Удивительное психологические опыты
Метки
ПсихологияПсихика человека — очень сложный материал для изучения. Оказывается, что часто сознание проделывает с нами хитрые трюки и частично все мы живем в мире иллюзий. Предоставляем 7 очень простых, на первый взгляд, экспериментов, которые продемонстрируют тебе, насколько сильно зависят твои убеждения от субъективного восприятия.
Человек, без сомнений, — самая интересная загадка природы.
- Право выбора часто зависит от внешних обстоятельств.
Художник Марко Эваристти провел необычный перформанс в 2000 году. В галерее поставили десять блендеров, в каждом из которых плавало по золотой рыбке. Любой из зрителей мог смолоть ее в блендере, нажав на кнопку. Целый час никто из посетителей выставки не делал этого, но потом всё же кто-то совершил коварство.Конечно, тут же электричество отключили, приехала полиция. За жестокое обращение с животными инициатор выставки получил штраф.
А ты бы нажал на кнопку? - Восприятие реальности формируется на основании личных представлений о себе.
В 1993 году ученые из Огайо провели интересный опыт. Они наложили грим, изображающий уродливые шрамы, на лицо нескольким женщинам. Женщин предупредили, что в таком виде им предстоит встреча с незнакомыми людьми.Каждая внимательно изучила себя в зеркале. После этого на лица нанесли якобы защитный крем, а, на самом деле, смыли шрамы, не предупреждая об этом участниц эксперимента.
После встречи почти все женщины рассказывали о том, что они подверглись разным формам унижения, и даже смогли точно рассказать, какие слова и действия использовал собеседник, чтобы оскорбить их. Хотя ни у одной на лице не было видимых изъянов, ложного знания оказалось достаточно, чтобы они почувствовали себя жертвами дискриминации.
- Ты не такой наблюдательный, как тебе кажется.
Наблюдательность — слабая сторона человека. Это доказали с помощью простого эксперимента. Подставной актер подходил к пешеходу, чтобы спросить дорогу. Пока прохожий вдавался в объяснения, между собеседниками проходили рабочие. Большая дверь у них в руках заслоняла актера и участника эксперимента друг от друга на несколько секунд.Далее актера заменяли и перед прохожим оказывался совершенно другой человек — он отличался от первого актера внешностью, был другого роста, в другой одежде и иначе говорил. И что же? Большинство людей не заметили разницы!
- От твоей силы воли зависит, насколько ты успешен.
Все знают о «Зефирном тесте» — когда детям предлагают остаться со сладостями в комнате и не брать их. Некоторые дети способны удержаться от искушения, тогда как другим не хватает сил устоять перед сладким.Однако ученые подчеркивают, что иногда именно отказ от удовольствий вредит сущности определенного человека. Нехватка силы воли вовсе не означает неразвитость интеллекта! Такие люди просто более эмоциональны, из них получаются прекрасные путешественники и люди творческих профессий.
- Ты жесток по своей природе.
Если появляется возможность безнаказанно проявить жестокость, многие люди поступают именно так. Широкую огласку приобрел эксперимент, в котором поучаствовали студенты Стэндфордского университета.Подвал здания оборудовали под тюрьму, а группу учащихся из 24 человек поделили на «арестантов» и «надсмотрщиков». Все участники из обеих групп получали одинаковую зарплату. Эксперимент должен был продлиться месяц.
Заключенным выдали тюремную одежду и присвоили номера, лишив их имен. Охранников одели в настоящую форму тюремных надсмотрщиков, выдали дубинки и маски. У них была одна задача — наблюдать за «заключенными» без применения силы.
На второй день узники взбунтовались. Для прекращения волнений надзиратели применили огнетушители. Вскоре охранники уже заставляли своих узников спать обнаженными на бетоне, а возможность пользоваться душем и туалетом стала привилегией.
Каждый третий охранник проявлял жестокость! Эксперимент пришлось досрочно прекратить…
- Влияние авторитета побеждает твою моральность.
Когда ты получаешь указание от авторитетного лица, ты не можешь адекватно оценить, насколько они правильны.В эксперименте Йельского университета «ученик» должен был делать задания, а «учитель» — проверять и наказывать его за каждую ошибку разрядом тока. Ученик был актером и только делал вид, что получает удары тока.
«Учитель» уходил в другую комнату, где стоял генератор с рычагами, на которых было написано напряжение, то есть он осознавал опасность тока для человека-ученика. Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение, и так до 450 В. Когда дело доходило до самого сильного удара, экспериментатор требовал, чтобы «учитель» продолжал использовать последний выключатель.
Если «учитель» сомневался, то куратор эксперимента просил его продолжать опыт, с каждым разом приводя всё более сильные доводы. Кроме того, «учителя» заверяли, что для «ученика» разряды тока такой силы полностью безопасны.
Результаты показали, что большинство «учителей» (26 из 40) продолжали послушно использовать максимальное напряжение (450 В) до тех пор, пока исследователь не давал распоряжения закончить эксперимент. Ради того, чтобы угодить авторитетному лицу, мы способны на многое.
- Убеждения формируют картинку окружающего мира.
Каждый из нас подстраивает реальность под ту, как он привык о ней думать.Профессор электротехники Артур Эллисон придумал интересный опыт для своих студентов. Он попросил группу людей посмотреть на железную цветочную вазу на столе. В какой-то момент Артур использовал магнит, с помощью которого ваза приподнялась над столом. Студентам он сказал, что управляет вазой силой своего разума.
Часть людей согласилась, что видели летающую вазу, другая же часть начисто отвергла то, что ваза двигалась. Согласно своим представлениям о мире, каждый видит происходящее по-разному.
Задумайся над этими интересными наблюдениями. Осознанность — очень важное качество, которое поможет тебе оценивать мир более объективно. Пускай знания об этих особенностях
Расскажи своим друзьям об сей поразительной статье!
Поделиться
«Опыты жизни. Психологические эссе» читать онлайн книгу 📙 автора Анны Валентиновны Кирьяновой на MyBook.ru
дурака, как доктор, не нашла – возраст берет свое. Новые женственные красавицы появились за это время. А красота вянет. И старушка в кружевных чулках с ароматическими свечами никому не нужна, как это ни грустно. Потому что рано или поздно, красота исчезает. Возраст берет свое. И приедаются свечи, кружева и музыка, потому что мы все – живые люди. И имеем проблемы, трудности, огорчения, трудом зарабатываем деньги и не всегда готовы заниматься любовью. Других дел немало. Так что одной красотой и женственностью никого не удержишь, к сожалению – хрупкие это вещи и невечные. Вечна только любовь. Только понимание. Только родственные и равноправные чувства могут навсегда нас связать. И, кстати, потом у этой бывшей красавицы сгорела квартира – она дом продала, содержать-то его не на что было. А квартира сгорела от ароматической свечки, так что добрый хирург еще и денег ей на ремонт давал – больше некому оказалось…
23 октября 2020
Поделиться
порог дома. Они должны остаться за дверью! И ей было совершенно наплевать, что после тяжелой операции у него трясутся руки и болит сердце. И на работе произошел скандал с главврачом клиники. И новый метод операции оказался очень сложным и небезопасным – все это она и слушать не хотела. Она хотела беседовать о духовном развитии и путешествовать. В общем, брак распался, и эта замечательная женщина еще и дом оттяпала у хирурга. И прошло много лет. Хирург давно женился на коллеге-докторе, и они построили новый дом. Там у них дети, шум, гам, тарарам и, как называется азербайджанская детская передача, шурум-бурум. И горячее обсуждение медицинских новинок и проблем на работе. Хотя жена не имеет тонкой талии, а шелковые простыни дети моментально заляпали бы ягодами и мороженым. Да и упасть можно с шелковых простыней-то – скользкие они. А женственная красавица несколько пообтрепалась за десять лет, честно сказать. И другого так
23 октября 2020
Поделиться
Женщина должна жить в холе и неге; она для этого и создана. Она не должна работать и напрягаться, а должна создавать уют в доме, смотреть в окно, носить кружевное белье и нежиться на шелковых простынях. И ласково встречать своего мужчину, который о ней заботится. Потому что у нее широкие бедра, тонкая талия и маленькие, не предназначенные для труда, кисти рук. Это красивый текст, я с удовольствием прочитала. Это мечта. Только потом от этих женщин уходят, как правило. Как один известный хирург ушел от красивой жены с талией и маленькими, но хищными руками. Она нежилась на простынях и в окно смотрела. Или в большой телевизор. Зажигала ароматические свечи и нежно предлагала мужу заняться любовью на шелковых простынях. И ласковым голосом говорила, что все проблемы и огорчения не должны вместе с ним переступ
23 октября 2020
Поделиться
Топ-10 неэтичных психологических экспериментов
Психология — относительно новая наука, получившая популярность в начале 20 века благодаря Вильгельму Вундту. Стремясь узнать о человеческом мыслительном процессе и поведении, многие ранние психиатры зашли слишком далеко в своих экспериментах, что привело к созданию строгих этических кодексов и стандартов. Хотя это в высшей степени неэтичные эксперименты, следует отметить, что они проложили путь к внедрению наших нынешних этических стандартов экспериментов, и это следует рассматривать как положительный момент. В этом списке есть пересечение с 10 лучшими злыми экспериментами над людьми. Здесь воспроизведены три пункта из этого списка (пункты 8, 9).
, и 10) для полноты картины.10
Исследование монстров
1939
Исследование монстров представляло собой эксперимент по заиканию на 22 детях-сиротах в Давенпорте, штат Айова, в 1939 году, проведенный Венделлом Джонсоном в Университете Айовы. Джонсон выбрал одну из своих аспирантов, Мэри Тюдор, для проведения эксперимента и руководил ее исследованиями. Поместив детей в контрольную и экспериментальную группы, Тюдор провел положительную логопедическую терапию для половины детей, хваля беглость их речи, и отрицательную логопедическую терапию для другой половины, принижая детей за каждое несовершенство речи и говоря им, что они заикающиеся. . Многие нормально говорящие дети-сироты, получившие отрицательную терапию в ходе эксперимента, страдали от негативных психологических последствий, а у некоторых сохранялись проблемы с речью в течение жизни. Названный «Исследованием монстров» некоторыми сверстниками Джонсона, которые были в ужасе от того, что он будет экспериментировать на детях-сиротах, чтобы доказать теорию, эксперимент держали в секрете из-за опасений, что репутация Джонсона будет запятнана в результате экспериментов над людьми, проведенных нацистами во время Второй мировой войны.
9
The Aversion Project
1970-е и 1980-е
Южноафриканская армия апартеида заставляла белых солдат-лесбиянок и геев подвергаться операциям по «смене пола» в 1970-х и 1980-х годах, многих подвергали химической кастрации, электрошоку и другие неэтичные медицинские эксперименты. Хотя точное число неизвестно, бывшие хирурги армии апартеида подсчитали, что между 1971 и 1989 в военных госпиталях в рамках сверхсекретной программы по искоренению гомосексуализма на службе.
Армейские психиатры с помощью капелланов агрессивно выискивали подозреваемых в гомосексуализме из вооруженных сил, отправляя их в военные психиатрические подразделения, в основном в отделение 22 1-го военного госпиталя в Воортреккерхоогте, недалеко от Претории. Тех, кого нельзя было «вылечить» с помощью лекарств, шоковой терапии отвращением, гормонального лечения и других радикальных «психиатрических» средств, подвергали химической кастрации или операциям по смене пола.
Хотя до сих пор было задокументировано несколько случаев жестокого обращения с солдатами-лесбиянками, в том числе одна неудачная операция по смене пола, большинство жертв, похоже, были молодыми белыми мужчинами в возрасте от 16 до 24 лет, призванными в армию апартеида.
Доктор Обри Левин (руководитель исследования) в настоящее время является клиническим профессором кафедры психиатрии (отделение судебной медицины) Медицинской школы Университета Калгари. Он также занимается частной практикой, будучи членом Коллегии врачей и хирургов Альберты с хорошей репутацией.
8
Стэнфордский тюремный эксперимент
1971
Это исследование не обязательно было неэтичным, но его результаты были катастрофическими, а его явная дурная слава ставит его в этот список. Знаменитый психолог Филип Зимбардо провел этот эксперимент, чтобы изучить поведение людей, когда их помещают в роли заключенного или охранника, и нормы, которые должны были демонстрировать эти люди.
Заключенные были поставлены в ситуацию, специально предназначенную для дезориентации, деградации и обезличивания. Охранникам не давали никаких конкретных указаний и не обучали тому, как выполнять свои роли. Хотя поначалу студенты не знали, как выполнять свои роли, в конце концов у них не возникло проблем. На второй день эксперимента заключенные подняли восстание, что вызвало резкую реакцию охранников. Оттуда дела только пошли под откос.
Охранники внедрили систему привилегий, призванную разрушить солидарность заключенных и создать между ними недоверие. Охранники стали параноиками в отношении заключенных, полагая, что они хотят их достать. Это привело к тому, что система привилегий контролировалась во всех аспектах, даже в телесных функциях заключенных. Заключенные стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, выученную беспомощность. За это время заключенных посетил тюремный капеллан. Они называли себя номерами, а не именами, и когда их спрашивали, как они собираются покинуть тюрьму, заключенные были в замешательстве. Они полностью вжились в свои роли.
Доктор Зимбардо завершил эксперимент через пять дней, когда понял, насколько реальной тюрьма стала для испытуемых. Хотя эксперимент длился недолго, его результаты весьма красноречивы. Как быстро человек может злоупотребить своим контролем, попав в подходящие обстоятельства. Скандал в Абу-Грейб, потрясший США в 2004 году, является ярким примером результатов эксперимента Зимбардо.
7
Испытания лекарств на обезьянах
1969
Хотя эксперименты на животных могут быть невероятно полезными для понимания человека и разработки спасительных лекарств, были проведены эксперименты, выходящие далеко за рамки этики. Испытания наркотиков на обезьянах 1969 были одним из таких случаев. В этом эксперименте большую группу обезьян и крыс обучали вводить себе различные наркотики, включая морфин, алкоголь, кодеин, кокаин и амфетамины. Как только животные были способны к самостоятельным инъекциям, они были предоставлены сами себе с большим запасом каждого препарата.
Животные были настолько встревожены (как и следовало ожидать), что некоторые так сильно пытались убежать, что ломали себе руки в процессе. Обезьяны, принявшие кокаин, страдали судорогами и в некоторых случаях отрывали себе пальцы (возможно, как следствие галлюцинаций), у одной обезьяны, принявшей амфетамины, выдрали всю шерсть с руки и живота, а в случае сочетания кокаина и морфия наступила смерть. произойдет в течение 2 недель.
Целью эксперимента было просто понять последствия зависимости и употребления наркотиков; пункт, который, я думаю, знали бы самые рациональные и этичные люди, не требует такого ужасного обращения с животными.
6
Эксперимент Лэндиса по выражениям лица
1924
В 1924 году Карни Лэндис, выпускник факультета психологии Университета Миннесоты, разработал эксперимент, чтобы определить, вызывают ли различные эмоции выражения лица, характерные для данной эмоции. Цель этого эксперимента состояла в том, чтобы увидеть, есть ли у всех людей общее выражение, когда они испытывают отвращение, шок, радость и так далее.
Большинство участников эксперимента были студентами. Их отвезли в лабораторию, и их лица были нарисованы черными линиями, чтобы изучить движения лицевых мышц. Затем их подвергали воздействию различных раздражителей, призванных вызвать сильную реакцию. Когда каждый человек реагировал, Лэндис фотографировал их. Испытуемых заставляли нюхать аммиак, смотреть порнографию и опускать руки в ведро с лягушками. Но полемика вокруг этого исследования была заключительной частью теста.
Участникам показали живую крысу и дали указание обезглавить ее. В то время как всех участников оттолкнула эта идея, полностью это сделала треть. Ситуация усугублялась тем, что большинство студентов понятия не имели, как провести эту операцию гуманным образом, и животные были вынуждены испытывать большие страдания. Для одной трети, которая отказывалась выполнять обезглавливание, Лэндис брал нож и отрезал животным головы.
Последствия исследования были на самом деле более важными для их доказательств того, что люди готовы сделать почти все, что угодно, когда их просят в такой ситуации. Исследование не доказало, что у людей есть общий набор уникальных выражений лица.
5
Маленький Альберт
1920
Джон Уотсон, отец бихевиоризма, был психологом, который имел склонность использовать сирот в своих экспериментах. Уотсон хотел проверить, является ли страх врожденным или обусловленным. Маленький Альберт, прозвище, данное девятимесячному младенцу, которого Уотсон выбрал в больнице, подвергался воздействию белого кролика, белой крысы, обезьяны, масок с волосами и без волос, ваты, горящих газет и множества других вещей. вещи в течение двух месяцев без какого-либо кондиционирования. Затем эксперимент начался с размещения Альберта на матрасе посреди комнаты. Рядом с Альбертом посадили белую лабораторную крысу и позволили ему поиграть с ней. В этот момент ребенок не проявлял страха перед крысой.
Затем Ватсон издавал громкий звук за спиной Альберта, ударяя молотком по подвешенному стальному стержню, когда ребенок касался крысы. В таких случаях Маленький Альберт плакал и выказывал страх, когда слышал шум. После того, как это было сделано несколько раз, Альберт очень расстроился, когда ему показали крысу. Альберт ассоциировал белую крысу с громким шумом и вызывал пугающую или эмоциональную реакцию в виде плача.
Маленький Альберт начал обобщать свою реакцию страха на что-то пушистое или белое (или на то и другое). Самое неудачное в этом эксперименте то, что Маленький Альберт не потерял чувствительности к своему страху. Он покинул больницу до того, как Уотсон успел это сделать.
4
Выученная беспомощность
1965
В 1965 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели эксперимент, в котором три группы собак были помещены в шлейки. Собак из первой группы отпустили через определенное время без причинения вреда. Собак из второй группы объединили в пары и связали вместе, а по одной из каждой пары били электрическим током, который можно было прекратить, нажав на рычаг. Собаки из третьей группы также были объединены в пары и привязаны друг к другу, одна из них получала удары током, но удары током не прекращались при нажатии на рычаг. Токи приходили случайными и казались неизбежными, что вызывало «выученную беспомощность», когда собаки полагали, что с ударами ничего нельзя поделать. У собак из третьей группы проявились симптомы клинической депрессии.
Позже собак группы 3 поместили в коробку отдельно. Они снова были поражены током, но они могли легко закончить удары, выпрыгнув из коробки. Эти собаки просто «сдались», снова проявив выученную беспомощность. На изображении выше изображена здоровая домашняя собака в научной лаборатории, а не животное, используемое в экспериментах.
3
Исследование Милгрэма
1974
Пресловутое Исследование Милгрэма — один из самых известных психологических экспериментов. Стэнли Милграм, социальный психолог из Йельского университета, хотел проверить подчинение авторитетам. Он поставил эксперимент с «учителями», которые были фактическими участниками, и «учеником», который был актером. И учителю, и ученику сказали, что исследование посвящено памяти и обучению.
И ученик, и учитель получили карточки, которые, как им сказали, были даны им случайным образом, хотя на самом деле обоим были выданы карточки с надписью «учитель». Актер утверждал, что получил талон «ученика», поэтому учительница была обманута. Оба были разделены на отдельные комнаты и могли слышать только друг друга. Учитель зачитывает пару слов, а затем четыре возможных ответа на вопрос. Если учащийся ошибался в своем ответе, учитель должен был наносить удар током, напряжение которого возрастало с каждым неправильным ответом. Если ответ правильный, шока не будет, и учитель перейдет к следующему вопросу.
На самом деле никого не шокировало. Магнитофон с предварительно записанными криками был подключен и проигрывался каждый раз, когда учитель наносил удар током. Когда разряды достигали более высокого напряжения, актер/ученик стучал в стену и просил учителя остановиться. В конце концов все крики и стук стихли, и наступила тишина. Это был момент, когда многие учителя проявляли крайнее беспокойство и просили прекратить эксперимент. Некоторые подвергали эксперимент сомнению, но многих поощряли продолжать и говорили, что они не несут ответственности за какие-либо результаты.
Если в какой-то момент испытуемый выражал желание прекратить эксперимент, экспериментатор говорил ему: «Пожалуйста, продолжайте». Эксперимент требует, чтобы вы продолжили. Совершенно необходимо, чтобы вы продолжали. У тебя нет другого выбора, ты должен идти. Если после всех четырех приказов учитель все еще хотел остановить эксперимент, он заканчивался. Только 14 из 40 учителей остановили эксперимент перед тем, как применить разряд 450 вольт, хотя каждый участник поставил под сомнение эксперимент, и ни один учитель решительно не отказался прекратить разряд до 300 вольт.
В 1981 году Том Питерс и Роберт Х. Уотерман-младший написали, что эксперимент Милгрэма и более поздний тюремный эксперимент в Стэнфорде пугали своими выводами об опасности, таящейся в темной стороне человеческой природы.
2
Колодец отчаяния
1960
Доктор Гарри Харлоу был неприятным человеком и использовал в своих экспериментах такие термины, как «стойка для изнасилований» и «железная дева». Он наиболее известен экспериментами, которые он проводил на макаках-резусах в отношении социальной изоляции. Доктор Харлоу взял детенышей макаки-резус, которые уже были связаны со своими матерями, и поместил их в устройство с вертикальной камерой из нержавеющей стали без контакта, чтобы разорвать эти связи. Их держали в камерах до одного года. Многие из этих обезьян вышли из камеры психически больными, и многие так и не выздоровели. Доктор Харлоу пришел к выводу, что даже счастливое, нормальное детство не защищает от депрессии, а научный писатель Дебора Блюм назвала это «результатами здравого смысла».
Джин Сакетт из Вашингтонского университета в Сиэтле, один из аспирантов Харлоу, заявил, что, по его мнению, движение за освобождение животных в США зародилось в результате экспериментов Харлоу. Уильям Мейсон, один из учеников Харлоу, сказал, что Харлоу «продолжал это до такой степени, что многим людям стало ясно, что работа действительно нарушает обычные чувства, что любой, кто уважает жизнь или людей, сочтет это оскорбительным. Как будто он сел и сказал: «Я проживу еще десять лет». Что я хотел бы сделать, так это оставить после себя большой беспорядок». Если это было его целью, то он отлично справился».
1
Дэвид Реймер
1965 – 2004
В 1965 году в Канаде родился мальчик по имени Дэвид Реймер. В восемь месяцев его привели на стандартную процедуру: обрезание. К сожалению, во время процесса его пенис был сожжен. Это произошло из-за того, что врачи использовали иглу для электрокоагуляции вместо стандартного скальпеля. Когда родители посетили психолога Джона Мани, он предложил простое решение очень сложной проблемы: сменить пол. Его родители были расстроены ситуацией, но в конце концов согласились на процедуру. Они не знали, что истинные намерения доктора состояли в том, чтобы доказать, что воспитание, а не природа определяет гендерную идентичность. Ради собственной корыстной выгоды он решил использовать Дэвида в качестве личного примера.
Дэвид, теперь Бренда, переделал вагину и получил гормональные добавки. Доктор Мани назвал эксперимент успешным, не сообщив о негативных последствиях операции Бренды. Она вела себя очень похоже на стереотипного мальчика и испытывала противоречивые и сбивающие с толку чувства по целому ряду тем. Хуже всего то, что ее родители не сообщили ей об ужасной аварии в младенчестве. Это вызвало опустошительный трепет в семье. Мать Бренды была склонна к суициду, ее отец был алкоголиком, а ее брат был в тяжелой депрессии.
Наконец, родители Бренды сообщили ей о ее истинном поле, когда ей было четырнадцать лет. Бренда решила снова стать Дэвидом, перестала принимать эстроген и реконструировала пенис. Доктор Мани не сообщил никаких дальнейших результатов, кроме утверждения, что эксперимент был успешным, опустив многие детали очевидной борьбы Дэвида с гендерной идентичностью. В возрасте 38 лет Дэвид покончил жизнь самоубийством.
Эта статья находится под лицензией GFDL, поскольку содержит цитаты из Википедии.
факт проверен dickensgirl
8 самых классических психологических экспериментов
(Последнее обновление: 4 октября 2022 г.)
Существует множество известных (а иногда и печально известных) психологических экспериментов, которые помогли сформировать наше понимание человеческого разума и поведения. Такие эксперименты позволили понять, как люди реагируют на социальное давление и как у них возникают ассоциации, которые приводят к страху.
Хотя многие из этих психологических экспериментов хорошо известны даже за пределами области психологии, важно признать, что многие из них невозможно провести сегодня. Во многих случаях эти эксперименты никогда не получали одобрения институционального наблюдательного совета из-за этических соображений и потенциального вреда для участников.
В этой статье вы узнаете больше о некоторых из самых известных психологических экспериментов и узнаете, почему некоторые из них считаются такими спорными.
Эксперименты Павлова с собаками
Хотя исследования Ивана Павлова, посвященные пищеварительной системе собак, не были задуманы как психологический эксперимент, они оказали огромное влияние на область психологии. Во время своего исследования он заметил, что у собак начиналось выделение слюны всякий раз, когда они видели лаборанта, который кормил их.
Объединив ранее нейтральный стимул (звук) с естественным стимулом, который автоматически вызывает реакцию (еда), Павлов обнаружил, что он может заставить собак выделять слюну, когда они слышат звук.
Открытие классического процесса обусловливания сыграло ключевую роль в формировании поведенческой школы психологии и продолжает влиять на наше понимание того, как обучение может происходить посредством ассоциаций.
Маленький Альберт Эксперимент
Любой, кто когда-либо проходил вводный курс психологии, вероятно, знаком с экспериментом Маленького Альберта. В знаменитом эксперименте, проведенном в 1920-х годах бихевиористом Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер, младенца познакомили с белой крысой, перед которой он сначала не выказал никакого страха. Затем исследователи представили крысу в сопровождении громкого лязгающего звука.
После повторных спариваний ребенок начал плакать, когда ему представили одну крысу. Этот страх распространялся даже на предметы, напоминающие крысу, например, на пушистые белые игрушки.
Исследования Уотсона сыграли важную роль в развитии школы мысли, известной как бихевиоризм. Это также предоставило доказательства силы классического обусловливания, которое включает в себя обучение через ассоциации.
Полученные данные также повлияли на наше понимание того, как могут формироваться страхи, включая фобии и иррациональные страхи, которые иногда развиваются в раннем возрасте или после одного пугающего переживания.
Asch Conformity Experiment
Asch Conformity Experiments) — серия психологических экспериментов, проведенных психологом Соломоном Ашем в XIX веке. 50-е годы. Цель экспериментов заключалась в том, чтобы определить, насколько на мнение человека повлияло мнение остальной группы.
В ходе исследования участникам сказали, что они проходят «проверку зрения» вместе с несколькими другими участниками. На самом деле другие люди в комнате были актерами, которые следовали инструкциям экспериментаторов. Когда участникам показывали несколько отрезков, предполагалось, что они выберут тот, который по длине соответствует образцу отрезка.
В некоторых случаях участники исследования выбирали очевидное совпадение. Однако в других случаях участники исследования единодушно выбирали неправильный отрезок линии.
Результаты экспериментов Аша показали, что люди имеют склонность подчиняться, когда другие люди единодушно выбирают неправильный ответ. В ходе 12 проведенных им испытаний Аш обнаружил, что около 33% наивных участников соответствовали группе и выбрали неправильный ответ. В контрольной группе, для сравнения, менее 1% участников когда-либо давали неправильный ответ.
Эксперименты показали, как групповое давление может заставить людей изменить свое поведение, чтобы соответствовать остальной группе.
Эксперимент «Пещера разбойников»
В психологическом эксперименте «Пещера разбойников» исследователь Музафер Шериф и его коллеги использовали обстановку летнего лагеря, чтобы выяснить, как такие факторы, как конкуренция и предрассудки, влияют на конфликт между группами.
В ходе эксперимента мальчиков, посещающих летний лагерь, случайным образом разделили на две группы. Затем группы были помещены в ситуации, в которых они должны были конкурировать друг с другом. Такая конкуренция приводила к конфликтам, соперничеству и вражде между двумя группами.
Позже эксперименты попытались примирить группы и устранить напряженность, созданную предыдущими соревновательными заданиями. Действия по сплочению оказали небольшое влияние, но исследователи обнаружили, что ситуации, требующие совместной работы членов двух групп для преодоления проблемы, эффективно снижали напряженность.
Исследование показало, как различные социальные группы создают свои собственные нормы и иерархии, а затем используют эти правила для исключения посторонних.
Эксперименты Харлоу с макаками-резусами
Психолог Гарри Харлоу провел серию экспериментов в 1950-х и 1960-х годах, которые продемонстрировали, насколько важны любовь и привязанность в процессе развития ребенка. В своих экспериментах он помещал детенышей обезьян в среду, где у них был доступ к двум разным суррогатным «матерям». Одна была проволочной матерью, которая держала бутылочку и давала еду, а другая была мягкой суррогатной матерью, покрытой махровой тканью.
Хотя матерчатая мать не обеспечивала питание, эксперименты показали, что детеныш обезьяны предпочитает мягкую мать матери из проволоки. Когда они были напуганы и нуждались в утешении, они обращались к матерчатой матери за безопасностью.
Эксперимент Милгрэма по послушанию
Эксперимент Милгрэма был одним из самых известных и противоречивых психологических экспериментов, когда-либо проводившихся. В экспериментах экспериментатор приказывал участникам наносить удары током другим людям. В то время как люди, которые предположительно получали удары током, были актерами, которые притворялись, что испытывают боль, участники полностью верили, что они наносили болезненные и даже опасные удары током.
Выводы Милгрэма показали, что до 65% участников были готовы нанести потенциально смертельный удар током другому человеку просто потому, что им приказал сделать это авторитетный человек.
Основываясь на этих выводах, Милграм предположил, что люди были готовы следовать приказам авторитетной фигуры, если они считали, что этот человек возьмет на себя ответственность за результаты и имеет право отдавать приказы.
Эксперимент с куклой Бобо
В этом эксперименте Альберт Бандура исследовал эффекты обучения через наблюдение, попросив маленьких детей стать свидетелями актов агрессии, а затем наблюдая за ними, чтобы увидеть, копируют ли они их поведение.
Дети, участвовавшие в исследовании, которые наблюдали за взрослыми, ведут себя агрессивно по отношению к кукле Бобо, большой надувной кукле, которая по форме напоминает кеглю для боулинга. При ударе или пинке кукла наклоняется в сторону, а затем возвращается в вертикальное положение.
Бандура обнаружил, что дети, которые наблюдали за агрессивными действиями взрослых, с большей вероятностью подражали этому поведению позже, когда им разрешали играть в комнате с куклой Бобо.
Исследование сыграло важную роль в нашем понимании теории социального обучения и того, как дети учатся, наблюдая за другими.
Stanford Prison Experiment
В ходе этого печально известного психологического эксперимента Филип Зимбардо устроил имитацию тюрьмы в подвале факультета психологии Стэнфордского университета и случайным образом назначил группу из 24 студентов колледжа либо охранниками, либо заключенными.
Первоначально предполагалось, что исследование продлится две недели, но его пришлось остановить через шесть дней, поскольку участники, как сообщается, настолько погрузились в свои роли, что начали испытывать психологические расстройства. Считалось, что результаты демонстрируют влияние социальных ролей и ожиданий на поведение человека.
Этот эксперимент широко описан в учебниках по психологии и даже стал предметом художественного фильма в 2015 году. В дополнение к уже проблематичной этике исследования, анализ записей исследования предполагает, что экспериментаторы, возможно, сыграли роль в поощрении оскорбительного поведения участников.
Влияние психологических экспериментов
Психологические эксперименты прошлого оказали влияние на наше понимание человеческого разума и поведения. Хотя многие из описанных здесь экспериментов имеют проблемы с точки зрения их дизайна и этики, они остаются одними из самых известных примеров исследований в области психологии.
Дополнительные сведения об этих классических экспериментах помогут вам лучше понять результаты исследований, повлиявших на развитие психологии. Он также может стать источником вдохновения для ваших собственных идей экспериментов по психологии и предоставить информацию для изучения в ваших работах по психологии.
Источники:
Бандура А.