Определение трудолюбие это: ТРУДОЛЮБИЕ | это… Что такое ТРУДОЛЮБИЕ?

это, определение слова, понятие. Что такое Трудолюбие, значение, словарь, энциклопедия

Трудолюбие — ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, а с другой — на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. Понятно, что для воспитания трудолюбивой личности необходимо так «-форматировать»- социальную ситуацию ее развития, чтобы, во-первых, она сама отдавала себе отчет в смысловой нагрузке трудовой деятельности, видела результаты своей трудовой активности, а, во-вторых, ее целеустремленность, добросовестность, ответственность и удовлетворенность самим процессом труда адекватно санкционировались со стороны как группы членства (которая в связи с этим, как правило, приобретает статус референтной), так и со стороны широкого социума. Одним из важнейших созидающих ресурсов формирования подлинного трудолюбия личности является психологический феномен вложенного труда, «-состоящий в том, что субъект в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, в особенности творческие. Вследствие своей социальной сущности субъект испытывает потребность в том, чтобы ценимое и переживаемое им как вложенный труд стало предметом признания и положительной оценки со сторон других. При игнорировании вложенного труда личности у нее падает мотивация, появляются равнодушие, безразличие- последующая деятельность выполняется формально, без мотивационного напряжения, необходимого для высокого уровня достижений»- (А. -И. -Липкина). Следует специально отметить, что трудолюбие как черта личности и, главное, как некая форма проявления активности в рамках жизнедеятельности реально функционирующей малой группы принципиально по-разному оценивается в зависимости от уровня социально-психологического развития конкретного сообщества. При этом необходимо понимать, что трудолюбие практически напрямую связано с таким немаловажным в психологическом плане феноменом межличностных отношений, как атрибуция ответственности за успех и неудачу совместной деятельности членов группы.

Как правило, трудолюбивые люди достаточно адекватно оценивают свой вклад в решение общегрупповой задачи, иногда даже приуменьшая свой вклад в ее успешное выполнение. При этом в группах высокого социально-психологического развития реальное проявление трудолюбия той или иной личностью чаще всего интерпретируется как вполне нормативная активность, в то время как в группах низкого уровня развития подобная активность обычно рассматривается как сверхнормативная и при этом оценивается порой негативно, так как проявляющей трудолюбие личности нередко приписываются неадекватные мотивы — «-хочет выставить себя на показ»-, «-выслуживается»- и т. -п.

В рамках концепции психосоциального развития Э. -Эриксон выделял совершенно определенный возрастной этап — с 6 до 12 лет, критический с точки зрения формирования трудолюбия как одной из стержневых черт личности. На этом этапе ведущей потребностью развития ребенка является переход от «-виртуального»- проникновения в мир взрослых через игру к самостоятельному либо в кооперации с другими людьми создания реальных продуктов, востребованных и оцененных обществом. Как пишет Э. -Эриксон, «-ощущение себя способным делать разные вещи, и делать их хорошо или даже в совершенстве, я назвал чувством созидания»-. Внешним подкреплением этой потребности, во всяком случае в цивилизованных странах, является начало школьного обучения, что полностью соответствует как актуальным потребностям, так и результатам предшествующего развития (естественно, в том случае, если более ранние психосоциальные кризисы получили позитивное разрешение), поскольку «-именно в конце периода развитого воображения ребенок проявляет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисциплину и выполняет определенные требования взрослых. Его переполняет желание конструировать и планировать вместо того, чтобы приставать к другим детям или провоцировать родителей и воспитателей»-. По мнению Э. -Эриксона, «-…в социальном отношении эта стадия — решающая. Поскольку созидание включает производство предметов рядом и вместе с другими людьми, то первое чувство разделения труда и различия возможностей — чувство технологического этоса культуры — развивается в это время. Поэтому культурные формы и вытекающие из господствующей технологии манипуляции должны осмысленно дойти до школьной жизни, поддерживая в каждом ребенке чувство компетентности — то есть свободное упражнение своих умений, интеллекта при выполнении серьезных задач, не затронутых инфантильным чувством неполноценности. Это — основа для кооперативного участия в продуктивной взрослой жизни»-522.

Вполне понятно, что в этих условиях критически выжными, с точки зрения формирования трудолюбия, у ребенка являются особенности образовательной системы в целом, конкретной школы и конкретного учителя. Перед начальной школой стоит крайне сложная диалектическая задача — донести до ребенка необходимость определенного самоограничения в сочетании с внешним нормированием в условиях совместной с другими детьми и взрослыми деятельности при одновременном сохранении достаточного для проявления индивидуальной инициативы и творчества пространства.

Между тем, анализируя процесс обучения в США, Э. -Эриксон обозначил две крайности, носящие достаточно универсальный характер и свойственные российской системе образования, одинаково деструктивные в плане решения данной задачи. «-Первая, ставшая уже традиционной, заключается в том, что жизнь младшего школьника превращают в часть суровой взрослой жизни, подчеркивая самоограничение, чувство ответственности, необходимость делать то, что тебе сказали. Вторая, более современная крайность, заключается в продлении на этот возраст натуральной способности детства узнавать что-то играя, учиться тому, что надо делать, делая то, что хочешь. … Доведенная до крайности первая тенденция использует склонность ребенка — дошкольника или младшего школьника становиться всецело зависимым от предписанных обязанностей. С одной стороны, он может выучить многое из того, что абсолютно необходимо и развить в себе непоколебимое чувство долга. Но с другой — может никогда не разучиться этому самоограничению, доставшемуся дорогой ценой, но не являющемуся необходимым, из-за чего сделает и свою жизнь, и жизнь других людей несчастной и, в свою очередь, у своих собственных детей сломает их естественное стремление учиться и работать. Вторая тенденция, будучи доведенной до крайности, ведет не только к широко известному и популярному тезису, что дети сегодня вообще ничего не учат, но также и к такому ощущению у детей, которое прекрасно отражается в знаменитом вопросе, заданным одним ребенком: «-Учитель, мы должны сегодня делать то, что мы хотим?»- Вряд ли можно лучше выразить тот факт, что детям этого возраста действительно нравится, чтобы их мягко, но уверенно подводили к увлекательнейшему открытию того, что можно научиться делать такие вещи, о которых ты сам никогда не думал, вещи, являющиеся продуктом реальности, практичности и логики- вещи, которые преобретают таким образом смысл символа приобщения к реальному миру взрослых»-. Для традиционной советской школы была свойственно именно первая из этих двух крайностей, однако в 90-е гг. прошлого века стала отчетливо проявляться и вторая.

В настоящее время обе они имеют место. Кроме того, к современной российской школе полностью применимо и замечание Э. -Эриксона о том, что «-между этими крайностями мы имеем множество школ, у которых вообще нет никакого стиля, кроме твердой приверженности факту, что школа должна быть. Социальная неравноценность и отсталость методов обучения в таких школах все еще создают опасный зазор между многими детьми и технологией, которая нуждается в них не только как в людях, способных служить технологическим целям, но и как в людях, которым сама технология должна служить»-523.

Не случайно в современном российском обществе наблюдается отчетливая диффузия трудолюбия, выражающаяся в нежелении и неспособности многих молодых людей заниматься созидательной деятельностью в сочетании с широчайшем распространением во всех сферах общественного производства псевдодеятельности, т.  -е. деятельности, не направленной на создание потребительских ценностей. Классическим примером такого рода является гигантский бюрократический аппарат. Как показывает анализ целого ряда организационных структур, количество сотрудников, в буквальном смысле слова изводящих бумагу, в разы превосходит количество сотрудников, занятых в «-зарабатывающих»- подразделениях. Весьма показателен в этом плане так называемый охранный бизнес, в котором занято свыше двух миллионов человек, в подавляющем большинстве молодых здоровых мужчин. Реальная их «-деятельность»- сводится к «-просиживанию штанов»- в бесчисленных проходных. Квинтэссенцией диффузии трудолюбия на индивидуальном уровне может служить весьма распространенный откровенный ответ на вопрос: «-Чем бы Вы хотели заниматься?»- — «-Все равно чем, лишь бы платили!»-

В современных российских условиях достаточно проблематично ожидать быстро и при этом кардинальных изменений в лучшую сторону системы образования в целом. В этой связи особую актуальность приобретает, в частности, замечание Э.  -Эриксона о том, что «-…отбор и подготовка учителей витально важны для предотвращения опасностей, которые могут подстерегать индивида на этой стадии»-. По его мнению, «-развитие чувства неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет, — вот та опасность, которая может быть сведена к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть то, что ребенок может сделать, и способным распознать психиатрическую проблему. Очевидно, именно в этом заключается наилучшая возможность предотвращения определенной спутанности идентичности, уходящей своими корнями в неспособность или в действительное отсутствие возможности учиться»-524. В даном ракурсе совершенно очевидна первостепенная важность психологизации подготовки педагогических кадров, которая должна выражаться, прежде всего, не в механистическом наполнении программ педагогических вузов психологическими дисциплинами, а в решительном отказе от классической парадигмы советской педагогики, изучавшей умозрительные «-закономерности»- развития абстрактного ребенка в абстрактной «-норме»-, и реализации подлинно психологического подхода, предметом которого является развитие и функционирование реального индивида в реальном обществе.

Понятно, что при всей важности, с точки зрения формирования у ребенка трудолюбия, школьного обучения было бы совершенно ошибычном сбрасывать со счетов родительское влияние. В этой связи нельзя не отметить два наиболее существенных контрпродуктивных фактора, получивших широкое распространение в современном российском обществе.

Прежде всего, как собственно учебная, так и иная социально желательная деятельность ребенка (занятия в спортивных секциях, изучение иностранных языков, занятия музыкой и т. -п.) воспринимаются многими родителями (порой неосознанно) в качестве своего рода «-визитной карточки»-, поддерживающей их собственную самооценку и статус в глазах окружающих (соседей, коллег по работе, родителей одноклассников и т. -д.). На практике это, как правило, означает жесткий контроль за деятельностью ребенка в сочетании с директивным навязыванием ему дополнительных видов активности. Тем самым не только фрустрируется витальная потребность ребенка в самостоятельном созидании, но и провоцируется недоверие к учителю, поскольку проверка и оценка домашних заданий является его работой, а коль скоро этим занимаются родители, то предполагается, что учитель некомпетентен, недобросовестен или невнимателен и равнодушен.

Другой не менее серьезной, хотя и главным образом «-мальчиковой»- проблемой является то, что курирование учебной деятельности ребенка, как правило, берет на себя мама. Тем самым усиливается негативное влияние традиции, в рамках которой учитель начальной школы — исключительно женская специальность, что, как отмечал Э. -Эриксон «-…часто является причиной конфликта с неинтеллектуальной мужской идентификацией у мальчиков, поскольку создается впечатление, что знания — это что-то чисто женственное, а действия — сугубо мужественное»-525.

В таких условиях налицо реальный риск тотальной депривации у ребенка изначальной потребности в самостоятельной деятельности и готовности вкладывать в нее личностные ресурсы, что влечет за собой диффузию трудолюбия и стагнацию действия.

Только скоординированные усилия родителей и педагогов в логике партнерского взаимодействия с ребенком обусловливают позитивное разрешение базисного кризиса четвертой стадии психосоциального развития, в результате которого формируется трудолюбие как стержневая черта личности. По словам Э. -Эриксона, вклад этой стадии в личностную идентичность может быть выражен словами «-я есть то, что я могу научиться делать»-. Заметим, что данная метафора отчетливо пересекается в содержательном плане с понятием вложенного труда.

Практический социальный психолог, осуществляя психологическую поддержку и сопровождение вверенной его попечению группы, должен, с одной стороны, всячески выделять и подкреплять проявления подлинного личностного трудолюбия, четко отделяя подобную активность от случаев демонстрации членами сообщества своей амбициозности, попыток с опорой на показную активность реализовать свои статусные претензии на ключевую властную позицию в сообществе, а с другой — создавать и поддерживать такую социальную ситуацию развития каждого в группе, которая стимулирует формирование действительно личностного трудолюбия и которая предполагает в рамках общности социально-психологический климат, имеющий в своей основе признание трудолюбия в качестве базовой общегрупповой ценности.


522Эриксон -Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 136—137.

523Эриксон -Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 137—138.

524Эриксон -Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 138.

525 Там же. С. 135—136.

Трудолюбие

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется Т. в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане Т. предполагает…

Трудолюбие

Психологическая энциклопедия

(Industry). Соответствует школьному возрасту и отражает стремление продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи.

Трудолюбие

Психологическая энциклопедия

— чертахарактера, состоящая в положительном отношении к процессу деятельности трудовой. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств…

Трудолюбие

Психологическая энциклопедия

— чертахарактера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

Поделиться:


Что такое трудолюбие? (по тексту М.Г. Шабашова) :: сочинение 9.3. (15.3.) ОГЭ


Трудолюбие – это внутреннее качество человека, связанное с любовью к труду во всех его проявлениях. Трудолюбивый человек работает не только потому, что так нужно и именно так зарабатываются деньги на жизнь, а потому что он испытывает удовлетворение от самого процесса труда. Такой человек всегда стремится к долгому и усердному труду. Позитивное отношение человека к труду связано с тем, что человек испытывает истинное удовольствие от работы. Для трудолюбивых людей важен не столько результат деятельности, сколько сам процесс. Они не боятся выполнять работу любой сложности.

Проблема трудолюбия поднимается в тексте М.Г. Шабашова. Здесь раскрывается образ «классической бабушки» Анны Дмитриевны, которая поведала рассказчику о своем жизненном пути. Анна Дмитриевна рассказывала, что она, будучи крестьянкой, «пахала землю, сеяла хлеб, убирала». Героиня говорит о том, что не только умела работать, но и любила это делать. Даже в праздничные дни она рвалась что-нибудь сделать: пойти на пашню поля, последить за скотиной, притащить воду их колодца или еще что-нибудь. Анна Дмитриевна говорит о том, что после того, как они переехали, она работала в питомнике, затем уборщицей на заводе. Героиня, которой уже было 100 лет, признается, что если бы ей сейчас позволяло здоровье, она бы продолжала работать. Анна Дмитриевна с сожалением говорит о том, что трудиться ей не позволяет состояние здоровья. Она называет себя «никудышной», потому что не имеет возможности работать с прежней силой. Анне Дмитриевне непривычно сидеть на одном месте и не заниматься ничем полезным, она признается, что теперь ей остается лишь «вспоминать, как жили раньше-то, когда силы для работы были».

Рассказчик, общавшийся с Анной Дмитриевной, восхищается трудолюбием женщины и утверждает, что трудолюбие стало одним из секретов ее долголетия и счастливой жизни.


Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих произведениях литературы. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается образ трудолюбивой девушки Лизы. Будучи крестьянкой, героиня очень много работает. Кроме того, Лиза – единственная, кто обеспечивает свою семью, так как мама героиня больна. Главная героиня в разговоре со своей мамой говорила так: «Бог дал мне руки, чтобы работать». Это говорит о том, что Лиза считает, что любой человек, у которого есть силы работать, должен постоянно трудиться. Несмотря на то что труд Лизы связан с ее крестьянским происхождением и сложной семейной ситуацией, нельзя сказать о том, что Лиза работает по принуждению или по обязанности, она делает это в свое удовольствие. Ей нравится собирать цветы и ягоды, она «ткала холсты, вязала чулки». Все это говорит об огромном трудолюбии Лизы, о ее положительном отношение к любому виду труда.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудолюбие – это хорошее отношение человека к работе, стремление постоянно трудиться, получая при этом удовольствие от самого процесса труда.

С полным текстом М.Г. Шабашова можно ознакомиться по ссылке.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что такое внутренняя красота? (по тексту В.А. Сухомлинского)
  • Что такое настоящее приключение? (по тексту Д.Г. Шеварова)
  • Что такое мечта? (по тексту А.Г. Алексина)
  • Что такое долг памяти? (по тексту А.А. Лиханова)

  • определение осмотрительности · LSData

    Горное время

    20:14

    @badgirlsclub: ты опоздал, мой любимый противник

    арарара

    20:15

    О боже, ха-ха, ЛСД теперь совсем другой. Я скучаю по этому!

    арарара

    20:19

    Меня забавляет, что люди никогда не узнают, каким диким было это место. Всякий раз, когда я рекомендую ЛСД людям, интересующимся юриспруденцией, я смеюсь над этим про себя.

    Badgirls Club

    20:28

    @@

    Badgirls Club

    20:28

    @ararara: упс, отправлено слишком рано — но это самая дикая социальная среда, которую я когда-либо испытывал, это точно

    арарара

    20:34

    @superduperbad Немного грустно, что все закончилось, но, по крайней мере, теперь мы все легенды!

    арарара

    20:34

    Кроме того, я чувствую, что криптопопсы сохранили все разговоры, поэтому через 30 лет нас будут шантажировать!

    Хуан Сенарс Рино

    19:53

    это годовые или полные стипендии?

    НежелательныйSoggyShrew

    9:15

    общий

    СложныйНовыйPelican

    11:26

    @MountainTime: если ты всех ненавидишь, почему ты здесь? Этот веб-сайт предназначен для того, чтобы помочь всем, особенно в будущем, с тем, что им нужно, чтобы достичь того, чего они хотят. Вы здесь только для того, чтобы потешить свое эго?

    Badgirls Club

    11:48

    @DifficultNewPelican: боже мой, ты жив

    принести выпивку

    12:02

    о господи, этот сайт все еще существует

    СложныйНовыйPelican

    12:30

    @badgirlsclub: я опроверг обвинения покойного

    Badgirls Club

    12:50

    @DifficultNewPelican: куда мы поедем следующей осенью

    WoebegoneFreeCucumber

    13:39

    У кого-нибудь есть решения из Бруклина?

    TellTaleTimes

    15:05

    @badgirlsclub:

    TellTaleTimes

    15:05

    Привет

    TellTaleTimes

    15:05

    Приятно видеть вас здесь снова

    ГенералКоала

    15:15

    привет

    клуб плохих девочек

    15:17

    @TellTaleTimes: привет, мой хороший приятель и друг

    Горное время

    15:22

    @WoebegoneFreeCucumber: я получил от них электронное письмо HTN, а вы?

    ReconditeДоступныйJaguar

    17:32

    Здравствуйте, нужны сводки дел и встроенный юридический словарь Пожалуйста

    СоваЛуна

    18:19

    Привет. Я в списке ожидания по моему лучшему выбору, но я ниже их средней статистики. Тем не менее, декан приемной комиссии недавно написал мне по электронной почте с просьбой встретиться через Zoom, чтобы обсудить мое заявление. Это плохой знак или у вас такое было? Что это может означать? ТИА!

    принести выпивку

    19:03

    это отличный знак!

    Блондинки в законе

    19:16

    Кто-нибудь знает что-нибудь о процессе отбора стипендий Тони Патино? ничего не могу найти в сети

    WoebegoneFreeCucumber

    20:50

    @MountainTime: Что такое HTN?

    WoebegoneFreeCucumber

    20:55

    Кто-нибудь получил ответ из Бруклина?

    лсатангел

    21:00

    Кто-нибудь знает, как поместить себя в софт, если вы подходите под несколько категорий?

    УильямНот

    22:03

    я бы поставил ваш самый высокий

    WoebegoneFreeCucumber

    22:12

    Сколько времени обычно требуется, чтобы выйти из списка ожидания…

    Что такое усердие? | Блог Macmillan Dictionary

    Слово дня

    6 лет назад

    от администратора

    Взгляды: 6327

    Происхождение слова

    Существительное трудолюбие относится к середине 14 века, а прилагательное прилежный датируется тем же временем. И прилагательное, и существительное происходят от старофранцузских слов «прилежный» и «усердие» соответственно; существительное, означающее «забота и внимание», а также «скорость или поспешность». Латинское прилагательное было «diligens» в форме винительного падежа «diligentem», а существительное было «diligentia», что означает «осторожность, внимательность». Интересно, что латинский глагол «diligere» имел дополнительное значение «высоко ценить, ценить, любить».

    Современное слово усердный постепенно эволюционировало через все эти значения, таким образом, от «любви» через «обращение внимания» к «быть осторожным» и «прилагать постоянные усилия» (1).

    Вторичное значение старофранцузского слова «усердие» как «скорость или поспешность» приобрело другую роль во французской фразе «carrosse de diligence», которая вошла в английский язык в конце 17 века как  усердие , означающее «общественный дилижанс». ‘, большая конная повозка, использовавшаяся для перевозки пассажиров и почты.
    Родственные слова: усердно

    Примеры

    Проведение усердного поиска требует от лица, осуществляющего поиск, усердной работы и большой осторожности:

    «Сиротские произведения — это произведения, охраняемые авторским правом, один или несколько правообладателей которых неизвестны или не могут быть обнаружены. Эти руководства будут полезны, если вы решите подать заявку на получение лицензии по схеме лицензирования неизвестных произведений, которая требует тщательного поиска. Они включают подробную информацию об источниках, к которым заявители должны обращаться, и неполный список дополнительных источников, которые могут быть полезны… Также были опубликованы контрольные списки, подтверждающие, что вы завершили тщательный поиск, которые можно использовать в процессе подачи заявки». Х.М. Правительство. Обновлено 30 сентября 2016 г.: Ведомство интеллектуальной собственности «Сирота тщательно разрабатывает руководство по поиску для заявителей» (1).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *