Определение одаренности: Понятие одаренности. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности

Тесты на определение одаренности у ребенка

Методика Э.Ф. Замбицявичене «Определение уровня умственного развития детей 7-9 лет»

Описание теста:
Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания,
подобранные в учетом программного материала начальных.
1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков
предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний
испытуемого.
2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности
выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и
отношения между понятиями.
4 субтест – выявление умения обобщать.
Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает
возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи
дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно
про себя.
Текст методики.

1 Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит
начатое предложение.

а) У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
в) В году (24, 3,12,4,7) месяцев.
г) Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
з) Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая вкусная).
и) У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2 Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно
объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не
относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

а) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) река, озеро, море, мост, болото.
в) кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3 Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов,
которые находятся в какой-то связи между собой

(например: лес/деревья). Справа – одно слово над чертой (например: библиотека), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).
Примеры:
Лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги.
Бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем
установить такую же связь в правой части.

а) огурец/овощи = георгин /сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель/ученик = врач / кочки, больные, палата, больной, термометр
в) Огород/ морковь = сад / забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
г) Цветок / ваза= птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка/ рука = сапог /чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый= мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж) часы / время = термометр /стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор= лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и) стул /деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4 Эти пары слов можно назвать одним названием,
например: брюки, платье – одежда; треугольник, квадрат – фигура.

Придумай название к каждой паре:
а) метла, лопата…
б) окунь, карась…
в) Лето, зима…
г) Огурец, помидор…
д) сирень, шиповник…
е) шкаф, диван…
ж) день, ночь…
з) слон, муравей…
и) июнь, июль…
к) дерево, цветок…

Ученые назвали признаки одаренности у детей

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

16. 11.2019 08:00

Поделиться

Ирина Борисова

По данным ученых, у 20 процентов современных детей уже в дошкольном возрасте выявляются признаки одаренности.

1tv.ru

Как разглядеть способного ребенка? Когда наступает «золотой период» для развития дарований у детей? Что такое «возраст вопросов»? На эти и другие вопросы «РГ» отвечает ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО Елена Белова.

Елена Сергеевна, в Российскую Книгу рекордов попал старшеклассник из Екатеринбурга, который запомнил и написал больше 13 тысяч чисел после запятой из знака Пи. Есть малыши, которые к 2-3 годам знают таблицу умножения, столицы всех стран. Это одаренные дети?

Елена Белова: Одаренность и результаты обучения, тренировка — разные вещи. Если вы двухлетнему ребенку каждый день станете показывать буквы алфавита и твердить названия, через месяц или ранее он многое будет знать наизусть. Но радовать его будут не знания, а одобрение взрослых. Одаренный ребенок ради новой книги, любимого занятия готов отказаться от сладкого, прогулки, сна. Главная составляющая одаренности — это высокий творческий потенциал. Он позволяет мыслить нестандартно, нешаблонно, находить оригинальные решения и может проявиться уже в дошкольном детстве. Недаром возраст от 5 до 8 лет называют «золотым периодом» развития детского творчества. Около 20 процентов современных дошкольников отличаются высоким творческим потенциалом. Однако раскрытие этого потенциала может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития.

Как родителям понять, одаренный ребенок у них растет или самый обычный?

Елена Белова: Обратите внимание на то, как ваш ребенок исследует окружающий мир. Есть данные, что у одаренных детей на ранних этапах развития — до 2-3 лет — более стойкая и ярко выраженная реакция на новый предмет, звук, изображение. Новые игрушки радуют всех, но один ребенок забудет про игрушку через час, а другой будет стараться получше ее изучить — подбросит, покрутит, опустит в воду, накроет сверху ковриком. .. Речь — важнейший показатель развития. У детей есть так называемый возраст вопросов — примерно от двух с половиной до трех с половиной лет. У одаренных этот возраст выделить трудно. Они постоянно задают очень много вопросов. Темы глубже, а тематика — шире. Допустим, ребенок в четыре года может интересоваться, как устроен компьютер или телевизор, запоминать шахматные комбинации.

А что если взять тесты, которые подскажут — чудо-чадо у вас или нет?

Елена Белова: Для начала ответьте на вопрос: зачем вам выявлять одаренность? Для удовлетворения собственного тщеславия, для того, чтобы снять тревожность (у всех дети как дети, а мой какой-то не такой), для психологической помощи, для того, чтобы создать условия для развития способностей?

Конечно, для развития способностей!

Елена Белова: Вот самая простая анкета для родителей и педагогов. Отвечайте «да» или «нет» на пять утверждений. 1. Ребенок инициативный, живой, подвижный. 2. Он с готовностью откликается на все новое. 3. Любознателен, любит все загадочное, непонятное. 4. Часто нуждается в поддержке старших. 5. Проявляет способность к концентрации внимания в течение большего периода времени, чем сверстники. Ответили на все вопросы «да»? Есть основания считать ребенка способным. Использование серьезных тестов требует профессиональной подготовки, поэтому лучше обратиться к специалистам.

И имейте в виду, одаренные дети могут быть очень чувствительны, ранимы.

8 процентов дошкольников и младших школьников признались, что жить не могут без гаджетов…

Елена Белова: Дети с гаджетами, а родители могут часами сидеть в чате и обсуждать воспитание детей, но живое общение с малышом у них уходит на второй план. Полностью убрать гаджеты мы не можем, но если не будем развивать творческий потенциал ребенка, об одаренности вряд ли можно будет говорить. Что в гаджетах? Готовая инструкция, ряд сменяющихся сенсорных впечатлений взамен самостоятельной игры, активного творчества и общения с близкими взрослыми. Возможно, гаджеты и способствуют развитию внимания, памяти, скорости реакции, накоплению зрительного опыта. Насколько это будет полезно, когда потребуются инициатива и самостоятельность, — вопрос.

…Чтобы ваши одаренные дети выросли еще и финансово состоятельными — читайте отрывок из книги Якова Миркина, опубликованный в сегодняшнем номере.

Кстати

Считали тупицами…

Томаса Альве Эдисона соседи, знакомые, педагоги считали бездарным ребенком. Он был рассеянным, учился плохо, вдобавок имел проблемы со слухом. Родителям пришлось забрать его из школы.

Фото: Gettyimages

Илья Мечников в детстве слыл неудачником, терпел насмешки братьев и их презрительное отношение. Единственное, где он был выше всех на голову, — ботаника. Он платил по 2 копейки братьям только за то, чтобы они его послушали.

Фото: Gettyimages

…и боготворили

Сергей Прокофьев был обожаемым ребенком в семье, родители стали его первыми учителями по русскому, арифметике, географии, истории. К 6 годам он уже написал три пьесы.

Фото: Gettyimages

Шарль Гуно был разносторонне одарен: сочинял духовную музыку, прекрасно рисовал и талантливо писал. Его родители тоже были неординарными людьми и поддерживали сына.

Фото: Gettyimages

Конкретно

Как помочь раскрыться творческим способностям

1. Вышли с ребенком на прогулку, пусть даже он еще сидит в коляске, — телефон в карман. Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, показывайте и называйте то, что его окружает: «Это дерево, оно большое, высокое, это цветок, смотри, какой красивый!» Словарный запас ребенка начинает пополняться задолго до того, как ребенок начинает говорить.

2. Читайте ребенку книжки, проговаривая все слова. Обращайте внимание на иллюстрации, подробности. Спрашивайте: «На кого смотрит зайка?», «Куда побежала лиса?» и так далее. Ребенок молчит и не отвечает? Давайте ответ сами: «Зайка смотрит на домик (волка, рощу…)», «Лиса бежит к озеру (в лес, на дорожку. ..)».

3. Когда начинается активная речь, следите за тем, как она развивается. Нарушения речи обычно очень тесно связаны с работой головного мозга. Помните: одаренные дети могут заговорить позднее обычного, зато они начинают говорить сразу много и достаточно правильно. Но если в три года речи еще нет, возможно, это повод обратиться к логопеду.

4. Дошкольный возраст — возраст игры. При покупке новых игрушек отдавайте предпочтение тем, которые позволят малышу творчески их использовать.

5. Ведите дневник развития ребенка, до 7 лет развитие идет гигантскими темпами. Записывайте идеи, высказывания, сочинения малыша. Внимательно относитесь ко всем его творческим проявлениям!

Между тем

Счет в пользу Камиллы

Недавно на одной из телепередач о необычных способностях детей Камилла Алиева из Дагестана поразила ведущего. Девочка занимается ментальной арифметикой и за 20 минут решает в уме две тысячи примеров! Как у 12-летней девочки все это получается?

Фото: 1tv. ru

В основе — обучение с помощью особой счетной доски (абакуса) наподобие той, что раньше была у всех бухгалтеров. Абакус все же отличается от привычной бухгалтерской доски. Например, спиц может быть 13, 15 и даже 17. Сначала ребенок учится считать на этих счетах, а потом просто представляет их в уме. Начинать заниматься ментальной арифметикой педагоги рекомендуют как можно раньше — с 4-5 лет, когда мозг наиболее пластичен. Считается, что это помогает развивать оба полушария сразу: у ребенка появляется фотографическая память, умение концентрироваться. Но есть и минусы. Среди них — перегрузки, стремление все сделать как можно быстрее. И главное, как потом применить свои умения скорого счета? Ведь компьютер все равно не обгонишь.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №256(8014)

Поделиться

ОбразованиеСемья и дети

Texas Association for the Gifted & Talented

TAGT считает, что одаренные учащиеся из разных культур видят мир по-своему и развивают ум, который может найти инновационные ответы на самые сложные вопросы их поколения. При общении с администраторами, учителями, родителями, членами сообщества и самими учащимися важно подчеркнуть, что признание их одаренными и талантливыми – это не почетный знак, не повод для хвастовства и не награда за хорошее поведение. Это образовательная потребность. И после того, как определение определено, оно имеет важное значение для разработки услуг, которые позволяют учащимся G / T должным образом решать задачи.


Не существует всеобщего согласия по поводу определения того, что значит быть одаренным. Кроме того, учащиеся из разных слоев общества могут проявлять свою одаренность по-разному. Полезно исследовать другие общепризнанные характеристики, поскольку они включают аспекты одаренности, не включенные в определение состояния. Развитие этой более широкой точки зрения может помочь обеспечить правильное выявление и обслуживание более широкого круга одаренных и талантливых учащихся.


Определение штата Техас (Кодекс образования Техаса)

Это определение теперь закреплено в Плане штата Техас по обучению одаренных/талантливых учащихся (Агентство образования Техаса, 2009 г. ). предназначен для одаренных и талантливых студентов в Техасе.

«Одаренный и талантливый учащийся» означает ребенка или подростка, который показывает или показывает потенциал для выполнения на очень высоком уровне успеваемости по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения и кто:

  • демонстрирует высокие способности в интеллектуальной, творческой или художественной сфере;
  • обладает необычными способностями к лидерству; или
  • преуспевает в определенной академической области.

Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC)

«Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся способности (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетентность (документально подтвержденные результаты или достижения в 10% лучших или реже) в одном или нескольких домены. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танец, спорт)».

Федеральное определение

«Термин «одаренный и талантливый», когда он используется по отношению к учащимся, детям или молодежи, означает учащихся, детей или молодежь, которые демонстрируют высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальная, творческая, художественная , или лидерские качества, или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».

Колумбус Групп, 1991 

«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором развитые когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, качественно отличающихся от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».

 

Глоссарий для одаренных детей Национальной ассоциации одаренных детей (NAGC)

    


Отказ от ответственности: Размещение на этой странице не означает одобрения TAGT.


Команда одаренных Мортона, Лори и Джексона / Определения одаренных

Перевод

Опции пользователя

Поиск

  • Домашняя страница для одаренных
    • Определения одаренных
    • Справочник учителя OAGC
  • Ссылки
  • Креативные идеи!
  • Цитаты об одаренных
  • Определения одаренных

    От Кэрол Бейнбридж,

    Ваш путеводитель по одаренным детям.

    Различные точки зрения

    Определение термина одаренный — непростая задача. Было предложено множество определений, но ни одно определение одаренности не принимается всеми или даже большинством людей. Поскольку существует так много определений, люди часто не понимают, что значит быть одаренным. Мало того, родителям и учителям иногда трудно общаться, потому что то, что они говорят, основано на разных определениях! Чтобы устранить путаницу, полезно понять, откуда взялся этот термин и различные точки зрения, которые привели к множеству существующих сегодня определений.

    Происхождение термина Одаренные

    Термин одаренных детей впервые был использован в 1869 году Фрэнсисом Гальтоном. Одаренными он называл взрослых, проявивших незаурядный талант в какой-либо области, например, одаренного химика. Дети могли унаследовать потенциал стать одаренными взрослыми, и Гальтон называл таких детей одаренными детьми. Льюис Терман расширил взгляд Гальтона на одаренных детей, включив в него высокий IQ. В начале 1900-х годов он начал свое долгосрочное исследование одаренных детей, которых он определил как детей с IQ 140 и выше. Его исследование показало, что один только IQ не может предсказать успех во взрослой жизни. Лета Холлингворт тоже считала, что одаренность передается по наследству. Однако она считала, что создание благоприятной домашней и школьной среды также важно для развития этого потенциала. В 1926 января она опубликовала свою книгу «

    одаренные дети, их природа и воспитание », и с тех пор термин « одаренный » используется для обозначения детей с высоким потенциалом.

    Различные определения Одаренный

    Раннее использование термина одаренный привело к различному использованию этого слова и различным способам определения одаренности. Взгляд Гальтона оставил нам представление о том, что одаренный человек — это тот, у кого есть дар, особый талант, проявляющийся во взрослом возрасте. Люди сегодня могут использовать одаренный ребенок так, как Гальтон использовал термин одаренный взрослый . Другими словами, быть одаренным ребенком — значит демонстрировать исключительный талант в определенной области. Точка зрения Термана привела к определению одаренности, которое включало не только высокий IQ, но и представление о том, что одаренность должна быть предиктором достижений взрослого человека. Однако точка зрения Холлингворта привела к определению одаренности как детского потенциала, который необходимо развивать, чтобы он мог развиться во взрослой жизни.

    * Одаренность как предиктор достижений взрослых

    Определения одаренных , учитывающие достижения взрослых, добавляют такие факторы, как приверженность делу или мотивация. Те, кто определяет одаренных таким образом, начинают с рассмотрения взрослых, которые продемонстрировали исключительные достижения в выбранной ими области, таких как Эйнштейн, и работают в обратном направлении, чтобы увидеть, какие черты, кроме высокого IQ, были у этого взрослого в детстве. Согласно этим определениям, ребенок без этой черты, независимо от IQ, не одаренный. Примером может служить концепция трех колец одаренности Ренцулли.

    * Одаренность как потенциал, который необходимо развивать

    Определения, которые рассматривают одаренность как потенциал для развития, проводят различие между тем, чего ребенок способен достичь, и тем, чего он достигнет. Тот факт, что у ребенка есть исключительный потенциал, является частью того, что делает его или ее одаренным. Окружающая среда ребенка определяет, ведет ли потенциал к достижениям, поэтому люди, определяющие одаренность таким образом, подчеркивают важность создания соответствующей среды. Примером может служить дифференцированная модель одаренности и таланта Ганя.

    * Одаренность как асинхронное развитие

    Линда Сильверман добавила новое измерение к определениям

    одаренных , когда она включила неравномерное развитие одаренных детей, которое она назвала асинхронным развитием. Определения одаренных, включающие асинхронное развитие, учитывают не только IQ и талант, но и эмоциональные черты одаренных детей, такие как повышенная чувствительность. Определение, разработанное Columbus Group, является примером определения такого типа.

    * Columbus Group Определение

    «Одаренность — это «асинхронное развитие», при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность объединяются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с повышением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития». (Коламбус Групп, 1991)

    * Определения на основе школы

    Школы могут использовать определение

    одаренных на основе относительных способностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *