Определение методика обучения – Методы обучения — Википедия

Процесс обучения. — Методика обучения и педагогическая технология.

Страница 17 из 29

Методика обучения и педагогическая технология.

Методика обучения. Педагогические технологии имеют несколько “двойников”, с которыми их путают. Одним из таких “двойников” является методика обучения.

Обучение педагогов в нашей стране на протяжении десятилетий включает такие предметы, как “Психология”, “Педагогика” и “Методика обучения”. В основе этих дисциплин лежит единый объект – процесс обучения.

Следует заметить, что в педагогическом образовании США предметы типа “Методика” в нашем понимании отсутствуют вовсе, а присутствуют курсы типа “Методы построения содержания образования” или “Методы исследования собственной практики”. Что же такое “Методика”? Почему российские студенты ее изучают, а будущие учителя в США обходятся без нее?

Методика учебного предмета – теория обучения определенному учебному предмету. Объектом методики учебного предмета является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом – связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету. Изучая разные формы этого взаимодействия, методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Они находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения.

Реформы отечественной системы образования в конце 80-х гг. ХХ в. поставили перед методикой новые проблемы: изменение ее “рецептурного”, описательного характера, повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности учащихся в учебной деятельности, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Важное значение для развития методики учебных предметов имеет изучение педагогического опыта, в котором могут содержаться ответы на актуальные практические задачи, еще не решенные средствами науки. Одна из функций обобщения педагогического опыта – проверка методических концепций и разработанных на их основе учебных материалов – программ, учебного оборудования, методических рекомендаций.

Понятие “педагогические технологии” пробивалось в педа­гогическую науку несколько десятилетий. С внедрением тех­ники в учебный процесс на Западе заговорили о технологии обучения, связывая ее поначалу именно с техническими средствами обучения (ТСО). В России рас­ширили понятие “технология обучения” до термина “педаго­гические технологии”, понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

В чем раз­ница между дидактикой (она занимается содержанием, спо­собами и средствами образования, деятельностью педагога и обучаемого) и педагогическими технологиями? Коротко мож­но сказать так: дидактика – это теория образования в целом, а педагогическая технология – это конкретное научно обосно­ванное, специальным образом организованное обучение для дос­тижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, вос­питания и развития обучаемого. При разработке технологии обучения прогнозируется совершенно конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматрива­ется как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом техни­ческих и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения – это совокуп­ность методов и средств обработки, представления, измене­ния и предъявления учебной информации, а с другой – на­ука о способах воздействия преподавателя на учащихся в про­цессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Термин “образовательные технологии” – более емкий, чем “технологии обучения”, ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Поскольку технология обучения зависит от определенно­го набора содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа про­цесса обучения.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представ­ляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечива­ющую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Педагогическая технология – научное проектирование и воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическую технологию можно рассматривать как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Важнейшим признаком педагогической технологии является ее воспроизводимость на уровне педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого) и педагогического результата. Это означает, что та или иная технологическая стратегия может быть одинаково эффективно использована в разных аудиториях и разными учителями.

Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, обучение с использованием технологии имеет серьезные преимущества.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. Консервативные педагоги не считают проблему целей ведущей, степень их достижения определяется не точно, “на глазок”. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель определена точно, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды егодеятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым учителем по-разному, следовательно, по-разному организуется и урок, деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся, как показал опыт программирован­ного обучения, ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

В настоящее время осознается необходимость смены обра­зовательной парадигмы: “Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую тео­рию отказаться от абсолютного образовательного идеала (все­сторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу – мак­симальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию”.

Главное в инновационном обучении – это развитие спо­собностей на основе образования и самообразования. Инновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность, творчес­кое начало, сущностный и акмеологический подходы, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитар­ной), использование новейших информационных технологий.

Концептуальной основой инновационной педагогики является утверждение, что человек – это саморазвивающаяся система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через свое сознание и свою душу. Необходимость перехода на качественно новый уровень организации педагогического процесса определяется и тем, что в настоящее время 70-80% всей информации школьник получает не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и наблюдений за окружающей жизнью (в том числе из средств массовой информации).

Цель педагогической технологии. Крупным недостатком современной школы является “размытость” целей. В качестве глобальной цели чаще всего выдвигают идеал (всесторонне и гармонично развитую личность), который в силу своей сути прекрасен и притягателен, но нечеток и до конца необъясним. Сопоставление цели обучения с содержанием многих программ по определенным предметам показывает, что цель остается лишь декларацией и авторы не обращаются к ней при отборе учебного материала.

Таким образом, технологизация процесса обучения требует:

1) переформулировать идеал (глобальную цель) в диагностичную цель;

2) разбить способы достижения новой диагностичной глобальной цели на этапы и определить диагностичные цели для каждого из этапов (отрезков) обучения.

Как надо поставить цель, чтобы она стала диагностичной? Наука утверждает, что цель обучения считается диагностичной, если соблюдаются следующие условия:

1) дается настолько точное и определенное описание формируемого качества, свойства, умения, опыта, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других;

2) имеется диагностический инструмент, позволяющий объективно и однозначно: а) выявить данное качество, свойство, умение, опыт, б) замерить уровень его развития или сформированности, в) оценить этот уровень и сравнить его.

Выбирая цель обучения, необходимо ориентироваться на реальности нашего дня. Школа готовит человека к предстоящей взрослой жизни, к труду. Поэтому в качестве диагностичной цели общего образования должна выступать подготовка к профессиональному обучению.

Область применения понятия “технология” в педагогике. Сегодня понятие “технология” употребляется в педагогике по крайней мере в трех смыслах.

1. Как синоним понятий “методика” или “форма организации обучения” (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.).

2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.).

З. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Использование понятия “технология” в первом смысле не дает педагогике ничего нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит замена одного понятия другим. Если ранее говорили “методика (или система) В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина”, то теперь, для того чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят “технология В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина”. От перемены слов суть предмета (системы В.В.Давыдова – Д. Б. Эльконина) не изменилась.

Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случае понятие “технология” теряет первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Вывод можно сделать однозначный: замена хорошо известных и отработанных понятий на более общие и неконкретные — определенный шаг назад, отступление от научных позиций. Поэтому использование термина “технология” наиболее оправданно в третьей трактовке.

Структура технологии обучения. Основные компоненты, входящие в структуру технологии обучения, показаны на рис.1.


Рис.1. Обучение, построенное как технологический процесс

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития учащихся) обучаемыми в классах (группах) с одинаковыми уже имеющимися знаниями и опытом.

2. Организация деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала. Эта часть является наиболее разработанной в педагогике. Она включает разнообразные методики преподавания. Так, сегодня в начальной школе чаше всего используются три методики: “традиционная”, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительно больше внимания процессу контроля. Выделение контроля в самостоятельный компонент позволяет более основательно разработать блок контроля: возможные уровни усвоения материала учащимися, необходимые на каждом уровне приемы, методы дальнейшей работы, а также все возможные последующие действия учителя. Если новый материал усвоен классом удовлетворительно и лишь отдельные учащиеся испытывают трудности в его освоении, это означает, что учителю можно переходить к закреплению материала с учащимисявсего класса, но в ходе закрепления организовать индивидуальную или групповую работу с отстающими учащимися по его пониманию и освоению.

Если учебный материал не усвоило большинство учащихся класса, то необходимо не просто организовывать закрепление уже пройденного материала, а выяснить причину такого непонимания. Чаще всего причиной (если в действиях учителя не было серьезной методической ошибки) являются пробелы в знаниях по темам, на которых базируется новый материал. Опытные учителя могут понять причину интуитивно, однако для надежного и быстрого определения таких причин следует применять диагностические средства. Таким образом, появляются два следующих компонента технологии.

4. Выбор приемов и методов дополнительной работы с группой или отдельными учащимися. Разработанные методики чаще всего перечисляют или описывают методы работы с группой и отдельными учащимися наряду с другими. Отдельного описания таких методов на сегодняшний день не имеется. Для удобства работы учителя эти методы желательно выделить в отдельную группу, классифицировать и подробнейшим образом описать со всеми нюансами и возможными продолжениями.

5. Диагностика причин отставания учащихся. Этот компонент технологии на сегодняшний день для всех учебных дисциплин также не разработан, поэтому для широкого использования еще не готов. Созданы только тесты для отдельных классов по таким дисциплинам, как иностранный язык, литература, физика, химия. Тест – форма диагностики и контроля результатов обучения. Диагностические средства включают в себя набор заданий, по результатам выполнения (или невыполнения) которых однозначно делается вывод об имеющихся пробелах в знаниях учащихся. Определение причины отставания, естественно, предполагает дальнейшую работу по их ликвидации и, следовательно, убеждает в необходимости следующего компонента.

6. Выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте у учащихся всего класса. Эта группа близка к методикам организации деятельности учащихся всего класса, однако имеет специфику, в силу которой вариантов объяснений при работе с пробелами может быть значительно больше. Ведь если в результате диагностики причин учитель выявил ряд тем, которые изучались ранее (к примеру, год назад) и не были усвоены учащимися класса, то теперь, после прохождения множества новых тем, повторное объяснение материала годичной давности можно строить с учетом других, изученных позднее тем. Главное, чтобы объяснение строилось на темах, хорошо усвоенных учащимися.

Итак, технология, кроме методики организации деятельности учащихся, особое внимание уделяет вопросам контроля качества усвоения и диагностики причин отставания учащихся. Разработка и создание технологии требуют особенно тщательной и объемнойпроработки именно этого блока – блока контроля качества и создания системы обратной связи. Эти два вопроса становятся ключевыми при организации обучения, ориентированного на качество усвоения материала. По-видимому, в ближайшие годы задача повышения качества обучения будет играть доминирующую роль в педагогической практике, а это означает, что перевод используемых сегодня методик на технологические рельсы является одной из важнейших задач педагогики и психологии.



libsib.ru

МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА — это… Что такое МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА?

частная дидактика, теория обучения определённому уч. предмету. Объектом исследования М. у. п. является процесс обучения той или иной уч. дисциплине, предметом — связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному уч. предмету. Изучая разные формы этого взаимодействия, М. у. п. разрабатывает и предлагает преподавателю определённые системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят своё конкретное выражение в содержании образования, воплощённом в программах и учебниках по каждому уч. предмету, реализуются в методах, средствах и организац. формах обучения. М. у. п. отражает образоват., воспитывающую и развивающую функции обучения, на основе изучения объективных закономерных связей между содержанием обучения, преподаванием и учением разрабатывает нормативные требования к содержанию обучения, преподаванию и учению. В системе пед. наук М. у. п. тесно связана с дидактикой и опирается на её общие положения. Основываясь на принципах воспитания, М. у. п. раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности школьника.

Для разработки эффективной системы пед. воздействия М. у. п. опирается на данные педагогической психологии, физиологии высш. нервной деятельности, логики, кибернетики (особенно при разработке элементов программированного обучения; см. Кибернетика и педагогика). Связь М. у. п. с наукой, основы к-рой преподаются в школе, проявляется в отборе содержания соответствующего учебного предмета. При обосновании системы шк. курса используются знания по логике и истории науки, науковедению.

Вопрос. о науч. статусе М. у. п. долгое время был предметом дискуссий среди представителей пед. наук и тех науч. дисциплин, основы к-рых изучаются в школе (историков, биологов, математиков, физиков и др.). Представители последних считали, что М. у. п. не имеет своего специфич. предмета исследования и является прикладной частью соответствующей фундаментальной науки. Такой взгляд на М. у. п. обусловлен смешением предмета и задач М. у. п. и соответствующей науч. дисциплины. Напр., биология — естеств.-науч. дисциплина — добывает новые знания о строении и жизни живых организмов, а методика биологии — составная часть обществ. науки педагогики — исследует процесс обучения школьников, но не вносит новых знаний в биол. науку.

На первых этапах своего развития М. у. п., представлявшая собой совокупность практич. предписаний для учителя, не отделялась от дидактики и рассматривалась как её прикладная, нормативная часть. Развитие пед. науки, накопление теоретич. знаний вели к уточнению науч. статуса М. у. п., выделению её в самостоят. науч. дисциплину.

Краткие сведения по методике обучения отд. предметам первоначально давались в сочинениях по дидактике. Постепенное обогащение и усложнение содержания обучения в 18—19 вв. стимулировали создание методик обучения, публикацию статей, руководств и пособий (см. в статьях об отд. уч. предметах).

В России до 1917 был накоплен большой эмпирич. материал (о содержании и методах обучения, уч. оборудовании), в к-ром нашли отражение опыт передовых школ того времени, иск. ания талантливых методистов. Однако мн. важные вопросы методики не получили глубокой теоретич. разработки и эксперим. обоснования; в М. у. п. гл. внимание обращалось на сообщение знаний учителем.

После 1917 вместе с содержанием образования изменялись и методы обучения. Гл. внимание в программах, учебниках, метод. пособиях было обращено на формирование материалистич. мировоззрения, на связь обучения с социалистич. строительством, трудом, на активизацию познават. деятельности учащихся в обучении. Однако комплексная система обучения привела к недооценке важности вооружения учащихся систематич. и прочными знаниями основ наук, к ликвидации уч. предметов. В борьбе с догматизмом старой школы преуменьшалась роль учебника как важнейшего средства сообщения знаний. Словесным методам обучения (пассивным) противопоставлялись т. н. активные методы, нек-рым из них придавалось универсальное значение (исследовательский метод обучения, бригадно-ла-бораторный метод. метод проектов и др.).

В 1-й пол. 30-х гг. были восстановлены в правах уч. предметы; в практике школ закрепились систематич. изучение основ наук и применение методов обучения, соответствующих образоват. содержанию отд. предмета. Были составлены уч. планы, программы и учебники, начали издаваться новые метод. журналы (см. Журналы педагогические). Метод. пособия, созданные в этот период, раскрывали содержание уч. предметов и давали учителям рекомендации как по общим вопросам обучения, так и по каждой теме курса.

В 40—50-х гг. усилилось внимание к теоретич. вопросам М. у. п. Проводились дискуссии по проблемам М. у. п. как науки, в нек-рых метод. пособиях были сделаны попытки рассмотреть важнейшие методологич. и теоретич. вопросы (К. П. Ягодовский, «Вопросы общей методики естествознания», 1951; С. Г. Шапо-валенко, П. А. Глориозов, «Методика преподавания химии в семилетней школе», 1948, и др.). С кон. 50-х гг. активно разрабатывались вопросы методики политехнического образования и трудового воспитания как на уроках труда, так и в процессе обучения основам наук. В связи с введением в ст. классах производств. обучения к разработке его содержания и методики были привлечены специалисты производства и системы проф. образования.

В 60-е гг. пересмотр содержания образования, разработка новых уч. планов и программ обусловили усиление внимания к проблемам соотношения науки и учебного предмета, новейших науч. открытий и классич. теорий в содержании уч. предметов, отбору материала наук в содержании обучения, компонентам содержания образования, путям активизации познават. деятельности учащихся.

Реформы отеч. системы образования в кон. 80-х гг. поставили перед М. у. п. новые проблемы: изменение её «рецептурного», описательного характера, повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности учащихся в уч. деятельности, повышения эффективности воспитат. процесса. Нуждаются в углублении исследования, выявляющие объективные требования к задачам обучения тому или иному предмету. Актуальной задачей М. у. п. является устранение перегрузки учащихся, вызванной огромным объёмом ежедневной однообразной деятельности по заучиванию, отсутствием чёткого разграничения осн. знаний, к-рые подлежат хранению в долговрем. памяти, и материала вспомогательного, иллюстративного, поясняющего, справочного — не обязательного для запоминания.

Развитие новых технологий обучения, осуществление компьютеризации обучения обусловливают необходимость метод. исследований, направленных на разработку уч. программ с применением ЭВМ, языков программирования, доступных учащимся, определением места компьютера в каждом уч. предмете и роли учителя в осуществлении обучения с применением ЭВМ. Необходимо также выявить соотношение компьютерного и др. видов обучения.

Метод. исследования — методологич., теоретич. и прикладные (см. Исследование) — выявляют закономерности и тенденции развития М. у. п. как науки, способы её связи с практикой обучения, со смежными науками, раскрывают сущность явлений обучения и направлены на создание теории, не только описывающей, но и объясняющей и прогнозирующей развитие обучения каждому уч. предмету. Важное значение для развития М. у. п. имеет изучение педагогического опыта, в к-ром могут получить решение актуальные практич. задачи, ещё не решённые средствами науки. Описывая и обобщая такой опыт, методика получает эмпирич. материал для теоретич. исследования и вместе с ним новые проблемы. Важная функция обобщения пед. опыта — проверка метод. концепций и разработанных на их основе уч. материалов — программ, учебников, уч. оборудования, метод. рекомендаций.

Средствами внедрения результатов метод. исследований в практику являются программы, учебники, уч.-наглядные пособия, дидактич. материалы, а также метод. пособия для учителей, студентов пед. вузов, учащихся пед. уч-щ.

Лит.: Краевский В. В., Проблемы науч. обоснования обучения. (Методологич. анализ), М., 1977; Зверев И. Д., О предмете исследования и специфике частных методик, СП, 1981, №8; Зверев С. М., Мейксон Г. Б., К дискуссии о соотношении методики и науки, там же; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, М.; Э p д и и с в П. М., О разл. толковании предмета частной методики, СП, 1982, № 2. См. также лит. при статьях об отд. уч. предметах. М. Н. Скаткин.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

pedagogicheskaya.academic.ru

Словесный метод обучения — это: определение, синтезирование различных словесных методов обучения

Методам, от которых зависит успешность работы не только ученика, но и преподавателя, посвящено немало исследований как в теоретической части, так и в методиках преподавания различных образовательных предметов.

Несмотря на все труды, проблема методов обучения не только в теории обучения, но и практической деятельности остается очень актуальной и порождает острые споры ученых.

Их можно объяснить попытками перейти от практических описаний определенных элементов к обоснованию системы методов обучения и разъяснения их сути на основании раскрытия природы метода обучения.

Понятие, классификация и характеристика словесных методов обучения

Современная педагогика — очень сложная наука

В педагогике нашего времени существует большое количество методов обучения.

Важное место среди них занимают именно словесные методы, так как слово играет главную роль в процессе обучения.

Именно с помощью слова мы выражаем наши знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Однако для того, чтобы посредством слова отображать действительности, им необходимо правильно пользоваться.

Особенно огромное значение это положение имеет для работы в школе, где слово является важнейшим средством воздействия на учеников.

Словесные методы занимают основополагающее место во всей системе методов образовательного процесса. Также в науке были периоды, когда они являлись единственным способом передачи знаний.

В настоящее время словесные методы нередко считают устаревшими и неактивными.

Определение метода обучения является очень сложным, но большинство ученых считают метод обучения способом организации учебно-познавательной работы учащихся.

Во время обучения методы выступают как последовательные способы взаимодействия учителя с учениками, целью которой является достижение определенных учебно-воспитательных идей.

Методы обучения делятся по категориям

На данный период существует классификация методов по категориям:

  1. По источнику информации (словесные, практические, наглядные).
  2. По поисковой работе.
  3. По использованию логико-психологических операций.
  4. По структуре содержания материала.

С данной точки зрения любой метод обучения содержит в себе обучающую деятельность учителя и организацию учебно-познавательной работы учеников.

Подробное рассмотрение словесных методов обучения

Слово считается доступным и самым распространенным инструментом обучения. Если учитель умеет пользоваться словом, то самые сложные термины и понятия будут ясны школьникам.

Благодаря слову преподаватель вызывает в сознании учеников яркие воспоминания прошлого, картины будущего и настоящего. Словесные методы обучения особенно важны на первом этапе образовательного процесса.

Ведь в начале обучения дети еще не могут хорошо пользоваться книгой, поэтому слово – это единственный способ познания мира. К словесным методам обучения относятся:

  1. Устное изложение материала, которое предполагает одностороннее, то есть монологическое воздействие на учеников (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж).
  2. Обсуждение изученного материала, требуемое взаимодействия ученика и учителя (семинар, дискуссия, беседа).
  3. Работа с книгой.

Данные методы необходимы для передачи информации, но во время беседы, рассказа либо лекции можно не только передавать информацию, но и давать ответы на вопросы учеников, а продуманными заранее вопросами возможно вызвать активную мыслительную деятельность школьников.

Также словесные методы можно подразделить на группы:

  1. Устные методы (используются преподавателем во время лекций, семинаров, консультаций, а также позволяют более понятно разъяснить учебный материал).
  2. Письменные (письменная речь лишена своевременного получения обратной связи от учеников, но скорость передачи информации у нее намного выше).
  3. Монологические (зачастую используется учителем на лекциях).
  4. Диалогические (данная группа опирается на диалогическое взаимодействие учеников и учителя либо дискуссию между учениками).

Особенности отдельных словесных методов:

  1. Рассказ. Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала. Учитель как художник обрисовывает словами живые образы реальности, но рассказ может содержать в себе компоненты обобщений. Продолжительность рассказа не должна превышать 20 минут. Зачастую рассказ применяется в младших классах и его содержание не ограничивается только лишь учебником. Обычно учитель включает в рассказ жизненные примеры, цитаты из различных произведений. Рассказ предполагает повышенную эмоциональность и красочность мимики от преподавателя.
  2. Объяснение. Под объяснением понимается толкование понятий, правил при использовании вычисления, наблюдения. Главную роль при этом выполняют логические суждения и различные доказательства. Оно допускает только лишь точные формулировки ранее полученных выводов, также объяснение тесно взаимосвязано с разъяснением и толкованием терминов, в данном случае огромное значение имеет проверка хода формирования определенных научных понятий у школьников.
  3. Инструктаж. Инструктажем считается разъяснение течения предстоящей деятельности, приёмов выполнения упражнений, предостережение от возможных ошибок. Различия объяснения от инструктажа в том, то инструктаж более практичен, конкретен и краток. Виды инструктажа: вводный, текущий (фронтальный и индивидуальный), заключительный.

    Работа с книгой занимает важное место в обучении

  4. Лекция. Данный вид словесного метода обучения является наиболее сложным, в его основе лежат несколько ведущих идей или проблем. Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала. Положения, выдвигаемые в лекциях, всегда обосновываются практическим материалом, а также научными данными. Лекция бывают: вводные, итоговые, текущие, обзорные. Устное изложение знаний помогает учителю пробуждать мысли и чувства учеников, поэтому данный вид вносит в процесс обучения хороший эмоциональный настрой.
  5. Беседа. Беседа является вопросительно – ответным методом обучения, то есть синтезируется слово ученика и учителя. Беседы бывают следующих видов: вводные, повторные, закрепляющие, учетные и заключительные. Вводная беседа предполагает у учеников наличие определенных знаний, повторная беседа нацелена на воспроизведение уже пройденного учебного материала, закрепляющая – укрепление знаний, учетная – проверка и оценивание знаний, заключительная – подведение итогов и обобщение изученного материала. Эффективность данного вида словесного метода обучения зависит от умения учителя правильно сформулировать вопросы, также определить их логическую поэтапность и правильно преподнести их учащимся.
  6. Работа с книгой. По сравнению с другими видами словесного обучения, данный вид занимает важное место, поскольку источником знаний является проверенное, печатное издание.

Работа с книгой опирается на воображение и мышления учеников.

Общее и различия в словесных методах обучения

Словесные методы обучения

Общее

Различия

Дискуссия

Словесный обмен информацией, который происходит между учителем и учениками.

Активация интеллектуального интереса учеников и привлечение их к обсуждению, интересующих вопросов.

Лекция

Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала, точное описание трудных систем, явлений и предметов. Имеет более жесткую организацию, логику изложения учебного материала, отличается обширностью сообщаемого материала и систематичностью освещения различных научных тем.

Рассказ

Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала.

Объяснение

Словесное толкование уникальных свойств, закономерностей и правил при использовании вычисления, наблюдения.

Беседа

Метод, с помощью которого осуществляется процесс побуждения учеников к обсуждению и актуализации уже известных им знаний.

Словесные методы обучения: плюсы и минусы

Словесные методы предполагают огромные требования к речи не только учителя, но и учеников. Речь преподавателя — это главное оружие педагогического и психологического воздействия, а также это еще и пример для учеников.

Речь преподавателя должна являться примером

В словесной речи учителей всегда присутствует воспитательная направленность.

То есть одновременно с передачей учебного материала могут решаться задачи обучения.

Плюсы словесных методов обучения:

  1. Словесные методы обучения способствуют развитию мышления, речи и памяти у учащихся, также словесные методы являются более эмоциональными, экспрессивными и интересными, поэтому весь изложенный материал будет усваиваться учениками лучше.
  2. Использование словесных методов в процессе обучения позволяет в короткий период времени передать объемную информацию, решить поставленные перед учениками проблемы и задачи. Слово активирует воображение, память и чувство не только школьников, но и студентов, именно поэтому огромное место в процессе обучения университетов занимают лекционные занятия.

Минусом словесных методов обучения является то, что данные методы требуют большое количество времени.

Также могут содержать элемент риска, так как во время неправильного ответа одного из учеников ответ может фиксироваться в памяти, как плохой пример.

Методы обучения, существующие на данный момент

В последнее время огромное значение имеет поиск новых либо видоизменение хорошо известных педагогике методов обучения, обеспечивающих взаимодействие различных функций обучения.

Педагоги постоянно ищут новые и новые методы

В отличие от классических методов обучения современные методы характеризуются несколько другими признаками:

  • в процессе разработки новые методы сразу адаптируются под особенный педагогический замысел, а в основе лежит уникальный взгляд автора;
  • последовательность операций и действий основывается на установках, которые представляют собой результат;
  • реализация современных словесных методов обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагогов и учеников, которая имеет основу, учитывающую индивидуальные особенности;

Наиболее востребованными словесными методами обучения на данный момент являются:

  1. Тренинг. Один из словесных методов, основой которого считается практическая сторона обучения, а теория имеет немного второстепенную роль. Плюсы тренинга – возможность изучения проблемы с различных точек зрения, во время тренинга каждый имеет возможность высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса. Тренинг подготавливает учеников к действиям в реальных жизненных ситуациях, а также повышает их мотивацию.
  2. Модульное обучение. Еще один из видов словесного обучения предполагает разбивку словесной информации на модули, то есть отдельные микрочасти. Плюсы модульного обучения в том, что есть возможность перестановки учебных модулей, это способствует улучшению внимания со стороны учеников. Отрицательные черты в том, что несоответствующая словесная подача со стороны учителя может повлиять на восприятие и усвоение материала, может восприниматься разъединенно и будет усваиваться не целостно.

Новые словесные методы обучения, появляющиеся на свет, до конца не имеют психологического и педагогического обоснования, также их сложно классифицировать, но их использование в учебном процессе приносит свои успехи.

Синтезирование различных методов обучения

В контексте постоянно изменяющейся, то есть инновационной, деятельности изменяется не только система образования, но и растет роль преподавателя.

Учитель должен не только обучать, но поддерживать ребенка в трудных ситуациях, а также способствовать его успехам. Исходя из этого, на данный момент развивается активное обучение. Активным обучением называют направление в современной педагогике.

Это проблема искания методов активации учебной и познавательной деятельности учеников, то есть активное обучение подразумевает активизацию учебного процесса с помощью комплексного, синтезированного использования различных методов обучения.

К словесным методам активного обучения относятся не имитационные: проблемные лекции, тематические дискуссии, педагогические игровые упражнения, эвристическая беседа. Они предусматривают собой первичные знания.

Синтезирование классических методов и занятий с применением словесных методов активного обучения:

  1. Классический – лекция (изложение любой научной темы) занятие с применением активного обучения – представление объекта, явления либо же события. Описание и раскрытие предмета, а также социальное применение в реальной жизни человека.
  2. Классический – семинар (занятие в форме обсуждения заранее подготовленных сообщений по определенной теме) — занятие с применением активного обучения – сюжетная игра, то есть прописанная заранее роль главных героев: определение себя в социальных и общественных отношениях.

Рассмотрев как классические словесные методы обучения, так и современные можно сделать выводы, что на данном этапе образовательного процесса словесные методы обучения занимают важное место, так как это является самым эффективным, доступным и распространенным методом.

Успешность обучения во время применения словесных методов зависит от умения школьников воспринимать содержимое учебного материала в вербальной форме.

По сравнению с другими методами обучения словесные более требовательны к учащимся, так как их речь должна быть культурной, грамотной и образной.

Вэтом видео вы узнаете об интерактивных методах обучения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work

Понятие метода обучения | Psylist.net

Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:

1) это способ деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность приемов работы;

3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью – обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой – сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире – как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

Познакомим читателя и с третьим подходом к определению метода обучения. Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда – в сознательной деятельности человека. Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). Под методом я разумею точные и простые правила (Р. Декарт). Как видим, философы подчеркивают в методе прежде всего его внутреннюю сторону – правила действия, которые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-х гг. XX века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ” , “беседа”. При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, – это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать.

В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И.Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?

Метод обучения – это

psylist.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *