Определение мышления – Мышление (психология) — Википедия

Определение мышления, его основные виды — Мегаобучалка

Тема № 7 Мышление

§ 1. Определение мышления, его основные виды. Что такое мышление. Чем мышление отличается от других познавательных процессов. Каковы ос­новные виды мышления человека.

§ 2. Процессы и операции мышления. Что такое процессы мышления. Что называют логическими операциями мышления и что они представляют собой. Что называют умозаключениями (формами мышления). Каковы основ­ные виды умозаключений (форм мышления).

§ 3. Творческое мышление. Что такое творческое мышление. Каковы осо­бенности творческого мышления. Что представляют собой психологические свойства творчески мыслящих людей. Можно ли развивать творческое мыш­ление у человека.

§ 4. Формирование и развитие мышления. Что понимается под форми­рованием и развитием мышления. По каким направлениям может разви­ваться мышление человека. Каким образом развитие мышления представле­но в психологических теориях.

Определение мышления, его основные виды

Чтотакое мышление.Термин «мышление» имеет дав­нюю историю использования в разных науках, и на протя­жении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфи­ку мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека.

По-настоящему предметом не только философских раз­мышлений, но и экспериментальных исследований мышле­ние человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпываю­щим образом изучить его, но даже кратко и точно опреде­лить мышление как понятие не представляется возможным.



Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого оп­ределения мышления. Имея это в виду, мы все же попыта­емся определить, что такое мышление человека в его совре­менном понимании, с помощью нескольких предложений, раскрывающих специфику мышления с разных сторон.

Итак, мышление можно определить как один из познава­тельных, психических процессов человека, цель которого со­стоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непо­средственному восприятию с помощью естественных, дан­ных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, на­пример, человек при помощи своих ощущений узнает эле­ментарные свойства окружающего мира или когда он с по­мощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и яв­лений — это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания.

Если человек что-либо извлекает из памяти, мы также имеем дело с теми знаниями, которые уже есть у человека и, следовательно, являются в любой момент потенциально доступными. Для того чтобы их получить и пользоваться ими, нет необходимости думать, размышлять1.

1 Строго говоря, такое утверждение не вполне правильное, так как и вооб­ражение человека, и его память, как мы уже знаем, на высших уровнях их раз­вития тесным образом связаны с мышлением. Это касается, например, продук­тивного воображения и логической памяти. Однако сказанное выше вполне справедливо, когда речь идет об элементарных формах соответствующих позна­вательных процессов.

Мышление же открывает для нас еще не доступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.

Мышление — это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует оче­видных ответов. Задачи имеют исходные условия, в которых нужные знания потенциально заданы. Путем преобразова­ния исходных условий по определенным правилам, напри­мер по законам логики, эти знания можно получить. Приме­ром получения неизвестного через известное с по­мощью мышления являются математические задачи. Вся­кий раз, когда мы вначале имеем дело с чем-то известным, заданным, а затем, преобразуя его, получаем то, что не из­вестно (не задано), мы имеем дело с мышлением.

Мышление — это также процесс опосредствованного позна­ния человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получе­ния нужных ему знаний каждый раз использует не только ор­ганы чувств, но и какие-либо специальные средства. К приме­ру, чтобы в деталях узнать то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости и возможностей его органов чувств, человек может использовать специальный прибор, скажем, бинокль, подзорную трубу или телескоп. Это самый простой пример применения средств в процессе мышления.

Для того чтобы в известном со школьной скамьи химиче­ском опыте определить, в каком из трех стаканов, наполнен­ных бесцветными жидкостями, находится вода, щелочной раствор или кислота, человек использует лакмус. Правила логики мышления, которыми человек пользуется для полу­чения истинных знаний, также представляют собой средст­во мышления.

Итак, всякий раз, когда мы обнаруживаем, что для полу­чения каких-либо знаний человек применяет не только дан­ные ему от природы, естественные органы чувств, но также и специальные, придуманные людьми средства, мы вправе говорить о том, что имеем дело с мышлением.

Еще одним частным определением мышления может слу­жить следующее. Мышление — это процесс обобщенного по­знания человеком действительности, то есть получения об­щих представлений о ней на уровне понятий. Это высказы­вание надо понимать так: те знания, которые человек при­обретает в результате мышления, не представляют собой конкретные знания всевозможных частных свойств воспри­нимаемых предметов и явлений. Это — знания о самом глав­ном и существенном, что характеризует соответствующие явления и предметы и содержится в них.

Когда мы говорим о том, что эти знания представляют со­бой понятия, то это означает, что соответствующие знания связаны с определенным словом, содержанием, значением которого и являются соответствующие знания. Возьмем, к примеру, геометрическую фигуру, которую мы называем треугольником. На самом деле известно огромное множест­во разнообразных по форме и величине треугольников. Тре­угольники могут представлять собой сплошные, вырезанные из какого-либо материала фигуры. Треугольники можно об­разовывать тремя точками, которые мы мысленно соединя­ем друг с другом отрезками прямой линии.

Все это — несущественные признаки треугольников, а су­щественным является то, что все они могут быть представ­ленными в виде трех соединенных друг с другом концами прямых линий на бумаге, что они представляют собой замк­нутые фигуры, состоящие ровно из трех отрезков прямой линии. Указанные признаки и входят в понятие треугольни­ка. Они же, эти признаки, являются значением данного по­нятия. Всякий раз, когда полученные в ходе какого-либо по­знавательного процесса знания представлены в виде поня­тий, мы имеем дело с процессом мышления.

Но и это, оказывается, еще не все о мышлении человека. Справедливо будет в дополнение к сказанному охарактеризо­вать его следующим образом: мышление — это вид деятель­ности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психи­ческие функции.

Действительно, высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением и вполне соответствуют всем тем определениям мышления, которые были даны выше. Напри­мер, восприятие человека представляет собой процесс реше­ния перцептивных задач, а мышление — это и есть процесс решения задач. Логическая память человека основана на том, что он понимает, сохраняет, припоминает смысл чего-либо и, благодаря этому, запоминает, сохраняет и воспроиз­водит нужный материал. Понимание — также один из про­цессов мышления. В этой и в следующей главе мы узнаем о том, что у человека существует особый познавательный про­цесс, который называется словесно-логическим мышлением. Само название данного процесса указывает на то, что в нем органически соединены мышление и речь человека. Следова­тельно, и здесь мы находим подтверждение факта участия мышления в порождении высших психических функций че­ловека.

Чем мышление отличается от других познавательных процессов.

Постановка такого вопроса резонна и неизбеж­но вытекает из того, что выше говорилось о мышлении. Действительно, определяя мышление с разных сторон, мы постоянно подчеркивали, что оно тесным образом связано с другими познавательными процессами. Но, поскольку мы называем мышлением только один из познавательных процессов и отделяем его от других познавательных про­цессов, необходимо выяснить, чем же мышление принци­пиально отличается, например, от восприятия, воображе­ния и памяти.

В образе восприятия содержится всегда только то, что не­посредственно воздействует на органы чувств. Правда, и в восприятии иногда возникают иллюзии, в которых представ­лено не существующее в действительности, однако эти иллю­зии в большинстве случаев порождаются тем, что восприни­мают органы чувств, или процессами, происходящими в са­мих органах чувств. Иными словами, в восприятии всегда бо­лее или менее точно, прямо или косвенно содержится или от­ражается информация, воздействующая на органы чувств.

В мышлении, в его результатах практически всегда пред­ставлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует. Например, в действительности нет абстрактного треугольника или треугольника вообще, а есть только мно­жество конкретных предметов, имеющих треугольную фор му, но не понятие о треугольнике. Оно является результатом мышления.

Кроме того, восприятие бесстрастно фиксирует, отражает в образе все без разбора, что воспринимают органы чувств че­ловека, в том числе множество случайных, несущественных признаков предметов и явлений. Мышление же, по определе­нию, отражает лишь существенное и игнорирует случайное.

Воображение в одном отношении чем-то напоминает вос­приятие (его результатом является образ), чем-то мышление (этот образ всегда несет в себе то, чего нет в воспринимаемой человеком действительности). Кроме того, и воображение, и мышление — сугубо внутренние процессы.

И все же мышление существенно отличается и от вообра­жения. Эти отличия сводятся к следующему. Во-первых, ре­зультатом мышления является мысль, а итогом воображе­ния — образ. Во-вторых, мышление помогает человеку глуб­же и лучше познавать окружающий мир, то есть содержит в себе идеи, представляющие собой глубинные законы, на ко­торых зиждется и согласно которым действует этот мир. Ни­чего подобного в воображении нет. Результатом воображе­ния не является какой-либо закон. Для нас совершенно без­различно, какое отношение к реальной действительности имеет то, что содержится в порождаемых воображением об­разах. Более того, чем дальше образ фантазии отходит от действительности, тем воображение лучше. В отношении мышления дело обстоит противоположным образом: чем ближе к действительности находится продукт мышления, тем оно совершеннее.

Наконец, человек с богатой фантазией далеко не всегда яв­ляется творчески одаренной, интеллектуально развитой, то есть обладающей хорошим мышлением, личностью. Наобо­рот, тот, у кого развито мышление, например, абстрактное, далеко не всегда обладает хорошей фантазией. Из всего это­го можно сделать вывод: воображение и мышление — дейст­вительно разные процессы.

Теперь обратимся к памяти и сравним ее с мышлением человека. Память запоминает, хранит и воспроизводит лишь то, что воспринимается органами чувств человека, если иметь в виду так называемую чувственную память, то есть память, основанную на информации о мире, получаемой при помощи органов чувств. В этом отношении память похожа на восприятие и точно так же отличается от мышления, как от него отличается восприятие.

Есть, правда, логическая, интеллектуальная память, ко­торая запоминает, хранит и воспроизводит не образы, а мыс­ли человека. Но и в этом случае память воспринимает, со­храняет и припоминает лишь те мысли, которые уже имеют­ся у человека, не привнося в них ничего нового, не порож­дая и не изменяя их. Мышление же, напротив, порождает и изменяет именно мысли как таковые.

Каковы основные виды мышления человека.К реше­нию этого вопроса можно подходить по-разному. Самый про­стой и очевидный способ классификации видов мышления человека заключается в следующем. Рассмотрим некого сре­днего взрослого нормального человека и попытаемся выде­лить и описать все виды мышления, свойственные ему. Этот подход к классификации видов мышления можно было бы условно назвать эмпирическим (опытным) и статическим.

Другой способ выделения видов мышления может быть ос­нован на том, в какой степени тот или иной вид мышления позволяет человеку получать истинные знания, то есть на том, насколько представлена в мышлении ведущая к истине логика рассуждений. Этот способ условно можно обозначить как логический способ классификации видов мышления.

Третий возможный способ классифицирования видов мышления может быть основан на так называемом генетиче­ском принципе, то есть на изучении процесса развития мыш­ления в филогенезе или онтогенезе человека. В этом случае выделяются и описываются те виды мышления, которые по­являются и развиваются у человека в разные периоды исто­рии человечества или истории его индивидуальной жизни.

Наконец, существуют, а иногда используются, например, в клинической психологии, классификации нарушений мышления, в соответствии с которыми выделяются и описы­ваются различные виды аномального мышления — такие, которые встречаются у людей с различными заболеваниями.

Далее представим классификацию видов мышления, ко­торая основывается на статическом и генетическом принци­пах. Она является наиболее распространенной в современной общей психологии.

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), ин­туитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Рассмотрим подробнее каж­дый из обозначенных видов мышления.

Теоретическимназывается мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или к практиче­ским действиям с реальными материальными предметами. Целью такого мышления может стать выведение одних зна­ний из других (например, доказательство какого-либо неоче­видного положения путем умственного преобразования уже известных положений — заданных условий задачи), опреде­ление понятий, формулирование и обоснование теорий, объ­ясняющих какие-либо явления действительности.

Чаще всего теоретическим мышлением занимаются уче­ные, но иногда к нему, сталкиваясь с необходимостью реше­ния указанных выше задач, обращаются и другие люди.

Практическим обычно называют мышление, целью ко­торого становится решение некоторой практической, жиз­ненной задачи, отличной от тех чисто познавательных за­дач, которые были названы теоретическими. Практиче­ским мышлением каждодневно занимаются все без исклю­чения люди. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практиче­ским мышлением, хотя совершает соответствующие дейст­вия в уме.

Психологи давно обратили внимание на то, что в резуль­тате мышления одних людей рождается нечто новое — такое, о чем раньше люди вообще не знали, не имели представле­ния. Результатом мышления других людей являются реше­ния таких задач, которые известны и имеют уже найденные кем-то решения.

В связи с этим возникло деление видов мышления на про­дуктивное (творческое) и на репродуктивное (нетворческое). Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышле­ние ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, соз­дающего новое литературное произведение, художника, пи­шущего новую картину, предпринимателя, в голове которо­го рождается новая экономическая идея, политика, обнару­живающего новое политическое решение, инженера, изобре­тающего новую машину.

Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с таки­ми задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занима­ется художник, перерисовывающий картину другого худож­ника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процесс е обучения решают какие-либо учебные задачи. Репродуктивное мышле­ние характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные зада­чи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройден­ным, известным путем. В результате такого мышления ни­чего нового не создается. Поэтому его иногда называют так­же нетворческим.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» примени­тельно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX — XX вв. В настоящее время ученые, изучаю­щие мышление человека, предпочитают пользоваться на­званиями: «творческое мышление» и «нетворческое мыш­ление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции. Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо за­дачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувство­вать его правильность, не располагая вескими доказательст­вами истинности данного решения. Человека, который рас­суждает примерно так: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, ка­ким образом я пришел к этому решению», — называют че­ловеком с интуитивным мышлением.

Еще одним часто встречающимся примером интуитивно­го мышления может быть следующий случай. Занимаясь ре­шением какой-либо задачи, человек на определенном этапе поиска вдруг начинает чувствовать, что он находится на правильном пути и вот-вот найдет нужное решение. Это ре- шение пока не найдено, но чувство подсказывает человеку, что он на правильном пути. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути.

Интуитивное мышление, как правило, является неосозна­ваемым: человек не знает, не может дать сознательного от­чета в том, каким образом он пришел к тому или иному ре­шению, не может его логически обосновать.

Логическим называют такое мышление, которое, во-пер­вых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него дейст­вий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по стро­гим логическим правилам.

Есть предположение, что преобладание у человека интуи­тивного или логического мышления в какой-то степени обу­словлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Все виды мышления, которые мы уже определили, и те виды мышления, которые мы определим далее, предназна­чены для нахождения истинных знаний или для решения задач. Есть, однако, еще один, особый вид мышления, кото­рый далеко не всегда открывает человеку истину или приво­дит к правильному решению той или иной задачи. Он полу­чил название «аутистическое мышление».

Это название происходит от слова «аутизм», которое пе­реводится на русский язык любым из следующих словосоче­таний: «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Общим в данных пере­водах является то, что речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жиз­ненных обстоятельств.

Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы (того, что характерно для абсолютного большинства людей). Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свиде­тельствует о присутствии какого-либо заболевания.

Когда, например, ребенок фантазирует и в своей безу­держной фантазии представляет и решает какие-либо зада­чи, решение которых не соответствует реальным условиям его жизни и не может быть в них реализовано, мы говорим о том, что данному ребенку свойственно аутистическое мыш­ление. Когда взрослый человек, не сообразуясь с реальной действительностью, фактически игнорируя ее, находит ре­шение какой-либо задачи, не соответствующее этой действи­тельности, мы также говорим о том, что этому человеку свойственно аутистическое мышление.

В противоположность аутистическому мышлению выде­ляют реалистическое мышление. В отличие от аутистического, этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в резуль­тате внимательного изучения этой действительности, и най­денные решения, как правило, соответствуют реальной дей­ствительности. Аутистически мыслящих людей иногда на­зывают фантазерами, а реалистически мыслящих — прагма­тиками, реалистами.

Те виды мышления, которые мы выделили и определили, классифицированы в соответствии со статическим принци­пом, а те виды мышления, о которых пойдет речь дальше, выделены и описаны в соответствии с генетическим прин­ципом.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям че­ловека с материальными предметами в наглядно восприни­маемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутству­ют, а задача в основном решается за счет практических ма­нипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.

Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, веро­ятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно за­метить у детей раннего возраста, начиная с шестого — вось­мого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физи­ческих препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлека­тельный предмет расположен высоко, ребенок для его полу­чения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетиче­ски самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реаль­ными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат.

Это и будет примером решения задачи в наглядно-образ­ном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Словесно-логическимназывают высший по уровню раз­вития вид мышления человека, возникающий лишь в кон­це дошкольного возраста и совершенствующийся на протя­жении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характери­зуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлени­ях, а не с самими предметами и явлениями или их образ­ами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мыш­ление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве та­ких законов чаще всего выступают известные правила ло­гики мышления. Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека. Эта традиция сложилась еще в древние времена, укрепилась в XVII в. и как неизменная со­хранялась до конца XIX в. Только в связи с началом изуче­ния интеллекта животных и маленьких детей возникла идея выделения других, менее развитых, чем словесно-логиче­ское, видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.

megaobuchalka.ru

Мышление. Определение понятия, виды нарушения мышления.

МЫШЛЕНИЕ — процесс отражения общих свойств в вещах и явлениях, а также закономерных связей между ними.

Мышление — опосредствование, установление отношений и зависимостей, раскрытие внутренних связей и закономерностей. Оно создает возможность опосредованного познания путем умозаключений и суждений.

Мышление — творческая функция, создающая новые ценности, образующая новые понятия. Этот процесс совершается конкретными образами (представлениями) и на более высоком уровне абстрактно (понятиями).

Возрастные особенности. Первое обобщение ребенка связано с его практической деятельностью, которая выражается в одних и тех же действиях, выполняемых со сходными предметами (1120 мес). Овладение речью играет важнейшую роль в развитии обобщения. Первоначальное значение слов связывается с неоднородными предметами. Первичное обобщение, индукция, дедукция появляются у детей 3—4 лет. Ребенок мыслит действуя. Он не предвосхищает предстоящих действий. Детское мышление наглядно, в нем отражаются только воспринимаемые внешние признаки вещей. Мышление ребенка исходит из его личного опыта. В содержание понятий входят только несущественные признаки предметов — «часы, которые звонят». В процессе школьного обучения расширяется круг понятий, содержание понятий обогащается, происходит переход от конкретных к абстрактным понятиям. Школьник овладевает умственными операциями, развивается обоснованность, критичность, обстоятельность мышления.

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ выражаются в нарушении процесса мышления и в патологической продукции мышления.

НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ. Ускоренное мышление характеризуется быстрым, облегченным возникновением и сменой мыслей, «ускорением течения представлений» быстрой сменой целенаправленности мыслительного процесса из-за ослабленного внимания, поверхностными суждениями, сниженной умственной продуктивностью, речевым хаотичным возбуждением. Внешняя связь идей серьезно не нарушается, однако при особенно сильном ускорении мышления («скачке идей») их последовательность может расстроиться, они становятся поверхностными, незаконченными, в результате чего возникает маниакальная спутанность. Этот тип расстройства мышления наблюдается при маниакальных фазах аффективного психоза.

Заторможенное мышление — замедление темпа течения мыслей, бедность представлений, понятий и суждений, малая подвижность целенаправленности мышления, расстройство осмысливания, медленный подбор ассоциаций соответственно поставленной задаче, длительное застревание на одной и той же идее. Наблюдается при депрессии.

Прерывистость, задержка мыслей (шперрунг) выражается во внезапных провалах, остановках хода мыслей. «Пропадание мыслей» может длиться от нескольких секунд до нескольких дней. Характерно для шизофрении.

Сгущение (агглютинация) — сгущение представлений и понятий выражается в слиянии не связанных между собой понятий или слов в одно понятие или слово. Больной шизофренией, имея в виду, что после шока все идет на лад, говорит — «шоколадно».

Символика мышления — замещение, подмена одних понятий другими, сосуществование прямого и переносного смысла понятий. Например: «Горе — стрелка, направленная назад», «А — буква в познании материального мира». Символика проявляется также s неологизмах — словотворчестве, где сливаются понятия и слова или же символически замещаются понятия: «донно», «андофит», «клаукс».

Наплыв мыслей (ментизм) — непроизвольное, насильственное возникновение в сознании быстро следующих друг за другом представлений, нецеленаправленный поток мыслей, воспоминаний, чаще бессвязных и плохо запоминающихся. Это могут быть кратковременные эпизоды или наплывы, продолжающиеся неопределенно долго. Больные, обычно страдающие шизофренией, воспринимают это как внешнее воздействие на психику.

Обстоятельность мышления — медленное, с затрудненным переходом от одной мысли к другой, чрезмерно детализированное, вязкое мышление с топтанием на месте, приведением массы несущественных подробностей, неумением кратко формулировать свои идеи, неспособностью переключиться на что-то новое. Встречается при эпилепсии, может быть и у больных с тяжелой умственной отсталостью.

Персеверация мышления — застой, монотонность мышления, постоянное возвращение одних и тех же мыслей, застревание на каком-нибудь представлении, повторение одних и тех же слов, одних и тех же ответов на различные вопросы. Бывает при эпилепсии, органических психозах.

Бессвязное, или спутанное, мышление проявляется в том, что разрушается грамматическая форма фраз, промежуточные звенья между отрывками мыслей выпадают, и речевая продукция становится бессвязной. Типичная форма бессвязного мышления возникает на фоне аментивного помрачения сознания, когда нарушается элементарный анализ и синтез, в связи с чем полностью утрачивается способность осмысливать окружающее, появляются растерянность, повторяющиеся недоуменные вопросы. Иногда при астенической спутанности больные способны улавливать часть ситуации, временами лучше ориентируются в окружающем, отвечают на вопросы; в этих случаях мышление становится более упорядоченным. Встречается при токсико-инфекционных, соматогенных психозах и при сумеречном состоянии у больных эпилепсией.

Стереотипии — повторение одних и тех же, часто бессмысленных слов и выражений, обусловленное расторможением словесных автоматизмов. Наблюдается при шизофрении.

Резонерство характеризуется склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Это неадекватное реальной ситуации мудрствование, многословность и банальность суждений. Резонерство не конкретно, так как оно не связано с прошлым опытом и не основано на реальных представлениях. Вместо цели мышления, которая должна привести к познанию действительности, на переднем плане «рассуждательство». Встречается при шизофрении, эпилепсии, умственной отсталости.

Аутистигеское мышление отличается оторванностью от реальной действительности, суждения формируются лишь в согласии с аффективными потребностями личности, оно замкнуто в тесном кругу идей, которые возникают и развиваются без проверки практикой жизни, т. е. без фактического основания и при отсутствии логики. Могут одновременно возникать противоречивые взаимо-ис-ключающие (амбивалентные) мысли. Аутистическое мышление нередко основано на символах, аллегориях и смутных образах. Нарушается активность мышления. Характерно для шизофрении.

Паралогигеское мышление характеризуется грубыми нарушениями логики, которые приводят больного к необоснованным, даже нелепым выводам, не имеющим достаточных доказательств. Бурные аффективные вспышки иногда могут вызывать это расстройство. Оно постоянно наблюдается при паранойе, парафрении, шизофрении, а также реже при психопатиях.

Разорванность мышления выражается в нарушении связей между представлениями и понятиями. Отсутствует целенаправленность мышления. Порядок мыслительного процесса искажается, но иногда сохраняется грамматическая форма фраз, что делает лишенную смысла речь внешне упорядоченной. В тех случаях, когда утрачиваются и грамматические связи, мышление и речь превращаются в бессмысленный набор слов — «словесную окрошку». Разорванность встречается при далеко зашедших случаях шизофрении.

students-library.com

Основные виды и формы мышления в психологии, его определение и понимание

В психологии мышление является одним из ключевых понятий. Определение термина мышления с психологической точки зрения это процесс психической деятельности, отражающий действительность и являющийся наивысшей формой умственной активности человека.

Определение термина

Психология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.

Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.

Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:

  • понимание разных людей друг друга;
  • средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.

Основные виды мышления

Существует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Практическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический тип мышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Пралогическое мышление

Об этом типе мыслительного процесса в психологии стоит сказать отдельно. Это понятие было введено Л.Леви-Брюлемем, данным термином он решил обозначать ранний этап формирования мыслительной деятельности, когда развитие ключевых законов его логики еще не завершилось до конца, однако присутствие причинно-следственных связей уже завершено, но существование их происходит еще в форме мистификации.

Мыслительные явления соотносятся по причинно-следственному признаку в тех случаях, когда они совпадают по временному показателю. Партиципация или сопричастность данных явлений, пересекающихся во временном и пространственном спектре, служит базой для разъяснения большей части рассматриваемых событий, которые происходят с человеком. Во время этого процесса человек выступает в тесной взаимосвязи с природной средой в первую очередь с миром животных.

Во время пралогического мыслительного процесса все ситуации, природные и общественные, осознаются мыслителем в форме процессов, которые осуществляются при сильном влиянии и противодействии, сопротивлении невидимых сил, так называемого, магического мировоззрения. Французский философ рубежа XIX-XX вв. Леви-Брюль не соотносил пралогическое мышление только с начальными этапами общественного развития, напротив, он допускал, что некоторые составные части этого мышления встречаются и в более поздние исторические периоды становления человеческого социума в виде суеверий, различного рода поверий и предсказаний, а также в виде ревности, страха и так далее. Все эти элементы основываются на парципационных процессах, а не на логических умозаключениях.

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Блок 1

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Блок 2

Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

psiho.guru

Мышление. Определение понятия, виды нарушения мышления.

МЫШЛЕНИЕ — процесс отражения общих свойств в вещах и явлениях, а также закономерных связей между ними.

Мышление — опосредствование, установление отношений и зависимостей, раскрытие внутренних связей и закономерностей. Оно создает возможность опосредованного познания путем умозаключений и суждений.

Мышление — творческая функция, создающая новые ценности, образующая новые понятия. Этот процесс совершается конкретными образами (представлениями) и на более высоком уровне абстрактно (понятиями).

Возрастные особенности. Первое обобщение ребенка связано с его практической деятельностью, которая выражается в одних и тех же действиях, выполняемых со сходными предметами (1120 мес). Овладение речью играет важнейшую роль в развитии обобщения. Первоначальное значение слов связывается с неоднородными предметами. Первичное обобщение, индукция, дедукция появляются у детей 3—4 лет. Ребенок мыслит действуя. Он не предвосхищает предстоящих действий. Детское мышление наглядно, в нем отражаются только воспринимаемые внешние признаки вещей. Мышление ребенка исходит из его личного опыта. В содержание понятий входят только несущественные признаки предметов — «часы, которые звонят». В процессе школьного обучения расширяется круг понятий, содержание понятий обогащается, происходит переход от конкретных к абстрактным понятиям. Школьник овладевает умственными операциями, развивается обоснованность, критичность, обстоятельность мышления.

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ выражаются в нарушении процесса мышления и в патологической продукции мышления.

НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ. Ускоренное мышление характеризуется быстрым, облегченным возникновением и сменой мыслей, «ускорением течения представлений» быстрой сменой целенаправленности мыслительного процесса из-за ослабленного внимания, поверхностными суждениями, сниженной умственной продуктивностью, речевым хаотичным возбуждением. Внешняя связь идей серьезно не нарушается, однако при особенно сильном ускорении мышления («скачке идей») их последовательность может расстроиться, они становятся поверхностными, незаконченными, в результате чего возникает маниакальная спутанность. Этот тип расстройства мышления наблюдается при маниакальных фазах аффективного психоза.

Заторможенное мышление — замедление темпа течения мыслей, бедность представлений, понятий и суждений, малая подвижность целенаправленности мышления, расстройство осмысливания, медленный подбор ассоциаций соответственно поставленной задаче, длительное застревание на одной и той же идее. Наблюдается при депрессии.

Также рекомендуем прочитать:

Прерывистость, задержка мыслей (шперрунг) выражается во внезапных провалах, остановках хода мыслей. «Пропадание мыслей» может длиться от нескольких секунд до нескольких дней. Характерно для шизофрении.

Сгущение (агглютинация) — сгущение представлений и понятий выражается в слиянии не связанных между собой понятий или слов в одно понятие или слово. Больной шизофренией, имея в виду, что после шока все идет на лад, говорит — «шоколадно».

Символика мышления — замещение, подмена одних понятий другими, сосуществование прямого и переносного смысла понятий. Например: «Горе — стрелка, направленная назад», «А — буква в познании материального мира». Символика проявляется также s неологизмах — словотворчестве, где сливаются понятия и слова или же символически замещаются понятия: «донно», «андофит», «клаукс».

Наплыв мыслей (ментизм) — непроизвольное, насильственное возникновение в сознании быстро следующих друг за другом представлений, нецеленаправленный поток мыслей, воспоминаний, чаще бессвязных и плохо запоминающихся. Это могут быть кратковременные эпизоды или наплывы, продолжающиеся неопределенно долго. Больные, обычно страдающие шизофренией, воспринимают это

lartdoll.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *