Определение метода наблюдения в психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

Содержание

Метод наблюдения. Кратко все о методе наблюдения

Реферат

  • формат doc
  • размер 68.29 КБ
  • добавлен 20 сентября 2010 г.

Метод наблюдения.
Наблюдение как психологический метод.
Особенности и цели метода наблюдения.
Программа и формы записи наблюдений.
Виды организации психологического наблюдения.
Цель — ознакомление студентов с особенностями психологического наблюдения и ов-ладение основами построения методики наблюдения применительно к конкретной исследо-вательской задаче.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Методология и история психологии
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Новое в психолого-педагогических исследованиях

Смотрите также

  • формат pdf
  • размер 12. 78 МБ
  • добавлен 13 августа 2010 г.

Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: — МГУ им. М. В. Ломоносова. — Смысл, — 1999. – 222 стр. (Тир. 2000 экз. ). Рецензенты: Братусь Б. С., доктор психологических наук, Ениколопов С. Н., кандидат психологических наук. В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии, приводятся варианты конкретных з…

  • формат doc
  • размер 674.82 КБ
  • добавлен 24 декабря 2010 г.

Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв, ред. А. М. Айламазьян: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. — 480 с. Настоящая хрестоматия является учебным пособием по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» Общего практикума по психологии и вместе с учебным пособием «Метод беседы в пси…

  • формат pdf
  • размер 2.85 МБ
  • добавлен 10 июля 2011 г.

Л.Я.Дорфман. Методологические основы эмпирический психологии:от понимания к технологиям: Учеб. пособие для студ. высш. заведений. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. Представлены фундаментальные идеи, объясняющие своеобразие эмпирической психологии как науки и отличающие ее от априорной психологии, с одной стороны, и практической психологии — с другой. Особое внимание уделено научной технологии: методу, особенностям исследо…

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 70 КБ
  • добавлен 24 ноября 2011 г.

АмГУ, г.Благовещенск, 2011г., 12 стр., Метод интервью (виды интервью, этапы построения вопросника, процесс интервьюирования,регистрация данных) Метод беседы (виды бесед,кассификации типов вопросов,стили ведения беседы).

Статья

  • формат doc
  • размер 2.21 МБ
  • добавлен 03 сентября 2010 г.

— Херсон., ОМУРЧ «Украина» ХФ, — 2010., — 213 стр. Преподаватели: Голев С. В., Голева О. С. Материалы 11–ти лекций для самостоятельного изучения студентам. Методология и методика научного исследования (Учебные вопросы: Наука как система знаний. Методология научного поиска. Методы научного исследования. Методология научного поиска. Методы научного исследования. Теоретические методы научного исследования. Эмпирические исследовательские приемы.

Ка…

  • формат doc
  • размер 500.5 КБ
  • добавлен 12 июля 2011 г.

Данная работа представляет собой сырую версию методического пособия к учебному курсу «Методы и методология психологического исследования», читаемому на психолого-0педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена. Однако, именно этот материал может стать полезен студентам заочникам, кратко проходящим этот курс. Особенно студентам РГПУ, т. к. на экзамене, В.Х. очень любит слышать то, что в ЕГО лекциях!rn

  • формат doc
  • размер 41.5 КБ
  • добавлен 01 декабря 2009 г.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств РЕФЕРАТ на тему: «Метод наблюдения в психологических исследованиях» Краснодар, 2006. 7с Содержание: Понятие наблюдения Виды наблюдения Модификацией метода включенного наблюдения Ошибки наблюдения Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически вк…

Реферат

  • формат doc
  • размер 62 КБ
  • добавлен 28 апреля 2011 г.

КИУЭС, 030300 62, 1курс. Реферат, 16стр. Понятия «методология», «метод», «методика» соотносятся как целое и части. Понятие метода, методики, методологии. Методы исследований, взаимосвязь методологии, метода и методики.

Реферат

  • формат docx
  • размер 30.06 КБ
  • добавлен 20 декабря 2011 г.

КемГУ, г.Кемерово, 2011, 8стр, 7ист Описание особенностей наблюдения в детской психологии, плюсы и минусы его.

  • формат doc
  • размер 70.48 КБ
  • добавлен 28 февраля 2011 г.

Статья была издана отдельной книгой издательством «Дельтаплан». — Томск, 2005. — ISBN 5-94154-091-4 Вопрос о том какая парадигма нужна науке «психология» для нас никогда раньше не был вопросом исследования. Более того, значение термина «парадигма» было для нас весьма туманным. Но жизнь заставила разбираться и понимать. Началось все с наблюдений за работой психики и экспериментов с ней. Первые удачные находки закономерностей человеческой психики…

Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование и др.)

 

  1. Эмпирические  методы (наблюдение, опрос, тестирование и др.).
 

Группа эмпирических методов в психологии традиционно  считается основной. 

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной  формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Наблюдение выступает в  психологии в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. 

Общая процедура  наблюдения складывается из следующих  процессов: определение задачи и  цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации; выбор способов регистрации наблюдаемых 

явлений; обработка и интерпретация полученной информации. 

Метод наблюдения состоит  в фиксации и отражении поведенческих  реакций другого человека. Наблюдатель  при этом занимает пассивную позиции, он только наблюдает. Научное наблюдение имеет свои критерии. Наблюдателем должен быть профессионал-психолог, который  хорошо осознает возможности данного  метода. Только профессионал-психолог может правильно интерпретировать тот или иной факт. Наблюдатель-психолог может снять субъективизм суждений в отношении наблюдаемых фактов. Наблюдая за другими людьми, мы соотносим  внутреннее содержание с внешними реакциями  человека, но только профессионал-психолог может решить проблему меры соответствия внешних реакций и внутреннего  содержания человека.

 

Как правило, явление, подлежащее изучению, наблюдаются в  обычных для него условиях, без  внесения каких-либо изменений. Одним  из основных требований к данному  методу является наличие четкой целевой  установки. В соответствии с целью  должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его  как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Если наблюдение исходит из четко  осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать  все вообще в силу безграничного  многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому  носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

 

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит  к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного  производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и  проверкой гипотез. Психологическое  истолкование внешних данных само непосредственно  не дано, оно должно быть найдено  на основе гипотез, которые должны быть в наблюдении проверены, т.е. описание должно переходить в объяснение — от этого зависит судьба научного исследования. 

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается  в том, что оно позволяет изучать  психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей  части должно дополняться другими  методами исследования. 

Наблюдение проводится не однократно, а систематически в  отношении одного и того же лица и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в  различных, наиболее характерных ситуациях. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное  вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся  получить целостную картину происходящего. 

Различают следующие  виды наблюдения: срез (кратковременное  наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда в течение ряда лет). Наблюдение может быть лабораторным и естественным. Лабораторное наблюдение — это наблюдение в искусственных условиях, чаще всего  в лабораториях. Естественное наблюдение — это наблюдение в привычных для  человека условиях и обстановке. 

Наблюдение может  быть включенным и не включенным. При  включенном наблюдении наблюдатель  включается в ту деятельность, в  которую вовлечены наблюдаемые. Наблюдаемые в данном случае ничего не знают о проводимом наблюдении. При не включенном наблюдении распределяются роли людей: одни из них — наблюдаемые, а другие — наблюдатели. Наблюдаемые  знают о наблюдении. 

Метод наблюдения может  быть структурированным и неструктурированным. В первом случае строго подразделяется структура наблюдаемых фактов. Во втором случае — наблюдение осуществляется за всей совокупностью фактов. 

Наблюдение может  быть сплошным и выборочным. При  сплошном наблюдении происходит фиксация всех поведенческих реакций. Выборочное наблюдение предполагает ограничение  области наблюдения. 

Наблюдение бывает непосредственным и опосредованным. При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Опосредованное наблюдение встречается  в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, проводимом другим человеком. 

Метод наблюдения не лишен недостатков. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут  весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем  больше, чем сильнее наблюдатель  ориентирован на подтверждение своей  гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. Кроме того, наблюдение требует значительных затрат времени. 

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, заметках, дневниках человек анализирует  свои чувства, мысли и переживания). Метод интроспекции (самонаблюдения) заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами  из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим  психическим состоянием. Научная  ценность данных самонаблюдения зависит  от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как  показывают экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки. Однако, в сочетании с другими  методами, метод самонаблюдения может  давать положительные результаты.  

Экспериментальный метод представляет собой активное вмешательство исследователя в  деятельность испытуемого с целью  создания условий, в которых выявляется психологический факт. Основными  достоинствами всех видов экспериментов  является то, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. 

История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в развитии научных знаний. Достаточно вспомнить тот факт, что психология — одна из древнейших наук — отделилась от философии в самостоятельную  отрасль знаний только в середине XIX столетия, когда началось систематическое  экспериментирование в психологии (В.Фехнер, Э.Вебер, В.Вундт и др.). 

Метод эксперимента направлен на изучение психических  явлений в специально созданных  для этого условиях и предполагает активную позицию экспериментатора по отношению к испытуемому. При  эксперименте меняется сама психика  человека, он может измениться внешне и внутренне. Эксперимент — это исследовательская  деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает, что  экспериментатор сам вызывает изучаемое  им явление и активно воздействует на него, изменяя условия, при которых  протекает явление. Эксперимент  позволяет неоднократно воспроизводить результаты, устанавливать количественные закономерности. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для  объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. 

Эксперимент как  метод психологии возник в области  психофизики и психофизиологии  и получил широкое распространение. Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных процессов  ощущения к высшим психическим процессам. Изменился и сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях.  

Анализ эксперимента как научной деятельности позволяет  выделить систему необходимых исследовательских  этапов: 

I теоретический этап  исследования (постановка проблемы). На этом этапе решаются следующие  задачи: 

а) формулировка проблемы и темы исследования, 

б) определение объекта  и предмета исследования, 

в) определение экспериментальных  задач и гипотез исследования. При этом важно, чтобы название темы включало основные понятия предмета исследования. 

Границы предмета исследования следует устанавливать, учитывая цель и задачи исследования; объект исследования; материальные и временные возможности  экспериментирования; результаты научной  разработки вопроса. 

II методический этап  исследования. На этом этапе разрабатывается  методика эксперимента и экспериментального  плана. Методика эксперимента  должна воспроизводить предмет  исследования в виде переменной  экспериментальной ситуации.  

В эксперименте выделяют два ряда переменных: независимые  и зависимые. Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной. 

Разработка экспериментального плана предполагает составление  программы экспериментирования  как рабочего плана и последовательности процедур опыта и математическое планирование обработки экспериментальных  данных, т.е. математическую модель обработки  результатов эксперимента; 

III экспериментальный  этап. На этом этапе осуществляется  непосредственное проведение опытов, связанное с созданием экспериментальной  ситуации, наблюдением, управлением  ходом эксперимента и измерением  реакций испытуемых. 

Основная проблема этого этапа состоит в создании у испытуемых идентичного понимания  задачи их деятельности в эксперимента. Эта проблема решается через воспроизводство  константных условий для всех испытуемых и инструкцию, которая  выполняет роль единой установки на деятельность. На этом этапе очень важны роль экспериментатора и его поведение, так как испытуемые включают его личность в контекст экспериментальной ситуации. Инструкция имеет своей целью привести всех испытуемых к единому пониманию задачи, выполняя роль своеобразной психологической установки; 

IV аналитический  этап. На этом этапе осуществляется  количественный анализ результатов  (математическая обработка), научная  интерпретация полученных фактов, формулирование новых научных  гипотез и практических рекомендаций. 

Следует учитывать, что математические коэффициенты вариационной статистики сами по себе не открывают  сущности изучаемых психических  свойств личности, так как являются внешними по отношению к их сущности, описывая всего лишь вероятностный  исход их проявления и отношения  между частотами сравниваемых событий, а не между их сущностями. Сущность явлений раскрывается посредством  последующей научной интерпретации  как сопоставления эмпирических фактов по логике причинно-следственных отношений, смоделированных в экспериментальной  ситуации.  

Эксперимент может  быть лабораторным, естественным, мыслительным, законодательным, формирующим (обучающим), ассоциативным. 

Лабораторный эксперимент  протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры. Действия испытуемого при этом определяются инструкцией. Как правило, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла эксперимента может и не знать. Эксперимент  проводится многократно с большим  количеством испытуемых, что позволяет  устанавливать общие математико-статистически  достоверные закономерности развития психических явлений. 

Недостатком данного  метода является трудность использования  лабораторной техники в условиях практической деятельности, а также  отличие протекания психических  процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях (искусственность, абстрактность эксперимента). 

При естественном эксперименте его участники воспринимают все  происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему  условия и подвергается объективной  фиксации. Естественный эксперимент  представляет собой как бы промежуточную  форму между наблюдением и  экспериментом. Он был предложен  русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Данный метод сочетает экспериментальность  исследования с естественностью  условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает  изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы переводить изучаемые  явления в лабораторные условия, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. 

Натуралистическое наблюдение: определение, примеры и преимущества

(последнее обновление: 2 мая 2023 г.)

Натуралистическое наблюдение — это метод психологического исследования, который включает наблюдение и запись поведения в естественной среде. В отличие от экспериментов исследователи не манипулируют переменными. Этот метод исследования часто используется в психологии, чтобы помочь исследователям исследовать человеческое поведение.

В этой статье исследуется, как натуралистическое наблюдение используется в психологии. Он предлагает примеры и потенциальные преимущества и недостатки этого типа исследований.

Включенное наблюдение

Пожалуйста, включите JavaScript

Включенное наблюдение

Содержание

Что такое натуралистическое наблюдение?

При естественном наблюдении исследователь наблюдает за поведением участников в их естественной среде, делая заметки об их поведении и взаимодействиях. Исследователь может использовать различные инструменты, такие как видео- или аудиозаписи, чтобы точно зафиксировать поведение. Исследователь может также использовать системы кодирования или другие количественные меры для систематической записи наблюдаемого поведения.

Естественные наблюдения можно использовать для исследования широкого спектра психологических явлений, таких как модели социального взаимодействия, родительское поведение или поведение животных.

Типы натуралистических наблюдений

Естественные наблюдения могут быть:

  • Неструктурированные или структурированные : Наблюдатель может либо наблюдать и записывать все, что происходит, либо иметь контрольный список или форму для руководства своими наблюдениями.
  • Участник или неучастник : Наблюдатель может быть активным участником, или он может оставаться отдельно от субъекта и наблюдать со стороны.
  • Открытое или скрытое : Наблюдатель может либо открыто наблюдать и записывать поведение субъектов, либо скрывать свое присутствие от человека или группы.

Конкретный тип натуралистического наблюдения, который используют исследователи, зависит от ситуации, того, что они исследуют, и доступных ресурсов. Независимо от типа, наблюдение должно происходить в естественных условиях, а не в экспериментальной лаборатории.

Как собирать данные при естественных наблюдениях

Существует ряд методов, которые могут использовать исследователи для записи данных о поведении и событиях, которые они наблюдают. Некоторые из них включают:

  • Ведение заметок : Исследователи могут предпочесть делать заметки о том, что они видят. Этот подход, как правило, неструктурирован, что позволяет наблюдателям определить, что, по их мнению, является важным, и включить идеи, которые могут оказаться полезными.
  • Счетчик : В других случаях исследования могут использовать более структурированный подход, когда они подсчитывают частоту поведения.
  • Аудиовизуальные записи : В других случаях исследователям могут потребоваться записи поведения участников. Это не только позволяет исследователям обращаться к записям позже, но также может быть полезно для обмена с другими.

Как отбираются данные при натуралистическом наблюдении

Хотя натуралистическое наблюдение не является экспериментальным планом, исследователи все равно хотят убедиться, что собираемые ими данные отражают то, что происходит в группе. Для этого исследователи должны собрать репрезентативную выборку. Когда выборка репрезентативна, это означает, что она точно отражает то, что происходит в данной совокупности.

Для этого исследователи могут использовать три основных подхода к выборке:.

  • Выборка событий включает в себя создание исследователем набора предопределенных категорий и моделей поведения, которые они будут наблюдать. Этот метод полезен, когда исследователь хочет собрать данные о конкретном поведении или событиях, что позволяет собирать более точные данные. Используя этот подход, исследование будет отмечать каждое проявление определенного поведения.
  • Выборка ситуации предполагает наблюдение за участниками более чем в одной ситуации. Этот подход может дать исследователям больше информации и позволить им определить, происходят ли определенные действия только в определенных контекстах или условиях.
  • Выборка по времени — это тип систематического наблюдения, при котором исследователь наблюдает и записывает поведение испытуемых через заданные промежутки времени. Этот метод полезен, когда исследователь хочет собрать данные о частоте и продолжительности определенного поведения.

Каждый метод сбора данных имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор метода зависит от вопроса исследования и характера наблюдаемых субъектов.

Примеры натуралистического наблюдения

Может быть полезно посмотреть на несколько разных примеров, чтобы узнать больше о том, как можно использовать натуралистическое наблюдение:

  • Исследователи могут наблюдать за детьми в классе, чтобы больше узнать об их моделях социального взаимодействия.
  • Естественные наблюдения также можно использовать для изучения поведения животных в их естественной среде обитания, например, наблюдение за шимпанзе в дикой природе, чтобы понять их социальное поведение.

Исследователи используют этот метод исследования в различных областях, включая исследователей животных и антропологов.

Работа зоолога Конрада Лоренца, например, основывалась на использовании натуралистических наблюдений. Лоренц наблюдал за поведением утят после того, как они вылупились, и отметил, что они привязались к первой возможной родительской фигуре, которую увидели, явление, известное как импринтинг. После того, как утенок запечатлелся на родительской фигуре, он следовал за ним и учился у своего родителя.

Из своих натуралистических наблюдений Лоренц выдвинул гипотезу о том, что сразу после вылупления наступает критический период, когда утята должны запечатлеться на родителе. Основываясь на своих наблюдениях, Лоренц провел дальнейшие эксперименты, подтвердившие его гипотезу.

Другие примеры:

Естествознательное наблюдение — метод исследования, обычно используемый в различных областях психологии.

  • Социальная психология : Естественные наблюдения могут дать ценную информацию о поведении людей в различных социальных ситуациях. Наблюдая за поведением людей в людных общественных местах, таких как торговый центр или вокзал, исследователи могут лучше понять, как устанавливаются и поддерживаются социальные нормы и как люди взаимодействуют в различных социальных группах.
  • Исследования потребителей : Исследования потребителей — еще одна область, в которой можно эффективно использовать натуралистические наблюдения. Наблюдая за покупателями в продуктовом магазине или торговом центре, исследователи могут изучить, как люди принимают решения о покупке в реальных жизненных ситуациях. Исследователи могут получить ценную информацию о поведении потребителей, анализируя, что привлекает их внимание, как они взаимодействуют с различными продуктами и как решают, что купить.
  • Психология развития : Наблюдение за детьми, играющими на игровой площадке или в классе, может помочь исследователям понять, как дети развиваются и осваивают новые навыки в естественных условиях. Исследователи могут получить представление о процессе развития, наблюдая за детьми, когда они взаимодействуют друг с другом и осваивают социальные навыки или изучают новые понятия и навыки в классе.
  • Когнитивная психология : Естественные наблюдения можно использовать для изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию в реальных жизненных ситуациях. Например, наблюдение за людьми, использующими компьютерную программу, может помочь исследователям понять, как люди ориентируются в ней и решают проблемы. Точно так же наблюдение за людьми во время разговора может дать представление о том, как они обрабатывают информацию и реагируют на нее в режиме реального времени.

Преимущества натуралистического наблюдения

Натуралистическое наблюдение предлагает ряд преимуществ, которые делают его хорошим выбором для исследования.

  • Экологическая достоверность : Одной из сильных сторон натуралистического наблюдения является его способность фиксировать поведение в естественных условиях, обеспечивая более точную и полную картину того, как люди или животные ведут себя в их повседневной среде. Это часто более реалистично, чем лабораторные исследования, поэтому оно может дать представление о том, как люди ведут себя достоверно в повседневных условиях и ситуациях.
  • Вдохновение для дополнительных исследований : Естественные наблюдения также могут генерировать новые гипотезы и идеи, которые нельзя получить с помощью других методов исследования.
  • Позволяет изучать поведение, которое невозможно воспроизвести в лаборатории. : Естественные наблюдения иногда являются единственным подходом к изучению поведения, которое невозможно воспроизвести в лаборатории по этическим причинам. Например, исследователи могут использовать этот подход для изучения поведения заключенных или социального воздействия домашнего насилия на эмоциональное здоровье. Это не те ситуации, с которыми они могут манипулировать в лаборатории, но они могут наблюдать за их влиянием на людей, переживших подобный опыт.

Недостатки натуралистического наблюдения

Хотя натуралистическое наблюдение может быть ценным инструментом, оно подходит не для каждой ситуации. Некоторые потенциальные недостатки включают в себя: 

  • Предвзятость и отсутствие контроля : Натуристическое наблюдение ограничено отсутствием контроля окружающей среды и возможностью предвзятости наблюдателя. Исследователи должны быть осторожны, чтобы свести к минимуму влияние своего присутствия на наблюдаемое поведение, и использовать систематические и объективные методы для записи и анализа данных.
  • Неспособность установить причину и следствие : Естественные наблюдения также ограничены своей неспособностью установить причинно-следственную связь между переменными.

Натуралистическое наблюдение и тематическое исследование

Натуралистическое наблюдение и тематическое исследование являются методами исследования, используемыми в психологии, но различаются по своему подходу и цели. Натуралистическое наблюдение включает в себя наблюдение и запись поведения отдельных лиц или групп в их естественной среде без какого-либо вмешательства или манипуляций со стороны исследователя. С другой стороны, тематическое исследование представляет собой углубленный анализ одного человека или небольшой группы людей, часто проводимый с помощью интервью, опросов и других форм сбора данных.

Ключевое различие между натуралистическим наблюдением и изучением конкретного случая заключается в том, что первое больше фокусируется на наблюдении и регистрации поведения и взаимодействий в том виде, в каком они происходят естественным образом, а второе — на сборе подробной информации о конкретном человеке или группе.

Естественные наблюдения часто используются для изучения социальных взаимодействий, групповой динамики и другого естественного поведения в реальных условиях. Напротив, тематические исследования часто исследуют сложные психологические явления, такие как психические заболевания, расстройства личности или необычное поведение.

Как натуралистические наблюдения, так и тематические исследования имеют свои сильные и слабые стороны. Выбор метода зависит от вопроса исследования, необходимого уровня детализации и возможности проведения исследования в конкретных условиях.

Идеи для натуралистических наблюдений

Существует множество потенциальных идей для исследований, связанных с натуралистическими наблюдениями. Вот несколько идей:

  • Наблюдение за поведением животных в их естественной среде обитания, изучение моделей их передвижения, поиска пищи и общения
  • Наблюдение за поведением человека в общественных местах, таких как парки или кафе, документирование моделей социального взаимодействия и общения
  • Сосредоточьтесь на поведении людей в определенных социальных группах или сообществах, изучая их взаимодействие и отношения во времени
  • Наблюдайте за поведением детей в классе могут дать представление об их процессах обучения и социализации

Часто задаваемые вопросы

Почему мы используем натуралистическое наблюдение?

Естественные наблюдения важны, поскольку позволяют исследователям лучше понять, как люди ведут себя в повседневной жизни. Наблюдая за поведением в естественной среде, исследователи могут получить более точное представление о том, как люди действуют и взаимодействуют друг с другом в своей обычной среде.

Этот метод особенно полезен при изучении социального поведения, поскольку он позволяет исследователям зафиксировать сложность и нюансы социальных взаимодействий, которые могут быть незаметны в лабораторных условиях.

Естественные наблюдения также могут дать ценную информацию о развитии определенных видов поведения, например, связанных с развитием ребенка или формированием социальных групп.

Самый известный пример натуралистического наблюдения?

Самым известным примером натуралистического наблюдения, вероятно, является исследование Джейн Гудолл шимпанзе в дикой природе. Гудолл провел годы, наблюдая за поведением шимпанзе в Танзании, документируя их социальные взаимодействия, использование инструментов и другие аспекты их жизни. Ее работа помогла революционизировать наше понимание этих животных и их места в мире природы.

Резюме

В заключение, натуралистическое наблюдение является мощным методом исследования, который можно эффективно использовать в различных областях психологии. Исследователи могут получить ценную информацию о человеческом поведении и познании, наблюдая за поведением людей в естественных условиях.

Каталожные номера:

Борнстейн М.Х., Чеа CSL. Аудиовизуальные записи, кодирование. В: Энциклопедия социальных измерений . Эльзевир; 2005: 103-110. дои: 10.1016/B0-12-369398-5/00400-X

Erdley CA, Jankowski MS. Оценка молодежи. В: Социальные навыки на протяжении всей жизни . Эльзевир; 2020: 69-90. doi:10.1016/B978-0-12-817752-5.00004-4

Helmchen H. Этические вопросы в естественных и контролируемых исследованиях. Диалоги Clin Neurosci . 2011;13(2):173-182. doi:10.31887/DCNS.2011.13.2/hhelmchen

Mehl MR, Robbins ML, Deters FG. Натуралистическое наблюдение за важными для здоровья социальными процессами: методология электронного регистратора в психосоматике. Психосом Мед . 2012;74(4):410-417. doi:10.1097/PSY.0b013e3182545470

Morrison C, Lee JP, Gruenewald PJ, Mair C. Надежность натуралистических наблюдений за социальной, физической и экономической средой баров. Теория наркозависимости . 2016;24(4):330-340. doi:10.3109/16066359.2016.1145674

Систематическое наблюдение: примеры, сильные стороны, слабые стороны (2023)

Систематическое наблюдение — это строго структурированный метод наблюдательного исследования, который осуществляется посредством структурированного наблюдения и кодирования исследовательского феномена. В этом методе один или несколько обученных наблюдателей записывают целевое поведение (я), используя предопределенную систему кодирования, чтобы свести к минимуму систематическую ошибку.

За поведением можно наблюдать в режиме реального времени или записать и закодировать позднее. Ключом к проведению научно обоснованного систематического наблюдения является обеспечение того, чтобы оценщики были хорошо обучены и стремились свести к минимуму предвзятость.

Поэтому рейтеры часто проходят обширный процесс обучения, когда категории наблюдения четко определены, и рейтеры участвуют в многочисленных практических занятиях.

Для того чтобы оценщики были как можно более беспристрастными, их не следует информировать о гипотезах или целях исследования, если это возможно.

Систематическое наблюдение используется в психологии, педагогических исследованиях, антропологии, социологии и бизнес-исследованиях.

Примеры систематического наблюдения

1. Языковое развитие детей

Исследования языкового развития детей часто проводятся при систематическом наблюдении.

Как правило, наблюдатели в течение нескольких недель обучаются тому, как кодировать заявления, которые родители направляют своим детям.

Иногда наблюдения проводятся дома во время ужина, в классе для изучения воздействия учителей или в лаборатории, пока родитель и ребенок заняты свободной игрой или структурированной деятельностью.

Поведение участников либо кодируется в режиме реального времени по мере их возникновения, либо записывается на видео или аудио и позже используется для кодирования.

После сбора данных статистическое программное обеспечение используется для выявления моделей поведения родителей, связанных с развитием речи.

Хотя этот тип исследования дает ценные результаты, проведение этих систематических наблюдений требует невероятно много времени.

2. Наблюдение за стилем воспитания Баумринда

Качество собранных данных имеет решающее значение для научной достоверности исследования. Поэтому большое внимание уделяется подбору персонала для проведения наблюдений. Необходимо учитывать множество факторов, которые могут повлиять или не повлиять на рейтинги.

Например, когда Баумринд (1971) проводила одно из своих ранних исследований стилей воспитания, наблюдателей разместили в домах каждой семьи. Данные были получены во время двух посещений на дому, каждое продолжительностью 3 часа.

«Семь наблюдателей значительно различались по возрасту, мировоззренческим убеждениям и профессиональной подготовке. Все наблюдатели имели предыдущий опыт наблюдения и оценки детей и, по крайней мере, некоторое высшее образование в области поведенческих наук. Наблюдателей выбирали по их неортодоксальным взглядам и жизненному опыту, чтобы уменьшить субъективизм, присущий методам наблюдения» (с. 5).

Поскольку этническая и культурная принадлежность может влиять на восприятие стилей воспитания, Баумринд попытался выбрать инструкторов из разных слоев общества и жизненного опыта.

3. Наблюдение за детской площадкой

Owens et al. (2008) оценили эффективность Программы социального использования языка (SULP) и терапии LEGO (R) для улучшения социальных навыков детей в возрасте 6–11 лет с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера.

Дети были случайным образом распределены в одну из двух терапевтических групп или в контрольную группу. Терапия проводилась по 1 часу каждую неделю в течение 18 недель.

В дополнение к ряду других мер, некоторые дети также наблюдались на школьной игровой площадке во время перемен с использованием схемы систематического кодирования наблюдения на игровой площадке.

«Частота самостоятельных социальных контактов со сверстниками и продолжительность социальных взаимодействий со сверстниками были измерены, чтобы получить общее представление о социальном функционировании, которое можно было наблюдать на игровой площадке» (стр. 1951).

Хотя не было статистически значимых различий между двумя группами терапии до и после терапии, данные показали:

«… тенденция для группы LEGO к большему улучшению средней продолжительности социальных взаимодействий, чем группа SULP, и… значительное увеличение продолжительности взаимодействий для группы LEGO, но не для группы SULP» (стр. 1953-1954).

4.

Программное обеспечение системы LENA

LENA расшифровывается как Система анализа языковой среды. Это автоматизированная технология записи, используемая для изучения овладения языком в типичных или особых группах населения.

Система включает в себя портативный цифровой языковой процессор (DLP), который участник исследования носит со специальной футболкой или жилетом. Записи сохраняются на аппаратном устройстве, а затем загружаются исследователем на веб-сайт LENA.

Программное обеспечение классифицирует слова говорящих на: количество слов взрослых (AWC), количество детских вокализаций (CVC) и количество разговорных оборотов (CTC).

Ganek & Eriks-Brophy (2016) заявляют, что «Система LENA способна предоставлять информацию о различных аспектах слуховой среды ребенка» (стр. 5).

Однако есть и недостатки. Например, система не предоставляет расшифровку выступления. Это означает, что исследователи должны расшифровывать записи вручную.

К сожалению, при наложении речи программа удаляет оба высказывания.

«В оживленных домах с большими семьями отбрасывание накладывающейся речи, вероятно, приведет к недооценке истинного количества произошедших взаимодействий. Подобные проблемы также могут повлиять на результаты LENA, полученные в классе» (стр. 5).

Несмотря на ограничения, система LENA предлагает дополнительный метод сбора количественных данных в естественной среде ребенка и позволяет избежать возможной предвзятости обученных наблюдателей.

5. Кодирование во время и вне задания, поведение в классе

Вышеприведенное видео очень подробно объясняет, как схема кодирования реализуется в условиях класса в первом классе. Рассказчик сначала указывает, что имя наблюдаемого ученика не видно. Анонимность или конфиденциальность является необходимой гарантией в большинстве исследований с участием людей.

Затем рассказчик описывает различные части схемы кодирования, определяет временной интервал каждого наблюдения и объясняет, что означают разные термины. Как уже говорилось, она отмечает поведение целевого ребенка и поведение сверстников каждые 10 секунд.

Она обводит на листе кодирования термин, обозначающий действия этого ребенка. В этом примере одно из основных наблюдаемых поведений — выполнение задачи и не выполнение задачи.

Следует отметить, что на кодировочном листе есть большое пустое место, где наблюдатель может делать заметки. Эти заметки могут описывать действия учителя, элементы обучения или любые необычные события, произошедшие во время наблюдения.

6. Юзабилити-тестирование при разработке продукта

Даже у самого продуманного дизайна могут быть недостатки. Многие из этих недостатков невозможно предвидеть на этапе проектирования. Вот почему юзабилити-тестирование является важным шагом в процессе проектирования.

Юзабилити-тестирование — это процесс оценки продукта с участием реальных пользователей. Существует множество методов, таких как тестирование в полевых условиях (называемое партизанским тестированием), в лабораторных условиях или дистанционно.

Члены группы дизайнеров будут наблюдать и делать заметки о том, как пользователи взаимодействуют с продуктом. Иногда эти наблюдения неформальны, но иногда они строго структурированы.

Могут быть определенные проблемы, которые беспокоят группу разработчиков, и поэтому они сосредоточивают свои наблюдения на этих проблемах. Иногда при этом фасилитатор тестирования просит участников выполнить определенные задачи и делает заметки об их опыте.

Эти наблюдения, последующие интервью и фокус-группы помогут команде выявить любые проблемные вопросы. Затем команда может внести любые необходимые изменения в дизайн, чтобы повысить удобство использования продукта.

7. Групповая динамика во время совещаний в офисе

Хотя многие сотрудники презирают совещания, они могут быть весьма эффективными, если их проводить должным образом. К сожалению, много времени во время совещаний тратится на деятельность, не связанную с работой.

Если компания обеспокоена тем, что встречи будут слишком непродуктивными, она может нанять внешнего консультанта для наблюдения за групповой динамикой. Это включает в себя обученных наблюдателей, которые наблюдают за выбранной группой собраний и делают систематические записи о том, что происходит.

Исследования показали, что каждый человек играет определенную функциональную роль, такую ​​как: надзиратель, гармонизирующий, компромиссный, ищущий помощи и доминирующий.

Систематически наблюдая за функциональными заявлениями, которые происходят между членами команды, консультант может информировать компанию о способах повышения эффективности совещаний.

8. Тест Эйнсворт на странные ситуации

Доктор Мэри Эйнсворт десятилетиями проводила исследования стилей привязанности младенцев и детей. Чтобы оценить эту динамику между матерью и младенцем, она создала тест «Незнакомые ситуации», который состоит из 8 сценариев в лабораторных условиях.

Во время каждого сценария за поведением матери и ребенка внимательно наблюдает обученный член исследовательской группы. Наблюдатели проходят обширную подготовку и кодируют действия ребенка в соответствии с подробной системой оценки.

В одном сценарии мать оставляет ребенка одного в лабораторной комнате и позже возвращается. Наблюдателей интересует, как ребенок реагирует на возвращение матери. Некоторые дети будут делиться нежностью, в то время как другие вообще избегают проявления материнской привязанности.

Чтобы исследование было достоверным, необходимо, чтобы наблюдатели согласились с тем, что они видят. Это называется межоценочной надежностью .

« Межэкспертное согласие по SSP высокое, особенно среди внутрилабораторных исследователей и в меньшей степени, но все же обнадеживающее при изучении межлабораторных показателей» (Simonelli & Parolin, 2016, стр. 4).

9. Судейство по синхронному плаванию

На некоторых спортивных соревнованиях также проводятся систематические наблюдения. Например, в синхронном плавании за исполнением наблюдает и оценивает жюри, состоящее из высококвалифицированных судей.

В некоторых случаях может быть задействовано более 20 судей. Ставки могут быть довольно высокими, когда победа или поражение могут иметь серьезные последствия для будущего и финансового благополучия спортсмена.

Поэтому очень важно, чтобы все судьи использовали одни и те же критерии при оценке выступления спортсмена. При наличии существенных разногласий между судьями конкурс будет признан недействительным.

Исследование, проведенное Ponciano et al. (2017) исследовали возможность использования видеозаписей выступлений в качестве учебного пособия для судей.

Они записали упражнения трех опытных синхронисток, и их выступления были оценены десятью опытными судьями в двух разных случаях.

Оценки судей показали высокую степень сходства между Т1 (0,85) и Т2 (0,83). По словам исследователей: «Содержание видео интерпретировалось 10 оценщиками почти одинаково, и через 7 дней оценка была согласованной» (стр. 185).

10. Эскиз куклы Бандура Бобо

Возможно, одним из самых известных исследований во всей психологии является исследование куклы Бандура Бобо. Исследование, проведенное доктором Альбертом Бандурой и его коллегами в 1960-х годах, продемонстрировало опасные последствия телевизионного насилия и вызвало общенациональные дебаты в США. В некоторых условиях взрослый агрессивно играл с надувной куклой Бобо. Взрослый ударил куклу молотком и отшвырнул через всю комнату.

В других условиях взрослый играл с куклой неагрессивно.

Затем детей отвели в другую комнату, где оказалась кукла Бобо. Затем обученные члены исследовательской группы наблюдали за поведением каждого ребенка и подсчитывали количество агрессивных действий каждого из них.

Схема кодирования включала: физическую агрессию, вербальную агрессию, агрессию к неодушевленным предметам и агрессивное торможение.

Оценки оценщиков были сопоставлены, и было обнаружено, что они полностью соответствуют друг другу. Это необходимо для того, чтобы результаты исследования считались достоверными.

Систематическое наблюдение Сильные стороны

1.

Отлично подходит для оценки поведения

В отличие от других методов, систематическое наблюдение основывается на непосредственном наблюдении от третьего лица, а не на самоотчетах участников.

Многие исследования в области психологии и социальных наук опираются на бумажно-карандашные измерения. При оценке личностных качеств или установок участников исследования часто просят заполнить анкеты или опросы.

Однако при проведении исследования, использующего систематическое наблюдение, исследователи измеряют фактическое поведение.

Таким образом, вместо того, чтобы человек указывает, что, по его мнению, он мог бы сделать в определенной ситуации, его поведение фактически наблюдают в этой ситуации.

Это делает исследование более научным.

2. Превосходный метод полевых исследований

Как и в упомянутой выше силе, систематическое наблюдение часто проводится в реальных условиях. Хотя его можно использовать в лабораторных условиях, его также можно проводить в естественной среде участников исследования.

Например, исследования, изучающие влияние заявлений родителей или стиля дисциплины на развитие детей, могут проводиться дома у ребенка. Эта обстановка гораздо более естественна, чем лабораторная, которая может тормозить поведение участников.

3. Это может быть высокофокусный метод

При проведении систематических наблюдений можно сосредоточиться на очень специфических формах поведения.

Исследователям предоставляется возможность очень подробно определить свои целевые конструкты, в том числе определить, какое поведение не соответствует рабочему определению изучаемого конструкта.

Эта степень специфичности повышает достоверность исследования, что позволяет исследователям и потребителям исследования быть уверенными в результатах.

Слабые стороны систематического наблюдения

1. Возможность предвзятости наблюдателя

Систематическое наблюдение в большинстве случаев полагается на людей, проводящих наблюдения. Всякий раз, когда в дело вовлечены люди, личные предубеждения и культурная динамика могут затуманить суждение.

Хотя тщательное обучение наблюдателей и экспериментальное тестирование могут помочь обеспечить достоверность оценок, наблюдатели также могут демонстрировать так называемый «дрейф».

Это когда оценщики постепенно отходят от заданных конструкций и начинают полагаться на собственное мнение. Дрейф может быть особенно проблематичным, когда исследования проводятся в течение многих месяцев.

2. Это требует времени

Систематическое наблюдение требует невероятно много времени. Еще до того, как будет собрана одна точка данных, оценщики должны пройти обширный процесс обучения.

Еще до начала обучения исследователи должны потратить значительное время на разработку подробной системы подсчета очков.

После завершения обучения сбор данных может занять много времени и сил. Если они проводятся в полевых условиях, оценщики должны добираться до назначенных мест и обратно. Если исследование проводится в лаборатории, часто одновременно наблюдается только один участник исследования.

Таким образом, основным недостатком систематического наблюдения является огромное количество времени и энергии, которые необходимо затратить для завершения одного исследования.

3. Эффект Хоторна

Эффект Хоторна заключается в том, что участники исследования иногда меняют свое поведение, потому что знают, что за ними наблюдают. Это может нанести серьезный ущерб достоверности исследования.

Целью исследования является изучение подлинного человеческого поведения. Однако, если участники подавляют свои действия или меняют свое поведение, чтобы оно выглядело более благоприятным, результаты исследования становятся недействительными.

Заключение

Систематическое наблюдение — невероятно разнообразный метод сбора данных. Его можно применять в естественных условиях, таких как классная комната, общественное место или домашняя обстановка. Это означает, что исследователи могут изучать поведение человека так, как оно происходит в естественных условиях.

Систематическое наблюдение использовалось в психологических исследованиях воспитания, овладения языком, привязанности и последствий насилия по телевидению. Другие значимые приложения включают оценку согласованности судей, удобства использования продуктов и моделей взаимодействия на рабочих встречах.

Ссылки

Ainsworth, M.D.S., Blehar, M., Waters, E., & Wall, S. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Хиллсдейл: Эрлбаум.

Бандура, А., Росс, Д. и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии , 63 , 575-82.

Баумринд, Д. (1971). Современные модели родительской власти. Психология развития, 4 , 1–103. https://doi.org/10.1037/h0030372

Хиллари Ганек и Элис Эрикс-Брофи. 2016. Система анализа языковой среды (LENA): обзор литературы. В Материалы совместного семинара по НЛП для изучения языка с помощью компьютера и НЛП для изучения языка , страницы 24–32, Умео, Швеция. Электронная пресса ЛиУ.

Оуэнс Г., Гранадер Ю., Хамфри А. и Барон-Коэн С. (2008). Терапия LEGO((R)) и программа социального использования языка: оценка двух вмешательств по развитию социальных навыков у детей с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера. Журнал аутизма и нарушений развития, 38 , 1944-57.

Коэн, Р. Дж., и Свердлик, М. Э. (2005). Психологическое тестирование и оценка: введение в тесты и измерения (6-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Кронбах, Л. Дж. (1951). Коэффициент альфа и внутренняя структура тестов. Психометрика, 16 (3), 297-334.

Кронбах, LJ (2004). Мои текущие мысли о коэффициенте альфа и последующих процедурах. Образовательные и психологические измерения, 64 (3), 391-418.

Симонелли, Алессандра и Паролин, Микол. (2016). Тест в странной ситуации. Вирджил Зейглер-Хилл и Тодд К. Шакелфорд (ред.) В Энциклопедии личности и индивидуальных различий (стр. 1-4). https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_2043-1

Пончано К., Фугита М., Фигейра А., да Силва К., Мейра К. и Бокалини, До. (2017). Достоверность судейской оценки технических элементов синхронного плавания по видео. Revista Brasileira de Medicina do Esporte, 24 , 182-185. https://doi.org/10.1590/1517-869220182403170572

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ посты

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *