Органы восприятия человека: Органы чувств — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Содержание

как маркетологи используют знания об органах чувств человека — Маркетинг на vc.ru

Почему страховые компании работают над тем, чтобы вручить вам документы в более тяжелой папке? Как подарок в виде подушки заставляет вас чувствовать себя в безопасности? И почему музыка делает вкус пива вкуснее?

2803 просмотров

Об этом команда бренд-бюро Sixth Sense рассуждала в рамках прошедшего образовательного марафона для маркетологов INMEMORY. Научную подоснову внес Алексей Паевский, сооснователь и главный редактор портала Neuronovosti.Ru, автор нескольких тысяч научно-популярных статей.

Публикуем выжимку самых интересных фактов о восприятии человека, а также примеры того, как бренды берут это на вооружение.

На данный момент открыто 19 видов различных рецепторов, которые позволяют человеку осязать внешний мир. При этом каждый из них отвечает за определенную функцию: ощущение холода, нажатия, давления, поглаживания и тд. Самые чувствительные участки тела — губы и кисти рук. Это объясняется тем, что большая часть сенсорной коры мозга отведена именно им.

Эмоции прикосновений

Осязание оставляет в памяти более глубокий эмоциональный след, нежели другие каналы восприятия (зрение, вкус и слух).

Исследование показывает, что 25% покупателей незапланированно приобрели товар после того, как подержали его в руках. В целом, люди с выраженной тактильностью чаще совершают импульсивные покупки.

Супермаркет британской сети Asda провели эксперимент и выставили на полки туалетную бумагу без упаковок, что позволило покупателям потрогать товар. В результате продажи туалетной бумаги одного из брендов резко возросли.

Весомый аргумент

Осязательные ассоциации влияют на восприятие продукта и бренда в целом. Более тяжелый вес ассоциируется с качеством, легковесность — с дешевизной. При оформлении страховки документы вручают в тяжелой папке, чтобы вы почувствовали вес и ценность приобретенной услуги.

Мягкие и теплые вещи запускают ассоциацию с доверием и безопасностью.

Отсюда частое использование животных с пушистой шерсткой в рекламе, мягкие вещи в подарок. Например, компания Best Buy, получила 43% прироста продаж, когда ее менеджеры стали дарить клиентам в самом начале переговоров мягкие подушечки или любые другие мягкие на ощупь предметы.

Эффект владения

Эффект владения оказывает большое влияние на его ценность для нас. Чем дольше и чаще мы соприкасаемся с вещью, тем более ценной она становится для нас, не только эмоционально, но и в денежном эквиваленте.

Так, полезный подарок с логотипом компании клиенту или партнерам окажется более ценным, благодаря частому использованию, что позволит перенести эту ценность и на сам бренд.

Тактильная память не менее важна чем зрительная и вкусовая. Чем чаще мы берем в руки вещь, тем больше привыкаем к ней на эмоциональном уровне. У потребителя формируется прямая ассоциация: я трогаю не просто бутылку, я трогаю Coca-Cola. И когда компания Coca-Cola решила поменять форму бутылки, продажи газировки резко упали.

Потребитель перестал узнавать визитную карточку компании.

МАРКЕТИНГ ЗВУКА

Музыка довольно сложно обрабатывается в мозге, при ее прослушивании задействованы совершенно разные участки: ритм обрабатывается в мозжечке, мелодия — во вторичной слуховой коре, и все это очень плотно завязано на лимбической системе, которая влияет на наши эмоции. Есть композиции, которые вызывают не только эмоциональную реакцию, но и физиологическую, когда вас охватывает дрожь, подкатывает комок к горлу, текут слезы. Именно это позволяет брендам создавать более глубокие эмоциональные связи аудитории с продуктом или событием. Но музыка воспринимается всеми по-разному, и эту разность можно найти анатомически.

Перед вами изображение, полученное методом функциональной магнитно-резонансной томографии. Здесь мы видим томографию мозга, импровизирующего джаз. Красным показано усиление активности, а синим — подавление активности. Мы видим подавление в тех участках мозга, которые отвечают за контроль. И наоборот, активируется пассивный режим работы мозга, который работает, когда мы не занимаемся ничем, когда мысль гуляет свободно. Музыка может позволять нам переключаться в режим свободного блуждания и ослабления контроля, если мы привыкли импровизировать или слушать импровизационную музыку.

Музыка меняет наше восприятие, и часто играет ключевую роль в восприятии того или иного продукта, бренда. Производители фильмов ужасов отлично знают, что на чувства зрителя гораздо большее влияние оказывает не то, что он видит, а то, какая музыка сопровождает сцены. Например, в фильме «Челюсти» зрителей пугает не сама акула, а тревожная музыка, которая играет с ее появлением.

Музыка наносит отпечаток не только на то, что мы видим, но и на вкусы, которые мы ощущаем. Исследование, проведенное психологами Брюссельского свободного университета и Левенского католического университета, доказало, что для респондентов, которые потребляли пиво под приятную музыку, вкус пива показался вкуснее, чем для респондентов, которые дегустировали напиток в тишине.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чувство инсайта», чтобы узнавать больше о том, как фундаментальные науки встраиваются в маркетинг.

Органы чувств человека » Детская энциклопедия (первое издание)

Как мы воспринимаем мир

Как работают наши органы чувств

Возможности совершенствования и тренировки органов чувств очень велики. Наши ощущения развиваются в практической трудовой деятельности.

Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они различают просветы до 0,0005 мм, в то время как нетренированные люди различают просветы до 0,01 мм. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определять ее температуру и количество примесей в ней.

Дегустаторы, определяют качество парфюмерных изделий, чая, сыра…

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, сыра, вина, табака и т. п. Дегустаторы могут точно указать не только сорт винограда, из которого сделано вино, но и место, где он вырос.

Живопись, связанная с передачей формы, пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов, предъявляет особые требования к восприятию пропорций и цветовых соотношений. У художников такое восприятие развито лучше, чем у людей, не занимающихся живописью. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60—1/150 их величины. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме, в которой имеется больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

По приблизительным подсчетам, человеческий глаз может различать более полумиллиона цветовых тонов. Попробуйте обозначить цвета предметов, которые вас окружают. Вы сможете сделать это очень приблизительно. В нашем языке существует всего около 300 названий цвета, и все богатство красок окружающего нас мира передать с их помощью невозможно.

То же можно сказать и о восприятии звуков. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором играет человек. Исполнение музыкальных произведений на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. Имеются данные, которые показывают, что у людей с плохим музыкальным слухом, плохо различающих высоту звука, можно специальными занятиями добиться улучшения звуковысотного слуха в несколько раз.

Опытные летчики по слуху очень легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно различают от 1300 до 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Приведенные примеры показывают, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни.

 

На первый взгляд кажутся бессмысленными выражения «зрение слепых» и «слух глухих». Однако это не так. Бывает, что человек лишается зрения или слуха, а иногда и того и другого вместе. Означает ли это, что он потерял возможность ориентироваться в окружающей действительности, жить и работать? Оказывается, что нет. Развитие других видов чувствительности, оставшихся неповрежденными, в известной мере компенсирует утрату зрения или слуха. Есть примеры того, как люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой; у них высокого развития достигло осязание. Известен случай, когда человек, в совершенстве владевший искусством стрельбы из винтовки, ослеп после ранения. Спустя много лет после утраты зрения он начал стрелять из малокалиберной винтовки по звучащей мишени и добился больших успехов.

На помощь слепым приходит наука. Сейчас созданы аппараты, которые превращают световые сигналы (например, изображения букв) в электрические, а электрические сигналы в свою очередь превращаются в осязательные. Таким образом, каждой букве соответствует определенный осязательный сигнал. Пользуясь такими приборами, слепые могут читать все книги, а не только напечатанные для них специальным шрифтом. Созданы также аппараты, которые позволяют им ориентироваться на улице.

У людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что некоторые из них могут слушать музыку. При этом они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. На этом принципе построена система восприятия звука с помощью нескольких телефонных мембран, соприкасающихся с пальцами. Различение колебаний этих мембран, возникающих при действии звука, позволяет глухому «слышать» речь кожей пальцев.

О. И. Скороходова описала в большой книге свою жизнь, жизнь человека, лишенного зрения и слуха. Она назвала эту книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Воспринимая окружающий мир посредством осязания, в значительной мере — обоняния, она стала человеком высокой культуры. Значит, если несколько органов чувств вышло из строя, мозг человека, его нервная система приспосабливаются к новому положению и сильнее развиваются оставшиеся органы чувств.

Возможности развития и совершенствования восприятия превосходят всякое воображение. Были проведены опыты, которые показали, что человека можно научить различать красный и зеленый пучки света кожей ладони.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как мы воспринимаем мир

Как работают наши органы чувств

Познание окружающей действительности. Ощущение и восприятие у глухих

Обновлено: 14.10.2022

Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего.

ВложениеРазмер
deti_s_narusheniyami_sluha.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с нарушениями слуха, их особенности ощущения и восприятия

Ощущения являются одной из форм познавательной деятельности человека. Изучая развитие познавательной деятельности в эволюции животного мира (в филогенезе) и у ребенка (в онтогенезе), можно увидеть, что ощущения являются первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.

Ощущениями можно назвать психологические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на органы чувств и мозг и заключающиеся в осознанном отражении отдельных свойств и явлений. Ощущения, как и все психические процессы, имеют рефлекторную природу, они возникают как ответные реакции нервной системы на воздействия окружающей организм среды. С ощущений начинается всякое познание человеком действительности – это первая ступень познания. На основе ощущений возникает процесс восприятия.

Восприятие – это тоже психический процесс, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств и мозг предметов и явлений и заключающийся в отражении совокупности присущих им свойств в форме единого сложного образа воспринимаемого, т.е. восприятие в отличии от ощущений представляет собой целостный образ предметов и явлений.

Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего. Но это познание не исчезает бесследно. В дальнейшем они воспроизводятся как представления, позволяющие нам отражать восприятия и в его отсутствии. Но восприятия и ощущения не всегда дают нам полное представление об окружающем мире. Существуют свойства материи, которые мы не можем ощущать непосредственно. Более высокой формой познания и отражения окружающего материального мира является человеческое мышление. Мышление помогает глубже проникнуть в причинную связь и зависимость между предметами и явлениями и отражать свойства их, которые недоступны непосредственным ощущениям и воспроиятиям.

В истории психологии по вопросу о природе ощущений шла борьба двух противоположных направлений – материалистического и идеалистического. Сторонники идеалистического направления в психологии или вовсе отрицали существование материи, утверждая, что окружающий мир является лишь «комплексом ощущений» или отрицали всякую связь наших ощущений с материей.

В специальной психологии были распространены такие теории, как отрицание возможности изучение и познания психических процессов глухих детей, возможности их развития и компенсации, полноценности умственного развития. Основные положения материалистического учение об ощущениях имеют очень важное значение в решении всех этих спорных вопросов сурдопсихологии, так как могут полностью быть отнесены и к характеристике природы ощущений и восприятий глухих детей.

Ощущения аномальных детей также отражают объективно существующий материальный мир и являются важной ступенью познания свойств предметов и явлений. Ведь глухой ребенок узнает многое о цвете, вкусе, запахе, форме окружающих его вещей на основе ощущений и восприятий.

Наряду с общими закономерностями в формировании ощущений и восприятий имеются и специфические особенности. Своеобразие ощущений у глухих детей выражается прежде всего в том, что у них отсутствуют слуховые ощущения. Полнота отражения окружающего мира заметно сужается, так как известно, что в познавательном отношении ведущая роль из анализаторов принадлежит зрению и слуху, наряду с которыми выступают как орган познания и движущаяся рука. Отсутствие слуховых ощущений влечет за собой не только сужение круга непосредственно отражаемых свойств и качеств окружающих вещей и явлений, но и чрезвычайно ограничивает возможность опосредованного знания.

На организм человека постоянно действуют звуковые раздражители. Большую часть знаний развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Кроме того, познание мира ребенка всегда опосредованно взрослыми. Знания о многих свойствах предметов ребенок получает в процессе общения со взрослыми через их речь, воспринимаемую на слух. Он многое узнает не только в процессе общения с окружающими, но и слушая радио, музыку, посещая театр.

Отсюда становится понятным исключительно важное социальное значение слуха. Жизненно и социально значимые раздражители чаще и больше отражаются через слух, чем через зрение. Звуки воздействуют не только ото всюду, со всех сторон, но и всегда, даже когда зрение исключено: в темноте, через непроницаемые для зрения преграды, при большом отдалении от человека звучащего тела. Слуховые ощущения возникают непроизвольно: мы слышим то, что не хотим слышать, в то время как видим лишь то, на что смотрим. И.М. Сеченов писал: «Из всех органов чувств слух дает нам наибольшее разнообразие впечатлений».

Отсутствие слуха обуславливает качественное своеобразие мира ощущений неслышащих людей. Все это затрудняет процесс познания и требует компенсации. Это в свою очередь влияет на формирование и развитие других ощущений и восприятий – зрительных, двигательных, осязательных и т.д.

Чтобы коррегировать у глухого познания звучащего мира посредством имеющихся у него анализаторов, необходимо знать не только то, что отсутствует в сфере ощущений у глухого, но и то, чем он располагает и какие компенсаторные возможности имеет.

В психологии выделяют следующие виды ощущений:

1 видимые ощущения и восприятия

2 слуховые ощущения и восприятия

3 кожные ощущения и восприятия:

а) тактильные ощущения

б) температурные ощущения

4 двигательные ощущения и восприятия

5 обонятельные процессы

6 вкусовые ощущения

7 органические ощущения

Все эти виды ощущений, за исключением слуховых ощущений, имеются и у неслышащих детей.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у неслышащих особую роль приобретают видимые (или зрительные) ощущения и восприятия. Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим в познании окружающего мира. У неслышащих детей зрительные ощущения и восприятия не только не хуже, чем у слышащих, но у них они активизируются и обостряются. Поэтому неслышащие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые слышащий ребенок не обратит внимания. Так, например, неслышащие дети сразу заметят, что у только что вошедшего чужого человека на лице маленький шрам, они сразу обратят внимание, что у человека оборвана пуговица и т.п.

Особенности восприятия у детей с нарушениями слуха


статья по коррекционной педагогике

Ощущение — это психическое отражение отдельных свойств и предметов объективного мира, возникающее при их воздействии на рецепторы. Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств в совокупности их свойств, их целостности. Восприятие имеет активный саморегулирующий характер. Его активность реализуется благодаря участию двигательных компонентов — движений периферических частей анализаторов, перемещений тела или его частей. Все движения, включенные в акт восприятия, имеют значение для анализа воздействующих раздражителей, их синтеза в целостный образ предмета. Успешность восприятия определяется конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом.

Для того, чтобы зрительное восприятие могло выполнить свою роль в развитии и воспитании детей с нарушениями слуха, им необходимо научится управлять. А для успешного развития зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха и эффективного управления им нужно знать его особенности.

Исследование скорости процесса восприятия и узнавания предметов глухими и слышащими детьми было выполнено К. И. Вересоцкой. Скорость процесса восприятия, у детей с нарушением слуха, исследовалась также Х. Майклбастом и М. Браттеном.

В результате исследований выяснилось, что скорость зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха ниже, чем у слышащих детей, им требуется больше времени, чем слышащим, чтобы увидеть в изображении предмета те признаки, по которым делается возможным воссоздать предмет в целом. Лучше воспринимались детьми с нарушением слуха знакомые предметы, отсюда следует, что скорость зрительного восприятия зависит от прошлого опыта детей. Разница в скорости значительно отличается при восприятии малознакомых предметов.

Таким образом, зрительное восприятие у детей с недостатками слуха формируется также как и у слышащих. Отсутствие слуховых ощущений и восприятий, замедленное овладение устной речью, создают особые условия для развития зрительного восприятия. Оно не доминирует, его нужно развивать.

ВложениеРазмер
osob_vospriyatiya.docx16.35 КБ

У детей с нарушениями слуха правильное восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображённых на картинах, складывается более медленно, чем у детей развивающихся нормально. Те трудности, которые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях, в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин. Дети с нарушениями слуха с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необходимую форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих.

Не менее важное значение конструктивная деятельность имеет и для развития восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Практическое изготовление различных окружающих нас предметов, изображений, формирование навыков конструирования предполагает членение объектов на части, подробный и многосторонний анализ и синтез. Всё это делает зрительное восприятие более тонким и дифференцированным.

У глухих детей позднее формируется восприятие объёмной формы и контура. Развитие восприятия объёмной формы и контура предмета происходит в процессе взаимодействия зрительного анализатора с кинестетическим, дети познают другие формы (брусок, цилиндр, куб и т. д.). Также конструктивная деятельность способствует развитию пространственных отношений. Дети с нарушениями слуха изготавливая картинку, учатся выделять три плана. На третьем – располагаются наиболее удалённые предметы, следуют более маленькие, по размеру, которые могут быть частично закрыты предметами первого и второго плана. На занятиях по конструктивной деятельности используются различные технологии, например на развитие процесса осязательного восприятия (ощупывание предмета, не видя его, игровые ситуации)

Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Отсутствие полноценного общения со взрослыми, трудности руководства предметными действиями ребёнка задерживают развитие восприятия и деятельности.

Если же обучение детей с нарушениями слуха конструированию ведётся без учёта их особенностей, по аналогии со слышащими, оно даёт весьма низкие результаты. Несмотря на то, что дети овладевают техникой конструктивной деятельности, их постройки бедны по содержанию. И, естественно, недостаточно владея речью, дети не могут конструировать по словесной инструкции.

В зависимости от степени нарушения слуха зрительное восприятие устной речи дополняется слуховым. Компенсация утраченной или нарушенной слуховой функции, происходит в условиях специального развития других

видов чувствительности. Большое значение имеет специальное обучение детей с недостатками слуха. Наибольшими компенсаторными возможностями обладает наименее страдающий анализатор, терпящий меньший ущерб в своем развитии из-за бездеятельности пораженного.

Зрительное восприятие неслышащих детей, лишенных слуха с рождения, развивается в особых условиях – отсутствия связей между слуховыми и зрительными воздействиями и в условиях задержки в формировании речи, что приводит к определенному своеобразию в развитии зрительного восприятия: снижению скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношений, трудностям опознания предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе.

Имеются различные примеры, показывающие, что слуховое восприятие базируется на основе ассоциаций, связей между понятиями[8] .

У детей с нарушением слуха эти ассоциативные цепочки звуковых атрибутов не образуются, процесс формирования связей затруднен.

Внутренний мир слабослышащих во многих случаях имеет значительно меньшую размерность, чем внутренний мир слышащего. Для расширения своего внутреннего мира глухому, за счет затрудненности формирования связей между понятиями, приходится прилагать значительно больше усилий, чем слышащему. Этим можно объяснить меньшую когнитивную способность людей, глухих от рождения. В то же время позднооглохшие люди сохраняют способность к формированию новых знаний на основе имеющихся. Двигательные ощущения детей с нарушениями слуха.Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормальнопо развитию движений. По данным А.А. Венгер,Г.Л. Выгодской и Э.И. Леонгард, 70 % детей позже срока начинают держать головку, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять и ходить. Задержка ходьбы отмечается у 50 % таких детей. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих детей с недостатками слуха на протяжении всего дошкольного возраста.По данным Ж.И. Шиф, на первом году обучения в школе у глухих детей скорость двигательной реакции заметно снижена по сравнению со слышащими сверстниками. К 14 годам она почти не отличается от таковой у слышащих, т.е.за время обучения скорость движений возрастает. Для детей, имеющихнарушения слуха, характерно более медленное овладение двигательными навыками.Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям в ихформировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятия. Для ее достижения нужно заботиться о развитии у таких детей двигательного контроля за качеством своих движений. Компенсация отсутствующего слухового контроля у глухих детей может совершаться за счет увеличения роли зрительного восприятия и кожной чувствительности. Большое значение имеет развитие собственно кинестетического контроля за качеством движений. Велика роль двигательных ощущений в овладении глухими устной речью они являются для детей и взрослых единственным средством самоконтроля за произношением, поскольку при исправлении неправильного произношения глухой зачастую может опираться только на те ощущения, которые получает. [7] Специфические особенности развития двигательных ощущений детей с недостатками слуха вытекают из структуры нарушения и связаны с отставанием в формировании межфункциональных взаимодействий.

У детей с недостатками слуха наблюдаются:

· недостаточно точная координация и неуверенность движений

· замедленность в овладении двигательными

· трудности в овладении статического и динамического равновесия

· нарушение плавности и синхронности движений

· низкий уровень пространственной ориентировки

Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом [6]

Таким образом, анализ особенностей развития ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом показывает, что у них наблюдается определенная закономерность развития этих процессов, которая характерна дефицитарного нарушения – асинхрония, что проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия(двигательная чувствительность,
осязание) при более высоком уровне развития других систем восприятия(зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).

Познание окружающей действительности. Ощущение и восприятие у глухих

Кожная чувствительность у глухих. Статико-кинестетические ощущения при глухоте

Кожные ощущения играют большую роль в жизни глухих, создавая условия более полного восприятия окружающей действительности. К кожным ощущениям относятся тактильные (ощущение прикосновения, давления и пр.), температурные (ощущение тепла и холода) и болевые. В коже имеются рецепторы, соответствующие разным видам кожных ощущений. Тактильные ощущения в единстве с кинестетическими образуют осязание.

При потере человеком слуха большую помощь оказывает вибрационная чувствительность, которая может в известной степени заменить слух. Колебания вибрирующих предметов распространяются в воздушной среде через твердые тела и жидкости. Эти колебания могут не создавать ясно воспринимаемых звуков, и вибрация ощущается только благодаря вибрационной чувствительности.

Ощущение вибрации возникает при воздействии на любой участок кожной поверхности, но наиболее чувствительной к вибрационным раздражениям является кожа кончиков пальцев рук. Благодаря вибрационной чувствительности человек может различать вибрации по частоте, силе, дифференцировать различные виды вибрации, воздействующие на те или иные участки кожи.

При сравнении вибрационной и слуховой чувствительности значительно большие преимущества у последней, поскольку слуховой анализатор по сравнению с кожными рецепторами способен воспринимать вибрацию во много раз меньшей интенсивности.


В программе обучения глухих большое внимание уделяется развитию вибрационных ощущений путем специальных упражнений. Вибрационные ощущения, развитые таким образом, играют большую роль в жизни глухих детей в качестве познавательного средства. К старшему школьному возрасту вибрационные ощущения развиваются у глухих детей относительно больше, чем у слышащих: увеличение чувствительности к вибрационным воздействиям, умение четко локализовать источник колебаний в пространстве [Соколов В. М., Маркарян С. С.].

В результате тренировок с помощью специальных вибраторов глухие лучше ощущают темп речи, ритм, логическое ударение. С помощью вибрационной чувствительности глухих можно познакомить с музыкой путем специальных вибраторов или воздушным путем (восприятие темпа, ритма музыки).

Статико-кинестетические ощущения. У глухих детей со здоровым вестибулярным аппаратом способность сохранять равновесие формируется путем зрительного восприятия, подобно тому как это происходит у детей с нормальным слухом. При поражении вестибулярного аппарата (в результате перенесенного менингита, скарлатины и других инфекций) у детей наблюдаются расстройства координации движений, шаткая походка.

Кинестетические ощущения и восприятия сигнализируют человеку о напряжении скелетных мышц, о положении частей тела в пространстве. Сохранность кинестетической чувствительности у глухих детей, несмотря на поражение вестибулярного аппарата, позволяет правильно двигаться в пространстве, сохранять равновесие. Выработка этих навыков происходит путем настойчивой, постоянной тренировки в процессе обучения, занятий физкультурой и спортом.

Глухие дети лишены слухового контроля за характером своих движений, поэтому контролирующая роль может осуществляться путем зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий, которые требуют специального развития. Кинестетический контроль особо необходим при овладении различными практическими навыками двигательного характера.

Психологические особенности ощущений и восприятий детей с нарушениями слуха


статья на тему
ВложениеРазмер
psihologicheskie_osobennosti_oshchushcheniy_i_vospriyatiy_detey.docx19.71 КБ

Психологические особенности ощущений и восприятий детей

с нарушениями слуха.

Зрительное восприятие у глухих и его развитие

По вопросу о характере зрительного восприятия у глухих имеются различные взгляды. Некоторые сурдопедагоги-практики считают, что глухие более наблюдательны, видят точнее и расчлененнее, чем слышащие. Однако, по данным современных исследователей, при рассмотрении отдельных сторон зрительного восприятия у глухих не представляется возможным однозначно решить вопрос о качестве этого восприятия.

Так, скорость восприятия у глухих детей оказалась относительно более низкой, чем у их слышащих сверстников [Вересотская К. И., Myklebus H. R., Brulten M.].

В проводимых опытах [Вересотская К. И.] глухим и слышащим детям показывали изображения знакомых предметов (чашка с блюдцем, шляпа, графин) в обычном и перевернутом виде. Изменение срока экспозиции позволило проследить, какое время было затрачено для узнавания предъявляемых предметов. При самых кратких экспозициях в обычном положении глухие дети узнавали предметы хуже, чем слышащие. Еще большие трудности испытывали глухие дети при узнавании предметов в перевернутом виде и, кроме того, чаще принимали их за другие (например, шляпу за тарелку, графин за рюмку).

Исследование способности расчленения предметов на части показало, что в отношении предметов, четко расчлененных, эта способность у глухих и слышащих была одинаковой, а в отношении предметов, слабо расчлененных, оказалась сниженной у глухих детей. Так, при членении на части животного слышащие говорили «грудь, живот, спина», глухие же чаще отмечали «тело» [Шиф Ж.

И.].

Исследование способности выделения свойств предмета [Кудрявцева Е. М.] показало, что у глухих учащихся 7-го класса эта способность была заметно ниже, чем у слышащих (глухие указывали в 2 раза меньше свойств). Тем не менее в процессе обучения у глухих заметно развивалось умение выделять свойства. Выделение свойств частей вызывало еще большие затруднения, чем выделение самих свойств [Шиф Ж. И.].

Глухих детей отличала также неполнота анализа и синтеза при восприятии. В опытах X. Майклбаста, М. Браттена глухие по сравнению со слышащими затруднялись воспроизвести фигуру из шашечек по предъявленному образцу.

Зрительное восприятие формы предметов [Дьячков А. И.] и узнавание предметов по их контурному изображению [Гозова А. И.] запаздывают у глухих детей по сравнению со слышащими. Однако эти способности совершенствуются с возрастом в процессе обучения глухих детей.


Что касается восприятия величины предмета в зависимости от его удаленности, то здесь не было найдено существенных различий между глухими и слышащими детьми [Бейн Э. С.].
Особый интерес представляет восприятие глухими детьми изображений картин, понимание светотени, воздушной перспективы, движения, сюжета картины, мимики людей, эмоций. Согласно данным Н. В. Яшковой, глухие дети, характеризуя картины, значительно реже слышащих писали о взаимоотношениях изображаемых лиц, их эмоциях, мимике, о назначениях изображенных предметов, еще более редко могли правильно раскрыть причины поступков изображенных на картине лиц.

У глухих учащихся 4-го класса преобладали описания картин с пониманием основного смысла, но обедненные и без обоснований, у глухих 6-го класса появлялись обоснования, а у некоторых глухих — описания с обоснованием смысла и раскрытием разнообразных связей между изображенными персонажами и предметами [Рубинштейн С. Л., Овсепян Г. П. и др.].

В заключение следует сказать, что хотя восприятие глухих детей развивается подобно восприятию слышащих, но отсутствие слухового анализатора, замедленное овладение словесной речью своеобразно отражаются на развитии зрительного восприятия глухих. Как показывают экспериментальные исследования, в младшем школьном возрасте у глухих детей процесс зрительного восприятия предметов протекает медленнее, чем у слышащих.

В процессе дальнейшего обучения в школе зрительное восприятие глухих развивается, и в старших классах оно почти такое же, как у слышащих детей. Более того, отмечается определенная специфика в развитии зрительного восприятия у глухих: формирование тонкого восприятия мимики и жестов, сопровождающих устную речь окружающих людей. В процессе обучения глухих детей речи зрительное восприятие играет большую роль в развитии возможности общения с окружающими людьми.

Основная задача обучения состоит в том, чтобы развивать зрительное восприятие в единстве с формированием словесной речи и мышления.

Читайте также:

      
  • Лучевая диагностика послеоперационной деформации позвоночника
  •   
  • МРТ-артрограмма при хрящевых и костно-хрящевых повреждениях плечевого сустава
  •   
  • Дисгенезия мозолистого тела на МРТ
  •   
  • Нозодерма земноводных.
    Формирование медуллярной трубки, хорды и мезодермы
  •   
  • Подставки и валики при рентгенографии черепа. Фиксация при исследовании черепа

Пять (и более) чувств человека

(Изображение предоставлено: Getty Images)

У человека пять основных чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Органы чувств, связанные с каждым чувством, посылают информацию в мозг , чтобы помочь нам понять и воспринять окружающий мир. Однако на самом деле есть и другие человеческие чувства, помимо основных пяти, без которых вы не можете жить. Эти менее известные чувства включают пространственное осознание и равновесие. Вот как работают органы чувств человека.

Осязание

Осязание считается первым чувством, которое развивается у людей, согласно Стэнфордской энциклопедии философии (открывается в новой вкладке). Осязание состоит из нескольких различных ощущений, передаваемых в мозг через специализированные нейронов в коже . Давление, температура , легкое прикосновение, вибрация, боль и другие ощущения являются частью осязания и связаны с различными рецепторами кожи.

Статьи по теме

Осязание — это не просто чувство, используемое для взаимодействия с миром; это также кажется очень важным для благополучия человека. Например, было обнаружено, что прикосновение передает сочувствие от одного человека к другому, согласно исследованию, опубликованному Калифорнийским университетом , Беркли .

Прикосновение также может влиять на то, как люди принимают решения. Текстура может быть связана с абстрактными понятиями, а прикосновение к предмету с текстурой может повлиять на решения, которые принимает человек, согласно шести исследованиям, проведенным психологами в возрасте 9 лет.0003 Гарвардский университет и Йельский университет (открывается в новой вкладке), опубликовано в номере журнала Science от 24 июня 2010 г.

«Эти тактильные ощущения не просто меняют общую ориентацию или поднимают людям настроение», — сказал Джошуа Акерман, доцент кафедры маркетинга Массачусетского технологического института. «У них есть определенная связь с определенными абстрактными значениями».

Зрение

Внешний хрусталик глаза, называемый роговицей, имеет куполообразную форму. (Изображение предоставлено Getty Images)

Зрение, или восприятие вещей глазами , представляет собой сложный процесс. Во-первых, свет отражается от объекта к глазу. Прозрачный внешний слой глаза, называемый роговицей, преломляет свет, проходящий через отверстие зрачка. Радужная оболочка (которая является цветной частью глаза) работает как затвор фотоаппарата, втягиваясь, чтобы перекрыть свет, или открываясь шире, чтобы впустить больше света.

«Роговица фокусирует большую часть света. Затем он [свет] проходит через хрусталик, который продолжает фокусировать свет», — объяснил доктор Марк Фромер, офтальмолог и специалист по сетчатке глаза в больнице Ленокс Хилл в Нью-Йорке. .

Затем хрусталик глаза преломляет свет и фокусирует его на сетчатке, полной нервных клеток. Эти клетки имеют форму палочек и колбочек и названы в честь их формы, согласно Американской оптометрической ассоциации . Колбочки переводят свет в цвета , центральное зрение и детали. Палочки переводят свет в периферийное зрение и движение. Палочки также дают людям зрение, когда свет ограничен, например, ночью. Информация, преобразованная из света, отправляется в виде электрических импульсов в мозг через зрительный нерв.

Люди без зрения могут компенсировать это улучшением слуха, вкуса, осязания и обоняния, согласно исследованию, опубликованному в марте 2017 года в журнале PLOS One . Их память и языковые навыки также могут быть лучше, чем у родившихся со зрением.

«Даже в случае полной слепоты мозг перестраивается таким образом, чтобы использовать имеющуюся в его распоряжении информацию, чтобы он мог более эффективно взаимодействовать с окружающей средой», — доктор Лотфи Мерабет, старший автор исследования. Исследование 2017 года и директор Лаборатории зрительной нейропластичности Массачусетского института глаза и уха Шепенса, 9 лет.0003 говорится в заявлении (открывается в новой вкладке).

Слух

Это чувство работает через сложный лабиринт, которым является человеческое ухо . Звук направляется через наружное ухо и направляется в наружный слуховой проход. Затем звуковые волны достигают барабанной перепонки или барабанной перепонки. Это тонкий лист соединительной ткани, который вибрирует при попадании на него звуковых волн.

Вибрации достигают среднего уха. Там слуховые косточки — три крошечные косточки, называемые молоточком (молоточком), наковальней (наковальней) и стремечком (стременем) — вибрируют. Стременная кость, в свою очередь, толкает структуру, называемую овальным окном, внутрь и наружу, посылая вибрации кортиеву органу, согласно 9.0003 Национальная медицинская библиотека (открывается в новой вкладке) (NLM). Этот спиральный орган является рецепторным органом слуха. Крошечные волосковые клетки в кортиевом органе преобразуют вибрации в электрические импульсы. Затем импульсы по сенсорным нервам поступают в мозг.

Люди сохраняют чувство равновесия потому что евстахиева труба, или глоточно-барабанная труба, в среднем ухе уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением воздуха в атмосфере, согласно Международный журнал аудиологии (открывается в новой вкладке). Вестибулярный комплекс во внутреннем ухе также важен для равновесия, поскольку содержит рецепторы, регулирующие чувство равновесия. Внутреннее ухо связано с преддверно-улитковым нервом, который несет информацию о звуке и равновесии в мозг.

Вы когда-нибудь слушали запись своего голоса и думали, что она звучит не так, как вы? Это связано с тем, что некоторые качества вашего голоса звучат иначе, чем у окружающих, когда вы говорите. Для тех, кто стоит рядом с вами, звук вашего голоса будет обнаружен, поскольку он проходит через их слуховые проходы, в соответствии с Би-би-си . То же самое произойдет и в ваших ушах, но поскольку речь производится внутри вас, вибрации также достигают ваших барабанных перепонок другим путем.

Когда ваши голосовые связки издают звук, вибрации проходят через череп и достигают барабанных перепонок. Когда волны проходят через кость, они растягиваются больше и становятся на

ниже по высоте. В сочетании с внешними звуковыми волнами получается голос с немного другим тоном, чем то, что слышат другие.

Запах

Согласно данным Национального института здравоохранения , люди могут ощущать более 1 триллиона запахов . Они делают это с помощью обонятельной щели, которая находится на крыше носовой полости, рядом с «нюхающей» частью мозга, обонятельной луковицей и ямкой. Нервные окончания в обонятельной щели передают запахи в мозг. Исследование опубликовано в 9 номере журнала от 11 мая 2017 г.0003 Наука предполагает, что люди могут различать 1 триллион различных запахов; когда-то считалось, что люди могут воспринимать только 10 000 различных запахов.

У человека 400 обонятельных рецепторов. (Изображение предоставлено Getty Images)

«Дело в том, что обоняние у людей так же хорошо, как и у других млекопитающих, таких как грызуны и собаки», — говорит Джон МакГанн, нейробиолог из Университета Рутгерса в Нью-Брансуике в Нью-Джерси и автор. нового обзора, говорится в 9Выписка 0003 (откроется в новой вкладке). Исследование Рутгерса поддерживает предыдущее исследование Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке, результаты которого были опубликованы в мартовском номере журнала Science за 2014 год.

У человека 400 обонятельных рецепторов, по данным Центра химических ощущений Монелла (открывается в новой вкладке). Хотя это не так много, как у животных с супернюхами, гораздо более сложный человеческий мозг компенсирует разницу, сказал МакГанн.

На самом деле плохое обоняние у людей может быть симптомом заболевания или старения. Например, искаженная или сниженная способность обоняния является симптомом шизофрении и депрессии, согласно журналу 9.0003 Исследование шизофрении (открывается в новой вкладке).

Пожилой возраст также может ухудшить способность правильно чувствовать запахи. Согласно статье 2006 года, опубликованной Национальными институтами здравоохранения , более 75% людей старше 80 лет могут иметь серьезные нарушения обоняния .

Вкус

Вкусовые ощущения обычно разбиваются на восприятие четырех различных вкусов: соленого, сладкого, кислого и горького. Есть еще и пятый вкус, определяется как умами или пикантный . Может быть много других вкусов, которые еще не были обнаружены. Кроме того, острое — это не вкус. На самом деле это болевой сигнал, согласно Национальной медицинской библиотеки (NLM).

Чувство вкуса помогло в эволюции человека , согласно NLM, потому что вкус помогал людям проверять пищу, которую они ели. Горький или кислый вкус указывал на то, что растение могло быть ядовитым или гнилым. Однако что-то соленое или сладкое часто означало, что пища богата питательными веществами.

Вкус ощущается вкусовыми рецепторами. У взрослых от 2000 до 4000 вкусовых рецепторов. Большинство из них находятся на языке , но они также выстилают заднюю стенку глотки, надгортанник , полость носа и пищевод . Сенсорные клетки бутонов образуют капсулы в форме цветочных бутонов или апельсинов , согласно NLM. На кончиках этих капсул есть поры, которые работают как воронки с крошечными вкусовыми волосками. Белки на волосках связывают химические вещества с клетками для вкуса.

На этом увеличенном изображении показаны вкусовые рецепторы овальной формы на языке. (Изображение предоставлено Getty Images)

Согласно NLM, это миф, что на языке есть определенные зоны для каждого вкуса. Пять вкусов можно ощутить на всех частях языка, хотя боковые стороны более чувствительны, чем середина. Около половины сенсорных клеток вкусовых рецепторов реагируют на несколько из пяти основных вкусов. Клетки различаются по уровню чувствительности.

Каждый из них имеет определенную палитру вкусов с фиксированным рейтингом, поэтому некоторые клетки могут быть более чувствительны к сладкому, за ними следуют горький, кислый и соленый, в то время как у других есть свои собственные рейтинги. Полное восприятие вкуса достигается только после объединения всей информации, поступающей от разных частей языка.

Другая половина сенсорных клеток специализирована, чтобы реагировать только на один вкус. Их работа — передавать информацию об интенсивности — насколько соленым или сладким что-то на вкус.

Другие факторы помогают формировать восприятие вкуса в мозгу. Например, запах пищи сильно влияет на то, как мозг воспринимает вкус, согласно журналу Flavor . Запахи передаются в рот в процессе, называемом обонятельной реферализацией. Вот почему у человека с заложенным носом могут возникнуть проблемы с правильным восприятием вкуса пищи. Текстура, передаваемая на ощупь, также влияет на вкус.

Обожженный язык, известный в медицине как глоссит, классифицируется как ожог первой степени, но быстро заживает в течение нескольких дней, согласно данным клиники Кливленда . Но вкусовые рецепторы не умирают полностью при воздействии горячей пищи.

Когда мы ругаем поверхность нашего языка, мы удаляем верхний слой клеток, включая верхние слои наших вкусовых рецепторов. Однако в группе клеток, определяющих запах, есть стволовые клетки, известные как базальные клетки. Обычно заменяя клетки вкусовых рецепторов каждые десять дней или около того, эти регенеративные клетки быстро превращаются в замещающие рецепторы, восстанавливая ваш вкус. По данным журнала Archives Italiennes de Biologie (открывается в новой вкладке), 10% клеток каждый день являются новыми для вкусовых рецепторов.

Чувство пространства

Пациента можно попросить прикоснуться к своему носу, а затем к пальцу исследователя в рамках теста на проприоцепцию. (Изображение предоставлено Getty Images)

В дополнение к традиционной большой пятерке есть еще одно чувство, которое связано с тем, как ваш мозг понимает, где находится ваше тело в пространстве. Это чувство называется проприоцепцией .

Проприоцепция включает в себя ощущение движения и положения наших конечностей и мышц. Например, проприоцепция позволяет человеку дотронуться пальцем до кончика носа даже с закрытыми глазами. Это позволяет человеку подниматься по ступенькам, не глядя на каждую. Люди с плохой проприоцепцией могут быть неуклюжими и несогласованными.

Исследователи из Национальных институтов здоровья (NIH) обнаружили, что люди с особенно плохой проприоцепцией через механоощущение — способность ощущать силу, например ощущение, когда кто-то давит на вашу кожу — могут иметь мутировавший ген, который передается от поколение за поколением. Это следует из исследования, проведенного в сентябре 2016 года в Медицинском журнале Новой Англии. «Вариант [гена] PIEZO2 пациента может не работать, поэтому их нейроны не могут обнаруживать прикосновения или движения конечностей», — сказал Александр Чеслер, главный исследователь Национального центра комплементарного и интегративного здоровья и ведущий автор исследования. заявление в Медицинский журнал Новой Англии (открывается в новой вкладке).

Дополнительные чувства и варианты

Существуют более тонкие чувства, которые большинство людей никогда не воспринимают. Например, есть нейронные датчики, которые воспринимают движение, чтобы контролировать баланс и наклон головы. Существуют специальные кинестетические рецепторы для обнаружения растяжения мышц и сухожилий, помогающие людям следить за своими конечностями. Другие рецепторы обнаруживают уровни кислорода в определенных артериях кровоток .

Иногда люди даже по-разному воспринимают чувства. Люди с синестезией могут видеть звуки как цвета или связывать определенные образы, например, с запахами.

Дополнительные ресурсы

Узнайте больше о том, как внешний вид и запах пищи влияют на вкус от нейробиолога в этой статье Scientific American (открывается в новой вкладке). Кроме того, вы можете посмотреть видео о том, как мы видим, на веб-сайте National Keratoconus Foundation (откроется в новой вкладке).

Библиография

«Прикосновение». Стэнфордская философская энциклопедия (2015). https://plato.stanford.edu/entries/touch/ (открывается в новой вкладке)

«Ресурсы для учителей». Американская оптометрическая ассоциация (АОА). https://www.aoa.org/healthy-eyes/caring-for-your-eyes (открывается в новой вкладке)

«Мультимодальная МРТ выявляет крупномасштабные структурные и функциональные изменения связности при глубокой ранней слепоте» . ПЛОС Один (2017). https://journals.plos.org/plosone/article?id=10. 1371/journal.pone.0173064 (открывается в новой вкладке)

«Мозг «перемонтирует» себя, чтобы усилить другие чувства у слепых людей». Массачусетский глазной и ушной лазарет, 2017 г.). https://www.eurekalert.org/news-releases/752616 (открывается в новой вкладке)

«Слух и улитка». Национальная медицинская библиотека (2020 г.). https://medlineplus.gov/ency/anatomyvideos/000063.htm (открывается в новой вкладке)

«Баланс и средний отит с выпотом». Международный журнал аудиологии (2008 г.). https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14992020802331230 (открывается в новой вкладке)

«Человек может различать более 1 триллиона запахов». Национальные институты здравоохранения (2014 г.). https://www.nih.gov/news-events

«Плохое человеческое обоняние — это миф XIX века». Наука (2017). https://www.science.org/doi/abs/10.1126/science.aam7263 (открывается в новой вкладке)

«Влияние старения на запах и вкус». Медицинский журнал последипломного образования (2006 г.). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2579627/ (открывается в новой вкладке)

«Сколько того, что мы ощущаем на вкус, зависит от обоняния?». Вкус (2015). https://flavorjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13411-015-0040-2 (открывается в новой вкладке)

«Регенерация вкусовых рецепторов и поиск клеток-предшественников вкуса». Итальянский архив биологии (2010 г.). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3545678 (открывается в новой вкладке)

Алина Брэдфорд — автор статей для Live Science. За последние 16 лет Алина освещала все, от лихорадки Эбола до андроидов, и писала статьи о здоровье, науке и технике для крупных изданий. Она имеет несколько сертификатов по охране здоровья, безопасности и спасению жизни от Университета штата Оклахома. Цель Алины в жизни – перепробовать как можно больше впечатлений. На сегодняшний день она была пожарным-добровольцем, диспетчером, подменным учителем, художником, уборщиком, автором детских книг, пиццерией, координатором мероприятий и многим другим.

Пять (и более) чувств человека

(Изображение предоставлено: Getty Images)

У человека пять основных чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Органы чувств, связанные с каждым чувством, посылают информацию в мозг , чтобы помочь нам понять и воспринять окружающий мир. Однако на самом деле есть и другие человеческие чувства, помимо основных пяти, без которых вы не можете жить. Эти менее известные чувства включают пространственное осознание и равновесие. Вот как работают органы чувств человека.

Осязание

Осязание считается первым чувством, которое развивается у людей, согласно Стэнфордской энциклопедии философии (открывается в новой вкладке). Осязание состоит из нескольких различных ощущений, передаваемых в мозг через специализированные нейронов в коже . Давление, температура , легкое прикосновение, вибрация, боль и другие ощущения являются частью осязания и связаны с различными рецепторами кожи.

Статьи по теме

Осязание — это не просто чувство, используемое для взаимодействия с миром; это также кажется очень важным для благополучия человека. Например, было обнаружено, что прикосновение передает сочувствие от одного человека к другому, согласно исследованию, опубликованному Калифорнийским университетом , Беркли .

Прикосновение также может влиять на то, как люди принимают решения. Текстура может быть связана с абстрактными понятиями, а прикосновение к предмету с текстурой может повлиять на решения, которые принимает человек, согласно шести исследованиям, проведенным психологами в возрасте 9 лет.0003 Гарвардский университет и Йельский университет (открывается в новой вкладке), опубликовано в номере журнала Science от 24 июня 2010 г.

«Эти тактильные ощущения не просто меняют общую ориентацию или поднимают людям настроение», — сказал Джошуа Акерман, доцент кафедры маркетинга Массачусетского технологического института. «У них есть определенная связь с определенными абстрактными значениями».

Зрение

Внешний хрусталик глаза, называемый роговицей, имеет куполообразную форму. (Изображение предоставлено Getty Images)

Зрение, или восприятие вещей глазами , представляет собой сложный процесс. Во-первых, свет отражается от объекта к глазу. Прозрачный внешний слой глаза, называемый роговицей, преломляет свет, проходящий через отверстие зрачка. Радужная оболочка (которая является цветной частью глаза) работает как затвор фотоаппарата, втягиваясь, чтобы перекрыть свет, или открываясь шире, чтобы впустить больше света.

«Роговица фокусирует большую часть света. Затем он [свет] проходит через хрусталик, который продолжает фокусировать свет», — объяснил доктор Марк Фромер, офтальмолог и специалист по сетчатке глаза в больнице Ленокс Хилл в Нью-Йорке. .

Затем хрусталик глаза преломляет свет и фокусирует его на сетчатке, полной нервных клеток. Эти клетки имеют форму палочек и колбочек и названы в честь их формы, согласно Американской оптометрической ассоциации . Колбочки переводят свет в цвета , центральное зрение и детали. Палочки переводят свет в периферийное зрение и движение. Палочки также дают людям зрение, когда свет ограничен, например, ночью. Информация, преобразованная из света, отправляется в виде электрических импульсов в мозг через зрительный нерв.

Люди без зрения могут компенсировать это улучшением слуха, вкуса, осязания и обоняния, согласно исследованию, опубликованному в марте 2017 года в журнале PLOS One . Их память и языковые навыки также могут быть лучше, чем у родившихся со зрением.

«Даже в случае полной слепоты мозг перестраивается таким образом, чтобы использовать имеющуюся в его распоряжении информацию, чтобы он мог более эффективно взаимодействовать с окружающей средой», — доктор Лотфи Мерабет, старший автор исследования. Исследование 2017 года и директор Лаборатории зрительной нейропластичности Массачусетского института глаза и уха Шепенса, 9 лет.0003 говорится в заявлении (открывается в новой вкладке).

Слух

Это чувство работает через сложный лабиринт, которым является человеческое ухо . Звук направляется через наружное ухо и направляется в наружный слуховой проход. Затем звуковые волны достигают барабанной перепонки или барабанной перепонки. Это тонкий лист соединительной ткани, который вибрирует при попадании на него звуковых волн.

Вибрации достигают среднего уха. Там слуховые косточки — три крошечные косточки, называемые молоточком (молоточком), наковальней (наковальней) и стремечком (стременем) — вибрируют. Стременная кость, в свою очередь, толкает структуру, называемую овальным окном, внутрь и наружу, посылая вибрации кортиеву органу, согласно 9.0003 Национальная медицинская библиотека (открывается в новой вкладке) (NLM). Этот спиральный орган является рецепторным органом слуха. Крошечные волосковые клетки в кортиевом органе преобразуют вибрации в электрические импульсы. Затем импульсы по сенсорным нервам поступают в мозг.

Люди сохраняют чувство равновесия потому что евстахиева труба, или глоточно-барабанная труба, в среднем ухе уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением воздуха в атмосфере, согласно Международный журнал аудиологии (открывается в новой вкладке). Вестибулярный комплекс во внутреннем ухе также важен для равновесия, поскольку содержит рецепторы, регулирующие чувство равновесия. Внутреннее ухо связано с преддверно-улитковым нервом, который несет информацию о звуке и равновесии в мозг.

Вы когда-нибудь слушали запись своего голоса и думали, что она звучит не так, как вы? Это связано с тем, что некоторые качества вашего голоса звучат иначе, чем у окружающих, когда вы говорите. Для тех, кто стоит рядом с вами, звук вашего голоса будет обнаружен, поскольку он проходит через их слуховые проходы, в соответствии с Би-би-си . То же самое произойдет и в ваших ушах, но поскольку речь производится внутри вас, вибрации также достигают ваших барабанных перепонок другим путем.

Когда ваши голосовые связки издают звук, вибрации проходят через череп и достигают барабанных перепонок. Когда волны проходят через кость, они растягиваются больше и становятся на

ниже по высоте. В сочетании с внешними звуковыми волнами получается голос с немного другим тоном, чем то, что слышат другие.

Запах

Согласно данным Национального института здравоохранения , люди могут ощущать более 1 триллиона запахов . Они делают это с помощью обонятельной щели, которая находится на крыше носовой полости, рядом с «нюхающей» частью мозга, обонятельной луковицей и ямкой. Нервные окончания в обонятельной щели передают запахи в мозг. Исследование опубликовано в 9 номере журнала от 11 мая 2017 г.0003 Наука предполагает, что люди могут различать 1 триллион различных запахов; когда-то считалось, что люди могут воспринимать только 10 000 различных запахов.

У человека 400 обонятельных рецепторов. (Изображение предоставлено Getty Images)

«Дело в том, что обоняние у людей так же хорошо, как и у других млекопитающих, таких как грызуны и собаки», — говорит Джон МакГанн, нейробиолог из Университета Рутгерса в Нью-Брансуике в Нью-Джерси и автор. нового обзора, говорится в 9Выписка 0003 (откроется в новой вкладке). Исследование Рутгерса поддерживает предыдущее исследование Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке, результаты которого были опубликованы в мартовском номере журнала Science за 2014 год.

У человека 400 обонятельных рецепторов, по данным Центра химических ощущений Монелла (открывается в новой вкладке). Хотя это не так много, как у животных с супернюхами, гораздо более сложный человеческий мозг компенсирует разницу, сказал МакГанн.

На самом деле плохое обоняние у людей может быть симптомом заболевания или старения. Например, искаженная или сниженная способность обоняния является симптомом шизофрении и депрессии, согласно журналу 9.0003 Исследование шизофрении (открывается в новой вкладке).

Пожилой возраст также может ухудшить способность правильно чувствовать запахи. Согласно статье 2006 года, опубликованной Национальными институтами здравоохранения , более 75% людей старше 80 лет могут иметь серьезные нарушения обоняния .

Вкус

Вкусовые ощущения обычно разбиваются на восприятие четырех различных вкусов: соленого, сладкого, кислого и горького. Есть еще и пятый вкус, определяется как умами или пикантный . Может быть много других вкусов, которые еще не были обнаружены. Кроме того, острое — это не вкус. На самом деле это болевой сигнал, согласно Национальной медицинской библиотеки (NLM).

Чувство вкуса помогло в эволюции человека , согласно NLM, потому что вкус помогал людям проверять пищу, которую они ели. Горький или кислый вкус указывал на то, что растение могло быть ядовитым или гнилым. Однако что-то соленое или сладкое часто означало, что пища богата питательными веществами.

Вкус ощущается вкусовыми рецепторами. У взрослых от 2000 до 4000 вкусовых рецепторов. Большинство из них находятся на языке , но они также выстилают заднюю стенку глотки, надгортанник , полость носа и пищевод . Сенсорные клетки бутонов образуют капсулы в форме цветочных бутонов или апельсинов , согласно NLM. На кончиках этих капсул есть поры, которые работают как воронки с крошечными вкусовыми волосками. Белки на волосках связывают химические вещества с клетками для вкуса.

На этом увеличенном изображении показаны вкусовые рецепторы овальной формы на языке. (Изображение предоставлено Getty Images)

Согласно NLM, это миф, что на языке есть определенные зоны для каждого вкуса. Пять вкусов можно ощутить на всех частях языка, хотя боковые стороны более чувствительны, чем середина. Около половины сенсорных клеток вкусовых рецепторов реагируют на несколько из пяти основных вкусов. Клетки различаются по уровню чувствительности.

Каждый из них имеет определенную палитру вкусов с фиксированным рейтингом, поэтому некоторые клетки могут быть более чувствительны к сладкому, за ними следуют горький, кислый и соленый, в то время как у других есть свои собственные рейтинги. Полное восприятие вкуса достигается только после объединения всей информации, поступающей от разных частей языка.

Другая половина сенсорных клеток специализирована, чтобы реагировать только на один вкус. Их работа — передавать информацию об интенсивности — насколько соленым или сладким что-то на вкус.

Другие факторы помогают формировать восприятие вкуса в мозгу. Например, запах пищи сильно влияет на то, как мозг воспринимает вкус, согласно журналу Flavor . Запахи передаются в рот в процессе, называемом обонятельной реферализацией. Вот почему у человека с заложенным носом могут возникнуть проблемы с правильным восприятием вкуса пищи. Текстура, передаваемая на ощупь, также влияет на вкус.

Обожженный язык, известный в медицине как глоссит, классифицируется как ожог первой степени, но быстро заживает в течение нескольких дней, согласно данным клиники Кливленда . Но вкусовые рецепторы не умирают полностью при воздействии горячей пищи.

Когда мы ругаем поверхность нашего языка, мы удаляем верхний слой клеток, включая верхние слои наших вкусовых рецепторов. Однако в группе клеток, определяющих запах, есть стволовые клетки, известные как базальные клетки. Обычно заменяя клетки вкусовых рецепторов каждые десять дней или около того, эти регенеративные клетки быстро превращаются в замещающие рецепторы, восстанавливая ваш вкус. По данным журнала Archives Italiennes de Biologie (открывается в новой вкладке), 10% клеток каждый день являются новыми для вкусовых рецепторов.

Чувство пространства

Пациента можно попросить прикоснуться к своему носу, а затем к пальцу исследователя в рамках теста на проприоцепцию. (Изображение предоставлено Getty Images)

В дополнение к традиционной большой пятерке есть еще одно чувство, которое связано с тем, как ваш мозг понимает, где находится ваше тело в пространстве. Это чувство называется проприоцепцией .

Проприоцепция включает в себя ощущение движения и положения наших конечностей и мышц. Например, проприоцепция позволяет человеку дотронуться пальцем до кончика носа даже с закрытыми глазами. Это позволяет человеку подниматься по ступенькам, не глядя на каждую. Люди с плохой проприоцепцией могут быть неуклюжими и несогласованными.

Исследователи из Национальных институтов здоровья (NIH) обнаружили, что люди с особенно плохой проприоцепцией через механоощущение — способность ощущать силу, например ощущение, когда кто-то давит на вашу кожу — могут иметь мутировавший ген, который передается от поколение за поколением. Это следует из исследования, проведенного в сентябре 2016 года в Медицинском журнале Новой Англии. «Вариант [гена] PIEZO2 пациента может не работать, поэтому их нейроны не могут обнаруживать прикосновения или движения конечностей», — сказал Александр Чеслер, главный исследователь Национального центра комплементарного и интегративного здоровья и ведущий автор исследования. заявление в Медицинский журнал Новой Англии (открывается в новой вкладке).

Дополнительные чувства и варианты

Существуют более тонкие чувства, которые большинство людей никогда не воспринимают. Например, есть нейронные датчики, которые воспринимают движение, чтобы контролировать баланс и наклон головы. Существуют специальные кинестетические рецепторы для обнаружения растяжения мышц и сухожилий, помогающие людям следить за своими конечностями. Другие рецепторы обнаруживают уровни кислорода в определенных артериях кровоток .

Иногда люди даже по-разному воспринимают чувства. Люди с синестезией могут видеть звуки как цвета или связывать определенные образы, например, с запахами.

Дополнительные ресурсы

Узнайте больше о том, как внешний вид и запах пищи влияют на вкус от нейробиолога в этой статье Scientific American (открывается в новой вкладке). Кроме того, вы можете посмотреть видео о том, как мы видим, на веб-сайте National Keratoconus Foundation (откроется в новой вкладке).

Библиография

«Прикосновение». Стэнфордская философская энциклопедия (2015). https://plato.stanford.edu/entries/touch/ (открывается в новой вкладке)

«Ресурсы для учителей». Американская оптометрическая ассоциация (АОА). https://www.aoa.org/healthy-eyes/caring-for-your-eyes (открывается в новой вкладке)

«Мультимодальная МРТ выявляет крупномасштабные структурные и функциональные изменения связности при глубокой ранней слепоте» . ПЛОС Один (2017). https://journals.plos.org/plosone/article?id=10. 1371/journal.pone.0173064 (открывается в новой вкладке)

«Мозг «перемонтирует» себя, чтобы усилить другие чувства у слепых людей». Массачусетский глазной и ушной лазарет, 2017 г.). https://www.eurekalert.org/news-releases/752616 (открывается в новой вкладке)

«Слух и улитка». Национальная медицинская библиотека (2020 г.). https://medlineplus.gov/ency/anatomyvideos/000063.htm (открывается в новой вкладке)

«Баланс и средний отит с выпотом». Международный журнал аудиологии (2008 г.). https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14992020802331230 (открывается в новой вкладке)

«Человек может различать более 1 триллиона запахов». Национальные институты здравоохранения (2014 г.). https://www.nih.gov/news-events

«Плохое человеческое обоняние — это миф XIX века». Наука (2017). https://www.science.org/doi/abs/10.1126/science.aam7263 (открывается в новой вкладке)

«Влияние старения на запах и вкус». Медицинский журнал последипломного образования (2006 г.). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2579627/ (открывается в новой вкладке)

«Сколько того, что мы ощущаем на вкус, зависит от обоняния?». Вкус (2015). https://flavorjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13411-015-0040-2 (открывается в новой вкладке)

«Регенерация вкусовых рецепторов и поиск клеток-предшественников вкуса». Итальянский архив биологии (2010 г.). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3545678 (открывается в новой вкладке)

Алина Брэдфорд — автор статей для Live Science. За последние 16 лет Алина освещала все, от лихорадки Эбола до андроидов, и писала статьи о здоровье, науке и технике для крупных изданий. Она имеет несколько сертификатов по охране здоровья, безопасности и спасению жизни от Университета штата Оклахома. Цель Алины в жизни – перепробовать как можно больше впечатлений. На сегодняшний день она была пожарным-добровольцем, диспетчером, подменным учителем, художником, уборщиком, автором детских книг, пиццерией, координатором мероприятий и многим другим.

У людей гораздо больше, чем пять чувств — вот 18

Сегодня я узнал , что у людей больше пяти чувств. Оказывается, есть по крайней мере девять чувств, и многие исследователи считают, что их более чем в два раза больше.

Общепринятое определение «чувства» — это «любая система, состоящая из группы типов сенсорных клеток, которые реагируют на определенное физическое явление и которая соответствует определенной группе областей мозга, где сигналы принимаются и интерпретируется».

Общепринятыми человеческими чувствами являются следующие:

1. Зрение

Технически это два чувства, учитывая наличие двух различных типов рецепторов: одно для цвета (колбочки) и одно для яркости (палочки).

2. Вкус

Вы можете утверждать, что это само по себе должно считаться пятью чувствами из-за различных типов вкусовых рецепторов: сладкий, соленый, кислый, горький и умами). Но обычно это считается одним чувством.

Рецепторы умами обнаруживают глутамат аминокислоты, который обычно присутствует в мясе и некоторых искусственных ароматизаторах. Вкус, в отличие от зрения, есть чувство, основанное на химической реакции

3. Осязание

Было обнаружено, что осязание отличается от датчиков давления, температуры, боли и даже зуда.

4. Давление

Очевидный смысл очевиден.

5. Зуд

Удивительно, но это сенсорная система, отличная от других сенсорных органов чувств.

6. Термоцепция

Способность чувствовать тепло и холод. Это также считается более чем одним чувством — не только из-за двух рецепторов тепла и холода, но и потому, что в мозгу существует совершенно другой тип терморецепторов с точки зрения механизма обнаружения. Эти терморецепторы в головном мозге используются для мониторинга внутренней температуры тела.

7. Звук 

Обнаружение вибрации в какой-либо среде, такой как воздух или вода, которая контактирует с барабанными перепонками.

8. Запах

Еще один датчик, связанный с химической реакцией. Это чувство сочетается со вкусом, чтобы произвести ароматы.

9. Проприоцепция

Это чувство дает вам возможность определить, где находятся ваши части тела относительно других частей тела. Это одна из вещей, которую проверяют полицейские, когда останавливают кого-то, кто, по их мнению, находится за рулем в нетрезвом виде. Тест «закрой глаза и коснись носа» проверяет это чувство.

Это чувство постоянно используется в мелочах, например, когда вы чешете зудящую ногу на ноге, но ни разу не смотрите на свою ногу, чтобы увидеть, где ваша рука относительно вашей ноги.

10. Датчики напряжения

Они находятся в ваших мышцах и позволяют мозгу отслеживать мышечное напряжение.

11. Ноцицепция

Одним словом, боль. Ранее это считалось результатом перегрузки других органов чувств, таких как осязание. Но теперь он рассматривается как собственная уникальная сенсорная система. Существует три различных типа болевых рецепторов: кожные (кожа), соматические (кости и суставы) и висцеральные (органы тела).

12.

Эквилибриоцепция

Чувство, которое позволяет вам сохранять равновесие и ощущать движение тела с точки зрения ускорения и изменения направления. Это чувство также позволяет воспринимать гравитацию.

Эта сенсорная система находится во внутреннем ухе и называется вестибулярной лабиринтной системой. Любой, кто когда-либо испытывал это чувство, знает, насколько это важно. Когда он не работает или работает со сбоями, вы буквально не можете отличить верх от низа. Перемещение из одного места в другое без посторонней помощи практически невозможно.

13. Рецепторы растяжения

Находятся в легких, мочевом пузыре, желудке и желудочно-кишечном тракте. Тип рецептора растяжения, который ощущает расширение кровеносных сосудов, также часто вызывает головные боли.

14. Хеморецепторы

Они активируют область продолговатого мозга в головном мозге, которая участвует в обнаружении гормонов и лекарств в крови. Он также участвует в рвотном рефлексе.

15.

Жажда

Эта система более или менее позволяет вашему телу контролировать уровень гидратации, поэтому ваше тело знает, когда оно должно сказать вам пить.

16. Голод

Эта система позволяет вашему телу определять, когда вам нужно что-то съесть.

17. Магниторецепция

Способность обнаруживать магнитные поля. Это чувство в основном полезно для определения направления при обнаружении магнитного поля Земли.

В отличие от большинства птиц, у людей нет сильной магниторецепции. Однако эксперименты показали, что мы склонны иметь некоторое представление о магнитных полях. Механизм этого до конца не ясен; предполагается, что это как-то связано с отложениями трехвалентного железа в наших носах. Было показано, что люди, которым вставляют магнитные имплантаты, обладают гораздо более сильной магниторецепцией, чем люди без них.

18. Время

Этот вопрос обсуждается. Единого механизма, позволяющего людям воспринимать время, обнаружено не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *