский
Сложно проверить, были ли у гениев репетиторы. Об этом не принято упоминать, кроме как в подробных биографиях. Но стоит только поискать, и у исторических гениев обнаруживаются наставники и очень умные родственники. Именно с близкого круга начиналось регулярное знакомство с темами, выходящими за рамки детского возраста. А что в детстве круче, чем быть принятым в круг взрослых и впитывать их обсуждения?
Причина, по которой практически все светила наук были аристократами — у них единственных было время на умственное развитие. Но что, если дело не только в досуге, но и в стиле образования, который вышел из моды?
Уменьшение числа гениев, похоже, действительно совпадает с концом аристократии. Европа занимает важное место в истории гениев по многим причинам, но, возможно, и благодаря многовековым традициям воспитания.
Наше время: мясорубка школьной системы
Теперь рассмотрим нашу эпоху. Дети рождаются с некими талантами, затем их бросают в соревновательную школьную систему и тупую иерархическую бюрократию. Там они проведут большую часть своего взросления, вынужденные учиться в основном у своих сверстников, которые знают так же мало, как и они.
Если у родителей есть деньги — дети окажутся в чуть меньших классах, с чуть лучшими учителями и с чуть более умными сверстниками. Но структура образования будет той же самой.
Первыми настоящими интеллектуалами, с которыми большинство детей встречаются лично, являются их преподаватели в университете. Но детям уже 18, и они сидят на лекции с десятками или даже сотней других людей (как это бывает в Гарварде). Стоит ли удивляться, что такие методы не создают новых гениев? Мы изолировали детей от великих умов, и мы изолировали великие умы от детей.
Даже очень богатые люди отдают детей в школы, а наставничество — остаётся для малой части тех, кто постоянно путешествует либо имеет ребёнка с особыми нуждами.
Главный компонент успеха — вовлечение
Доступ к информации мало что значит в воспитании гения — возможно, почти ничего.
Дети и молодёжь вовлекаются, когда индивидуально работают со взрослыми — тоже вовлечёнными интеллектуалами. Подумайте, каким влиятельным казался юному Эйнштейну его семейный наставник Макс Талмуд, передававший ему великие книги Спинозы и Евклида.
Увы, замещение школы репетиторством подчеркивает экономические привилегии. Но даже если расходы были бы посильными для высшего среднего класса, позволило бы государство существовать такой системе в крупных масштабах?
Но надежда есть: недавние исследования показали значительный эффект от обучения с помощью AI-репетиторов по сравнению с традиционными онлайн-курсами.
Заключение: образования стало больше, и оно стало хуже
Вещи, созданные вручную, всегда будут лучше массового производства. Скрипки Страдивари обладают превосходным звучанием по сравнению со партиями самых современных заводских скрипок.
Превратив образование в систему массового производства, мы создали превосходную демократическую систему, которая сделала большинство людей и весь мир в целом намного лучше. Это было правильное решение. Но мы потеряли самые элегантные и прекрасные умы, те самые умственные Страдивари, которые были созданы в процессе ручного труда.
В современном мире почти невозможно воспроизвести ситуацию, когда ребенок проходит путь от гувернантки, обучающей его нескольким языкам, до знаменитых ученых, преподающих ему высшую математику.
Нынешние интеллектуалы — итог бюджетного массового производства и всего лишь отзвук своих аристократических предшественников. Да, они достойного качества, и они служат своей цели. Но я не думаю, что мы можем их сравнивать.
Спасибо, что прочитали!
Больше интересного и полезного про то, как настраивать себя на продуктивные будни можно найти на моём телеграм-канале или в группе Вконтакте.
Там выходят посты более короткого формата и анонсы таких больших статей. Подписывайтесь, буду рад увидеть вас среди своих читателей!
Творческий гений — определение
Гений — Мы все слышали этот термин, но немногие из нас знают его истинное значение.
Если кто-то действительно хорош в математике и естественных науках, большинство отнесет его к категории гениев.
Примеры тех, кого мы назвали гением, включают Томаса Эдисона, Альберта Эйнштейна, Бакминстера Фуллера, Генри Форда, Джорджа Вестингауза и бесспорного гения Николу Теслу. Другими менее известными гениями являются Джозеф Ньюман, Уиллард Кастер и Эрик Лейтуэйт.
Знаете ли вы, что Никола Тесла избегал математики? Он также мог видеть в своем уме устройство, работающее в мельчайших деталях, как если бы он смотрел видео еще до того, как взял перо на бумагу. Он не был сторонником Эйнштейна и иногда высмеивал его за его теорию относительности. Тесла, в отличие от других, которых в его время называли гением, предпочитал экспериментировать и создавать работающие модели, а не использовать математику для доказательства своих теорий тем, кто сомневался в его способности делать вещи, которые они считали невозможными.
«Сегодняшние ученые заменили эксперименты математикой, они блуждают от уравнения к уравнению и в конце концов строят структуру, не имеющую никакого отношения к реальности.» Никола Тесла
Томас Альва Эдисон определил гения этой знаменитой цитатой.
«Гений состоит из 1% вдохновения и 99% пота».
Так что же такое творческий гений?Гениальность определяется как способность устанавливать связи между, казалось бы, несвязанными идеями, приемами и концепциями для создания нового набора идей, приемов или концепций, сведенных к максимально простой форме.
Чем гениальные люди отличаются от других?
Решение проблем
Гении ставят под сомнение все. Подход к проблемам у них разный. Сначала они определяют проблему, но не в обычном смысле, а со всех возможных сторон, даже обращая внимание на внешние влияния, которые другие могут счесть абсурдными или вообще не имеющими отношения к проблеме. Сначала они опираются на известные идеи, концепции и устройства, чтобы определить их пригодность для решения проблемы. Когда это не удается, гений может искать решения, которые поначалу могут показаться нестандартными или даже безумными для случайного наблюдателя. Гений понимает, что способность решать кажущиеся непреодолимыми проблемы не всегда заключается в традиционных идеях, устройствах и концепциях. Они полагаются не на сознание, а на подсознание, где логике нет места.
Сознательный разум принимает во внимание только те идеи, устройства и понятия, которые являются логическими и реляционными по своей природе. Все, что сверх этого, считается абсурдным и бессмысленным, а подсознание, напротив, принимает во внимание то, что было отброшено сознанием. Подсознание может перебирать миллионы комбинаций в поисках связей, необычных или кажутся неуместными и всплывают в сознании, когда их меньше всего ожидают.
Если вы когда-либо работали над проблемой в глубоком раздумье, а позже в тот же день, когда вы принимали душ или мечтали, проблема, которую вы так усердно пытались решить, вдруг обнаружилась, вы испытали на себе силу подсознания.
Как только вы научитесь использовать его и регулярно тренироваться, вы начнете решать проблемы так же, как это делают гении. Подсознание похоже на мышцу. Чем больше вы его тренируете, тем сильнее он становится.
Гении чрезвычайно наблюдательны и способны видеть то, чего не видят другие, даже если другие, как и они, обладают высокой квалификацией.
Цитата
«Гении смотрят на мир по-другому, другими глазами» Стивен Десофи
Гений видит не простую лестницу, а скорее электрическую лестницу, по которой можно поднимать людей на вершины крыш, между этажами на заводах и так далее. Гений видит это как видео, проигрывающееся в его или ее голове в тот момент, когда он просматривает лестницу. Иногда гений видит очень подробные механизмы и концепции, необходимые для осуществления задуманного.
Если гений в настоящее время не занимается этой конкретной областью обучения или работы, момент фиксируется, сохраняется в его или ее памяти для использования в будущем, когда у гения есть время, чтобы приложить усилия, чтобы воплотить эту идею в жизнь .
Quote
«Чтобы увидеть творческого гения, нужно увидеть невидимое». Дональд Витез
Гении — экстремальные производители
Известно, что Никола Тесла спал очень мало.
У гениев есть врожденная потребность производить свою работу. Они испытывают сильное чувство, что их работа важна для общества. Они сдадутся и пожертвуют всем, включая работу и своих близких, чтобы выполнять свою работу. Они работают до рассвета, думая и производя, экспериментируя и повторяя. Их работа — это то, что дает им удовлетворение, смысл и чувство принадлежности к нормальному Миру. В первые годы до взрослой жизни, не зная, что они гениальны, они имеют сильное чувство, что они другие, и чувствуют себя отчужденными от своих сверстников. Иногда другие считают их глупыми, поскольку их идеи и концепции противоречат тем, которые считаются общеизвестными.
.
Гении делают заметки и делают наброски
Понимая, что наброски улучшают понимание и позволяют уму сосредоточиться и устанавливать связи, гении часто делают наброски и делают заметки. Они будут делать это где угодно и очень часто в местах, которые сочтут неподходящими. Томас Эдисон держал блокнот рядом с кроватью, чтобы делать записи, часто просыпаясь ночью от новых идей, вспыхивающих в его голове.
Гении — машины идей
Гении понимают, что идеи чрезвычайно важны для их продуктивности, и они черпают идеи даже из проблеска света. Они настроены на так называемые космические силы, которые служат знаками чего-то полезного для их работы. Гении очень чувствительны. Их чувства на пределе, они часто способны предсказать, что что-то сейчас перед ними будет важно для работы, которую они будут выполнять в будущем. Они осознают важность чего-то, устройства, идеи или концепции, которой они подвергаются, в то время как большинство других игнорируют это как просто еще один опыт на жизненном пути. Гении очень хорошо умеют предсказывать результаты и события. Это связано с их сенсорным перенапряжением и обработкой информации, которая происходит в их сознании. Ум гения всегда в работе, всегда думает на нескольких уровнях, устанавливает связь за связью.
На приведенном ниже рисунке показан радиоуправляемый грузовик в сочетании с электрическим канальным вентилятором (EDF) для обеспечения поступательного движения, созданного на основе радиоуправляемого реактивного самолета, поплавков от радиоуправляемых самолетов и рулей от радиоуправляемых лодок. Эти компоненты были объединены для создания многоцелевой машины, способной перемещаться по суше, воде и воздуху. Идея состоит в том, что транспортное средство использует TAC (сегменты адаптивного управления ландшафтом), которые крепятся болтами, что позволяет транспортному средству, известному как транспортное средство с расширенными возможностями Terra-Jet ACV, выполнять несколько ролей: автомобиль, лодка (Aqua TAC), как показано ниже. , снегоходы (Alpine TACs-лыжи) и дроны (Aero TACS-роторы). Чтобы представить себе это транспортное средство, нужно сделать соединений и увидеть невидимое. Что может быть неочевидно, так это то, что этот автомобиль, хотя и может пересекать воду, поглощает волны благодаря подвеске консольного типа, вдохновленной формулой 1, автомобиль остается ровным, несмотря на неспокойную воду.
Гении – это делатели
Гении, когда их интуиция подсказывает им, что они полезны для решения текущей задачи или могут быть полезны в будущем, будут действовать, зная, что если они не будут действовать сейчас, то в нужный момент момент времени, возможность пройдет мимо них. Это действие может принимать форму разговора, покупки или фотографирования. Они как будто не замечают последствий своих действий, но позже размышляют о них.
Гении уверенно идут на риск
Гении уверены в себе, зная, что они могут опираться на известные идеи, концепции и устройства для решения проблем и могут создавать новые идеи, концепции и устройства, чтобы делать то же самое. Гении понимают, что с каждым усилием их уверенность растет. Это дает им возможность решать проблемы, которых боятся другие.
У гениев есть идея заново изобрести велосипед.
Гении чрезвычайно дотошны
Электронное письмо от гения может показаться написанным романистом, содержание которого очень подробно. Гении задают вопрос за вопросом, пытаясь определить проблему или задачу. Гений будет часто задавать вопросы, которые другие сотрудники вашей организации не задают. Гений знает важность мельчайших деталей и будет использовать эти детали при формулировании плана действий. Гении сначала спрашивают, для чего предназначено устройство. Затем они спрашивают себя, для каких нетрадиционных целей оно может быть применено.
Quote
«Если сомневаетесь, узнайте». Дональд Витез
Гении любят учиться
Понимание того, что знания дают гениям возможность производить, они поглощают себя обучением, В то время как другие считают важным смотреть любимое телешоу после долгого рабочего дня, гении посещают курсы, смотрят видеоролики с практическими рекомендациями, использовать программное обеспечение, оборудование и другие инструменты, необходимые для выполнения их работы. Им кажется, что когда они не учатся, они оказывают медвежью услугу себе и человечеству. Обучение для гения многогранно, так как его интересы разнообразны, и он понимает, что все подключено .
Те, кто обладает гениальностью, бросают себе вызов, изучая новые интересные вещи, потому что несвязанные знания позже могут стать важными для будущих начинаний. Гении изучают собственный разум, чтобы понять, как лучше всего его использовать. Будучи очень опытными в этом отношении с рождения, гении жаждут знаний. Это ненасытная потребность, которая движет ими каждую минуту бодрствования, подпитываемая потребностью производить.
Авторы: Дональд Витез и Стивен Десофи, основатели Let’s Invent That Inc.
История гениев
Мысль и мнение|Время чтения: 8 минут
«Гении… считались обладающими редкими и особыми силами: способностью создавать, искупать и разрушать; способность проникать в ткань вселенной; способность заглянуть в будущее или заглянуть в наши души».
Представление о том, что является гениальностью, а что нет, является фокусом культуры.
В книге «Божественная ярость: история гениальности» известный историк Даррин М. МакМахон прослеживает историю гениальности «от древнего мира до наших дней». Попутно МакМахон указывает нам на очаровательных личностей, которые помогли воплотить идею гения в жизнь.
ГЕНИЙ. ПРОИЗНЕСИТЕ СЛОВО ГРОМКО. Даже сегодня, более чем через 2000 лет после его первого использования римским писателем Плавтом, он продолжает резонировать с силой и очарованием. Сила творить. Способность разгадывать тайны вселенной. Сила разрушать. С его намеками на безумие и эксцентричность, сексуальную доблесть и изменчивые возможности, гений остается таинственной силой, дарующей тем, кто примет его, сверхчеловеческие способности и богоподобные силы. Гений, предоставляющий привилегированный доступ к скрытым механизмам мира. Гений, связывающий нас с последними остатками божественного.
Такие высокие заявления могут показаться чрезмерными в эпоху, когда футбольных тренеров и рок-звезд часто называют «гениями». Блеск этого слова, когда-то зарезервированного для пантеона выдающихся людей, поистине высочайшего из высших, без сомнения, со временем поблек в результате завышенных требований и общего чрезмерного использования. Название телевизионного документального фильма Би-би-си о жизни лауреата Нобелевской премии по физике Ричарда Фейнмана резюмирует ситуацию: «Необыкновенный гений».
Гений и религия
Долгосрочная история идей особенно хорошо подходит для того, чтобы выявить тесную связь гения с божественным, связь, которую исследовали немногие серьезные аналитики предмета. С одной стороны, естествоиспытатели и социологи с девятнадцатого века пытались раскрыть секреты гения, понять его природу и развить его воспитание, исследуя условия, которые могут его вызвать. Но в своих неустанных усилиях по выявлению множества атрибутов гениальности, а затем по их количественной оценке и сравнению, эти исследователи, как правило, отвергали религиозное восприятие и привлекательность гения как суеверие.
С другой стороны, совершенно другая группа ученых, работающая в области теории литературы, истории искусства и критики, была склонна вообще отвергать понятие гения, свергая его с того привилегированного места, которое оно когда-то занимало как арбитра. эстетического отличия. Они утверждали, что гении и гении — это мифы, которые следует разрушить, а затем отбросить, как многие идеологические реликвии прошлого. Толчок, стоящий за этой работой, был, безусловно, поучительным, поскольку понятие гения, как и многие религиозные понятия, несомненно, играло мифическую роль. Но просто списывать его со счетов как устаревший эстетический идеал или пережиток тех дней, когда история сочинялась как история великих людей, значит упускать много интересного в этой могущественной силе.
Наконец, третья группа ученых не только не отвергла религиозную привлекательность гения, но и приняла его. В 1930-х годах американский популярный историк Уилл Дюран отмечал, что «в эпоху, когда все уравнивается и ничего не уважается», поклонение гению было «последней религией», требующей почтения, а не критики. «Когда гений предстает перед нами, — заявил Дюран, — мы можем только преклониться перед ним как перед действием Бога, продолжением творения». Совсем недавно, хотя и не менее благоговейно, известный критик Гарольд Блум вообразил гениев каббалистическими представлениями о Боге. Бог. «Нам нужны гении, какими бы завистливыми или неудобными они ни были для многих из нас», — утверждал Блум. «Наше стремление к трансцендентному и экстраординарному кажется частью нашего общего наследия и покидает нас медленно, но никогда полностью». Блум прав насчет упрямого стремления к превосходству; это привлечет пристальное внимание в этой книге. Но вместо того, чтобы воспроизвести религию гения или относиться к ней как к мифу, заслуживающему только отбрасывания, феномен нужно сначала понять и объяснить в его собственных терминах.
Происхождение
Само слово латинское, и для древних римлян, которые сначала использовали его, а затем завещали нам этот термин, гений был духом-хранителем, богом рождения, который сопровождал людей повсюду жизни, связывая их с божественным. Римский гений , без сомнения, был очень далек от современного «гения», воспринимаемого как личность исключительного творчества и проницательности. Последнее понимание этого слова получило распространение лишь в восемнадцатом веке…
Создание гения
Создание гения было процессом, сходным с «сотворением бога», процессом «обожествления», в котором люди наделяли других таинственными способностями, а затем преклонялись перед ними. их в страхе. Из этого следовало, что гениальность всегда была «отношением» между многими и единым, отношением, которое возникло по определенным историческим причинам и которое, как предположил Ланге-Эйхбаум, со временем исчезнет. Однако в настоящее время отношение к гению было отношением к «полурелигиозному догматизму». В этом заключалась проблема. Заряженное сверхъестественной властью и наделенное тайной и силой, понятие гения было опасным.
Темная сторона гения
Говорить о Гитлере как о гении может показаться тревожным и даже шокирующим. Разоблачения того, что певец Майкл Джексон сделал это несколько лет назад, вызвали международный резонанс. Но каковы бы ни были извращенные размышления покойной поп-звезды, описать здесь Гитлера как гения — значит никоим образом не оправдывать его действия или характер и даже не комментировать его способности, какими бы они ни были. Это просто для того, чтобы привлечь внимание к тому факту, что ярлык сыграл решающую роль в его приходе к власти и общественном культе.
Сегодня мы менее знакомы с темной стороной гения. Мы склонны сосредотачиваться на героической версии, которая напоминает доброго гения Эйнштейна.
Историки в общем и целом содействовали этому триумфу, проявляя мало склонности думать о гениальности в связи с таким человеком, как Гитлер. Их нежелание понятно. Тем не менее, если мы хотим оценить роль, которую гений сыграл в современном мире, мы должны вспомнить о зле вместе с добром, помня при этом неудобную мысль, что гений в конечном счете является продуктом надежд и стремлений обычных людей. люди . Мы те, кто удивляется и недоумевает, тоскуя по спасению, которое может принести гений. Мы те, кто отдает дань уважения и почтения. В самом прямом смысле творцом гения являемся мы.
Все начинается в классической Греции
Все начинается в классической Греции, когда поэты, философы и государственные деятели впервые задались вопросом, что делает величайших людей великими, положив начало разговору, который продолжили римляне. Какой силой обладал Сократ, сделавший его мудрейшим из всех людей? Какая богоподобная сила действовала через Александра или Юлия Цезаря, когда они сравняли всех с землей перед собой? Почему поэт Гомер умел петь, как никто другой? Что особенного было в этих великих душах? Что особенного обладало ими?
Христиане подняли эти и связанные с ними вопросы в многовековых размышлениях, которые продолжались и в период раннего Нового времени, адаптируя язык древних к своему собственному образу Богочеловека Христа и пророков и святых, которые изо всех сил пытались подражать Его совершенству. . Одержимый Святым Духом или вознесенный небесными ангелами, человек с великой душой может стремиться стать совершенным, как совершенен Бог. Но как мог он быть уверен, что ангел не демон; что святой дух не был призраком, посланным сатаной, чтобы искушать его, как сатана искушал Фауста, предлагая ключ ко всем знаниям в обмен на душу? Как можно было быть уверенным, что схваченные высшими силами не безумны, что их души взбудоражены черным настроением и припадками меланхолии? В эпоху Возрождения, когда такие люди, как Микеланджело и Леонардо да Винчи, стремились передать красоту Бога и воспроизвести совершенство его творения, эти вопросы оставались жизненно важными.
Стоит внимательно слушать ответы. Ибо, хотя не существует единого понятия гения, которое магическим образом согласовывалось бы с течением времени, существуют согласованные способы представления того, как могут выглядеть высшие существа и что может повлечь за собой прекрасный ум. Эти ранние представления присутствовали при рождении современного гения, и они дают представление о том, каким станет гений в девятнадцатом и двадцатом веках.
Современный гений родился в восемнадцатом веке — в соответствии с давними предубеждениями его воспринимали почти исключительно как человека. Были прецеденты этого рождения, восходящие к древности. Но то, что само рождение произошло в светлом месте освобождения, которое мы называем «Просветлением», ясно.
Есть два общих преобразования, которые являются ключевыми для понимания Макмэном возникновения гения.
Первый связан с религиозными изменениями и, более конкретно, с тем, что было описано как «уход от Бога», наряду с отвержением и увольнением ряда духовных спутников — духов и ангелов, пророков, апостолов. и святых, которые долгое время служили людям хранителями и посредниками божественного. Это увольнение ни в коем случае не было принято единогласно. Но тем не менее масштабы были значительными, а последствия глубокими. Ибо оно не только оставило мужчин и женщин наедине в мире со своим Творцом; это произошло в тот самый момент, когда Творец показался многим более далеким, более отдаленным, более замкнутым и менее склонным вмешиваться в человеческие дела, чем он был (или так казалось) в прежние времена. Достичь царства священного, добраться до Бога — если он вообще существует, как было склонно удивляться осмелевшее меньшинство, — было труднее, чем когда-либо прежде. Открылось огромное пространство, и больше не было под рукой помощников, которые бы направляли людей через дорогу. Именно в этом пространстве был зачат и рожден современный гений.
Так гений преодолел пропасть между людьми и богами.
Гении отдернули завесу существования, чтобы открыть вселенную, которая была богаче, глубже, необычнее и ужаснее, чем предполагалось ранее. Загадочная красота пространства-времени ничем не отличалась в этом отношении от возвышенного величия поэзии Байрона, симфоний Бетховена или теорем Пуанкаре, столь же сияющих, как электрическая лампочка Эдисона или взрыв атомной бомбы. Гений был вспышкой света, но его сияние освещало темную тайну, окружавшую и отделявшую его.
Считалось, что гении обладают редкими и особыми способностями: способностью создавать, искупать и разрушать; способность проникать в ткань вселенной; способность заглянуть в будущее или заглянуть в наши души.
Второй ключ трансформации к пониманию современной концепции гениальности носит социально-политический характер и основывается на вере в человеческое равенство.
Широко провозглашенная по обе стороны Атлантики с конца семнадцатого века точка зрения, как выразился Томас Джефферсон в Декларации независимости, о том, что «все люди созданы равными», может пройти к концу восемнадцатого века. века как самоочевидная истина. К середине следующего века проницательные наблюдатели, такие как Алексис де Токвиль, приветствовали это как «провиденциальный факт», непреодолимую силу, сравнявшую все на своем пути. И все же утверждение о равенстве с самого начала было оспорено и оспорено, причем целые категории людей выделялись как исключения из общего правила. Историки уделяют этим исключениям пристальное внимание, показывая, как женщин, цветных людей, евреев и других систематически лишали их прав в стратегиях исключения, направленных на лишение одних неотъемлемого равенства, дарованного другим. Но меньше внимания уделялось оправданиям, используемым для возвышения немногих над многими, предоставления привилегий и прав сверх нормы.
Сам Джефферсон говорил о «природной аристократии», состоящей из талантливых, творческих и умных личностей, которая могла бы заменить старую аристократию по происхождению и крови, и многие в Европе девятнадцатого века воспринимали художников примерно так же, как существа, наделенные природой особыми способностями и поэтому имеющие право на особые привилегии. Такие утверждения часто были связаны с соответствующими утверждениями о естественной неполноценности других, и вместе эти представления составляли часть «теневого языка неравенства», сопровождавшего яркое провозглашение равенства всех. Современные дискуссии о гениальности чаще всего велись на этой идиоме, служащей для оправдания новых форм иерархии и выражающей при этом глубокий протест против доктрин всеобщего равенства. Понимаемый как крайний случай врожденного превосходства и естественного различия, гений представлялся как исключение самого возвышенного или ужасного рода, способное превзойти или ниспровергнуть закон и соответственно освободить или поработить.
Гений и знаменитость; Современная проблема
Сегодня мы часто путаем понятия гения и знаменитости.
[G]enius кажется сегодня повсюду, его восхваляют в наших газетах и глянцевых журналах, превозносят в наших телевизионных профилях и в интернет-чатах. Изобилие публицистов, хэштегов и шумихи, гений теперь поглощен культурой знаменитостей, которая проводит мало различий между гением в моде, гением в бизнесе и гением во всем остальном. Если «проблема гениальности» прошлого заключалась в том, как узнать и как это найти, то сегодня «проблема гениальности» состоит в том, что этого невозможно избежать. Гений остается отношением, но наше отношение к нему изменилось. У каждого могут быть свои пятнадцать минут гениальности. Теперь все могут быть гениями.
…
[Однако] мир, в котором все могли бы стремиться к гениальности, — это мир, в котором гениальность как священное исключение уже не может существовать. Эйнштейн, «гений гениев», был последним из титанов.