Как составить анкету для опроса правильно. Правила составления анкет
От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата. Как создать анкету, которая удовлетворит всем требованиям? В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.
Правила составления анкеты для опроса
- Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.
Пример: если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung,задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.
- Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.
Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.
Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.
Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung (модель N) по 5-балльной шкале».
- Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
- Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
- Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты.
Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.
Пример:
Когда составляешь анкету запросто запутаться с логикой. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.
- Следите за порядком вопросов. Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
- Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение: «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
- Будьте аккуратны в выражениях и вежливы. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
- Протестируйте опрос. После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости формулировок. Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.
Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.
Удачных вам опросов!
Вы можете составить анкету и провести собственный опрос на проекте Anketolog.Ru или заказать разработку анкеты у наших специалистов.
blog.anketolog.ru
Опрос. Создание опросов, анкет. Анкетирование
Всем знакомы опросы. Мы используем их, чтобы получить ответ на вопрос, узнать, какие мнения существуют о данной проблеме и.т.д. Опросы прежде всего ассоциируются с социологическими исследованиями, однако они могут быть полезны не только в этой сфере. Их применяют студенты и научные сотрудники, бизнесмены и маркетологи, HR-специалисты и психологи, политологи и др.
Упрощают работу по сбору и обработке данных сервисы онлайн-опросов. Здесь вы можете создать опрос: составить анкету, грамотно настроить выборку, быстро собрать ответы и получить статистику.
Наш сервис опросов предлагает готовые шаблоны анкет на различные темы. Можно проводить анонимное анкетирование или опросы с указанием имен, адресов электронной почты и т.д.
Платные опросы онлайн дают исследователю возможность получить репрезентативные данные за короткий срок, а респонденту — немного заработать в интернете. За одну заполненную анкету он получает небольшое вознаграждение.
Какие задачи можно решать с помощью опросов?
Исследования рынка
С помощью данных исследований вы можете оценить эффективность рекламы, протестировать рекламный слоган, изучить потребительские предпочтения при выборе конкурентной продукции, исследовать спрос на товар или услугу, оценить уровень узнаваемости бренда и др.
Опросы персонала
С помощью данного типа анкет можно узнать уровень самооценки сотрудников компании, диагностировать синдром выгорания, узнать причину увольнения сотрудника, измерить уровень сплоченности коллектива и т.д.
Опросы для работы с клиентами
Эти опросы позволяют получить обратную связь от клиентов. Это могут быть анкеты для оценки качества работы персонала, для контроля качества товара, для оценки заведения и услуг, для сбора персональных данных клиента, для сбора идей и предложений и др.
Опросы для социологических исследований
С помощью таких опросов можно узнать, каковы профессиональные и личностные ценности молодежи, спрогнозировать результаты голосования, узнать мнение населения о тех или иных проблемах.
Многофункциональность — не единственное преимущество онлайн-опросов. Это быстрый способ собрать ответы у большого количества людей. Он занимает значительно меньше времени, чем уличные и телефонные опросы, кроме того, это дешевле.
С нашим сервисом вы можете создать опрос онлайн и провести исследование как по собственной выборке (например, опрос сотрудников компании), так и по респондентам онлайн-панели, которая включает около 100 тысяч пользователей. За помощью можно обратиться к нашим социологам. Как же сделать опрос? Разобьем этот процесс на три этапа.
Создание опроса
Чтобы создать опрос, нужно зарегистрироваться на Anketolog.ru и нажать на «создать анкету». Далее вы можете выбрать анкету по готовому шаблону или пустую анкету и наполнить ее своими вопросами. В редакторе анкеты вы можете выстроить нужную структуру, задать параметры отображения и заполнения анкеты, настроить ее внешний вид. Все возможности редактора можно посмотреть в разделе «База знаний». Как правило, чтобы создать стандартную анкету, не требуется много времени.
Сбор ответов
После создания анкеты необходимо выбрать подходящий инструмент для сбора ответов. Это может быть виджет для сайта, вставка анкеты на сайт, опрос по онлайн-панели «Анкетолога», рассылка приглашений по электронным адресам. Также вы можете разместить ссылку на анкету в соцсетях.
Результаты опроса
Чтобы увидеть список ответов, зайдите во вкладку «Результаты — Респонденты». Также в результатах вы можете экспортировать полученные данные в нужный формат и скачать отчет со статистикой. Результаты опроса могут быть представлены в форматах PDF, Word, Excel, SPSS, а данные — в виде графиков и диаграмм.
Удачных опросов!
Интересная анкета.Вопросы для опроса респондентов.
Составляем интересную анкету
Согласно ученым Национального центра биотехнологической информации, среднее время концентрации внимания человека составляет 8 секунд.
Принимайте это во внимание при составлении вашей анкеты. Смогут ли респонденты ответить на один вопрос за 8 секунд? Вряд ли.
Вам же при этом очень важно предотвратить утомляемость респондентов при прохождении опроса. Ведь это позволит исключить недостоверные данные и необдуманные ответы.
Выделяют 2 типа утомленности респондентов, каждый из которых негативно сказывается на активности респондентов и получаемых данных.
Утомленность первого типа наступает еще до начала анкетирования. Это связано с тем, что люди получают всё больше и больше запросов об обратной связи, из-за чего они уже не так охотно принимают очередное предложение пройти опрос.
Утомленность второго типа наступает в процессе заполнения анкеты. В большей степени это происходит из-за того, что анкеты слишком длинные, и вопросы в анкетах будто не имеют отношения к респондентам. Поэтому респондентам просто надоедает пытаться разобраться, как они должны отвечать на такие вопросы и какой из них они могут пропустить.
NB! Рекомендуем составлять вопросы не безлично, а обращаясь к респонденту. Для этого используйте местоимения – Вы, Ваш, по Вашему мнению.
Также ориентируйтесь на 4 простые рекомендации, которые помогут вам составить идеальную анкету.
1. Сообщите респондентам, для чего проводится опрос
Понимая, для чего вам нужен ответ, ваши потенциальные респонденты более охотно пожертвуют своим временем на заполнение анкеты.
Итак, сообщите им следующее (по возможности):
- почему они должны пройти опрос;
- сколько времени это займет;
- что будет с информацией, которую сообщит респондент;
- будет ли информация анонимна.
Разместите эту информацию на странице приветствия. Например, так
2. Сделайте процесс заполнения анкеты простым
Для этого применяйте логические правила для пропуска тех вопросов, которые не имеют отношения к респондентам. Или с помощью настройки отображения вопроса скрывайте целые разделы анкеты на основании полученных ранее ответов. Используйте интерактивный контент – изображения, видео, аудио. Информация в таком формате проще считывается и дает лучшие результаты.
Вот пример логического правила:
А так выглядит отображения вопроса:
Так можно с помощью графического контента оформить вопрос:
3. Задавайте правильные вопросы
При составлении вопросов легко увлечься и добавить в анкету дополнительные и не относящиеся к делу. Ведь всегда есть соблазн собрать как можно больше информации с помощью одной анкеты. Не поддавайтесь!
Получив слишком много ненужной информации, вы осложните анализ полученных данных и определение дальнейших действий. А кроме того, лишние вопросы повышают риск проявления утомленности респондентов.
4. Стимулы награды
Если у вас сложная анкета (и это действительно вам необходимо), предложите респонденту за корректное прохождение опроса определенное вознаграждение. Это может быть виртуальный контент (электронная книга, бесплатный вебинар или мастер-класс и т.д.), а также бонусы и скидки. Главное, чтобы материальный стимул был интересен и полезен для целевой аудитории, внимание которой требуется удержать. В начале анкетирования сообщите респонденту, что он получит «приятный и ценный презент» при условии добросовестного заполнения. В конце опроса разместите ссылку на награду или форму обратной связи.
Всё вышеперечисленное вы легко сделаете с помощью нашего сервиса онлайн-опросов. Регистрируйтесь и тестируйте его совершенно бесплатно. Удачных опросов!
Сохранить
blog.anketolog.ru
Анкетирование потребителей: пример анкеты для опроса
Пример анкеты для проведения опроса потребителей, покупателей
Итоговая анкета для опроса формируется на базе формата и целей изучения, дополняется вопросами и блоками, важными для исследования.
Маркетинговое агентство Life-Marketing оказывает услуги по проведению опросов потребителей и изучению потребительского спроса.
Пример формы анкеты: Потребительские предпочтения жителей г. N на рынке продукта.
Цели проведения анкетирования:
Зафиксировать узнаваемость компании и бренда продукции на изучаемых рынках.
Выявление потребительстких предпочтений и факторов принятия решения.
Определение круга основных конкурентов.
Определение основных источников информации о продукции.
Подготовка плана комплекса мероприятий по повышению узнаваемости и лояльности к компании и бренду (план маркетинга и рекламы).
Ключевые изучаемые вопросы (проект анкеты для опроса face-to-tace):
Информация о респонденте:
Возраст респондента. Рекомендуемый тип сегментации по возрасту.
до 15 лет (меньше 12 лет не опрашиваются. Определять возраст «на глаз».) школьники
16-25 — учащиеся, студенты, активная молодежь
26-35 — самостоятельная аудитория работающих, молодые семьи
36-45 — люди среднего возраста
46-60 — самостоятельная группа, характеризующаяся взрослыми детьми (в случае семейного статуса) и возможным наличием внуков
от 61 — предпенсионный и пенсионный возраст
Пол респондента
мужской
женский
Есть ли у Вас семья, дети/внуки (до 12 лет). Вопрос для лиц среднего и старшего возраста.
Изучение частоты покупки, принципа потребления:
Не рекомендуется ставить вопрос о частоте покупки в формате последнего исследования в столь категоричной форме («Вы лично покупаете ____ хотя бы 1 раз в месяц?»). Ввести больше градаций для ответа.
Частота покупки
вар 1
вар 2
вар 3
вар N
Изучение предпочтений по продукту и знаний марок:
Предпочтения по типу продукта (может быть неск ответов)
продукт 1
продукт 2
продукт N
Какие марки из перечисленных Вы знаете? Узнаваемость марок (по названиям/маркам). Это НЕ название компании-производителя. Данный блок рекомендуется заполнять 7-9 марками, включая Ваши, которые реально активно предствлены в городе, где проводится анализ, и которые являются прямыми конкурентами Вашим маркам.
марка 1
марка 2
марка N
Какое _____________________ Вы/Ваша семья приобрела в последнюю покупку? Это может быть тип или марка.
Какое бы _____________________ Вам хотелось бы купить в ближайшее время/сейчас? Это может быть тип или марка.
Изучение узнаваемости производителей:
Производители, названия компаний которых респондент знает (без подсказки). Открытый вопрос. Если ответа нет, то следующий пункт.
Производители, названия компаний из перечисленных Вы знаете? Производители, названия компаний которых респондент слышал. Зачитывается список. Выбираются 5-7 компаний, продукция которых представленна в регионе, где проходит изучение, включая название Вашей компании.
производитель 1
производитель 2
производитель N
Производители, чьей продукции респондент доверяет. Почему?
Место покупки и факторы принятия решения о покупке
Где респондент чаще всего покупает продукцию. Возможно несколько ответов.
Чувствительность к цене
продукт выбирается по ________________________. Цена не играет значение.
продукт выбирается по ________________. Цена изучается и примается к сведению.
при выборе продукта основное внимание обращается на цену.
Критерий выбора продукта. На что обращается максимум внимания.
на марку, которую знаю/доверяю
на внешний вид
на комплектацию
на _______________
на ________________
Пристрастие к типу продукта
типовой продукт. Какой?
сложный продукт с ______________________. Какой?
покупаю ______________________________-
Принцип покупки
покупаю быстро и импульсно (на ходу), то что понравится
покупаю быстро и импульсно (на ходу), т.к. четко знаю, что хочу
вдумчиво выбираю и ищу подходящее в данный момент вариант
Отношение к новинкам
Источники информации о продукте
Источники получения информации о новинках на рынке продукции
ТВ
радио
печатная реклама
реклама в точках продажи
в магазинах, когда вижу новый незнакомый продукт в продаже
Обращаете ли Вы внимание на рекламу продукта? Да/нет.
Рекламу каких марок Вы помните и можете назвать? Чем запомнилась?
Данный пример анкеты для опроса потребителей, используемый в работе маркетингового агентства Life-Marketing, носит информативный характер (шаблон) и не является итоговым вариантом.
www.life-marketing.ru
Как составлять анкеты-опросы 🚩 как составить анкету пример 🚩 Литература
Инструкция
Вам потребуется четко обозначить проблему, которую вы решили исследовать. Изучите необходимую теоретическую информацию, а также накопленный ранее практический опыт по ее решению. Полезным будет обратить внимание и на статистические данные. Это поможет вам при формулировании темы анкетирования и составляющих его вопросов.
Любая анкета должна содержать инструкцию: составьте несколько коротких предложений, в которых вы объясните респонденту, что от него требуется. Будьте вежливы, начните с приветствия.
Анкетирование может быть как анонимным, так и с указанием «анкетных» данных отвечающих. В первом случае найти желающих заполнить анкету будет проще, но помните, что анонимность снижает чувство ответственности, и это может отразиться на качестве информации.
По поводу необходимого количества респондентов, то есть людей, которых необходимо опросить: их число будет зависеть от масштабности выводов вашего исследования, а также от методов статистической обработки данных.
Минимальное количество участников, как правило, составляет 25 человек.
Формулируйте вопросы таким образом, чтобы они были понятны всем опрашиваемым, не используйте без необходимости научные термины и избегайте сложных предложений. Это облегчит задачу респонденту и снизит время заполнения анкеты.
Вопросы могут быть как открытыми, когда отвечающий должен сам сформулировать свой ответ, так и закрытыми, когда предлагается выбрать один или несколько вариантов из уже предложенных ответов. Можно составлять комбинированные вопросы, которые будут включать в себя варианты ответа и строчку «свой вариант».
Располагайте вопросы в такой последовательности, чтобы самые трудные для восприятия находились в середине, а более легкие – в конце и начале анкеты. Это правило составления анкет связано с особенностями запоминания и восприятия информации, сформулированными Эббингаузом.
В конце анкеты обязательно поблагодарите респондента за участие.
Видео по теме
Полезный совет
Для удобства и экономии ресурсов можно провести анкетирование в социальных сетях.
Источники:
- Анкетирование
www.kakprosto.ru
Составление анкеты для проведения опроса в маркетинге и социологии
Анкета — это основной инструмент количественного исследования в маркетинге и социологии, проводящегося методом опроса. От структуры анкеты, корректности, точности и простоты вопросов зависит качество полученных данных, которые могут обрабатываться и интерпретироваться, но уже не могут меняться.
В ходе проведения многочисленных социологических и маркетинговых исследований специалистами был разработан ряд правил, которым следует следовать при составлении анкеты для проведения опроса. Приступать к разработке инструментария рекомендуется после разработки концепции и программы исследования, после формулировки цели и задач исследования, выработки основных гипотез, подлежащих проверке. То есть первые вопросы, которые должны быть сформулированы разработчиком перед составлением анкеты для проведения опроса, — это вопросы к самому себе или так называемые «программные» опросы.
Перед формулировкой основных информационных вопросов, из которых будет составлена анкета для проведения опроса, необходимо провести интерпретацию и детализацию основных понятий. Немаловажным является «перевод» специальных терминов на «человеческий» язык, исключение из формулировки вопросов профессионализмов и слов, значение которых ясно далеко не всем респондентам.
После подготовительного этапа наступает непосредственное составление анкеты для проведения опроса, то есть этап формулировки анкетных вопросов. Вопросы делятся на несколько смысловых блоков и так называемую «паспортичку» или социально-демографический блок, направленный на то, чтобы учесть такие характеристики респондентов как пол, возраст, образование, семейное положение, уровень дохода и другие показатели. Блоки вопросов располагаются в анкете, следуя внутренней логике диалога с участником опроса так, чтобы постепенно раскрывалась исследуемая тема. Составляя анкету для проведения опроса, следует помнить о важности таких вопросов, как «фильтры» «вводные» и «контрольные». Первые позволяют отсеять или, иначе говоря, дисквалифицировать неподходящих респондентов, вторые — погрузить участников в ход опроса, а контрольные вопросы помогают проверить корректность и честность ответов респондента.
При составлении анкеты для проведения опроса в интернете следует учитывать его специфику, которая заключается в том, что при заполнении анкеты рядом с респондентом не будет интервьюера, который сможет направить его и объяснить смысл вопроса. С одной стороны, это снижает риск стороннего влияния на мнение респондента, а следовательно, уменьшает размер погрешности, допускаемой в исследовании. Однако с другой стороны это же явление уменьшает степень увлеченности респондента опросом, так как у него отсутствует собеседник, задающий вопросы. Для того, чтобы сгладить описанный негативный эффект, при составлении анкеты для проведения опроса используются интерактивные вопросы. Иногда в опросник включается даже элемент игры.
Составленная анкета для проведения опроса проверяется на отсутствие грамматических ошибок и проходит тестовую проверку или «прогон» на специалистах, участвующих в разработке инструментария. После такой рабочей отладки рекомендуется проведение пилотажного опроса, в котором могут принять участие от 20 до 50 человек. «Пилотажка» позволяет выявить слабые места анкеты и откорректировать некоторые вопросы, в которых была допущена методическая неточность.
Отдельно следует отметить, что составление анкеты для проведения опроса в электронном виде имеет огромное преимущество перед бумажным форматом, заключающееся в том, что анкета как документ не требует распечатки, а исправляется очень легко в режиме онлайн.
С помощью сервиса Анкетолог легко составить онлайн-анкету и провести опрос.
Сохранить
blog.anketolog.ru
Анкета и анкетирование
Введение
Глава 1. Цели, задачи и требования к анкетированию
1.1 Понятие, цели и задачи анкетирования
1.2 Виды анкетирования, применяемого при проведении маркетингового исследования
Глава 2. Технология создания анкеты
2.1 Понятие и структура анкеты
2.2 Этапы разработки и правила составления анкеты
Глава 3. Маркетинговый анализ анкетирования конкретной организации на примере торгово-развлекательного центра «Фестиваль»
3.1 Краткая характеристика торгового комплекса «Фестиваль»
3.2 Практика использования анкетирования при проведении маркетинговых исследований в торговом комплексе «Фестиваль»
Заключение
Список литературы
В практике социологических исследований одним из распространенных видом опроса является, помимо интервью, анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности.
Целью исследования является изучение сущности анкетирования и возможности его использования при проведении маркетинговых исследований.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Сформулировать понятие и выявить значение анкетирования как инструмента маркетинговых исследований.
2. Рассмотреть виды анкетирования.
3. Проследить технологии создания анкет.
4. Проанализировать возможности применения анкетирования в системе маркетинговых исследований в торговом комплексе «Фестиваль».
Объектом исследования является анкетирование как инструмента маркетинговых исследований.
Предмет исследования – анкетирование посетителей торгового комплекса «Фестиваль».
Одним из наиболее информативных способов опроса является анкетирование. Анкетирование представляет собой заполнение таблиц с заранее подготовленным перечнем вопросов по интересующим маркетинговую службу вопросам. Анкета – это вопросник, на который предлагается ответить опрашиваемому лицу (респонденту). Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
Анкетирование целесообразно в двух случаях:
· когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;
· респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер.
Анкетирование на современном этапе применяется не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд и т.д., но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания информации. Апробация методики, в которой из полученных экспертных оценок составляется и анализируется матрица, показала, что она позволяет быстро получить количественные оценки достаточно большого числа разнородных факторов[1] .
В последнее время сфера использования анкет расширилась: если раньше при их помощи изучалось потребительское поведение, то в настоящее время к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным направлениям. С каждый годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарам, а, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, т.к. она быстро устаревает и теряет свою ценностью для исследователя.
Различают следующие виды анкетирования:
1. По способу общения между исследователем и опрашиваемыми:
· прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;
· почтовый: анкеты рассылают по почте;
· раздаточный: анкетёр раздаёт анкеты группе респондентов;
· публикация анкет в Интернете.
Прессовый, почтовый и опрос в Интернете являются заочными. При таком анкетировании нет непосредственного контакта анкетёра с респондентом. В случае с раздаточным опросом (очное анкетирование) анкетёр выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако, анкета заполняется респондентом самостоятельно.
Почтовый опрос является одним самых неэффективных видов, однако при правильной его организации, можно значительно повысить его отдачу. Для увеличения количества желающих принять участие в почтовом опросе следует, считает она, обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ответ будет участвовать в розыгрыше призов, первые приславшие получат купон со скидками и т.д.[2]
2. По месту проведения:
· по месту жительства;
· по месту работы;
· по месту учёбы.
В последних двух случаях анкетирование может быть групповым (или аудиторным).
3. По уровню стандартизации:
· полностью стандартизированные;
· частично стандартизированные.
Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).
4. По полноте охвата:
· опрос всех представителей выборки;
· выборочное: опрос части выборки.
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, её достоверностью и т.д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации[3] .
Из вышеизложенного следует, что классификация анкет, используемых в маркетинге весьма разнообразна. Разделение анкет по виду зависит от выбранного классификационного признака, который и определяет, что именно будет «выясняться» с помощью составленной анкеты.
Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки[4] .
Структура анкеты выглядит следующим образом:
1. Служебное поле. В нём указываются дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера, другие данные. Данные служебного поля могут использоваться для верификации работы интервьюера.
2. Введение. Служит связующим звеном между респондентом и интервьюером. Оно должно быть чётким, простым, лаконичным. В нём указывается цель исследования, информация о том, кто его проводит. Введение выполняет стимулирующую функцию посредством подчёркивания значимости ответа респондента, указания на материальные стимулы (призы, бонусы, участие в лотерее).
3. Тело анкеты. В этой части раскрываются основные вопросы, на которые мы пытаемся получить ответ в процессе исследования.
4. Классификационная часть. Содержит информацию об основных социально-экономических характеристиках, которые ложатся в основу сегментирования рынка. Эта часть в общем случае может разбиваться на три области:
1) Область, где вопросы задаются непосредственно респонденту.
Часто возникающей в этой части задачей является определение уровня дохода респондента. Доход можно определить такими путями:
· установить интервальную шкалу доходов, которая кор
mirznanii.com