Определение социализация это: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

1.1. Понятие социализации | Электронная библиотека

Социальная работа / Социальная работа с молодёжью / 1.1. Понятие социализации

Термин «социализация» означает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация — процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий  самовоспроизводство  общественной жизни.

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Общество с целью воспроизводства социальной системы и сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в  социальную среду, систему существующих социальных связей.

Социализация – это процесс адаптации и интеграции человека в общество путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную среду, в ходе которой происходит её приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптации означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно означает процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Различают следующие уровни адаптации:

— целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но, соглашаясь с требованиями социальной среды, он продолжает придерживаться своей системы ценностей;

— взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга;

— аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации, которая возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных характеристик человека;

— ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды.

Социализацию Т. Парсонс определяет как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами социентальной общности и устанавливают определенный социальный статус»[1]. 


[1] Цит. по: Громов И.А. Западная теоретическая социология / И.А.


Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. — 1996. — С.173.

Большой вклад в разработку концепции социализации внес известный американский социолог Р. Мертон. Он предложил типологию социальной адаптации личности к существующим в обществе культурным ценностям и нормам. В основе типологии – соотношение признания индивидом социальных ценностей и норм их достижения. Предложенный подход позволил выделить 5 типов личности.   

Оптимальным для общества типом личности является тот, который признает и социальные  ценности, и идеалы, и нормы их достижения. Такую личность Р. Мертон определил как конформистскую.   

Экспериментирование в области норм достижения социально значимых ценностей дает второй тип личности – инновационный.    

Экспериментирование в области социальных целей (отказ от традиционных целей и ценностей и выдвижение новых) при сохранении верности традиционным нормам социального поведения дает третий тип личности —

ритуализированный.  

Изоляционистский тип личности характеризуется неприятием социальных целей и средств их достижения, при этом человек уходит в свой собственный мир, стремясь не соприкасаться с обществом вообще.  

Пятый тип, «мятежник», или бунтующий человек, напротив, при отрицании социальных ценностей и идеалов, а также при отрицании социально одобряемых средств достижения этих ценностей стремится активно им противостоять, выдвигая и утверждая инновационные идеалы и нормы поведения.  

Рассмотрение данной типологии показывает, что от результата социализации и сложившегося типа личности, зависит  степень интегрированности общества и уровень его стабильности. Идеальным вариантом социализации личности  является первый тип, отвечающий культуре общества и адаптированный в ней.

Таким образом, социализация рассматривается через понятие «адаптация», как процесс приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам среды.

Однако социализацию не следует трактовать как односторонний процесс воздействия (влияния) социальной среды на личность. Историческое развитие характеризуется нарастающей тенденцией автономизации  личности. Этот процесс связан не столько с приспособлением к среде, сколько с саморазвитием и самореализацией личности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. С содержательной стороны для личности социализация является продуктом пересечения действия трех факторов:

— врожденных механизмов,

— социальных условий,

— сознательного, направленного образования, обучения и воспитания.

Диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Этот процесс распадается на различные этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап не может наступить.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Автор: Камбарова Камила Уметовна

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016 2016-12-20

Статья просмотрена: 9404 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 11 (pdf)

Библиографическое описание:

Камбарова, К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность / К. У. Камбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1045-1047. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36845/ (дата обращения: 28.04.2023).



В статье рассмотрены основные теории социализации таких ученых, как Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона. Дано определение понятия социализации, раскрыты основные моменты сущности этого процесса.

Ключевые слова: социализация, личность, воспитание

In this article it was exposed the basic theory of socialization of scientists such as, E.Durkgame, T.Parsons, Ch. Kuli, J. Mid, W. Tomas, and F.Znanesckii, E.Erikson. It was given the definition of concept of socialization, essence of this process it was exposed the basic moments of.

Key words: socialization, personality, upbringing

Образование — это единство трех взаимосвязанных процессов.

Первый — воспитание, то есть усвоение индивидом ценностей, принятых в обществе.

Второй — обучение, то есть усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду овладевать определенными ценностями.

Третий — социализация, то есть усвоение прав и обязанностей, связанных со статусом гражданина.

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона и др.

Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации.

Взгляды Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества. Он определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

Ч. Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов [1].

Дополняющей и развивающей теорию «зеркального я» стала концепция «обобщенного другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации. По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По его мнению, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

У. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации. [1]

Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т. е. усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие «социализация» касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

В качестве источников социализации индивида выступают: передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.

В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Через посредство этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывать влияние на социализацию других людей.

Социализация охватывает все процессы приобщения детей к культуре, к гуманитарным и общечеловеческим ценностям, обучению и воспитанию, с помощью которых ребенок приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. От процесса социализации во многом зависит социальное поведение личности. «Социализация, как известно, это воспитание человека в обществе, приобретение им норм поведения и ценностей данного общества» [2].

Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания [3].

Итак, социализация — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Социальные нормы при этом усваиваются как сознательно, так и стихийно. Совокупность социальных норм формирует и опосредует социальный характер членов данного общества. Важнейшими элементами социализации являются: социальная среда с ее многообразными сферами, человек как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность, круг общения человека, выраженный в структуре его социальных ролей, содержание, структура и направленность его сознания.

Если в процессе воспитания и образования социальные нормы не усвоены личностью, то это приводит к возникновению антисоциального поведения, или по другому, отклоняющемуся поведению от принятых в обществе норм. Примером такого поведения являются преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т. д. [4, с. 68–72].

Литература:

  1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Щетинина Е. В. Влияние образования на социальное поведение // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 392–396.
  3. Котова И. Б., Шиянова Е. Н. Социализация и воспитание. — Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Алешкина Ю. Ю. Влияние социализации на социальные и нравственные установки современного молодого поколения // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 68–72.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс социализации, социализация, индивид, воспитание, норма, общество, процесс, процесс общения, процесс социализации человек, роль.

Ключевые слова

социализация, личность, воспитание

социализация, личность, воспитание

Похожие статьи

Роль социализации в становлении личности человека. ..

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных. ..

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале…

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение. ..

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале. ..

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы. ..

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале…

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Похожие статьи

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество. ..

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале. ..

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество. ..

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале. ..

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

СОЦИАЛИЗАЦИЯ определение | Кембриджский словарь английского языка

Примеры социализации

социализация

Я также обнаружил, что хочу, чтобы инструменты социализации были лучше.

Из ВРЕМЕНИ