Определение смысл жизни: Смысл жизни | это… Что такое Смысл жизни?

Смысл жизни

29.11.2011

Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления или лишена смысла, бессмысленна, никак не управляется разумом человека.

Вопрос о смысле жизни есть также вопрос о ее ценности, значимости для самого человека. Имеет ли жизнь смысл, стоит ли жить?

В этом вопросе есть еще такой оттенок: о смысле жизни мы говорим тогда, когда жизнь осмысливается в целом, когда выясняются вопросы «что такое жизнь?», «для чего, зачем живет человек», «для чего, зачем живу я», «что я делаю в этом мире?», когда наша жизнь осмысливается в контексте жизни всех людей, вообще жизни на Земле, вообще бытия мира.

Нужно четко различать понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе).

Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Некоторые люди, в т. ч. некоторые философы, полагают, что смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл. Н.А. Бердяев, например, писал: «Пусть я не знаю смысл жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла» («Самопознание», III глава). Такой взгляд на смысл жизни по форме не более чем игра слов, умничанье… Искать все время, всю жизнь смысл жизни — это какой-то инфантилизм. Взрослый, зрелый человек так или иначе находит смысл жизни и реализует его, живет осмысленной жизнью. Человек, ищущий смысл жизни, только пытающийся его найти, — это еще не определившийся, не сформировавшийся человек, который пока не состоялся как решающий жизненные задачи. Смысл жизни в этом похож на цель. Прежде чем достигать цель, двигаться от цели к результату, человек должен определить для себя цель, поставить ее.

Но целеполагание — лишь первый этап. Человек совершает действия не для того только, чтобы поставить, определить цель, а для того, чтобы достигнуть ее. Так и смысл жизни. Поиск смысла жизни — первая часть проблемы. Вторая часть — реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.

Далее, очень важно, с одной стороны, искать и находить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти имеет смысл, а отчасти не имеет.

Жизнь имеет смысл в той мере, в какой она осмысленна, разумно организована, человечески значима.

Жизнь не имеет смысла, т. е. вопрос о ее смысле неуместен в той мере, в какой она автоматична и растительна, в какой она управляется инстинктами, регулируется органическими потребностями. Французское «селя-ви» («такова жизнь») как нельзя лучше передает ее автоматизм, растительность. Наличие этой второй стороны жизни позволяет человеку не напрягаться слишком сильно в поисках смысла жизни, не спешить с жизнезначимыми ответами и решениями, т.

е. в какой-то мере расслабиться, отдаться потоку жизни, плыть по ее течению.

В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем есть общие моменты. Это — любовь и творчество. В подавляющем большинстве случаев люди осмысляют-оценивают свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Любовь поддерживает, умножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

Ключевые слова: Жизнь

Источник: Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007)

Материалы по теме

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека

Н.В. Рябоконь. Философия УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2009

Что такое жизнь?

Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М. , 2007)

Цель жизни

Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007)

Философский образ жизни

Карл Ясперс, Введение в философию

Франкл и смысл жизни

Литвак М.Е., Профессия психолог

Психология обыденной жизни

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К….

Психология личной жизни

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К….

Человек как субъект жизни

Крылов А.А., Психология

В чем смысл жизни и предназначение человека на Земле

Статья обновлена и дополнена 18. 11.2019

Упрощенное определение слова «смысл» звучит, как «сущность в контексте реальности». Иначе говоря, смысл есть значение существования. Всю жизнь мы находимся в поиске этого значения. Наши замыслы и дела — не что иное, как попытки найти оправдание своему месту во Вселенной. На пути к истине оступаемся и падаем, встаем и идем дальше. Чем все это закончится? По итогам жизненного экзамена кто-то получит «отлично», а кому-то поставят «неуд». Правда состоит в том, что возможностей пересдать не будет ни у кого.

Счастье (или беда) человека заключается в его способности думать. Этот подарок эволюции движет нами, хотя и держит в состоянии вечного беспокойства. Мы не умеем просто жить, гулять по улицам, знакомиться, влюбляться, разочаровываться, смотреть на капли дождя, бегущие по стеклу, радоваться солнцу. Нам обязательно нужно знать: «Для чего все это?»

Душевные терзания подогреваются сомнениями, неуверенностью, стыдом, совестью, надеждой — чувствами, которые манипулируют нашим сознанием и заставляют придумывать все новые и новые критерии значения нашего существования на Земле. Возможно, именно поэтому человечество до сих пор не нашло и никогда не найдет ответа на вопрос «В чем смысл жизни?». Однако эта тема всегда будет волновать каждого из нас.

1 О смысле и предназначении

2 Что думали о смысле жизни в древности

3 В чем смысл жизни человека — мнения русских философов и писателей

4 Мировые религии о смысле жизни

4.1 Христианство

4.2 Ислам

4.3 Буддизм

5 Почему смысл жизни у каждого разный

5.1 Резюме

О смысле и предназначении

Смысл. Французский философ и писатель Альбер Камю однажды рассказывал: «Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный”.

Для человека, в отличие от других живых существ, жизнь представляет собой набор ценностей. Чтобы овладеть ими, нужно:

  • определить цель;
  • выбрать средства;
  • выстроить жизненные маршруты;
  • начать двигаться вперед.

Всю жизнь люди ищут цели и реализуют задачи. Их масштабы разные. Для кого-то смысл существования в приобретении престижного автомобиля, кому-то важно стать лучшим специалистом в своей профессии, а кто-то намерен навсегда избавить человечество от болезней.

Во всех случаях у человека есть цель, путеводный маяк, который именуется смыслом жизни. Но он появляется у тех, кто не просто механически использует заложенные в него природой навыки. Это привилегия существ думающих, чувствующих, испытывающих радость, как от процесса, так и от результата.

Таким образом, смысл жизни можно представить как совокупность ценностей, ради которых человек движется к целям и которым подчиняет свое бытие.

Предназначение. Если смысл мы определяем сами, то предназначение выбирает нас. Это своего рода духовная миссия человека, его истинное призвание. Оно не всегда совпадает с поставленными целями, а иногда и уводит нас в диаметрально противоположную сторону.

Приведем несколько примеров.

Врач и ученый-химик Александр Бородин нашел себя в музыке — он известен, прежде всего, как выдающийся русский композитор.

Мультипликатора Уолта Диснея в свое время уволили из газеты за отсутствие креативности мышления, но именно оно позволило ему войти в мировую историю.

Популярный испанский исполнитель Хулио Иглесиас был футболистом. Однако со временем он понял, что его пение доставляет людям больше удовольствия, чем игра в футбол.

Многие женщины стремятся сделать карьеру и достигают в этом определенных успехов, но родив детей, понимают: их главная роль — материнство.

Посредственный на работе инженер дома становится гениальным поваром. Успешный финансист чувствует себя в своей тарелке только когда высаживает цветы в собственном саду. А на уникального обувного мастера всегда есть спрос, несмотря на то, что он не имеет высшего образования.

Самое удивительное, что люди, которые нашли свое предназначение, не задаются вопросом «В чем заключается смысл жизни?». Ищет тот, кто еще не нашел. Нашедший не спрашивает, где искать.

Людям, которые верят в высшие силы, жить намного проще. Христиане во всем полагаются на Иисуса Христа, мусульмане — на Аллаха. «На все воля Бога», — говорят православные верующие. И ничуть не лукавят.

В религии предназначение — это Божий промысел, который Господь выражает в отношении отдельного человека или группы людей. Вера в то, что Он управит, направит и не даст пройти мимо своего места на Земле, позволяет людям жить в абсолютном ощущении осмысленности жизни.

Простейший совет тем, кто разыскивает предназначение: задайте себе вопрос, какое занятие наполняет мое существование смыслом и радостью? Не бойтесь услышать самого себя и пойти за своими желаниями. Опыт многих выдающихся людей показывает — они нашли свое призвание, потому что вовремя прислушались к собственному “мечтаю, хочу”.

Что думали о смысле жизни в древности

Представители греческой, китайской, индийской философии вели постоянные споры о месте человека в контексте Космоса. Каждый человек представлялся им частью, отражением и даже символом Вселенной.

Небо, Земля и внутренний мир индивидуума составляли основу мироздания в китайских учениях. Человек был частицей всего этого. Его жизнь сама по себе не имела смысла.

Сократ, основоположник философии вообще и греческой в частности, призывал к познанию самого себя и самосовершенствованию. Именно это, по его мнению, позволяет правильно определить ценности для постановки целей.

Высшим благом ученый называл мудрость. В стремлении к мудрости он видел смысл жизни человека, а также в счастье, основной источник которого – нравственность. Не в накоплении материальных благ, а в добродетели, очищении и развитии собственной души.

Сократа поддерживал и Антисфен, который считал — тот, кто хочет быть счастливым и получить билет в бессмертие, должен вести праведную и благочестивую жизнь.

Платон полагал, что человек может быть по-настоящему счастлив, когда его душа выходит за рамки сковывающего ее тела. Природа человека, по Платону, состоит из воли, разума и инстинктов. И человек выстраивает свою жизнь в зависимости от того, какая составляющая в нем преобладает.

Аристотель смысл жизни видел в жизни «во благо», стремлении стать ответственным гражданином своего государства.

Эпикуру мечталось о достижении покоя и избежании неприятностей.

Кстати, почти все древнегреческие философы сходились во мнении, что в смысл жизни следует искать в настоящем. Он здесь и сейчас. «Живи сегодня, забудь прошлое», призывает древнегреческая пословица. «Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем», — подтверждает народную мудрость Пифагор.

В чем смысл жизни человека — мнения русских философов и писателей

«Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?», — размышлял Александр Сергеевич Пушкин, обращаясь к самому себе. Собственные переживания и сомнения он перенес на своего героя. Евгений Онегин — один из ярких примеров душевного самокопания, дальнейшего самоопределения и, наконец, нравственного перерождения.

Пушкин был не единственный среди русских поэтов, кого волновала проблема осмысленности собственного существования. Александр Блок полагал, что тот человек, который поймет, в чем заключается смысл жизни, перестанет быть обывателем и многое постигнет.

Стоит отметить, что взгляды наших выдающихся соотечественников по одному из главных (если не основному) вопросам бытия касались, в первую очередь, духовной составляющей человеческой природы. Цели в пределах биологии и психофизики казались им лишенными какого-либо оправдания.

Первым на поиски смысла открыто «замахнулся» Василий Розанов. Одно из своих философских сочинений он так и назвал «Цель человеческой жизни». Задачей писателя было найти не надуманную, а естественную цель человеческого существования. И Розанов определил: стремиться нужно к трем вещам — познанию истины, сохранению внешней и внутренней свободы и преумножению добра.

Другой русский философ и богослов Виктор Несмелов в работе «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения» склоняется к христианскому взгляду на этот вопрос. Религия объясняет человеку, что он живет не для смерти, а для вечной жизни на небе, «в Божьем царстве света и истины».

Николай Бердяев считал, что жизнь духа несет свет в существование и тела, и души, а значит, наполняет бытие осмысленным содержанием. Представляя свое будущее, человек должен стремиться заполнить душевную пустоту и прийти к по-настоящему полноценной жизни.

Достоевский, почти все герои которого мечутся в поисках истины и иногда переступают рамки допустимого христианской моралью, считал, что человеческое бытие осмысленное, если оно находится в рамках нравственных ограничений. Размеры этих границ каждый определяет себе сам, но находясь под бдительным контролем Всевышнего.

Работой «Смысл жизни» отметился в истории русской философской мысли и один из братьев Трубецких — Евгений Николаевич. Его взгляды на этот вопрос имеют исключительно религиозную основу. «Жизненной полнотой и основным предположением всякой жизни» князь считает Бога. «Это и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены», — пишет философ.

По мнению графа Льва Николаевича Толстого целью и смыслом жизни должно стать самосовершенствование личности. Но не всякое, а то, которое указал нам Господь. Достичь этого можно через непротивление злу насилием и любовь к людям.

У Толстого, как он сам рассказывал, были в жизни моменты, когда вопрос «А что потом?» становился для него невыносимо болезненным. Состояния, когда он не находил ответа на него, писатель называл «остановками жизни». Он не знал, как жить, что ему делать, терялся и впадал в уныние.

Герои Толстого каждый по-своему движутся к осмыслению своего бытия. Например, Пьер Безухов через ошибки и разочарования приходит к пониманию: стремиться нужно к правде, свету и достоинству.

Мировые религии о смысле жизни

Верующий человек в какой-то мере освобожден от душевных метаний по поводу значения своего существования. Во-первых, для него вера в высший разум — уже есть смысл. Во-вторых, он знает, что жизнь не конечна и за земной смертью, как после завершившегося спектакля, не опустится занавес. Три основные религии имеют свои представления на эту тему.

Христианство

Задача каждого верующего христианина, на котором лежит печать греха Адама и Евы, — спасти свою душу. Центральной фигурой, столпом бытия, вокруг которого существует все остальное, является Бог. Люди строят свою жизнь с именем Господа на устах, со Спасителем в сердце, с Божьими заповедями в голове. Иного не дано.

Случается, происходит по-другому. Человек отворачивается от Создателя, нарушает заповеди, грешит, не спешит раскаяться. Его поступки неправильны, нерациональны. Грехи — вот что лишает жизнь человека смысла с точки зрения христианского учения.

Впрочем, даже атеисты согласятся, что в обжорстве, разврате, убийстве, унынии и другие греховных проявлениях нет ничего красивого. А все уродливое, лишенное гармонии не может содержать в себе смысловое начало. Возвращение к Богу, покаяние есть не что иное, как переосмысление своей жизни.

В христианской религии много значений для человечества. Когда Христос сотворил мир, все наполнилось смыслом, как и тогда, когда он воскрес из мертвых. Только после Воскресения Христова жизнь на Земле обрела новый вектор. Воскресший Иисус осветил путь для каждого из нас светом надежды на спасение.

Еще одно Божие провидение: Господь создал нас по своему образу и подобию. И в этот момент наше существование обрело дополнительный стимул — соответствовать задумке Творца, не разрушить, не уничтожить Божественный замысел..

В православном христианстве кроме соответствия Богу есть другая цель — обрести жизнь вечную. «У Бога нет мертвых — все живы у Бога», — говорится в Священном Писании. Бессмертие не только души, но и тела — еще один смысл бытия для верующего в православии. Отсюда традиция, негласный закон — хоронить умершего в землю, а не сжигать его плоть.

Почему среди атеистов много пессимистов? Потому что их жизнь наполнена мелкими житейскими победами и поражениями, короткими перебежками от одного этапа к другому, иногда большими взлетами, но столь же большими падениями. И все это движется к совершенно очевидному для них финалу. Жирной точке в конце пути.

Часто, чувствуя дыхание смерти и оборачиваясь назад, неверующий человек думает о своей жизни: «А что это было? Стоило ли все, что я делал, того, чтобы приходить в мир?» Для многих подобные мысли становятся большим и страшным откровением.

У верующего человека в конце не точка — многоточие. У него нет страха перед смертью, потому что земной мир не конечен, и все еще можно исправить. Поэтому у православных, как и у других христиан, есть стимул жить, не утрачивая смысла.

Ислам

В мусульманской религии представления о предназначении человека, его роли и функциях в мироздании совпадают с христианским мировоззрением. «Нет Бога кроме Аллаха…», — гласит шахада, свидетельство о вере в Единого Бога и миссию его пророка Мухаммеда.

Согласно Священному Корану, познать Аллаха невозможно, если не поклоняться Ему. А поклонение Всевышнему в исламе означает сотворение добра и воздержание от злых поступков.

В главной Книге мусульман есть указание на цель, к которой человек должен стремиться. Аллах говорит о том, что Он сотворил жизнь и смерть, чтобы проверить, кто из людей совершает добрые дела. Это и есть смысл человеческого земного бытия — творить добро.

В Коране приводится один поучительный пример, рассказанный Пророком Мухаммедом. Когда человек умрет, «трое последуют за покойным: родственники, имущество и его дела». Первые вернутся, а дела останутся при нем. Не зря говорят: о человеке судят по делам, а не по словам.

Мусульманская религия, если так можно выразиться, иронизирует над смыслами атеистического бытия. Люди, не знающие Аллаха, как правило, мотивированы на материальные достижения — деньги, доходная работа, престижная машина. Иногда они хотят здоровья родным и близким, благополучную семью, счастья и т.д.

Все это имеет право на существование, если бы не конечность мира. В финале жизни человеку ничего не нужно, все обретенное теряет значение. Оговоримся — для неверующих.

Коран называет все вышеперечисленные стремления бесполезной игрой. «Знайте, что жизнь этого мира есть забава, пустое украшение, чванство и желание увеличить одни перед другими ваше имущество и число детей. В будущем приюте – настоящая жизнь», — поясняет Священная Книга.

Таким образом, цель и смысл жизни мусульманина — приближение к Аллаху, бытие по его законам, спасение и вечная жизнь.

Буддизм

В отличие от христианства и ислама, в буддизме отсутствует высший разум – Бог, а также не культивируется вера в бессмертное существование человеческой души. В чем же для буддистов заключается смысл жизни?

Как учил Будда, основатель и идеолог религии, в жизни человека много страданий, которые возникают из-за людских желаний. Избавиться от страданий — конечная цель жизни каждого буддиста. Добиться этого можно только погрузив себя в особое состояние просветления, блаженства — нирвану.

Находясь в нирване, человек перестает нуждаться в чем-либо. Все желания и вызванные ими страдания уходят на задний план и больше не оказывают влияние на его текущую жизнь, не тревожат и не беспокоят.

Нирваны можно достичь, перейдя из другого состояния — сансары. Это своего рода перерождение, переход из одного тела в другое. Перемещение осуществляется под контролем «духовной памяти», кармы. Твои плохие поступки, как и хорошие, будут идти за тобой, оказывая плохое или хорошее влияние на твою жизнь.

Движение от страданий через перерождение к состоянию наивысшего блаженства составляет цель и смысл людей, исповедующих буддизм.

Почему смысл жизни у каждого разный

Задумываясь, над тем, какая роль отведена ему в этом мире, человек пытается ответить на три основных вопроса:

  1. В чем ценность жизни?
  2. Какая конечная цель моего существования?
  3. Для чего я должен жить?

Сразу или за короткий период найти ответы не получится. Пройдет немало времени, прежде чем у молодого человека сложатся представления о смысле жизни. Они будут зависеть от разных факторов. Таких как:

  • социальное положение;
  • воспитание;
  • религиозная принадлежность;
  • среда обитания;
  • образ жизни.

По совокупности этих факторов людей, имеющих те или иные смысловые предпочтения, можно разделить на четыре группы.

1. Гедонисты

Они живут наслаждениями и удовольствиями. Такова их жизненная система убеждений и принципов. Средства для продвижения своих целей они выбирают разные. Гедонисты могут испытывать удовлетворение от пользы, которую он приносит своим участием обществу и людям. Но нередко традиционным ценностям они предпочитают удовольствия, нарушающие нормы морали и нравственности. Доставить наслаждение от жизни гедонистам помогают еда, алкоголь, секс, покупки, работа, признание, духовные практики, общество друзей, семья, хобби, путешествия и т.д.

2. Аскеты

Аскетизм предполагает отрицание всех желаний. По сути, это идеология буддизма. Аскеты стремятся к достижению высшего состояния духа, отрешению от земных удовольствий, страстей, забот и привязанностей. Не нужны им ни слава, ни богатство, ни деньги.

Они согласны жить в одиночестве вне цивилизации. В то же время, аскеты много внимания уделяют телесным тренировкам и совершенствуют дисциплину ума. Это также входит в их представление о смысле жизни.

Аскетизм при определенном саморегулировании открывает большие возможности для духовного роста и внутреннего совершенствования.

3. Созерцатели

Эти люди испытывают удовлетворение от процесса наблюдения, рассматривания, созерцания всего, что их окружает. Мир они воспринимают пассивно, напрямую никак не влияя на него. Визуальный объект для созерцателя — это сфера приложения его ума, мыслей, талантов, желаний, намерений.

Такой образ жизни называют активное бездействие. Человек живет в поступательном движении, не спешит, не погружается в суету, не забывает о главном. Его цели и, в конечном итоге, смысл жизни — в исполнении высокого долга, а не гонка за получением материальных благ.

Созерцание активно используют творческие люди — оно наполняет их творческой созидательной энергией. Человек-созерцатель тоньше чувствует мир и, как правило, не разменивается на сиюминутные смыслы.

4. Деятели

Эти люди живут не для себя, но во имя всеобщего блага. В марксистской философии, которая продвигает такой образ жизни, утверждается, что живя для других, можно стать «истинно совершенным и великим».

Смысл существования деятелей определяется тем вкладом, который они вносят в общественное дело. Личные достижения удовлетворяют их в гораздо меньшей степени.

Человек счастлив, если он делает счастливыми других людей. Он не тяготиться своими обязанностями, если эта «жертва» во имя всех, а значит, она оправдана. Таковы принципы жизни деятелей, их философия, их ценности.

Резюме

К какой «смысловой» группе относитесь вы, можно определить только самостоятельно. Не исключено, что смысл вашей жизни не в ценностях, не в поставленных целях и не в достигнутых результатах, а в самой жизни. И в этом тоже есть свой резон…

Написано статей

Общее понятие смысла и механизмы его порождения

Корниенко Александр Федорович
Академия социального образования (г. Казань)
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В статье подвергаются критическому анализу варианты определения смысла и меха-низмы смыслопорождения, изложенные в работах А.Н. Леонтьева и Д.А. Леонтьева. Предлагается авторская трактовка сущности смысла, соответствующая этимологиче-скому значению слова «смысл» как «нечто», связанного с мыслью, и раскрываются пси-хологические механизмы порождения смысла на основе уточненных определений по-нятий «мысль», «мышление», «сознание», «осознавание».

Ключевые слова: значение., мысль, мышление, осознавание, порождение смысла., смысл, сознание

Kornienko Alexander Fedorovich
Academy of Social Education (Kazan)
PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Academy of Social Education

Abstract
The versions of determination of sense and mechanisms of its creation which presented in the works of A. N. Leontiev and D.A. Leontiev are subjected to critical analysis in the article. The author’s interpretation of the essence of sense in accordance of etymological meaning of the word «sense» as «aught» associated with a thought. Psychological mechanisms of creation of the sense are revealed based on revised definitions of «thought», “thinking”, “consciousness”, «awareness».

Keywords: awareness, consciousness, creation of sense, sense, thinking, thought, value

Библиографическая ссылка на статью:
Корниенко А.Ф. Общее понятие смысла и механизмы его порождения // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/04/10719 (дата обращения: 02.06.2022).

Ранее мы уже рассматривали варианты определения сущности смысла применительно к слову и речи [1]. Было показано, что чаще всего смысл определялся как разновидность значения и рассматривался либо как частное значение, приобретаемое словом в контексте речи, либо как обобщенное значение, которое слово приобретает, становясь понятием.

Попытки соотнести смысл с мышлением и мыслью, как это предписывается этимологическим значением слова “смысл”, ограничивались, как правило, отождествлением понятий “смысл” и “мысль”.

Проблема смысла приобретает дополнительную сложность в связи с тем, что слово “значение”, с которым обычно соотносится слово “смысл”, является полисемическим. Оно соотносится не только со словами “знак” и “обозначение”, но и с такими словами как “значимость” и “назначение”, в связи с чем не только отдельные слова наделяются смыслом, но даже отдельные предметы. В результате выхолащивается психологическая сущность понятия “смысл”.

Многообразие вариантов соотнесения смысла и значения представлено в работе А.Н. Леонтьева.

Сущность значения и смысла в представлении А.Н. Леонтьева

Отталкиваясь от предложенного Л.С. Выготским различения предметной отнесенности слова и его значения, А.Н. Леонтьев также считал, что “слово как единица человеческой членораздельной речи, во-первых, имеет

предметную отнесенность (что составляет специфический признак человеческого слова) и, во-вторых, имеет значение, т. е. является носителем обобщения” [2, с. 68]. Указывал он и на связь значений с представлениями о действительности или чувственными образами. “Чувственные образы, – отмечал А.Н. Леонтьев, – представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность” [Там же, с. 174].

Вместе с тем, А.Н. Леонтьев указывал на необходимость различать “сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта” [2, с. 177]. Очевидно, что под “значением для субъекта” понимается значимость. Чтобы избежать удвоения терминов, значение слова “значение”, понимаемое как “значимость”, А.Н. Леонтьев предложил называть “личностным смыслом” [Там же, с. 178]. Однако зачем для обозначения значимости объектов и явлений для субъекта использовать термин “смысл” и нагружать слово “смысл” семантическим значением “значимость”, если смысл в соответствие с этимологией этого слова есть нечто, связанное с мыслью? Во-вторых, почему “личностный” смысл, а не “субъективный”, раз речь идет о значимости для субъекта?

Нецелесообразным представляется и соотнесение А. Н. Леонтьевым понятия “смысл” с другим значением слова “значение” – с “назначением”. Рассматривая игровые действия ребенка с каким-либо предметом, назначение, которое ребенок приписывает предмету и в соответствии с которым он совершает с этим предметом игровые действия, А.Н. Леонтьев также называет смыслом. Не действие с предметом, а сам предмет, согласно А.Н. Леонтьеву, приобретает для ребенка “игровой смысл” [Там же, с. 310]. В данном случае смыслом называется не семантическое, а операциональное значение предмета.

В графической форме особенности представлений А.Н. Леонтьева о сущности смысла представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Сущность смысла в представлениях А.Н. Леонтьева

Рассмотрение смысла как разновидности значения представляется нам малопродуктивным. Фактически происходит простое удвоение терминов. Проблема этимологии смысла, согласно которой “смысл” – это нечто, связанное с “мыслью”, по-прежнему оказывается не решенной.

Одна из попыток разобраться в сущности смысла и исследовать психологические механизмы смыслопорождения была предпринята Д. А. Леонтьевым [3].

Сущность смысла и механизмы смыслопорождения в представлении Д.А. Леонтьева

Основная идея, которую Д.А. Леонтьев решил положить в основу исследования сущности и механизмов порождения смысла, состоит в предположении, что разные определения смысла есть не что иное, как своеобразные “частные проекции сложного многомерного объекта – в нашем случае, смысла, – на разные плоскости его рассмотрения” [3, с. 111]. В качестве таких “плоскостей” выделяются следующие:

1) плоскость “объективных отношений между субъектом и миром”. В этой плоскости объекты, явления и события действительности имеют для субъекта жизненное значение и жизненную значимость. Объекты и явления действительности, обладающие значимостью, Д.А. Леонтьев рассматривает как обладающие для субъекта жизненным смыслом. Тем самым он, как и А.Н. Леонтьев, отождествляет смысл с понятием значимости.

2) плоскость “образа мира в сознании субъекта”. Согласно представлениям Д. А. Леонтьева, в данной плоскости происходит презентация в сознании субъекта объективных жизненных смыслов, в результате чего они трансформируются в личностные смыслы. В данном случае под “личностным смыслом” предлагает понимать осознаваемый жизненный смысл и, соответственно, те объекты и явления действительности, значимость которых субъектом осознается.

3) плоскость “неосознаваемых механизмов внутренней регуляции жиз­недеятельности”. Как указывает Д.А. Леонтьев, “в этой плоскости смыслонесущие жизненные отношения принимают форму смысловых структур личности, образующих целостную систему и обеспечивающих регуляцию жизнедеятельности субъекта в соответствии со специфической смысловой логикой – логикой жизненной необходимости” [3, с. 113]. Таким образом, согласно Д.А. Леонтьеву, жизненные смыслы, выступающие в качестве регуляторов жизнедеятельности субъекта, получают новое наименование и начинают выступать уже как “смысловые структуры личности”. Но в отличие от личностных смыслов смысловые структуры личности, как и сами жизненные смыслы, являются неосознаваемыми образованиями, осуществляющими регуляцию жизнедеятельности на неосознаваемом уровне.

Д.А. Леонтьев вводит еще одно понятие, связанное со смыслом, – понятие смысловой связи. “Смысловая связь – это такое объективное отношение между двумя объектами или явлениями, в силу которого если один (одно) из них (или какая-либо грань его) имеет отношение к реализации какой-либо потребности субъекта, то и второй объект или явление также становится небезразличным к реализации этой потребности, вклю­чается в цепь ее реализации” [3, с. 122]. Нетрудно заметить, что смысловая связь в определении Д.А. Леонтьева, как и ранее определенный им жизненный смысл, не зависит от сознания субъекта и потому рассматривается как объективная характеристика объектов и явлений действительности, указывающая на их отношение к потребностям субъекта.

Представления Д.А. Леонтьева о сущности смысла в графической форме представлены на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Сущность смысла в представлениях Д.А. Леонтьева

Анализ основных механизмов порождения смысла, в качестве которых Д. А. Леонтьев выделяет замыкание жизненных отношений, индукцию смысла, идентификацию, инсайт, столкнове­ние смыслов, а также полагание смысла, показывает, что ни в одном из них процесс смыслопорождения не связывается с порождением мысли и, вообще, с процессами мышления.

Вместе с тем, наличие связи между смыслом и мыслью вовсе не означает, что порождение мысли автоматически приводит к порождению смысла. Возникновение мысли является необходимым, но не достаточным условием порождения смысла. Проблема в том и состоит, чтобы выяснить, что и как связывается с мыслью, образуя то, что можно назвать “смыслом”.

Очевидно, что для решения этой проблемы нужно, прежде всего, определиться с тем, что следует понимать под “мыслью”.

Мысль и механизм ее порождения

Как это ни парадоксально, но ни в психологии, ни в других гуманитарных науках до сих пор нет удовлетворительного ответа на вопрос о том, что такое “мысль”. Как отмечает В.Д. Шадриков, “лучшие умы человечества постоянно обращались к вопросу о сущности мысли. <…> Но постепенно эта проблематика ушла из психологии. И даже мышление стало рассматриваться в отрыве от мысли” [4, с. 130]. Однако, пытаясь дать определение мысли и вернуть фундаментальное понятие “мысль” в число базовых категорий психологии, сам В.Д. Шадриков никак не связывает ни мышление с мыслью, ни мысль с мышлением. Вместо этого декларируется связь мысли с восприятием. “Одновременное восприятие предмета и его признака, – пишет В.Д. Шадриков, –  и составляет настоящую предметную мысль” [Там же, с. 131].

В наших работах [5; 6] понятие “мысль” непосредственно соотносится с процессом мышления и рассматривается как его результат. При этом мышление определяется традиционно как познавательный психический процесс, обеспечивающий отражение в психике субъекта связей и отношений, существующих между объектами и явлениями действительности. Однако, учитывая, что объекты и явления действительности отражаются в психике в форме образов, мы определяем мышление и как процесс образования связей между образами, имеющимися в психике субъекта. Образующаяся в результате мышления совокупность взаимосвязанных образов представляет собой новый более сложный образ, в котором находят отражение взаимосвязи объектов и явлений действительности. Этот новый более сложный образ мы и называем мыслью. В графической форме определение мысли и механизм ее возникновения в психике субъекта представлены на рис. 3.

 

Рисунок 3 – Сущность мысли и механизм ее возникновения в психике субъекта

При взаимодействии субъекта с предметами и явлениями внешнего мира в психике субъекта в результате процессов мышления возникают мысли, которые всегда являются мыслями о “чем-то”. Учитывая, что в психике могут быть не только образы ощущения и восприятия, но и образы представлений, возникающие в результате процессов памяти и воображения, этим “чем-то” могут быть знания и о том, что есть в настоящем, и о том, что было в прошлом или будет в будущем. В отличие от образов восприятия, в которых отражаются отдельные предметы в совокупности их свойств и качеств, в мыслях отражаются отдельные ситуации в совокупности взаимосвязанных предметов.

Говоря о мысли, о связи мысли с мышлением, о содержании и значимости мысли для субъекта, мы до сих пор не затрагивали вопросы о наличии у субъекта сознания и о том, как это сознание соотносится с мыслью. Отсутствие в определении мысли ссылки на сознание говорит о том, что мысли бывают не только у человека, но и у животных, способных к ориентировочным действиям и интеллектуальным формам поведения. Те эффекты в поведении животных, которые В. Кёлер обозначал термином “инсайт” [7], прекрасно объясняются возникновением в психике животного мыслей об особенностях взаимосвязи предметов, находящихся в его поле зрения. На основе возникающих таким образом мыслей обеспечивается регуляция поведения животного и достижение его адекватности складывающейся наличной ситуации.

С появлением сознания механизм возникновения мысли принципиально не меняется. Но возникает возможность осознавания мысли, осознавания ее содержания и ее значения для субъекта. Но что значит “осознать” и что такое “сознание”? К сожалению, приходится констатировать, что в психологии и на эти вопросы нет удовлетворительных ответов. Как отмечает Е.А. Сергиенко, “проблема сознания остается твердым орешком, который никак не удается раскусить” [8, с. 128].

В наших работах, сознание рассматривается как особый познавательный психический процесс, присущий человеку, в результате которого в психике человека возникает образ его самого, называемый образом “Я” [9].

Образ “Я”, возникающий в психике человека в результате сознания, как и любой другой образ, может благодаря процессам мышления связываться с другими образами, имеющимися в психике. Процесс образования связи образа “Я” с другими образами определяется нами как процесс осознавания. Фактически процесс осознавания есть не что иное, как процесс мышления, в котором одним из связываемых образов является образ “Я”. Результатом процесса осознавания является осознание. Учитывая, что в общем случае результатом мышления является понимание, можно сказать, что осознание является частным случаем понимания [6]. Образование связи между образом “Я” и, например, образом восприятия какого-либо предмета означает, что человек начинает осознавать факт восприятия  данного предмета, т. е. отдает себе отчет в том, что он воспринимает данный предмет. Связь образа “Я” с образом, в качестве которого выступает мысль о чем-то, означает, что человек осознает содержание этой мысли и то, что в ней отражено.

Сущность сознания и процессов осознавания схематично представлена на рис. 4.

 

Рисунок 4 – Возникновение образа “Я” в психике субъекта в результате сознания и осознавание содержания мысли об особенностях ситуации С1 внешнего мира

Сформулированные выше определения понятий “мысль”, “мышление”, “сознание” и “осознавание” позволяют нам вернуться к рассмотрению сущности смысла и механизмов смыслопорождения.

Смысл и механизм смыслопорождения

Как уже неоднократно отмечалось, смысл в соответствие с этимологическим значением этого слова представляет собой нечто, связанное с мыслью. Поскольку мысль – это образ, возникающий в психике, значит связываться с мыслью может лишь другой образ, который, как и мысль, имеет определенное содержание, т. е. является образом “чего-то”. Образование связи между этими двумя образами в психике обеспечивается процессом мышления. Будучи результатом мышления, связь между мыслью и другим образом образует новый более сложный образ. Следовательно, смысл – это возникающий в результате мышления сложный образ, в составе которого находится мысль о “чем-то”, связанная с образом “чего-то”.

Следует отметить, что по большому счету согласно общему определению понятия “мысль”, смысл, который является результатом мышления, также является мыслью. Но для нас сейчас важно показать, в чем состоит специфика смысла.

Одной из отличительных особенностей смысла чаще всего указывается его осознанность. Соответственно, можно говорить и об осознанности мысли, входящей в структуру смысла.

Другая отличительная черта смысла вытекает из широко распространенных представлений о том, что мысль – это мысль о “чем-то”, а смысл – это всегда смысл “чего-то”. Учитывая, что при образовании смысла мысль связывается с образом “чего-то”, напрашивается вывод о том, что суть и содержание этого “чего-то” в обоих случаях одна и та же. То есть смысл – это смысл того, что отражается в образе, связываемым с мыслью.

Ранее мы указали на то, что в результате мышления (т.е. в мысли) отражается отдельная ситуация действительности в совокупности взаимосвязанных предметов и явлений. Если обозначить отражаемую в мысли ситуацию действительности символом С, а содержание образа, связываемого с мыслью, символом Х и учесть необходимость участия в порождении смысла процессов осознавания, то в графической форме сущность смысла и механизм его порождения можно представить следующим образом (см. рис.5).

 

Рисунок 5 – Смысл и механизм смыслопорождения в психике субъекта

Чтобы окончательно определиться с сущностью смысла, необходимо решить вопрос о том, что может выступать в качестве Х, образ которого связывается с мыслью о ситуации С.

Наиболее подходящим на роль искомого Х является поведение или деятельность субъекта. Если субъект осуществляет поведение П сообразно ситуации С, о чем свидетельствует наличие связи образа поведения и образа ситуации, и при этом осознает особенности и ситуации, и своего поведения в этой ситуации, значит его поведение имеет для него смысл или является осмысленным. Осмысленность и смысл поведения означает связь поведения с мыслью о ситуации, в которой это поведение осуществляется.

Однако даже в случае, когда поведение имеет смысл, возникает другой вопрос, который также касается проблемы смысла. Это вопрос о том, в чем состоит этот смысл. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить суть поведения и рассмотреть его особенности. Не вдаваясь в дискуссию по поводу разногласий в научных формулировках поведения, укажем, что с нашей точки зрения поведение – это форма двигательной активности субъекта, направленная на удовлетворение определенной потребности. Наличие потребности является побудительной силой активности, удовлетворение потребности – результатом активности. Будучи осознанной, потребность становится мотивом поведения. Осознание результата активности приобретает статус цели поведения. Само же поведение при наличии мотива (осознанной потребности) и цели (осознанного результата) становиться деятельностью [10]. Наличие цели деятельности соотносится с вопросом о том, что нужно сделать, наличие мотива – с вопросом о том, зачем это нужно сделать. Отсюда следует, что смысл поведения (деятельности) возникает у субъекта лишь в том случае, если он может ответить на вопросы о том, что и зачем нужно сделать.

Понятие о смысле жизни

Одной из важных проблем, связанных с понятием смысла, является проблема смысла жизни. Как отмечал в свое время еще А.И. Введенский, “нередко приходится слышать речи о смысле жизни, о том, в чем должен он состоять и как мы должны расположить свою жизнь, чтобы она не была бессмысленной” [11]. При этом А.И. Введенский считал, что “когда мы дадим себе отчет, что значит слово «смысл» <…>, то легко будет узнать, что следует подразумевать под словами «смысл жизни»” [Там же].

В общем случае А.И. Введенский использовал слово “смысл” для характеристики вещи, обладающей определенным назначением и пригодностью для достижения значимой цели. Согласно А.И. Введенскому, вещь может иметь смысл, и можно говорить о смысле вещи. Соответственно, он полагал, что “и смысл жизни должен быть понимаем как назначение и действительная пригодность жизни для достижения ценной цели, то есть такой цели, за которой надо или следует гнаться” [Там же].

Однако при определении смысла жизни жизнь все же рассматривается А.И. Введенским не как вещь, пригодная для достижения цели, а скорее как деятельность, в результате которой может быть достигнута ценная цель. Именно поэтому он утверждает: “Спрашивать – в чем состоит смысл жизни, то же самое, что спрашивать – какова ценная цель жизни” [Там же]. Вещь в отличие от деятельности не может иметь цели. Поэтому указание на цель жизни означает, что жизнь понимается именно как деятельность.

На протяжении жизни человеку приходится выполнять множество разных деятельностей, в результате которых он достигает множество разных целей. Но жизнь – это особая деятельность, возможность осуществления которой дается человеку лишь единожды. Результат жизни можно определить лишь на ее исходе, момент наступления которого никто определенно не знает. Отсюда следует, что в качестве результата жизни может выступать лишь то, что человеком было достигнуто в течение жизни. То, что не достигнуто, результатом жизни быть не может. Но в жизни человека бывает и то, чего он по тем или иным причинам не смог достичь, но хотел бы достичь и стремился к этому. Поэтому в качестве цели жизни может выступать не только то, что было достигнуто человеком, но и то, что не было достигнуто, но было им запланировано.

Говоря о смысле жизни, следует, очевидно, рассматривать ту цель, которая осознается и оценивается человеком как наиболее значимая для него. Однако в разные периоды жизни, смысл жизни для человека может изменяться. Человек развивается, получает новые знания, у него изменяются физические и интеллектуальные возможности, из года в год он становится старше, у него возникают определенные профессиональные интересы, изменяется семейное положение и много чего ещё. В конечном счете, у него изменяется система ценностей, формируются новые взгляды на жизнь и, конечно же, могут изменяться и представления о смысле жизни, причем как уже прожитой части жизни, так и дальнейшего отрезка жизни.

Следует учитывать и то, что жизнь человека и осознание им смысла своей жизни происходит в определенных культурно-исторических условиях и в конкретных жизненных обстоятельствах. Человек – существо социальное. Возникновение у человека сознания, определенной системы ценностей, формирование мировоззрения, выделение и осознание жизненных приоритетов – все это обусловливается особенностями социальной среды, в которой человек живет и развивается, и соответствующей системой воспитания, доминирующей в этой среде. В связи с этим, смысл жизни – это социально-психологическое по своей природе новообразование, возникающее у человека в результате воспитания. Смысл жизни изначально никому не дается, он возникает по мере интеллектуального и эмоционального развития человека, развития его нравственной сферы, содержанием которой являются его представления о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

Достижение человеком цели, ставшей смыслом жизни, предполагает наличие у него определенных жизненных ресурсов: здоровья, достаточный уровень физического и интеллектуального развития, наличие необходимых волевых и коммуникативных качеств личности, ну и, конечно же, наличие способностей в той сфере деятельности, к которой относится достижение жизненно важной цели. При достижении цели, в которой воплощался смысл жизни, человек получает глубокое моральное удовлетворение, осознание полноты и значимости своей жизни.

Однако довольно часто не все в жизни складывается так, как хотелось бы. В случае возникновения непредвиденных трудностей, препятствующих достижению цели жизни, и безуспешности усилий, предпринимаемых по их преодолению, у человека могут возникать состояния фрустрации и депрессии вплоть до потери смысла жизни. И тогда наступает жизненный кризис, преодоление которого дается человеку с большим трудом.

В заключении хотелось бы отметить, что определение смысла как характеристики не вещи, а деятельности, направленной на достижение осознаваемого результата (цели), не только соответствует этимологии слова “смысл”, но и позволяет раскрыть природу и психологические механизмы порождения смысла, в том числе и смысла жизни.

Библиографический список

  1. Корниенко А.Ф. Значение и смысл слова и речи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3(43).
  2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  4. Шадриков В.Д. Мысль  как  предмет  психологического  исследования // Психологический  журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 130-137.
  5. Корниенко А.Ф. Процессы мышления, понимания, сознания и осознания // Психология когнитивных процессов /Материалы 3-й Международной научно-практической конференции, 14-15 мая2009 г. Смоленск: Универсум, 2009. С. 47-54.
  6. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4 (16): Психология. Педагогика. С. 49-62.
  7. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 235-249.
  8. Сергиенко Е.А. Сознание и эволюция модели психического // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы II Всероссийской научной конференции, 29 сентября – 1 октября2011 г. Самара: ПГСГА, 2011. С. 128-130.
  9. Корниенко А.Ф. Понятие о сознании как высшем уровне развития психики // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 20-26.
  10. Корниенко А.Ф. Деятельность как сознательная форма поведения человека // Вестник ТГГПУ. 2010. № 2 (20). С. 304-308.
  11. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни. URL: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smysle_zhizni/1g22-all.shtml (дата обращения: 10.04.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Александр Корниенко»

Смысл жизни Класс

Значение жизненного класса | Школа жизни

Подробнее о классе

Смысл жизни Преподает:

 

  • Полноценная жизнь опирается на ряд наших высших способностей и тренирует их; те, которые связаны с нежностью, заботой, связью, самопониманием, симпатией, интеллектом и творчеством.
  • Осмысленная жизнь направлена ​​не столько на повседневное удовлетворение, сколько на реализацию. Мы можем вести осмысленную жизнь, но часто оказываемся в плохом настроении. И наоборот, мы можем часто развлекаться на поверхности, живя по большей части бессмысленно.
  • В то время как удовольствие проявляется немедленно, наш вкус к смыслу может быть более неуловим.

Формат этого семинара очень интерактивен и включает в себя сочетание обучения, группового обсуждения и индивидуального размышления. Фасилитаторы семинара стремятся создать конфиденциальное пространство, где все участники могут свободно и комфортно вносить свой вклад. Если у вас есть вопросы по формату семинара, обращайтесь по адресу [email protected]


Утренние/дневные/вечерние семинары – все время указано по британскому летнему времени (BST).

Testimonials


«Это было именно то, на что я надеялся: информативно, но в то же время неформально, интерактивно и в то же время не слишком – и это было представлено на правильном уровне. Вариант «чата» был великолепен, так как у каждого была возможность поделиться своими мыслями».


«Это был отличный урок. Групповые беседы позволили участникам внести свой вклад, а содержание было прекрасно облегчено».


Дополнительную информацию можно найти в часто задаваемых вопросах по Лондону или по телефону [email protected]

.
  • Все
  • Спокойствие

Карты для перспективы

Набор из 20 карточек с новыми взглядами на жизнь. Перспективы восстановления спокойствия и ясности.

Мы постоянно рискуем потерять представление о проблемах, с которыми сталкиваемся. Мы ошибочно принимаем то, что поддается управлению, за катастрофу; мы слишком рано отчаиваемся в себе; мы отчуждаем других, слишком остро реагируя; мы не замечаем и не ценим то, за что еще есть за что быть благодарными; мы забываем, что умрем, и что сегодняшняя головная боль скоро забудется. Эти карты красноречиво приглашают нас обрести более мудрый, спокойный и искупительный взгляд на нашу жизнь.

 

  • Масса: 0,19 кг

Артикул:

7405

Цена

€22,00

  • Все
  • Самопознание

Смысл жизни

Практическое руководство по одному из величайших вопросов, с которыми мы когда-либо сталкиваемся.

Слишком откровенно или напряженно задумываться о смысле жизни может показаться странным, злополучным и слегка нелепым времяпрепровождением. Может показаться, что это тема, в которой простые смертные не могут добиться больших успехов. По правде говоря, все мы должны задаваться вопросом, определять и работать над более осмысленным существованием.

  • Масса: 0,27 кг

Артикул:

9692

Цена

€12,50

  • Все
  • Досуг

Философский набор карандашей

Набор из шести карандашей с ключевыми словами из области философии.

Все предметы имеют свои специализированные словари; набор слов, которые изначально звучат необычно, даже немного пугающе, но могут оказаться необычайно красивыми и соблазнительными.

  • Масса: 0,072 кг

Артикул:

4697

Цена

€17,50 €6.00

  • Все
  • Самопознание

Кто я? Подарочный набор

Подарочный набор со смыслом, содержащий «Кто я?», «Чему вас забыли научить в школе», «Стоицизм», «Эмоциональный барометр», «15-минутный таймер», «Познай себя» и «Как преодолеть детство».

Чтобы начать вносить значимые изменения в свою жизнь, мы сначала должны понять, кто мы есть на самом деле. Этот подарочный набор предназначен для того, чтобы помочь тому, кого мы любим, практиковать самопознание и узнать, как работает его разум.

  • Масса: 1,555 кг

Артикул:

10758

Цена

€125,00

Часто задаваемые вопросыn

Зарегистрируйтесь бесплатно в The School of Life и получайте новости и скидку 10%

Зарегистрировавшись, вы получаете скидку 10% на все, что можно приобрести в нашем интернет-магазине. Что не менее важно, мы будем присылать вам электронные письма обо всем, что происходит в Школе Жизни: о наших последних идеях, новых способах исцеления, общении с другими участниками, наших последних книгах и многом другом. Вы, конечно, можете отказаться от подписки в любое время.

Как изменились взгляды американцев на смысл жизни

За последние четыре года в США многое изменилось: от новой администрации в Вашингтоне до пандемии COVID-19, которая нарушила работу, финансовую безопасность, семейные структуры и даже возможность свободно передвигаться, не говоря уже о влиянии на здоровье населения.

Наряду с этими сдвигами американцы изменились в том, в чем они находят смысл своей жизни, согласно новому анализу опросов, проведенному Pew Research Center в сентябре 2017 и феврале 2021 года. В оба года Центр попросил репрезентативную выборку взрослых американцев своими словами ответьте на следующий вопрос: «Что в вашей жизни вы считаете осмысленной, приносящей удовлетворение или удовлетворение? Что вас поддерживает и почему?»

Основываясь на этих опросах, вот шесть фактов о том, где американцы находят смысл жизни, и как изменились их ответы за последние четыре года. В анализе также рассматривается, как отношение в США сравнивается с отношением в 16 других странах с развитой экономикой, опрошенных Центром в 2021 году. как ответы в Соединенных Штатах изменились с течением времени, а также чем они отличаются от ответов в других странах мира. Подробности об анализе с течением времени можно найти в Методологии сравнения опросов США 2017 и 2021 годов о смысле жизни.

Для этого анализа мы провели общенациональные репрезентативные опросы 4867 взрослых американцев с 14 по 28 сентября 2017 г. и 2596 взрослых американцев с 1 по 7 февраля 2021 г. Все, кто принял участие в обоих опросах, являются членами Центра. American Trends Panel (ATP) — панель онлайн-опросов, которая набирается путем случайной выборки адресов проживания по всей стране. Таким образом, почти все взрослые имеют возможность выбора. Опросы были взвешены, чтобы репрезентативно представлять взрослое население США по полу, расе, этнической принадлежности, партийной принадлежности, образованию и другим категориям.

В обоих опросах респондентов просили ответить на следующий открытый вопрос: «Нам интересно узнать, что значит жить приносящей удовлетворение жизнью. Пожалуйста, найдите минутку, чтобы подумать о своей жизни и о том, что делает ее стоящей, а затем ответьте на приведенный ниже вопрос как можно вдумчивее. Что в вашей жизни в настоящее время кажется вам значимым, полноценным или удовлетворительным? Что вас поддерживает и почему?»

Мы также провели общенациональные репрезентативные опросы 16 254 взрослых с 12 марта по 26 мая 2021 года в 16 странах с развитой экономикой. Все опросы проводились по телефону со взрослыми в Канаде, Бельгии, Франции, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Испании, Швеции, Великобритании, Австралии, Японии, Новой Зеландии, Сингапуре, Южной Корее и Тайване. Ответы взвешены, чтобы быть репрезентативными для взрослого населения в каждой аудитории. Респондентам в этих пабликах была задана более короткая версия вопроса, заданного в США: «Мы заинтересованы в изучении того, что значит жить удовлетворительной жизнью. Какие аспекты своей жизни вы в настоящее время считаете значимыми, приносящими удовлетворение или удовлетворение?» Ответы были расшифрованы интервьюерами на языке, на котором проводились интервью.

Исследователи изучили случайные выборки англоязычных ответов, машинно переведенных неанглоязычных ответов и ответов, переведенных профессиональной переводческой фирмой, чтобы индуктивно разработать кодовую книгу для основных источников значения, упомянутых в 17 публичных источниках. Кодовая книга неоднократно улучшалась посредством практического кодирования и расчетов надежности интеркодера, пока не был официально принят окончательный выбор из 20 кодов (см. Приложение C полного отчета).

Чтобы применить кодовую книгу к полной коллекции из 18 850 ответов, группа кодировщиков и профессиональных переводчиков Pew Research Center была обучена кодировать ответы на английском и других языках соответственно. Кодировщики в обеих группах кодировали случайные выборки и оценивались на согласованность и точность. Их просили независимо кодировать ответы только после достижения приемлемого порога надежности интеркодера. (Подробнее об этом читайте в Приложении А к полному отчету.)

Вот вопрос, используемый для этого анализа, вместе с закодированными ответами для каждой публики. Открытые ответы, включенные в анализ и в сопровождающий интерактив, были слегка отредактированы для ясности (и, в некоторых случаях, переведены на английский язык профессиональной фирмой). Здесь вы найдете более подробную информацию о нашей международной методологии опроса и схемах выборки для конкретных стран. Для респондентов из США: узнайте больше о методологии ATP.

Американцы стали чаще упоминать общество как источник смысла жизни, но большая часть этого акцента носит негативный характер. Доля американцев, которые упоминают общество, места и учреждения, включая ссылки на местный район, а также на более широкие понятия США, правительства и социальных служб, выросла с 8% в 2017 году до 14% в 2021 году. рост был особенно заметен среди лиц в возрасте 65 лет и старше (24% в этом году по сравнению с 10%) и тех, кто не имеет работы на полную ставку (17% по сравнению с 8%).

Как и в 2017 году, около половины взрослых, упоминающих общество (49%), упоминают что-то негативное, например, личные разочарования или трудности. Характер этих жалоб широко варьируется: от экономических соображений, недоверия к правительству и партийной враждебности до более общих опасений по поводу курса страны. Как сказала одна женщина, размышляя о том, что она считает растущим политическим экстремизмом в Америке: «Моя надежда меркнет, потому что я не вижу света в конце туннеля».

США выделяются как одна из трех опрошенных в 2021 г. общественностей, где упоминания об обществе значительно совпадают с более негативными высказываниями. Двумя другими являются Италия и Испания, но ни в одной из них отношения между обществом и негативом не столь сильны, как в США

Американцы, особенно республиканцы, стали чаще упоминать свободу и независимость как источник смысла в жизни. Среди американцев в целом 9% теперь упоминают такие вопросы, как свобода, независимость и их способность делать то, что они хотят, включая финансовую независимость, наличие свободного времени или хороший баланс между работой и личной жизнью, или политические свободы, такие как свобода слова. Это больше, чем 5% в 2017 году9.0007

Большая часть этого роста приходится на республиканцев и независимых, которые склоняются к Республиканской партии. В этом году 12% республиканцев упоминают свободу или независимость по сравнению с 5% в 2017 году. Среди демократов и независимых демократов за этот период не произошло существенных изменений (6% в этом году против 5% в 2017 году).

В то время как республиканцы в США гораздо чаще, чем демократы, упоминают свободу или независимость как источник смысла жизни, подобных идеологических разногласий нет нигде в мире. Упоминания о свободе не связаны с правыми идеологическими взглядами ни в одной из других 16 опрошенных в 2021 году публик; на самом деле в двух других пабликах (Италия и Испания) такие упоминания чаще встречаются среди тех, кто находится на идеологической осталось .

Упоминания о свободе в США стали более распространенными и среди других демографических групп. Например, если в 2017 году эту тему упомянули всего 4% родителей, то в 2021 году — 9%, что соответствует доле неродителей, которые в настоящее время называют свободу или независимость источником смысла жизни. Точно так же американцы без высшего образования стали чаще упоминать этот предмет, теперь упоминая его примерно с той же частотой, что и люди с высшим образованием (9%).

По сравнению с 2017 годом меньше американцев теперь упоминают супругов или романтических партнеров как источник смысла жизни. Примерно каждый десятый взрослый американец (9%) теперь упоминает своего супруга или романтического партнера, свою личную жизнь или свидания, по сравнению с 20% в 2017 году. Это представляет собой одно из самых больших сокращений среди всех источников значения, закодированных как часть этого проекта. В то время как женатые и неженатые люди теперь реже упоминают партнеров или романтические отношения, снижение было самым большим среди женатых взрослых. Только 13% состоящих в браке взрослых упоминают своего супруга в 2021 году, по сравнению с почти третью (31%) в 2017 году9.0007

Несмотря на снижение, американцы чаще всего упоминают своих супругов или партнеров среди всех 17 опрошенных мест. За пределами США упоминания о романтических партнерах чаще всего встречаются в Нидерландах (8%) и Италии (7%). Но не более 5% взрослых в большинстве других мест упоминают своего супруга или партнера.

В настоящее время меньше американцев упоминают финансы, работу или путешествия как источник смысла жизни, чем в 2017 году. основы, комфортно жить или быть обеспеченным – снизился с 29% до 18% за последние четыре года. Это снижение коснулось, в частности, двух групп: взрослых, состоящих в браке, и белых американцев. В 2017 г. обе группы были в числе наиболее склонных указывать на материальное благополучие как на источник смысла.

Доля взрослых, которые упоминают свою работу, занятие или карьеру как источник смысла, снизилась с 24% до 17% с 2017 года, возможно, отражая тот факт, что трудовая жизнь многих американцев резко изменилась во время пандемии коронавируса. В то время как американцы с более высокими доходами и американцы с высшим образованием по-прежнему чаще всего устраиваются на работу, обе группы стали менее склонны делать это: снижение с 37% до 27% среди людей с более высоким уровнем дохода и снижение с 39% до 26% среди лиц с высшим образованием.

Широко распространенные ограничения на поездки в ответ на пандемию, возможно, также повлияли на долю американцев, которые находят смысл в путешествиях, которая снизилась с 6% в 2017 году до 3% в 2021 году. Но тема путешествий остается более распространенной среди выпускников колледжей и те, у кого общий доход семьи составляет 100 000 долларов и более в год.

Пожилые американцы стали реже упоминать свое физическое или психическое здоровье как источник смысла жизни. Общая доля американцев, которые упоминают о своем физическом или психическом здоровье или благополучии, упала с 19% в 2017 году до 11% в 2021 году. И этот сдвиг особенно заметен среди пожилых американцев. В этом году только 12% людей в возрасте 65 лет и старше упоминают свое здоровье как источник смысла, по сравнению с 30% в 2017 году. оценивают как чернокожих и испаноязычных американцев. В 2017 году, напротив, взрослые белые чаще, чем взрослые чернокожих и латиноамериканцев, упоминали о своем здоровье.

Большинство американцев не чаще упоминают о трудностях или проблемах, чем четыре года назад, хотя пожилые люди являются исключением. В период с 2017 по 2021 год доля американцев, которые упоминают какие-то негативные обстоятельства или трудности при описании того, где они находят смысл жизни, остается стабильной — 17% всех взрослых. Но пожилые американцы стали чаще упоминать трудности или проблемы, отвечая на этот вопрос. Примерно четверть людей в возрасте 65 лет и старше (27%) упоминают о трудности или проблеме в 2021 году — больше, чем в любой другой возрастной группе, и больше, чем 20%, которые сделали это в 2017 году. Похоже, что эта закономерность не уникальна для США: Во многих других пабликах, где Центр задавал тот же вопрос в 2021 году, пожилые люди также чаще упоминают такого рода трудности.

Лаура Сильвер — старший научный сотрудник, занимающийся глобальными исследованиями в Исследовательском центре Пью.

ПОСТЫ БИОГРАФИИ TWITTER EMAIL

Поиск смысла жизни

Поиск смысла жизни Определение

Поиск смысла жизни относится к идее о том, что люди сильно мотивированы, чтобы найти смысл в своей жизни, то есть уметь понимать природу своего личного существования, чувствовать его значимость и целесообразность. Жизнь кажется значимой для людей, когда они могут удовлетворительно ответить на важные вопросы о своей жизни, такие как кто я, почему я здесь, что действительно важно для меня, что я должен делать со своей жизнью. Это обретение смысла жизни считается в некотором роде фундаментальной мотивацией, согласно которой люди должны воспринимать достаточное количество смысла в своей жизни. Иными словами, ощущение значимости, понятности или целесообразности своей жизни может быть необходимо для психологического функционирования человека.

Предыстория и история поиска смысла жизни

На протяжении тысячелетий попытки понять, что делает жизнь значимой, были задачей художников, теологов и философов. После Первой мировой войны некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что у Вселенной нет высшей цели, и поэтому люди были в одиночестве, пытаясь понять, в чем заключается их индивидуальная жизнь. Однако люди пойдут на многое, чтобы защитить свои представления о том, что такое жизнь на самом деле. Другими словами, они крепко держатся за свои жизненные смыслы. Например, многие люди стремятся защитить определенные религиозные, моральные или научные убеждения перед лицом противоречивых мнений или убеждений. Исходя из этого наблюдения, несколько психологов предположили, что люди должны быть мотивированы, чтобы найти смысл в своей жизни.

Альфред Адлер сказал, что люди врожденно стремятся достичь цели своей жизни, особенно посредством участия в общественной деятельности. Эрик Эриксон предположил необходимость самоинтеграции в дальнейшей жизни. При таком подходе поиск смысла фокусируется на попытках понять свой жизненный опыт и то, что все это означает в общей картине. Эрик Фромм подчеркивал важность смысла в человеческой жизни и предположил, что чувство отчужденности от других и бездумное чувство, мышление и действие в повседневной и рабочей деятельности снижают нашу способность находить жизнь значимой. Абрахам Маслоу считал, что смысл возникает в результате самореализации или полного раскрытия своего потенциала.

Идеи Фромма об отчуждении и автоматизации в современной жизни перекликаются с работами Виктора Франкла, человека, наиболее тесно связанного с психологической работой над смыслом жизни. Опыт Франкла, пережившего немецкие концлагеря Второй мировой войны, убедил его в важности поиска цели жизни. Он чувствовал, что самая большая разница между теми, кто выжил и не выжил в ужасных лагерях, заключалась не в том, сколько их заставляли работать, как мало им приходилось есть или насколько они подвергались воздействию стихии (каждый должен был работать до изнеможения, ни у кого не было достаточно еды, и все были сильно подвержены неблагоприятной погоде). Наоборот, Франкл считал, что принцип Фридриха Ницше — «имея собственное «зачем в жизни», мы уживемся практически с любым «как»» — имел решающее значение. Франкл считал, что все люди должны найти свое собственное, уникальное «почему» — иными словами, свою цель в жизни. Он писал, что те, кто нашел какой-то смысл или цель, с большей вероятностью выжили в концентрационных лагерях, а те, кто потерял свою цель, почти наверняка были обречены. После работ Франкла и его основания логотерапии (буквально, исцеления смысла) психологическая работа над важностью поиска смысла резко ускорилась. Аргумент Роя Баумайстера о том, что смысл жизни в значительной степени коренится в стремлении людей к ощущению цели, ценности того, что они делают, контролю и способностям, а также самооценке, открыл современную эру социально-психологических исследований в поисках смысла.

Необходимо провести два важных различия между поиском смысла жизни и связанными с ним психологическими процессами. Во-первых, хотя Франкл писал, что воля к смыслу побуждала каждого человека находить уникальный смысл своей жизни, другие проводили различие между поиском смысла и наличием смысла. Распространено мнение, что его будут искать только люди, не имеющие смысла жизни. По сути, предполагалось, что поиск и ощущение наличия смысла в жизни являются противоположными концами одного и того же континуума.

Несколько направлений исследований, тем не менее, показывают, что поиск смысла отличается от наличия смысла. Психологические показатели того, насколько люди ищут смысл и сколько смысла люди ощущают в своей жизни, очень мало пересекаются. Кроме того, предположение о том, что поиск и обретение смысла являются противоположными версиями одного и того же, может быть связано с культурой. Иными словами, среди американцев европейского происхождения (которые часто мыслят категориями индивидуальности и дихотомии) существует небольшая обратная зависимость между ними (чем меньше у вас есть, тем больше вы ищете, и наоборот), тогда как некоторые данные свидетельствуют о том, что что среди людей из более традиционно коллективистских или холистических культур (которые часто думают в терминах отношений или гармонии, например, в Японии) эти две переменные могут быть положительно связаны (чем больше вы ищете, тем больше вы чувствуете, что у вас есть, и наоборот). наоборот). Те, чье культурное влияние находится где-то посередине (например, испанцы), по-видимому, не сообщают о какой-либо связи между ними. Наконец, некоторые данные также указывают на то, что поиск смысла и наличие смысла колеблются в своем отношении друг к другу в зависимости от возраста и этапов жизни. Например, связь может быть менее сильной в юности и более сильной в пожилом возрасте. Молодой человек может искать больше смысла и также чувствовать, что жизнь имеет смысл, тогда как пожилой человек с большей вероятностью будет искать смысл в жизни, если он или она чувствует, что жизнь несколько бессмысленна.

Второе важное различие, которое следует провести, — это поиск смысла жизни и поиск какого-либо смысла в травматическом или неприятном событии. Те, кто пережил травматические события, такие как нападение, потеря любимого человека или выкидыш, часто задаются вопросом, почему это произошло. Часто попытки ответить на такие вопросы называют поиском смысла. Вероятно, правильнее будет назвать их попытками найти ситуативное значение или атрибуцию. Поиск смысла жизни относится к попыткам понять, что означает жизнь человека в целом, а не к более ограниченным попыткам понять конкретное событие.

Важность поиска смысла жизни

Если поиск смысла жизни является важной психологической мотивацией, он должен быть важен для благополучия человека. Мы точно знаем, что наличие смысла в жизни связано с большим благополучием в отношениях, работе и жизни в целом, а также с меньшим психологическим стрессом. Однако мы не можем предполагать, что люди, которые ищут смысл жизни, просто менее счастливы и более огорчены. Поиск смысла жизни может побуждать людей погрузиться в религию, волонтерство, приключения в дикой природе или философию точно так же, как и доводить их до отчаяния. Даже люди, которые уже чувствуют, что их жизнь полна смысла, могут искать более глубокое понимание этого смысла, или пытаются приспособиться к большой перемене в жизни, такой как рождение детей, или они могут искать новые источники смысла. Например, успешный спортсмен может извлечь смысл из спортивных соревнований. Травма, завершающая карьеру, может лишить этот источник смысла, и спортсмен может обратиться к семье, друзьям, религии или социальному служению как к потенциальным новым источникам смысла.

Те, кто находится на самом высоком уровне в поиске смысла, кажутся несколько менее счастливыми, более тревожными и более подавленными, но они также кажутся более открытыми и вдумчивыми в некоторых отношениях, размышляя о своем прошлом опыте и задавая вопросы о природе своих религиозных верований. . То, насколько люди ищут смысл, также меняется изо дня в день. В дни, когда люди ищут смысл жизни, они на самом деле счастливее. Таким образом, хотя люди, которые обычно ищут смысл, менее счастливы, люди, которые ищут смысл на мгновение, наслаждаются процессом в краткосрочной перспективе. В некотором смысле это поддерживает теорию о том, что поиск смысла является важной психологической мотивацией: те, кто способен удовлетворить временно сильные потребности в смысле в течение дня или двух, довольны своим успехом, в то время как те, кому приходится искать более длительное время или которые почти всегда пытаются удовлетворить эту потребность, несчастливы.

Индивидуальные различия в поиске смысла жизни

Люди различаются по силе и интенсивности поиска смысла жизни. В последние годы психологи разработали опросники для измерения этих различий. Недавние усилия по разработке психометрически обоснованных показателей поиска смысла жизни кажутся многообещающими, хотя необходимы дополнительные исследования и развитие теории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *