Осанка и ее значение и в жизни человека – —

«Значение осанки в жизни человека»

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Беловский дом детского творчества»

Методическая разработка

«Значение осанки в жизни человека»

Разработала методист

Коханова Елена Николаевна

2013 г.

«Значение осанки в жизни человека»

Цель: расширить представления детей о здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Рассказать обучающимся о значении осанки в жизни человека.

  2. Формировать у обучающихся знания о правильной осанке и умения выполнять комплекс специальных упражнений для ее профилактики.

  3. Развивать умения применять полученные знания в своей жизни.

Оборудование:

  1. Рисунки с правильной и неправильной осанкой; памятки родителям.

  2. Компьютер, интерактивная доска.

  3. Презентация.

Ход классного часа.

Здоровье — наибольшая драгоценность из всего, чем мы обладаем. Многие люди думают, что сколачивание капитала, покупка дома, машины, известность является наиболее ценным в жизни. Однако все эти богатства обесцениваются, как только мы заболеваем. Мы ничему не рады когда плохо себя чувствуем.

Сегодня мы поговорим о значении правильной осанки в жизнедеятельности человека. СЛАЙД № 1

Есть такая поговорка: «Человек настолько молод, насколько молод и здоров его позвоночник». СЛАЙД № 2

Давайте выясним, что такое осанка? (работа со словарями) СЛАЙД № 3

Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека? (Ответы детей)

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Рассмотрим признаки правильной осанки. СЛАЙД № 4

  • голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи — на одном уровне;

  • если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

  • если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз)

Какие профессии человека невозможны без красивой осанки? СЛАЙД № 5

А теперь посмотрим, как выглядит человек с неправильной осанкой. СЛАЙД № 6

Почему искривляется позвоночник у детей? (Ответы детей)

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!». Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине. СЛАЙД № 7

НО НАРУШЕНИЕ МОЖЕТ ПРОЙЗОЙТИ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ!!

Основные причины, которые приводят к нарушениям осанки – это перенесенные болезни, нерациональный режим, пренебрежение физическим упражнениям в школе и семье, несоответствие рабочего места (высоты парты, стула) росту ребенка, переутомление при длительном сидении, привычка не правильно сидеть, плохое освещение рабочего места, тесная и неудобная одежда и обувь, слабое зрение и.т.д.

Рассмотрим разновидности нарушения осанки: СЛАЙД № 8

Круглая спина: При длительном нахождении грудного отдела позвоночника в данном положении возможно образование излишних костных образований, в частности горба. Принудительное сдавливание костями легких при этом также не совсем благоприятный фактор жизнедеятельности организма. Уменьшается вентиляция легких, что приводит к застойным явлениям в них. Человек чаще подвержен респираторным (кашель, насморк) заболеваниям. При таком положении грудного отдела позвоночника могут возникать болезни сердца, бронхит, астма, изменения давления.

Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.

Седлообразная( кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен. Также неадекватным нагрузкам подвергается спинной мозг, расположенный внутри позвоночного столба. В результате отмечаются расстройства нервной системы, двигательного аппарата, головные боли, снижение аппетита, ухудшение деятельности органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения.

СЛАЙД № 9

Думаю, каждый нашел тот недостаток в осанке, который присущ именно ему.

Хорошо, если этих недостатков не много. Только физкультура поможет исправить.

(Дается комментарий по выполнению нескольких упражнений) Слайд № 10

А что еще нужно делать, чтобы осанка была хорошей? (Ответы детей)

Правила для поддержания правильной осанки: (Раздать памятки детям)

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

  2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

  3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

  4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

  5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

  6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

  7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать на полу (разгрузить позвоночник).

  8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Ребята, а на что вы обращаете внимание при виде нового человека? (Ответы детей) СЛАЙД № 11, 12

Первое, на что обращают внимание при виде нового человека, — не его глаза, волосы и даже не одежда. Главное — осанка. И она говорит о том, кто он. Тот, у кого прямая спина, кажется гордым и уверенным в себе. А кто горбится, кажется, что стыдится самого себя.

Так вот 8 причин иметь правильную и здоровую осанку:

  1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.

  2. Дыхание становится более легким и более глубоким. СЛАЙД №13

  3. Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох.

Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.

Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода. А теперь попробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

Людей часто просят сидеть прямо, но они редко реагируют на замечание. Потому что к тому времени, когда им нужно напомнить о спине, их тело уже приспособилось к более удобному сутулому положению. Когда они пытаются сесть «прямо», они фактически сжимают уже сокращённые мышцы и сухожилия, и это вызывает ограничения дыхания. Даже попытка выпрямить спину приведет к нарушению вдоха. Нам интуитивно это не нравится. Вскоре мы возвращаемся в прежнее положение, когда дышать было легче. Именно поэтому большинство людей, которым советуют сидеть прямо, могут выпрямиться только в течение нескольких минут. Их дыхание все еще сдерживается. Оно не достаточно глубокое, легкое и уравновешенное. Для них сидеть сгорбившись становится легче, и они все больше привыкают к искривленной осанке.

  1. Вы выглядите более стройными и молодыми. СЛАЙД № 14

  2. Улучшается пищеварение. СЛАЙД № 15

  3. Голос будет казаться лучше. СЛАЙД № 16

Ребята, попробуйте спеть сгорбившись.

А теперь сядьте прямо и спойте в таком положении.

Когда лучше петь? (Ответы детей)

  1. Помогает мышцам и суставам. СЛАЙД № 17

Хорошая осанка помогает нам держать скелет и суставы в правильном положении так, чтобы наши мышцы работали правильно, уменьшая возможность таких последствий, которые могли бы привести к артриту и болях в суставах.

Это также уменьшает напряжение на связках, скрепляющих спинные суставы, уменьшая вероятность травмы.

Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно.

  1. Улучшается мышление. СЛАЙД № 18

Осанка также затрагивает ваш ум.

Настроение также может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.

В следующий раз, когда вы почувствуете себя угнетенными или обеспокоенным, пробуйте выпрямиться и глубоко вздохнуть. Хорошая осанка облегчает дыхание, помогая расслабиться и сконцентрироваться.

Многие восточные методы, например йога, улучшают осанку.

  1. Здоровый позвоночник. СЛАЙД № 19

Правильная осанка — простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе. Чтобы иметь правильную осанку, у вас должно войти в привычку правильно держать плечи, втягивать живот, приподнимать голову и подбородок параллельно телу.

Не поддерживая правильную осанку, вы можете перенапрячь мышцы и позвоночник. В течение долгого времени, напряжение от неправильной осанки может изменить анатомические особенности позвоночника. Это приводит к сужению кровеносных сосудов и нервов.

Это будет нелегко, если вы не приучены к этому, потому что придется разработать мышцы, которые держат ваше тело в правильном положении. Потребуется терпение и практика. То, что вы примите решение поработать над осанкой, не означает немедленного результата. Необходима уверенность! Вы увидите и почувствуете разницу!

Ребята, а знаете ли вы, что такое плоскостопие? (Ответы детей)

СЛАЙД № 20, 21

Плоскостопие у детей и взрослых — следствие врожденных дефектов опорно-двигательного аппарата, а также результат воздействия длительной работы в положении стоя, хождения на высоких каблуках и в узких туфлях, избыточного веса.

Плоскостопие изменяет походку, вызывает развитие утомления, при незначительных пеших нагрузках, вследствие чего ухудшается кровоснабжение в мелких суставах стопы, мышцах голени и способствует нарушению осанки, развитию остеохондроза.

А сейчас давайте с вами поиграем.

(Обучающимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаши. Они должны взять в руки блокноты, карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока обучающиеся рисуют, звучит музыка.)

Ребята, давайте еще раз назовем правила для поддержания правильной осанки: СЛАЙД № 22 СЛАЙД № 23

«Помните! Правильная осанка придает человеку достойный внешний вид, способствует нормальной деятельности всего организма».

Я желаю вам ребята быть здоровыми всегда
Но добиться результатов невозможно без труда
Вы зарядкой занимайтесь, ежедневно по утрам,
На прогулку собирайтесь, это так поможет вам
Я открыла вам секреты как осанку сохранить
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

Д/З: проверить осанку у всей своей семьи.

И еще я хотела бы вручить комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Покажите комплекс родителям и передайте им вот такие памятки.

Уважаемые папы и мамы! Несколько советов перед тем, как вы начнете серьезно и целенаправленно бороться за здоровье и счастье своего ребенка.

  • Помогите своим детям сделать упражнения необходимыми и привычными в их жизни.

  • Постарайтесь быть примером своему ребенку в выполнении упражнений, делайте их вместе с ним.

  • Не ругайте ребенка, если он делает что-то не так, постарайтесь, чтобы он выполнял упражнения охотно, только тогда они смогут перерасти в привычку.

  • Подчеркивайте, пусть маленькие, достижения ребенка.

  • Во время выполнения упражнений радуйтесь хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь друг другу, поддерживайте друг друга во всех начинаниях!

Выполняйте упражнения, будьте стройными и красивыми! Успехов и удачи! Приложение

infourok.ru

Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека

Правильная осанка – это не только красивая спина и лёгкая походка. Это ещё и здоровье позвоночника, и всех внутренних органов, поэтому переоценить значение правильной осанки невозможно.

Однако мало кто знает, что ровная осанка не врождённая. Она вырабатывается в процессе жизни человека и на неё одновременно влияет сразу несколько факторов. Так что же влияет на её формирование?

  1. Состояние мускулатуры спины.
  2. Наличие и характер ежедневных нагрузок на область спины.
  3. Состояние кровоснабжения позвоночника.
  4. Качество питания.
  5. Правильность походки.
  6. Выбранная постель — желательно, чтобы это были ортопедический матрас и ортопедическая подушка.

Однако это вовсе не всё, что сказывается на состоянии осанки. Здесь очень важны пол и вес, а также пропорции организма и положение органов. Так, например, при небольшом росте скелетная мускулатура практически не развита, а при высоком, наоборот, она сильно растягивается. Это же касается и избыточной массы. Лишние килограммы часто снижают двигательные и силовые возможности, что приводит к значительным нарушениям позвоночника.

Тест на определение

Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека переоценить невозможно. Чтобы оценить состояние позвоночника, достаточно пройти 4 простейших теста.

В первом случае необходимо вплотную встать к стене и оценить промежуток между стеной и позвоночником. Если в пространство, которое образуется между спиной и стеной, не проходит рука, то осанка считается идеальной.

Во втором тесте необходимо оценить, находятся ли на одной прямой горизонтальной линии козелки ушей, плечевой пояс, тазобедренный сустав, колени и голеностопы. При любом отклонении есть основания полагать, что имеются нарушения.

Для того, чтобы определить, правильно расположена ось позвоночника или нет, небольшой грузик привязывается к верёвке, после чего верёвка становится эталоном для измерения этого показателя.

И, наконец, при выраженной степени сколиоза в организме могут наблюдаться изменения, которые довольно просто рассмотреть. Например, это может быть выпячивание или западение грудной клетки, смещение углов лопаток и неправильное расположение пупка относительно центра живота.

Все эти тесты следует проводить каждый год, и делать это лучше всего в кабинете ортопеда. Только опытный врач сможет оценить, не появились ли в процессе жизни у человека те или иные отклонения от нормы и что необходимо предпринять, чтобы избежать дальнейшего развития или появления осложнений.

Физкультура

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки сегодня огромно, особенно если человек постоянно проводит много времени в положении сидя и имеет малоподвижную работу. Очень полезно выполнять такое упражнение, как пружина. Для этого всего лишь нужно представить, что с потолка спускается пружина, которая тянет тело человека вверх. Это упражнение поможет держать спину росно.

Не менее важно следить за осанкой и при ходьбе. Вес на ноги следует распределять правильно, плечи следует выпрямить, спину держать прямой, а грудную клетку развёрнутой. А при уже имеющемся искривлении необходимо прислониться к стене и зафиксировать правильное положение тела, которое использовалось в первом тесте. В таком положении надо оставаться не менее 5 минут.

Значение правильной осанки особенно важно для детей. Неправильное положение тела очень быстро приводит к тому, что позвоночник искривляется, кроме того, страдает и грудная клетка, и конечности, особенно ноги. Причём сколиоз и плоскостопие – это уже крайнее проявление неправильной осанки. Не стоит думать, что осанка – это наследственный фактор. Нет, она вырабатывается на протяжении жизни человека, поэтому, если ребёнок дошкольного или школьного возраста будет с самого начала неправильно сидеть за столом, неправильно стоять или ходить, то его осанка, а значит и походка, и работа внутренних органов будут сильно нарушены.

Хорошая осанка – это показатель здоровья, и не только физического, но и психологического. К тому же, это хороший способ профилактики и лечения всевозможных болезней не только позвоночника, но и многих внутренних органов. И, конечно, это один из важнейших факторов, который потом будет влиять на развитие карьеры человека.

К тому же, этот показатель здоровья человека сегодня изучает не только медицина, но и некоторые другие науки, например, физическая культура, физиология, биомеханика, школьное образование, военное дело.

vashaspina.ru

Значение осанки в жизни человека — Студопедия.Нет

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

<Татарский педагогический колледж>

Проект

Формирование правильной осанки

 

 

 Выполнила студентка:

 Акентьева Юлия

14 группа

050144 Дошкольное образование

Руководитель:

Наталья Сергеевна Иванова

 

 

Татарск 2018

 

 

                                                     

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

История……………………………………………………………………………….

Общее понятие осанка ………………………………………………………

Осанка как показатель физического здоровья…………………..

Основные признаки правильной осанки……………………………

Внутренние и внешние факторы влияющие на осанку……..

Не правильная осанка…………………………………………………………

Упражнения для формирования осанки……………………………

Вывод…………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………….

 

 

 

 

Введение

 

Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.

Воспитание правильной осанки у детей в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи (М.В. Арсланов, Н.Т. Белякова, А.Н. Буровых, А.Д. Дубогай и др.) приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки.

Цель данной работы: Овладеть знаниями факторов влияющих на формирование осанки.

Задачи : Изучить материал об опорно-двигательной системе человека.

-Выявить факторы, способствующие нарушению осанки.

-Изучить разновидности нарушений осанки.

-Разработать комплекс упражнений, формирующих правильную осанку.

Актуальность По результатам медицинского осмотра обучающихся нашего колледжа 50% имеют нарушения осанки разной степени. Поэтому студенты колледжа должны знать причины, которые привели к данным заболеваниям, а так же методы их профилактики.

 

 

 

Осанка

это привычная поза тела произвольно стоящего человека, которую он принимает без дополнительного мышечного усилия или положение равновесия между силой мускул и силой земной гравитации.

Если говорить на профессиональном языке, то осанка– это биомеханический параметр человека, который обуславливается тремя составляющими: скелетным балансом, мышечным балансом и двигательным стереотипом.

Осанка – продукт эволюции человека. Осанка и проблемы, связанные с осанкой появились в связи с эволюционным процессом – прямохождением, который сформировался примерно 2 млн. лет т. назад. В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости. Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры приходиться на носок, усилие создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку. Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200% веса тела.

История

В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе. Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10% населения выполняли сидячую работу. В 21 столетии число таких работников увеличилось до 90%. В процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать среду к себе, и это не могло не сказаться на осанке.

Изобретение скамьи, стула существенно изменило биомеханику человека, появилась новая проблема – «осанка сидящего на стуле». Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу. Поза «сидя», — оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего страдает осанка. Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине, и причиной различных заболеваний

 

Осанка как показатель физического здоровья

От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Возраст от 8 – 17 лет — самый важный период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки.

Правильная осанка определяется как положение равновесия мышц и скелета, которое предохраняет сегменты и суставы тела от перегрузок, микротравм и явлений дегенеративно-дистрофических изменений, таким образом, обеспечивая оптимальную работу мышц и максимальный комфорт органов грудной клетки и брюшной полости.

 

Основные признаки правильной осанки:

— положение, стоя прямо,

— голова и туловище находятся на одной прямой линии,

— плечи немного отведены назад и вниз,

— оба плеча находятся на одинаковой высоте,

— лопатки находятся на одинаковой высоте и на одинаковом отдалении от позвоночника,

— грудная клетка симметрична,

— длина ног одинакова,

— ноги прямые, таз прямой.

— нет плоскостопия.

 

Внутренние факторы, влияющие на осанку:

— родовая травма,

— наследственность (длина ног, особенности развития соединительных тканей),

— нарушения работы внутренних органов,

— общее состояние здоровья (болезнь, травмы),

— состояние опорно-двигательной системы (сила мышц, длина, тонус, растяжение связок, объем движения суставов),

— психологические факторы (самосознание, мотивация),

— физическая активность,

— каждодневная активность и привычка (поза, стереотипы движения).

Внешние факторы, влияющие на осанку:

— сила гравитации,

— устройство среды,

— социальные и культурные традиции,

— доступная информация и знания о хорошей осанке и их значение.

 

Неправильная осанка — человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

— отклонение позвоночника в сторону — сколиоз
— изгиб позвоночника вперед – сутулостьHYPERLINK «http://mz-clinic.ru/brands/993.html»,HYPERLINK «http://mz-clinic.ru/brands/993.html» кифоз , круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина .                                                                                      — чрезмерный изгиб позвоночника назад — лордоз.

Значение осанки в жизни человека

Нормальная осанка – это не только важный термин, который определяет положение сегментов тела относительно друг друга. Прежде всего, для обывателей, незнакомых с медицинскими терминами, правильная осанка – это показатель физического здоровья; это профилактика заболеваний позвоночника; это залог красивого внешнего вида.

•  

 Упражнения для формирования осанки.

Упражнение 1. Поворот корпуса. Это упражнение направленно на растяжку мышц корпуса и развитие равновесия. Исходное положение — лягте животом на мяч; упритесь прямыми руками в пол; ноги выпрямите, и поставьте на носки. На вдохе поднимите правую руку и разверните корпус, ноги при этом не меняют своего положения. Задержитесь в этой позе на 3 секунды и вернитесь в исходное положение. Повторите 10 – 20 раз для каждой стороны. Упражнение 2. В этом упражнение мы будем работать руками. Исходное положение как в упражнении 1. На вдохе одну руку вытяните вперед, другую отведите назад. Обратите внимание, что они (руки) должны быть прямыми. Задержитесь на 2 секунды и вернитесь в исходное положение. Сделайте 10 – 20 повторов для каждой стороны. Это упражнение можно усложнить, взяв в руки гантели .   Упражнение 3. Встаньте на колени и упритесь животом в мяч. Руки вытяните перед собой. На выдохе согните локти и дотроньтесь пальцами до плеч. На вдохе вернитесь в исходное положение. Повторите 10 – 20 раз Упражнение 4 . Упритесь животом в мяч. Ноги прямые. Руки отведите назад так, чтобы они были параллельны туловищу. На вдохе потяните руки к потолку. Как можно выше. При этом они все еще должны быть отведены назад. Задержитесь в таком положении и расслабьтесь. Сделайте 10 – 20 повторов  
Упражнение 5. Оно достаточно сложное и потребует от вас хорошей отдачи. Итак, встаньте на колени перед мячом, а руки положите на него. Медленно выпрямляйте ноги, равномерно распределяя свой вес на руки и на носки. Для того чтобы легче было сохранить равновесие, слегка расставьте ноги и руки. Задержитесь в этой позе на 30 секунд. Если вы вот-вот упадете, тогда согните колени Упражнение 6. Встаньте на колени. Опустите корпус на мяч, руки перпендикулярны полу; спина прямая. Вытяните перед собой руки и поднимите большой палец, так будто вы показываете, что все хорошо. Сделайте несколько ритмичных движений руками в направлении потолка. И вернитесь в исходное положение. Повторите 10 – 20 раз.   Упражнение 7. Исходное положение как в упражнении 6. Только теперь руки с отставленным пальцем разводим в стороны. И также делаем несколько ритмичных движений по направлению к потолку. Затем расслабьте руки. Сделайте так 10 – 20 раз. Упражнение 8. Теперь будем сводить лопатки. Встаем на колени перед фитболом, руки за головой, локти разведены, так, чтобы они образовывали почти прямую линию. Начинаем ритмично сводить лопатки, слегка отводя локти назад. В данном случае основную работу должны выполнять мышцы спины , а не рук. Сделайте 10 – 20 раз.  
Упражнение 9. Теперь, кроме фитбола, нам понадобятся еще и гантели. Встаньте на колени перед мячом, опустите на него корпус (спина при этом прямая), руки перпендикулярны полу. Возьмите гантели. Начинаем делать жим. Поднимаем гантели до уровня груди, при этом не забываем напрягать мышцы рук и спины, сводя лопатки. Повторите 10 – 20 раз. Хотите добавить нагрузки? Тогда выпрямите ноги. Упражнение 11. Снова исходное положение как в упражнении 9. Теперь будем поднимать прямые руки с гантелями перед собой. Сделайте 10 – 20 раз.   Упражнение 10. Опять же с гантелями. Исходное положение такое же, как и в упражнении 9. Только на этот раз мы будем разводить прямые руки в стороны. Так же повторить 10 – 20 раз Упражнение12. Примите уже известное вам по предыдущим трем упражнениям, исходное положение. На вдохе отведите руки назад, и сделайте 10 — 20 ритмичных движений по направлению к потолку.  

Вывод: таким образом выполняя упражнения, на развитие мышц спины следует помнить следующее:

studopedia.net

Правильная осанка и ее значение для здоровья

Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета “Физическая культура” и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

С самого начала обучения в школе, в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами.

Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 м. в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе “лицом” нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника.

Могут обнаружиться следующие нарушения осанки: ассиметрия плеч, разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.

Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Надо постоянно следить за своей осанкой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. В младшем школьном возрасте кости обладают большой гибкостью и податливостью и при постоянном воздействии могут принять ту или иную форму, а после 18 лет исправить недостатки осанки будет очень трудно.

Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела. В теле человека насчитывается 206 костей (не считая зубов). При помощи хрящей, связок, мышц они соединены между собой и образуют крепкий каркас – скелет. Человек без скелета не смог бы ходить, стоять, сидеть, работать. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Как бы мы ни бегали, ни прыгали, спинной мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается, так как гибкий позвоночник смягчает все толчки. Окостенение позвонков оканчивается лишь к 25 годам, поэтому очень важно выполнять все правила осанки. У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник.

Легкие и сердце заключены в костный каркас грудной клетки. Сделав глубокий вдох и выдох, можно заметить, что грудная клетка расширяется и сжимается. Она состоит из 12 пар очень крепких, но гибких ребер. Одним концом, кроме двух нижних, они прикреплены к узкой грудной кости — грудине, а другим — к позвоночнику.

Основа рук и ног — прямые, негнущиеся кости. Скелет ноги (нижней конечности) состоит из трех частей: бедра, голени и стопы. Скелет руки тоже состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Кости конечностей соединены между собой подвижно, поэтому руками и ногами мы можем делать разнообразные движения.

Кости черепа очень тверды. Они прочно, неподвижно соединены, образуя защитную коробку. В ней находится мозг. Во всем черепе подвижна только кость нижней челюсти.

Как же проверить правильность осанки? Для этого можно рекомендовать такой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Естественно, ходить в таком положении человек не сможет, но если в течение дня он 3–4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно отразится на его осанке.

Нужно научиться и правильно стоять: прямо, расправив плечи, подобрав живот, чуть выдвинув грудь вперед. Ходить следует так, будто некая воображаемая сила тянет вас за грудь вперед и чуть вверх. Попробуйте, и вы увидите, что плечи распрямятся, центр тяжести тела сместится вперед, походка станет легче.

Ухудшает осанку при слабой мускулатуре и привычка носить в одной и той же руке тяжесть (портфель, хозяйственную сумку). Слабые мышцы плохо удерживают скелет, поэтому так важно их тренировать, заниматься физкультурой и спортом.

У каждого школьника должен быть свой стол и стул, на котором удобно сидеть. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу ставят слева, чтобы не было резких теней.

Итак, мы стоим красиво, сидим красиво. А ходим как? Это тоже очень важно. Походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Иногда даже не нужно видеть, достаточно слышать, как ходит человек, чтобы сделать определенные выводы.

Многие не виноваты. Им просто никто и никогда не говорил, какую походку у мужчин и женщин принято считать красивой и приличной. А она должна быть умеренно быстрой и легкой, обязательно ритмичной. Уверенно ставшая на землю нога (всей ступней или чуть с носка). Тело выпрямлено, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе, движение плеч и бедер почти незаметно. Это общая основа. Личный стиль сделает походку не похожей ни на чью другую. Но как бы ни менялась походка в зависимости от обстоятельств или с возрастом, она всегда будет оставаться красивой. Надо только следить за собой.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в начальной школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.

  1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
  2. Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

Упражнения из исходного положения стоя

  1. И.п. – о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
  2. И.п. – о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) – вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
  3. И.п. – о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  4. И.п. – о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
  5. И.п. – о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).
  6. И.п. – о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).
  7. И.п. – стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и.п.
  8. И.п. – о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.
  9. И.п. – о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза).
  10. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  11. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать “ножницы”, поочередно меняя положения рук, 4–6 раз, за головой.

Упражнения из исходного положения стоя

  1. “Малыши растут”
  2. И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5–6 раз).

  3. “Малыши тянутся”
  4. И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).

  5. “Малыши ловят пяточку”
  6. И.п. – сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3–5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4–6 раз).

  7. “Силачи”
  8. И.п. – сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4–5 раз).

  9. “Машут наши ручки”
  10. И.п. – стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

  11. “Колечко”
  12. И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).

  13. “Березка”
  14. И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.

  15. “Ладошки встретились”
  16. И.п. – сидя на коленях, таз между ног. Соединить руки за спиной; одна сверху, другая снизу. Задержаться на некоторое время, затем поменять положение рук.

  17. “Складочка”
  18. И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.

  19. “Треугольники”
  20. И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ноги.

    Упражнения лежа на спине

  1. И.п. – лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. (5–6 раз)
  2. И.п. – лежа на спине. С напряжением поднимаем руки вперед-вверх, возвращаемся в и.п. (5–6 раз).
  3. И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5–6 раз). Положения рук чередовать.
  4. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2–3 раза).
  5. И.п. – лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в исходное положение (5–6 раз).
  6. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты и подтянуты к животу. Поочередно выпрямлять ноги в коленях, не опуская их на пол (4–8 раз).
  7. И.п. – лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать ноги вверх.
  8. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и.п. (3–4 раза).
  9. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде (8–10 раз).
  10. И.п. – лежа на спине, руки вверх. Отрывая плечи от пола, поднять навстречу друг другу правую руку и левую ногу, рукой достать колено. Повторить с другой руки и ноги (4–6 раз).
  11. И.п. – лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях, слегка расставлены. Оторвать плечи от пола, вернуться в и.п. (8–10 раз).

Упражнения из исходного положения лежа на животе

  1. И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6–8 раз).
  2. И.п. – лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5–7 раз).
  3. И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6–8 раз).
  4. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд – прямо (4–6 раз).
  5. И.п. – лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться – “корзиночка”, покачаться (1–2 раза).
  6. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5–7 раз).
  7. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2–4 раза).
  8. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Выполнять имитацию плавания, руками описывая круги, при этом приподнимается верхняя часть туловища (6–8 раз).
  9. И.п. – лежа на животе, руки за головой. Поднимать максимально вверх верхнюю часть туловища. Ноги удерживает напарник (6–8 раз).

urok.1sept.ru

Урок здоровья «Значение осанки в жизни человека»

Задачи урока:

  1. Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,
  2. Научить учеников заботиться о правильном положении тела,
  3. Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Оборудование:

  1. Рисунки с правильной и неправильной осанкой; памятки родителям.
  2. Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.
  3. Цветные карточки (черная, зеленая, оранжевая).

Ход урока

1. Беседа по теме.

— Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!”. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

2. Осанка – стройная спина.

— Что дает человеку правильная осанка?

— Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

— Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?

— Почему искривляется позвоночник у детей?

— Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной осанки.

— Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

3. Нарушение осанки.

У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый — ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

4. Игровой блок.

Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаш или несколько карандашей. Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

Предложить ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!

  1. Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
  2. Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
  3. Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
  4. Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.
  5. Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
  6. Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
  7. Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.
  8. Осанку нарушает езда на велосипеде.
  9. Осанку может исправить сон на жестком матраце.
  10. Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Эти правила проговариваются с учащимися.

6. Двигательный блок.

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

Комплекс показывает сам учитель, ребята повторяют. Все упражнения выполняются под музыку.

Упражнение Кто я? Какой я?

Нужно лечь на спину, руки прижать к туловищу, все тело должно представлять собой одну сплошную линию. Вытянувшись, нужно приподнять голову и плечи, осмотреть себя и положение своего тела и вернуться в исходное положение.

Упражнение Велосипед.

Лежа на спине и прижав руки к туловищу, поочередно поднимать левую и правую ногу, сгибая их в коленях.

Упражнение Плавание.

Лечь на живот, руки положить перед собой, на них положить голову. Приподнимать голову и плечи насколько это возможно.

Упражнение Прямой угол.

Лежа на спине, отвести руки за голову.

— поднимать ноги поочередно вверх по возможности под прямым углом;

— горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

Упражнение Рыбка.

Лечь на живот, положить подбородок на руки. Отвести руки назад и максимально приподнять. То же самое необходимо сделать с ногами.

Упражнение Окошко.

Лечь на живот, поднять руки вверх и сцепить пальцы. Прогнуться, повернуть туловище влево, вправо (под левой и правой рукой заглянуть в “окошко”).

Упражнение Игра с морской галькой.

Сесть на коврик на полу, ноги согнуть, стопы поставить параллельно. Захватывать пальцами ног камешки (их можно купить в магазине) или такие предметы как ластик, воланчик, ракушки.

Упражнение Тренировка ног.

Сесть на коврик, согнуть ноги в коленях и:

— “сложить” стопы вместе, развести ноги и максимально вывернуть стопы наружу;

— держа спину максимально ровной, вытянуть ноги и носочки вперед;

— вытянуть ноги вперед и, держа их на весу, максимально выдвинуть пятки вперед;

— сводить и разводить ноги, соприкасаясь попеременно пятками и пальцами ног;

— попеременно ставить ступни на пятку и на носок;

— шевелить пальцами ног, сначала медленно, а затем убыстряя темп;

— “вибрировать” ногами, то, убыстряя, то, замедляя темп.

Упражнение Учимся ходить.

Походить по комнате:

— на носках;

— на наружных и внутренних краях стоп ног;

— на наружных краях стоп;

— перекрестными шагами, занося вперед поочередно левую и правую ноги;

— как ходят модели на подиуме;

— как ходят балетные танцовщики.

Упражнение Футболисты.

Для выполнения упражнения можно использовать несколько мячей, от маленького до средних размеров. Сидя на стуле, нужно:

— захватить стопами мяч и поднять его как можно выше;

— покатать мяч попеременно левой и правой ногой;

— взять мяч, положить его на ногу и постараться продержать его как можно дольше, не роняя;

— подложить под стопы левой и правой ноги маленькие одинаковые мячи и постоять на них;

— разложить вокруг себя несколько мячей на равном расстоянии и, захватывая их обеими ступнями, менять мячи местами.

Уважаемые папы и мамы!

Еще несколько советов перед тем, как вы начнете серьезно и целенаправленно бороться за здоровье и счастье своего ребенка.

Помогите своим детям сделать упражнения необходимыми и привычными в их жизни.

Постарайтесь быть примером своему ребенку в выполнении упражнений, делайте их вместе с ним.

Не ругайте ребенка, если он делает что-то не так, постарайтесь, чтобы он выполнял упражнения охотно, только тогда они смогут перерасти в привычку.

Подчеркивайте, пусть маленькие, достижения ребенка.

Во время выполнения упражнений радуйтесь хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь друг другу, поддерживайте друг друга во всех начинаниях!

Успехов и удачи!

7. Итог урока

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные карточки, с помощью которых оценивают урок.

Черная карточка – плохо.

Зеленая карточка – хорошо.

Оранжевая карточка – отлично.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по теме: Урок здоровья «Значение осанки в жизни человека»

Урок здоровья «Значение осанки в жизни человека»

Задачи урока:

Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,

Научить учеников заботиться о правильном положении тела,

Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Оборудование:

Рисунки с правильной и неправильной осанкой; памятки родителям.

Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.

Ход урока

1. Беседа по теме.

— Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

       Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!”. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

2. Осанка – стройная спина.

— Что дает человеку правильная осанка?

— Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

— Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?

— Почему искривляется позвоночник у детей?

— Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

         Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной осанки.

— Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

3. Нарушение осанки.

    У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

    Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

     Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый — ниже.

      Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

4. Игровой блок.

      Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаш или несколько карандашей. Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

    Предложить ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!

Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.

Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.

Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.

Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.

Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.

Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.

Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.

Осанку нарушает езда на велосипеде.

Осанку может исправить сон на жестком матраце.

Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

7. Итог урока

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные карточки, с помощью которых оценивают урок.

Черная карточка – плохо.

Зеленая карточка – хорошо.

Оранжевая карточка – отлично.

nsportal.ru

«Значение осанки в жизни человека»

Воспитательский час Тема: «Значение осанки в жизни

человека»

Форма проведения — соревнование,

беседа


Воспитатель: Арчегова А.М.


Значение осанки в жизни человека

Цели занятия:

Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека. Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Ход занятия

I. Мотивационный блок.

  1. Bce вы, ребята, любите русские сказки. Вспомните, из какой сказки эти слова:

Жила-была царевна-краса — Золотая коса.

По земле шла слоено лебедь белая плыла,

И статна и величава, и осанкою красива…

  • Сказка эта о Василисе-красе — Золотой косе.

  • А как понять, ребята, слова «стать» и «осанка»?

  1. Обсуждение с учащимися слов «осанка» и «стать».

Ответы учащихся на следующие вопросы:

  • Что дает человеку правильная осанка?

  • Можно ли самому человеку формировать свою осанку?

  • Какие профессии человека невозможны без красивой осанки? |,

  1. Когда начинаются Олимпийские игры, на главном стадионе страны проходит парад команд-участниц. Это очень красивое и захватывающее зрелище. Команды-участницы идут красиво, демонстрируя свою силу и стать. Многие люди, наблюдая эти па рады на стадионе и по телевизору, отмечают осанку спортсменов, их красоту и слаженность движения.

Давайте представим себе, что мы с вами олимпийская команда и попробуем пройти по залу так, как спортсмены на параде. Учащиеся делают обход по залу под маршевую музыку.

  1. Основной блок. Упражнения по формированию осанки учащихся без предметов и с помощью предметов.

УПРАЖНЕНИЕ. На посту

Наверняка вы наблюдали, как несут свое дежурство солдаты у Вечного огня. Давайте попробуем постоять несколько секунд так, как стоят на своем посту они.

Учащиеся становятся вдоль стены, касаясь ее затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами, пятками.

упражнение. Рапорт командиру

Вы наблюдали, как во время парада ведущий военного парада сдает рапорт главнокомандующему. Давайте попробуем повторить движения ведущего.

Учащиеся стоят спинор» к стене, соблюдая осанку. Затем они должны сделать шаг вперед и снова вернуться к стене. При этом они должны делать шаг так, чтобы ни один мускул на лице не дрогнул.

упражнение. Тревога

Стоя на посту, солдат должен быть очень внимательным и неприметным. Если он заметил что-то необычное, необходимо, в первую очередь, не дать себя обнаружить.

Учащиеся должны коснуться затылком и спиной стены и присесть, стараясь при этом как бы вжаться в стену. Руки при выполнении упражнения вытянуть вперед.

Все упражнения необходимо повторить несколько раз.

  1. Блок творчества. Разучивание упражнений, формирующих осанку.

Сейчас мы с вами отправимся в Индию. В этой стране у женщин и мужчин осанка, стройность и умение держать спину ровной вырабатывается самой жизнью. Индийцы и индианки носят очень много предметов на голове: продукты с рынка или магазина, постиранное белье и фрукты, собранные в саду.

Давайте попробуем на некоторое время превратиться в жителей Индий и попробовать выполнить упражнения с предметами на голове.

Предметом, которым мы будем пользоваться — это стаканчик из-под йогурта.

упражнение. Тренировка


Прежде, чем вы начнете выполнять упражнения как настоящие индийцы, нужно потренироваться. Предметом, которым мы будем пользоваться в упражнениях, будет стаканчик из-под йогурта.

Учащиеся ставят стаканчик из-под йогурта на голову, ставят руки на пояс, медленно поднимаются на носки, затем опускаются на всю ступню.

УПРАЖНЕНИЕ. Индийский танец

Индийские танцы очень красивы, часто их исполняют с ношей на голове. Такое исполнение танца — особое Искусство.

Давайте попробуем разучить первые танцевальные па, при этом помним 6 своей осанке.

Учащиеся должны:

  • развести руки в стороны и, неся стаканчик на голове, пройти от стены пять шагов вперед и обратно;

  • разбиться на пары и, взявшись за руки, подойти близко друг к другу и отойти назад;

  • поднять руки вверх и опустить;

  • повернуться друг к другу спиной и, взявшись за руки, поднять руки над головой.

Во время выполнения упражнения звучит музыка Индии.

УПРАЖНЕНИЕ. За водой

Вода в Индии — очень дорогое удовольствие. Люди ходят за водой, неся наполненные кувшины на голове. Попробуем вместе с ними отправиться к ручью. Дорога будет трудной и узкой.

Учащиеся ставят на голову несколько стаканчиков из-под йогурта, которые изображают кувшин. Скакалки, разложенные на полу и скамейках, изображают тропу к ручью. Учащиеся должны пройти по скакалке, наступая только на нее. При этом нужно сохранить равновесие и не потерять стаканчики.

упражнение. Препятствие

Мы с вами учимся формировать свою осанку, преодолевая трудности. Вот и сейчас мы отправляемся покорять Индийский океан, бушующую морскую пучину.

Учащиеся строятся в три шеренги. Перед ними — полоса препятствий в виде воздушных шариков, связанных по пять-шесть штук. Ребята должны поставить руки на пояс и, держа стаканчики на голове, постараться перешагнуть через «морские волны» — полосу препятствий.

УПРАЖНЕНИЕ. Воспоминания об Индии


Вот и закончилось наше путешествие по Индии. Столица Индии — город Дели. В нем проживает много людей. Индийцы — добродушный и смелый народ. Среди них много выдающихся спортсменов. Одним из них является чемпион мира по шахматам Ананд.

Учащимся предлагаем сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из-под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаш или несколько карандашей; Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать свои впечатления от путешествия по Индии. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка Индии. Рисунки выставляются в спортивном зале, ребята делятся впечатлениями по своим рисункам.

  1. Информационный блок.

Информационный блок можно использовать в беседе с учащимися устно или предложить им в виде памятки, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!

  1. Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.

  2. Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.

  3. Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.

  4. Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5-2см.

  5. Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.

  6. Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 3 Ограду сов.

  7. Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.

  8. Осанку нарушает езда на велосипеде.

  9. Осанку может исправить сон на жестком матраце.

  1. Для исправления осанки детям; нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Эти правила нужно проговорить с учащимися на данном уроке.

У.Двигательный блок.

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

Комплекс показывает сам учитель, ребята повторяют. Можно привлечь для показа ребят других классов, старшеклассников. В это время учитель комментирует само упражнение.

Все упражнения выполняются под музыку.

УПРАЖНЕНИЕ Кто я? Какой я?

Нужно лечь на спину руки прижать к туловищу, все тело должно представлять собой одну сплошную линию. Вытянувшись, нужно приподнять голову и плечи, осмотреть себя и положение своего тела и вернуться в исходное положение.

упражнение. Велосипед

Лежа на спине и прижав руки к туловищу, поочередно поднимать левую и правую ногу, сгибая их в коленях.

упражнение. Плавание

Лечь на живот, руки положить перед собой, на них поло жить голову. Приподнимать голову и плечи насколько это воз можно. ,

УПРАЖНЕНИЕ. Прямой угол

Лежа на спине, отвести руки за голову.

  • поднимать ноги поочередно вверх по возможности под прямым углом;

  • горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

УПРАЖНЕНИЕ. Рыбка


Лечь на живот, положить подбородок на руки. Отвести руки

назад и максимально приподнять. То же самое необходимо сделать с ногами..

УПРАЖНЕНИЕ. Окошко

Лечь на живот, поднять руки вверх и сцепить пальцы. Прогнуться, повернуть туловище влево, вправо (под левой и правой рукой заглянуть в «окошко»).

УПРАЖНЕНИЕ. Игра с морской галькой

Сесть на коврик на полу, ноги согнуть, стопы поставить параллельно. Захватывать пальцами ног камешки (их можно купить в магазине) или такие предметы как ластик, воланчик, ракушки.

УПРАЖНЕНИЕ Тренировка ног

Сесть на коврик, согнуть ноги в коленях и:

  • «сложить» стопы вместе, развести ноги и максимально вы вернуть стопы наружу;

  • держать спину максимально ровной, вытянуть ноги и носочки вперед;

  • вытянуть ноги вперед и держа их на весу максимально выдвинуть пятки вперед;

  • сводить и разводить ноги, соприкасаясь попеременно пятками и пальцами ног;

  • попеременно ставить ступни на пятку и на носок;

  • шевелить пальцами ног, сначала медленно, а затем убыстряя темп;

  • «вибрировать» ногами, то убыстряя, то замедляя темп.

УПРАЖНЕНИЕ. Учимся ХОДИТЬ

Походить по комнате:

  • носках;

  • на наружных и внутренних краях стоп ног;

  • на наружных краях стоп;

  • перекрестными шагами, занося вперед поочередно левую и правую ноги;

  • как ходят модели на подиуме;

  • как ходят балетные танцовщики.

УПРАЖНЕНИЕ. Футболисты

Для выполнения упражнения можно использовать несколько мячей, от маленького до средних размеров. Сидя на стуле, нужно:

его как можно дольше, не роняя;

мячи и постоять на них;

и, захватывая их обеими ступнями, менять мячи местами:

Уважаемые папы и мамы!

Еще несколько советов перед тем, как вы начнете серьезно и целенаправленно бороться за здоровье и счастье своего ребенка!

Помогите своим детям сделать упражнения необходимыми и привычными к их жизни.

Постарайтесь быть примером своему ребенку в выполнении упражнений, делайте их вместе с ним.

Не ругайте ребенка, если он делает что-то не так, постарайтесь, чтобы ои выполнял упражнения охотно, только тогда они смогут перерасти в привычку.

Подчеркивайте, пусть маленькие, достижения ребенка.

Во время выполнения упражнений радуйтесь хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь друг другу, поддерживайте друг друга во всех ваших начинаниях!

Успехов и удачи!

  1. Итог урока.

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные, карточки, с помощью которых они оценивают урок.

Черная карточка — плохо;

Зеленая карточка — хорошо;

Оранжевая карточка — отлично.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *