Психология мотивации, ее общая характеристика
Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность. То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации. При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов. Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным источником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей живое существо к активности.
Никакой вид активности не может существовать без энергии, которая ее питает и направляет. Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией. Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического или социального происхождения.
В экспериментах известного психолога К. Левина было показано, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения человека, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов. Так, в комнате были разложены на столе различные предметы — весы с разновесами, бумага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д. Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испытуемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависимость от внешних стимулов. На основании этих данных Левин сделал вывод о том, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.
В других экспериментах было доказано, что именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. Левин обратил внимание, что официант в кафе, где он с коллегами часто обедал, никогда не записывал заказ, но всегда четко помнил его и воспроизводил при расчете, однако, получив деньги, практически мгновенно все забывал. То есть пока потребность не была полностью удовлетворена, ее энергия поддерживала деятельность. Это положение было доказано и в экспериментах с «незаконченными действиями», при которых испытуемым давали возможность часть заданий выполнить до конца, а выполнение других прерывали. Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е. энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незаконченные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустрированной, сохранившей свой заряд, потребности.
Анализ структуры мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми и в фило- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связанные с жизнедеятельностью организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близких взрослых, так называемый комплекс оживления.
Большинство социальных мотивов появляется вначале как «знаемые», но не реально побуждающие к деятельности. Например, ребенок знает о необходимости этой деятельности (например, делать уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — вознаграждение или наказание. Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из важнейших закономерностей в развитии мотивации. Именно он определяет процесс социализации человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превращаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.
Важным моментом в становлении мотивации является ситуативное развитие потребностей, связанное с тем, что новый объект, попавший в значимую для человека ситуацию, приобретает побудительную силу, трансформируясь в предмет удовлетворения потребности. Один из вариантов такого ситуативного формирования мотива — импринтинг, т.е. запечатление, связывание потребности с первым, иногда случайно попавшим в ситуацию, объектом. Примером импринтинга могут служить известные эксперименты с цыплятами, которые первый движущийся объект, попавший в поле их зрения (например, мячик), отождествляют с матерью, следуя за ним и пытаясь с ним взаимодействовать.
Поисковая активность, свойственная живым существам, также расширяет круг мотивов, помогая находить все новые предметы, способные удовлетворить уже существующие потребности или сформировать новые. Одним из вариантов такого увеличения числа мотивов служат известные эксперименты Павлова по формированию условных рефлексов. При этом первоначально нейтральный стимул (лампочка), соединяясь с значимым (мясо), также ассоциируется с потребностью в пище, побуждая к деятельности. Таким образом, любое положительное подкрепление нейтрального прежде стимула способно трансформировать его в мотив, вызывающий активность живого существа.
Многие социальные потребности могут и развиваться двумя путями — на основе постепенного изменения содержания естественной мотивации и с помощью ассоциации между значимым и нейтральным стимулом. Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку познавательной мотивации, но может сформироваться благодаря положительному подкреплению (например, награда за выученные уроки). Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосознаваемой страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.
Особенности развития потребностей человека связаны и с тем, что предметы их удовлетворения постоянно развиваются, увеличиваются самими людьми, а потому их разнообразие и количество несравнимо больше, чем у животных.
В то же время не все из них становятся значимыми в активизации деятельности, мотивационная сфера имеет четкую структуру, иерархию мотивов. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомогательную функцию, облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональных и выборов людей. Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие. В структуре присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельными сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конкретных ситуациях. Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.
Теории мотивации в психологии
Психология
25.05.2021 | 725 просмотров
Вернуться к статьям
Поделиться
Скрыть
Вебинар
Развитие эмоционального интеллекта
Забронировать место
Вебинар
Развитие эмоционального интеллекта
Подробнее
Скрыть
Почему одни дела человек выполняет с удовольствием, а другие откладывает на потом? Одна из причин кроется в мотивации. Этот психический процесс исследуется в различных направлениях психологии и отражается в соответствующих теориях. О том, какие теории мотивации существуют в психологии, мы сейчас и поговорим.
Понятие мотивации в психологии
Мотивация — это процесс, происходящий в психике и управляющий поведением человека. В психологии считается, что именно наличие сильной мотивации побуждает человека к выполнению определенных действий и позволяет доводить до конца начатые проекты, даже если работа не очень нравится. Мотивация, с точки зрения психологии, это важный элемент психики, который часто является решающим фактором в достижении высокого жизненного результата.
Определение понятия «мотивация» и осознание важности для человека этого процесса работы психики повлекло возникновение в психологии множества подходов к построению мотивационных теорий.
Онлайн-тест «Ваш эмоциональный интеллект»
Пройти тест
Концепции мотивации в психологии
В психологии тема мотивации разрабатывается в различных направлениях психологии, в частности, в бихевиоризме. Хотя ранее в рамках классического бихевиоризма проблемы мотивации отсутствовали в области исследований.
В создании психологических теорий мотивации используются различные подходы.
Психология выделяет два основных:- содержательный;
- процессуальный.
Теории мотивации в психологии, если говорить кратко, различаются тем, что лежит в основе побуждения человека к действию — его нужды (содержательный подход) или его поведение (процессуальный).
Основные теории мотивации, существующие в психологии, приведены в таблице.
Теории мотивации в психологии. Название и авторы |
Краткий анализ теории мотивации с точки зрения психологии |
Содержательный подход |
|
Пирамида потребностей, Маслоу |
Мотивация основана на психологии удовлетворения потребностей по уровням согласно пирамиде Маслоу. Не удовлетворив потребности одного уровня, человек не может перейти на следующий |
Иерархия потребностей существования и взаимодействия, Альдерфер |
Объединение потребностей в группы, но по другому принципу — жизнеобеспечение, связи и саморазвитие. Здесь психология мотивации человека позволяет двигаться в двух направлениях — от низкого уровня к более высокому, но если на нем нет мотивации, то можно вернуться обратно вниз |
Приобретенные потребности, Макклелланд |
Суть психологии метода в том, что следует думать про мотивацию на высоких уровнях, которыми являются потребности более эффективной работы, общения с людьми, реализации власти |
Процессуальный подход |
|
Метод ожиданий, Врум |
Общее понятие мотивации в данном методе психология видит в уверенности, что выбранное поведение приведет именно к тому результату, которого хочет добиться человек |
Теория ожидания-справедливости, Портер, Лаулер |
Для определения мотивации учитываются конкретные качества человека, приложенные им усилия, способности, а также та награда, которую он может получить |
Психоаналитический мотивационный метод, Фрейд |
Мотивация человека формируется на основе противоборства влечений разного направления |
Метод условных рефлексов, Павлов |
Основа мотивации — рефлексы, на которые отвечает организм. Главный элемент системы — нужная установка на базе привычного мышления и поведения |
Теория «Х» и «Y», Макгрегор |
Мотивация вырабатывается в сочетании теории «Х» — ожидания, с теорией «Y» — предположения о желаниях и мотивах других людей |
Теории мотивации в психологии, представленные в таблице, это далеко не полный список существующих мотивационных теорий.
Сильная мотивация — это, как считается в психологии, один из важнейших факторов достижения человеком успеха в любой жизненной сфере. Подобное определение объясняет важность исследования этого психического процесса и практического применения полученных знаний.
Хотите больше узнать о том, как проводится работа с мотивацией в психологии? Читайте статьи в разделе «Психология».
Вебинар
11 марта
19.00
Ведущий вебинара
Павел Лебедько
Развитие эмоционального интеллекта
Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить
Спасибо, что оставили свои контактные данные
наш менеджер скоро с вами свяжется
Даю согласие на обработку своих персональных данных
Что такое мотивация? Определение, особенности, процесс, типы, важность
Содержание страницы
Что такое мотивация?
Мотивация — это сила, которая побуждает людей действовать для достижения своих целей. Это активаторы человеческого поведения, чтобы что-то делать. Люди готовы действовать, потому что они мотивированы на достижение своих целей. Движущей силой их действий может быть потребность в деньгах, потребность в успехе, потребность в положении и их лучший потенциал.
Мотивация — это искусство вдохновлять и поощрять подчиненных или людей к эффективной работе для достижения как организационных, так и индивидуальных целей.
Фраза «мотивация» происходит от слова «мотив». В качестве существительного мотив означает цель, а в качестве глагола мотив означает движение к действию.
Насколько человек мотивирован, нельзя наблюдать непосредственно, а только по проявляемому поведению. На него также влияют восприятие, обучение, способности и личностные качества работника. Менеджмент выполняет работу, работая с людьми и через них для достижения организационных целей. Мотивация является важнейшим инструментом для менеджера или лидера для достижения эффективной работы от работников.
Сотрудники мотивированы, когда получают то, что ожидали от руководства. Их ожидания, такие как повышение заработной платы, премии, поощрения с течением времени и другие подобные преимущества.
Мотивация важна как для отдельных лиц, так и для организации, человек мотивирован на успех, а организация мотивирует своих сотрудников на организационный успех.
На самом деле мотивация имеет психологический и человеческий аспекты. Мотивация – это процесс формирования у сотрудников готовности выполнять работу наилучшим образом. Настала очередь поощрять сотрудников прилагать все усилия для достижения организационных целей.
Люди делают что-то для удовлетворения своих основных и социальных потребностей. Другими словами, рабочие или служащие эффективно выполняют свои обязанности для удовлетворения своих потребностей, желаний и пожеланий. Мотивация — это инструмент, с помощью которого руководство понимает, почему и как работники взаимодействуют и работают в соответствии с организационными требованиями. Он активизирует поведение подчиненных и направляет их на достижение общих целей.
Определения:
- Мотивация означает процесс побуждения людей к действию для достижения желаемых целей – Уильям Г. Скотт
- Мотивация означает готовность прилагать большие усилия для достижения организационных целей, обусловленную способностью усилий удовлетворить некоторые индивидуальные потребности – Деченцо и Роббинс
- Мотивация – это общий термин, относящийся ко всему классу побуждений, желаний, потребностей , желания и подобные силы, которые побуждают человека или группу людей работать – Кунц и О’Доннелл
- Мотивацию можно определить как готовность работать, чтобы расходовать энергию для достижения цели или вознаграждения – Дейл С. Бич
- Концепция мотивации в основном психологическая. Это относится к тем силам, которые действуют внутри отдельного работника или подчиненного и побуждают его действовать или не действовать определенным образом – Dalton E. McFarland
Таким образом, мотивация состоит из вдохновения и поощрения подчиненных к выполнению работы для достижения общих целей. Менеджер должен знать, почему и как люди действуют в соответствии с организационными требованиями. Он должен обладать знаниями, чтобы выполнять конкретную работу с ясным видением.
Ответственность за создание такой среды, в которой работники могут выполнять свою работу, лежит на менеджере.
Особенности мотивации
Мотивация – это непрерывный процесс. Вплоть до жизни людей нужно было мотивировать. Это психологический феномен, влияющий на индивидуальное поведение. Поскольку у него есть хорошие преимущества, он сложный.
Ниже приведены основные признаки/характеристики мотивации:
Психологический процесс
Мотивация – это психологический процесс. Это процесс достижения желаемого результата путем стимулирования и воздействия на поведение подчиненных.
Менеджер должен тщательно понимать потребности, мотивы и желания каждого работника в организации. Подчиненные различаются по своему подходу, и даже два человека не могут быть мотивированы одной и той же техникой.
Непрерывный процесс
Это непрерывный процесс. Удовлетворенный сегодня человек может быть неудовлетворен завтра. Когда одна потребность удовлетворена, возникает другая потребность.
Таким образом, мотивация — это бесконечный процесс, пока не будут достигнуты цели. Руководство несет ответственность за разработку новых методов, систем и методов для удовлетворения меняющихся потребностей работников.
Сложный и непредсказуемый
Он сложный и непредсказуемый. Человеческие потребности безграничны и меняются в зависимости от времени и ситуации. Удовлетворенный в настоящем человек может не быть удовлетворенным в будущем.
Подобным образом даже два человека не могут быть мотивированы одинаковым поведением и возможностями. Поэтому руководитель должен быть сознательным, чтобы мотивировать подчиненных и эффективно достигать целей.
Всеобъемлющая функция
Это всеобъемлющая функция всех уровней управления. Каждый руководитель от высшего до низшего уровня в управленческой иерархии отвечает за мотивацию.
Руководитель в первую очередь отвечает за мотивацию своих подчиненных и, во вторую очередь, других подчиненных в управленческой иерархии. Для этого необходимо разработать концепцию групповой работы и командного духа среди всех членов организации.
Влияет на поведение
Одной из важных частей мотивации является влияние на поведение людей. Менеджмент должен влиять на поведение работников и побуждать их больше концентрироваться на своей работе.
Поэтому руководителю приходится играть роль лидера, чтобы влиять на поведение подчиненных для достижения общих целей.
Концентрация на целостной личности
Индивиды мотивированы на удовлетворение своих безграничных потребностей. Человек не может быть частично мотивирован, так как он является самодостаточной и неразрывной единицей.
Например, всякий раз, когда человек хочет надеть пару туфель, только ноги не мотивированы, но все тело человека мотивировано, чтобы получить обувь. Таким образом, мотивация концентрируется на людях и их отношении к повышению эффективности своей работы.
Положительная или отрицательная мотивация
И последнее, но не менее важное: мотивация может быть отрицательной и положительной. Положительный обещает стимулы и вознаграждения работникам. Стимулы включают в себя финансовые и нефинансовые выгоды. Отрицательная основана на наказании за плохую работу в виде уменьшения заработной платы, понижения в должности, увольнения и т. д. На основе требований руководитель может использовать как положительную, так и отрицательную мотивацию для повышения производительности.
Положительный против. Негативная мотивация
Мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. Обе мотивации имеют важное значение в нужный момент и ситуации. Отрицательная мотивация означает побуждение других делать что-либо путем наказания, а положительная — посредством некоторых стимулов.
Позитивная мотивация
Его также называют «пряниковым» подходом. Это означает предоставление некоторых вознаграждений, чтобы влиять на сотрудников в желаемом порядке для достижения общих целей. Такие вознаграждения могут быть денежными, неденежными или и тем, и другим.
Денежные поощрения — это поощрения, выдаваемые в денежной форме. Сюда также входят льготы и поощрения, которые могут выражаться в денежной форме. Денежные льготы включают надбавки к заработной плате, денежное вознаграждение, премиальные выплаты, долю в прибыли, пенсию и т. д. Такие стимулы также называются социальными потребностями. Неденежные вознаграждения включают продвижение по службе, наделение полномочиями, участие в принятии решений, назначение творческих работ, обеспечение гораздо лучшего рабочего климата, предоставление записей о заслугах и т. д.
Воздействие положительной мотивации заключается в том, что она вызывает честность среди работников. Это способствует чувству принадлежности и отношения между коллегами. Это помогает развивать рабочую энергию работников и достигать запланированных целей.
Отрицательная мотивация
Отрицательная мотивация также называется подходом «палки». Это означает наказание сотрудников за желаемое поведение для достижения общих целей. Отрицательные стимулы также могут быть денежными или неденежными.
Денежные наказания включают штрафы, пени, уменьшение вознаграждения, премии, надбавки и уменьшение других финансовых поощрений. К неденежным наказаниям относятся понижение в должности, угроза увольнения, перевод в отдаленные районы, минимизация обязанностей и т. д.
Нередко возвращается защитное поведение работников, такое как создание профсоюзов, некачественная работа, высокая текучесть кадров и т. д. , Это может привести к срыву управления. Однако негативной мотивации не всегда можно избежать, потому что в зависимости от времени и ситуации она может лучше всего выступать в качестве инструмента мотивации.
Процесс мотивации
Мотивация — это процесс, который начинается с потребностей и заканчивается достижением стимулов, которые удовлетворяют потребности. В частности, в процессе мотивации есть три элемента: потребности, побуждения и стимулы.
Потребности
Потребности возникают, когда люди испытывают чувство лишения. Потребность — это источник процесса мотивации. У людей есть бесконечные потребности, поскольку удовлетворение первой потребности создает желание дополнительной потребности. Для достижения бесконечных потребностей люди выполняют работу, это часто является главной заботой каждого руководителя организации.
Побуждения
Физиологические и психологические побуждения ориентированы на действие. Установлено, что побуждения или мотивы облегчают удовлетворение потребностей. Они являются основным этапом мотивационного процесса. Например, когда у людей возникает потребность в еде, которая превращается в голод. Для свершения голода люди озабочены любым тихим представлением. Как только они выполняют какое-либо действие, это дает отдачу и помогает им забыть о еде, чтобы победить голод.
Стимулы
Стимул заключается в том, что конец является частью мотивационного цикла. Это помогает удовлетворить потребности и уменьшить драйв. Когда люди получают стимулы, это помогает восстановить физический и психологический баланс. Например, когда у людей есть потребность в еде, они вовлекаются в любую тихую деятельность, которая дает им отдачу с точки зрения стимулов. Как только они получают стимулы в виде вознаграждения, они приобретают еду.
Потребности, побуждения и стимулы взаимосвязаны друг с другом. Как уже упоминалось, у людей бесконечные потребности. Чтобы удовлетворить такие потребности, они могут участвовать в некоторых мероприятиях на основе своего опыта и знаний, чтобы удовлетворить потребности.
Важность и цели
Мотивация может служить различным целям, некоторые цели:
- Приводит к прибыльной работе
- . Повышение производительности
- Лучшее средство для сопротивления, чтобы изменить
- . Эффективное использование человеческих ресурсов
- Удовлетворение из сотрудников
- . Сводит к минимуму организационные споры и забастовки
- Основа координации
- Стабильность рабочей силы
Получите полное объяснение этих преимуществ здесь…
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Мотивация – Атлас государственного управления
… основная концепция в Лидерских навыках и Атласе 109
Описание концепции
Мотивация определяется как процесс мотивации , и поддерживает целеустремленное поведение.
Мотивация — это то, что заставляет нас действовать, будь то стакан воды, чтобы утолить жажду, или чтение книги, чтобы получить знания. Мотивация включает в себя биологические, эмоциональные, социальные и когнитивные силы, которые активируют поведение. В повседневном использовании термин мотивация часто используется для описания почему человек что-то делает.
Различные типы мотивации часто описываются как внешние или внутренние . Внешние мотивы — это те, которые возникают извне человека и часто связаны с наградами, такими как трофеи, деньги, общественное признание или похвала. Внутренние мотивы — это те, которые возникают внутри человека, например, решение сложного кроссворда исключительно для личного удовлетворения от решения проблемы.
Компоненты мотивации
Любой, у кого когда-либо была цель (например, желание сбросить десять фунтов или желание пробежать марафон), вероятно, сразу понимает, что просто иметь желание чего-то достичь недостаточно. Для достижения такой цели требуется способность преодолевать препятствия и выносливость, чтобы продолжать идти, несмотря на трудности.
Мотивация состоит из трех основных компонентов: активации, настойчивости и интенсивности.
- Активация включает в себя решение инициировать поведение, например записаться на занятия по психологии.
- Настойчивость — это непрестанное стремление к цели, несмотря на возможные препятствия. Примером настойчивости может быть посещение дополнительных курсов психологии, чтобы получить степень, хотя это требует значительных затрат времени, энергии и ресурсов.
- Интенсивность можно увидеть в концентрации и энергии, которые необходимы для достижения цели. Например, один студент может обходиться без особых усилий, в то время как другой студент будет регулярно заниматься, участвовать в дискуссиях и пользоваться исследовательскими возможностями вне класса. Первому ученику не хватает интенсивности, а второй с гораздо большей интенсивностью преследует свои образовательные цели.
Теории мотивации
Так что же на самом деле побуждает нас действовать? Психологи предложили ряд различных теорий для объяснения мотивации:
- Инстинкты:
- Побуждения и потребности: Многие из наших действий, таких как еда, питье и сон, мотивированы биологией. У нас есть биологическая потребность в еде, воде и сне, поэтому мы мотивированы есть, пить и спать. Теория влечений предполагает, что у людей есть основные биологические влечения и что наше поведение мотивировано необходимостью реализовать эти влечения.
- Уровни возбуждения: Теория мотивации возбуждения предполагает, что люди мотивированы на поведение, которое помогает им поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Человек с низкой потребностью в возбуждении может заниматься расслабляющей деятельностью, в то время как люди с высокой потребностью в возбуждении могут быть мотивированы на захватывающие действия, направленные на поиск острых ощущений.
Источник
Взято из Cherry, K.A. (2015). What is Motivation, http://psychology.about.com/od/mindex/g/motivation-definition.htm, по состоянию на 31 декабря 2015 г.
Тема, предмет и курс атласаПризнание ценностей (основная тема) в навыках лидерства и Atlas109.