Ощущение | Понятия и категории
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ (от лат. intensio — напряжение). Характеристика ощущений, представленная субъективной выраженностью ощущения, связанного с каким-либо раздражителем. Отношения интенсивности ощущения и физической Интенсивности раздражи теля имеют достаточно сложный вид. Были предложены различные модели, в которых описывается вид этой связи. В законе Г. Фехнера эта зависимость представлена в виде логарифмической кривой (Fechner G. Th. Elemente der Psychophisik. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1860). В законе С. Стивенса она имеет вид степенной зависимости.
Tags:
Психология
КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. kinema — движение + aisthesis — чувство, ощущение). Форма ощущений, дающих информацию о движении и положении собственного тела. Возникают при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках.
Tags:
Психология
ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ (термин [Льва] Гумилёва) — (восприятие времени). Восприятие человеком текущего времени (прошлого, настоящего и будущего) является частью его мироощущения, порождает определенные ценностные ориентации, влияет на его поведение. На уровне этноса ощущение времени подчиняется закономерностям, вытекающим из общих законов этногенеза. На основе исторического материала Л. Н. Гумилёв установил, что в любом этносе всегда преобладает одно из четырех выделенных им ощущений времени.
Tags:
Этнология
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (от лат. tactilis — осязательный). Форма кожной чувствительности, включающая в себя различны ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности.
Обусловливание. Тактильные ощущения обеспечиваются работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. По всей поверхности тела распределены окончания нейронов, чувствительных к тактильным воздействиям.Tags:
Психология
ЗОННАЯ МОДЕЛЬ ПОРОГА ОЩУЩЕНИЯ — пороговая теория, разработанная К. В. Бардиным (1965). Основана на том факте, что границы между ощущаемыми и неощущаемыми сигналами (или их изменениями) — это не точки, а некоторые интервалы, величина которых зависит от поставленных перед испытуемыми задач, а также от их индивидуальных стратегий и когнитивных стилей. Тогда, когда испытуемый строго ориентируется на заданный ему сенсорный параметр, его работа строится по пороговому принципу; когда же он ориентируется на дополнительные сенсорные характеристики, его работа строится но непрерывному принципу.
Tags:
Психология
ОЩУЩЕНИЕ – элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности. В качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и т. д. Ощущения истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, «качествам». В истории философии и психологии ощущения были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира и относящиеся к конкретным состояниям самого тела человека (последние сигнализируют о движениях и относительном положении разных частей тела и о работе внутренних органов). Вместе с тем ощущения, относящиеся к внешнему миру, делятся по их модальности на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые…
Tags:
Психология
ОЩУЩЕНИЕ — 1) согласно теории отражения, действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания — в информацию; 2) отражение в сознании личности отдельных свойств и качеств предметов или явлений. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира.
Tags:
Психология
АДЕКВАТНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ (от лат. adaequatus — приравненный, равный). Характеристика процесса восприятия, выражающая собой инвариантность (постоянство) основных свойств субъективного образа. Воспринимаемые признаки какого-либо объекта или процесса в целом соответствуют такому описанию данного объекта или процесса, которое дается другими людьми и не противоречит данным, полученным по другим сенсорным каналам.
Tags:
Психология
Ощущение. Согласно моему пониманию, — одна из основных психологических функций (см.). Вундт также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т. е. к изменениям во внутренних органических процессах.
Tags:
Психология
ОЩУЩЕНИЕ — в рамках теории отражения — простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо-физиологической основой О. выступают анализаторы — нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функции (экстерорецептивные, проприорецептивные, интерорецептивные). Проблема О. всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем…
Tags:
Философия
Психология
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Ощущение и восприятие
Общая психология
- Вы здесь:
- Главная
- Лекции
- Общая психология
- Ощущение и восприятие
- org/Person»>
Лариса Жукова
- Общая психология
- Просмотров: 7369
Ощущение и восприятие
Ощущения
Ощущение – это отражение отдельного чувственного качества, недифференцированные впечатления от окружающего.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств.
Ощущения – это основной источник наших знаний о нашем теле и об окружающей действительности. Это непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражителей в факты сознания – в информацию.
Свойства ощущений
Качество – отличие одного вида ощущений от другого (например, зрительного от слухового).
Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, большая или меньшая сила их проявления (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора).
Длительность – время, в течение которого сохраняется ощущение после прекращения воздействия раздражителя.
Пространственная локализация – сведения о нахождении раздражителя в пространстве, а также при контактных ощущениях – соотнесение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
Интероцептивпые ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивпые ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.
Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.
Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Экстероцептпивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение.
Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету.
Пороги ощущений. Чувствительность.
Абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.
Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущения, тем выше чувствительность органов чувств, реагирующих на эти воздействия. Абсолютная чувствительность – равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.
Верхний порог абсолютной чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при которой ощущение еще возможно, дальнейшее усиление раздражителя приведет к болевому ощущению (свергромкий звук, слепящий свет).
Относительная чувствительность – это чувствительность к изменению раздражителя.
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
Восприятие (перцепция) – это наглядно-образное отражение действующих данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Свойства восприятия
Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективизирует их.
Целостность восприятия. Восприятие дает целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных качествах и свойствах этого предмета.
Структурность. Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. Например, при прослушивании музыкального произведения, человек не осознает каждую ноту по отдельности, в его сознании рождается структурированный образ – мелодия.
Константность. Мы воспринимаем окружающие нас предметы в разных условиях: при разной освещенности, под другим углом. Благодаря свойству константности мы воспринимаем предметы как относительно постоянные.
Избирательность. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, в зависимости от потребностей и интересов человека.
Осмысленность. Воспринимаемые предметы человек мысленно называет, относит их к определенной группе, классу.
Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В апперцепции большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях.
Представления
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений.
1. Представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.
2. Представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики.
1. Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – он, как правило, значительно бледнее.
2. Представления фрагментарны. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
3. Представления неустойчивы и непостоянны. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.
4. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.
Используемая литература.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
- Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. — 582 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
- Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями
Популярные лекции
- Стратегии поведения в конфликте
- Коммуникативная сторона общения
- Темперамент
- Невербальное общение
- Интерактивная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Профилактика профессионального выгорания медработника
- Мышление и интеллект org/Article»> Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
Глава 5.1: Ощущение — AllPsych
Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3 : Введение в теории развития, личности и стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Эриксоновские стадии психосоциального развития — 3.3: Фрейдовские стадии психосексуального развития — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, Интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6. 2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз 7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2: Эмоции 8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и других 8.2: Послушание & Power8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки
- Глава 5.1: Ощущение 9000 7
- Глава 5.2: Восприятие
Ощущение — это процесс, посредством которого наши органы чувств собирают информацию и отправляют ее в мозг. Одновременно воспринимается большой объем информации, такой как температура в помещении, яркость света, чей-то разговор, далекий поезд или запах духов. Со всей этой информацией, поступающей в наши органы чувств, большая часть нашего мира никогда не узнается. Мы не замечаем ни радиоволн, ни рентгеновских лучей, ни микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы не чувствуем все запахи вокруг нас и не пробуем каждую приправу в нашем изысканном обеде. Мы чувствуем только те вещи, на которые способны, поскольку у нас нет обоняния, как у ищейки, или зрения, как у ястреба; наши пороги отличаются от этих животных и часто даже друг от друга.
Абсолютный порог
Абсолютный порог — это точка, в которой что-то становится заметным для наших органов чувств. Это самый тихий звук, который мы можем услышать, или самое легкое прикосновение, которое мы можем почувствовать. Все, что меньше этого, остается незамеченным. Таким образом, абсолютный порог — это точка, в которой раздражитель переходит из необнаруживаемого в обнаруживаемый для наших органов чувств.
Порог различия
Когда стимул становится для нас обнаруживаемым, как мы распознаем его изменение. Когда мы замечаем звук радио в другой комнате, как мы замечаем, когда он становится громче? Вполне возможно, что кто-то может так слегка увеличить громкость, что разница будет незаметна. Порог различия — это количество изменений, необходимых для того, чтобы мы признали, что изменение произошло. Это изменение называется едва заметной разницей.
Однако это различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите пятифунтовую гирю, и к ней прибавился один фунт. Большинство из нас заметили бы эту разницу. Но что, если бы мы держали пятидесятифунтовую гирю? Заметим ли мы, если добавится еще один фунт? Причина, по которой многие из нас этого не сделали бы, заключается в том, что изменение, необходимое для обнаружения разницы, должно представлять процент. В первом сценарии один фунт увеличит вес на 20%, во втором тот же вес добавит только дополнительные 2%. Эта теория, названная в честь ее первого наблюдателя, называется законом Вебера.
Теория обнаружения сигналов
Вы когда-нибудь были в переполненном помещении, где много разговаривающих людей? Подобные ситуации могут мешать сосредоточиться на каком-либо конкретном стимуле, например, в разговоре с другом. Мы часто сталкиваемся с пугающей задачей сосредоточить наше внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающий в наши органы чувств. Делая это, мы определяем, что важно для восприятия, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется обнаружением сигнала, потому что мы пытаемся определить, на чем мы хотим сосредоточиться, и игнорировать или свести к минимуму все остальное.
Сенсорная адаптация
Последнее понятие относится к стимулам, которые стали избыточными или остаются неизменными в течение длительного периода времени. Вы никогда не задумывались, почему мы сразу замечаем определенные запахи или звуки, а через некоторое время они отходят на второй план? Как только мы приспосабливаемся к запаху или тиканью часов, мы перестаем их узнавать. Этот процесс снижения чувствительности к неизменяемым раздражителям называется сенсорной адаптацией, в конце концов, если она не меняется, зачем нам постоянно ее ощущать?
Восходящая обработка: определение и примеры
Восходящая обработка начинается со стимула в реальном времени, такого как громкий звук рожка или запах кофе, который приводит к анализу.
Задумывались ли вы когда-нибудь, как ваш мозг воспринимает, воспринимает и интерпретирует поступающие данные?
Один из способов осмысления мира — это психологическая стратегия, называемая процессингом «снизу вверх».
Эта стратегия начинается вне нас — с внешних данных, таких как прохладный ветерок, мерцающий свет или проносящийся мимо автомобиль. Затем эта сенсорная информация попадает в ваш мозг, где она анализируется.
Процессинг «снизу вверх» — это психологическая стратегия, впервые определенная в 1960-х годах американским психологом Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот процесс считается одним из основных способов познания окружающего мира.
Это называется «снизу вверх», потому что оно начинается с внешнего раздражителя, такого как дерево или запах печенья, а затем эта сенсорная информация перемещается в мозг для анализа.
Например, если вы внезапно почувствуете сладкий запах шоколада, доносящийся по дому, вы можете определить, что кто-то в вашем доме печет печенье с шоколадной крошкой.
Чтобы определить это, вам не нужен никакой другой контекст или информация — вы просто используете сладкий запах (стимул или необработанные данные) для анализа. Ваше восприятие не требовало предварительного знания о том, что кто-то печет печенье.
В целом восходящая обработка включает следующие этапы:
- получение новой сенсорной информации
- сенсорные рецепторы посылают сигналы в мозг
- мозг формирует восприятие посредством этих сигналов
Через несколько лет после появления концепции восходящей обработки британский психолог Ричард Грегори предложил «нисходящую» обработку в качестве аналога восходящей. Эти две теории обычно преподаются бок о бок.
В течение многих лет исследования восходящих и нисходящих процессов проводились отдельно. Однако в реальном мире эти две стратегии динамически взаимодействуют, помогая нам понять мир вокруг нас.
«Снизу вверх» — это редукционистская теория, то есть она начинается с наблюдения самых основных частей концепции. Противоположностью редукционизму является теория холизма, которая представляет собой теорию обработки «сверху вниз».
При нисходящей обработке мозг использует гипотезы или теории, чтобы заполнить пробелы. Таким образом, в то время как восходящая обработка опирается только на сенсорные данные, нисходящая обработка начинается со всей картины. Это также зависит от контекста, предыдущих знаний и ваших ожиданий.
Например, вы когда-нибудь читали абзац, где каждое слово написано совершенно неправильно, но вы легко можете прочитать, что там написано? Хотя отдельные слова выглядят бессмысленно, вы можете использовать более широкий контекст, чтобы понять их. Это обработка сверху вниз.
Вот ключевые различия между двумя стратегиями:
- Обработка снизу вверх : начинается со стимула, проходит через органы чувств и работает вверх по направлению к мозгу, где он анализируется.
- Обработка сверху вниз : является целостной и вытекает из общей картины. Он использует контекстные подсказки, прошлый опыт, ожидания и предшествующие знания, чтобы прийти к анализу.
Исследования показывают, что эти два процесса контролируются разными сетями мозга. Восходящая система использует вентральную лобно-теменную сеть, тогда как нисходящая система использует дорсальную лобно-теменную сеть. Мы используем обе стратегии в течение дня.
Идет дождь!Вы выбегаете за дверь, чтобы пообедать с другом. Когда вы идете к своей машине, свежий ветер дует вам в лицо. Небо темное, и вы слышите гром. Лучше возьмите зонт!
В данном случае ваши органы чувств уловили темное небо, гром и ветер. Вы сделали быстрый анализ того, что будет дождь и что вам следует взять зонтик.
Б или 13?
«Б или 13?» является часто используемым примером для демонстрации разницы между стилями обработки снизу вверх и сверху вниз.
Допустим, на странице есть две отметки. Одна представляет собой прямую линию вверх и вниз, а другая — линию, изогнутую дважды, как два сложенных полукруга. Между двумя фигурами очень мало места.
При восходящей обработке можно сразу предположить, что это B. Вы видите, что фигура выглядит так, как вы ожидаете от буквы B, поэтому вы предполагаете, что это B. 13. Это будет использовать обработку сверху вниз, потому что мозг использовал контекстуальные подсказки, чтобы определить, является ли фигура буквой B или 13.
Прозопагнозия (лицевая слепота)Прозопагнозия, или лицевая слепота, представляет собой неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью узнавать знакомые лица. В некоторых случаях люди с прозопагнозией не могут распознать собственное лицо.
Лицевая слепота — это демонстрация восходящей обработки данных. Люди с этим расстройством могут наблюдать черты лица, такие как карие глаза или маленький нос, и знать, что это «лицо». Но они не могут определить, кому он принадлежит, потому что у них нет возможности выполнять обработку сверху вниз.
Оливер Сакс, британский невролог, известный своим успешным лечением людей с «сонной болезнью», жил с прозопагнозией.
«Ощущение» — это восходящий процесс, с помощью которого наши органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и вкус — получают и передают внешние раздражители.
«Восприятие» — это нисходящий механизм, который наш мозг использует для организации и интерпретации данных, которые мы помещаем в контекст.
При восходящей обработке ощущение и восприятие по сути одинаковы. Другими словами, мы воспринимаем предметы с помощью ощущений, а не с помощью наших концептуальных идей.
При нисходящей обработке восприятие и ощущение разделены. Сначала мы используем контекст и ожидания для создания целостного восприятия мира, а затем начинаем фокусироваться на более мелких деталях, используя ощущения.
Каждый день мы используем обработку информации как снизу вверх, так и сверху вниз, чтобы понять мир вокруг нас.
«Снизу вверх» — это стратегия обработки в реальном времени, которая позволяет вам понять свое непосредственное окружение. Без каких-либо предварительных ожиданий или контекста вы можете быстро воспринимать то, что находится прямо перед вами — например, дождевое облако или мчащуюся машину — и затем анализировать это, чтобы принимать соответствующие решения.