Ориентиры духовно нравственные – Духовные ориентиры личности

Содержание

Духовные ориентиры личности

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

mystroimmir.ru

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? Какова их роль в деятельности человека?

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.

О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Стратегия воспитания

Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

fb.ru

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нужны ли они обществу? :: SYL.ru

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры – это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Кто установил эти нормативы?

Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.

Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.

Что дает аморальная жизнь?

Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.

Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая – это мощный остов каждого выдающегося общества.

www.syl.ru

Что такое духовно нравственные ориентиры

§ 11. Духовный мир личности



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив — это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима — высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности — это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное — построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное — основой этого мировоззрения является религия и 3. научное — опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее — и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие — мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль — едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность — это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50 %; моя семья — 70 %; получать от жизни удовольствие — 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

eg-nsk.ru

Статья на тему: «Духовно-нравственные ориентиры на уроках русского языка и литературы»

 Бадмаева надежда Васильевна,

учитель русского языка  и литературы

 МБОУ «Тарбагатайская СОШ»

 Нравственные и духовные ориентиры на уроках литературы и русского языка

                                                                                                             «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок,                                                                                                                                то он этим ещё не добродетель;                                                                                                                               он добродетель лишь в том случае,                                                                                                             если  этот способ поведения                                                                                                                        является постоянной чертой его характера».

Гегель.

Проблема нравственных исканий всегда была принципиальной в русской литературе.  Духовно-нравственное  воспитание школьников   является  сегодня наиболее актуальным вопросом, так  как современное общество переживает  кризис: в  нем исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести. В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. Как учитель –словесник  уверена, что в решении этой проблемы большая роль отводится урокам литературы так как у русской литературы всегда были особые внутренние цели.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Благодатным материалом являются произведения УНТ, древнерусской  литературы,   именно в них  заложена мудрость  народа, его  размышления  о добре, зле, дружбе, верности.  Былины, пословицы, поучения, сказки — не  только  жанры, в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII- XIX веков продолжает традиции , заложенные   устным  народным  творчеством  и  древнерусской  литературой. Она  обращает внимание  на  проблемы   вины  и наказания, войны  и мира, бездействие  человека,  деспотизм  и рабство.  А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,  И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др. ставят  перед  читателями  не  только  острые  социальные  вопросы, но и проблемы человеческого  существования. Например, пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков — повесть Гоголя “Тарас Бульба”.              

                 С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на материал средних классов. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина , «Шинель» Н.В.Гоголя- все они принадлежат к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали , рассуждениями о смысле жизни, о бескорыстии  в любви и дружбе, о благодарности за добро и желании принести добро другим людям, о рыцарстве, о чести и чувстве собственного достоинства.  

               Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и во многих других произведениях писателей, изучающихся в 10-11 классах. Русская созерцательность,  самопознание нашли отражение в ХХ веке и развитие в творчестве Блока, русских символистов, А.Ахматовой и акмеистов, М. Булгакова, в поэзии Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, в прозе Солженицына, В.Распутина и других произведениях литературы второй половины ХХ века. Произведения о войне несут большой нравственный заряд: «Сотников», «Живи и помни», « А зори здесь тихие…», «Судьба человека» и другие. Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.

                   Конечно же, главной духовной ценностью является родной язык. Ни для кого не секрет, что наш язык сейчас находится в плачевном состоянии. Сегодня  с трудом ориентируешься в вывесках, афишах, объявлениях, рекламах и т. д. Великий литературный критик Белинский считал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». То есть урок русского языка в духовном  становлении личности не менее важен, чем урок литературы. Ведь без языка – как без души. Русский язык  остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает.     На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики  смогли осознать, осмыслить  сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. На уроках русского языка и литературы необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому что русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений. На уроках использую различные игры, которые полезны не только в учебных, но и в воспитательных целях. Использую дифференцированный подход в обучении. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Это темы «История одной фотографии», «Что такое милосердие?», «В человеке все должно быть прекрасно» и т. д. Работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.

       При изучении раздела «Лескика» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, память, порядочность.

    Итак, самое важное в воспитании — это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу — духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми.

         

        

nsportal.ru

Образование и духовно-нравственные ориентиры человека в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ТЕ ОРИ Я И МЕ ТО ДО ДОГИ Я С О В Р Е М Е Н Н О Г О О Б Р А 3 О В А Н И Я

В.И.Подобед, доктор педагогических наук,

профессор

ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Общественные процессы и социально-системный кризис, наблюдаемый в современных условиях, актуализируют проблемы воспитания и развития человека. В связи с этим в российском образовании можно констатировать наличие перехода от утилитарной системы, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы, к образованию, направленному на разностороннее развитие личности.

Для образовательной системы особо значимым является сохранение и развитие культуры, воспитание гражданственности, социальной и личной ответственности, физического и психического здоровья. Это возможно при создании демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного развития личности на основе индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности.

Современная парадигма образования ориентируется на субъект-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, создавая условия для самореализации и саморазвития личности.

Следует особо подчеркнуть, что духовно-нравственная составляющая рассматривается как основа формирования человека на любом этапе непрерывного образования. Приоритеты духовного содержания образования на этапе обучения в общеобразовательной, в высшей и профессиональной школе существенно различаются, но неизменным остается сущностное содержание образования — формирование личности человека. Задачами воспитания на современном этапе развития общества являются:

— становление гражданских устоев и терпимости (толерантности) к правовым и гражданским обычаям, уходящим своими корнями в особенности национальных культур субъектов социума;

— интеллектуальное и физическое развитие в гармонии с идеалами общечеловеческих ценностей;

— духовно-нравственное развитие с ориентацией на гуманистические идеалы;

— овладение ценностями общечеловеческой культуры и знаниями, необходимыми для познания мира человеческих и социальных взаимоотношений, в его правовых, юридических формах и гражданских обычаях и нормах; мира культуры и искусства в его доступных для школьника формах.

Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Требуются повышение эффективности воспитательного воздействия на подрастающее поколение, осознание воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, средств массовой информации.

Актуальными задачами культурной и образовательной политики являются воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование нравственных основ и художественного вкуса, потребности в постоянном чтении, поддержка детского художественного творчества. Это будет способствовать развитию духовного потенциала детей и юношества, формированию ценностных мировоззренческих

основ, к которым в первую очередь относятся нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание.

Проблема взаимосвязи образования и духовно-нравственного развития человека рассматривается в трудах ученых-мыслителей, педагогов и психологов, таких как Б.Г.Ананьев, А.С.Макаренко, И.А.Ильин, А.Я.Понамарев и другие.

Известный российский психолог Б.Г.Ананьев отмечал, что понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания.

Н.И.Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» выдвинул идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить высоконравственного человека с широким образовательным кругозором. Он выступал за развитие духовности — сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы. Подобного мнения придерживался И.А.Ильин в своих многочисленных статьях, посвященных исторической судьбе и будущему России. Он отмечал, что образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов.

Представляет несомненный интерес исследования Н.Н.Седовой о морально-нравственной ориентации россиян. На основе анализа результатов социологических исследований ею делается попытка выяснить отношение россиян к самой проблеме морали и морального «здоровья» современного общества, распространенность моральных норм в оценочных и поведенческих установках людей, связь между успешностью социальной активности и нравственными ориентирами человека.

Исследования выявили озабоченность и тревожность значительного числа россиян по поводу ослабления моральных устоев современного российского общества. Более трети респондентов, отвечая на вопрос о том, что стало самой большой потерей для российского общества в результате реформ, отметили падение морали; в числе потерь отмечалось снижение уровня жизни населения.

Негативно россияне оценивают изменения, происшедшие за последние годы в отношениях между людьми и в человеческих качествах. В ходе исследования большинство респондентов отметили рост агрессивности, цинизма и ослабление таких качеств, как честность, доброжела-

тельность, искренность и бескорыстие. Моральное состояние российского общества является сегодня источником тревожности и озабоченности для многих людей.

Развитие и рост гражданского самосознания представляют собой сложный многоуровневый процесс. Необходимым условием развития способности к продуктивному общению является формирование у личности навыков культуры современного рационального сознания, открытости, самокритичности и диалогичности как обязательных предпосылок адекватного отношения к окружающему, осознания своего места, возможностей и ответственности перед обществом.

Важнейшей задачей является формирование качеств, присущих гражданину: гуманистического и культуросообразного миропонимания и мировосприятия; приобретения положительного личностного, социального и эмоционального опыта общения; следования нормам и требованиям культуры гражданских отношений; наличия потребности в развитии и обогащении имеющихся коммуникативных способностей; смысло-жизненного видения социальной реальности, ценностно-смыслового восприятия окружающего мира; осознания гражданственности как высшей социализированной формы субъектности человека.

Проблема духовно-нравственного развития человека предполагает осмысление этапов становления личности в системе непрерывного образования и воспитания.

Заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться в школе. Важно, чтобы дети все больше знали о своем Отечестве и любили его, жили с ним одной жизнью, радовались его радостями и болели его горестями. Патриотизм требует знания Родины со всеми ее достоинствами и недостатками, без всяких прикрас и утаиваний. Изучение истории, ознакомление с историческими судьбами своего народа и биографиями его лучших героев, знание народной жизни и народного искусства, любовь к ним содействуют развитию в человеке неразрывной связи с Родиной.

Воспитание гражданина — это задача не только школы, но и родителей. Обращается внимание родителей на возможности развития способностей ребенка ориентироваться в информационном поле, на культуру жизнедеятельности человека и социальных отношений, любовь как

В.И. Подобед. Образование и духовно-нравственные орентиры человека в современном обществе

главную жизненную силу человека, самосознание и самоопределение в формировании гражданственности как особый личностно и социально значимый феномен, мотивацию достижения успеха.

В соответствии с психологической структурой личностных качеств достоинства человека проявляются в осмыслении своей социальной значимости и основных моральных принципов, в идентификации себя со значимыми другими людьми; в установке на положительное отношение к себе и самоуважение, в наличии привычек поведения, позволяющих быть честным и достойным человеком.

Определенная специфика существует в самом характере самовоспитания взрослого человека.

В силу своей гибкости и необходимости живо реагировать на изменения в социально-экономической ситуации образование взрослых раньше, чем другие подсистемы, столкнулось с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Они пришли в несоответствие с сохранявшимся на протяжении длительного времени узкофункциональным отношением к профессиональному образованию с его жестко-нормативным характером.

Профессиональное образование активно содействует социализации взрослых через освоение профессиональных ролей, углубление профессиональной компетентности и развитие социально-профессиональной мобильности. Общекультурное образование дополняет процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, зафиксированным в лучших образцах мировой культуры, деятельности и общении.

Чем теснее переплетается профессиональное и общекультурное образование, тем в большей степени оно содействует преодолению дезинтеграции сознания и формированию целостности человеческой жизни, а в общественном сознании — выравниванию социальных шансов и уменьшению неравенства людей.

Интеграция профессионального и общекультурного образования означает прежде всего осуществление профессионального образования в общекультурном контексте. Интеграция выступает в качестве одной из насущных задач развития гуманистически ориентированной системы образования взрослых. Подобная задача не может быть быстро решена. Это сложный и

длительный процесс, во многом связанный с глубинными социально-экономическими и социокультурными преобразованиями.

Адаптивное образование взрослых непосредственно связано с имеющими глобальные устойчивые тенденции социальными переменами, присущими не только нашей стране, но и всему мировому сообществу, вызывающими необходимость новых подходов к обучению взрослых. Среди них следует отметить, прежде всего, становление компьютерного информационного общества, расширение спектра видов деятельности человека, быстрое старение багажа знаний, сократившиеся сроки их пригодности для профессиональной деятельности.

Важнейшие цели развития системы опережающего образования взрослых — проектирование специфической учебной среды жизнедеятельности взрослого, определяющей возможности его развития как человека мобильного, компетентного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.

Ведущие принципы опережающего образования и развития взрослых:

— новое понимание общей культуры взрослого в информационном обществе как сочетания гуманистической, научной и технологической составляющих, как базы для организации личной, социальной и профессиональной жизни;

— интеграция культурно-исторических и ценностно — аксиологических аспектов образования, освоение которых позволит осмыслить такие ценности, как познание природы, общества, человека и культуры;

— единство нормативного (социального) и индивидуального, позволяющего личности конструировать индивидуальные образовательные маршруты, осуществлять процесс духовно-нравственного становления;

— развитие смысловой сферы личности; признание ценностно-смысловой сферы в качестве внутреннего условия, опосредующего реальные жизненные отношения человека с миром; его реализация предусматривает приоритетный характер развития мотивационной, ценностно-смысловой составляющей самоопределения человека;

— самоопределение человека как функция активности субъекта, свободно определяю-

щего себя по отношению к целостному ходу жизни;

— преобразование имеющихся и выработка новых личностно-профессиональных смысловых ориентиров, что означает изменения в ценностном сознании человека как закономерные результаты диалектики жизни и предполагает содействие переосмыслению и перестройке личностно-профессионального опыта.

Литература

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. — М., 1980. — С.14.

О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. — Официальные документы в образовании. — 2002. — № 26.-С. 49.

Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России //Педагогика. — 2002. — № 9. — С. 46-48.

Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Морской сборник. 1856. Июльская книга. № 9.

Ильин И.А. Путь к очевидности. — М., 1993. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000.

Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность / / СОЦИС.

— 2004. — № 8. — С.88-89.

Образование взрослых в современном развивающемся обществе/Под ред. В.И.Подобеда.

— СПб.: ИОВ РАО, 2003.

Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников / / Открытая школа. — 2000. -№ 1.

Чигирев В.А. Идеология нравственности / Под ред. П.И. Юнацкевича. — СПб., 2005.

cyberleninka.ru

Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла

Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

Слайд 1 Главную задачу воспитания кратко можно определить как передачу ребенку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру. И этому, как нельзя лучше, способствуют предметы гуманитарного цикла в школе.

Слайд 2 Ни для кого не является секретом, что те радикальные преобразования, которые произошли в жизни нашего общества за последние 25 лет, не были основаны на каких-либо моральных принципах или правилах. В итоге – поменялись ценностные ориентиры, материальные потребности доминируют над духовными. Мы перестали думать о богатстве и щедрости души, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Культ насилия, пропаганда свободной любви, свободы от запретов и требований общественной морали делают свое дело: наносится непоправимый ущерб духовному здоровью подрастающего поколения, попираются нравственные ценности того, что делает человека Человеком.

Слайд 3 В каких бы условиях не находились мы, учителя гуманитарного цикла, каждый стремится внести посильный вклад в воспитание духовно-нравственной личности, способной созидать, а не только потреблять, личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином своей страны. В особенности этому способствует литература.

Слайд 4 Русская литература  является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение.  Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека — живопись, архитектура, музыка — основан на литературе. Именно  русская литература дает возможность сохранить в  сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.

Необходимо подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей  и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание прочного духовного стержня в человеке, понимания, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя. И главное, это воспитание уважения и любви к ближнему. На основе этого ребята уже сами будут строить впоследствии прочное здание ясного,  разумного понимания духовной и нравственной жизни.

Вдумаемся: как нерусские литераторы воспринимали создания писателей русских

Слайд 5 Стефан Цвейг: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой ребятишек, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один»

Слайд 6 Турецкий переводчик и критик Э.Гюней: «Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного. Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм».

Слайд 7 Украинский писатель Иван Франко: «…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…»

Слайд 8 У русского же писателя, А.И.Солженицына, выражено то еще определеннее: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра».

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие – волновали сознание и душу творцов русской литературы.

Вот почему русская литература задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идет и признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Свое творчество русские писатели осознавали как служение

Человек обречен на выбор между добром и злом, но он усугубляет заключенный в этом трагизм своего существования еще и метаниями между различными пониманиями добра и зла. Вот эту-то смятенность души высветила русская литература, сделав ее, по сути, главным предметом своего сострадательного исследования. Она сумела приобщить читателя к таким внутренним переживаниям, таким терзаниям совести, погрузить его в такие бездны души, о каких имела весьма малое представление литература европейская. Западный человек может, разумеется, страдать, но от отсутствия, миллиона, титула, коттеджа и т.д. И только в русский литературе возможно появление героя, который страдает, обладая всеми подобными благами в переизбытке.

Слайд 9 — Какие нравственные качества имеет возможность развивать в ученике учитель литературы?

1. Например, в 7 классе мы изучаем поэму М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». В рамках изучения этого произведения мы обязательно проводим урок на тему «Купец Калашников как воплощение русского национального характера»

-Какие качества Степана Парамоновича Калашникова делают его воплощением русского национального характера? (истинно православный, защищающий семейные ценности, любовь и уважение между супругами)

2. А. С. Пушкин « Капитанская дочка».

— Давайте с вами сейчас сами определим, каким важным нравственным качествам можно научить детей на примере героев этого произведения?

Главная героиня, Маша Миронова, отказывается от своего счастья, когда её возлюбленный не получил благословения родителей.

3. Любовь к ближнему, обязанность каждого человека прийти на помощь и оказать поддержку, когда это необходимо – эти основы прививаются учащимся 5 класса при чтении произведения В. Г. Короленко «В дурном обществе»; в 6 классе – при чтении рассказа В. Распутина «Уроки французского»; в 7 классе – при изучении таких рассказов, как «Кусака» Л. Андреева, «Юшка» А. Платонова и др. Христианской нравственностью также пропитаны произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.

Если говорить о духовно-нравственной роли изучения родного и иностранных языков в школе , то следует отметить, что язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания.

Слайд 10 В. А. Сухомлинский писал: «Язык – это духовное богатство народа. Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы».

Используя на уроках русского языка специально подобранные тексты о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках важно побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы.

Беседы по прочитанным текстам помогают формированию у учащихся чувства патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне, например, на уроке в 7 классе, перед написанием изложения анализируя фрагмент рассказа Е.Носова «Живое пламя», ученики не только получают нравственные уроки, но и учатся выражать свои чувства и переживания через творческую работу

В ходе изучения иностранного языка затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.

Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранного языка, особенно в среднем и старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, материализма и национальной культуры. Работая по теме «Моя семья» учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. Во время изучения тем по страноведению учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, с культурой и литературой этих стран, им предлагается пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие.

Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история тоже занимает важное место в системе духовного воспитания личности.

Знакомство с историческим наследием и умение учиться у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.

В современных условиях и учащиеся, и мы столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество духовнее, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись».

Нравственное воспитание должно идти впереди личностного развития, сначала надо воспитывать нравственные чувства в учениках, подключать их к нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому педагогика нравственного воспитания должна строиться в основном на внутреннем духовном росте ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.

Учитель должен донести до ученика главную мысль истории с том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации.

Слайд 11 Итак, Основными направлениями нравственного воспитания можно назвать следующее:

1. Уроки должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки через сравнивание свей позиции с изучаемым предметом нравственной деятельности.

2. Уроки должны быть направлены на формирование эмоционально- чувственной стороны у ребенка.

3. На уроках должны присутствовать новизна фактов и ситуации.

4. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины.

5. Уроки должны затрагивать одни и те же нравственные категории в разных эпохах.

В сущности своей нравственное воспитание учащихся должно сводиться к мысли о том, как отражается деятельность каждого человека (ученика) на жизнь его самого, его близких и друзей, а так же на жизнь общества в целом. Что несет в жизнь учащийся ныне и с чем он уйдет из школы? Любая технология должна быть обращена к нравственной оценке самого себя, используя жизнь литературных героев или исторических личностей.

Таким образом, видно, что процесс воспитания — это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.

Слайд 12 Ф. М. Достоевский однажды заметил: »  Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах доверенных тебе детей и награды за это никогда не ищи, «ибо и без того уж велика тебе награда на с ей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает».». 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *