общее понятие, развитие, критерии их классификации, примеры
Содержание:
-
Что такое способности человека и откуда они берутся
- Происхождение и их структура
- Какие бывают, виды в психологии и их характеристики
-
Как развивать способности
- Уровни развития способностей
Содержание
-
Что такое способности человека и откуда они берутся
- Происхождение и их структура
- Какие бывают, виды в психологии и их характеристики
-
Как развивать способности
- Уровни развития способностей
Что такое способности человека и откуда они берутся
Определение
Способности — это совокупность врожденных и приобретенных качеств человека, обеспечивающих его успешность в том или ином виде деятельности.
Большой вклад в изучение психологии способностей внес отечественный ученый Борис Теплов
. Он выделял 3 главных компонента в понятии «способность»:- Отличия. Способности — это индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Свойства и качества, в которых люди примерно равны, не считаются способностями.
- Успешность. Способностями могут называться только те специфические качества личности, которые способствуют успешному выполнению одного или нескольких направлений деятельности.
- Способности не равны навыкам. Способности нельзя сводить к опыту, приобретенному человеком в конкретном виде деятельности. Знания, умения и навыки могут приобретаться, даже если у человека нет предрасположенности к данной сфере.
Критерии наличия у человека способностей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления).
- быстрота — выражается в более высокой скорости овладения новой информацией и меньшим временем, необходимым для выполнения деятельности;
- легкость — при прочих равных условиях человек выполняет профессиональные задачи с меньшими усилиями, чем другие люди;
- успешность — человек более успешен в конкретной сфере, чем остальные;
- оригинальность — проявляется в генерировании неожиданных, новых, нестандартных идей и их воплощении.
В разных видах деятельности необходимы различные виды способностей.
Примеры по профессиональным сферам применения:
- тонкий музыкальный слух и хорошая музыкальная память — у певцов, дирижеров, музыкантов;
- умение видеть множество цветовых оттенков, пространственное воображение — у художников;
- эмоциональная память, наблюдательность — у писателей;
- коммуникативные способности, эмпатия, социальный интеллект — у педагогов.
Происхождение и их структура
Взгляды на сущность способностей человека в значительной мере различаются. Большая часть споров вызваны разным пониманием, какие факторы являются доминирующими в формировании и развитии способностей.
- Биологические или генетические. Ряд исследователей предполагает, что способности в большей степени определяются биологическими или генетическими факторами. В качестве доказательства данной версии обычно приводят биографии гениальных музыкантов. Моцарт проявил талант к музыке уже в трехлетнем возрасте, а с 5 лет уже самостоятельно сочинял музыкальные произведения. В роду Бахов было около 60 музыкантов, многие из которых были очень одаренными, а
- Социальные. Многие ученые полагают, что в большей мере на успешность человека влияют социальные факторы, в первую очередь воспитание и образование. В XVII веке английский мыслитель Джон Локк провозгласил, что человеческий разум — это «tabula rasa», то есть «чистая доска», на котором можно записать все что угодно. Его идеи развил французский философ XVIII века Клод Гельвеций, утверждавший, что гениальность можно сформировать посредством воспитания.
- Роль волевых усилий и самоорганизации. История знает немало примеров, когда человек, не имеющий с детства предрасположенности к тому или иному виду деятельности, добивался потом в ней больших успехов. Так, косноязычный и болезненный Демосфен развил в себе гениальные ораторские навыки. Один из основателей абстракционизма Василий Кандинский начал карьеру художника в 30 лет.
В настоящее время большинство отечественных психологов признает, что способности формируются на протяжении всей жизни человека, но при этом подчеркивают, что появляются они не на «пустом месте». Развитию способностей предшествует наличие задатков.
Определение
Задатки — врожденные особенности функционирования нервной системы, имеющие физиологическую основу.
Пример: у музыкантов имеется врожденная высокая чувствительность рецепторов органов слуха.
Существуют разные схемы структуры способностей.
По мнению отечественного психолога
- функциональных;
- операционных;
- мотивационных механизмов.
С этой точки зрения развитие способностей заключается в развитии данных механизмов.
Американский психолог Роберт Стернберг выделял в структуре 2 основных компонента:
- вербальный интеллект — выражается в речи, словарном запасе, эрудиции, умении понимать прочитанное;
- практический интеллект — умение добиваться конкретных поставленных целей.
Английский психолог Чарльз Спирмен предлагал в структуре способностей выделять групповые факторы интеллекта:
- арифметические;
- механические;
- лингвистические.
Американский психолог шведского происхождения, один из основателей психометрии, Луис Терстон разработал 12-факторную модель структуры интеллекта. В ее основе лежат психические качества человека, такие как:
- скорость восприятия;
- числовой фактор;
- ассоциативная память;
- речевая беглость и др.
В широко распространенной в США модели Джоя Пола Гилфорда 120 факторов. Это трехмерная модель, которая графически рисуется с помощью компьютерных программ. В ее основе лежит схема:
- стимул;
- латентная (скрытая) операция;
- реакция.
Какие бывают, виды в психологии и их характеристики
Используется большое количество классификаций способностей.
По широте применения:
- Общие — используются во всех видах деятельности. Примеры: речь, память, интеллект.
- Специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности.
Общие способности в свою очередь делятся на:
- элементарные — способность к психическому отражению действительности, восприятию;
- сложные — способность к обучению, труду, игре и др.
В зависимости от происхождения выделяют:
- природные — генетически обусловлены и напрямую определяются имеющимися анатомо-физиологическими задатками;
- специфически человеческие — обусловлены социализацией и обеспечивают развитие личности в общественной среде.
Перечень по сферам применения:
- математические;
- лингвистические;
- музыкальные;
- художественные;
- спортивные;
- организационные;
- коммуникативные;
- театральные;
- инженерно-технические и др.
По уровню реализации:
- потенциальные — не использующиеся, но способные проявиться при создании подходящих социальных условий;
- актуальные — уже реализующиеся в конкретной деятельности.
По психическим функциональным системам:
- сенсомоторные — восприятие внешних явлений мира по их основным характеристикам (форма, цвет, размеры и др.) и адекватная двигательная активность;
- мнемические — успешность запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
- имажитивные — развитость воображения;
- перцептивные — чувственное восприятие окружающего мира;
- мыслительные — скорость и глубина протекания мыслительных процессов;
- аттенционные — умение концентрировать и распределять внимание;
- коммуникативные — успешность во взаимодействии с другими людьми.
Как развивать способности
Способности нельзя свести только к одному врожденному качеству. Это комплекс компонентов, обеспечивающих успешность в освоении какой-либо деятельности.
Например, в структуре математических способностей выделяют следующие компоненты:
- логика;
- склонность к быстрым и широким обобщениям;
- формализованность восприятия;
- гибкость мышления в математической сфере;
- рациональность;
- математическая память.
Способности необходимо развивать с раннего возраста.
Схема развития способностей:
- Определение врожденных задатков, склонностей ребенка. Для этого используют наблюдение, тестирование, опытную деятельность, помощь психолога.
- Игра. Ведущим типом познания мира в дошкольном возрасте является игра. В игровой деятельности ребенок моделирует «взрослый мир», примеряет на себя разные роли, осваивает разнообразные виды познавательной и двигательной активности.
- Этап роста. После того, как выявлены основные задатки, необходимо создать условия для их развития. Это реализуется с помощью разнообразной сети образовательных учреждений через выбор школы, учителя, секции, кружка, театральной студии и т. д. Важно и в семье поддерживать благоприятную среду для развития детской одаренности: психологическая поддержка, материально-техническое оснащение, правильный подбор литературы и других обучающих ресурсов.
- Этап мастерства. Если ребенок под руководством родителей и педагогов проделывает систематическую работу по развитию способностей, то к определенному моменту он достигает высокого уровня мастерства. Это выражается в победах на конкурсах и соревнованиях, в общественном признании. Очень важно не остановиться на этом этапе, а продолжать самосовершенствоваться. Если к данному этапу ребенку не привили навыки самообучения и самоорганизации, то в последующем он может забросить тот вид деятельности, который так успешно осваивал в детстве.
- Этап профориентации и профессионального роста. Важно не просто развить способности, но и найти им практическое применение. Это происходит на стадии вхождения человека в профессию. На этом этапе ведущую роль играет труд и терпение. Многие одаренные люди не реализуют свои способности из-за недостаточных усилий по практической реализации в конкретном виде деятельности.
Уровни развития способностей
Обычно используется 2 схемы по уровню развития способностей.
По преобладающему типу мышления:
- Репродуктивный — воспроизводящий уровень. Способности реализуются в рамках выполнения деятельности по заданному образцу. Блестяще освоив технику, приемы, азы своего дела, человек становится профессионалом. Он мастерски конструирует здания или виртуозно исполняет музыку, но при этом следует установленным рамкам и шаблонам. Большинство людей развивает способности только до этого уровня.
- Креативный или творческий — этот уровень развития предполагает наличие у человека творческого мышления. С его помощью делаются научные открытия, придумываются технические изобретения, создаются авторские музыка и картины.
По степени способности к творчеству:
- Одаренность — это потенциальная способность к достижению успеха в каком-либо виде деятельности за счет наличия определенной психической предрасположенности и задатков. Одаренность часто проявляется в раннем возрасте, когда дети обнаруживают сильную тягу к тем занятиям, к которым они способны. Например, некоторые из них могут часами рисовать, другие — играют с цифрами или очень рано осваивают чтение, предпочитая книгу игре. Например, первая в мире женщина, ставшая профессором математики, Софья Ковалевская с юных лет рассматривала формулы и вместо обычных для девочек занятий решала математические задачи.
- Талант — под талантом обычно понимают сочетание способностей с их успешным применением в конкретной творческой деятельности. Реализация таланта зависит не только от врожденных задатков, но от долгого и кропотливого труда. Например, автор всемирно известной картины «Явление Христа народу» Александр Иванов делал сотни набросков и этюдов к своим картинам.
- Гениальность — проявляется в степени воздействия не просто на отдельных людей, но на целую эпоху. Гениальные личности создают новые направления в науке и искусстве, заставляют пересмотреть устоявшуюся картину мира. Гением были Александр Пушкин, стоявший у истоков русского литературного языка и создавший целую галерею национальных образов. Гениальные открытия Альберта Эйнштейна изменили представление о времени и пространстве. Универсальным гением был Леонардо да Винчи, создавший не только уникальные картины, но и технические изобретения, опередившие эпоху.
Талантливые и гениальные люди творят с помощью вдохновения. Это особое психическое состояние человека, для которого характерны:
- ясность мысли;
- высокая производительность;
- обостренность чувственного восприятия;
- интенсивность протекания всех мыслительных процессов;
- творческий подъем;
- проникновение в глубину вещей;
- кратковременность.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Поиск по содержимому
Способности в психологии.
Структура и виды способностей :: SYL.ruА вы знаете, какие способности в психологии существуют? Нет? Давайте рассмотрим данный вопрос в этой статье. Известно, что в психологии категория способностей считается одной из самых сложных. Она растворяется в таких психологических понятиях как умения, знания, личностные качества, интеллект, психические процессы и так далее.
Итак, изучим нюансы, из которых состоят важнейшие положения общепсихологической характеристики.
Способности отличаются от иных психологических явлений по трём базовым признакам:
- Способностями являются личностно-психологические качества, отличающие одну персону от другой.
- Это лишь те качества, от которых зависит плодотворность действий.
- Способности нельзя относить к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у индивидуума, хотя они и способствуют лёгкости и быстроте их приобретения.
Способности в психологии характеризуются количественными и качественными гранями. В качественной грани они познаются как симптомосочетание психологических свойств человека, которые обеспечивают успешность его действий. Количественный параметр предполагает выявление уровня одарённости.
Структура
Интересно, что способности в психологии структурированы. В данной структуре отмечают их две базовые группы – общие способности и специальные. Они развиваются и формируются на основе задатков. Фактически это функциональные и морфологические признаки системы нервной и всего организма, которые выделяются в виде основных предпосылок для созревания таланта.
Уровни
Способности в психологии имеют ещё одну общую позицию: известно три качественно различных уровня их представленности – это простые способности, талант (одарённость) и гениальность. Дилемма о степени наследия одарённостей в их теории весьма важна, но ещё пока не решена. Считают, что развитие таланта неотделимо от изменения индивидуума в принципе.
Дар влияет на характер создания личностных особенностей, одновременно испытывая на себе воздействие со стороны создающегося человека. Это двуединое обновление. Вообще понятие «способности» в общем устройстве психологических понятий находится на промежуточном месте между группами личности и деятельности.
Психология и педагогика
Проблема творческих способностей в психологии всегда будоражила умы и с практической, и с теоретической стороны. Сталкиваясь с проявлениями ярких дарований, мы восхищаемся и удивляемся им. Почти каждый желает выяснить потенциал своих способностей. Но как их развить, раскрыть? Почему они у некоторых имеются, а у других их нет?
Что же собой представляют способности? Давайте получше разберёмся в этой категории, а для этого рассмотрим три подхода: научный, житейский и этимологический.
- Обыденный подход к термину «способности». В наших ежедневных беседах мы часто используем понятие «способности» не только в отношении людей, но и в отношении предметов. К примеру, выражение «алмаз умеет резать стекло» используется для обозначения качества, свойства. Такой же смысл мы закладываем, когда оповещаем кого-либо об удививших нас умениях (скорый счёт, воссоздание мелодии, ловкая работа и так далее). В будничной практике способностями мы именуем любые умения и навыки людей, которыми те обладают, независимо от того, являются ли они приобретёнными либо врождёнными, сложными либо элементарными.
- Подход к понятию «талант» с этимологической точки зрения. В русскоязычных толковых словарях термин «даровитый» очень часто связывается с иными терминами – «талантливый», «одарённый» и употребляется как их синоним. Отсюда следует, что одарённость имеет различный порог проявления. Толковый словарь В.Даля слово «способный» определяет как «годный к чему-либо либо склонный, сручный, ловкий, удобный, пригодный». В этой же книге имеются иные термины: «способляться» и «способливый». Способливым называют находчивого и изворотливого человека. Он умеет сладить, устроить, управиться с делом. Фактически, здесь термин «способный» идентифицируется лишь через аналогию с успехом в практике и уравнивается с понятием «умный».
- Научное отношение к термину «способности» отличается от повседневного житейского более узким значением. В науке одарённость классифицируется на врождённую (от задатков) и приобретённую (от умений, навыков, знаний).
Изучение таланта
Одарённость (как и человека в целом) исследуют всевозможные науки – философия, медицина, социология и иные. Но ни одна из них не рассматривает так разносторонне и глубоко проблему талантов, как психология. Кроме того, необходимо отметить, что для педагогики более, чем для иных наук, важно изучение способностей каждого индивидуума.
Виды способностей в психологии играют значительную роль. Ведь именно через них личность превращается в субъект деятельности в обществе. Фактически, развивая талант, люди достигают своей вершины как в личностном, так и в профессиональном смысле.
Уровни развития способностей в психологии изучали многие отечественные учёные. Серьёзный вклад в науку внесли С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и другие. Сегодня этими вопросами заняты В. Д. Шадриков и В. Н. Дружинин.
Направления
В жизни человека огромную роль играют способности и задатки. Психология выделяет в этой области два направления. Первое – психофизиологическое, изучающее связи базовых свойств задатков (нервной системы) и психических общих талантов человека (работы В. М. Русалова, Э. А. Голубевой).
Второе направление занимается исследованием умений в игровой, индивидуальной, учебной и трудовой деятельности (деятельный подход А. Н. Леонтьева). Данное направление в основном изучает деятельностные детерминанты улучшения таланта, при этом роль задатков либо не изучается, либо просто трактуется.
Вообще, в параметрах школы С. Л. Рубинштейна (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) образовалась половинчатая точка зрения на зондирование проблем одарённости. Учёные, поддерживающие её, рассматривали талант, возникающий у человека на базе задатков, как улучшение способов активности. Вообще в науке чётко разграничивают понятия «задатки» и «способности».
Задатками именуют врождённые физиолого-анатомические качества мозга, нервной системы, движения и органов чувств, функциональные особенности человеческого организма, составляющие природную базу развития его умений.
Какую базу для развития используют способности в современной психологии? Конечно же это задатки, которыми наделены люди от природы. Те задатки, которые не в то время развивались, исчезают бесследно. Многие знают случаи, когда малыши, попадая в логово зверей, не получают возможности развивать свои дарования, и тогда они теряют их навсегда.
Способности
Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования — это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.
Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.
Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.
А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология — очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности. К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков. Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.
Виды
Чем хороши интеллектуальные способности? Психология и это дарование изучает. Но мы сейчас к структуре таланта подойдём с другой стороны. В итоге мы выявим два вида дарований, которые рассматриваются с точки зрения развития: актуальные и потенциальные. Потенциальным даром именуют вероятность развития личности, проявляющую себя тогда, когда перед ней появляются новые проблемы, требующие молниеносных решений.
Необходимо отметить, что совершенствование человека зависит не только от его психологических параметров, но и от той социальной среды, в которой могут быть реализованы либо не реализованы данные потенциалы.
Фактически, в данном варианте говорят о действующих дарованиях. Это можно объяснить тем, что далеко не каждый может реализовать собственные потенциальные умения в соотношении со своим психологическим естеством. Ведь для этого могут отсутствовать объективные условия и возможности. Итак, можно вынести вердикт, что актуальные способности составляют лишь часть потенциальных.
Состав дарований
Свойства способностей в психологии имеются самые различные. Именно поэтому талант структуризуется на специальные и общие дарования. Общими способностями называют те, которые равным образом показывают себя в самых разных видах человеческой активности. К ним относятся, к примеру, степень общего духовного развития индивидуума, его внимательность, обучаемость, воображение, память, речь, работоспособность, ручные движения.
Специальными способностями именуют талант к определённым видам деятельности: музыкальный, математический, лингвистический.
Конечно же, в состав каждого таланта, делающего человека пригодным к осуществлению какой-либо деятельности, всегда входят отдельные способы активности и операции, посредством которых данная активность выполняется. А посему, как говорил С. Л. Рубинштейн, ни одно дарование не считается актуальным, реальным, пока не впитало в себя систему подобающих общественно наработанных операций. С этой точки зрения определённый талант всегда представляет собой запутанную систему действий, способов и операций.
Основы способностей
Способности человека в психологии рассматриваются как некий объект, который имеет основу. Основа эта заложена в человеке генетически, она зависит от задатков. К примеру, людям свойственно овладевать логическим менталитетом и членораздельной речью.
А что такое групповые способности? Это умения, которые группируются и развиваются на основе общих и специальных задатков. Человек выбирает профессию в 16-18 лет. Именно в этом возрасте у личности меняется структура дарований, проявляются профессиональные способности. Вообще, по мере развития умений сужается диапазон вероятности, но зато возрастает специализация дарований.
Развитие способностей в психологии происходит в течение деятельности. Здесь немаловажную роль играет контакт между умениями и талантом. Эти два параметра не идентичны, но они координированны.
Сообразно с массовыми профессиями производственно-материального труда структура кадровых умений может быть представлена именно так:
- Общечеловеческие умения – в основном работоспособность (и гарантирующие её личностные качества – аккуратность, ответственность). Создание данного компонента дарований связано с обучением человека как субъекта труда (в первую очередь его ценностно-мотивационной сферой).
- Общие дарования – «родовые» разноразрядные возможности людей, являющиеся результатом их универсальной жизнедеятельности в определённую историческую секунду и в определённой культуре.
- Специальные умения – продиктованное практикой нестандартное качество либо уровень развития высокопрофессиональных параметров, требующих для своего развития определённой длительной активности, особой тренировки.
Одарённость
Весьма интересно изучать познавательные способности. Психология их напрямую связывает с одарённостью. Рассмотрим же подробнее данное понятие. Появление этого термина опирается на представление о «даре» — высочайших задатках, которыми природа награждает одних либо других людей. Задатки базируются на наследственности либо на особенностях внутриутробного развития.
Именно поэтому одарённость нужно понимать как показатель высокого уровня умений, опирающихся на природную предрасположенность. Известно, что Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности иногда трудно отследить, являются ли умения в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) либо они – воплощение задатков.
Вообще в науке установилось понимание этого термина, которое свидетельствует о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития способностей, особенно если речь идёт о малышах. Известно, что уровнями такой одарённости являются гениальность и талант.
Разницу таланта и способностей весьма подробно рассматривали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подчеркнули, что между гением и талантом существует не количественное, а качественное различие. Во-первых, у них различное чувствование мира. А во-вторых, продуктом деятельности таланта является оригинальность, а у гения – это простота.
И всё же В. Клименко и И. Акимов считают, что гений не появляется из ниоткуда. Он рождается из таланта как результат многолетней работы над качеством.
Иная точка зрения гласит, что гениальность и талант не являются стадиями, что это совершенно непохожие психологические качества. Ведь если талантливый индивидуум может применять свой талант, а может не применять, то гениальный фактически является заложником своей гениальности: он не может не работать в том русле, в котором одарён. Фактически, для него наказанием считается лишение его возможности творить. Очень часто одарённость именуют «девиацией», хоть и позитивной.
Б. М. Теплов
А что нам может поведать психология способностей Теплова? Известно, что Б. М. Теплов является выдающимся отечественным психологом с мировым именем.
Он — блестящий экспериментатор и теоретик, исследователь индивидуальных различий, способностей и индивидуальности. Он написал книгу «Психология музыкальных способностей», в которой предложил новую структуру музыкальных талантов, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ладовое и ритмическое чувство, одарённость к произвольному оперированию слуховыми музыкальными представлениями. Данная книга – основной труд в его творческом наследии, впервые изданный в 1947 году.
Кстати, колоссальное значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности синхронических музыкальных способностей.
Итак, выделяют следующие уровни развития таланта:
- репродуктивный;
- творческий;
- реконструктивный.
Необходимо отметить, что результаты эмпирических тестов показывают: творческая способность и репродуктивная имеют совершенно разную природу. Именно поэтому они развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно найти самостоятельные уровни развития.
Определение интеллекта – Введение в психологию
Перейти к содержимому
К концу этого раздела вы сможете:
- Определить интеллект
- Объясните триархическую теорию интеллекта
- Определите разницу между теориями интеллекта
- Объясните эмоциональный интеллект
- Определение креативности
Определение интеллекта
Таблица 10.4
Определения интеллекта
Бине (1916) | Склонность брать и поддерживать определенное направление, способность приспосабливаться для достижения желаемой цели и сила самокритики. |
Копьеносец (1923) | Способность выявлять (выводить) отношения или корреляты. |
Векслер (1939) | Общая способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться со своим окружением. |
Фриман (1955) | Приспособление или адаптация человека к его общей среде. |
Дас (1973) | Способность планировать и структурировать свое поведение с целью. |
Гарднер (1983) | Способность решать настоящие проблемы или трудности по мере их возникновения. |
Штернберг (1986) | Умственная деятельность, связанная с целенаправленной адаптацией, формированием и выбором среды реального мира, имеющей отношение к жизни человека. |
Что такое интеллект? То, как исследователи определяли понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии (см. табл. 7.1). Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого g , который можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и преуменьшил значение того, что делало каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).
Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В конце 1930-х годов Л.Л. Терстон возражал против концепции Спирмена об одном общем факторе, приводя доказательства того, что интеллект состоит из семи независимых факторов: вербальное понимание , беглость слов , способность к числам , пространственная визуализация , ассоциативный память , скорость восприятия и рассуждение .
В 1940-х годах Раймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, согласно которой общий интеллект разделяется на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Cattell, 1963). характеризуется как приобретенное знание и способность к его извлечению. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Кеттелл, 19 лет).63).
Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Подумайте об этом на мгновение. Возможность перечислить всех 45 президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?
Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта, поскольку она рассматривает интеллект как состоящий из трех частей (Штернберг, 1988): практический, творческий и аналитический интеллект (рис. 10.12).
Рисунок 10.12 Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический., предложенный Штернбергом, иногда сравнивают с «уличными умниками». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19).88).
Эта история о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году иллюстрирует как высокий, так и низкий практический интеллект. Во время инцидента одна ученица вышла из класса, чтобы пойти за газировкой в соседнее здание. Она планировала вернуться в класс, но когда она вернулась в свое здание после того, как получила газировку, то увидела, что дверь, которую она использовала, теперь закрыта изнутри. Вместо того, чтобы думать о том, почему на дверных ручках была цепь, она подошла к окну своего класса и заползла обратно в комнату. Таким образом, она потенциально подвергала себя нападению преступника. К счастью, ее не расстреляли. С другой стороны, пара студентов шла по кампусу, когда услышала поблизости выстрелы. Один друг сказал: «Пойдем проверим и посмотрим, что происходит». Другой студент сказал: «Ни за что, нам нужно убегать от выстрелов». Они сделали именно это. В результате оба избежали вреда. Ученик, пролезший в окно, продемонстрировал некоторый творческий интеллект, но не пользовался здравым смыслом. У нее был бы низкий практический интеллект. Студент, подстрекавший своего друга убегать от выстрелов, обладал бы гораздо более высоким практическим интеллектом.
тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.
отмечено изобретением или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо продуманного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.
Теория множественного интеллекта была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет, является более поздней разработкой среди теорий интеллекта. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Среди этих восьми интеллектов человек обычно преуспевает в одних и колеблется в других (Gardner, 1983). В таблице 10.5 описан каждый тип интеллекта.
Таблица 10.5
Множественный интеллект | ||
---|---|---|
Интеллектуальный тип | Характеристики | Карьера представителя |
Языковой интеллект | Воспринимает различные функции языка, различные звуки и значения слов, может легко выучить несколько языков | Журналист, прозаик, поэт, педагог |
Логико-математический интеллект | Способность видеть числовые закономерности, сильная способность использовать разум и логику | Ученый, математик |
Музыкальный интеллект | Понимает и ценит ритм, высоту тона и тон; может играть на нескольких инструментах или выступать в качестве вокалиста | Композитор, исполнитель |
Телесный кинестетический интеллект | Высокая способность контролировать движения тела и использовать тело для выполнения различных физических задач | Танцор, спортсмен, спортивный тренер, инструктор по йоге |
Пространственный интеллект | Способность воспринимать отношения между объектами и то, как они перемещаются в пространстве | Хореограф, скульптор, архитектор, летчик, моряк |
Межличностный интеллект | Способность понимать и быть чувствительным к различным эмоциональным состояниям других | Консультант, социальный работник, продавец |
Внутриличностный интеллект | Способность получать доступ к личным чувствам и мотивам и использовать их для управления поведением и достижения личных целей | Ключевой компонент личного успеха с течением времени |
Натуралистический интеллект | Высокая способность ценить мир природы и взаимодействовать с обитающими в нем видами | Биолог, эколог, эколог |
Теория Гарднера является относительно новой и нуждается в дополнительных исследованиях, чтобы лучше установить эмпирическую поддержку. В то же время его идеи бросают вызов традиционному представлению об интеллекте и включают в себя более широкий спектр способностей, хотя предполагалось, что Гарднер просто переименовал то, что другие теоретики называли «когнитивными стилями», в «интеллектуальные способности» (Morgan, 19).96). Кроме того, разработать традиционные измерения интеллекта Гарднера чрезвычайно сложно (Furnham, 2009; Gardner & Moran, 2006; Klein, 1997).
Межличностный и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: . Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009).). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ », утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Карузо, 2004)
Наиболее полной теорией интеллекта на сегодняшний день является теория когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла (CHC) (Schneider & McGrew, 2018). В этой теории способности связаны и расположены в иерархии с общими способностями наверху, широкими способностями посередине и узкими (конкретными) способностями внизу. Непосредственно измерить можно только узкие способности; однако они интегрированы с другими способностями. На общем уровне находится общий интеллект. Далее, широкий уровень состоит из общих способностей, таких как плавное мышление, кратковременная память и скорость обработки. Наконец, по мере продолжения иерархии узкий уровень включает специфические формы когнитивных способностей. Например, краткосрочная память будет далее разбиваться на объем памяти и объем рабочей памяти.
Интеллект также может иметь разное значение и значение в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латинских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.
Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.
Творчество
Креативность – это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Креативность часто оценивается как функция способности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление можно описать как «нестандартное мышление»; это позволяет человеку прийти к уникальным множественным решениям данной проблемы. Напротив, конвергентное мышление описывает способность давать правильный или хорошо зарекомендовавший себя ответ или решение проблемы (Cropley, 2006; Gilford, 1967) 90 003
ПОВСЕДНЕВНАЯ СВЯЗЬ: Творчество
Доктор Том Стейтц, бывший профессор биохимии и биофизики Йельского университета в Стерлинге, посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие может помочь в производстве антибиотиков и предотвращении болезней. В результате своей работы на протяжении всей жизни он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году.. Он писал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерного роста и постоянные разговоры с глазу на глаз, дебаты и дискуссии с коллегами вообще. стадии исследования. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?
Лицензия
Введение в психологию Технологического института Южной Альберты (SAIT) находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Человеческий интеллект: значение и определение
В наших повседневных разговорах мы анализируем людей как очень умных или обладающих более или менее интеллектуальными способностями. Наши комментарии основаны на наблюдении за действиями или поведением заинтересованного лица, предпочтительно по сравнению с другими в его или ее группе. Согласно общепринятому мнению, интеллект относится к умственным способностям, которые помогают человеку критически рассуждать, быстро получать новую информацию, вести себя целенаправленно и взаимодействовать с окружающей средой.
Значение человеческого интеллекта
Человеческий интеллект — это интеллектуальная способность человека, которая проявляется в сложных когнитивных достижениях и различных уровнях мотивации в зависимости от данной ситуации и самосознания. Обычно. степень интеллекта определяет работоспособность человека.
Определение человеческого интеллекта
Многие психологи пытались по-разному определить человеческий интеллект; Итак, здесь мы обсудим некоторые важные определения:
Stern (1914) определяет:
«Интеллект — это общая способность человека сознательно приспосабливать свое мышление к новым требованиям. Это общая умственная приспособляемость к новым проблемам и условиям жизни».
Wechsler (1944) определяет:
«Интеллект — это совокупная или глобальная способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться с окружающей средой».
Вудворт и Маркиз (1948) определяют:
«Интеллект означает использование интеллекта. Это использование интеллектуальных способностей для управления ситуацией или выполнения какой-либо задачи».
Разные ученые определяют по-разному, но общие моменты среди них следующие:
Интеллект следует понимать как умственные способности или энергию человека в определенное время и в определенной ситуации.
Эта умственная способность помогает человеку манипулировать вещами, объектами или событиями, присутствующими в его окружении, а также адаптироваться или успешно справляться с новыми трудностями и проблемами, возникающими в жизни.
Суждение о своих способностях или доступном ему запасе умственной энергии может рассматриваться только с точки зрения качества его поведения или действий.
Это возможность управления абстракцией.
Это способность приспосабливаться или адаптироваться в новой ситуации.
Способность или способность адекватно реагировать на определенные раздражители в данной ситуации.
Все это можно использовать для формирования всеобъемлющего определения интеллекта. Интеллект можно рассматривать как разновидность психической энергии (в форме умственных или познавательных способностей), доступную человеку и помогающую ему управлять своим окружением с точки зрения приспособляемости и максимально успешно справляться с неожиданными ситуациями.
Природа интеллекта
Исследования показали следующие характеристики интеллекта человека:
Влияние наследственности и среды на интеллект: Интеллект является продуктом наследственности и среды. Оба являются важными элементами для интеллектуального роста человека, и один нельзя считать более важным, чем другой.
Распределение Интеллекта: Интеллект не идентичен, а варьируется от человека к человеку. При нормальном распределении подавляющее большинство населения является средним, с небольшим количеством исключительно блестящих и бедных людей.
Индивидуальные различия в интеллекте: Разные люди обладают разным интеллектом. Уровень интеллекта колеблется от человека к человеку, от возраста к возрасту и от обстоятельств к обстоятельствам.
Интеллект и возрастные изменения: Интеллект растет с возрастом, но до определенного момента. Возраст прекращения умственного развития также варьируется от человека к человеку. Обычно интеллект достигает своего максимума примерно в возрасте от 16 до 20 лет у человека, когда прекращается вертикальный рост. Однако горизонтальный рост-накопление знаний и приобретение навыков продолжается на протяжении всей жизни человека.
Интеллект и половые различия: Различные исследования показали, что половые различия не влияют на различия в интеллекте.
Интеллект и расовые или культурные различия: Различные исследования также не подтвердили существенных различий между расами или группами. «Ярких» и «тупых» можно найти в любой расе, касте или культурной группе, и обнаруженные различия можно объяснить с точки зрения влияния окружающей среды.
Подходы к теориям интеллекта
Существует два подхода к изучению теорий интеллекта:
Психометрический подход: Этот подход рассматривает интеллект как совокупность способностей. Теории основаны на модели, которая изображает интеллект как совокупность способностей, измеряемых умственными тестами. Теории основаны на результатах обычных тестов интеллекта или проверяются ими. Эти теории часто основаны на факторном анализе; они определяют набор факторов, которые, как предполагается, лежат в основе человеческого интеллекта.
Подход к обработке информации Этот подход описывает интеллектуальные рассуждения людей и процесс решения проблем. Концепция основана на предположении, что люди обрабатывают информацию, которую им представляют, а не просто реагируют на стимулы.
Теории интеллекта
Интеллект можно объяснить с различных теоретических точек зрения. Основные из них описаны здесь:
Uni-factor Theory: Эту теорию выдвинул Альфред Бине, который считал, что интеллект состоит из одного фактора, универсального для всех видов индивидуальной деятельности. Он разработал концепцию IQ, основанную на этой теории.
Двухфакторная теория: Эта теория, предложенная Чарльзом Спирменом, делит интеллектуальные способности на два фактора: одна общая способность или общая способность, известная как фактор «G», и другая группа конкретных способностей, известная как фактор «S». . Общий интеллект — это умственная энергия, измеряемая различными задачами, а определенные способности позволяют человеку справляться с определенным видом проблем.
Теория первичных умственных способностей: Эта теория постулирует, что некоторые умственные операции имеют общий «первичный» фактор, который придает им психологическое и функциональное единство и отличает их от других умственных операций. Затем эти умственные операции составляют группу.
Иерархическая модель интеллекта: Ауртер Дженсен, проверив способности школьников к обучению, пришел к выводу, что существует два уровня способностей: уровень I и уровень II. Сохранение вводимой информации и механическое запоминание основных навыков и знаний являются примерами уровня I, или ассоциативного обучения. Уровень II, или концептуальное обучение, сродни способности изменять и манипулировать входными данными или способности решать проблемы.
Структура модели интеллекта: Дж. П. Гилфорд представил эту теорию. Теория постулирует, что любая интеллектуальная деятельность вращается вокруг трех измерений: операций, содержания и продуктов, включающих в общей сложности 180 различных интеллектуальных способностей (последние исследования).
Теория множественного интеллекта: Эта теория была предложена Говардом Гарднером в 1983 году. Он предположил, что наличие различных способностей определяет интеллект, который работает в комбинации, а не только одну общую способность. Первоначально он описал семь различных типов интеллекта, определяемых с точки зрения способностей, но позже добавил в список еще два.
Триархическая теория интеллекта: Представленная Робертом Штернбергом теория представляет три (то есть триархических) типа интеллекта: компонентный, эмпирический и контекстуальный. Эта теория была основана на обработке информации.
Модель интеллекта PASS: Эта модель была впервые предложена в 1975 году Дж. П. Дасом, Дж. Р. Кирби и Р. Ф. Джарманом, а затем разработана Дасом, Наглиери и Кирби в 1994 году. Одновременная и последовательная (PASS) теория интеллекта.
Заключение
Существует множество определений интеллекта, и в основном он понимается как сложная когнитивная способность, которая позволяет людям учиться и решать проблемы.