Основатель гештальтпсихология: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Б. М. Величковский

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛО́ГИЯ (нем. Gestalt­psy­chologie), на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, су­ще­ст­во­вав­шее в Гер­ма­нии в 1910–1930-х гг. В про­ти­во­вес рас­чле­не­нию объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния на эле­мен­ты – ме­то­до­ло­гии, ха­рак­тер­ной для та­ких до­ми­ни­ро­вав­ших в нач. 20 в. на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии, как ас­со­циа­тив­ная пси­холо­гия, ин­трос­пек­тив­ная пси­хо­ло­гия, би­хе­вио­ризм, пред­ста­ви­те­ли Г. вы­дви­ну­ли про­грам­му изу­че­ния пси­хич. фе­но­ме­нов как геш­таль­тов – слож­ных це­ло­ст­но­стей, не­сво­ди­мых к сум­ме сво­их час­тей и оп­ре­де­ляю­щих их свой­ст­ва.

Г. бы­ла ос­но­ва­на ра­бо­тав­ши­ми в Бер­ли­не (др. на­зва­ние Г. – бер­лин­ская шко­ла) и во Франк­фур­те-на-Май­не пси­хо­ло­га­ми М. Верт­хай­ме­ром, В. Кё­ле­ром, К. Коф­фкой и нев­ро­ло­гом К. Гольд­штей­ном. На фор­ми­ро­ва­ние их взгля­дов ока­за­ли зна­чит. влия­ние фи­лос. кон­цеп­ции И. Кан­та, Ф.  Брен­та­но и Э. Гус­сер­ля, а так­же ес­те­ст­вен­но-на­уч. и ма­те­ма­тич. тео­рии, пре­ж­де все­го тео­рия по­ля в со­вре­мен­ной им фи­зи­ке. Ос­но­ва­те­ли Г. раз­де­ля­ли пред­став­ле­ния об изо­мор­физ­ме (струк­тур­ном по­до­бии) со­бы­тий, раз­во­ра­чи­ваю­щих­ся в трёх сфе­рах: фи­зич. ок­ру­же­нии, ко­ре го­лов­но­го моз­га и в пси­хи­ке субъ­ек­та («фе­но­ме­наль­ном по­ле»).

М. Верт­хай­мер на ос­но­ва­нии экс­пе­рим. ана­ли­за фе­но­ме­на ка­жу­ще­го­ся дви­же­ния (1912) по­ка­зал, что впе­чат­ле­ние ви­ди­мо­го дви­же­ния не сво­дит­ся к вос­при­ятию отд. ста­тич­ных сти­му­лов и долж­но рас­смат­ри­вать­ся как но­вое, свой­ст­вен­ное лишь си­туа­ции в це­лом «ка­че­ст­во геш­таль­та». Ис­сле­до­ва­ния вос­при­ятия, иг­раю­щие пер­во­сте­пен­ную роль в Г., при­ве­ли к опи­са­нию за­ко­но­мер­но­стей раз­де­ле­ния вос­при­ни­мае­мо­го по­ля на фи­гу­ру и фон (Э. Д. Ру­бин) и др. за­ко­нов пер­цеп­тив­ной ор­га­ни­за­ции (Верт­хай­мер), вы­яв­ле­нию за­ви­си­мо­сти вос­при­ятия от кон­тек­ста, от ха­рак­те­ри­стик про­стран­ст­вен­ных и др. сис­тем от­счё­та (К. Дун­кер, В. Метц­гер), от­кры­тию ря­да но­вых фе­но­ме­нов, та­ких как субъ­ек­тив­ный, или ког­ни­тив­ный, кон­тур (Г. Ка­низ­за). Этот по­след­ний фе­но­мен ил­лю­ст­ри­ру­ют гра­ни­цы ви­ди­мо­го в центр. час­ти ри­сун­ка бе­ло­го тре­уголь­ни­ка, ко­то­рые ней­ро­ны зри­тель­ной ко­ры не от­ли­ча­ют от фи­зи­че­ски при­сут­ст­вую­щих на ри­сун­ке ли­ний.

Пример феномена когнитивного контура – иллюзорный контур треугольника.

В даль­ней­шем В. Кё­лер, М. Верт­хай­мер и К. Дун­кер про­ве­ли клас­сич. ис­сле­до­ва­ния про­дук­тив­но­го мыш­ле­ния у выс­ших при­ма­тов и че­ло­ве­ка, по­ка­зав, что ре­ше­ние за­да­чи – это не ме­ха­ни­че­ски дос­тиг­ну­тый (пу­тём «проб и оши­бок») ре­зуль­тат, а бо­лее глу­бо­кое по­ни­ма­ние си­туа­ции в це­лом (час­то в фор­ме «мгно­вен­но­го ус­мот­ре­ния», ин­сай­та), ме­няю­щее её струк­ту­ру и зна­че­ние со­став­ляю­щих её ком­по­нен­тов. К. Ле­вин рас­про­стра­нил ди­на­ми­че­ские по­ле­вые мо­де­ли на ис­сле­до­ва­ния па­мя­ти, мо­ти­ва­ции, лич­но­сти, со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния.

По­сле при­хо­да к вла­сти на­цис­тов ве­ду­щие геш­тальт­пси­хо­ло­ги про­дол­жи­ли ра­бо­ту за пре­де­ла­ми Гер­ма­нии, гл. обр. в США. От­кры­тые ими фе­но­ме­ны и тео­ре­тич. объ­яс­не­ния ста­ли ос­но­вой мно­гих совр. тру­дов в об­лас­ти пси­хо­ло­гии и ког­ни­тив­ной нау­ки. Их ра­бо­ты, свя­зан­ные с эти­кой (в ча­ст­но­сти, вве­дён­ное К. Гольд­штей­ном по­ня­тие са­мо­ак­туа­ли­за­ции), ста­ли од­ной из ос­нов гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии. Быв­ший ас­си­стент Гольд­штей­на пси­хи­атр Ф. Перлз стал со­з­да­те­лем геш­тальт­те­ра­пии. Це­ло­ст­ная трак­тов­ка ра­бо­ты моз­га как ди­на­мич. са­мо­ор­га­ни­зую­щей­ся сис­те­мы (Гольд­штейн, Кё­лер, Метц­гер) пред­вос­хи­ти­ла совр. мо­де­ли в об­лас­ти ней­ро­ког­ни­тив­ных ис­сле­до­ва­ний (см. Ней­рон­ные се­ти).

Гештальтпсихология

Лекции и практикум по психологии — История психологии

Вопросы для обсуждения:
1. Причины появления гештальтпсихологии. Исследования Х. Эренфельса в контексте развития гештальтпсихологии.
2. Основоположники гештальтпсихологии М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кофка и их основные опыты.
3. Теория поля К. Левина.
4. Исследования восприятия, представления, мышления в гештальтпсихологии.


Основные понятия и термины: гештальпсихология, гештальт, прегнантность, фифеномен, константность восприятия, принцип изоморфизма, теория поля, квазипотребность, «динамическая теория личности», топология, «жизненное пространство», интрапсихические проблемы, интерперсональные отношения, феноменологический метод, закон фигуры и фона, амплификация, инсайт.


Вопросы для самоконтроля:
1. Э.Кант и Э. Мах как исторические предшественники гештальтпсихологии.
2. Что означают основные принципы гештальтпсихологии?
3. Исследования Х. Эренцельса в контексте развития гештальтпсихологии.
4. Содержание экспериментальных исследований восприятия М. Вертгеймером.
5. Что показывают иллюзии восприятия?
6. Как объяснял результаты экспериментов с человекообразными обезьянами В.Келлер?
7. Чем отличается подход к изучению интеллекта животных В.Келлера и Э.Торндайка?
8. Что такое «инсайт»?
9. Как взаимодействуют элементы фигуры и фона, согласно «теории поля» К.Левина?
10. Что такое «поле», «области поля», «границы поля»?
11. Что характеризует субъекта в «теории поля» К.Левина?
12. Какие виды конфликтов выделил К.Левин?

13. Содержание экспериментальных исследований представлений, мышления в гештальтпсихологии.


1. Причины появления гештальтпсихологии. Исследования Х Эренфельса в контексте развития гештальтпсихологии.
В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом в США, в Германии возникло новое направление в психологии — гештальтпсихология, имевшее поистине революционное значение для развития этой науки.
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — образ, с’руктура) — одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Гештальтпсихология стала наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX — начала XX веков.
Сторонники гештальтпсихологии рассматривали подход В. Вундта как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что в этой теории элементы сознания («кирпичи») «скрепляются» между собой процессом ассоциаций («раствором»). Гештальтисты стремились опровергнуть взгляды В. Вундта на сознание как сумму частей. О сновополагающим понятием в их концепциях стало понятие целого, не сводимо ‘о к сумме своих частей.

Представители гештальтпсихологии оперировали понятием «гештальт». Гештальт — целостные (несводимые к сумме своих частей) структуры сознания, например кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, несводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии. Термин «гештальт» первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и др. явлений. Были установлены следующие законы «гештальта»: 1) тяготение частей к образованию симметричного целого; 2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия; 3) прегнантность — тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.
Гештальтпсихология базируется на идеи целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Согласно взглядам гештальпсихологов, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются органами чувств не в виде отдельных объектов. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальпсихологии.
Как и у каждого научного направления, у гештальтпсихологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804).
Согласно И. Канту, восприятие — это не пассивное впечатление и не комбинация чувственных элементов (как предполагали эмпирики и ассоцианисты), а активная организация элементов в связный и согласованный опыт. Именно разум придает определенную форму результатам восприятия.
Венский психолог Эрнст Мах (1838-1916) оказал непосредственное влияние на возникновение гештальтпсихологии. В своих работах Э. Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Восприятие этих объектов и процессов оказалось совершенно независимым от их отдельных элементов, таких как цвет, пространственное протяжение и временная форма.
Идеи Э. Маха получили свое развитие в работах Кристиана фон Эренфельса (1859-1932). К. Эренфельс предполагал, что в восприятии существуют качества, которые не могут быть объяснены простым
комбинированием элементарных ощущений. О: назвал их качествами формы (gestalt qualitaten). Для К. Эренфельса форма сама по себе воспринималась как новый элемент, создаваемый нашим разумом.
Он считал, что разум придает форму нашим элементарным ощущениям.
Понятие «гештальт» было введено Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 году при исследовании восприятия. Он выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски, составляющих его элементов. Однако Х. Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.
Научные труды В. Джеймса также легли в основу создания гештальтпсихологии. В. Джеймс выступал против атомизма в анализе сознания и рассматривал элементы сознания лишь в качестве отвлеченных понятий. Он подчеркивал, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не как набор ощущений.


2 Основоположники гештальтпсихологии М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кофка и их основные опыты.

Основоположники гештальтпсихологии — Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где М. Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а В. Келер и К. Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.
История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Было установлено, что последовательное смещение объекта может вызвать восприятие непрерывного движения.
Формально гештальтпсихология возникла после того, как в 1912 году Макс Вертгеймер опубликовал результаты своих исследований восприятия. В его экспериментах изучалось восприятие кажущегося движения (фи-феномен — иллюзия движения, возникающая при поочередном включении двух источников света). Вертхеймер показал, что восприятие движения не может быть разбито на более простые составляющие; целое (каждое движение) оказалось большим, чем сумма составляющих (неподвижные световые источники).
В дальнейшем М. Вертгеймер, К. Коффка и В. Келер занялись изучением другого перцептивного явления, названного ими константностью восприятия. Они показали, что наше восприятие объекта остается постоянным, даже, несмотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменяются. Таким образом, существует различие между характером действительного восприятия и характером сенсорной стимуляции. Поэтому перцепция не может быть объяснена как простой набор сенсорных элементов или как сумма составляющих ее частей. Перцепция представляет собой целостный акт — гештальт, и каждая попытка разложения ее на отдельные составляющие приводит к ее нарушению.
Восприятие слова «гештальт,.вызывало определенные трудности, так как оно ясно не указывало, какое движение символизирует. В своей книге «Гештальтпсихология» В. Келер отмечал, что в немецком языке слово «гештальт» используется в двух случаях.
а) для обозначения формы или очертания предметов;
б) для обозначения целостности объекта.
Таким образом, понятие «гештальт» можно использовать для ссылки как на предмет, так и на его специфическую форму. Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже общим сенсорным полем. В него также включаются процессы научения и памяти, а также стремления, эмоциональные отношения, действия и др. В этом общем смысле гештальт-подход давал возможность нового объяснения самых различных областей психологического знания.
В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) проводит мысль о том, что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Он вводит принцип изоморфизма. как выражение структурного единства мира — физического, физиологического и психологического. Последний есть точная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Вводится предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые возникнув под влиянием стимула, изоморфны структуре образа.
Принципиальное значение имело введение В. Келером принципа структурности: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (элемент не часть целого, а целое не сумма частей). В 1921 году К. Коффка сделал попытку применить принцип структурности к фактам психического развития. Был сделан вывод, что уже мир младенца в какой- то мере гештальтирован. Однако структуры младенца не связаны друг с другом.
Важное значение имели обобщающие статьи М. Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925).
Плодотворные исследования продолжились до 30-х годов XX века. Когда в Германии к власти пришли фашисты, М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин эмигрировали в Америку.


3. Теория поля К. Левина
Военную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина (1890-1947). Он исходил из того, что основанием любой человеческой активности является намерение — потребность. Потребность — это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии, и связанного главным образом с врожденными потребностями, К. Левин вводит термин «квазипотребности». Они образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляет активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения требует разрядки, в которой состоит удовлетворение потребности. Отсюда, название теории К. Левина — «динамическая теория личности».
Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, которая получает название, «психологическое поле». К. Левин использовал топологические понятия (топология — раздел геометрии, изучающий преобразования пространства). Каждая вещь в комплексе характеризуется не какими-то физическими свойствами, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Следовательно, предметы в комплексе имеют либо положительную валентность (притягивают к себе), либо отрицательную.
Факт единства личности и среды выражается в понятии «жизненное пространство». Оно обладает свойствами — уровнем реальности, временной перспективой (то есть включает будущее, прошлое).
В 1921 году К. Левин пишет статью «Намерения и потребность» — экспериментальное исследование, посвященное изучению потребностей и волевых действий. Эта работа имеет принципиальное значение для гештальтпсихологии в ней раскрыто экспериментальное исследование таких областей психической жизни, которые трудно поддаются эксперименту.
В 30-х годах Левин начинает интересоваться вопросами социальной психологии. Он был одним из первопроходцев в этой области и достиг в ней значительных успехов. Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивид и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формирует социальное поле. Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в каждый момент времени является функцией общего состояния социального поля.
В американский период К. Левин отходит от интрапсихических проблем и обращается к интерперсональным отношениям. Особенно большое внимание уделяется вопросам лидерства, их типам (демократическое, авторитическое, либералистическое), проблеме групповой атмосферы, групповое стандарта.
В 1945 году К. Левин возглавил Центр групповой динамики. Материал его исследований, особенно методики, в многочисленных модификациях продолжают использоваться и в настоящее время. В то же время подчеркивается, что в подходе К. Левина к личности недостаточно раскрывается роль интеллекта.
К. Левин высказал предположение о существовании состояния баланса между индивидом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряжение в отношениях, которое вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. Согласно Левину, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряжения и последующих действий по его устранению. Поэтому каждый раз, когда у индивида возникает какая-либо потребность (т.е. состояние напряжения), он своими действиями старается снять это напряжение и установить внутреннее равновесие. На основании этого положения К. Левин теоретически предсказал эффект Б. Зейгарник (сохранение напряженности повышает вероятность запоминания незавершенной задачи).


4. Исследования восприятия, представления, мышления в гештальтпсихологии
Представители гештальпсихологии выступили с критикой метода аналитической инструкции. Ей был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем своего восприятия, своего переживания. С самого начала гештальтисты отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения «фикцией, созданной в психологических сочинениях и лабораториях» (принцип структурности). В отличие от инструктивной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, а таким, каким они его видят, в данный момент — в таком описании нет элементов.
При экспериментальном исследовании восприятия были сформулированы некоторые положения, которые получили названия законов восприятия в гештальттеории. Важнейший из них — закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру (она замкнута, оформлена, обладает яркостью, ближе нам в пространстве, занимает главенствующее положение в поле) и фон (аморфен, плохо локализуется в пространстве, кажется расположенным за фигурой).
Еще один закон — закон дополнения до целого (амплификации): если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое. Факты, полученные в гештальтпсихологии при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны.
В гештальтпсихологии экспериментально также исследовалось мышление (В. Келлер, М. Вертгеймер, С. Дункер, Х. Майер). По В. Келлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения находятся в поле восприятия животного. М. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта. Условием переструктурирования ситуации, по М. Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных, сломившихся в прошлом, опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем. Понятие об инсайте (от англ. insight — усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии.
Известен также и «Зейгарник эффект» — явление зависимости эффективности запоминания материала от степени законченности действия. «Зейгарник эффект» назван по имени открывшей его ученицы К. Левина — Б.В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.
Методики экспериментального исследования восприятия, мышления, личности, а также полученная в результате их применения богатая феноменология составляют важный итог деятельности гештальтистов. «Наиболее ценный эффект структурной психологии — это сделанные ею описания», — писал Л.С. Выготский. Введенный гештальтпсихологией структурный принцип в качестве нового подхода Л.С. Выготский оценивал как «великое незыблемое завоевание теоретической мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории.
Основатель общей теории систем Л. фон Берталанфи считал, что в работе «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» В. Келлер предвосхитил отдельные положения общей теории систем. Этим определяется научный вклад гештальтпсихологии в методологию научного исследования.
Однако в теоретическом плане концепция зашла в тупик. Введенный ею структурный принцип не оправдал себя как универсальный (распространенный на детскую психологию, зоопсихологию).

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

[Решено] Кто является основателем гештальт-психологии?

Этот вопрос ранее задавался в

UPTET 2016 Paper-1 (хинди — английский/санскрит)

Просмотреть все документы UPTET >

  1. Franz Brentano
  2. Max Wertheimer
  3. 90 009 Эдгар Рубин
  4. Курт Левин

Опция 2 : Макс Вертхаймер

Бесплатно

CT 1: Семья и приют

1,4 миллиона пользователей

10 вопросов

10 баллов

10 минут

Психология — это научное исследование поведения человека и животных, которое включает применение этой науки к различным проблемам человека.

  • Вначале у психологов был эмпирический подход к пониманию мышления, внимания, образов и т. д. Эксперименты проводились для изучения ума и психических переживаний.
  • Постепенно разные школы психологии пришли к разным взглядам на природу изучения психологии. Они подчеркнули, что основное внимание следует уделять изучению поведения, а не разума.

Ключевые моменты

  • Немецкие психологи Вертхаймер, Келер, Коффка и Левин изучали природу восприятия и являются лидерами гештальт-психологии. Вертхаймер считается отцом гештальт-психологии .
  • «Гештальт» — это немецкое существительное, для которого нет эквивалента в английском языке. Ближайший английский перевод слова «гештальт» — это «конфигурация» или, проще говоря, «организованное целое». Гештальт-психологи рассматривают процесс обучения как гештальт — организованное целое.

Важные моменты  

Гештальт-теория обучения:

  • В первую очередь она связана с природой восприятия. В соответствии с ней человек воспринимает вещь как единое целое.
  • Вещь воспринимается как отношение внутри поля, которое включает в себя вещь и ее сложную основу, включающую их предыдущий опыт и цели.
  • В процессе обучения учащийся всегда воспринимает ситуацию в целом и, увидев и оценив различные взаимосвязи, разумно принимает правильное решение.
  • Ребенок сначала воспринимает ситуацию в целом, а затем оценивает ее части, что подразумевает, что он сначала изучает что-либо в целом, а затем изучает свою часть.
  • Например, дети на начальном этапе обучения узнают все виды птиц, говоря просто «птицы», а затем начинают различать разные виды птиц, например, воробьев, попугаев, орлов и т. д.

Отсюда можно сделать вывод, что Макс Вертхаймер  основатель гештальт-психологии.

Дополнительная информация

  • Франц Клеменс Брентано в основном известен своими работами в области философии психологии, особенно тем, что он ввел понятие интенциональности в современную философию.
  • Эдгар Рубин  был датским психологом/феноменологом, известным своей работой по восприятию фигуры и фона, как это видно в таких оптических иллюзиях, как ваза Рубина.
Скачать решение PDF Поделиться в WhatsApp

Последние обновления UPTET

Последнее обновление: 9 мая 2023 г.

Официальное уведомление UPTET 2023 скоро выйдет. Кандидаты, прошедшие письменный тест, получат сертификат приемлемости. Кандидаты, соответствующие требованиям Paper I, могут подать заявку на роль учителя начальных классов, а те, кто соответствует требованиям Paper II, могут подать заявку на роль учителя начальной школы в государственных школах штата Уттар-Прадеш. Чтобы подготовиться к экзамену, решите задачи UP TET за предыдущий год. Алос, попробуйте UP TET Mock Tests.

Прошлые и настоящие перспективы в области психологии (в разработке)

Хейли Гайда и Ханна Янг

Введение (Хейли)

Теория гештальт-психологии в основном связана с психологами берлинской школы мысли, такими как Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка, однако она имеет философские корни в австрийской и немецкой школах мысли (Mulligan & Smith, 1988). В этой статье будут рассмотрены исторические корни гештальт-психологии, пробелы в знаниях, а также то, как гештальт-терапия возникла из гештальт-теории, включая развитие гештальт-терапевтических вмешательств, контакт и сопротивление контакту, парадоксальную теорию изменений и силу в настоящий момент. В целом было обнаружено, что ключевые исторические фигуры гештальт-теории значительно повлияли на то, как возникла гештальт-терапия и как она используется в применении к современному подходу к гештальт-терапии.

Исторический обзор 1 (Хейли)

В 1912 году Макс Вертгеймер опубликовал свою статью о «фи-феноменах», которые широко рассматриваются как элементы, фактически «основавшие» гештальт-школу психологии (Green, 2000). В той же статье Вертгеймер предложил физиологическую модель, описанную в терминах короткого замыкания и обратного потока тока («поперечные функции особого рода»), которая произвела то, что он назвал «единым непрерывным целостным процессом» (Wagemans и др. , 2012). Затем Вертхаймер распространил эту теорию на психологию чистой одновременности (для восприятия формы или формы) и чистой последовательности (для восприятия ритма или мелодии), и эти расширения сыграли решающую роль в появлении гештальт-психологии (Wagemans et al. , 2012). Исходя из этого явления, Вертгеймер сделал вывод, что структурированные целые или Gestalten , а не ощущения, являются первичными единицами психической жизни (Wagemans et al., 2012). Гештальт-психология стала популярной в первой половине 20 века, однако психологи спорят о ее нынешнем статусе (Wagemans et al., 2012). Некоторые психологи утверждают, что гештальт-психология умерла, когда в 1940-х годах умерли ее отцы-основатели Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер (Wagemans et al., 2012). Другие утверждают, что гештальт-психология пришла в упадок из-за более сильных теоретических и экспериментальных основ, возникших в XIX веке.60-х и 1970-х годов, которые с тех пор доминируют в этой области, включая когнитивную науку и нейробиологию (Wagemans et al. , 2012). С другой стороны, гештальт-психология сегодня по-прежнему очень актуальна для понимания и возникновения восприятия, продолжая вдохновлять современные научные исследования и поддерживая стремление к совпадающим вызовам, возникающим из науки о зрении и когнитивной нейробиологии (Wagemans et al., 2012). . Гештальт-психология запомнилась своим вкладом в изучение визуального восприятия и решения проблем, однако значительный вклад был внесен и в другие малоизвестные области, такие как социальная психология (Lewin, 19).35, 1936), психологии развития (Коффка, 1921/1924) и аномальной психологии (Сильверштейн и Ульхаас, 2004). Теория гештальта получила дальнейшее развитие в руках коллег Вертгеймера Курта Коффки и Вольфганга Кёлера, которые успешно объединили две основные темы, которые были характерны для европейцев в конце 19-го и начале 20-го веков, а именно целостное мышление и полную приверженность научной строгости и психологии объективности. Кинг и Вертхаймер, 2009 г.). Что сделало эту школу мысли столь популярной, так это ее последовательное использование научных методов в исследованиях для получения доказательств в поддержку своих принципов или законов, не будучи атомистичным или редукционистским (King & Wertheimer, 2009). ). Все три ключевые фигуры, Вертхаймер, Коффка и Келер, в разное время учились у Карла Штумпфа, общего психолога Берлинского университета, который выступал за объективную и экспериментальную строгость в психологических исследованиях (King & Wertheimer, 2009). Штумпф также выступал за «феноменологический метод» в психологии: беспристрастное описание опыта как такового, без предубеждений и предопределенных категорий, а также теорию сознания, которая выходит за рамки инертных ассоциаций между отдельными психическими элементами (King & Wertheimer, 2009).). Три будущих гештальт-психолога впитали в себя три основных идеала Штумпфа и на их основе построили влиятельную новую школу гештальт-психологии (King & Wertheimer, 2009).

Исторический обзор 2 (Хейли)

Важнейшими событиями в истории гештальт-психологии обычно считаются два основных события: обсуждение Кёлером «физических гештальтов» (1920/1938) и предложение Макса Вертгеймера о «гештальт-законах организации восприятия» (1923/1938) (Wagemans et al. , 2012). Последующая статья Вертхаймера была попыткой дальнейшего объяснения фундаментальных принципов организации, как он назвал Prägnanz , в общем смысле утверждая, что поле восприятия и объекты внутри него приобретут самую простую и всеобъемлющую структуру, допускаемую данными условиями (Wagemans et al., 2012). Келер распространил концепцию гештальта с восприятия и поведения на физический мир и естественные науки, а также попытался построить конкретную проверяемую теорию мозговых процессов, которая могла бы объяснить воспринимаемые гештальтов (перцептивные группы) в видении (Wagemans et al., 2012). ). Келер также утверждал, что состояния мозга являются не просто суммой независимых физиологических процессов, но демонстрируют гештальт-характеристики, подобные характеристикам поля зрения (Silverstein & Uhlhaas, 2004). По сути, он постулировал соответствие между организацией поля зрения и организацией основных физиологических процессов в мозге и назвал это изоморфизмом (Silverstein & Uhlhaas, 2004). В 1935, Коффка опубликовал свои « Принципы гештальт-психологии» , книгу, в которой он реформировал основной вопрос исследования восприятия в соответствии с принципами гештальта и холистическим подходом, согласно которому человек всегда должен задаваться вопросом, почему вещи выглядят именно так, а не иначе (Green, 2000). Он утверждал, что науке придется проглотить не только количественные факты физических наук, но и две другие научные категории (Green, 2000). Первую категорию он назвал порядком , который, как было сказано, является категорией фактов, очевидных в живых существах, но не существующей на небиологическом уровне (Green, 2000). Вторую категорию, которую должна включить наука, он назвал Sinn , немецкое слово, которое переводится как значение, ценность и значение (Green, 2000). Согласно Коффке, без смысла опыта и поведения наука обрекла бы себя на тривиальность в своих исследованиях человека (Green, 2000). Теория гештальта, казалось, развивалась довольно последовательно: от изучения фундаментальных законов психологии сначала в простейших условиях, до включения сложных наборов условий и обращения к другим областям, таким как память, мышление, эмоции, эстетика и т. д. (Wagemans et al. ., 2012). Гештальт-принцип или законы были представлены в многочисленных работах Вертгеймера (1923/1938) и были далее развиты Кёлером (1929) и Коффкой (1935) для определения правил организации чувств восприятия (Тодорович, 2008). Эти принципы направлены на то, чтобы сформулировать закономерности, в соответствии с которыми перцептивные входные данные организуются в унитарные формы, также называемые (под)целыми, группами, группировками или гештальтами (Todorovic, 2008).

Пробелы в знаниях (Хейли)

Вертхаймер, Коффка и Келер высоко ценятся как основатели гештальт-теории (Wagemans et al., 2012), но многие из их учителей/наставников предоставили основополагающие идеи, которые построили эти три ключевые фигуры, и эти люди не получили широкой известности. Одно из самых больших влияний на теорию гештальта оказал Кристиан фон Эренфельс, австрийский философ, опубликовавший свое эссе «О качествах формы» в 189 г.0 (Маллиган и Смит, 1988). Эренфельс был профессором Немецкого университета в Праге, и одним из постоянных слушателей его лекций был не кто иной, как Макс Вертхаймер (Mulligan & Smith, 1988). Австрийская концепция, согласно которой наш опыт структурирован, связана с определенными особыми «гештальт-качествами» комплексов данных в данном опыте, то есть каждое качество определяется и существенно зависит от составляющих элементов комплекса, с которым оно связано. Маллиган и Смит, 19 лет88). Напротив, согласно более поздней берлинской концепции, совокупность данных (или любое другое психологическое образование) не имеет гештальта: это гештальт, целое, части которого определены как таковые, что они могут существовать. только как части целого данного вида (Mulligan & Smith, 1988). У Эренфельса было весьма специфическое теоретическое обобщение в терминах разума между комплексом переживаемых элементов, с одной стороны, и неким ассоциированным единым опытом единой инвариантной структуры, с другой, и эта более поздняя структура известна как гештальт (Mulligan & Smith, 19).88). Он также признал, что понятия, сравниваемые с пространственной формой, могут применяться не только к сложным объектам восприятия в других сенсорных модальностях, но и к объектам со сложностью, растянутой во времени (Mulligan & Smith, 1988). Эренфельс обобщил это, включив в него сложные объекты опыта, основанные на внутреннем восприятии, такие как настроения, эмоции и сложные чувства (Mulligan & Smith, 1988). Эрнст Мах также был очень важной фигурой, оказавшей влияние на Эренфельса и Альберта Эйнштейна благодаря своим систематическим и историческим исследованиям в области физики и психологии, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию его мышления в этих областях (Mulligan & Smith, 19).88). Переход от австрийской теории гештальта качества к берлинской теории гештальта как целого имел значительные разветвления в том, как эта теория применялась к объектам (Mulligan & Smith, 1988).

Основной пункт № 1: Гештальт-терапия: терапевтическое вмешательство (Ханна)

Фредерик (Фриз) Перлз и Лора Перлз известны тем, что взяли гештальт-психологию и преобразовали ее в то, что они назвали гештальт-терапией. Перлзы изучали психологию под влиянием Фрейда, где Фрейд изолировал своих учеников за то, что они шли против классического стиля анализа (Woldt & Toman, 2005). Однако и Фриз, и Лаура не были убеждены в аналитической теории Фрейда и других психологических методах лечения того времени, поэтому они решили сформировать новую психологическую школу мысли; Гештальт-терапия (Woldt & Toman, 2005). Хотя терапевтический подход называется гештальт-терапией, он основан на множестве различных психологических школ и философий того времени, помимо гештальт-психологии (Barlow, 19).81). Он включает в себя идеи психоанализа, гуманистической и экзистенциальной философии, дзен-буддизма, а также гештальт-психологии (Woldt & Toman, 2005). Перлз считал, что эта гештальт-терапия отличается от гештальт-психологии, поскольку она идет дальше, чем законы и динамика гештальта, созданные основателями гештальт-психологии.

Фриц Перлз вместе с Вильгельмом Райхом работал над созданием терапии на основе концепции саморегуляции организма (Woldt & Toman, 2005). Эта концепция утверждает, что организмы обладают естественным стремлением адаптироваться в соответствии со своими потребностями для поддержания гомеостаза (Stevens, 2022). Например, когда организмы чувствуют голод, они едят, чтобы перестать чувствовать голод, или, когда организмы чувствуют усталость, они спят. Это противоречит представлениям Фрейда о сексе и агрессии как об основных побуждениях человеческой природы (Stevens, 2022). Перлз и Райх привлекли Пола Гудмана для участия в разработке терапии. Гудман установил связь между аристотелевскими идеями и гештальт-терапией. Еще одним основополагающим принципом гештальт-терапии является концепция холизма; целое больше, чем сумма его частей (Барлоу, 1981). Перлз считал, что самость нельзя рассматривать в отдельных компонентах, необходимо учитывать все факторы — физические, ментальные и эмоциональные события объединяются, чтобы сформировать единое существо (Барлоу, 1981).

Гештальт-терапия начала формироваться в 1951 году после Второй мировой войны из-за высокого спроса на психологическое лечение после травмирующих событий войны (Woldt & Tolman, 2005). Перлзы проводили гештальт-эксперименты и практики вне своего дома, который позже стал первым Нью-Йоркским гештальт-институтом в 1919 году. 52 (Уолдт и Толман, 2005). Гештальт-терапия набирала обороты, и многие присоединились к ней, поскольку были заинтригованы идеей изучения новых психотерапевтических практик помимо традиционного обучения того времени (Woldt & Tolman, 2005). По гештальт-терапии была создана трехлетняя интенсивная программа обучения, которая позже распространилась по всему миру, а многие учебные заведения стали специально посвящены гештальт-терапии (Woldt & Tolman, 2005).

Фриз Перлз, Ральф Хефферлайн и Пол Гудман написали книгу Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности , которую часто называют основополагающей книгой или «библией» гештальт-терапии (Woldt & Tolman, 2005). В этой книге заложена теоретическая основа терапии, в основном построенная Гудманом на основе оригинальных идей Перлза (Woldt & Tolman, 2005). В книге основное внимание уделяется теориям, окружающим организм и его среду, «я», контакту, сопротивлению контакту, нефункционирующему «я» и цели психотерапии (Woldt & Tolman, 2005). В книге также объясняются различные аспекты терапевтического подхода и то, как это терапевтическое вмешательство работает, чтобы помочь клиенту, который испытывает трудности (Wheeler & Axelsson, 2015).

Согласно Гудману и Перлзу, сеансы гештальт-терапии должны проходить в среде, которая побуждает клиентов стать подлинными и творческими личностями (Wheeler & Axelsson, 2015). Для этого клиент должен бросить вызов своим желаниям, эмоциям и ценностям, которые часто передавались в обществе (Wheeler & Axelsson, 2015). Терапевт должен действовать как непредвзятый нейтральный эксперт, полностью участвующий в терапевтическом процессе своего клиента (Wheeler & Axelsson, 2015). Это означает, что терапевт не дает «правильных» ответов на проблемы своего клиента, а помогает клиенту найти «правильные» ответы самостоятельно (Wheeler & Axelsson, 2015). Терапевт призывает клиента отойти от жестких уроков, извлеченных из общества, и создать подлинную повестку дня, которая приведет клиента к личной свободе (Wheeler & Axelsson, 2015). Терапевту рекомендуется создавать подлинные связи, поощряя клиента открыто говорить о сложных темах, что помогает построить доверительные отношения. Конечная цель подхода Гудмана и Перлза к гештальт-терапии состоит в том, чтобы создать сложную версию себя, которая может признать, что рост — это процесс на протяжении всей жизни, которым можно заниматься посредством связи и общения (Wheeler & Axelsson, 2015).

Основной пункт 2: Концепция контакта и сопротивление контакту (Хейли)

Согласно Jacobs (2007), нарушения контакта определяются как процесс развития личности (цитируется по Tagay et al., 2023). Voltan-Acar (2003, 2014) предполагает, что искажения отношений, возникающие при контакте с самим собой и другими, или изменение направления контакта, определяются как контактные нарушения (цит. по Tagay et al., 2023). Эффективный контакт означает взаимодействие с природой и другими людьми без потери чувства индивидуальности, а также ясное осознание, полную энергию и способность самовыражаться (Corey, 2016). Гештальт-терапевты говорят о двух функциях границ: соединять и разделять; как контакт, так и отстранение необходимы и важны для здорового функционирования (Corey, 2016). Они также сосредоточены на прерываниях, нарушениях и сопротивлении контакту, которые были разработаны как процессы преодоления, но часто в конечном итоге мешают нам пережить настоящее в полной и реальной мере. путь (Кори, 2016). Частично это связано с навязчивыми мыслями, которые повторяются и не поддаются контролю и являются состоянием, связанным с депрессивным настроением (Tagay et al., 2023). Кроме того, было обнаружено, что навязчивые мысли положительно коррелируют с детскими травмами и депрессивными симптомами (Tagay et al., 2023). Польстер и Польстер (1973) предполагают, что существует пять различных видов пограничных нарушений: интроекция, проекция, ретрофлексия, отклонение и слияние (цитируется по Corey, 2016). Интроекция — это тенденция некритически принимать чужие убеждения и стандарты, не ассимилируя их, чтобы сделать их соответствующими тому, кто мы есть, которые остаются чуждыми нам, потому что мы не проанализировали и не реструктурировали их (Corey, 2016). обеспечивает нас, а не наши собственные потребности, которые, если мы застряли на этом этапе, наша энергия связана с мнением других людей о наших потребностях, а не с нашим собственным (Corey, 2016). Нарушения проекционного контакта заключаются в том, что человек не принимает свои чувства и мысли, а направляет их на других людей и отражает эти чувства и мысли, как если бы они принадлежали другим людям (Tagay et al., 2023). По сути, человек избегает брать на себя ответственность, приписывая другим аспекты, которые он не может принять в себе, и обвиняя других (Tagay et al., 2023). Ретрофлексия состоит в том, чтобы вернуться к себе и тому, что мы хотели бы сделать с кем-то другим, или сделать с собой то, что мы хотели бы, чтобы кто-то сделал с нами или для нас (Corey, 2016). Те, кто полагается на ретрофлексию, часто сдерживают себя от действий из-за страха перед смущением, виной и негодованием; что вызывает изрядное беспокойство (Corey, 2016). Отклонение — это процесс отвлечения внимания или отклонения, в результате чего трудно поддерживать устойчивое чувство контакта (Corey, 2016). По словам Фрю (1986), люди пытаются сделать это, распространяя контакт посредством чрезмерного использования юмора, абстрактных обобщений и вопросов, а не утверждений (цитируется по Corey, 2016). Наконец, слияние включает в себя стирание различий между собой и окружающей средой, поскольку человек стремится соответствовать окружающим, что создает борьбу за разделение между внутренним опытом и внешней реальностью (Corey, 2016). Этот стиль общения характерен для людей, которые остро нуждаются в том, чтобы их принимали и любили, и, таким образом, находят запутанность комфортной (Corey, 2016).

Основной пункт № 3: Сила в настоящем (Ханна)

Одним из основных основополагающих принципов гештальт-терапии является акцент на парадоксальной теории изменений, созданной учеником Фрица Перлза Арнольдом Бейссером (Fagan & Shepherd, 1970). Бейссер считал, что изменение происходит только тогда, когда человек принимает себя и то, кем он является, кто-то не заметит изменения, если он постоянно пытается быть тем, кем он не является (Fagan & Shepherd, 1970). Бейссер считал, что клиент должен приложить усилия, чтобы узнать и принять то, кто он есть и что происходит вокруг него. Это также означает, что клиент должен осознать любые предубеждения, перенятые им в обществе, и признать, что они могут отличаться от существующего положения (Fagan & Shepherd, 19).70). Эта теория не означает, что человек должен изменить себя, скорее, речь идет об открытии того, кто он есть на самом деле (Fagan & Shepherd, 1970). Заметить «изменение» можно не потому, что человек пытается что-то изменить, а когда человек отказывается от того, чем он хочет быть, и начинает становиться тем, кто он есть, и обретает самопринятие (Fagan & Shepherd, 1970).

Эта теория была построена на теории контакта или само-другой регуляции (Mackewn, 1997). Как только человек столкнулся с проблемой и пошел на риск и смог отпустить свое представление о себе, находясь в настоящем, он испытает изменения (Mackewn, 19 лет).97). Теории изменений до гештальт-терапии считали обратное: изменение было важно, чтобы соответствовать обществу и различным культурам (Mackewn, 1997). Например, когда что-то не работает для человека, ожидается, что он внесет изменения и адаптируется, чтобы улучшить конфликт. Поэтому, когда Перлз и Бессье предложили идею самопринятия, ведущего к изменению, она привнесла в то время уникальную и интригующую перспективу (Mackewn, 1997).

Часто клиенты приходят на прием к терапевту или борются с психологическим дистрессом, потому что хотят перемен — будь то в их жизни, поведении или образе мыслей (Mackewn, 19 лет).97). С помощью гештальт-терапии терапевт информирует человека о том, что он сам себе эксперт, и благодаря поощрению и поддержке человек сможет принять, кто он и что он такое (Fagan & Shepherd, 1970). Это непростая задача для клиента и часто приводит к тому, что люди чувствуют внутренний конфликт с самим собой, поскольку многие верят, что изменение ситуации произойдет, если контролировать ситуацию, а не просто сидеть с ней и принимать ее такой, какая она есть (Mackewn, 1997).

Перлз, Хефферлайн и Гудман считали, что терапевт должен занимать нейтральную позицию, когда клиент впервые приходит с проблемой (Mackewn, 19 лет). 97). Это не позволяет терапевту вовлекаться в создание решения имеющейся проблемы, скорее, нейтральная позиция позволяет терапевту поделиться своим мнением о клиенте, помогая ему обрести самосознание в областях, о которых он не знал (Mackewn, 1997). .

На практике эту парадоксальную теорию изменений в гештальт-терапии часто называют экспериментами «сила в настоящем» или «здесь и сейчас» (Fagan & Shepherd, 1970). Гештальт-эксперименты с клиентом отличаются от других терапевтических упражнений или техник, ориентированных на деятельность с конкретными целями (Corey, 2007). В гештальт-терапии эксперименты должны быть совместными и ориентированными на клиента, подстраиваясь под клиента по мере необходимости (Corey, 2016). Этот подход поощряет исследование себя и индивидуальных взглядов, где в процессе человек получает новое понимание своих взглядов. Терапевты часто спрашивают клиентов: «Что вы сейчас испытываете?» или «Что вам нужно в данный момент», чтобы помочь клиенту обрести самосознание, прерывая способность клиента мгновенно перейти к интерпретации текущей ситуации (Yontef, 2007). Эти эксперименты с клиентами побуждали клиентов отказаться от попыток изменить то, что происходит, и вместо этого смириться с тем, что происходит, и заземлиться (Yontef, 2007).

Заключение (Ханна)

Гештальт-терапия в 21 веке включает в себя многие идеи (вставьте имена Вильгельма и т. д.) из гештальт-психологии. Объединив эти идеи, Фриц Перлз, будучи отцом-основателем гештальт-терапии, создал новый и уникальный для своего времени психоаналитический подход. Гештальт-терапевтический подход подчеркивает использование контакта и сопротивления контакту, настоящего момента и самопринятия в качестве основных направлений помощи клиенту в трудные времена. В сотрудничестве со многими другими влиятельными теоретиками гештальт-терапии гештальт-терапия смогла завоевать популярность и стала терапевтическим подходом, используемым во всем мире. Сегодня, в 21 веке, многие из оригинальных идей гештальт-теории используются на практике, чтобы помочь клиентам, борющимся с проблемами, и тем, кто находится в психологическом дистрессе.

 

 

Каталожные номера

Барлоу, А. Р. (1981). Гештальт-антецедентное влияние или историческая случайность. Гештальт-журнал , IV (2).

Кори, Г. (2021). Теория и практика консультирования и психотерапии . Cengage.

Фэган, Дж., и Шеперд, И.Л. (1970). Гештальт-терапия сейчас: Теория, техники, приложения. Книги по науке и поведению.

Грин, CD (2000). Классика истории психологии . Классика истории психологии — Введение в Коффку (1922) К.Д. Зеленый. Получено 26 марта 2023 г. с https://psychclassics.yorku.ca/Koffka/Perception/intro.htm

.

Кинг, Д. Б., и Вертхаймер, М. (2009). Макс Вертгеймер и теория гештальта. Сделка.

Макьюн, Дж. (1997). Развитие гештальт-консультирования: теоретико-полевая и реляционная модель современного гештальт-консультирования и психотерапии . МУДРЕЦ.

Маллиган, К., и Смит, Б. (1988, 1 января). Кевин Маллиган и Барри Смит, Мах и Эренфельс: Основы гештальт-теории . ФилАрхив. Получено 26 марта 2023 г. с https://philarchive.org/rec/MULMAE

.

Сильверстайн, С. М., и Улхас, П. Дж. (2004). Гештальт-психология: забытая парадигма в ненормальной психологии. Американский журнал психологии , 117 (2), 259–277. https://doi.org/10.2307/4149026

Стивенс, С. (2022, 31 декабря). Об изменении и саморегулировании . Блог о гештальт-терапии. Получено 25 марта 2023 г. с https://www.gestalttherapyblog.com/blog/the-nature-of-change-and-self-regulation

.

Тагай, О., Вольтан Акар, Н., и Цирцир, О. (2023, 8 февраля). Отношения между навязчивыми мыслями, нарушениями гештальт-контакта и незавершенными делами – современная психология . СпрингерЛинк. Получено 26 марта 2023 г. с https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-023-04335-4

.

Тодорович, Д. (2008). Гештальт-принципы . Академия. Получено 26 марта 2023 г. с http://www.scholarpedia.org/article/Gestalt_principles

.

Вотсмейер, А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *