Функции ощущений
Первая функция — обеспечение полноты отражения. Дифференциация и интеграция признаков, качеств, свойств предметов позволяют благодаря ощущениям всесторонне и объемно воспринимать реальность. Этот процесс образно можно сравнить с игрой на фортепьяно, где каждая нота имеет свое звучание, но вместе с другими звуками она участвует в создании некоторого целостного музыкального произведения. Это же можно проследить на всех видах временного искусства, в которых создание целостного образа развернуто во времени. В непосредственном восприятии и изобразительном искусстве те же законы можно просмотреть в статических формах. Именно сочетания линий, цветовых оттенков создают иллюзию реальности, вызывают эстетическое чувство.
Вторая функция — сигнальная. Ощущения наиболее чувствительны к изменениям и появлению нового в целостном объекте. В этом отношении примечательной является история с попугаем, который жил у замечательного актера О.
На этом же принципе базируется интуиция, улавливающая изменения в состоянии близких или сущность малознакомого человека, опасность ситуации и симпатии или антипатии к людям.
Третья функция — адаптация к среде. Эта адаптация проявляется в разных вариантах. Прежде всего это изменение чувствительности в темноте, существование ночного и дневного зрения. Адаптация к значимым для жизни или деятельности раздражителям. Жители севера различают до 35 оттенков цвета снега, а красильщики — до 40 оттенков черного цвета.
Все функции ощущений связаны с творчеством при Достаточном их развитии.
Для художественного творчества наиболее существенной является высокая абсолютная и различительная чувствительность зрительного анализатора. Высокая чувствительность, как уже говорилось выше, способствует виденью нового в цветовых оттенках, линейных деталях, во взаимодействии между объектами.Такая тонкость в дифференцировке раздражителей должна сочетаться с обобщенным, целостным ощущением колорита, создаваемого набором цветовых пятен.
Для объемного виденья объектов, т. е. во всех качествах, все анализаторные системы должны быть одинаково высокоразвиты. Такое «ощупывание» предмета со всех сторон способствует нахождению новых оттенков и контрастов в объекте.
В структуру творческих способностей входит чувствительность к субсенсорным (подпороговым) раздражителям.
Развитая способность к субсенсорным раздражителям, умение передать все оттенки одного и того же цвета, микродвижений в положении головы, тела, рук, в выражении глаз и губ, являются главными в передаче образа человека, создают то волшебство для зрителя в произведениях великих мастеров, которое делают их вечными. Известно, что искусство часто определяется этими нюансами.
Для этого полезно каждое качество, которое является общим и абстрактным, попытаться изобразить в разных объектах. Например, когда студентов худграфа попросили изобразить «твердость камня, дерева и человека», то это задание пробудило у них творческий поиск и они дали необыкновенно оригинальные рисунки.
Кроме чувствительности к деталям, анализаторы синтезируют раздражители, вызывая целостный образ, вызывающий новое ощущение.
Принцип работы анализаторов, в соединении с центральной переработкой в целостный образ, является моделью естественного, (неосознаваемого) психологического творчества, которая может служить образцом для сознательного.
Чувство части и ощущение целого — также требуют тренировки. Лучше начинать с целого, которым «заведует» другой познавательный процесс—восприятие.
Вопрос 3. Ощущения: понятие, функции, свойства, виды
Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов.
Свойства ощущений.
Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Контраст — явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность,
Пороги ощущений. Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.
Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в стоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.
Виды ощущений.
1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
3. Проприорецептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела.
Значение, смысл, функция – что передается?
%PDF-1.7 % 1 0 объект > >> эндообъект 6 0 объект /doi (10.1016/j.sbspro.2016.09.064) /роботы (без индекса) >> эндообъект 2 0 объект > транслировать application/pdf10.1016/j.sbspro.2016.09.064
Сенсорная функция | HRSA
Сенсорная функция руки обеспечивает обратную связь с мозгом для распознавания объектов и защиты при взаимодействии руки с окружающей средой. Ощущение контакта с объектом и качество контакта важны для эффективного использования руки.
Передавая сигналы от мозга к руке, периферические нервы обеспечивают руку и кисть чувствами осязания, давления, температуры и боли. Потеря периферических нервов приводит к частичной потере системы обратной связи организма. Человек больше не может различать объекты в руке, распознавать объект с закрытыми глазами или чувствовать ( поиск ) объект, который нужно взять в руки или манипулировать им. Если человек больше не может быть уверен, что он держит объект, он сильнее сжимает его, чтобы убедиться, что контакт есть. Нет ограничений на то, когда следует прекратить оказывать давление. Без контроля модуляции использование пораженной руки в обычной деятельности для работы и игр приводит к чрезмерно высокому давлению на руку. Если не сразу, то со временем даже умеренное давление может привести к повреждению кожи и костей руки из-за повторяющихся нагрузок на ткани.
Кожа и мягкие ткани руки служат в качестве ударопрочного покрытия для костей и предназначены для поглощения и восприятия определенного давления во время использования. Некоторая нагрузка на эти ткани на самом деле необходима для поддержания здоровой ткани. Если рука не используется, результатом является атрофия мышц и атрофия кожи ( потеря субстанции ткани ) . Когда давление на кожу становится чрезмерным, возникает травма. Повреждение кожи и мягких тканей (включая сухожилия, которые пересекают суставы и связки и поддерживают костную структуру) может привести к необратимой деформации и инвалидности пальцев и кисти. В руках с нормальными периферическими нервами и чувствительностью боль от аномально высокой нагрузки на кожу и мягкие ткани обычно предотвращает травму. Если повреждение нерва настолько серьезное, что происходит «потеря защитной чувствительности», давление на кожу может быть чрезмерным.