что это простыми словами, примеры и виды, факторы
Чувственное познание – важнейший источник полезной информации для человека. Все знания мы получаем при помощи зрения, слуха и остальных чувств. И хоть наши глаза, уши и другие органы восприятия не участвуют в мышлении, именно в них начинается важнейший когнитивный процесс – познание. Часть познания, сосредоточенная в органах чувств, называется перцепцией, и именно о ней мы будем говорить сегодня.
Что такое перцепция?
Перцепция – это процесс восприятия внешних раздражителей органами чувств, непосредственно предшествующий апперцепции. По сути, перцепция – это этап восприятия, на котором ощущение уже воспринято, но ещё не осознано и не идентифицировано. А апперцепция – это этап, на котором происходит осмысление ощущения, «дорисовывание» недостающих элементов и формирование целостного образа.
Термин «перцепция» образован от латинского слова perceptio, что переводится как «восприятие». По сути, эти слова являются синонимами, но в психологии обычно используется более узкий термин «перцепция». В широком смысле под перцепцией понимается весь процесс восприятия, включая достраивание недостающих элементов целостного образа, его идентификацию и осмысление.
Виды и примеры перцепции
Свой вид перцепции есть у каждого органа чувств. Очевидно, что их информативность сильно отличается. При этом у людей, лишённых зрения или слуха, другие чувства обостряются и позволяют получать информацию эффективнее. К примеру, шрифт Брайля позволяет незрячим людям читать с довольно высокой скоростью.
Рассмотрим каждый из видов перцепции с примерами:
- Зрительная. Зрение – наш главный способ восприятия внешнего мира. Оно обладает наибольшей информативностью, ведь ни один другой орган чувств не может воспринимать информацию в таких количествах и с такой скоростью. Кроме того, оно наиболее универсально. С его помощью мы можем видеть разные образы, получать информацию читая текст, изучая графики или диаграммы.
- Слуховая. Слух – второе по информативности чувство после зрения. Он даёт нам большое количество ценной информации об окружающем мире, помогает ориентироваться в пространстве и определять местоположение источника шума. Кроме того, речь и слух делают возможным вербальное общение.
- Осязательная. Наша кожа содержит большое количество рецепторов, реагирующих на прикосновение и температуру. Больше всего таких рецепторов находится на кончиках пальцев. Благодаря этому мы можем многое узнавать о предметах, просто ощупывая их. А людям, лишённым зрения, осязательная перцепция позволяет читать тексты, написанные шрифтом Брайля.
- Вкусовая. С точки зрения природы, вкус необходим нам, чтобы определять, какая пища является полезной и питательной, а какая может причинить ущерб здоровью. Хотя сегодня мы используем его преимущественно для того, чтобы наслаждаться вкусной пищей.
- Обонятельная. Обоняние играет важнейшую роль для животных – с его помощью они находят добычу и вовремя узнают об опасности. Для человека это чувство менее значимо. И всё же оно позволяет, например, определять по запаху качество и свежесть продуктов, что тоже важно.
- Вестибулярная. Чувство равновесия позволяет нам определять своё положение в пространстве, а также ощущать движение и ускорение.
Перечисленные виды восприятия связаны с конкретными органами чувств. Психологи выделяют ещё два вида перцепции, основанные не на ощущениях, а на понимании:
- Пространственная. Эта форма перцепции помогает нам осознавать положения предметов в пространстве, их размеры и расстояния между ними. Благодаря ей мы можем взять что-нибудь со стола, закрыв глаза, а водители «чувствуют» габариты машины, заезжая в гараж.
- Временная. Мы способны ощущать течение времени. Если речь идёт о продолжительных периодах, погрешность бывает довольно большой. Но в случае ритмического процесса точность может быть просто потрясающей.
В психологии рассматриваются также такие понятия как межличностная и социальная перцепция – о них мы ещё поговорим подробнее.
Перцептивные факторы
В каждую секунду мы получаем огромное количество информации от всех органов чувств. Если бы наш мозг обрабатывал всё, его ресурсы быстро закончились бы. Поэтому он фильтрует информационный шум, выбирая лишь важные сигналы. А определить, какие сигналы важны, ему помогают перцептивные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние.
Внешние перцептивные факторы:
- Интенсивность. Чем интенсивнее ощущение, тем скорее мы его заметим.
- Движение. Слишком слабое ощущение проще заметить, если его интенсивность меняется. К примеру, тихий белый шум неотличим от тишины. Но если он появляется и исчезает, то сразу становится заметным. Если говорить о визуальном восприятии, то движущийся объект всегда заметнее, чем неподвижный.
- Размер. Чем больше предмет, тем легче его различить (это относится преимущественно к зрительной и слуховой перцепции).
- Контраст. Чем сильнее объект выделяется на общем фоне, тем заметнее он (это относится ко всем видам перцепции).
- Повторяемость. Единичный сигнал сложнее заметить, чем последовательность одинаковых сигналов.
- Новизна. Наши чувства заточены на то, чтобы в первую очередь замечать нечто новое и необычное.
- Узнаваемость. Образы, которые мы уже знаем и легко идентифицируем, мы также замечаем быстрее.
Стоит отметить, что два последних фактора не являются чисто внешними, поскольку зависят от особенностей индивида. И всё же они отражают свойства объекта, пусть и в субъективном восприятии, поэтому относятся к внешним.
Внутренние перцептивные факторы:
- Установка восприятия. Мы можем заранее настроить восприятие на нужные нам образы. К примеру, если человек ищет конкретный предмет, он может быстро заметить его среди сотен других.
- Стимул. Высокая мотивация на достижение определённой цели может повысить узнаваемость связанных с ней объектов.
- Опыт. Наш жизненный опыт накладывает отпечаток на восприятие окружающего мира и распределяет приоритеты.
- Индивидуальные особенности. Всё люди разные. Мы отличаемся друг от друга темпераментом, характером, типом личности и прочими особенностями. Известная поговорка «Оптимист видит стакан наполовину полным, а пессимист – наполовину пустым» прекрасно иллюстрирует, как индивидуальные особенности влияют на восприятие.
- Восприятие собственного «Я». Эго контактирует с окружающим миром посредством перцепции. И то, как личность воспринимает собственное «Я», оказывает существенное влияние на особенности восприятия.
Социальная перцепция
Социальная перцепция – это восприятие индивидом общества, себя, окружающих, социальных групп, а также всевозможных явлений, происходящих в социуме. В качестве частного случая можно рассматривать межличностную перцепцию (которую называют также перцептивной стороной общения). Адекватная социальная перцепция существенно влияет на то, насколько успешной будет личность во всех сферах жизни.
Основные проявления социальной перцепции:
- понимание собственного «Я»;
- понимание окружающих;
- сближение с другими людьми;
- «вливание» в коллектив;
- формирование атмосферы, традиций.
На социальную и межличностную перцепцию оказывает сильное влияние психологическая совместимость людей, а также наличие характерных черт, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.
Механизмы социальной перцепции
Механизмами социальной перцепции называют естественные способы, используя которые, люди формируют своё отношение к окружающим. В психологии рассматриваются такие механизмы как:
- Стереотипизация. Это важнейший механизм, использующий уже сформировавшиеся стереотипы. Он позволяет оценивать собеседника довольно быстро, но часто даёт неточные или ошибочные результаты.
- Идентификация. В основе этого механизма лежит соотнесение нового человека с другими образами из личного опыта. К примеру, если новый знакомый напоминает нам кого-то, кого мы уже знаем, мы приписываем ему черты старого знакомого и ожидаем от него характерных поступков.
- Эмпатия. Все люди в разной степени могут чувствовать чужие эмоции, это явление называется эмпатией. Эмоциональное сопереживание также является механизмом социальной перцепции.
- Рефлексия. Для людей, склонных заниматься обдумыванием своих и чужих поступков, рефлексия становится важным механизмом социальной перцепции. Мысли в стиле «А как бы поступил я?», «Как бы поступил он?», «Хороший ли это поступок?» сильно влияют на социальное восприятие.
- Аттракция. Межличностное притяжение или аттракция – важный механизм формирования социальной перцепции, заставляющий людей сближаться и интересоваться друг другом.
Очевидно, что каждый из перечисленных механизмов существует не в вакууме. Они действуют совместно, но в разных случаях их значимость различается. К примеру, стереотипизация и идентификация часто работают совместно, а эмпатия действует сильнее, когда уже возникла аттракция.
Перцепция | Понятия и категории
ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.
+ + +
ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — представление, восприятие) — восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 375.
+ + +
ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — понимание, восприятие, постижение) — восприятие, отражение действительности к деньгам, вещам, товарам, услугам.
Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 367.
ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула (объекта), но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. п.
Позднее под перцепцией социальной стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей), социальных ситуаций и др. Было установлено, что восприятие социальных объектов имеет ряд специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов.
Tags:
Психология
Социология
ЗАКОН ПЕРЦЕПЦИИ — закон восприятия, открытый русским психологом Н. Ланге, суть которого заключается в следующем: процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 231.
Tags:
Психология
ДЕЙСТВИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ — структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие сознательное выделение некоторого аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, и приводящие к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. По мнению Б.Г. Ананьева, действия перцептивные — это множество макро- и микро-движений, участвующих в обследовании объектов окружающего мира (видение, слышание и слушание, осязание и ощупывание, обнюхивание, дегустация ).
Tags:
Психология
ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — восприятие) — чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств. В философии Лейбница перцепция, как низшая (бессознательная) форма духовности, отличается от апперцепции. В философии Юма «Перцепция» — термин, обозначающий «впечатления» (ощущения) и «идеи» (чувственные образы памяти) как порознь, так и в совокупности.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 339.
Сравни с определением понятия апперцепция.
Tags:
Философия
определение восприятия+(психология) по Медицинскому словарю
Восприятие+(психология) | определение восприятия+(психология) по Медицинскому словарюВосприятие+(психология) | определение восприятия+(психология) по Медицинскому словарю
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:
восприятие психология
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Экологическая психология
- Кэрол Фаулер
- Ричард Грегори
- Фриц Хайдер
- Рэйчел Сара Херц
- Эдвард Э. Джонс
- Дж. Дж. Гибсон
- Альберт Мишотт
- Эмили Бушнелл
- Майкл Терви
- восприятие
- Фехнеровская психофизика
- психофизика
- Ховард Нусбаум
- Хайнц Вернер (психолог)
Полный браузер ?
- ▲
- Восприятие (психология)
- Восприятие (психология)
- Восприятие (психология)
- Восприятие (психология)
- Восприятие (психология)
- Восприятие (альбом The Doors)
- Восприятие (сериал)
- Встроенные системы восприятия и управления
- Восприятие и интерактивные технологии
- Система восприятия и навигации для автономных мобильных приложений
- Прототип восприятия и производительности
- Опросник восприятия и предпочтений
- восприятие слух
- Мгновенное восприятие
- Восприятие — это реальность
- Управление восприятием
- Управление восприятием
- Управление восприятием
- Шкала восприятия рождения
- Восприятие одышки
- Опросник восприятия мигрени
- Восприятие реальности
- Восприятие ограничений Используйте анкету
- Восприятие риска
- Опросник восприятия успеха
- Восприятие дразнящей шкалы
- Восприятие Pty
- Услуги по исследованию восприятия
- Восприятие реальности
- Видеорегистратор восприятия
- восприятие+(психология)
- Восприятие, Системы, Информация
- Поиск изображений на основе восприятия
- Восприятие-Идентификация-Эмоция-Воля
- Тест на восприятие отношений
- Время восприятия-реакции
- Восприятие-Причина-Действие
- восприятие
- восприятие
- восприятие
- восприятие
- Перцепционное адаптивное кодирование поддиапазона
- Perceptional Design Management International
- перцепционизм
- Восприятие
- Восприятие
- Восприятие
- Восприятие
- Восприятие Христофора Колумба
- Восприятие Христофора Колумба
- Восприятие Колумба
- Восприятие Колумба
- Опросник для медсестер в отделениях интенсивной терапии
- Восприятие организационно-политического масштаба
- Шкала восприятия родителей
- Восприятие религиозных образов в природных явлениях
- Восприятие, ожидания, эмоции и знания
- Восприятие, мнения, убеждения и отношения
- Восприятие
- восприимчивый
- восприимчивый
- ▼
Сайт: Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Определение восприятия — JavaTpoint
следующий → ← предыдущая Что такое восприятие?Восприятие — это то, как мы интерпретируем и понимаем окружающий мир. Это процесс, посредством которого наш мозг получает информацию от наших органов чувств и создает мысленное представление о мире. Наше восприятие формируется нашим опытом, убеждениями и предубеждениями, и иногда оно может сильно отличаться от объективной реальности. Восприятие человека — сложное и увлекательное явление, которое столетиями изучается учеными и философами. Это многоуровневый процесс, включающий различные этапы, начиная от сбора сенсорной информации и заканчивая интерпретацией этой информации мозгом. На каждом этапе есть свой набор проблем, и легко увидеть, как иногда восприятие может быть искажено или предвзято.
Восприятие также зависит от наших ожиданий. У нас есть определенные ожидания относительно окружающего мира, и эти ожидания формируют то, как мы интерпретируем новую информацию. Например, если вы ожидаете увидеть собаку, когда смотрите в окно, вы можете интерпретировать неясную фигуру в тени как собаку, даже если на самом деле это кошка. Наши ожидания также могут привести к тому, что мы будем игнорировать или обесценивать информацию, противоречащую нашим убеждениям, — явление, известное как предвзятость подтверждения. Одним из самых интересных аспектов восприятия является то, что им можно манипулировать. Существуют различные оптические иллюзии и приемы восприятия, которые демонстрируют, как наше восприятие может быть искажено или изменено. Например, знаменитая оптическая иллюзия, известная как комната Эймса, демонстрирует, как может искажаться наше восприятие размера и расстояния. В этой иллюзии комната построена с искаженными стенами, из-за чего люди и предметы внутри комнаты кажутся разного размера, хотя на самом деле они одного размера. История восприятияИстория восприятия — это увлекательное путешествие, уходящее корнями в глубокую древность. От самых ранних цивилизаций до наших дней люди пытались понять окружающий их мир и то, как они его воспринимают. Наше восприятие было сформировано опытом, который мы получили, культурами, в которых мы выросли, и научными достижениями, которые помогли нам лучше понять мир. В древности восприятие мира часто основывалось на суевериях и поверьях. Люди видели мир через призму своих религиозных верований, и на их восприятие часто оказывали влияние мифы и легенды. Например, греки считали, что мир состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Эти элементы считались строительными блоками мира и обладали сверхъестественными способностями. По мере развития цивилизаций менялось и наше понимание мира. С появлением науки люди начали подвергать сомнению верования и суеверия прошлого и искать объяснения, основанные на доказательствах и экспериментах. Работы таких великих ученых, как Галилео Галилей и Исаак Ньютон, помогли заложить основы современной науки и изменили наше восприятие мира. В современную эпоху наше восприятие формировалось благодаря достижениям в области технологий и науки. От микроскопов до телескопов теперь у нас есть инструменты для более детального изучения мира и лучшего его понимания. Изобретение фотографии и фотоаппарата позволило нам фиксировать изображения окружающего мира, давая нам более точную картину реальности. Появление психологии и неврологии также помогло нам лучше понять, как мы воспринимаем мир. Теперь мы знаем, что на наше восприятие влияют наши воспоминания, эмоции и переживания. Это привело к лучшему пониманию того, почему мы видим вещи именно так, как видим, и как можно изменить наше восприятие. Типы восприятияВосприятие — это то, как мы понимаем окружающий мир. Это сложный процесс, включающий интерпретацию сенсорной информации и создание мысленного представления реальности. Наше восприятие формируется нашим опытом, убеждениями и предубеждениями, и иногда оно может сильно отличаться от объективной реальности. В этом блоге мы рассмотрим различные типы восприятия и то, как они влияют на то, как мы воспринимаем мир.
Факторы, влияющие на восприятие
|