9. Ориентировочный рефлекс и внимание Ориентировочный рефлекс
Ориентировочный рефлекс – это рефлекс на новизну, возникающий в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды, относится к безусловным рефлексам. Он внешне выражается в настораживании, прислушивании, повороте глаз, ушных раковин, головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя. Ориентировочный рефлекс направлен на сенсорное выделение нового объекта и на оценку значимости раздражителя. И.П. Павлов называл ориентировочный рефлекс рефлексом «Что такое?». Иногда его называют рефлексом «биологической осторожности».
Отличительной особенностью ориентировочного рефлекса является его привыкание или угашение, которое развивается при повторении стимула. Но угасший ориентировочный рефлекс легко восстанавливается при изменении обстановки, т.е. происходит его растормаживание. Расторможенный ориентировочный рефлекс по сравнению с исходным восстанавливается частично и быстрее угасает вновь.
Ориентировочный рефлекс вызывает не только поведенческие проявления, но и изменения вегетативных функций: повышается мышечный тонус; изменяются частота дыхания и пульс; усиливается электрическая активность кожи; расширяются зрачки; понижаются сенсорные пороги.
Ориентировочный рефлекс развивается во времени в две фазы:
1. Начальная фаза характеризуется прекращением текущей деятельности и фиксацией позы. В основе этой фазы лежит общее или превентивное (по П.В. Симонову) торможение, которое возникает в ответ на появление любого постороннего раздражителя с неизвестным сигнальным значением. П.В. Симонов назвал такое состояние организма «стоп-реакцией». Затем стоп-реакция переходит в реакцию вздрагивания или общей активации. На стадии общей активации организм мобилизует силы самозащиты для встречи с чрезвычайной ситуацией. При этом ориентировочный рефлекс проявляется в форме многокомпонентной реакции, включающей двигательные и вегетативные изменения.
Начальную фазу связывают главным образом с активацией ретикулярной формации и генерализованным возбуждением коры больших полушарий, что вызывает общую активацию организма.2. Фаза анализа стимула, определение его новизны и значимости. Важное значение в этом процессе имеют механизмы взаимодействия многих отделов мозга: коры больших полушарий, структур лимбической системы и таламуса. Динамика анализа происходит в корково-лимбико-таламическом направлении и вновь замыкается на кору. На этой фазе происходит угашение многих компонентов ориентировочного рефлекса.
Начальной фазе ориентировочной реакции соответствует генерализованный ориентировочный рефлекс, связанный с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга. При этом на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) регистрируется генерализованная активация, которая проявляется в депрессии (подавлении) альфа-ритма и смене его бета-ритмом. ЭЭГ-активация охватывает всю кору в течение длительного времени. Одновременно с этим происходит синхронизация работы нервных клеток, объединенных не по пространственной близости, а по функциональному принципу.
Механизм возникновения и угашения ориентировочного рефлекса рассматривается в концепции нервной модели стимула, предложенной академиком Е.Н. Соколовым. Согласно этой концепции, в результате повторения стимула в нервной системе формируется модель, т.е. конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда появляется рассогласование между действующим стимулом и нервной моделью. Если действующий стимул и нервный след, оставленный предыдущим раздражителем, идентичны, то ориентировочный рефлекс не возникает. Если же они не совпадают, то возникает ориентировочный рефлекс, и он будет тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители.
Формирование нервной модели стимула начинается с выделения отдельных признаков стимула нейронами-детекторами проекционных областей коры. Нейроны-детекторы образуют синапсы на особом классе нейронов гиппокампа. В этот класс входят два вида нейронов – нейроны новизны и нейроны тождества. И нейроны новизны, и нейроны тождества обладают фоновой активностью. Детекторы коры связаны с нейронами новизны возбуждающими синапсами, а с нейронами тождества – тормозными. При действии нового стимула возрастает фоновая импульсация нейронов новизны и подавляется фоновая активность нейронов тождества.
Таким образом, возбуждение нейронов-детекторов приводит к формированию определенной популяции возбуждающих и тормозных синапсов на нейронах новизны и нейронах тождества. Эта популяция, или матрица синапсов, хранит конфигурацию сигнала и является нейронной моделью стимула.
Привычный стимул действует прямо противоположным образом, т.е. активирует фоновую импульсацию нейронов тождества и снижает до фонового уровня активность нейронов новизны.
Ориентировочный рефлекс как основа внимания
- Информация о материале
- Новости
- Просмотров: 28449
- Предыдущая статья Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая ретикулярная система
- Следующая статья Патология внимания (Лурия)
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Активирующая ретикулярная система с ее восходящими и нисходящими волокнами является нейрофизиологическим аппаратом, обеспечивающим одну из наиболее важных форм рефлекторной деятельности, известную под названием ориентировочного (или ориентировочно-исследовательского) рефлекса.
Его значение для понимания физиологических основ внимания
Каждый безусловный рефлекс, имеющий в своей основе какое-либо биологически важное для животного воздействие (пищевое, болевое, половое), вызывает избирательную систему ответов на эти раздражители с одновременным торможением всех реакций на побочные. Такой же избирательный характер носят и условные рефлексы. При них одна система реакций, подкрепляемая безусловным раздражителем, доминирует, в то время как все остальные побочные реакции тормозятся. Можно сказать, что как безусловные, так и сформированные на их основе условные рефлексы создают известный доминирующий очаг возбуждения, протекание которого подчиняется доминанте.
Среди всех видов рефлекторной деятельности нужно, однако, выделить один, при котором поведение животного не возбуждается ни одним из перечисленных выше мотивов поведения и который не является ни пищевым, ни оборонительным, ни половым рефлексом.
Основой этой деятельности является активная реакция животного на каждое изменение обстановки, которое и вызывает у животного общее оживление и ряд избирательных реакций, направленных на ознакомление с этими изменениями в ситуации. И. П. Павлов назвал этот вид рефлексов «ориентировочными рефлексами«, или «рефлексами «что такое?»».Ориентировочный рефлекс выражается в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций, появляющихся каждый раз, когда в обстановке, окружающей животное, возникает что-нибудь необычное или существенное. К этим реакциям относятся :
- поворот глаз и головы в сторону нового объекта;
- реакция настораживания или прислушивания.
А у человека — появление кожно-гальванической реакции (изменение сопротивляемости кожи к электрическому току или появление собственных электрических потенциалов кожи), сосудистые реакции (сужение сосудов руки с расширением сосудов головы), изменение дыхания, наконец, возникновение явлений «десинхронизации» в биоэлектрических реакциях мозга, выражающихся в депрессии «альфа ритма» (электрических колебаний 10-12 в сек, характерных для работы мозговой коры в спокойном состоянии).
Среди ученых нет еще единодушного ответа на вопрос, является ли ориентировочный рефлекс безусловной или условной реакцией.
По своему врожденному характеру ориентировочный рефлекс можно отнести к числу безусловных. Животное отвечает реакцией настораживания на любые новые или существенные раздражители без всякого обучения; по этому признаку ориентировочный рефлекс относится к числу безусловных, врожденных реакций организма. Наличие особых нейронов, которые отвечают разрядами на каждое изменение ситуации, указывает на то, что в его основе лежит действие определенных нервных приборов.
С другой стороны, ориентировочный рефлекс обнаруживает ряд признаков, существенно отличающих его от обычных безусловных рефлексов: при неоднократном повторении одного и того же раздражителя явления ориентировочного рефлекса скоро угасают, организм привыкает к этому раздражителю, и его предъявления перестают вызывать описанные реакции. Это исчезновение ориентировочных реакций на повторяющиеся раздражители называется привыканием (habituation).
Следует отметить, что это исчезновение ориентировочного рефлекса по мере привыкания может быть временным явлением, и достаточно небольшого изменения в раздражителе, чтобы ориентировочная реакция снова возникла. Это явление возникновения ориентировочного рефлекса при малейшем изменении раздражения иногда называется реакцией «пробуждения» (или arousal). Характерно, что такое появление ориентировочного рефлекса, как мы уже отмечали выше, может иметь место не только при усилении, но и при ослаблении привычного раздражителя и даже при его полном исчезновении. Так, достаточно сначала «угасить» ориентировочные рефлексы на ритмически предъявляемые раздражители, а затем, после того как ориентировочные реакции на каждое раздражение угасли в результате привыкания, пропустить один из ритмически предъявляемых раздражителей. В этом случае отсутствие ожидаемого раздражителя вызовет появление ориентировочного рефлекса.
Всеми этими признаками своей динамики ориентировочный рефлекс существенно отличается от безусловного рефлекса. Следует отметить и тот факт, что ориентировочный рефлекс может быть вызван и условным раздражителем: его можно получить, если предъявлять животному условный сигнал, который будет говорить о появлении какого-либо изменения в окружающей обстановке. У человека таким сигналом может быть слово, которое легко вызывает у него явления подготовки, настораживания, ожидания появления сигнала и т. п.
Было бы неверным думать, что ориентировочный рефлекс носит характер общей, генерализированной активации организма. На самом деле он может иметь дифференцированный, избирательный характер, причем эта избирательность может проявляться как по отношению к возникающим сигналам, так и по характеру той готовности эффекторных двигательных аппаратов, которые вызываются «настороженностью».
Это легко видеть, если длительно предъявлять испытуемому какой-нибудь один сигнал, например звук определенной высоты, тогда в силу привыкания все реакции на этот звук будут угашены, однако это «привыкание» будет носить избирательный характер, и стоит только минимально изменить высоту звука, чтобы весь комплекс ориентировочных реакций снова появился. Такой прием позволил советскому исследователю Е. Н. Соколову объективно оценить ту избирательность, которой характеризуются ориентировочные реакции («реакции пробуждения») в отношении дифференцированных сигналов, и говорить о «нервной модели стимула», которая обнаруживается с помощью этого приема.
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2004. — 320 с. С. 176-178.
- Предыдущая статья Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая ретикулярная система
- Следующая статья Патология внимания (Лурия)
Ориентировочный рефлекс как основа внимания. Лекции по общей психологии
Ориентировочный рефлекс как основа внимания
Активирующая ретикулярная система с ее восходящими и нисходящими волокнами является нейрофизиологическим аппаратом, обеспечивающим одну из наиболее важных форм рефлекторной деятельности, известную под названием ориентировочного (или ориентировочно — исследовательского) рефлекса. Его значение для понимания физиологических основ внимания настолько велико, что на нем следует остановиться специально.
Каждый безусловный рефлекс, имеющий в своей основе какое — либо биологически важное для животного воздействие (пищевое, болевое, половое), вызывает избирательную систему ответов на эти раздражители с одновременным торможением всех реакций на побочные. Такой же избирательный характер носят и условные рефлексы. При них одна система реакций, подкрепляемая безусловным раздражителем, доминирует, в то время как все остальные побочные реакции тормозятся. Можно сказать, что как безусловные, так и сформированные на их основе условные рефлексы создают известный доминирующий очаг возбуждения, протекание которого подчиняется доминанте.
Среди всех видов рефлекторной деятельности нужно, однако, выделить один, при котором поведение животного не возбуждается ни одним из перечисленных выше мотивов поведения и который не является ни пищевым, ни оборонительным, ни половым рефлексом. Основой этой деятельности является активная реакция животного на каждое изменение обстановки, которое и вызывает у животного общее оживление и ряд избирательных реакций, направленных на ознакомление с этими изменениями в ситуации. И. П. Павлов назвал этот вид рефлексов «ориентировочными рефлексами», или «рефлексами «что такое?»».
Ориентировочный рефлекс выражается в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций, появляющихся каждый раз, когда в обстановке, окружающей животное, возникает что — нибудь необычное или существенное. К этим реакциям относятся:
• поворот глаз и головы в сторону нового объекта;
• реакция настораживания или прислушивания.
А у человека — появление кожно — гальванической реакции (изменение сопротивляемости кожи к электрическому току или появление собственных электрических потенциалов кожи), сосудистые реакции (сужение сосудов руки с расширением сосудов головы), изменение дыхания, наконец, возникновение явлений «десинхронизации» в биоэлектрических реакциях мозга, выражающихся в депрессии «альфа ритма» (электрических колебаний 10–12 в сек, характерных для работы мозговой коры в спокойном состоянии). Все эти явления можно наблюдать каждый раз, когда возникает реакция настораживания, или ориентировочный рефлекс, вызываемый появлением нового или существенного для субъекта раздражителя.
Среди ученых нет еще единодушного ответа на вопрос, является ли ориентировочный рефлекс безусловной или условной реакцией.
По своему врожденному характеру ориентировочный рефлекс можно отнести к числу безусловных. Животное отвечает реакцией настораживания на любые новые или существенные раздражители без всякого обучения; по этому признаку ориентировочный рефлекс относится к числу безусловных, врожденных реакций организма. Наличие особых нейронов, которые отвечают разрядами на каждое изменение ситуации, указывает на то, что в его основе лежит действие определенных нервных приборов.
С другой стороны, ориентировочный рефлекс обнаруживает ряд признаков, существенно отличающих его от обычных безусловных рефлексов: при неоднократном повторении одного и того же раздражителя явления ориентировочного рефлекса скоро угасают, организм привыкает к этому раздражителю, и его предъявления перестают вызывать описанные реакции. Это исчезновение ориентировочных реакций на повторяющиеся раздражители называется привыканием (habituation).
Следует отметить, что это исчезновение ориентировочного рефлекса по мере привыкания может быть временным явлением, и достаточно небольшого изменения в раздражителе, чтобы ориентировочная реакция снова возникла. Это явление возникновения ориентировочного рефлекса при малейшем изменении раздражения иногда называется реакцией «пробуждения» (или arousal). Характерно, что такое появление ориентировочного рефлекса, как мы уже отмечали выше, может иметь место не только при усилении, но и при ослаблении привычного раздражителя и даже при его полном исчезновении. Так, достаточно сначала «угасить» ориентировочные рефлексы на ритмически предъявляемые раздражители, а затем, после того как ориентировочные реакции на каждое раздражение угасли в результате привыкания, пропустить один из ритмически предъявляемых раздражителей. В этом случае отсутствие ожидаемого раздражителя вызовет появление ориентировочного рефлекса.
Всеми этими признаками своей динамики ориентировочный рефлекс существенно отличается от безусловного рефлекса. Следует отметить и тот факт, что ориентировочный рефлекс может быть вызван и условным раздражителем: его можно получить, если предъявлять животному условный сигнал, который будет говорить о появлении какого — либо изменения в окружающей обстановке. У человека таким сигналом может быть слово, которое легко вызывает у него явления подготовки, настораживания, ожидания появления сигнала и т. п.
Было бы неверным думать, что ориентировочный рефлекс носит характер общей, генерализированной активации организма. На самом деле он может иметь дифференцированный, избирательный характер, причем эта избирательность может проявляться как по отношению к возникающим сигналам, так и по характеру той готовности эффекторных двигательных аппаратов, которые вызываются «настороженностью».
Это легко видеть, если длительно предъявлять испытуемому какой — нибудь один сигнал, например звук определенной высоты, тогда в силу привыкания все реакции на этот звук будут угашены, однако это «привыкание» будет носить избирательный характер, и стоит только минимально изменить высоту звука, чтобы весь комплекс ориентировочных реакций снова появился. Такой прием позволил советскому исследователю Е. Н. Соколову объективно оценить ту избирательность, которой характеризуются ориентировочные реакции («реакции пробуждения») в отношении дифференцированных сигналов, и говорить о «нервной модели стимула», которая обнаруживается с помощью этого приема.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 6. Точка ориентировочного замирания: ориентировочный рефлекс и адаптация
Глава 6. Точка ориентировочного замирания: ориентировочный рефлекс и адаптация Как мы с вами уже знаем, любую реакцию запускает триггер (стимул-вопрос), то есть, чтобы увидеть реакцию лжи, мы должны задать человеку вопрос. Мы пока не будем говорить о стимулах в детекции лжи
11.
1. «Рефлекс свободы»11.1. «Рефлекс свободы» Стремление к свободе. Есть ли у него врожденная основа? И. Якименко из Новосибирска рассказывает о таком эксперименте. Крыс посадили в громадную клетку с убежищами, вкусной пищей, питьем, всеми «жизненными благами» крысиного «рая». В конце концов,
РЕФЛЕКС ЦЕЛИ
РЕФЛЕКС ЦЕЛИ Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может.Г. МУРЕЙ«Гениальная природа» оказалась чрезвычайно «предусмотрительной», снабдив наших предков драгоценным качеством – «рефлексом цели». Так назвал это качество академик И. П. Павлов.«Рефлекс цели, – писал
Ага-рефлекс
Ага-рефлекс Ага-рефлекс – это когда вы почему-то знаете, что всё так, несмотря на то, что доводов особых нет.Этот рефлекс можно описать так: небольшая личная «эврика», открытие давно забытого, появление света в конце туннеля. Самый яркий пример: когда вы поняли смысл
Опа-рефлекс
Опа-рефлекс Мне попала вожжа под мантию! Я – король или не король? Король из сказки Е. Шварца «Обыкновенное чудо» Правильность выбора средства достижения также определяется тем, что информация о препятствиях на пути достижения цели вас не пугает, а может даже вызывает
Экспресс-диагностика школьной зрелости у ребенка (Ориентировочный графический тест Керна—Иразека)
Экспресс-диагностика школьной зрелости у ребенка (Ориентировочный графический тест Керна—Иразека) Для определения школьной зрелости ребенка родителям проще всего использовать тест Керна-Иразека.Этот тест состоит из трех заданий: нарисовать человека, скопировать
Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление)
Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление) И. ИразекКакое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.Утром мы завтракаем, а в полдень…?Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с
Что такое рефлекс
Что такое рефлекс После работ академика Ивана Петровича Павлова всякий школьник знает, что такое рефлекс. Но мы все-таки напомним нашему читателю, что рефлекс-это реакция организма на внешние воздействия, которые физиологи называют раздражителями, стимулами.
3. Внутренний рвотный рефлекс
3. Внутренний рвотный рефлекс Когда этот человек звонит или пишет вам, вы реагируете, едва увидев имя на дисплее мобильного телефона? Вы съеживаетесь, вас начинает подташнивать… У некоторых людей постоянно случаются катастрофы вселенского масштаба, и они пытаются
Ориентировочный план самостоятельной работы
Ориентировочный план самостоятельной работы В зависимости от выбранного вами подхода (то есть — самостоятельное создание протоколов, или использование готовыми), план работы может отличаться. Давайте рассмотрим здесь первый вариант — целиком самостоятельная
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую
Ориентировочный рефлекс: как найти свой путь в сложной и абсурдной реальности | Освальд Кирре
У вас есть внутренний компас, который поможет вам найти направление.
Photo by Henry Gillis on Unsplash«Глубоко в человеческом бессознательном живет повсеместная потребность в логической вселенной, которая имеет смысл. Но реальная вселенная всегда находится на шаг выше логики». — Фрэнк Герберт
Что такое реальность? Все, что мы знаем, это непознаваемость. Были предприняты огромные усилия, чтобы постичь его с помощью мифологии, философии и, в конечном счете, науки. Но все еще есть пределы человеческого существования, которые мы пока не можем преодолеть.
Реальность ужасно сложна и слишком абсурдна для нашего слабого ума. Чтобы сделать его терпимым, мы приводим его к более простой форме, которую можем понять. Мы фильтруем его через наши пять органов чувств, формируя его как «раздражители», и принимаем только те его части, которые можем воспринимать, игнорируя остальные.
Но тогда возникает вопрос: как мы решаем, какие части реальности воспринимать, а какие игнорировать? У нас есть внутренний механизм, который делает именно это — автоматически.
Это называется «ориентировочный рефлекс».
«Павлов подчеркивает… [что] ОР необходим с точки зрения выживания организма . Если бы его не было, жизнь животного была бы в постоянной опасности». — Дмитрий Бирюков
Ориентировочный рефлекс (ОР), или иногда «ориентировочная реакция», — это термин, введенный русским физиологом Иваном Сеченовым в его книге 1863 года « Рефлексы мозга ». Американская психологическая ассоциация определяет его следующим образом:
«Поведенческая реакция на измененный, новый или внезапный раздражитель, например поворот головы в сторону неожиданного шума. Также были идентифицированы физиологические компоненты ориентировочной реакции, в том числе расширение зрачков и кровеносных сосудов, изменение частоты сердечных сокращений и электрического сопротивления кожи».
Иван Павлов, другой известный русский физиолог, назвал ОР «рефлексом, что это такое», что является забавно подходящим названием.
ИЛИ — это ваша реакция на появление вокруг вас сильного раздражителя, такого как громкий шум или яркий свет. Вы автоматически повернете к нему голову, понаблюдаете и спросите: «Что это?» — после этого идентифицируйте стимул и придайте ему какой-то смысл, который вы можете понять.
Это превращает OR в разновидность автоматического управления вниманием, которое направляет вас к объектам в вашем окружении, на которые, по его мнению, вы должны обратить внимание. Это говорит вам, «Эй, посмотри на эту штуку. Это может быть полезно для вас.
На краткий миг твой взгляд закрывается, и все остальное исчезает — от реальности остаются только ты и то, что ты воспринимаешь.
Этот феномен перекликается с тем, что американский философ Чарльз Сандерс Пирс сказал о природе реальности:
«Реальность вещей состоит в том, что они настойчиво навязывают себя нашему признанию. Если у вещи нет такого постоянства, то это просто сон. Таким образом, реальность — это постоянство, регулярность».
Чем более непредсказуем, редок и значителен раздражитель, тем сильнее на него реагирует ваш ОР. Однако, если стимул слишком внезапный, вместо этого он вызовет рефлекс испуга (SR). СР отличается от ОР тем, что это просто защитный механизм, защищающий вас от неожиданных или угрожающих раздражителей (например, моргание для отражения яркого света), в то время как ОР — это скорее механизм придания смысла, который помогает вам обращать внимание на происходящее и понимать его. раздражители.
Возможно, тогда мы могли бы также определить ОИ как «автоматическую контекстуализацию», способность автоматически помещать вещи в контекст и придавать им смысл. Это помогает вам управлять сложностью и абсурдностью мира, поэтому приводит их в форму, которую вы можете понять. Другими словами, без ИЛИ реальность будет выглядеть только как подавляющая масса бессмысленного беспорядка.
Проще говоря, ИЛИ — это ваш внутренний компас. Он прорезает беспорядочный беспорядок реальности и показывает вам, в каком направлении смотреть.
В своем практическом применении ИЛИ имеет по крайней мере три важные функции:
1. Привыкание
Как было сказано ранее, ИЛИ сильнее всего проявляется при встрече с непредсказуемыми, редкими и значительными стимулами — все это признаки новинка . Чем более новый стимул, тем интенсивнее ОШ.
Однако при повторном введении одного и того же стимула интенсивность ОР будет постепенно уменьшаться и в конечном итоге полностью прекратится, как это особенно заметил российский исследователь Евгений Соколов. Этот процесс снижения интенсивности называется «привыканием».
Что это значит? Проще говоря, привыкание вызывает чувство знакомства. В то время как новизна важна для поддержания интереса и сосредоточенности, знакомство дает еще одно не менее важное чувство — чувство безопасности, комфорта и спокойствия. ИЛИ берет новое и делает его знакомым, а знакомство со стимулами помогает вам воспринимать реальность более спокойной, чем она есть на самом деле.
2. Формирование предпочтений и принятие решений
В исследовании, проведенном Клаудиу Симионом и Шинсуке Симодзё, испытуемым предлагалось посмотреть на два предмета и выбрать между ними. Результаты показывают, что испытуемые склонны выбирать предметы, на которые они изначально направляют свой взгляд, что Симион и Симодзё называют «эффектом каскада взглядов» — возрастающим предпочтением объекта в направлении своего взгляда. Это ориентировочное смещение может возникать как при наличии предметов, так и после их удаления, а это означает, что как только начинается ИЛИ, оно происходит независимо, даже без стимула.
Принято считать, что принятие решений человеком основано на полезности (например, в экономике), но ОР дает возможность принимать решения исключительно на основе простого воздействия и предпочтительного взгляда. Этот вывод, среди прочих в своем роде, подчеркивает иррациональность и субъективность человеческих решений.
Другими словами, ИЛИ помогает вам упростить процесс принятия решений до такой степени, что вообще не требуется никакого мыслительного процесса — на первый взгляд это может показаться глупым подходом, но он облегчает вашу жизнь, уменьшая усталость от принятия решений. Все, что вам нужно сделать, это воспринять стимул, и OR примет решение за вас.
3. Оценка внимания и эмоций
Многочисленные исследования (такие, как это, проведенное Маргарет Брэдли) показали, что эмоционально значимые стимулы — как приятные, так и неприятные — вызывают более сильное OR, чем нейтральные стимулы. Кроме того, эмоционально значимый стимул показывает более медленную скорость уменьшения при повторной стимуляции, что означает, что он имеет более длительный период привыкания.
Эти исследования различались по используемой единице измерения: в одних можно измерять показания проводимости кожи, а в других – замедление сердечной деятельности или потенциалы, связанные с событиями (ERP). Но в целом все они показывают одни и те же результаты: OR более интенсивно реагирует на стимулы, которые являются эмоционально значимыми.
Это открытие предполагает, что ИЛИ имеет более глубокое значение, что оно касается не только внимания , но и эмоций . Операционная пытается сказать нечто большее, чем просто «Эй, обратите внимание на это». Он также говорит что-то вроде: «Эй, это что-то значит для тебя. Подумайте об этом внимательно».
«Если бы было еще немного тишины, если бы мы все молчали… может быть, мы бы что-то поняли».
— Федерико Феллини
ИЛИ не зря называется «ориентирующим». Он ориентирует вас в мире. Он направляет ваш взгляд и указывает вам путь. И, как следует из слова «рефлекс», ИЛИ — это автоматическое поведение. Вы не используете , это просто происходит.
Поэтому важнее всего то, что вы будете делать после активации ИЛИ. Если что-то запускает ваш OR, то это либо непредсказуемо, либо редко, либо значительно. Это, безусловно, что-то значит, будь то внимание или эмоции — ключ здесь в понимании того, что это такое.
Итак, когда срабатывает ИЛИ, вы должны спросить: Что оно пытается мне сказать?
Практически все триггеры операционной связаны с выживанием. Ревущие звуки, вспышки ослепляющих огней, резкие и внезапные движения — эти раздражители воздействуют на наш первобытный мозг и вызывают в воображении образы смертоносных хищников и стихийных бедствий.
Но сегодня мы столкнулись с более своеобразными, возможно, более зловещими формами искусственных раздражителей. Подумайте о ярких баннерах или колокольчиках уведомлений. Эти стимулы привлекают наше внимание, как никакие другие, и они определенно имеют эмоциональное значение. Они касаются наших самых глубоких, самых примитивных потребностей и желаний — я полагаю, вы уже знакомы с этой частью, не так ли?
Реальность так же хаотична, как и всегда. Он громкий, ослепительный и наполненный до краев, куда бы вы ни пошли. Это непростая среда для путешествий, но, по крайней мере, у нас есть надежный внутренний компас. Тот, который помогает нам ознакомиться, упростить и понять то, что мы воспринимаем. Было бы неплохо сделать паузу и прислушаться, чтобы расшифровать сообщение, которое оно пытается сказать.
Часто это легко сказать и трудно сделать, но слова Феллини звучат правдоподобно: «[…] если бы мы все молчали, может быть, мы бы что-то поняли».
Какова ваша ориентировочная реакция?
Как сохранять концентрацию и экономить время в долгосрочной перспективе
Что такое ориентировочный рефлекс?
На дворе 2019 год. Вы находитесь в кафе в центре Парижа, на улице rue des Rosiers, и удаленно работаете над действительно важным проектом, сроки которого приближаются. Внезапно краем глаза появляется какой-то красный предмет. Вы смотрите на нее, и это потрясающая женщина в красном платье. Платье — авангардный образец последнего модного показа, и вы совершенно потеряли фокус. Вы просто хотите посмотреть, как она грациозно двигается и ласково улыбается всем незнакомцам.
Это ориентировочный рефлекс. Это механизм, который ориентирует вас в интересующей вас области, и это происходит бессознательно. Это ваш «прожектор внимания», который направляет фокус вашего мозга на исследование. Обычно это что-то, чего вы не ожидаете или несколько хаотично.
Понимание и рассмотрение этого поведения через призму ваших ценностей и духа может дать вам путь к правильному существованию. Таким образом, расставляя в правильном порядке то, что вы исследуете, вы расширите свое чувство смысла и сэкономите ваше время для того, что действительно важно.
Ориентировочный рефлекс (ОР) представляет собой сложную реакцию организма на новый раздражитель. Это явление было впервые описано русским физиологом Иваном Сеченовым в его книге 1863 года « рефлексов мозга, » торможение). Это торможение текущей активности, сопровождающееся соматическими, вегетативными, электроэнцефалографическими, гуморальными и сенсорными проявлениями, было названо «9». 0061 что это за рефлекс» от Павлова. Звучит знакомо? Это «что это за рефлекс», который не дает вам спать по ночам в двухчасовой петле траты времени на ваш Instagram.
Схематическая структура функциональной организации ориентировочного рефлекса, построенного в виде общей условно-рефлекторной системы (по представлениям Сокова, 1963, 1975)
Назначение рефлекса — прежде всего защищать нас и управлять быстрой реакцией на изменения окружающей среды, например заметив кобру в пещере. Вы обратите на нее внимание еще до того, как опознаете ее. Этот взгляд фиксирует ваше внимание там, где присутствует раздражитель. И за ним следует решение, что делать с новой информацией. Поэтому аргументируется что этот взгляд поддерживает механизмы принятия решений и вызывает предпочтительную предвзятость. Считается, что ориентировочная реакция играет неотъемлемую роль в формировании предпочтения. В настоящее время это может быть причиной предпочтительной предвзятости в отношении прерываний. которые поощряют трату времени и потребление социальных сетей. В частности, эмоциональный уровень стимуляторов, определяемый уровнем их приятности, часто может влиять на интенсивность ориентировочной реакции на сосредоточение внимания на конкретном предмете.
«Ориентационный рефлекс — это то, что ориентирует внимание 2-летних детей на экраны телевизоров или мобильных телефонов и заставляет их смотреть на них. Это не означает, что они наблюдают за ним или учатся на нем. Это создает плохую стимулирующую среду, которую дает нам экран. “ — Д-р Майкл Рич, основатель и директор Центра СМИ и детского здоровья (CMCH)
Теория реакции на ориентацию описывает ее как фундаментальную предпосылку для адаптивного поведения в постоянно меняющихся условиях. Короче говоря, ОР проявляет немедленную реакцию на изменения в окружающей среде на физиологическом, поведенческом и когнитивном уровне (4, Lynn, 19).66)
Как управлять своим рефлексом «что это такое»?
При таком сложном поведении всегда полезно для начала разделить его на небольшие решаемые фрагменты. Вы хотите максимально предотвратить непроизвольную ориентацию внимания и улучшить свой компаратор.
Это происходит от понимания того, что важно для вас в долгосрочной перспективе, а что нет. Ха, звучит просто. Верно? Я сделал визуальное представление перекрестка для наблюдения и назвал его Цветок смысла жизни .
Цветок смысла жизни 2020, Йович Анита, Все права защищены
Это для понимания более высокой перспективы. В качестве второго инструмента вы можете использовать несколько советов, которые направят вас к чувству смысла. Важно составить план действий после этой части стратегии. 🙂
Советы:
- Составьте для вас список того, что относится к категории хорошего и плохого человеческого поведения
- Составьте список людей, которые вас вдохновляют
- Составьте срез ваших ценностей и людей, на которых вы равняетесь
- Составьте список того, чего не следует тратить впустую
- Используйте технику тайм-боксинга для повышения производительности (Google Календарь идеально подходит для начала)
- Запишите жизненные цели по категориям в Цветок жизни на холсте
Это даст вам Полярную звезду, чтобы ответить на вопрос во время ориентировочного рефлекса:
Должен ли я продолжить расследование и потратить свое время?
Аналогичная ситуация, когда у вас есть рефлекторная реакция на ловлю падающих/выбрасываемых предметов со смехотворной скоростью. Вам нужно рассчитать в миллисекундах, действительно ли стоимость этого объекта, угол движения, скорость и вероятность причинения вреда себе стоят того. Но для этого вам нужно иметь серьезные навыки ниндзя. То же самое и с пониманием вашего ориентировочного рефлекса. Вам нужно развить навык оценки в течение 5-10 секунд вашей тяги к чему-то и вероятности того, что вы потерпите неудачу в создании осмысленной жизни. Почему это так?
Плохие ежедневные решения заставят вас застрять, но постепенное улучшение уведет вас далеко.
Например, чтобы упростить это: Дженифер Лопес, с ее приверженностью здоровому образу жизни, которого я пытаюсь достичь в соответствии со своими целями в области здоровья, предпочла бы перекусить морковью или этим вкусным шоколадным хрустящим маффином, который просто сработал мой ориентировочный рефлекс? Решение придерживаться моркови — это начало достижения здорового образа жизни в долгосрочной перспективе и уважения к собственной путеводной звезде. То же самое касается оценки того, уделяете ли вы время тому, что привлекло ваше внимание. Вы можете решить эту проблему, осознавая свою способность создавать столкновение эмоционального влечения к помехам и тому, что действительно важно для вашей осмысленной жизни в долгосрочной перспективе.
Подвох: «Вы должны вести себя честно, потому что, если вы ведете себя нечестно, вы патологизируете механизмы, которые вас ориентируют». не отказываться от вложения денег в компании, которые построили империю на вашем плохом распределении внимания. Это ваша собственная ответственность. Это освободит ваш мозг, и вы сможете вкладывать время и энергию в то, что действительно важно. Побочным продуктом этого будет чувство смысла и счастливая жизнь.
«Знание других — это разум; познание себя — это истинная мудрость. Овладение другими — это сила; овладеть собой настоящая сила. “ — Лао-Цзы, Дао Дэ Цзин, VI век до н. э.
Куда привел вас ориентировочный рефлекс после или во время этой статьи? 🙂
Sources:
- https://link.springer.com/article/10.1023/A:1015820025297
- https://www.researchgate.net/publication/266824080_E_N_Sokolov’s_Neural_Model_of_Stimuli_as_Neuro-cybernetic_Approach_to_Anticipatory_Perception
- https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01780/full#B35
- Линн, Р. (1966). Внимание, возбуждение и реакция ориентации . Оксфорд: Пергамон Пресс.
- https://ideas.ted.com/4-simple-exercises-to-strengthen-your-attention-and-reduce-distractibility/
Полезное чтение: наука утверждает, что эти 7 упражнений на внимание мгновенно сделают вас лучше Сосредоточенность и книги, чтобы улучшить концентрацию.
Наука об ориентировочном реагировании: что такого в средствах массовой информации, которые привлекают учащихся?
Опубликовано 22 января 2014 г. автором bryantanner
Что такого в СМИ, что пленяет людей? Как мне использовать больше носителя (или меньше носителя) в моей инструкции? В какое время? Для каких целей? Вот удивительное исследование, на которое я наткнулся на этой неделе и которое отвечает на эти самые вопросы. Наука, стоящая за вовлеченностью учащихся в отношении использования средств массовой информации, восходит к концепции Павлова под названием « ориентирующая реакция ».
Привлечение вашего внимания
Что такого в телевидении, что так держит нас? Отчасти привлекательность, кажется, возникает из нашей биологической «ориентирующей реакции» . Впервые описанная Иваном Павловым в 1927 году, ориентировочная реакция представляет собой нашу инстинктивную зрительную или слуховую реакцию на любой внезапный или новый стимул. Это часть нашего эволюционного наследия, встроенная чувствительность к движению и потенциальным хищническим угрозам. Типичные ориентировочные реакции включают расширение кровеносных сосудов, ведущих к мозгу, замедление сердечной деятельности и сужение кровеносных сосудов, ведущих к основным группам мышц. Альфа-волны блокируются на несколько секунд, прежде чем вернуться к исходному уровню, который определяется общим уровнем психического возбуждения. Мозг сосредотачивает свое внимание на сборе дополнительной информации, в то время как остальная часть тела успокаивается.В 1986 году Байрон Ривз из Стэнфордского университета, Эстер Торсон из Университета Миссури и их коллеги начали изучать, активируют ли простые формальные особенности телевидения — обрезки, монтаж, масштабирование, панорамирование, внезапные шумы — ориентировочную реакцию , тем самым сохраняя внимание на экране. Наблюдая за тем, как формальные признаки влияют на мозговые волны, исследователи пришли к выводу, что эти стилистические уловки действительно могут вызывать непроизвольные реакции и «получать свою ценность для внимания благодаря эволюционному значению обнаружения движения…. Уникальна форма, а не содержание телевидения».
Ориентировочная реакция может частично объяснить распространенные замечания зрителей, такие как: «Если телевизор включен, я просто не могу оторвать от него глаз», «Я не хочу смотреть столько, сколько хочу, но я ничего не могу с собой поделать» и «Я чувствую себя загипнотизированным, когда смотрю телевизор». За годы, прошедшие с тех пор, как Ривз и Торсон опубликовали свою новаторскую работу, исследователи копнули глубже. Исследовательская группа Энни Лэнг из Университета Индианы показала, что частота сердечных сокращений уменьшается на четыре-шесть секунд после ориентировочного стимула. В рекламе, последовательностях действий и музыкальных клипах формальные элементы часто появляются со скоростью один в секунду, таким образом активируя ориентирующий ответ непрерывно.
Ланг и ее коллеги также исследовали, влияют ли формальные особенности на память людей об увиденном. В одном из своих исследований участники смотрели программу, а затем заполняли оценочный лист. Увеличение частоты редактирования — определяемое здесь как переход от одного ракурса камеры к другому в одной и той же визуальной сцене — улучшило распознавание памяти, по-видимому, потому, что сосредоточило внимание на экране. Увеличение частоты нарезок — изменений в новой визуальной сцене — имело аналогичный эффект, но только до определенного момента. Если количество сокращений превышало 10 за две минуты, распознавание резко падало.
Производители образовательного телевидения для детей обнаружили, что формальные элементы могут помочь в обучении. Но увеличение
количества сокращений и правок в конечном итоге перегружает мозг. Музыкальные клипы и рекламные ролики, в которых используется быстрое чередование
несвязанных друг с другом сцен, предназначены больше для привлечения внимания, чем для передачи информации. Люди могут помнить название продукта или группы, но детали самой рекламы влетают в одно ухо и вылетают из другого. Ориентировочная реакция
перегружен работой. Зрители по-прежнему обращают внимание на экран, но они чувствуют себя уставшими и утомленными, а психологическое вознаграждение компенсируется небольшим количеством
. Наши результаты ESM показывают почти то же самое.Иногда память продукта очень тонкая. Многие рекламные объявления сегодня намеренно уклончивы: у них есть увлекательная сюжетная линия, но трудно сказать, что они пытаются продать. Впоследствии вы можете не помнить о продукте
сознательно. Тем не менее рекламодатели считают, что если они привлекли ваше внимание, то, когда вы позже пойдете в магазин, вы
чувствовать себя лучше или более комфортно с данным продуктом, потому что вы смутно помните, что слышали о нем.
Естественное влечение к звуку и свету телевизора проявляется очень рано. Дафна Лемиш из Тель-Авивского университета
описала младенцев в возрасте от шести до восьми недель, посещающих телевизор. Мы наблюдали младенцев чуть постарше, которые,
лежа на спине на полу, вытягивали шею примерно на 180 градусов, чтобы поймать свет, проникающий вон там,
в разбитом окне. Эта склонность говорит о том, насколько глубоко укоренилась цифра 9.0061 ориентировочный ответ есть.
Уроки для преподавателей:
- Учащиеся будут регулярно проходить лекцию. Важно спланировать это, подготовившись активировать их ориентировочные реакции.
- СМИ привлекают внимание. Но внимание учащихся привлекают не видеоклипы или киноматериалы в целом, а «формальные особенности».
- «Формальные особенности» в медиа (вырезки, правки, масштабирование, панорамирование, внезапные шумы) активируют ориентировочную реакцию.
- Альтернативы формальным элементам на основе фильмов, чтобы привлечь внимание, включают: хлопок в ладоши, особый звук рта, исчезновение/появление, показ изображения только на секунду, бросание чего-либо и т. д. (Неплохо добавить некоторые из них в ваш план урока, чтобы противодействовать ожидаемому затишью.)
- Сообщения не сохраняются, если вы переусердствуете с ориентировочной реакцией учащегося, показывая более 10 формальных признаков в секунду. (например, некоторые рекламные ролики, последовательности действий и музыкальные клипы). Если вы просто хотите привлечь внимание (сказал, что никогда не преподавал), сходите с ума с формальными элементами.
Советы по съемке увлекательного интервью:
- Принесите две камеры. Увеличение частоты правок, определяемых здесь как переход от одного ракурса камеры к другому в одной и той же визуальной сцене, улучшило распознавание памяти, по-видимому, потому, что сосредоточило внимание конечных пользователей на экране.
- При подготовке к съемкам не забудьте включить в раскадровку несколько сцен (даже если это просто текстовая графика или анимация). Увеличение частоты нарезок — изменений в новой визуальной сцене — имело тот же эффект, что и увеличение частоты редактирования, но только до определенного момента. (Интересно, имеет ли значение повторное использование сцен.)
Нравится:
Нравится Загрузка…
О Брайантаннере
Я одержим обучением с помощью соответствующих технологий. Моя профессиональная миссия состоит в том, чтобы эффективно обучать учащихся таким образом, чтобы это давало наилучшие результаты для всех заинтересованных сторон.
Просмотреть все сообщения bryantanner →
Эта запись была опубликована в рубрике Без рубрики с пометками Внимание, образование, помолвка, фильм, формальные характеристики, инструктор, ученик, СМИ, ориентировочный ответ, студент, учитель, телевидение, обучение, телевидение, видео.