Ощущения функции: Ощущения: функции, виды, взаимодействия

Функции ощущений

Первая функция — обеспечение полноты отраже­ния. Дифференциация и интеграция признаков, качеств, свойств предметов позволяют благодаря ощущениям всесторонне и объемно воспринимать реальность. Этот процесс образно можно сравнить с игрой на фортепь­яно, где каждая нота имеет свое звучание, но вместе с другими звуками она участвует в создании некоторого целостного музыкального произведения. Это же можно проследить на всех видах временного искусства, в ко­торых создание целостного образа развернуто во вре­мени. В непосредственном восприятии и изобразитель­ном искусстве те же законы можно просмотреть в статических формах. Именно сочетания линий, цвето­вых оттенков создают иллюзию реальности, вызывают эстетическое чувство.

Вторая функция — сигнальная. Ощущения наибо­лее чувствительны к изменениям и появлению нового в целостном объекте. В этом отношении примечатель­ной является история с попугаем, который жил у заме­чательного актера О.

В. Топоркова. Когда тот уходил из дома, попугай всегда говорил ему «Счастливого пути». И сколько бы не пытался обмануть его великий актер, изображая уход: одеваясь, повторяя все движения и действия, и даже выходя за дверь — попугай ни разу не пожелал ему счастливого пути. Он всегда сравни­вал зрителей со своим попугаем, которых нельзя обма­нуть внешней формой без внутренней правды.

На этом же принципе базируется интуиция, улав­ливающая изменения в состоянии близких или сущность малознакомого человека, опасность ситуации и симпатии или антипатии к людям.

Третья функция — адаптация к среде. Эта адапта­ция проявляется в разных вариантах. Прежде всего это изменение чувствительности в темноте, существование ночного и дневного зрения. Адаптация к значимым для жизни или деятельности раздражителям. Жители се­вера различают до 35 оттенков цвета снега, а красиль­щики — до 40 оттенков черного цвета.

Все функции ощущений связаны с творчеством при Достаточном их развитии.

Для художественного твор­чества наиболее существенной является высокая абсолютная и различительная чувствительность зрительного анализатора. Высокая чувствительность, как уже говорилось выше, способствует виденью нового в цве­товых оттенках, линейных деталях, во взаимодействии между объектами.

Такая тонкость в дифференцировке раздражите­лей должна сочетаться с обобщенным, целостным ощущением колорита, создаваемого набором цветовых пятен.

Для объемного виденья объектов, т. е. во всех каче­ствах, все анализаторные системы должны быть оди­наково высокоразвиты. Такое «ощупывание» предмета со всех сторон способствует нахождению новых оттен­ков и контрастов в объекте.

В структуру творческих способностей входит чув­ствительность к субсенсорным (подпороговым) раздра­жителям.

Развитая способность к субсенсорным раздражи­телям, умение передать все оттенки одного и того же цвета, микродвижений в положении головы, тела, рук, в выражении глаз и губ, являются главными в переда­че образа человека, создают то волшебство для зрителя в произведениях великих мастеров, которое делают их вечными. Известно, что искусство часто определяется этими нюансами.

Для этого полезно каждое качество, которое явля­ется общим и абстрактным, попытаться изобразить в разных объектах. Например, когда студентов худграфа попросили изобразить «твердость камня, дерева и человека», то это задание пробудило у них творчес­кий поиск и они дали необыкновенно оригинальные рисунки.

Кроме чувствительности к деталям, анализаторы синтезируют раздражители, вызывая целостный образ, вызывающий новое ощущение.

Принцип работы анализаторов, в соединении с центральной переработкой в целостный образ, являет­ся моделью естественного, (неосознаваемого) психоло­гического творчества, которая может служить образ­цом для сознательного.

Чувство части и ощущение целого — также тре­буют тренировки. Лучше начинать с целого, которым «заведует» другой познавательный процесс—вос­приятие.

Вопрос 3. Ощущения: понятие, функции, свойства, виды

 

 

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов.

Свойства ощущений.

Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст — явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность,

Пороги ощущений. Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в стоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

 

 

Виды ощущений.

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3. Проприорецептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела.

 

 

Значение, смысл, функция – что передается?

%PDF-1.7 % 1 0 объект > >> эндообъект 6 0 объект /doi (10.1016/j.sbspro.2016.09.064) /роботы (без индекса) >> эндообъект 2 0 объект > транслировать application/pdf10.1016/j.sbspro.2016.09.064

  • Значение, смысл, функция – что передается?
  • Кристиан Норд
  • Функционализм
  • функция
  • смысл
  • скопос.
  • Procedia — Социальные и поведенческие науки, 231 (2016) 3-10. doi:10.1016/j.sbspro.2016.09.064
  • Автор(ы)
  • журналProcedia — Социальные и поведенческие науки© 2016 Автор(ы). Опубликовано Elsevier Ltd.1877-04282315, октябрь 2016 г. .sbspro.2016.09.064
  • elsevier.com
  • sciencedirect.com
  • VoR6.510.1016/j.sbspro.2016.09.064noindex23.04.2010truesciencedirect.comↂ005B1ↂ005D> elsevier.comↂ005B2ↂ005D>
  • sciencedirect.com
  • elsevier.com
  • Elsevier2016-10-26T23:07:55+05:302016-10-26T23:10:29+05:302016-10-26T23:10:29+05:30TrueAcrobat Distiller 10.0.0 (Windows)uuid:8d8b092d-dfa7- 4ab3-9ed3-f6971eb2dd64uuid:1325cbde-23a1-49c8-92dd-45e68c543812
  • http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/
  • конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 7 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /Свойства > /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 10 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 11 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 12 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 13 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 14 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 15 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 0 0] /Прямо [9ٔ8,r͙T&?ٖ{#spoke8[ dJ2%e y6V5yCKyA`N`zDPv։S{O|؂k\9s*w:!\7bfqEK7-RcH[ɒPbY1lBQK=mT`QDl|}tNBXd|pgn+qe=9%f. Z!iz0;Y3]

    Сенсорная функция | HRSA

    Сенсорная функция руки обеспечивает обратную связь с мозгом для распознавания объектов и защиты при взаимодействии руки с окружающей средой.  Ощущение контакта с объектом и качество контакта важны для эффективного использования руки.

    Передавая сигналы от мозга к руке, периферические нервы обеспечивают руку и кисть чувствами осязания, давления, температуры и боли. Потеря периферических нервов приводит к частичной потере системы обратной связи организма. Человек больше не может различать объекты в руке, распознавать объект с закрытыми глазами или чувствовать ( поиск ) объект, который нужно взять в руки или манипулировать им. Если человек больше не может быть уверен, что он держит объект, он сильнее сжимает его, чтобы убедиться, что контакт есть. Нет ограничений на то, когда следует прекратить оказывать давление. Без контроля модуляции использование пораженной руки в обычной деятельности для работы и игр приводит к чрезмерно высокому давлению на руку. Если не сразу, то со временем даже умеренное давление может привести к повреждению кожи и костей руки из-за повторяющихся нагрузок на ткани.

    Кожа и мягкие ткани руки служат в качестве ударопрочного покрытия для костей и предназначены для поглощения и восприятия определенного давления во время использования. Некоторая нагрузка на эти ткани на самом деле необходима для поддержания здоровой ткани. Если рука не используется, результатом является атрофия мышц и атрофия кожи ( потеря субстанции ткани )  . Когда давление на кожу становится чрезмерным, возникает травма. Повреждение кожи и мягких тканей (включая сухожилия, которые пересекают суставы и связки и поддерживают костную структуру) может привести к необратимой деформации и инвалидности пальцев и кисти. В руках с нормальными периферическими нервами и чувствительностью боль от аномально высокой нагрузки на кожу и мягкие ткани обычно предотвращает травму. Если повреждение нерва настолько серьезное, что происходит «потеря защитной чувствительности», давление на кожу может быть чрезмерным.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *