Определите к какой группе психических явлений психическим процессам: К какой группе психических явлений относятся каждое явление?

Вопрос № 1

1. Определите, к какой группе психических явлений относится каждое явление, описанное ниже. Обоснуйте ответ.

А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом

усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше,

если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке

класса.

В. Витя Г. регулярно посещает секцию плавания.

Г. Рассматривая фотографию с эстафеты, ученик непроизвольно «проигрывает» ее этапы.

Д. Лёша М. придя из колледжа домой, сразу решил выучить тему «Возрастная периодизация». Однако, как он ни старался, определение возрастной периодизации он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.

Психические явления, изучаемые психологией, разделяются на три группы: психические процессы (ощущение, восприятие, мышление, речь, внимание, память, эмоции), психические свойства (темперамент, характер, направленность) и психические состояния (утомление, монотония, стресс, напряжение и т.п.).

В примере А говорится об изменении психического состояния после уроков ФК (школьники не могут быстро переключится с одного типа активности на другой), которое влияет на психические процессы: внимание, мышление.

В примере Б — о характере Тани, значит психические свойства.

Ситуация В говорит о психическом свойстве Вити, т.е. его направленности (что ему интересно).

Пример Г демонстрирует психический процесс – память.

Леша находится в состоянии утомления, следовательно, это психическое состояние.

Вопрос № 2

1. Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые характеризуют личность.

А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую.

Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и

личной жизнью.

В. Ирина В. вступила в молодежную общественную организацию.

Г. Преподаватель Н. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и

быстрой походкой.

Д. Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило

успеваемость в школе.

Индивид – это человек в совокупности своих врожденных свойств, на основе которых будет происходить его дальнейшее развитие. Личность  это результат социального становления индивида, приобретенного в результате его становления в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Свойства личности в примерах Б, В и Д. Свойства индивида в пунктах А и Г.

Вопрос № 3

1. Какие свойства внимания необходимы учителю физической культуры для работы на уроке? Обоснуйте ответ.

Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Всего существует пять свойств внимания:

  1. Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте (учителю необходимо не отвлекаться).

  2. Объём — количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью (необходимо одновременно отслеживать всех учеников).

  3. Устойчивость — длительность, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания (необходимо на протяжении всего урока быть внимательным).

  4. Распределение — одновременное удерживание во внимании двух разных объектов (т. е. необходимо и слушать учеников, и смотреть за техникой выполнения и т.п.)

  5. Переключаемость — осмысленное и целенаправленное изменение направления сознания с одного предмета на другой (переключение с одного задания на другое).

Контрольная работа по «Психологии»

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

 

Кафедра управления персоналом

 

Оценка_____________

Подпись преподавателя________________

«___»_________________2013г.

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ

Вариант №2

 

 

 

 

ФИО_________________________

Студент курса ___ группы_______

Специальность________________

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Задание 1.

Определите, к  какой группе психических явлений  – психическим процессам, свойствам  личности или психическим состояниям – относится каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу еще двумя своими примерами.

Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к родителям, преодоление  усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.

Психический процесс: воображение, запоминание, мышление, восприятие, борьба мотивов.

Свойства личности: выдержка, активность во время урока, темперамент, характер способности, потребности мотивы.

Психическое состояние: утомление, ярость, любовь к родителям, преодоление усталости, эмоциональная неустойчивость, страх, стресс, депрессия, тревога.

 

Задание 2.

Что из приведенного списка относится к психологическим  фактам, что – к психологическим  явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?

Мышление, эмоциональное  переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация в темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.

Психологическое явление: мышление, память, вера, эмпатия, способности, рефлексия, сон.

Психологический факт: поведение, низкая адаптация к темноте, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, обучаемость, смерть, идеалы, иллюзия, бесстрашие, некоммуникабельность, отчаяние, трудолюбие, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.

Колики в желудке, дыхание, зубная боль, озноб, потливость, голод  – все это относится к физиологическим проявлениям.

 

Задание 3.

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

  1. Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.

Ответ: порог ощущений ( высокий порог чувствительности).

  1. Человек не слышит, как муха ползает по столу.

Ответ: приспособление (адаптация).

  1. При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Ответ: сенсибилизация.

  1. Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные, и вибрационные ощущения.

Ответ: компенсаторная сенсибилизация.

  1. Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.

Ответ: порог различения.

 

Задание 4.

Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким  признакам вы это установили?

А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых способностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т.д.

Б. Князь Андрей … любовался  тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца…. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. (Л. Н. Толстой. Война и мир. Собр. соч. в 20т., т. 5, с.176)

В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под  землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подстчетам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили.

Г. Во 2 классе учитель, показав детям  репу, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету, форме. Потом учитель кладет на парты салфетки с кусочками овощей.

Дети их пробуют.

Учитель: Валя, тебе понравилась репа?

Ученица: Она вкусная.

Учитель: А редька?

Ученица: Горькая.

Учитель проходит по рядам, даёт ребятам  понюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся.

Д. …Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил  себе своего деда Константина Макарыча, служащего  ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. (А. П. Чехов)

Ответ: Г – в этом случае прослеживается свойство контактности.

             Д – в этом случае 

прослеживается  свойство предметности.

 

Задание 5.

Укажите, какие  условия нужны для возникновения  и поддержания произвольного, а  какие – непроизвольного внимания?

Произвольное  внимание

Непроизвольное  внимание

а) Постановка вопросов и  решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.

б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между  ними, изменение в раздрожителях.

г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий  для работы.

в) Осознание текущих  результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

д) Использование определенных потребностей, с удовлетворением  которых связан учебный материал.

е) Использование определенных установок и психических состояний.

ж) Постановка значимых целей  и задач деятельности.

 

 

Задание 6.

Укажите, в  какой из описанных ситуаций, имело  место смысловое и в какой  – механическое запоминание? По каким  признакам вы это установили?

А. Ученик, рассказывая  биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», — он тут же без труда рассказал этот эпизод.

Ответ: смысловое, так как ученик запомнил яркий эпизод в биографии.

Б. С. Ш.. обладавшему феноменальной  памятью, в многолюдной аудитории  прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.

Ответ: механическое запоминание, так как человек заучил слова, не понимая их смысла.

Задание7.

Прочитайте  характеристику ребенка. Определите, какой  вид мышления преобладает у данного  ребенка, и какие качества ума  прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.

Дима любит трудные  задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты.

Ответ: У ребенка преобладает логический вид мышления, любит решать задачи несколькими способами. Также имеется склонность к математическим наукам. У ребенка преобладают качества настойчивость, внимательность, упорство, целеустремленность.

 

Задание 8.

Определите, к  какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?

А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы — куда девались их задор и одержимость.

Ответ: Стресс. Игроки стали неузнаваемы, испытали нервный срыв.

Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с  простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.

Ответ: У ученика состояние стресса, так как перед экзаменом он испытал состояние сильного напряжения, тревоги и, поэтому на экзамене у него вышла стадия защиты.

В. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.

Ответ: Категория настроения, так как в плохом настроении человек совершает поступки, о которых сам потом жалеет.

Г. При обучении прыжкам  с парашютом некоторые новички  не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным  приказом удаётся заставить сделать  шаг за борт самолёта. Страх и  волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.

Ответ: Люди сначала испытывают состояние стресса, потому что не могут найти сил, чтобы покинуть борт самолета, боятся сделать это. Потом, совершив прыжок с парашютом, наступает аффект.

Д. Графиня Ростова  после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле странно-неловко  выпячиваясь, и билась головой о стену…

Ответ: Шоковое состояние, потому что человек не верит и не осознает, что ребенка его больше нет в живых.

 

Задание 9.

Даны образцы  проявления в поведении людей  свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые  характеризуют индивида и те, которые характеризуют личность.

Индивид

Личность

А. У девочки наблюдается  медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается  с одной деятельности на другую.

Б. Студент рассказал  о том, как он распределяет время  между учебой, спортом и личной жизнью.

Г. Преподаватель Г. Отличается выразительной мимикой, резкими  движениями и быстрой походкой.

В. Гражданин М. вступил  в политическую партию.

Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос.

Д. Учитель внес предложения, осуществление которых значительно  повысило успеваемость в школе.

 

Задание 10.

Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Сангвиник: бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний.

Флегматик: медленное усвоение и перестройка навыков, выдержанность, ровное, спокойное настроение, сосредоточенность внимания.

Холерик: повышенная эмоциональная возбудимость, возбужденное состояние, энергичность.

Меланхолик: неуверенность в себе, однообразие мимики, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность, терпеливость, невыразительность речи.

 

Задание 11.

Ниже перечислены  черты характера. Распределите их по группам (черты характера, выражающие направленность личности: отношение к труду, другим людям, самому себе; волевые черты характера).

Настойчивость, общительность, эгоизм, инициативность, чуткость, консерватизм, бережливость, выдержка, внушаемость, самокритичность, заносчивость, скромность. Приведите еще по два примера в каждую группу.

Intentionality — The Decision Lab

Основная идея

Теория и практика

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Что значит быть человеком? Это тела, которые несут нас, или умы в наших головах? Эмоции, которые мы чувствуем, или опыт, который у нас есть? Как и у большинства из нас, размышления о том, что значит быть человеком, могут натолкнуть вас на глубокую цепочку мыслей.

Интенциональность относится к способности ума представлять что-либо. Это в основном приписывается психическим состояниям, таким как восприятие, убеждения и желания. 1  В дискуссиях о человеческом разуме сознание и интенциональность часто являются центральными явлениями. Интенционализм даже стал отдельной областью изучения. 2  Интенционализм, также известный как репрезентативизм, относится к вере в то, что природа сознательного психического состояния человека определяется его интенциональностью. 3

»

Бессознательное сознание является не более противоречием в терминах, чем невидимый случай видения.


– Франц Брентано, основатель интенционализма и автор книги «Психология с эмпирической точки зрения»

Теория и практика

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Интенционализм:  Тезис об интенциональности, предложенный Францем Брентано в XIX веке.

Феноменология:  Философское движение, зародившееся в 20-м веке, главной целью которого было прямое исследование и описание явлений в том виде, в каком они переживались сознанием, без теорий об их причинных объяснениях или предубеждений.

Интенциональность:  Характеристика сознания, позволяющая человеческому разуму представлять вещи, свойства или положения дел.

Сознание:  Несмотря на различные определения, сознание можно рассматривать как осознание внутреннего и внешнего существования.

Народная психология: Изучение того, как люди объясняют и предсказывают поведение и психические состояния других.

Исполнительная функция:  Набор когнитивных процессов, необходимых для преднамеренного управления поведением.

Теория разума:  Способность думать как о своем, так и о чужом психическом состоянии.

История

Франц Брентано был философом 19-го века, который считал, что философская психология должна быть строго научной. 4  В этом отношении научными методами были те, которые применяли наблюдения и описывали факты. Эти убеждения были движущей силой его основополагающей работы 1874 года « Психология с эмпирической точки зрения».

Часть цели Брентано заключалась в том, чтобы заложить основу научной психологии, предоставив подробную научную характеристику психических явлений. 4  Таким образом, Брентано предложил набор критериев для отличия психических явлений от физических, причем тремя наиболее важными критериями являются:

  1. Ментальные явления являются исключительным объектом внутреннего восприятия;
  2. Психические явления всегда проявляются как единство; и,
  3. Психические явления всегда преднамеренно направлены на объект.

Третий принцип Брентано ввел интенциональность в современную философию: он считал, что главной характеристикой сознания является то, что оно всегда интенционально. 4  При различении ментальных и физических явлений ментальные явления требуют интенциональности, в то время как физические явления не будут иметь интенциональности.

Брентано стал профессором Венского университета. 4  Там он обучал Эдмунда Гуссерля, одного из основоположников феноменологии, которая изучала явления в том виде, в каком они переживаются сознательно. 5  Гуссерль подчеркивал интенциональность как способ обращения к взаимосвязи между тем, что находится в сознании, и тем, что выходит за его пределы.

В частности, Гуссерль предположил, что объекты сами по себе не являются внешними, пока люди не приписывают им значение. 5  Кроме того, учитывая, что мы действуем от первого лица, наша сознательная реальность определяется нашим собственным опытом. Вместо того чтобы описывать опыт в тот момент, когда мы его совершаем, мы оглядываемся на предыдущий опыт, чтобы информировать о настоящем.

Этот взгляд на интенциональность может быть связан с народной психологией, изучающей то, как люди объясняют и предсказывают как поведение, так и психические состояния других людей, используя предыдущий опыт. 6  В современной академической среде мы можем найти народную психологию в исследованиях философии сознания и когнитивных наук.

Люди часто различают преднамеренные и непреднамеренные действия других. 6  В конце концов, оценка того, является ли поведение результатом целенаправленного действия или случайных обстоятельств, является ключевым фактором, определяющим социальное взаимодействие. Например, интерпретация того, был ли оскорбительный комментарий друга преднамеренным или нет, будет определять реакцию на заявление и его влияние на наши отношения. Эти предположения известны как чтение мыслей.

С момента концептуализации Брентано в 19 веке интенциональность по-разному применялась. От его принятия феноменологией в 20-м веке до его недавнего использования в сфере народной психологии сущность целеустремленности и непосредственности осталась неизменной.

Люди

Франц Брентано

Этот немецкий философ считается основоположником интенционализма, занимающегося действиями ума, а не содержанием ума. 7  Брентано наиболее известен своей работой 1874 года  Психология с эмпирической точки зрения , в которой он попытался разработать систематическую психологию, которая стала бы наукой о душе. Изучение роли психических процессов в интенциональном существовании привело Брентано к должности профессора философии в Венском университете. Там Брентано вдохновлял видных психологов и философов, в том числе Зигмунда Фрейда , Карла Штумпфа и Эдмунда Гуссерля.

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль, еще один немецкий философ, учился у Брентано в Венском университете. 8  Гуссерль является основателем феноменологии, метода описания и анализа сознания с использованием научных принципов. Нетрудно увидеть здесь влияние Брентано, поскольку Гуссерль часто включал идею Брентано об интенциональности в свои феноменологические работы. Опыт Гуссерля в области математики помог ему набросать схему феноменологии как универсальной философской науки.

Последствия

Расширяя идеи народной психологии, теоретики атрибуции подчеркивают роль интенциональности в социальном восприятии. 9  В конце концов, восприятие интенциональности может влиять на другие психологические процессы, такие как агрессия, вина и наказание.

В 1958 году австрийский психолог Фриц Хайдер разработал свою модель преднамеренного действия, признав намерение центральным фактором личной причинности. 9 Хайдер подчеркивал, как интерпретация причин поведения (то есть, были ли они преднамеренными или нет) будет отражать их ранее существовавшие убеждения о психических состояниях и мотивациях другого актора. В этой модели Хайдер различал убеждения относительно своих способностей и убеждения о том, «пытается» человек или нет. Далее он разбил его на критическое намерение (что человек пытается сделать) и усилие (насколько сильно человек старается).

Разработан в 1960-х  Теория разумного действия и Теория запланированного поведения сосредоточились на том, как отношения формируют намерения, которые впоследствии могут формировать действия. 11  Эти модели использовались для объяснения разрыва между намерениями и действиями, который возникает, когда чьи-то ценности, установки или намерения не соответствуют их действиям. В этих моделях отношение и субъективные нормы человека будут влиять на его намерения выполнять поведение. Например, студенты, которые ценят академические успехи и всегда делают все возможное, с большей вероятностью сосредоточатся на учебе. С другой стороны, студенты, которые верят, что «троечники получают дипломы», не будут иметь мотивированной преднамеренности и с меньшей вероятностью будут усердно учиться.

Интенциональность также была предметом внимания психологии развития, поскольку она способствует успеху в социальных ситуациях. Понимание намерений поведения других важно для общения и достижения совместных целей. 12  Психологи, занимающиеся вопросами развития, часто рассматривают интенциональность, особенно теорию разума, как предпосылку для понимания более высокого уровня. 13  Теория разума — это понимание того, что действия людей вызваны внутренними психическими состояниями, такими как их убеждения, желания и намерения. Как только теория разума развивается, мы понимаем, что люди делают что-то потому, что хотят и знают, как это делать.

Даже в возрасте 6 месяцев младенцы демонстрируют подражание и наблюдательное обучение. 10  Впечатляет то, что младенцы анализируют доверие к человеку и оценивают его намерения, стоящие за поведением. Например, имитируя поведение взрослых, они будут имитировать то, что было задумано, а не то, что было сделано на самом деле. Эта форма преднамеренности значительно повышает способность детей учиться у других.

Исполнительное функционирование — это всеобъемлющий термин, используемый в когнитивной психологии и психологии развития, который связан с теорией разума. 13  Исполнительное функционирование используется для описания когнитивных процессов, важных для планирования и выполнения преднамеренных действий. Важным набором механизмов, имеющих ключевое значение для исполнительного функционирования, являются кратковременная и рабочая память, которые позволяют нам сохранять ограниченные фрагменты информации активными и доступными для управления нашими намеренными действиями.

Исходя из взаимосвязи между интенциональностью и атрибуциями, очевидно, что интенциональность играет важную роль в наших поведенческих решениях. 14  На самом деле было обнаружено, что намерения являются необходимой предпосылкой для принятия решений, поскольку они помогают нам определять проблемы и направлять поиск альтернатив. Таким образом, можно утверждать, что преднамеренное планирование действий состоит не только в принятии решений: прежде чем принять решение, мы должны выбрать, что решать.

Противоречия

Со временем интенциональность применялась в различных областях. Даже в областях философии и психологии интерпретации интенциональности и сознания различаются. Например, оригинальная работа Брентано об интенционализме была сосредоточена на различении психических и физических явлений. 4  Однако феноменология изменила определение интенциональности, чтобы оно соответствовало их преимущественному вниманию к сознанию. 5  В психологических работах интенциональность становится первостепенной основой в исследованиях когнитивных и социальных процессов. 12,13

Интенциональность была включена в различные области, поднимая новую проблему. Понимание интенциональности путается, даже с точки зрения того, используют ли люди «интенциональность» для ссылки на действие или желание. 15  Даже при наличии четкого понимания различных интерпретаций интенциональности все еще существует критика первоначальных теорий. 16

Гуссерль, например, оживил интенциональность, адаптировав ее к феноменологии. 16  Цель феноменологии — сосредоточиться на наблюдаемых явлениях, а не на предположениях. 5 Тем не менее, Гуссерль настаивал на том, что сознание зависит от феноменологии. 17  Критики утверждают, что для Гуссерля заявление о том, что все сознание укоренено в наблюдаемых явлениях, когда само сознание выводится, является одновременно спекулятивным и круговым рассуждением. С этой целью гуссерлевская адаптация интенциональности подверглась критике за логические пробелы.

Критики народной психологии задаются вопросом, могут ли механизмы, используемые для общего понимания действий других, соответствовать требованиям научного метода. 18  Утверждается, что понятия, используемые в народной психологии, такие как интенциональность, чтение мыслей и теория сознания, не являются научными.

Практический пример

Парадигма ограничения безуспешных действий

Имитируя поведение взрослого, младенцы будут подражать тому, что было задумано, а не тому, что было сделано на самом деле. 10  Но что именно это означает? Американский психолог Эндрю Мельцофф хотел узнать, в каком возрасте дети начинают оценивать интенциональность. 19

В известном и часто цитируемом исследовании 1995 года Мельцофф показал, как 18-месячные дети и взрослые совершали неудачные действия. 19  Например, взрослый держал трубку, как показано в верхнем ряду. Несмотря на попытку снять крышку с одной стороны тюбика, рука взрослого продолжала соскальзывать. Взрослый продемонстрировал это неудачное действие несколько раз, прежде чем детям разрешили попробовать. Если дети понимали, что взрослый пытается сорвать колпачок, они тоже пытались это сделать. Действительно, 60% 18-месячных детей пытались выполнить неудавшееся действие.


Однако, когда взрослого заменили машиной (как показано в нижнем ряду), только 10% детей попытались выполнить неудавшееся действие. 19  Эта разница предполагает, что дети с гораздо большей вероятностью будут интерпретировать цель-действие, наблюдая за взрослым, предполагая, что они могут оценить достоверность актера. 10  Очевидно, что дети в возрасте 18 месяцев осознают различия между людьми и машинами, так что намерение можно приписать поведению людей, но не машинам. 19  Это также говорит о том, что теория разума может начать развиваться с раннего возраста. 13

Мотивированное обучение

Методы геймификации в последнее время стали популярной образовательной стратегией. 20  Например, выдача виртуальных значков после просмотра определенных видеоуроков или выполнения комплекса упражнений. Применение аналитики обучения к игровым средам дало преподавателям полезную информацию о мотивации учащихся, но мало что говорит нам о преднамеренности.

Группа испанских исследователей приступила к анализу преднамеренности учащихся посредством получения значков на популярной онлайн-платформе Khan Academy. 20  Исследователи использовали два разных типа значков: тематические значки и повторяющиеся значки. Тематические значки требовали, чтобы учащиеся достигли профессионального уровня в наборе упражнений, чтобы получить значок, в то время как повторяющиеся значки присуждались учащимся, которые продолжали решать упражнения после того, как они уже достигли мастерства.

Преднамеренность тематических значков была рассчитана с использованием алгоритма, который оценивал максимальное количество значков, которое могли получить учащиеся, учитывая количество освоенных ими упражнений. Это было сделано путем деления количества заработанных значков на максимально возможное количество в этом наборе. 20  С другой стороны, преднамеренность повторяющихся значков рассчитывалась через процент значков, которые были получены после того, как мастерство уже было достигнуто.

Оценив 291 студента университета, исследователи обнаружили, что они не проявляли особого интереса к получению значков, несмотря на то, что большой процент студентов потратил на упражнения не менее 60 минут. 20  Однако интерес к повторяющимся значкам был заметно выше, чем к значкам новых тем: 390,52% пользователей намеренно получают повторяющиеся значки. В то время как учащиеся, как правило, демонстрировали более высокую мотивацию для получения повторяющихся значков, повторяющиеся значки, возможно, было легче заработать по сравнению с освоением новой темы.

Информация о том, какие значки наиболее мотивируют учащихся, может быть полезна преподавателям, которые структурируют учебный процесс в виртуальной среде. 20  Исследователи предполагают, что другие платформы должны внедрять значки для мотивации намеренного обучения. В частности, тематические значки должны присуждаться при достижении мастерства в наборе предопределенных упражнений. Когда дело доходит до повторяющихся значков, разработчики платформы должны тщательно продумать полезность и эффективность предложения повторяющихся значков, если учащиеся уже освоили эту тему. Возможно, мотивация, перераспределенная в сторону нового материала, может способствовать обучению учащихся.

Связанный контент TDL

Подталкивание потребителей к масштабному мышлению

Учитывая роль интенциональности в теории разума, отличает ли эта интенциональность нас от животных? Более того, может ли теория сознания подтолкнуть нас к долгосрочному мышлению и взгляду в будущее? Взгляните на эту статью, чтобы понять, как теорию разума можно рассматривать как «теорию меня».

Источники

  1. Преднамеренность . (2019, 8 февраля). Стэнфордская энциклопедия философии. http://seop.illc.uva.nl/entries/intentionality/#InteExhiAllMentPhen
  2. Чалмерс, Д. Дж. (2004). Репрезентативный характер опыта (стр. 153-181).
  3. Крейн, Т. (2007 г.). Интенционализм.
  4. Франц Брентано. (2019, 30 января). Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/brentano/
  5. Феноменология. (2013, 16 декабря). Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/phenomenology/
  6. Народная психология как теория. (2016, 16 августа). Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/folkpsych-theory/
  7. Франц Брентано.  (2021, 13 марта). Британская энциклопедия. https://www.britannica.com/biography/Franz-Brentano
  8. Ландгребе, Л. М. (2021, 23 апреля). Эдмунд Гуссерль. Британская энциклопедия. https://www.britannica.com/biography/Edmund-Husserl/
  9. Малле, Б., и Нобе, Дж. (1997). Народная концепция интенциональности. Журнал экспериментальной социальной психологии, 33 , 101-121.
  10. Зиглер, Р., Айзенберг, Н., ДеЛош, Дж., Саффран, Дж., и Грэм, С. (2014). Как развиваются дети. Издательство Уорт.
  11. Монтаньо, Д. Э., и Каспшик, Д. (2008). Теория обоснованного действия, теория запланированного поведения и интегрированная поведенческая модель. В К. Гланц, Б. К. Раймер и К. Вишванат (ред.), Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение: теория, исследования и практика (стр. 67–96). Джосси-Басс.
  12. Зелазо, П. Д., Эстингтон, Дж. В., и Олсон, Дж. В. (1999). Развитие теорий намерения: социальное понимание и самоконтроль. Издательство Lawrence Erlbaum Associates.
  13. Бьорклунд, Д., и Кози, К. (2017). Детское мышление: когнитивное развитие и индивидуальные различия. Публикации Мудреца.
  14. Кестинг, П. (2006). Значение интенциональности для принятия решений. Доступно в SSRN 887088.
  15. Dennett, DC (1989). Преднамеренная стойка. Пресса Массачусетского технологического института.
  16. Морристон, В. (1976). Интенциональность и феноменологический метод: критика трансцендентального идеализма Гуссерля. Журнал Британского общества феноменологии, 7 (1), 33–43.
  17. Дюранти, А. (1993). Истина и преднамеренность: этнографическая критика. Культурная антропология, 8 (2), 214-245.
  18. Флетчер, Г. (1995). Научная достоверность народной психологии. Издательство Lawrence Erlbaum Associates.
  19. Мельцов, А. Н. (1995). Понимание намерений других: воспроизведение запланированных действий 18-месячными детьми. Психология развития, 31 (5), 838-850.
  20. Руйперес-Валиенте, Дж. А., Муньос-Мерино, П. Дж., и Клоос, К. Д. (2016). Анализ намерений студентов в отношении значков в рамках тематического исследования с использованием Академии Хана. В  Труды Шестой международной конференции по аналитике обучения и знаниям  (стр. 536-537).

Философия разума | Определение, резюме, примеры, философы и факты

Макс Вебер

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель Рене Декарт Дэвид Хьюм Хилари Патнэм Бертран Рассел
Похожие темы:
функционализм дуализм разума и тела проблема других умов преднамеренность теория действия

См. весь соответствующий контент →

философия разума , размышления о природе психических явлений и особенно об отношении разума к телу и остальному физическому миру.

Философия часто занимается самыми общими вопросами о природе вещей: Какова природа красоты? Что значит иметь истинное знание? Что делает действие добродетельным, а утверждение истинным? Такие вопросы можно задавать по отношению ко многим конкретным областям, в результате чего существуют целые области, посвященные философии искусства (эстетике), философии науки, этике, эпистемологии (теории познания) и метафизика (учение о конечных категориях мира). Философия разума специально занимается весьма общими вопросами о природе психических явлений: какова, например, природа мысли, чувства, восприятия, сознания и чувственного опыта?

Эти философские вопросы о природе явления следует отличать от похожих по звучанию вопросов, которые, как правило, являются предметом более чисто эмпирических исследований, таких как экспериментальная психология, которые в решающей степени зависят от результатов сенсорного наблюдения. Психологи-эмпирики, в общем и целом, занимаются обнаружением случайных фактов о реальных людях и животных — вещей, которые оказались правдой, хотя могли оказаться ложными. Например, они могут обнаружить, что определенное химическое вещество высвобождается тогда и только тогда, когда люди напуганы, или что определенная область мозга активируется только тогда и только тогда, когда люди испытывают боль или думают о своих отцах. Но философ хочет знать, является ли высвобождение этого химического вещества или активация мозга в этой области необходимыми для страха, боли или мыслей об отце: будут ли существа, лишенные этого конкретного химического или черепного устройства, неспособны к этим переживаниям? Возможно ли, чтобы что-то имело такой опыт и вообще не состояло из «материи» — как в случае с призраками, как воображают многие люди? Задавая эти вопросы, философы имеют в виду не только (возможно) отдаленные возможности призраков, богов или внеземных существ (чье физическое строение, по-видимому, будет сильно отличаться от человеческого), но также и особенно возможность, которая, кажется, когда-либо вырисовывается. больше в современной жизни — возможности компьютеров, способных мыслить. Может ли компьютер иметь разум? Что нужно для создания компьютера, который мог бы иметь определенную мысль, эмоцию или опыт?

Возможно, компьютер мог бы иметь разум только в том случае, если бы он состоял из тех же типов нейронов и химических веществ, из которых состоит человеческий мозг. Но это предположение может показаться грубым шовинистическим, подобно утверждению, что человеческое существо может иметь ментальные состояния только в том случае, если его глаза имеют определенный цвет. С другой стороны, конечно же, не любое вычислительное устройство обладает разумом. Будут ли в ближайшем будущем созданы машины, которые вплотную приблизится к тому, чтобы стать серьезными кандидатами на обладание ментальными состояниями, сосредоточение внимания на этой все более серьезной возможности — хороший способ начать понимать виды вопросов, рассматриваемых в философии сознания.

Хотя философские вопросы имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что возможно, необходимо или существенно, а не на том, что просто есть, это не означает, что то, что есть, то есть случайные открытия эмпирической науки, не имеет существенного отношения к философским рассуждениям о ум или любую другую тему. Действительно, многие философы считают, что медицинские исследования могут раскрыть сущность или «природу» многих болезней (например, что полиомиелит предполагает активное присутствие определенного вируса) или что химия может раскрыть природу многих веществ (например, что вода Н 2 О). Однако, в отличие от случаев болезней и веществ, на вопросы о природе мышления, по-видимому, нельзя ответить с помощью одних только эмпирических исследований. Во всяком случае, ни один исследователь-эмпирик не смог ответить на них так, чтобы это удовлетворило достаточное количество людей. Таким образом, вопросы относятся, по крайней мере частично, к философии.

Одна из причин, по которой на эти вопросы было так трудно ответить, заключается в том, что существует существенная неясность, как в обычном понимании, так и в теоретической психологии, относительно того, насколько объективными могут считаться феномены разума. Ощущения, например, кажутся по существу частными и субъективными, не открытыми для публичного, объективного изучения, требуемого от предмета серьезной науки. Как, в конце концов, можно узнать, каковы на самом деле чужие личные мысли и чувства? Каждый человек как бы находится в особом «привилегированном положении» по отношению к собственным мыслям и чувствам, положении, которое никто другой никогда не мог бы занять.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Для многих людей эта субъективность связана с вопросами смысла и значимости, а также со стилем объяснения и понимания человеческой жизни и действия, которые одновременно необходимы и существенно отличаются от видов объяснения и понимание, характерное для естественных наук. Чтобы объяснить движение приливов, например, физик может обратиться к простым обобщениям о корреляции между движением приливов и близостью Луны к Земле. Или, что более глубоко, он может апеллировать к общим законам, например, к законам всемирного тяготения. Но чтобы объяснить, почему кто-то пишет роман, недостаточно просто отметить, что его написание коррелирует с другими событиями в его физическом окружении (например, он склонен начинать писать на восходе солнца) или даже что оно коррелирует с определенными событиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *