Осмотр детей – Методика объективного обследования ребенка

Методика объективного обследования ребенка

Методика объективного обследования ребенка

Объективное обследование ребенка начинают с оценки общего состояния. Различают: состояние хорошее (только в отношении здоровых детей), удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое и крайне тяжелое.

После этого переходят к оценке положению ребенка в постели: активное, пассивное или вынужденное. Под активным положением понимают положение ребенка, когда он может принять в постели любую позу, совершать активные движения. О пассивном положении говорят в том случае, если больной без посторонней помощи не может изменить своего положения. И, наконец, если ребенок для облегчения своего состояния принимает какое-то особое положение (поза легавой собаки при менингите, сидячее положение, упираясь руками в колени, при приступе бронхиальной астмы), тогда положение оценивается как вынужденное. Ограничение режима по терапевтическим показаниям не является свидетельством пассивного положения больного.

Оценка сознания ребенка — ясное, сомнолентное, или ступорозное (состояние оглушенности, сопорозное, реакция только на сильное раздражение). При потере сознания говорят о коме, рационально определить степень комы. При коме 1 степени (легкая кома)- отсутствует сознание и произвольные движения, роговичные и корнеальные рефлексы сохранены, 2 степень характеризуется отсутствием сознания, арефлексией (сохранены только вялые рефлексы зрачков), часто наблюдаются расстройства ритма дыхания. При коме 3 степени наблюдается отсутствие всех рефлексов, глубокие расстройства дыхания и кровообращения, цианоз и гипотермия.

Параллельно отмечается настроение ребенка (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное, неустойчивое), его реакция и контакт с окружающими, интерес к игрушкам.

Методика обследования по системам

Кожа и подкожная клетчатка.

Объективными методами обследования кожи является: осмотр, ощупывание, исследование ломкости сосудов и определение дермографизма.

Осмотр. Тщательный осмотр кожи ребенка может быть произведен только при хорошем освещении. Ребенка необходимо полностью раздеть. Так как старшие дети при этом стесняются, то целесообразно обнажать ребенка постепенно, по мере необходимости. Особенно внимательно следует осмотреть подмышечные впадины, кожные складки, окружность заднего прохода, где чаще всего возникают опрелости и другие кожные проявления.

Прежде всего, следует обратить внимание на окраску кожи и видимых слизистых оболочек, а затем на кровенаполнение, расширение вен и венозных капилляров, наличие сыпи, кровоизлияний, рубцов, рост волос. Нормальная окраска кожи ребенка розовая. Однако, при патологии возможна бледность или покраснение кожи, желтушность, цианоичность, землистый или землисто-серый оттенок. Необходимо также обратить внимание и на другие кожные изменения: расширение кожной венозной сети в межлопаточной области (в верхней части спины), в верхней части грудной клетки, на голове и в области живота. При наличии сыпи различают следующие элементы:

Розеола — пятнышко бледно-розового, красного, пурпурно-красного или пурпурного цвета размером от точки до 5 мм. Форма округлая или неправильная, края четкие или размытые; над уровнем кожи не выступает. При растягивании кожи исчезает, при отпускании появляется вновь. Множественные розеолы размером 1-2 мм обычно описываются как мелкоточечная сыпь.

Пятно — имеет такую же окраску, как розеола, размер от5 до 20 мм, не выступает над уровнем кожи. Форма пятна чаще всего неправильная. Пятно исчезает при давлении на кожу, после прекращения давления возникает в том же месте снова. Множественные пятна размером 5-10 мм описываются как мелкопятнистая сыпь. Пятна размером 10-20 мм образуют крупнопятнистую сыпь.

Эритема — обширные участки гиперемированой кожи красного, пурпурно-красного или пурпурного цвета. Пятна, размером более 20 мм, имеющие тенденцию к слиянию, следует рассматривать как эритему.

Геморрагия — кровоизлияния в кожу. Геморрагии имеют вид точек или пятен различной величины и формы, не исчезающие при растягивании кожи. Цвет вначале красный, пурпурный или фиолетовый, затем по мере рассасывания кровоизлияния становится желто-зеленым и, наконец, желтым. Точечные кровоизлияния называются петехиями. Множественные геморрагии округлой формы размером от 2 до 5 мм описываются как пурпура. Кровоизлияния неправильной формы размером больше 5 мм- экхимозы. Кровоизлияния могут наслаиваться на другие элементы сыпи. В таких случаях говорят о петехиальном превращении розеол, пятен, папул и т.д.

Папула — слегка возвышающийся над уровнем кожи, что нередко хорошо определяется на ощупь. Имеет плоскую или куполообразную поверхность. Размер от 1 до 20 мм. Форма и окраска такие же, как у розеол и пятен. Папулы часто оставляют после себя пигментацию и шелушение кожи.

Нередко при обычном клиническом исследовании больного ребенка очень трудно или даже невозможно отличить розеолы и пятна от папул. С другой стороны, у одного и того же больного одновременно могут быть и розеолы и папулы, или пятна и папулы. В таких случаях целесообразно описывать сыпь как розеолезно-папулезную или пятнисто-папулезную. Тем самым, одновременно указывается и величина папул: розеоло-папулы имеют размер до 5 мм, макуло-папулы от 5 до 20 мм.

Бугорок — элемент, который клинически сходен с папулой, однако отличается от последней тем, что при ощупывании бугорка всегда отчетливо определяется инфильтрат в коже. Кроме того, бугорки, в отличие от папул, при обратном развитии подвергаются некрозу, часто образуют язвы и оставляют после себя рубец или атрофию кожи.

Узел — представляет собой отграниченное, глубоко уходящее вглубь кожи уплотнение, часто выстоит над поверхностью кожи, имеет размер до 6-8-10 см и больше.

Волдырь — возникает обычно быстро и исчезает быстро, не оставляя после себя никакого следа. Возвышается над уровнем кожи, имеет округлую или овальную форму, размер от нескольких мм до 10-15-20 см и более. Цвет от белого до бледно-розового или светло-красного, часто сопровождается зудом.

Пузырек — полостной элемент размером от 1 до 5 мм. Пузырек заполнен прозрачным серозным или кровянистым содержимым, может ссыхаться и давать прозрачную или бурового цвета корочку. Если покров его вскрывается, то образуется эрозия — ограниченная размерами пузырька мокнущая поверхность розового или красного цвета. В случае скопления в пузырьке большого количества лейкоцитов, он превращается в гнойничок- пустулу. Группа пузырьков, располагающихся на остро воспаленной коже, называется герпесом.

Пузырь — аналогичное пузырьку образование, но размерами больше 5 мм (до 10-15 см и больше).

Необходимо обратить также внимание на наличие пигментированных и депигментированных участков, шелушение, элементы экссудативного диатеза, молочные корки на щеках, гнейс на волосистой части головы и бровях, кроме того, на расчесы, потницу, рубцы и др.

При осмотре волосистой части головы обратить внимание на облысение, особенно на затылке, достаточность или поредение волосяного покрова, местное выпадение волос, жесткость и ломкость их, особенности роста волос в крестцово-поясничной области, гребешковый рост волос на голове, обилие пушковой и более грубой растительности на лбу, обильная растительность на конечностях и спине. Следует осмотреть состояние ногтей на руках и ногах, обратить внимание на их форму (часовые стекла, ломкость, грибковые поражения и т.д.).

Необходимо осмотреть дополнительно видимые слизистые оболочки нижнего века и полости рта, отметить степень их кровенаполнения и изменение слизистых (бледность, цианотичность, гиперемия). Детальный осмотр полости рта и зева, как процедуру неприятную для ребенка раннего возраста, следует отложить на самый конец объективного исследования.

Полученные визуальные данные необходимо дополнить пальпацией. Руки врача должны быть чистыми, теплыми и сухими. Пальпация должна быть поверхностной, проводить ее нужно нежно и не причинять ребенку боли, особенно на месте воспалительных инфильтратов, при которых неизбежно бывают неприятные и часто болевые ощущения. Внимательно следить за мимикой ребенка, разговором отвлекать внимание ребенка от обследования.

С помощью пальпации определяется толщина и эластичность, влажность, температура кожи.

Для того чтобы определить толщину и эластичность кожи необходимо захватить кожу (без подкожного слоя) в небольшую складку большим и указательным пальцами правой руки, затем пальцы отнять. Если складка расправится сразу же, как только отняли пальцы, то кожа считается нормальной эластичности; если складка расправляется не сразу, а постепенно, то такая эластичность кожи считается сниженной. Захватить кожу в складку легче там, где мало подкожно-жирового слоя — на тыльной поверхности кисти, на локтевом сгибе. Эластичность кожи можно определить также на животе и груди. Особенно большое значение имеет определение эластичности кожи у детей раннего возраста.

Влажность определяется путем поглаживания кожи пальцами врача на симметричных участках тела: на груди, туловище, в подмышечных впадинах и паховых областях, на конечностях, в том числе и на ладонях и подошвах, особенно у детей препубертатного периода, на затылке — у грудных детей. В норме пальпаторно определяется умеренная влажность кожи, а при патологии может быть сухость, повышенная влажность и усиленная потливость.

Ощупыванием определяется и температура кожи. Температура кожи может быть повышенной или пониженной в зависимости от общей температуры тела, но может быть местное повышение или понижение температуры. Так, например, местное повышение температуры легко определить в области воспаленных суставов, а похолодание конечностей при спазме сосудов, при поражении центральной и периферической нервной системы.

Для исследования ломкости кожных сосудов необходимо наложить резиновый бинт или жгут на нижнюю треть плеча ребенка на 2-3 минуты. При повышенной ломкости сосудов после снятия жгута, на месте него, а также в локтевом сгибе и на предплечье, появляются мелкие кровоизлияния. Можно также захватить кожную складку, лучше на передней или боковой поверхности груди большим и указательным пальцами правой и левой руки и сжать складку или сделать щипок. Если на месте щипка появляется кровоподтек, то ломкости сосудов считается повышенной.

Исследование дермографизма производится путем проведения сверху вниз тыльной стороной указательного пальца правой руки или рукояткой молоточка по коже груди и живота. Через некоторое время на месте механического раздражения кожи появляется белая (белый дермографизм) или красная (красный дермографизм) полоса. Отмечают не только вид дермографизма, но и скорость его появления и исчезновения.

Исследование подкожно-жирового слоя.

Некоторое представление о количестве и распределении подкожно-жирового слоя можно получить при общем осмотре ребенка, однако, окончательное суждение о его состоянии делают только после пальпации.

Для оценки подкожно-жирового слоя требуется несколько более глубокая пальпация, чем при исследовании кожи — большим и указательным пальцами правой руки захватывают в складку не только кожу, но и подкожную клетчатку. Определять толщину подкожно-жирового слоя следует не на одном каком-нибудь участке, а в различных местах (на груди — между соском и грудиной, на животе- на уровне пупка, на спине- под лопатками, на конечностях- на наружной поверхности бедра и плеча, на лице- в области щек), так как в патологических случаях отложение жира в разных местах оказывается неодинаковым. В зависимости от толщины подкожно-жирового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира. Обращается внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение подкожно-жирового слоя.

При пальпации следует обращать внимание и на качество подкожно-жирового слоя, его консистенцию. В некоторых случаях, подкожно-жировой слой становится плотным, причем уплотнение может ограничиваться отдельными участками — склеродерма. Уплотнение может захватывать всю или почти всю подкожную клетчатку — склерема. Наряду с уплотнением может наблюдаться и отечность подкожно-жирового слоя — склерема(отечность от уплотнения отличается тем, что в первом случае при надавливании образуется углубление, которое довольно быстро выравнивается, во втором случае ямка при надавливании не образуется).

Следует обратить внимание на наличие отеков и их распространение (на веках, лице, конечностях, общий отек- анасарка или локализованный). Чтобы определить наличие отеков на нижних конечностях необходимо надавить указательным пальцем правой руки в области голени над большеберцовой костью. Если при надавливании получается вдавление, исчезающее постепенно, то это отек подкожной клетчатки; в том случае, если вдавление исчезает сразу, то говорят о слизистом отеке. У здорового ребенка вдавления не образуется. Определение тургора мягких тканей проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча, при этом воспринимается ощущение сопротивляемости или упругости, называемое тургором. Если у маленьких детей тургор мягких тканей снижен, то при сдавлении их определяется ощущение вялости и дряблости.

Исследование периферических лимфатических узлов.

Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации, причем, основным методом обследования следует считать пальпацию, требующую известного навыка.

Указательным и средним пальцами обеих рук симметрично, пытаясь прижать пальпируемые лимфоузлы к более плотной ткани (мышечная, костная), прощупывают лимфатические узлы, расположенные в подкожной клетчатке. Пальпация проводится в следующем порядке: начинать целесообразно с затылочных лимфоузлов, идя далее вперед и вниз, ощупывая заушные лимфоузлы — на сосцевидном отростке, подчелюстные — под углом нижней челюсти, подбородочные- по одному с каждой стороны, передние шейные- по ходу переднего края грудино-ключично-сосковой мышцы, задние шейные- сзади грудино-ключично-сосковой мышцы, надключичные- в надключичных ямках, подключичные- в подключичных ямках, подмышечные- в подмышечных впадинах, локтевые- в желобке двуглавой мышцы у локтя и выше, торакальные- у нижнего края большой грудной мышцы, паховые- в паховых областях.

Наиболее трудно поддаются пальпации подбородочные, подмышечные и локтевые лимфоузлы. Подбородочные лимфатические узлы ощупываются легкими движениями пальцев сзади наперед около средней линии подбородочной области. Чтобы найти подмышечные лимфоузлы необходимо ввести пальцы как можно глубже в подмышечную впадину и из нее вести пальцы книзу по грудной клетке. Локтевые узлы прощупываются следующим образом: захватив кистью руки нижнюю треть предплечья противоположной руки обследуемого, сгибают руку ребенка в локтевом суставе и затем указательным и средним пальцами другой руки продольными скользящими движениями прощупывают на уровне локтя и несколько выше.

Если лимфатические узлы прощупать удалось, то необходимо отметить следующие их особенности: количество (много, мало, единичные), величину (желательно в мм или см), консистенцию (мягкие, эластичные, плотные), подвижность, отношение к соседним узлам (прощупываются изолированно или спаяны в пакеты), отношение к окружающим тканям, коже и подкожной клетчатке (спаяны или нет), чувствительность при пальпации (болезненные или нет).

Необходимо также обследовать глоточное лимфатическое кольцо Пирогова-Вальдейра. Для этого необходимо, пользуясь шпателем, широко открыть рот ребенка и осмотреть небные миндалины, расположенные между дужками и язычные лимфоузлы, расположенные в области корня языка (образуют так называемую язычную миндалину). Обращают внимание на величину миндалин, наличие налетов.

Носоглоточные миндалины расположены позади хоан. На их разрастание (аденоиды) могут указывать затруднение носового дыхания — ребенок храпит по ночам, речь становится гнусавой, понижается слух. Характерно аденоидное лицо: вялое выражение, толстые губы, открытый рот. Носоглоточные миндалины доступны для осмотра при расщелине твердого неба, в других случаях, при подозрении на их увеличение, применяется дополнительное исследование ощупыванием указательным пальцем (чаще ЛОР-врачом).

Исследование мышечной системы.

При исследовании мышечной системы необходимо отметить степень развития или массу мышц, их тонус, силу, объем и характер движений.

Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибания и разгибания верхних и нижних конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, а также по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь, судят о тонусе мышц. В норме масса и тонус мышц на симметричных участках должны быть одинаковы. Возможно повышения (гипертония) и понижение (гипотония) тонуса.

Сила мышц у старших детей исследуется с помощью динамометра. У детей младшего возраста сила мышц определяется лишь приблизительно, субъективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному движению ребенка.

Исследование костно-суставной системы.

Объективное исследование костной системы производится путем осмотра, ощупывания, измерения и если необходимо, рентгенографии.

Костная система исследуется последовательно в следующем порядке: сначала голова (череп), затем туловище (рудная клетка и позвоночник), верхние и нижние конечности.

Осмотром головы определяют ее величину и форму. Однако, более точеное представление о величине головы дает измерение сантиметровой лентой (см. технику соматометрических исследований), обращают внимание не увеличены ли размеры головы (макроцефалия) или, наоборот, уменьшены (микроцефалия).

При осмотре обращают внимание на форму черепа. В норме форма черепа округлая, а при патологии может быть квадратной, башенной и т.д.

Ощупывание обследуются роднички, швы, а также плотность самих костей. Ощупывание производится обеими руками, положив большие пальцы на лоб, ладони на височные области, средними и указательными пальцами обследуют теменные кости, затылочную область, швы, роднички. Обращают внимание, имеется ли размягчение костей, особенно в области затылка (краниотабес), дефекты костей, реже значительное уплотнение костей черепа.

Пальпируя большой родничок, необходимо, прежде всего, определить величину родничка. Расстояние измеряется между двумя противоположными сторонами родничка, а не по диагонали (трудно решить, где кончается шов и начинается родничок). Тщательно ощупывают края родничка, обращается внимание, имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность, позднее или раннее закрытие, выпячивание или западание. Следует ощупать и оценить состояние швов: имеется ли их податливость или расхождение.

При осмотре грудной клетки обращают внимание на ее форму. В норме у новорожденного грудная клетка имеет воронкообразную форму, а с возрастом она несколько уплощается и к школьному возрасту принимает окончательную форму — усеченного конуса. Обращают внимание на наличие «куриной» груди, гаррисоновой борозды (западение на месте прикрепления диафрагмы), сердечного горба, груди «сапожника», воронкообразной груди. При пальпации отмечают, имеется ли утолщение на границе костной и хрящевой части ребер (следствие избыточного образования остеоидной ткани)- рахитические четки.

При осмотре позвоночника следует обратить внимание, имеется ли его искривление в сторону (сколиоз), вперед (лордоз), назад (кифоз). В случае сколиоза при осмотре ребенка спереди можно заметить, что одно плечо стоит выше другого и одна рука прилегает к туловищу плотнее, чем другая.

При осмотре верхних конечностей обращают внимание на наличие укорочения плечевых костей, утолщение в области эпифизов лучевой кости (браслетки) и диафизов фаланг (нити жемчуга). При осмотре нижних конечностей следует обратить внимание имеется ли укорочение бедер, Х-образное или О-образное искривление конечностей, плоскостопие.

Суставы должны быть тщательно обследованы с помощью осмотра, пальпации и измерения. Следует определить форму сустава, установить имеются ли деформации, проверить объем движений, подвижность и болезненность в суставах. Ощупыванием выясняется кожная температура в области суставов. Величина сустава определяется сантиметровой лентой (на одинаковом уровне измеряются окружности обоих суставов).

Методика оценки физического развития.

Оценка физического развития имеет особенно большое значение в детском возрасте. Для оценки физического развития кроме измерения длины и массы, необходимо определение окружностей головы, груди, пропорций тела и вычисление ряда индексов. Сравнение полученных данных со стандартными величинами для данного возраста или результатами эмпирических формул позволяет объективно оценить физическое развитие данного ребенка. Объективная оценка физического развития у старших детей невозможна без оценки степени полового развития.

Измерение длины детей до года.

Измерение производится специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у ее начала имеется неподвижная планка, в конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по шкале. Порядок измерения: ребенок измеряется в лежачем положении — укладывается таким образом, чтобы голова плотно прикасалась макушкой к поперечной неподвижной планке ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. Помощник или мать плотно фиксируют голову. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким надавливанием левой рукой на колени ребенка, правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопу до прямого угла. Расстояние между подвижной и неподвижной планками будет соответствовать длине ребенка.

Измерение длины детей старшего возраста.

Измерение производится в положении стоя ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75*50 см. На вертикальной шкале нанесены 2 шкалы делений в см; одна (справа)- для длины стоя, другая (слева)- сидя. По ней скользит планшетка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения длины сидя.

Порядок измерения: ребенок ставится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном, выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью, руки опущены, голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания. Измерение детей младшего возраста (от 1 до 3 лет) производится тем же ростомером, только используют вместо нижней площадки откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и при измерении детей старшего возраста.

Одномоментно при измерении длины определяется высота головы ребенка (расстояние между макушкой и наиболее выдающейся частью подбородка) и проверяется соотношение между высотой головы и ростом. Оценивается, соответствует ли это возрасту. Находится средняя точка тела, для этого длина делится пополам и проводится линия на уровне цифры половинной длины.

studfiles.net

Плановые медицинские осмотры ребенка до года и после года: что в них входит

Возраст ребенка Медицинский осмотр — что было Медицинский осмотр — что стало с 1 января 2018 года
1 месяц Прием врачей — педиатр, невролог, детский хирург, офтальмолог. 
Исследования — УЗИ брюшной полости, почек, тазобедренных суставов, ЭКГ, нейросонография.
Прием врачей — педиатр, невролог, офтальмолог, детский хирург, детский стоматолог.
Исследования — УЗИ брюшной полости, почек, тазобедренных суставов, ЭКГ, нейросонография.
2 месяца Прием врача педиатра.
Прием врача педиатра.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
3 месяца Прием врачей — педиатр, невролог, травматолог-ортопед.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, травматолог-ортопед.
4 — 5 месяцев Прием врача педиатра.
Прием врача педиатра.
6 — 11 месяцев    Прием врачей — педиатр (ежемесячно), детского хирурга (в 6 месяцев), невролога (в 6 месяцев).
Исследования — общий анализ крови и мочи (в 6 и 9 месяцев).
Прием врача педиатра.
1 год

Прием врачей — педиатр, невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог, лор-врач и психиатр.
Исследования —  общий анализ мочи, крови, уровень глюкозы, ЭКГ.


Прием врачей — педиатр, невролог, детский хирург, лор-врач, травматолог-ортопед.
Исследования —  общий анализ мочи, крови, ЭКГ.
1 год 3 месяца Прием врача-педиатра.
Прием врача-педиатра.
1 год 6 месяцев Прием врача-педиатра.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врача-педиатра.
1 год 9 месяцев
Прием врача-педиатра.
Никаких осмотров не предусмотрено.
2 года Прием врачей — педиатр, стоматолог.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, стоматолог, психиатр.
2 года 6 месяцев Прием врача-педиатра. Никаких осмотров не предусмотрено.
3 года Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, офтальмолог, лор-врач, психиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, офтальмолог, лор-врач, психиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
4 — 5 лет Прием врачей — педиатр, хирург.   
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, хирург.
6 лет Прием врачей — педиатр, невролог, офтальмолог, стоматолог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, сердца, ЭКГ.
7 лет Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы,  УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы, органов репродуктивной сферы, ЭКГ.
Прием врачей — педиатр, невролог, стоматолог, офтальмолог, лор-врач.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
8 — 9 лет Прием врача-педиатра.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, стоматолог.
10 лет Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, эндокринолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови, мочи и кала, уровень глюкозы, ЭКГ.
Прием врачей — педиатр, невролог, стоматолог, эндокринолог, травматолог-ортопед, офтальмолог.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
11 лет Прием врачей — педиатр, хирург, офтальмолог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Прием врачей — педиатр, стоматолог.
12 лет Прием врачей — педиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, стоматолог.
13 лет Прием врача-педиатра.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Прием врачей — педиатр, стоматолог, офтальмолог.
14 лет Прием врачей — педиатр, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы и гормонов в крови, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы.
Прием врачей — педиатр, стоматолог, детский гинеколог или уролог, психиатр.
15 лет Прием врачей — педиатр, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Прием врачей — педиатр, детский гинеколог или уролог, стоматолог, хирург, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, ЭКГ.
16 лет Прием врачей — педиатр, хирург, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Прием врачей — педиатр, хирург, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
17 лет Прием врачей — педиатр, хирург, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Прием врачей — педиатр, хирург, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, ЭКГ.

www.mamcompany.ru

изменения с 2018 года. График медосмотров, перечень специалистов и анализы

С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года, в котором для каждого возраста ребёнка был прописан список врачей и дополнительных исследований, которые должны быть бесплатно сделаны ребёнку. Сегодня мы сравниваем таблицы с этими данными из двух приказов и обращаем внимания на отличия между ними и нововведения.

Первый осмотр новорожденного — это традиционный осмотр малыша врачом-педиатром. Важно: к этому осмотру «приурочены» скрининги: неонатальный скрининг на врождённый гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию, а также аудиологический скрининг. Все эти скрининги обычно проводятся малышу в роддоме. Если они не были сделаны в роддоме, то неонатальный скрининг на пять наследственных синдромов должен быть сделан в течение 1 месяца жизни малыша, аудиологический — в первые три месяца.

В 1 месяц ребёнка раньше должны осмотреть врач-педиатр, невролог, детский хирург, офтальмолог. Теперь к этому перечню добавился осмотр у детского стоматолога. Список исследований остался без изменений, в него входит УЗИ брюшной полости, почек, сердца, тазобедренных суставов и нейросонография.

В 2 месяца малыша осматривает врач-педиатр (в этом изменений не произошло). Сейчас в этом возрасте в поликлинике ещё будут делать общий анализ крови и мочи — это нововведения 2018 года.

В 3 месяца теперь нет обязательной консультации врача-невролога (но остались педиатр и травматолог-ортопед). Общий анализ крови и мочи также исключены — их перенесли на второй месяц жизни ребёнка.

В 4 и 5 месяцев как по старым, так и по новым нормам малыша в обязательном порядке осматривает только врач-педиатр.

Теперь врач-педиатр единственным будет осматривать детей также и в 6, 7, 8, 9, 10 и 11 месяцев. Консультации детского хирурга и невролога в 6 месяцев, общие анализы крови и мочи в 6 и 9 месяцев с этого года как обязательные исключены.

В 1 год раньше детей осматривала целая бригада специалистов: врач-педиатр, невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог, лор-врач и психиатр. С этого года консультации стоматолога, офтальмолога и психиатра в годик проходить не обязательно, зато к обязательному списку врачей добавился травматолог-ортопед. В перечне исследований остались общие анализы крови и мочи, ЭКГ. Исследование уровня глюкозы как обязательное с 2018 года исключено.

В 1 год 3 месяца обязателен осмотр только у врача-педиатра (здесь ничего не изменилось).

В 1 год 6 месяцев — также малыша осматривает только педиатр, Общий анализ крови и мочи стали необязательны.

В 1 год 9 месяцев с 2018 года дети с профилактической целью осмотры вообще проходить не будут.

В 2 года в перечне осмотров фигурирует: врач-педиатр, детский стоматолог и детский психиатр. Также ребёнок сдаёт общий анализ крови и мочи.

В 2 года 6 месяцев профосмотры теперь также отменены.

В 3 года детей вновь осматривает бригада врачей: педиатр, невролог, детский хирург, детский стоматолог, офтальмолог, лор-врач, уролог или гинеколог. Осмотр у детского психиатра в этом возрасте теперь исключён. Среди исследований: остались общие анализы крови и мочи, а исследования уровня глюкозы в обязательном перечне больше нет.

В 4 года раньше детей осматривали педиатр и хирург, теперь хирурга заменили на детского стоматолога и исключили общие анализы крови и мочи.

В 5 лет ребёнка также будут осматривать только педиатр и детский стоматолог, и никакие анализы сдавать он не будет.

В 6 лет — будущих школьников будет осматривать уже просто огромная бригада специалистов: педиатр, невролог, хирург, стоматолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр, гинеколог или уролог. Половина этих специалистов — это нововведение 2018 года. К тем исследованиям, которые 6-летки сдавали раньше (общий анализ крови и мочи) добавился почти весь спектр УЗИ: органов брюшной полости, почек и сердца. Также добавилась ЭКГ, а исследование уровня глюкозы, наоборот, с этого года исключили.

В 7 лет, наоборот, количество специалистов уменьшилось. Теперь детей будут осматривать педиатр, невролог, стоматолог, офтальмолог и лор-врач. Среди исследований: общий анализ крови и мочи остались, всё УЗИ и ЭКГ будет сделано годом раньше.

В 8 и 9 лет профосмотр теперь включает только консультацию врача-педиатра и детского стоматолога. Никаких других осмотров и консультаций в этом возрасте больше не будет.

В 10 лет ребёнка будут осматривать: педиатр, невролог, детский стоматолог, эндокринолог, травматолог-ортопед и офтальмолог. Консультации лор-врача и психиатра «ушли», как и ЭКГ и исследование уровня глюкозы в крови. Остались только общий анализ крови и мочи.

В 11 и 12 лет детей на профосмотр ждут только педиатр и детский стоматолог. Все анализы из профосмотра в этом возрасте также исключили.

В 13 лет раньше детей осматривали только педиатры. Теперь к ним добавились консультации детских стоматологов и офтальмологов. Все анализы же, наоборот, исключили.

В 14 лет раньше бригада врачей при профосмотре включала 8 специалистов. Сейчас их осталось 4: педиатр, детский стоматолог, уролог или гинеколог и подростковый психиатр. Все анализы и исследования, включая УЗИ, теперь в 14 лет при профосмотрах отменены.

В 15, 16 и 17 лет детей будет осматривать полный перечень специалистов, который практически не изменился по сравнению с предыдущими годами. Это педиатр, хирург, стоматолог, уролог или гинеколог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач и подростковый психиатр. Изменилось только число исследований. В 15 лет: общие анализы крови и мочи, а также ЭК, к которым добавилось УЗИ органов брюшной полости и почек. В 16 лет: остались только общие анализы крови и мочи, в 17 лет — то же плюс ЭКГ без исследования уровня глюкозы, который делали раньше.

Подводя итог материала, мы отметили, что теперь профосмотры детей ещё больше оказались «сконцентрированы» в определённые годы, значительно большее внимание будет уделяться стоматологическим проблемам в развитии малышей, и дети будут реже с профилактической целью сдавать анализы.

Фото: www.globallookpress.com

www.u-mama.ru

4. Общий осмотр ребенка. Пропедевтика детских болезней

4. Общий осмотр ребенка

Клинические критерии оценки тяжести состояния больного.

Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть состояния оценивается врачом при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение часов и суток.

Для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка проводится на 1 и 5-й мин жизни. Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (дыхания, сердцебиения, окраски кожи, мышечного тонуса, рефлексов). Максимальная оценка по каждому признаку 2 балла. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8-10 баллов. Чем тяжелее состояние, тем ниже оценка. Оценка 0 баллов соответствует клинической смерти.

У детей старшего возраста (включая грудных) для оценки общего состояния используют два основных критерия:

1) степень выраженности синдрома токсикоза;

2) степень выраженности функциональных нарушений.

О тяжести токсикоза судят по и степени выраженности апатии, адинамии, сонливости, ступора, сопора, комы, судорожного синдрома. Для токсикоза свойственны учащение или, урежение дыхания, эмфизематозное вздутие легких, обычно учащение пульса, изменение его наполнения и напряжения, приглушенность тонов сердца, снижение артериального давления.

Оценить тяжесть токсикоза можно лабораторно-инструментальными методами по степени нарушения КОС, ЭКГ; по содержанию в крови различных гормонов, сахара и кетоновых тел, глюкозурии, уровню электролитов, осмолярности плазмы; по степени азотемии, электролитных нарушений, нарушению биохимических показателей крови

Оценка общего состояния больного при длительно текущих и хронических заболеваниях основана на степени выраженности недостаточности или глубины и распространенности поражения той или иной системы, которое специфично для этого класса заболеваний.

Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих.

Изменения массы тела более быстрые, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка обязательным является ежедневное взвешивание.

Падение массы тела, наблюдающееся в грудном возрасте, связано с возникновением расстройств пищеварения, сопровождающихся рвотой и жидким стулом, недостаточным введением жидкости, потерями воды через кожу и легкие при учащенном дыхании и повышении температуры тела. Быстрое, т. е. в течение 1–2 суток, падение массы тела на 10–15 % от исходного чаще всего свидетельствует об остром обезвоживании ребенка (дегидратации, или эксикозе).

Хронические расстройства питания и заболевания, вызывающие отклонения в развитии детей, приводят к медленным изменениям массы и длины тела у них.

Быстрая прибавка в росте и весе, несвойственная данному возрасту, может иметь гипофизарную природу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

2. Общий осмотр ребенка. Пропедевтика детских болезней: конспект лекций

2. Общий осмотр ребенка

Клинические критерии оценки тяжести состояния больного

Оценка общего состояния больного имеет большое значение, так как оно определяет объем и очередность лечебных мероприятий, необходимых больному, а также возможность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования на данном этапе заболевания.

Определение тяжести состояния больного позволяет решить вопрос о целесообразности госпитализации данного больного в отделение интенсивной терапии и реанимации, помещении больного в отдельный бокс, обычную палату и т. д.

Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть состояния оценивается врачом при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение часов и суток.

В акушерстве и педиатрии для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка проводится на 1 и 5-й мин жизни. Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (дыхания, сердцебиения, окраски кожи, мышечного тонуса, рефлексов). Максимальная оценка по каждому признаку составляет 2 балла. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8—10 баллов. Чем тяжелее состояние, тем ниже оценка. Оценка 0 баллов соответствует клинической смерти.

У детей старшего возраста (включая грудных) для оценки общего состояния используют два основных критерия:

1) степень выраженности синдрома токсикоза;

2) степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы.

О тяжести токсикоза судят по последовательности развития и степени выраженности следующих клинических признаков: вялости (апатии), малоподвижности (адинамии), сменяемых периодически беспокойством, сонливости, ступора, сопора, комы, судорожного синдрома. При токсикозе можно клинически выявить и признаки поражения других систем. В первую очередь это касается системы дыхания и кровообращения. Для токсикоза свойственны учащение или, наоборот, урежение дыхания, эмфизематозное вздутие легких, обычно учащение пульса (реже урежение), изменение его наполнения и напряжения, приглушенность тонов сердца, снижение артериального давления. У детей раннего возраста при токсикозе наблюдается вздутие живота, некоторое увеличение печени и т. д.

Если больной находится в стационаре, оценить тяжесть токсикоза можно дополнительными лабораторно-инструментальными методами исследования: по степени нарушения КОС, изменениям ЭКГ; при эндокринных заболеваниях – по содержанию в крови различных гормонов, сахара и кетоновых тел, глюкозурии, уровню электролитов, осмолярности плазмы; при заболеваниях почек – по степени азотемии, электролитных нарушений, нарушению биохимических показателей крови (уровня белка крови, гематокрита, электролитов) и т. д.

Оценка общего состояния больного при длительно текущих и хронических заболеваниях основана на степени выраженности недостаточности или глубины и распространенности поражения той или иной системы, которое специфично для этого класса заболеваний.

Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих

В первый год жизни ребенка врач-педиатр проводит интенсивное наблюдение за ростом и развитием малыша с обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела. Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

В значительной части случаев именно отклонения от нормального темпа ростовых и весовых прибавок являются первыми признаками заболеваний, обязывающими провести всестороннее обследование ребенка.

Изменения массы тела более быстрые, чувствительные к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка (болезни, изменений питания) обязательным является ежедневное взвешивание.

Быстрое падение массы тела, наблюдающееся в грудном возрасте, чаще всего бывает связано с возникновением расстройств пищеварения, сопровождающихся рвотой и жидким стулом, недостаточным введением жидкости, потерями воды через кожу и легкие при учащенном дыхании и повышении температуры тела. Быстрое, т. е. в течение 1–2 суток, падение массы тела на 10–15 % от исходного чаще всего свидетельствует об остром обезвоживании ребенка (дегидратации, или эксикозе).

Хронические расстройства питания и заболевания, вызывающие отклонения в развитии детей, обычно приводят к более медленным изменениям массы и длины тела у них.

Быстрая прибавка в росте и весе, несвойственная данному возрасту, может иметь гипофизарную природу, т. е. определяться гиперпродукцией соматотропного гормона гипофиза, которая бывает в подавляющем большинстве случаев при опухоли аденогипофиза.

Особое внимание у ребенка первого года жизни вызывают нервно-психическое развитие и становление моторных функций. За первый год жизни моторные функции совершенствуются от полной двигательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками к году. Если в этом возрасте имеется отставание в психомоторном развитии, у ребенка нужно искать патологию центральной нервной системы (ЦНС) либо генетические заболевания.

Чем раньше обнаружено отклонение в развитии ребенка, тем быстрее будет произведена коррекция этого состояния. Поэтому первый год жизни ребенка является самым ответственным в плане наблюдения врача-педиатра и медицинской сестры.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Обследование детей

В педиатрии пользуются всеми методами обследования, которые применяют у взрослых (см. Анамнез у детей), но для того, чтобы результаты получились правильные и надежные, необходимо знать некоторые специальные методы объективного исследования детей.

Первое — это правильно подойти к ребенку, успокоить его. Крик и беспокойство ребенка затрудняют и даже делают невозможным обследование. Если ребенка застают спящим, его не следует будить, а, расспросив мать, стараются во время сна получить путем осмотра возможно больше данных.

Обращают внимание на положение ребенка. Здоровый грудной ребенок во время сна лежит на спине, ручки согнуты в локтях, зажаты в кулачки.

Дети старшего возраста определенного положения во время сна не принимают.

При некоторых заболеваниях детей наблюдается типичное для данной болезни положение. При менингите ребенок обычно лежит на боку, ноги согнуты в коленях и поджаты к животу; в случае выпота в плевральную полость — на больном боку; при панкардите, бронхиальной астме ребенок предпочитает полусидячее или сидячее положение.

Затем обращают внимание на окраску кожи лица и наличие сыпи. Бледность кожи с различными оттенками наблюдается при анемиях, лейкозах, заболеваниях почек, туберкулезной интоксикации, ревматизме. Покраснение кожи — при пневмонии, гриппе и других лихорадочных состояниях. Желтушная окраска видна при дневном свете. Цианоз характерен для заболеваний сердца и легких. По характеру кожных высыпаний можно предположить наличие того или иного заболевания (пиодермия, экссудативный диатез, инфекционные болезни, геморрагический диатез и т. д.).

Далее выясняют характер кашля и дыхания. Частое «охающее» дыхание с раздуванием крыльев носа, втяжением уступчивых мест грудной клетки, короткий кашель дают основание предположить воспаление легких.

Спокойное состояние ребенка во время сна — благоприятный момент для подсчета пульса и дыхания. Замедление пульса, характерное для брюшного тифа, туберкулезного менингита, быстро исчезает при беспокойстве и крике ребенка. Если ребенок не спит, необходимо избегать всего, что может вызвать у него беспокойство. Не рекомендуется пристально смотреть на него, быстро подходить, громко разговаривать. Желательно при осмотре занять ребенка игрушкой или шутливым разговором.

Перед обследованием необходимо согреть и вымыть руки, так как кожа детей, особенно грудного возраста, легко ранима и предрасположена к гнойным инфекциям.

В дальнейшем план обследования зависит от возраста и пола ребенка. Детей до двух лет следует раздеть догола и производить обследование в кроватке, на пеленальном столике или на коленях матери. Более старших детей следует раздевать постепенно по мере исследования. Последнее особенно рекомендуется по отношению к девочкам школьного возраста, особенно в период полового созревания, ввиду их стыдливости.

Нельзя забывать осматривать ноги ребенка, чтобы не пропустить такие заболевания, как геморрагический васкулит, узловатую эритему, врожденный вывих бедра, рахитоподобные изменения костей и пр.

Очень упорно сопротивляются обследованию дети с неустойчивой нервной системой. Такие дети иногда неожиданно подчиняются строгому приказанию и только в исключительных случаях их приходится удерживать.

Осмотр зева как самую неприятную для ребенка процедуру проводят в конце исследования; при этом не следует уступать просьбам ребенка и родителей осмотреть горло без ложечки или шпателя. Ребенка можно успокоить, сказав, что ложечка или шпатель нужны для осмотра зубов.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода, и успех обследования полностью зависит от опыта и умения обследующего.

Обследование ребенка старшего возраста мало чем отличается от обследования взрослого. При обследовании детей раннего возраста те же самые методы исследования должны быть приспособлены к возрастным особенностям организма ребенка, и полученные данные должны рассматриваться с учетом этих особенностей. Особый подход к ребенку и отчасти к его матери, умение сделать наблюдения во время осмотра и получить необходимые сведения требуют от врача-педиатра не только медицинских, но и педагогических знаний, большого спокойствия и терпения. Анамнез (см.) собирается путем расспроса матери или ухаживающих за ребенком лиц. Уже во время беседы педиатр должен обратить внимание на положение ребенка в кроватке или на руках у матери, на его движения, поведение, взгляд и пр., что дает возможность сделать ориентировочные предположения о том или ином заболевании. После опроса матери ребенок должен быть обнажен для тщательного осмотра всего тела. Объективное исследование следует начинать с таких приемов, которые меньше всего вызывают неприятные ощущения и сопротивление ребенка. Поэтому порядок исследования органов и систем у ребенка иной, чем у взрослых, и нередко меняется не только в зависимости от вида заболевания, но и от поведения ребенка при исследовании. Так, счет пульса и дыхания, очень лабильных у детей, производится только при спокойном состоянии или во сне.

Ощупывание ребенка должно производиться очень осторожно, чисто вымытыми и обязательно теплыми руками. Определяется толщина подкожного слоя, эластичность и тургор кожи и подкожно-жирового слоя. Наряду с осмотром большое значение имеет ощупывание костей с учетом особенностей скелета в зависимости от возраста ребенка; при этом выявляются рахитические изменения (размягчение костей или гиперостозы), переломы, опухоли и пр.

Состояние мышечной системы исследуется как с помощью ощупывания, так и с помощью определения тонуса при пассивных движениях.

Пальпация лимфатических узлов производится по общим правилам; у детей раннего возраста нередко прощупываются мягкие лимфатические узлы при полном здоровье.

При исследовании органов грудной клетки надо помнить, что границы их и положение различны в зависимости от возраста даже в пределах первых трех лет. Вследствие тонкости стенок и небольшого объема грудной клетки требуется тем более осторожная перкуссия, чем младше ребенок. У грудных детей далеко не всегда удается провести перкуссию в сидячем положении, детей первых месяцев жизни чаще приходится перкутировать в лежачем положении. Крик, сильный вдох («закатывание») или выдох меняют результаты перкуссии, их приходится проверять при спокойном состоянии ребенка. Плач, сопровождаемый глубокими вдохами, помогает перкуссии и аускультации, давая возможность определить подвижность нижней границы легких или услышать хрипы, не появляющиеся при поверхностном дыхании; поэтому иногда приходится заставлять ребенка плакать. Аускультацию лучше проводить биаурикулярным стетоскопом или непосредственно ухом через тонкую простынку. Для детей раннего возраста физиологически нормальным является пуэрильное дыхание.

Исследование живота и органов брюшной полости начинают с осмотра, а затем производят пальпацию, которая у маленьких детей затруднена из-за крика и напряжения брюшной стенки, частого метеоризма. Зато тонкость брюшной стенки позволяет при осторожной пальпации теплыми руками легче, чем у взрослых, достичь задней стенки брюшной полости; при этом удается прощупать и почки или гематому надпочечника у новорожденного. Печень и особенно селезенку не следует ощупывать путем сильного вдавления пальцев; нужно осторожно погрузить пальцы п, не двигая ими, ждать, когда при вдохе ребенка селезенка «дотронется» до пальцев исследующего. Этот прием Г. Н. Сперанского позволяет определить селезенку даже тогда, когда она увеличена незначительно и мягкой консистенции.

Исследование нервной системы у детей ведется по общим правилам, но необходима правильная оценка результатов в соответствии со степенью развития нервной системы в зависимости от возраста ребенка.

Исследование полости рта, зева, носа и уха должно производиться в последнюю очередь, так как вызывает обычно сильное сопротивление ребенка и плач, после чего другие исследования были бы затруднительны. При сопротивлении ребенка этим исследованиям приходится посадить его на колени к матери или сестре и хорошо держать руки и ноги; лучше завернуть его с руками в одеяло. Исследование аева должно производиться мягко, но быстро.

Для инструментальных исследований применяются те же аппараты и приемы, что и у взрослых, отличны только размеры электродов, катетеров, олив и т. д. Техника выполнения всех этих исследований у грудных детей более затруднительна, чем у взрослых, и требует большого умения и опыта.

Биохимические исследования у детей должны производиться преимущественно микрометодами, так как получить кровь или мочу у ребенка в больших количествах трудно. При оценке полученных результатов необходимо учитывать возраст ребенка.

www.medical-enc.ru

Общий осмотр | Методика исследования ребенка и оценка полученных данных (общая семиотика)

Закончив собирание анамнеза, необходимо приступить к объективному исследованию ребенка, обычно начинаемому с общего осмотра. Врач должен постараться не испугать ребенка, так как во время крика и плача трудно оценить положение ребенка, выражение его лица, окраску наружных покровов и т. д. Дети первых 4—5 месяцев жизни обычно безразлично относятся к посторонним лицам; гораздо пугливее дети старшие — со второго полугодия жизни. Если ребенок спит, следует первый общий осмотр произвести, не нарушая его сна; если ребенок бодрствует в момент прихода врача, надо присматриваться к ребенку незаметно для него самого, например во время собирания анамнеза от матери. Дети более старшего возраста, конечно, также реагируют на присутствие врача, но эта реакция у них весьма различна в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Никогда не следует сразу раздевать ребенка, не произведя предварительного общего осмотра, во время которого прежде всего следует оценить положение тела ребенка, которое может быть естественным, свободным или вынужденным.

Здоровый грудной ребенок во время сна лежит обычно на спине с руками, согнутыми в локтях, и со сжатыми кулачками; старшие дети могут принимать во сне различные положения. Бодрствующие дети первых 3—4 месяцев жизни вследствие имеющейся у них физиологической гипертонии мышц обычно имеют несколько связанную позу, с согнутыми ручками и ножками. Старшие грудные дети, когда не спят, принимают в лежачем положении свободную позу.

Для некоторых заболеваний характерны типичные вынужденные положения. Так, вынужденное положение на боку с согнутыми в коленях и поджатыми к животу ногами и с запрокинутой головой назад, так называемое «положение легавой собаки», или резко выраженный опистотонус (рис. 55) характерно для менингита. При постоянном положении на одном боку (больном) и резком усилении одышки при перекладывании ребенка на другой бок следует подумать о значительном скоплении жидкости в плевральной полости (экссудат, реже — односторонний транссудат). При явлениях декомпенсации сердечной деятельности и во время приступов бронхиальной астмы дети предпочитают оставаться в сидячем или полусидячем положении. При перитоните и остром приступе аппендицита дети лежат обычно на спине со слегка согнутыми ногами; при менее интенсивных кишечных коликах старшие дети предпочитают лежать в боковом положении, почти на животе, грудные же обычно остаются на спине и «сучат» ножками. При сильных головных болях, высокой температуре, сопровождаемых бредом и помрачением сознания, характерны частые смены положения, свидетельствующие о состоянии беспокойства больного.

Рис. 55. Вынужденное положение ребенка при менингите.

От простого беспокойства надо отличать психическое возбуждение и судороги, часто наблюдаемые в детском возрасте. У детей приходится наблюдать судороги как клонические, так и тонические; те и другие могут быть и функционального и органического происхождения. Общие тоническо-клонические судороги, возникающие временами среди полного здоровья, сопровождающиеся потерей сознания и иногда прикусыванием языка, непроизвольным выделением мочи и стула и пеной у рта, скорее всего говорят об эпилепсии. Такого же характера судороги, но начинающиеся почти всегда с одной и той же группы мышц и лишь постепенно принимающие общий характер, заставляют думать об очаговых органических поражениях головного мозга (опухоль, киста, рубцы и т. д.). Судороги являются постоянным симптомом воспалительных поражений головного мозга (менингиты, энцефалиты, опухоли и т. д.). У детей, особенно раннего возраста, судорожные явления часто приходится отмечать при разного происхождения повышениях температуры тела, при кишечных расстройствах, эндогенных (уремия, холемия) и экзогенных (наркотики) отравлениях.

Судорожные приступы у детей раннего возраста, возникающие обычно наряду с ларингоспазмом и карпопедальным спазмом, заставляют думать о спазмофилии.

Всегда следует обращать внимание на выражение лица и глаз обследуемого ребенка. Здоровый ребенок раннего возраста обычно находится в хорошем настроении и живо интересуется окружающим. Уже беглого взгляда на ребенка достаточно, чтобы в большинстве случаев решить, находится ли ребенок в сознании или без сознания, а это имеет большое диагностическое значение, так как полное отсутствие сознания у детей наблюдается сравнительно редко (менингиты, энцефалиты, токсикозы, реже — острые заболевания, протекающие с очень высокой температурой). По выражению лица и глаз ребенка почти всегда можно судить о его субъективных ощущениях и сразу заподозрить отклонения от нормы со стороны психики — душевные заболевания, дебильность, идиотизм и т. д. Неравномерность зрачков, вялая реакция их на свет и явления осцилляции, а также появление косоглазия заставляют думать об органических поражениях головного мозга.

Рис. 56. Типичное лицо при болезни Дауна.

При некоторых патологических состояниях отмечается характерное выражение лица. Так, например, можно говорить о скрофулезном лице: верхняя губа и окружность носа инфильтрированы, отчего губа хоботообразно выпячивается кпереди, лицо одутловатое, почти всегда в большей или меньшей степени выражены конъюнктивит, блефарит, что связано со светобоязнью; такое лицо характерно для детей с проявлениями экссудативного и лимфатического диатезов, инфицированных туберкулезом.

Вялое, как бы усталое выражение лица, затрудненное носовое дыхание, почти всегда полуоткрытый рот и некоторое выпячивание глаз характерны для аденоидного лица, отмечаемого у детей с хроническими катаррами носоглотки, особенно с аденоидными разращениями. Косоглазие, резко выраженный эпикантус, сравнительно большой язык, плоское, как бы придавленное спереди лицо, живая, но своеобразная мимика характерны для болезни Дауна (рис. 56). Не менее характерно лицо при гипо- и атиреозе: грубое, широкое, с низким лбом,« большим ртом, маленькими узкими глазами и с тупым выражением. По конфигурации лица и черепа можно заподозрить рахит, врожденный сифилис, хроническую гидроцефалию и т. д. Маленькое личико с морщинистым лбом, относительно большим ртом и яркими слизистыми оболочками, с озабоченным, как бы сердитым выражением лица и с довольно обильной растительностью на волосистой части головы характерно для атрофиков на почве пилоростеноза или пилороспазма.

При осмотре ребенка, конечно, должны быть отмечены такие врожденные или приобретенные дефекты, как косоглазие, паралич лицевого нерва, опущение (птоз) верхнего века, нистагм. Подобные мелкие симптомы, своевременно подмеченные, делают возможной точную топическую диагностику поражения центральных или периферических отделов нервной системы. Иногда едва заметные судорожные подергивания мышц лица, например у новорожденных или недоношенных детей, позволяют правильно заподозрить наличие внутричерепных кровоизлияний и т. д.

Окраска кожи лица и незакрытых частей тела, например кистей рук, характер растительности на голове, раздувание крыльев носа, видимая пульсация шейных сосудов и т. д. не должны ускользнуть от внимания исследующего врача.

Так, ярко-красные щеки, резко отграничивающиеся от бледных губ, носа и подбородка, характерны для скарлатины. Быстро нарастающая бледность лица во время гриппа всегда заставляет подумать о присоединившейся пневмонии, а такая же бледность во время дифтерии — о миокардите. Бледное одутловатое лицо обычно наблюдается при нефропатиях, восковая бледность с желтоватым оттенком — при тяжелых формах малокровия; желтая окраска кожи бывает при желтухах и т. д. Мелкие точечные кровоизлияния на щеках, кровоизлияния в области видимой части конъюнктивы глазного яблока заставляют думать о застойных явлениях в верхней части тела, например во время приступа коклюшного кашля. Цианоз рук, наличие «барабанных палочек» (утолщение ногтевых фаланг пальцев рук) (рис. 57) указывают на застойные явления в малом круге кровообращения; пульсация шейных сосудов характерна для недостаточности аортальных клапанов.

Рис. 57. Пальцы в виде «барабанных палочек» у больного с бронхоэктазиями.

Из этих примеров видно, что даже общий осмотр ребенка уже дает врачу много очень ценных для диагноза признаков. Это первое ознакомление с ребенком должно проводиться, по возможности, незаметно для обследуемого. Для дальнейшего осмотра ребенка надо раздеть.

Наиболее правильным является осмотр ребенка совершенно обнаженным, однако у старших детей это часто вызывает сильное смущение и излишнее волнение. В этих случаях можно больного обнажать постепенно, по мере исследования. Маленькие дети исследуются в кровати, на руках матери, няни или на пеленальном столике. Большие дети могут во время осмотра стоять, сидеть или лежать.

При осмотре надо отметить и подробно охарактеризовать окраску кожи, имеющиеся на ней воспалительные явления, различные сыпи, кровоизлияния, ссадины, ранения, рубцы и т. д. Особенно внимательно надо осмотреть подмышечные впадины, паховые складки, окружность заднего прохода, где чаще всего возникают опрелости, локализуются сифилитические папулы и другие кожные поражения. Наряду с этими явно патологически  ми явлениями надо отмечать и такие моменты, как степень кровенаполнения, равномерность распределения подкожного жирового слоя, преждевременные или запоздалые появления вторичных половых признаков. При осмотре должны быть подмечены все деформации со стороны грудной клетки, позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Здесь же при общем осмотре слагается первое впечатление об осанке больного, о его habitus и о его конституциональных особенностях; полученное впечатление необходимо, однако, проанализировать путем дальнейшего более детального исследования больного.

Морфологические, внешние особенности тела каждого ребенка отражают главным образом особенности его скелета, степень развития мускулатуры и особенности отложения подкожного жирового слоя. На этих особенностях отражаются влияние эндокринной системы, перенесенные в прошлом заболевания и особенно условия внешней среды. Внешний облик ребенка подсказывает необходимость индивидуализации условий режима, питания и физического воспитания. Это особенно важно, если habitus ребенка, т. е. совокупность наружных признаков, характеризующих некоторые особенности строения его тела и внешний его облик, в большей или меньшей мере уклоняется от средней нормы. В этих случаях надо попытаться исключить наиболее частые в детском возрасте патологические habitus, к числу которых относятся пастозный, эретический и астенический.

Пастозный habitus характеризуется бледностью и нежностью кожи, одутловатостью лица, удовлетворительным развитием подкожного жирового слоя, отличающегося вялостью, дряблостью, как бы некоторой отечностью. Мускулатура маскируется подкожной клетчаткой, мышцы относительно слабо развиты и дряблы. Скелет грубый, рост малый, шея и туловище короткие, грудная клетка широкая, руки и ноги относительно длинные, голени иногда длиннее бедер, предплечье — длиннее плеча. Такие дети отличаются некоторой вялостью. Этот habitus нередко имеет место у детей — лимфатиков и экссудатиков.

Совершенно другое впечатление оставляют дети с эретическим habitus: они отличаются общей грациозностью, стройным, тонким скелетом, слабым развитием подкожного жирового слоя, нежностью кожи, живыми блестящими глазами, обычно с широкими зрачками и длинными ресницами. Эти дети в своем поведении характеризуются живостью, импульсивностью и часто общей раздражительностью. Эретический habitus встречается у детей с явлениями экссудативного диатеза, с нервно-   артритической конституцией.

Астенический habitus характеризуется умеренным ростом, бледностью наружных покровов, слабым покровом подкожного жирового слоя, слабостью и вялостью мускулатуры. Грудная клетка узкая, плоская и умеренно длинная, эпигастрический угол острый, лопатки отстоят, ключицы выдаются, резко выражен поясничный лордоз, ребра опущены, межреберные промежутки узки, X ребро укорочено и подвижно, стопы и ладони плоские. Живот мал, в верхней части уплощен, как бы втянут, нижняя часть несколько отвисает книзу.

www.medical-enc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *