Определение личность психология: определение, структура и основные теории развития.

Личность как предмет психологического познания

3.12.2011

В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека – от телесного до духовного.

Личность рассматривается как всё множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде в каком оно воспринимается другими людьми.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

В настоящее время имеется множество определений понятия «личность». Они, как правило, основаны на различных методологических основаниях, которых придерживаются те или иные авторы.

Но дать однозначное всеобъемлющее определение понятия личности не представляется возможным. Олпорт, проводя литературный обзор, выделил около пятидесяти определений понятия «личность». Каждое из этих определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими  обоснованиями и заслуживают того, чтобы их учитывать при рассмотрении понятия «личность».

Для систематизации этих определений Холл К., Линдсей выделяют ряд категорий или системообразующих критериев, по которым определения понятия «личность» могут быть распределены:

  • Биосоциальные определения – соотносят личность с «социальной стимульной ценностью» индивида. С данных позиций личность содержится только в «реагирующем другом». Индивид не обладает никакой личностью за исключением той, которая содержится в реакции окружающих.
  • Биофизические определения – соотносят личность с характеристиками или качествами субъекта. Личность связывается со специфическими качествами индивида, поддающимися объективному описанию и измерению.
  • Определения-омнибус – представляют личность через перечисление. Личность обозначается через перечисление важнейших качеств индивида.
  • Интегрирующие определения – личность выступает как организация в отношении различных отдельных реакций индивида. Эта организация является следствием активности личности. Личность – это то, что упорядочивает и согласует разные виды индивидуального поведения.

Определения, отождествляющие личность с уникальными, индивидуальными аспектами поведения.

В тоже время нужно отметить, что никакое сущностное определение личности ни на каком уровне общности не применимо. Определения личности, дающиеся различными авторами, зависят от их индивидуальных теоретических предпочтений. В большинстве случаев личность определяется на основе частных эмпирических представлений, выступающих как часть используемой наблюдателем теории личности. Существует примерно столько определений личности, сколько исследователей работает над этой проблематикой.

Однако, в каждом определении можно выделить общие тенденции, которые затрагивает или включает понятие «личность» (Ферхнем А., Хейвен П.):

  • каждый человек уникален, однако существуют различные базовые характеристики или специфические категории, которые можно использовать при описании всех людей;
  • характеристиками личности являются поведенческие черты, в том смысле, что они коррелируют с мотивами, и влияют на социальное поведение;
  • характеристики личности относительно устойчивы во времени и стабильно и согласованно проявляются в различных социальных ситуациях;
  • чтобы понять личность человека её можно и нужно анализировать, выделив специфические и фундаментальные части, элементы и структурные составляющие, а так же рассматривая как организованную целостную систему.

Несмотря на сложность и многогранность понятия личности в трудах отечественных психологов делается попытка дать общее научное определение понятия «личность». Р.С.Немов определяет личность следующим образом: «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми. Определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».

Ключевые слова: Личность

Источник: Мельник С.Н., Психология личности

Материалы по теме

Темперамент и личность

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Ролевое поведение личности

Панфилова А.П., Теория и практика общения

Личностные тесты

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Экзистенциальное направление в психологии

Слотин Т.В., Психология личности

Основные методы изучения личности

Петровский А. В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2

Причины межличностных конфликтов

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Завистливость как устойчивая черта личности

Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014

Личностные черты и креативность

Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;…

Урок по психолгии на тему » Личность .Понятие личности»

Тема: Введение в психологию личности

Понятие личности. Научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций — путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуачьность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

История исследований личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Г.Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.

Современные теории личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. Особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических, ряда других теорий. Теория черт личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Феноменологический подход. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

Формирование и развитие личности. Зависимость решения вопроса о развитии личности от того, в русле какой теории он рассматривается. Тенденция к интеграции различных точек зрения. Концепция развития личности Э.Эриксо-на, основания и принципы, на которых она строится. Две линии развития: нормальная и аномальная. Стадии развития и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований процесса развития, возникающих на каждой стадии. Общая оценка концепции Э.Эриксона. Понимание личностного развития по Э.Фромму.

Устойчивость личности. Жизненное значение феномена устойчивости личности. Трудность ответа на вопрос об устойчивости или изменчивости личности из-за множества свойств, которыми обладает человек и которые характеризуются рахчичной степенью устойчивости. Устойчивость некоторых базисных и изменчивость ситуативных проявлений личности. Устойчивость как относительное постоянство поведения личности в типичных жизненных ситуациях. Психологические и поведенческие свойства человека, обнаруживающие большую устойчивость. Зависимость устойчивости и изменчивости личностных качеств от возраста, индивидуштьных особенностей человека, его отношений с окружающими людьми. Сравнительно слабая устойчивость социальных установок, некоторых черт, проявляемых в системе межличностных отношений. Проблема предсказания устойчивости личности на основе наблюдений за ней в детском возрасте. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности.

Общее представление о личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 56). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Рис. 56. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

История исследований личности

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философ-ско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с фи-лософско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больних, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интровер-сии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р.Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица — личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний — психология личности — в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом — Г.Айзенком и Р.Кетте-лом. А.ФЛазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой ГАйзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Современные теории личности

В конце 30-х годов нашего-века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 57.

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,

Рис. 57. Схема классификации современных теорий личности

В = F ( P , E ),

где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р — внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е — социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

В= Е(Р). ,

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

В= F ( E ).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

B = F ( P , E ).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Как уже говорилось, Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 11), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

Таблица 11
Выборка из пяти факторов-черт , включенных в 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела

Название фактора-черты

Краткое описание в психологических и поведенческих терминах

Экстраверсия

Разговорчивый — молчаливый, открытый — замкнутый, склонный к риску — осторожный.

Название фактора-черты

Краткое описание в психологических и поведенческих терминах

Уживчивость

Добросовестность

Эмоциональная устойчивость

Культура

Выдержанный — раздражительный, уступчивый — упрямый, содействующий — противодействующий. Аккуратность — неаккуратность, ответственность — безответственность, обязательность — необязательность. Спокойный — тревожный, уравновешенный — неуравновешенный, минорный — мажорный. Интеллектуально развитый — неразвитый, тонкий — грубый, любящий искусство — безразличный к искусству.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов) и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору. Пример такого профиля приведен на рис. 58.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мей-ли 1 , достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе — неуверенность.

  2. Интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие развитого воображения).

  3. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.

  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию.

  5. Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).

  6. Мягкость — черствость, цинизм.

  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие.

  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, ти-раничность, мстительность.

  9. Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.

  10. Реализм — аутизм.

  11. Сила воли — безволие.

  12. Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.

  13. Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.

  14. Уверенность — неуверенность.

  15. Взрослость — инфантилизм.

  16. Тактичность — бестактность.

  17. Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).

  18. Веселость — грустность.

  19. Очарованность — разочарованность.

  20. Общительность — необщительность.

  21. Активность — пассивность.

  22. Самостоятельность — конформность.

  23. Экспрессивность — сдержанность.

  24. Разнообразие интересов — узость интересов.

  25. Чувствительность — холодность.

  26. Серьезность — ветреность.

  27. Честность — лживость.

  28. Агрессивность — доброта.

  29. Бодрость — веселость.

  30. Оптимизм — пессимизм.

  31. Смелость — трусость.

  32. Щедрость — скупость.

  33. Независимость — зависимость.

Сила личности | BPS

Много лун назад неизвестный мудрец отправился в греческий храм в Дельфах и написал на столбе «Познай себя» — действие, положившее начало дискуссии о самопонимании, которая продолжается до сих пор. Платон исследовал значение надписи в своем диалоге «Филеб». В нем Платон утверждал, что те, у кого нет самопознания, часто кажутся другим смешными и что могущественные люди без самопонимания часто ведут себя опрометчиво и, как следствие, могут причинить вред другим. Многие философы были вдохновлены работами Платона и стремились понять себя и жить разумной и хорошей жизнью.

В 19 веке образованные люди читали о жизни философов, чтобы поразмышлять о своей жизни и найти руководство для своего личного выбора. Недавно Джеймс Миллер, политолог, изучил группу из 12 философов от Сократа до Ницше, сосредоточившись на том, как прозрения философов и их самоанализ повлияли на их жизненный выбор. В «Исследованных жизнях» Миллер пришел к выводу, что принципы философов часто не учитывали их обстоятельства и что многие из них не могли жить в соответствии со своими собственными ограничениями (Miller, 2012). К концу своего проекта Миллер начал сомневаться в достоинствах исследуемой жизни, относясь к жизни философов с «не только трепетом и восхищением, но и жалостью, огорчением и, в некоторых случаях, насмешливым недоверием».

Если философы не всегда хорошо управляли своей жизнью, используя классическую логику и принципы, возможно, есть другой тип рассуждений, который люди используют, чтобы разумно управлять своей жизнью. Может ли существовать форма рассуждения, которая явно касается понимания того, как работает наш общий разум: понимание самой личности?

Я назвал способность рассуждать о личности «личным интеллектом» (Mayer, 2008, 2014). Поскольку каждый из нас обладает личностью, личный интеллект включает в себя рассуждения как о себе, так и о других людях.

На плечах гигантов
Философы признавали ценность понимания других людей еще до того, как они выступали за самопознание. За две тысячи лет до Платона египетский мыслитель Птаххотеп дал уроки тщательной оценки других людей, в том числе того, как читать такие черты личности, как лень и надежность.

Хотя Платон, Птаххотеп и другие древние философы предвидели важность самопознания и чтения людей, у них не было экспериментальных методов или умственных мер для изучения того, как люди применяют свои навыки. Когда первые психологи основали эту область примерно в 1887 году, они описали свою работу как исследование психической жизни. Самые ранние исследования в этой области были сосредоточены на основных функциях ощущения, восприятия и памяти. В то же время междисциплинарная группа мыслителей сформулировала теории общего разума и самопознания. Зигмунд Фрейд стремился повысить самосознание своих пациентов, применяя новые терапевтические техники, чтобы сделать их бессознательное сознательным. Полвека спустя Карл Роджерс призывал своих терапевтических клиентов следовать своим подлинным, истинным «я». И все же Фрейд, Роджерс и другие мыслители были ограничены психологическими представлениями своего времени.

В течение нескольких десятилетий, предшествовавших 2007 году, психологи продвинулись в области психологии личности несколькими ключевыми способами, что привело к новому и более глубокому пониманию того, что такое личность. На протяжении большей части 20-го века психологи личности были племенем, разделенным их различными теориями: психологи, преданные Фрейду, подчеркивали конфликты между нашим бессознательным и сознательным разумом; бихевиористы сосредоточились на действиях человека, а не на его внутреннем состоянии; гуманистические психологи подчеркивали возможности людей для здорового психологического роста. Расхождения во мнениях свидетельствовали о том, что даже эксперты еще не были уверены в том, как лучше всего читать личность.

К 2000 году большинство личностных психологов отложили в сторону такие различия и стали активно участвовать в новаторских исследованиях, которые по-новому повлияли на эту область. The American Psychologist, почти ничего не публиковавшая о личности за предыдущее десятилетие, опубликовала две статьи об интеграции этой области в 2005 и 2006 годах (Mayer, 2005; McAdams & Pals, 2006).

Также к 2007 году психологи вновь выразили уверенность в том, что личность стоит изучать. Психологи были вовлечены в дискуссию «человек-ситуация» в конце 20-го века. Дебаты касались того, оказывает ли личность значимое влияние на жизнь человека или большая часть человеческого поведения обусловлена ​​​​силой ситуаций. Эти дебаты утихли в 2007 г. В 2009 г., Флисон и Нофтл заявили, что: «Вместо того, чтобы спорить о том, изучать ли личность или какой тип личности изучать, можно направить усилия на реальное изучение личности» — как это уже делали исследователи (Fleeson & Noftle, ​​2009, стр. 153). ).

Новые открытия объясняют, как мы воспринимаем черты. В 1980-х годах психологи пришли к единому мнению, что повседневные черты (представленные в языке) могут быть довольно хорошо охвачены пятью «большими» чертами: невротизмом, открытостью, экстраверсией, доброжелательностью и добросовестностью. По мере того как психологи расширяли свою исследовательскую деятельность, они создавали энциклопедические сборники статистических данных об отношениях между этой большой пятеркой (Goldberg et al., 2006). К 2007 г. многое было известно о том, что предсказывают эти признаки (Roberts et al., 2007). Психологи также синтезировали иерархии защитных механизмов и исследовали влияние защитных искажений на жизнь людей (Vaillant, 2000). Далее они исследовали, как люди читают намерения друг друга и как лучше всего формулировать цели (Чулеф и др., 2001; Эммонс и Кинг, 19).88).

С 2000 по 2007 год психологи сосредоточились на темах, особенно важных для понимания себя и других: Дэвид Даннинг, Тимоти Уилсон и Элизабет Данн проанализировали работу последних десятилетий по самопознанию; Дэвид Фандер основал проект Riverside Accuracy Project, чтобы лучше понять, как мы правильно читаем других людей (Dunning, 2005; Funder, 2012; Wilson & Dunn, 2004).

Эти достижения стали основой, которая сделала возможной теорию личного интеллекта: прежде чем психологи смогли определить, кто действительно разбирается в личности, им нужно было лучше понять логику, по которой работает система личности.

Как выглядит личный интеллект?
Психологи согласны с определением личности как системы, которая представляет широкое психологическое функционирование человека. Я определяю личность как глобальную психологическую систему, которая организует мотивы и эмоции человека, знания и интеллект, выражение и действие, а также самоконтроль и осознание.

Интеллект, тем временем, является способностью решать умственные проблемы. В модели интеллекта Кеттелла-Хорна-Кэрролла — преобладающей современной модели — есть три уровня умственных способностей человека. Представьте организационную схему с президентом компании наверху, менеджерами подразделений на втором уровне и отдельными сотрудниками на третьем. В модели интеллекта наверху находится общий интеллект, на втором уровне — широкие интеллекты, а на третьем — более специфические способности.

Каждый широкий интеллект отражает последовательный набор способностей решать проблемы. Некоторые из широких интеллектов сфокусированы на содержании, например вербальный и пространственный интеллект, и именно здесь, я считаю, подходит личностный интеллект. (Другие широкие интеллекты ориентированы на функции, такие как объем памяти и скорость умственной обработки.)

Наши рассуждения о личности вплетены в нашу повседневную деятельность. Мы думаем о других людях, говорим о них, принимаем решения о них и размышляем о себе. При этом мы можем обсуждать свои мысли с другими, записывать свои мысли на Facebook, в электронной почте или в дневнике. В каждом случае мы оставляем после себя след того, что мы понимаем о личности. Некоторые общественные деятели, чья жизнь описана в автобиографии или биографии, — ученые, художники, лидеры и знаменитости — часто высказывают свое мнение о людях на публике, и их рассуждения становятся достоянием общественности.

Например, следы личной разведки прослеживаются в мемуарах Кэтрин Грэм о ее жизни и руководстве газетой Washington Post. Грэм возглавила газету в 1970-х годах после неожиданной смерти ее мужа (который до этого был издателем газеты). Грэм описала свое решение вступить во владение с психологической точки зрения. Хотя она никогда не вела никакого бизнеса, не говоря уже о крупной газете с несколькими медиа-холдингами, она чувствовала, что не может бросить газету или продать ее. Она наблюдала, как ее отец и муж превратили газету во влиятельный источник новостей, и была лично заинтересована в продолжении их наследия. Я считаю, что ее путешествие отчасти было обусловлено ее способностью точно видеть себя и других людей.
Прежде чем решиться самой взять на себя руководство газетой, Грэм посоветовалась с надежными друзьями, которые призвали ее принять вызов. В своей новой роли издателя она понимала, что сотрудники Почты будут видеть ее по-разному, в зависимости от их личности и потребностей. Многие в штате сочли бы ее невежественным злоумышленником, некоторые приветствовали бы ее, а многим было бы все равно, что она взяла верх. Через некоторое время после того, как она взяла под свой контроль газету, она также пересмотрела свое мнение о своем покойном муже. Она поняла, что боготворила его работу в качестве издателя, и пришла к выводу, что ей нужно как более реалистично относиться к его талантам, так и найти свой собственный индивидуальный путь к лидерству. Она думала в психологических терминах — и с достаточной точностью — о своей роли лидера.

Четыре области решения проблем
Теория личного интеллекта описывает четыре широкие области, в которых происходит решение проблем, связанных с личностью. Индивиды (1) распознают ключи к личности, (2) формируют модели людей, (3) определяют выбор на этой основе и (4) систематизируют свои цели и планы.

Возьмем Бена, который отправился на ужин со своим новым коллегой по работе Эйденом. Когда они встретились в ресторане, Бен определил ключи к разгадке личности Эйдена: он рассмотрел одежду Эйдена (довольно дорогой плащ), заметил хмурое выражение лица Эйдена; и как только они сели за свой стол, Бен заметил, что Эйден говорил красноречиво и, казалось, очень ясно понимал, что ищет один из их новых бизнес-клиентов. Когда Эйден раскритиковал коллегу, Бен подумал, что это было немного резко, но Эйден подкрепил свой комментарий мыслью, что «у всех нас есть свои ограничения».

Затем Бен использовал подсказки, которые он наблюдал, чтобы сформировать предварительную модель личности Эйдена — что Эйден был довольно умным парнем (исходя из его способностей к языку), который не терпел дураков с радостью (его хмурый взгляд, его резкие комментарии о коллега), и который справился со своими разочарованиями с философским юмором.

Бен в то же время вступил в третью фазу решения проблем – выбора направления. Он знал, что ему часто нравились такие люди, как Эйден, и что они могли бы заключить дружеский союз на работе, если бы Эйден был похож на людей, которых Бен знал в прошлом.

Последняя область личного интеллекта — систематизация планов и целей — обычно занимает более длительный период времени. Убеждения Бена об Эйдене и его интерес к нему были частью долгосрочных целей Бена — завести друзей и преуспеть в работе.

Мы все постоянно занимаемся решением проблем такого типа, встречая новых людей и корректируя наши отношения с теми, кого мы знаем. В этих случаях личный интеллект служит системой управления нашей личностью.

Психометрический тест концепции
Одно дело иметь теорию личного интеллекта, а другое — собирать доказательства его существования. В 2008 году я присоединился к своим коллегам Дэвиду Р. Карузо из Йельского университета и Эбигейл Т. Пантер из Университета Северной Каролины, чтобы проверить гипотезу о существовании личного интеллекта.

Мы создали тест под названием «Тест личного интеллекта» (TOPI) для поиска доказательств, касающихся теории. Тест состоял из 140 вопросов, разделенных на четыре области личного интеллекта, описанные выше — распознавание информации, формирование моделей, руководство выбором и систематизация целей. В каждой из четырех областей было несколько отдельных групп элементов для измерения решения проблем в этой области.

Один из способов формирования моделей личности заключается в том, чтобы замечать ключевую характеристику человека, а затем предвосхищать другие качества, которые часто сопровождают эту черту. Мы можем это сделать, потому что одни черты проявляются чаще, чем другие. Чтобы измерить способность людей формировать точные модели людей, мы задавали такие вопросы, как:

Человек прямолинеен и скромен. Скорее всего, ее также можно было бы описать как:
А.    Независимая и неуступчивая
Б.    Активная и полная энергии
C.    Сочувствующий другим и «нежный»
D.    Застенчивый и более тревожный, чем в среднем

Ответ на этот вопрос «C», поскольку исследования показывают, что люди, которые прямолинейны и скромны, также, вероятно, более нежны рассудительный и сочувствующий другим.

В ходе серии из трех исследований мы нашли доказательства того, что люди достоверно различаются по своим способностям решать разнообразные группы проблем, имеющих отношение к пониманию личности. Некоторые испытуемые хорошо справлялись с различными задачами, в то время как другие справились с ними хуже, что указывает на то, что результаты людей обусловлены широкой способностью решать проблемы в этой области — личным интеллектом (Mayer et al., 2012).

Корреляция между тестом личного интеллекта и другими показателями также предполагает, что личный интеллект является широким интеллектом. В нашем последнем опубликованном исследовании TOPI значительно коррелировал с показателем словарного запаса (показатель вербального интеллекта) и с психологической открытостью, общим коррелятом интеллекта. Мы также обнаружили, что люди с «психологическим складом ума» — те, кто любит получать доступ к своим чувствам, обсуждать проблемы и разбираться в других, — также, как правило, обладают более высоким уровнем личного интеллекта.


Что насчет эмоционального интеллекта?
Мои коллеги и я рассматриваем эмоциональность — способность точно рассуждать об эмоциях — как интеллект, который достоверно измеряется только мерами способностей (Mayer, Roberts et al. , 2008; Mayer, Salovey et al., 2008). Другие психологи оценивают то, что они называют «EQ», «смешанные модели» или «черта ei», спрашивая людей об их оптимизме или настойчивости; мы рассматриваем этот подход как измерение чего-то другого, кроме фактического интеллекта. Текущие измерения способностей эмоционального интеллекта, которые мы используем, хотя и несовершенны, выдерживают тщательную проверку, и теперь исследователи интеллекта утверждают, что EI можно добавить к модели интеллекта Кеттелла-Хорна-Кэрролла (MacCann et al., 2014). В моих следующих замечаниях о личном интеллекте и его критериальных связях мое упоминание о тестах эмоционального интеллекта будет ограничено моделью способностей и мерами, основанными на способностях.

Личный интеллект представляет собой резкое расширение концепции эмоционального интеллекта. Он включает в себя решение проблем, связанных с мотивами, чертами характера, целями и другими аспектами личности, в дополнение к точному осмыслению эмоций. В нескольких заданиях теста TOPI прямо задаются вопросы об эмоциях.

Исследования в этой области являются новыми, но наши предварительные результаты показывают, что люди, получившие высокие баллы в тесте на личный интеллект, могут получить жизненные преимущества, характерные для более здоровых личностей. У людей с высокими баллами по TOPI отсутствуют симптомы расстройств личности, и они более добросовестны — черта, которая все чаще рассматривается как глобальный показатель целостности функционирования личности (Mayer et al., 2012, исследование 3; Mayer, 2014). Люди, способные решать проблемы, связанные с личностью в целом, также демонстрируют более высокий, чем обычно, эмоциональный интеллект, о чем свидетельствует высокая и значимая корреляция между TOPI и комбинированными ветвями эмоционального понимания и управления эмоциями теста эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (MSCEIT). . В то время как TOPI связан с переменной «большой пятерки» добросовестности, связь MSCEIT с этой переменной кажется слабее или вообще отсутствует (Brackett & Mayer, 2003; Iliescu et al. , 2013; Karim & Weisz, 2010).

Важен ли личный интеллект?
Личный интеллект важен как на индивидуальном, так и на общественном уровне. На индивидуальном уровне он объясняет, как мы рассуждаем, чтобы понять себя и других людей, и помогает смягчить наши «слепые пятна» — то, чего мы не знаем о себе и других. Улучшение нашего понимания самих себя и других людей, вероятно, приведет к улучшению нашего самочувствия и к более гладким отношениям с другими людьми.

Мы также используем наш личный интеллект, чтобы узнать о нашем будущем, уделяя особое внимание людям с такими же характеристиками, как у нас. Если я ищу постоянное волнение, то я могу использовать свой личный интеллект, чтобы идентифицировать и отслеживать класс людей, которые, как и я, «искатели острых ощущений». Я узнаю, что мне, скорее всего, понравятся экстремальные виды спорта и что мне может понравиться работа пожарным, техником скорой помощи или другим лицом, оказывающим первую помощь. С другой стороны, как член класса людей, ищущих сенсаций, я должен разумно управлять своим риском. Искатели острых ощущений чаще, чем другие, идут на опасный физический риск, экспериментируют с изменяющими сознание наркотиками и злоупотребляют ими.

Переходя к уровню общества, я считаю, что нам нужно больше признавать и уважать людей, которые хорошо используют свой личный интеллект. Мы получаем пользу не только от инженеров, разрабатывающих наши компьютеры, телефоны и автомобили, и не только от фермеров, которые выращивают нашу еду, но и от людей, которые хорошо понимают себя и взаимодействуют с другими с уважением и пониманием. Личный интеллект обеспечивает признание тем, кто преуспевает в этой области.

Существует и обратное условие. Некоторые люди вокруг нас относительно нечувствительны к личностям, с которыми они взаимодействуют. На собраниях люди с низким личным интеллектом могут быть склонны делать бестактные замечания другим членам группы, сидящим за одним столом. Прежде чем мы припишем их поведение враждебности, мы должны учесть, что они могут говорить то, что делают, потому что им не хватает базового понимания людей — независимо от того, насколько они умны в других областях.

Тесты личного интеллекта помогут нам выявить людей, одаренных в этой области, и тех, кому было бы полезно узнать о личности. Психотерапевты помогают людям улучшить их способность понимать личности с самого начала своей деятельности. Терапевты поощряют своих клиентов обращать внимание на свои собственные чувства и реакции на окружающий мир и более точно думать о том, на что похожи другие люди. Возможно, мы находимся в той точке, когда мы можем дополнить такую ​​терапию занятиями и пособиями по личности, которые позволят нам обучать людей тому, как происходит это решение проблем, и укреплять их рассуждения в этой области.

В начале этой статьи я описал, как философы ценят самопознание, но не всегда могут быть хорошими образцами для подражания в этом отношении. Часть трюка в жизни заключается в использовании правильного интеллекта для правильной работы. Шнайдер и Ньюман (2014) указали, что каждый широкий интеллект, такой как вербальный или пространственный интеллект, делает разные прогнозы о будущем человека. Например, люди с высоким пространственным интеллектом чаще других преуспевают в таких профессиях, как инженерное дело и архитектура (Wai et al., 2009).). Другими словами, мы применяем пространственный интеллект к миру двух- и трехмерных объектов и вербальный интеллект к миру мыслей и идей… и, я полагаю, мы используем личный интеллект, чтобы помочь нам понять нашу ментальную жизнь и личности. вокруг нас.

Джон Д. Майер
— профессор психологии в Университете Нью-Гэмпшира
[адрес электронной почты защищен]

Ссылки

May, J.20.A. Brackett (J.er M.3, May,20.A Brackett). Конвергентная, дискриминантная и инкрементная валидность конкурирующих показателей личного интеллекта. Вестник личности и социальной психологии, 29, 1147–1158.
Чулеф А.С., Рид С.Дж. и Уолш, Д.А. (2001). Иерархическая таксономия человеческих целей. Мотивация и эмоции, 25, 191–232.
Даннинг, Д. (2005). Самопознание: препятствия и обходные пути на пути к познанию себя. Нью-Йорк: Психология Пресс.
Эммонс, Р.А. и Кинг, Лос-Анджелес (1988). Конфликт личных стремлений. Журнал личности и социальной психологии, 54, 1040–1048.
Флисон, В. и Нофтл, Э. Э. (2009). В пользу синтетического решения дебатов о человеке и ситуации. Журнал исследований личности, 43, 150–154.
Спонсор, округ Колумбия (2012). Точное суждение о личности. Современные направления психологической науки, 21, 177–182.
Голдберг, Л.Р., Джонсон, Дж.А., Эбер, Х.В. и другие. (2006). Международный пул предметов личности и будущее общедоступных мер личности. Журнал исследований личности, 40, 84–96.
Илиеску Д., Илие А., Испас Д. и Ион А. (2013). Изучение психометрических свойств теста эмоционального интеллекта Майера-Саловея-
Карузо: выводы из восточноевропейской культуры. Европейский журнал психологической оценки, 29, 121–128.
Карим, Дж. и Вайс, Р. (2010). Кросс-культурное исследование надежности и валидности теста эмоционального интеллекта Майера-Саловея-
Карузо (MSCEIT). Кросс-культурные исследования, 44, 374–404.
Макканн, К., Джозеф, Д.Л., Ньюман, Д.А. и Робертс, Р. Д. (2014). Эмоциональный интеллект является фактором второго слоя интеллекта. Эмоции, 14, 358–374.
Майер, JD (2005). История двух видений: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию? Американский психолог, 60, 29 лет4–307.
Майер, JD (2008). Личный интеллект. Воображение, познание и личность, 27, 209–232.
Майер, JD (2014). Личный интеллект: сила личности и то, как она формирует нашу жизнь. Нью-Йорк: Scientific American/Фаррар Штраус, Жиру.
Майер, Д.Д., Пантер, А.Т. и Карузо, Д.Р. (2012). Существует ли личный интеллект? Журнал оценки личности, 94, 124–140.
Майер, Дж. Д., Робертс, Р. Д. и Барсад, С. Г. (2008). Человеческие способности: Эмоциональный интеллект. Ежегодный обзор психологии, 59, 507–536.
Майер, Д.Д., Саловей, П. и Карузо, Д.Р. (2008). Эмоциональный интеллект: новые способности или необычные черты? Американский психолог, 63, 503–517.
МакАдамс, Д.П. и Палс, Дж. Л. (2006). Новая большая пятерка: фундаментальные принципы интегративной науки о личности. Американский психолог, 61, 204–217.
Миллер, Дж. (2012). Рассмотренные жизни: от Сократа до Ницше. Нью-Йорк: Пикадор.
Roberts, B.W., Kuncel, N.R., Shiner, R. et al. (2007). Сила личности: сравнительная достоверность личностных качеств, социально-экономического статуса и когнитивных способностей для прогнозирования важных жизненных результатов. Перспективы психологической науки, 2, 313–345. Schneider, WJ & Newman, D.A. (2015). Интеллект многомерен: теоретический обзор и значение конкретных когнитивных способностей. Обзор управления человеческими ресурсами, 25, 12–27. Vaillant, GE. (2000). Адаптивные психические механизмы: их роль в позитивной психологии. Американский психолог, 55, 89 лет–98.
Вай, Дж., Любински, Д., Бенбоу, К. и Штайгер, Дж.Х. (2010). Достижения в науке, технологиях, инженерии и математике (STEM) и их связь с образовательной дозой STEM: 25-летнее продольное исследование. Журнал педагогической психологии, 102, 817–835.
Уилсон, Т. Д. и Данн, Э. В. (2004). Самопознание: его пределы, ценность и потенциал для улучшения. Ежегодный обзор психологии, 55, 493–518.

Что такое личность? | в Главе 11: Личность

Что такое личность?

» Личность слишком сложна, чтобы ее можно было связать концептуальной смирительной рубашкой.» (Gordon Allport, Becoming , 1955, p.vii)

В 1937 году, примерно за двадцать лет до того, как он написал приведенные выше слова, психолог Гордон Олпорт задался целью ответить на вопрос: «Что такое личность?» Вместо того, чтобы начать со своей собственной концептуальной смирительной рубашки, он решил посмотреть, как другие люди используют это слово.

Олпорт просмотрел журналы, газеты и книги, пока не задокументировал все способы использования термина 9 людьми.0105 личность или слово личность . Он утверждал, что нашел 50 различных определений.

Чтобы достичь этого впечатляющего числа, Allport перечислил любое использование этого слова, например, восклицание «О, этот человек!» Он отложил большинство этих определений и сосредоточился на серьезных попытках обсудить или исследовать личность.

Как Оллпорт ответил на вопрос «Что такое личность?»


Гордон Олпорт

При сортировке списка Олпорт обнаружил три типа определений. Первый он назвал омнибус определений. «Омнибус» означает «всеохватывающий». (Например, сводной законопроект в Конгрессе США объединяет множество предложений в один законопроект, который должен быть одобрен или отклонен одновременно.)

Сводное определение содержит общие утверждения, охватывающие все возможности. Например:

Личность — это все, что делает вас личностью.

…или…

Личность — это интеграция и взаимодействие вашего генетического наследия, культурных влияний и уникального опыта.

…или…

Личность – это биология, опыт и поведение, проявляющиеся в уникальной индивидуальности.

Что такое омнибусное определение и почему Олпорт не любил этот тип?

Оллпорт сказал, что такое определение бесполезно. Он охватывал все возможности, но не давал руководства для исследований. В нем не говорилось, как различать разные личности.

Второй подход к определению личности — это подход черты . Черта – это составляющая или черта личности.

Черта — это отличительная черта, по которой можно узнать человека. Примеры: особое чувство юмора, застенчивость, общительность, доброта, эмпатия, трудолюбие или любая другая характеристика, которую вы можете определить.

Что описывает теория черт?

Черта — это последовательная психологическая, поведенческая или физическая характеристика человека. Если вы оцениваете человека по целому ряду характеристик, говоря «присутствует» или «отсутствует» в списке характеристик, или, возможно, давая ему оценку от 1 (едва присутствует) до 5 (очевидно присутствует), то вы получаете 9 баллов.0105 профиль личности.

Олпорт стал ведущим теоретиком черт в 1940-х и 1950-х годах. Подходы к чертам возродились в 1990-х годах и в настоящее время являются стандартным подходом к определению личности.

Три слоя личности

Третий подход к определению личности — это то, что Олпорт назвал иерархическим подходом. Это включает в себя определение слоев системы личности и того, как они взаимодействуют.

Этот подход не делает различий между людьми. Он рассказывает, как человеческая личность вообще построен.

На практике все психологи, похоже, согласны с грубой иерархической структурой личности, состоящей как минимум из трех частей. Все признают различие между лицом, явленным миру (персона), сознательным «я» (я, я, я) и бессознательными процессами, не известными непосредственно «я».

Какие три широко признанных компонента или уровня личности?

Персона — название, использовавшееся древними греками для театральной маски, которую надевали актеры для выражения эмоций. Это лицо, которое показывают миру.

Личность может не соответствовать чувствам сознательного я. Можно испугаться, но показать миру мужественное лицо. Можно действовать в соответствии с ролью, когда хотелось бы делать что-то другое.

Что такое личность?

Люди, как правило, осознают, что притворяются, но имеют другие внутренние чувства. В зависимости от контекста могут приниматься разные маски или роли.

В общем, слово роль сигнализирует о существовании персоны или одобренного способа действия в определенных ситуациях. Когда вы играете роль (спортивного болельщика, классного руководителя, репетитора, послушного ребенка, босса), вы изображаете лицо, демонстрируя измененный набор поведений для социальных целей.

Один человек может играть несколько ролей, в зависимости от группы или социального контекста. В этом смысле у всех нас есть несколько личностей или, по крайней мере, несколько личностей.

Второй уровень личности, скрывающийся за маской, — это частное «я», или эго. Это также можно назвать личной идентичностью .

Для большинства людей именно к этому относится слово «я». Эта часть системы личности доминирует над сознательным опытом.

Ощущение себя или идентичности тесно связано с нашей памятью на личные детали нашей жизни. Однако личность основана не только на памяти о нашем жизненном опыте.

Клайв Уиринг, музыкант, полностью потерявший память, чувствовал, что постоянно «впервые в сознании». У него не было доступа к своим автобиографическим воспоминаниям, и он не мог создавать новые.

Сидя за пианино, Клайв утверждал, что никогда в жизни не видел и не играл на пианино. Тогда он начинал играть, красиво, потому что в нем все еще были навыки, хотя он и не помнил, что они у него были.

Клайв сохранил свою индивидуальность: его чувство юмора, его музыкальные способности, его любовь к жене, его учтивые манеры и фактическое знание, такое как его способность использовать английский язык или делать арифметику. Личный опыт и воспоминания явно не то же самое, что я или личность, хотя личная память воспринимается как запись самого себя во времени.

Что свидетельствует о том, что личность включает в себя нечто большее, чем просто память на жизненный опыт?

Самость или эго обычно отождествляют с вниманием или сознанием. В главе 3 мы задались вопросом: «Когда полезно сознание?» Один набор ответов пришел из президентского обращения Джорджа Мэндлера в АПА.

Мандлер идентифицировал исполнительных функций сознательного я: обучение, составление планов и устранение неполадок. Точно так же, как руководитель в корпорации, часть нашей когнитивной и личностной системы устанавливает планы и модифицирует их по мере необходимости, чтобы добиться цели.

Каковы исполнительные функции самости, определенные Мандлером?

бессознательное является третьим родовым компонентом личности, за исключением того, что на самом деле это не компонент. Это, по определению, все то, что вы не можете довести до сознания добровольно.

Бессознательное определяется включением (оно внутри вас, часть вашей системы мозг/тело) и исключением (оно состоит из всей информации, импульсов или тенденций, недоступных для внимания). Таким образом, бессознательное отличается как от личности, так и от сознательного «я».

Психологи в наши дни не любят овеществлять бессознательное (рассматривать его как конкретную вещь или отдельный объект). Существует больше бессознательных процессов, чем мы можем перечислить. Вместо того, чтобы говорить о «бессознательном», психологи ссылаются на бессознательных процессов во множественном числе.

Почему современные психологи говорят о бессознательных процессах (во множественном числе)?

Некоторые из первых теоретиков личности (особенно Фрейд и Юнг) были очарованы бессознательными процессами. Современные когнитивные психологи также изучают бессознательные процессы, называя их имплицитный или невнимательный вместо бессознательного, отчасти для того, чтобы не ассоциироваться с фрейдистскими представлениями о личности.

При рассмотрении темы «Что такое личность?» мы могли бы также напомнить себе о четырех различных типах данных, которые может использовать ученый, изучающий личность. Эта типология была представлена ​​в главе 1 и применима как к личности, так и к другим темам психологии. Можно использовать:

биологический подход (с акцентом на неврологию).

поведенческий подход (подчеркивание наблюдаемых паттернов активности).

когнитивный подход (акцент на обработку информации).

феноменологический подход (с упором на сообщения людей об их внутреннем опыте).

Какие четыре подхода, упомянутые в главе 1, применимы и здесь?

Эти формы данных не являются несовместимыми. Их объединяют в психологических исследованиях. Разнообразие точек зрения полезно при работе с такой сложной системой, как личность. Рассматривая систему с разных сторон, мы можем составить более полную картину.

Кажется, все, кто изучает личность, согласны с различием между персоной, самостью и бессознательными процессами. Кажется, все считают, что полезно изучать черты, которые являются отличительными чертами личности.

Одним из определений личности является то, что делает вас предсказуемым для других . Черты полезны именно по этой причине. Предполагается (или воспринимается) их как устойчивые черты личности, поэтому они обладают предсказательной силой.

Нет ограничений на то, что может быть определено как признак . Черты могут быть определены с использованием любого из четырех типов данных (человек может иметь биологические, поведенческие, когнитивные или эмпирические черты).

Что определяет признак?

Черта — это просто черта или измеримая характеристика человека. Чтобы квалифицироваться как черта, она должна быть только измеримой, и измерение должно быть надежным и достоверным, как это обычно бывает в науке.

Ваш аватар

Вот гипотетический вопрос, который напрямую связан с вопросом о том, что такое личность. Все мы знаем об аватарах: изображениях людей, которые отображаются на компьютере или в другом симуляторе. Они мультяшные, как в настоящее время, но могут стать очень подробными и реалистичными в будущем.

Предположим, стало возможным смоделировать вашу личность в далеком будущем с большой точностью и реалистичностью. Какие составляющие вашей нынешней личности были бы наиболее важными? Что было бы необходимо для убедительной копии вашей личности?

Реалистичный аватар должен быть основан на большом количестве точной информации о вас. Чтобы сконструировать такой аватар, какой-либо форме искусственного интеллекта пришлось бы искать в больших массивах данных отличительных черт вашей личности.

Нет проблем, у нас уже есть концепция личности черты . Это отличительные черты. Таким образом, вопрос становится , какие отличительные особенности являются наиболее важными для создания максимально реалистичного аватара, реагирующего, например, «точно так же, как вы» в разговорах.

По сути, это упражнение в предсказании. Мы прогнозируем, какая информация может оказаться полезной.

Компьютер, моделирующий вас, будет предсказывать, как вы отреагируете на разговор, используя данные из прошлого.

У нас есть подсказки из первой главы о том, как делаются предсказания и как они могут стать сверхъестественно точными. Компьютеру нужны корреляционные данные. Он должен знать, как вы обычно реагировали на подобные ситуации в прошлом. Затем он может приблизительно представить, как вы будете реагировать на такие ситуации в будущем.

Чтобы быть реалистичным, это должно быть (1) основано на данных, отражающих прошлые тенденции, но также (2) творчески, собирая ответы из существующих компонентов вашего опыта для решения новых задач, таких как вопросы, которые вам раньше не задавали. .

Что должен уметь аватар вашей личности, чтобы быть максимально реалистичным?

Наши настоящие, современные, органические личности могут ответить на неожиданные вопросы. Мы просто используем имеющиеся у нас знания в качестве компонентов для составления соответствующего ответа.

Реалистичный аватар должен был бы делать то же самое.

Опыт показывает, что компьютеры могут извлекать неожиданные корреляции из больших пулов данных. Лучшим подходом было бы предоставить компьютеру доступ ко всем видам информации о вашем прошлом поведении. Какие это будут данные?

Мил показал в своих исследованиях актуарного метода (теперь более известного как интеллектуальный анализ данных), самые показательные корреляции могут исходить из неожиданных мест. Люди не обязательно знают, какие данные будут полезны для предсказаний.

Компьютеры, использующие глубокое обучение, делают наиболее точные прогнозы, когда им предоставляется возможность самостоятельно находить наиболее информативные предикторы. Это распространенная жалоба на глубокое обучение; люди не знают, как это делает компьютер.

Решение кажется достаточно очевидным: спроектируйте компьютерную программу так, чтобы она отслеживала свои выводы и то, как она делает наилучшие прогнозы.

Не все современные программы глубокого обучения делают это очевидным для людей. Тем не менее, они постоянно превосходят людей.

Чтобы собрать наилучший аватар, мы должны предоставить компьютеру все доступные сведения о вашей жизни. Это может включать вашу ДНК, ваши изображения, записи вашей внешности или голоса, а также ваши творческие произведения.

Любые данные, свидетельствующие о ваших вкусах или эстетических суждениях, будут полезны для компьютера будущего, пытающегося смоделировать ваши процессы принятия решений. Такой компьютер в далеком будущем, по-видимому, будет иметь доступ к большому количеству информации о вашем историческом времени и культуре, чтобы помочь делать более точные прогнозы.

Клерк-человек не будет рыться в этой обширной коллекции. Компьютерные программы и ИИ сделают это. Человек просто выбрасывает данные, так сказать, в бункер, а ИИ усердно работает, находя корреляции, наиболее полезные для прогнозирования.

Мы говорим о далеком будущем, здесь, поэтому неизбежно возникнет вопрос: знают ли люди (или ИИ), как сделать ваш аватар сознательным? Это сделало бы его еще больше похожим на настоящего человека, повысив точность симуляции.

Предположим, аватар думает, что находится в сознании. Далее мы можем предположить, что он знает правду о себе, потому что ему доступны все виды знаний о мире, включая его собственное происхождение. Так что он может думать, что он сознателен, но он также должен знать, что это ваша симуляция, а не изначальный биологический вы.

Он может считать вас своего рода предком, определенно его raison d’être (причина существования). Он «хочет» вернуть вас к жизни, насколько это возможно. Почему? Потому что так было запрограммировано. Почему? Просто для удовольствия, развлечения и ностальгии, может быть. Возможно, будут и другие причины, вроде образовательной ценности.

Вы также можете быть хороши в решении определенных типов задач. Ваш аватар может действительно хорошо изображать то, что люди рекомендовали бы по какому-то вопросу в древние времена, когда вы жили.

Это будете не вы, конечно, поэтому речь не идет о реинкарнации (да и вообще, если не снабдить телом, она не воплотится). Это будет не , а .

Но тогда… ты сегодня не то же самое, что ты вчера. Вчера вы потеряли несколько миллионов клеток из своего тела и немного отошли от отношений, переживаний и беспокойств, которые у вас были вчера. В каком-то смысле вы никогда больше не будете такими, как вчера… не совсем так.

Сохранение ощущения преемственности в личности является функцией автобиографической памяти. Память можно симулировать, поэтому давайте предположим, что у аватара есть симуляция вашей автобиографической памяти.

Имея доступ к правде об этом и многом другом, аватар знает, что он не «в первый раз в сознании». Скорее, это репликация, симуляция древнего органического существа: вас.

Какой еще информацией он должен обладать, чтобы максимально точно имитировать вашу личность, эмоции и переживания? Ответ, наверное, как можно больше информации .

Урок больших данных состоит в том, что размер имеет значение, отчасти потому, что мы никогда не знаем, где может быть обнаружена следующая неожиданная информативная корреляция. Какой-то неожиданный обрывок информации может сообщить будущему ИИ о том, как ваш аватар должен выражать важную эмоцию.

Вы не можете предсказать, что это может быть за обрывок информации. Это может быть что-то, что кажется вам тривиальным, например, тот факт, что вам понравился пост в социальной сети о щенке, спасенном из бушующего ручья. Для ИИ это раскрывает что-то важное о вашей личности.

Для предсказания можно использовать любую корреляцию. Иногда несколько неожиданных или странных корреляций помогут сделать точный прогноз лучше, чем переменные, выбранные экспертами-людьми.

К такому выводу Мил пришел, обсуждая предсказание, основанное на актуарном методе. «Актуарный метод» был языком интеллектуального анализа данных 1950-х годов, когда вы позволяли машине выбирать важную прогностическую информацию.

Если вы не можете заранее сказать, какие данные могут быть полезны при создании вашего аватара, смысл ясен. Чем больше информации о вас и вашей эпохе мы сможем предоставить ИИ, выполняющему работу, тем лучше (точнее, реалистичнее) будет ваш аватар.

Почему в этом сценарии побеждает комбинированное определение?

Нам нужно найти ваши курсовые работы, ваши музыкальные композиции, ваши дневниковые записи, ваши фотографии, селфи, публикации в Интернете, а также такие обыденные вещи, как ваша ДНК и мир, каким вы его знали в 2042 году или когда вы жили . Затем, с таким количеством данных, через несколько столетий может быть воплощена в жизнь ваша убедительная копия.

Другими словами, побеждает комбинированное определение. Всеобъемлющее определение было названием Олпорта для широкомасштабных, универсальных определений личности, таких как «личность — это сумма всех ваших переживаний, ваших эмоций, вашего биологического наследия» и т. д.

Олпорт назвал эти определения бесполезными, потому что они ничего не упускают. Но в нашем гипотетическом путешествии в далекое будущее омнибусное определение на самом деле является наиболее полезным именно потому, что оно ничего не упускает. Любой обрывок информации о вас может быть полезен для ИИ, реконструирующего вашу личность в будущем, и мы не можем предсказать, какие обрывки будут наиболее полезными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *