Педагогика в тупике. Анализ по страницам учебников
Рассмотрена проблема упадка уровня педагогического обучения в российском образовании. В частности, анализируются его предмет, цели, содержание и методы, в связи с чем обозначены возможные пути выхода педагогики из кризисного состояния.
Ключевые слова: категории, предмет, цели, содержание, методы, формы обучения, философский и системный подходы.
Спор о предмете
Около четырехсот лет назад чешским педагогом Я.А. Коменским была написана «Великая дидактика», положившая начало педагогике как науке. Позднее К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко, а также некоторые другие выдающиеся педагоги школ внесли немалый вклад в развитие этой науки.
Казалось бы, основным двигателем науки должны быть ученые-педагоги, тем более что их не одна сотня, а то и тысяча. Однако педагогика развивается крайне медленно. На достаточном научном уровне не решены многие вопросы, начиная с категорий.
Сегодня принято следующее соотношение категорий:
воспитание (в широком смысле слова) → образование → обучение → воспитание (в узком смысле слова)[1]. |
Не странно ли, что в науке о воспитании существуют два смысла?! При этом в широком смысле воспитание понимается как развитие: умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое. Не выяснено и соотношение образования, обучения и воспитания. Не принимается во внимание категория «формирование». На наш взгляд, все названные категории находятся в следующем соотношении:
формирование[2] Û образование (обучение, воспитание) + влияние ближайшей окружающей среды[3] Û развитие. |
Нет также определенности (и даже договоренности) в предмете педагогики.
Вот как определяют предмет педагогики авторы и научные редакторы учебников, изданных с 1983 по 2007 г. Ю.К. Бабанский: «Предметом педагогики является особая функция общества — воспитание». И.Ф. Харламов: «Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности». И.П. Подласый: «Предмет педагогики — воспитательная деятельность». С.А. Смирнов: «Предметом педагогики является педагогический процесс». Г.М. Коджаспирова: «Предмет педагогики — целостный педагогический процесс». П.И. Пидкасистый: «Предметом являются закономерности процессов, происходящих в системе отношений». М.В. Буланова-Топоркова: «Педагогика исследует сущность воспитания».
Общим же предметом, как считают авторы и редакторы учебников и учебных пособий, является педагогический процесс. А какой же еще?!
На наш взгляд, предметом педагогики является исследование закономерностей формирования и развития личности[4]. Обоснование этого утверждения мы дадим в конце статьи как вывод по объяснению процесса обучения.
Цели образования
А как в учебниках решается вопрос о целях образования? Авторы учебников рассматривают отдельно цели обучения и цели воспитания. Если за этими целями видеть личность, то она представляет собой не целостность, а двуликость.
О целях обучения не говорится вообще. Лишь называются задачи: овладение знаниями, умениями и навыками. Но цели и задачи неадекватны друг другу: задачи — части цели и (или) пути их достижения. При определении целей многие авторы смешивают педагогические категории.
И.Ф. Харламов формулирует цель воспитания как личностное развитие учащихся. П.И. Пидкасистый при определении цели воспитания в процессе обучения говорит о гармоническом развитии личности. А С.А. Смирнов утверждает, что «обучение и развитие — два независимых друг от друга процесса». Г.М. Коджаспирова, пожалуй, единственная формулирует цель воспитания (в широком смысле слова), но делает это сложно и абстрактно, выражая ее в 26 словах и в то же время смешивая понятия «воспитание» и «развитие». В учебнике же для непедагогических вузов «Основы педагогики и психологии» под редакцией А.В. Петровского вообще не ставятся ни цели, ни задачи. Из этого не видно, на какой результат ориентируют учебники, какую личность надо формировать.
Попытаемся обоснованно подойти к определению целей формирования и развития личности. Цели обусловлены потребностями (осознанными интересами) общества в существовании производства и других отраслей труда и общественных отношений в их единстве. Цели представляют собой предвосхищение результата, которым является личность. Они (цели) триедины. Это единство обусловлено единством общества, его развитием.
Зависимость целей формирования и развития личности от потребностей общества просматривается при определении целей вузовского формирования личности. Потребности подготовки студентов к производительному и другим видам труда и жизни обусловливают необходимость знаний и способов овладения ими, а также умений мыслить при изучении теории и применении ее на практике, в деятельности.
Концентрированно цель образования, главным образом обучения, сформулирована во ФГОС. Суть ее — в знании закономерностей, умении применять законы в профессиональной деятельности и владении навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.
Цель воспитания детерминирована характером общественных отношений. Она состоит в воспитании сознательного и активного отношения студентов к учебному и будущему профессиональному труду, природе, обществу, трудовому коллективу, человеку, самому себе. Социологически она выражается в формировании научного мировоззрения, ценностных ориентаций, необходимых взглядов на сочетание общественных и личностных интересов, нравственных действий и эстетических вкусов. Психологически эта цель состоит в формировании нравственных чувств: трудолюбия, патриотизма, коллективизма, гуманизма, ответственности, чести и собственного достоинства, ценностного отношения к природе.
Цели обучения и воспитания отражают не только современные потребности общества. Они предназначены и опережать эти потребности, ориентироваться на развитие общества, ибо оно (развитие общества) обусловлено развитием личности. Поэтому в педагогическом процессе как единстве обучения и воспитания необходимо ставить и реализовывать цель развития личности как приоритетную цель этого процесса.
Такая цель — это жизненно-практические и познавательные интересы как побудительная сила активности личности, профессиональная и общественная активность и инициатива, а также творческие задатки и способности: интеллектуальные, эмоциональные и физические, духовный и физический потенциал личности. Обобщенно цель состоит во всестороннем развитии интересов, активности и способностей студентов.
Стержень целей обучения, воспитания и развития личности — родовые признаки человека: сознательность и активность.Цель формирования и развития личности обусловлена также и жизненно-практическими потребностями личности, состоящими из подготовки выпускника вуза с высокими профессиональными, нравственными качествами, развитыми интересами, способностями и активностью. Цели, идущие от общества и личности студента, должны представлять собой систему («древо жизни»), которая разветвляется на цели изучения теории вузовских дисциплин и реализации ее в практике, цели овладения учебными циклами и предметами, а также задачи использования отдельных форм педагогического процесса.
Основные средства реализации цели формирования и развития личности в учебно-воспитательном заведении и педагогически организованном ближайшем социальном окружении (среде) молодых людей — их совместная деятельность. Она формирует сознание (интеллект и чувства), волевые и физические качества, а также развивает интересы, активность и способности.
Система вузовского содержания
Как же в учебниках и учебных пособиях рассматривается содержание обучения? В них говорится не о системе содержания, а лишь об отборе его с перечислением требований к отбору.
Так, И.Ф. Харламов называет следующие требования к отбору содержания: целенаправленность (направленность на формирование всесторонне и гармонично развитой личности), научность, логичность и системность, межпредметные связи, связь теории с практикой, профессиональная ориентация, соответствие возрастным особенностям учащихся. Близкие, но несколько урезанные требования рассмотрены в учебнике под редакцией Ю.К. Бабанского. А в учебнике под редакцией С.А. Смирнова перечислены не требования, а принципы отбора: соответствие требованиям общества, единство содержания и процесса обучения, структурного единства, гуманизации и фундаментализации. Г.М. Коджаспирова подошла к содержанию по-своему, раскрывая факторы, влияющие на его отбор: цель образования, уровень развития страны, культуры, стратегия образования, педагогики, образовательных учреждений и возможности ученика. В широкоинформационном учебнике И.П. Подласого и названных ранее учебниках по педагогике высшей школы о содержании образования вообще речи нет. Это говорит о субъективном подходе к содержанию обучения. К тому же неясно, кому адресованы требования, принципы и факторы, влияющие на отбор содержания? И какого содержания? Учебного предмета, учебного плана или стандарта образования[5]?
Нами также разработаны педагогические требования к содержанию учебника профессиональной дисциплины. При анализе и оценке ряда учебников с точки зрения этих требований–критериев обнаружены серьезные упущения.
Из всех требований к содержанию обучения самым важным и сложным является системность, т.е. установление взаимосвязей и взаимозависимостей элементов содержания учебной дисциплины, составляющих систему знаний, а также межпредметных связей, существующих в системе содержания всего вузовского образования. Мы сделали первые шаги в разработке системы вузовского содержания. Эта разработка основана на использовании философских категорий единства единичного, особенного и общего (всеобщего).
Выразим это единство в виде условной пирамиды. Возьмем для примера учебный план, ориентированный на подготовку профессионала для работы с людьми. На вершине пирамиды находится профессиональный предмет, на следующей ступени — общепрофессиональные предметы, еще ниже — общественные дисциплины, а у основания пирамиды — философия. Перед нами стояла задача найти связи, пронизывающие пирамиду сверху донизу.
Был использован материалистический подход к поиску этой связи. Он состоял во взгляде на учебную дисциплину как на отраженную деятельность. При этом подходе профессиональную дисциплину следует рассматривать как профессиональную деятельность, а систему профессионального цикла как систему взаимосвязанных деятельностей или коллективную деятельность, порождающую деловые отношения между сотрудниками.
В структуре коллектива, отражающего структуру профессионального цикла, каждый сотрудник выполняет свою профессиональную функцию и находится в деловых отношениях с другими сотрудниками. Деятельность коллектива пронизывается единым интересом, имеет единую цель и управляется руководством. В совокупности деятельностей, деловых отношений, единой цели и управления состоит существо коллектива. Из этих суждений выводится следствие: профессиональный цикл включает следующие межпредметные связи (сущностные, структурные, функциональные, целевые и управленческие). Эти связи выводят на общественные дисциплины, для которых характерны также эти связи.
В процессе обучения учебные предметы и циклы находятся не в статике, а в динамике, развитии. Стало быть, в содержании обучения проявляются философские законы. В первую очередь закон развития, а также противоречие как взаимодействие противоположных сторон и тенденций, являющихся движущей силой развития. Кроме связей, представляющих собой развитие, в содержании обучения проявляются и другие философские связи, выраженные в категориях причины и следствия, необходимости и случайности, количества и качества, а также единства единичного, особенного и общего (всеобщего).
Философские связи — общие закономерные связи, объединяющие всю систему вузовских дисциплин. Использование преподавателями и студентами этих связей — необходимое условие компетентности выпускников, т.е., по формулировке ФГОС, «овладения навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества».
Системность содержания позволяет обнаружить теоретическое ядро как отдельного учебного предмета, так и всех основных вузовских дисциплин. Выход на это ядро содержания обучения — необходимая предпосылка единства обучения и воспитания, высокого качества формирования и развития личности.
Методы обучения
В учебном процессе содержание обучения не только цель усвоения, но главным образом средство достижения цели формирования и развития личности. Другим средством являются методы обучения.
Здесь педагогика (дидактика) поработала успешно: подготовила большой набор методов, ориентированный не только на усвоение знаний и выработку умений, но и на развитие познавательных способностей. Много внимания уделили дидакты и разработке классификации методов обучения.
Объективно методы обучения не существуют сами по себе, как, например, содержание обучения, изложенное в учебниках. Они не являются специальным объектом изучения учащимися, а служат способами движения содержания, осмысления теории и применения ее на практике. Поэтому методы зависят от содержания учебного предмета, его раздела и конкретной темы. В учебниках следовало специально рассмотреть вопрос о выборе методов обучения, изучения системы знаний. Именно система знаний как совокупность связей и зависимостей элементов учебного предмета определяет выбор методов обучения.
Но т.к. педагогикой не разработана система знаний, то, вероятно, поэтому не рассматривается и вопрос о выборе методов обучения. Задача разработки методов вузовского обучения не решается совсем.
Авторы учебников, предназначенных для непедагогических вузов, в основном используют методы школьного обучения. А между тем вузовские методы, кроме общего со школьными методами, имеют и существенные особенности, обусловленные целью и содержанием обучения в вузе, а также социально-психологическими особенностями студентов — будущих профессионально-практических работников.
Эти особенности состоят в использовании в учебном процессе методов профессионально-практической деятельности, логических приемов и философской методологии. Все эти методы призваны обеспечить профессиональную теоретическую подготовку и профессионально-логическое мышление, обогащенное философской методологией. Ведь не зря же в вузе изучается логика и философия! Нет сомнения, что использование этих методов значительно повысит интерес студентов к обучению, а также качество их обучения, воспитания и развития.
Из всех разделов и глав учебников наиболее разработаны формы организации обучения. Вероятно, потому что они основаны не на умозрительных суждениях, а на практике, передовом педагогическом опыте, его обобщении.
Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы, раскрытые в учебнике под редакцией М.В. Булановой-Топорковой: «круглые» столы, мозговые штурмы, дискуссии, деловые и ролевые игры. Эти формы используются, как правило, при обсуждении проблемных вопросов, требующих поисковых методов и приемов обучения: анализа, гипотезы, доказательства, синтеза, умозаключения, индукции и дедукции. Особенно интересны семинары-обсуждения практических вопросов, задач, проблем. Основательно и по существу рассмотрены формы обучения в учебнике под редакцией А.В. Петровского, основанные главным образом на передовом опыте МГУ имени М.В. Ломоносова.
Вместе с тем изложенные в учебниках школьные и вузовские формы обучения недостаточно осмыслены теоретически. Это обусловлено состоянием дидактической теории, раскрытием основных сторон обучения (цели, содержания и методов) только в статике, притом независимо одна от другой.
Между тем, как справедливо считают авторы учебников, способом обучения, воспитания и развития личности является педагогический процесс. Но, к сожалению, в учебниках последних десятилетий излагается не сам процесс обучения, а лишь его структура. Структурный, а не процессуальный подход к обучению привел к тому, что названные в учебниках закономерности не выводятся из процесса обучения, а декларируются. Нередко они выражают не объективные основные внутренние связи учебного процесса, а субъективные суждения авторов.
Об этом в первую очередь свидетельствует несовпадение авторских положений и их многообразие. Самый яркий пример субъективизма и многообразия выражен в учебнике И.П. Подласого, где названо пятьдесят пять «закономерностей»! Несколько лучше положение с принципами дидактики, хотя в учебниках их также названо неодинаковое количество. Главная же недоработка состоит в том, что принципы, как и закономерности, не выведены из учебного процесса, а поэтому не работают в педагогической практике. Видимо, по этой же причине в учебнике под редакцией С.А. Смирнова не значатся ни закономерности, ни принципы.
Диалектика педагогики
В чем причина крайне медленного развития педагогики, в т.ч. дидактики, несмотря на их глубокие исторические корни? На наш взгляд, общий ответ дал А.С. Макаренко, считая педагогику самой диалектической наукой.
Ученые-педагоги, авторы учебников недостаточно, а часто очень слабо используют философию как методологию науки. В особенности основное философское положение о единстве материального и духовного. Обучение — по своей сущности духовный процесс, он — отражение материального (исторического формирования и развития человека). Педагогика же взяла из исторического развития лишь результат (общественно-исторический опыт), не придав познавательно-педагогического значения самому историческому процессу.
Учебный процесс является отражением в самых существенных чертах исторического процесса формирования и развития человека. Рассмотрим предельно кратко историю человека как методологическую основу учебного процесса.
Формирование исторического человека проходило в трудовой деятельности, которая побуждалась и направлялась его инстинктами, со временем перешедшими в потребности, а также интересы как осознанные потребности. Деятельность первобытного человека состояла в изготовлении орудий труда, которые использовались как способы получения предметов, способных удовлетворить потребности. Совместная деятельность как волевой процесс отражалась в мозгу человека в виде знаний (понимания) свойств предметов и способов их изменения, а также отношений в форме эмоций и зарождавшихся чувств, выражающих личный интерес к процессу и результату деятельности, его участникам и порядку распределения и потребления произведенного продукта. Понимание как первоначальное мышление, эмоции и чувства человека, а также воля составляли зарождающееся сознание. Так возникли родовые свойства человека — деятельность, отношения и сознание, осознанная активность.
Сознательная активность человека — это развитие его инстинктивной активности, происходившее по спирали. Побудительной силой этой активности были его интересы. А движущей силой стало взаимодействие сознания и активности, направленное на осознание предметов и способов их изменения.
Деятельность, отношение и сознание людей управлялось лицами, наделенными выделяющимися способностями и властью. Дальнейшее развитие деятельности, отношений и сознания развивало не только личность, но и общество, его общественное производство, общественные отношения и общественное сознание, а также общественно-государственную власть. Вместе с историческим процессом, формирующим личность и общество в их единстве, развивалась и структура этого процесса (цели и средства, предметы и способы их изменения, содержание и формы, теория и практика). Логика истории формирования и развития человека отражалась в логике процесса формирования и развития молодого человека как «социального филогенеза» в «социальном онтогенезе».
Рассмотрим процесс. Основа формирования и развития сознания детей и молодежи — это главным образом их познавательная деятельность (учеба), а также учебные и другие межличностные отношения, складывающиеся в процессе обучения. Деятельность — волевой процесс, в ней главным образом осуществляется мышление, а в отношениях формируются и развиваются чувства как выражение интересов. В совокупности мышления и чувств реализуется единство обучения и воспитания, развивается мышление, чувства и воля личности, ее осознанная активность.
Внутренней побудительной силой учебной деятельности являются познавательные и жизненно-практические интересы обучающихся, сформировавшиеся на основе познавательного и других инстинктов. Интересы пронизывают учебную деятельность, побуждая ее от начала до конца. Движущей силой этой деятельности, побуждаемой интересами, служит взаимодействие сознания и активности, направленное на осознание обучающимся учебного предмета и методов его изучения. Эта сила возрастает при условии овладения учебным предметом в форме решения задач и проблем, достижения цели посредством поиска и использования соответствующих методов.
Педагогические исследования советского времени показали значительное повышение познавательной активности учащихся при преобразовании отдельных вопросов учебного предмета в форму проблем, требующих поиска методов их решения. А на примере обучения учащихся начальной школы установлено заметное ускорение интеллектуального развития детей лишь при сознательном использовании ими методов овладения предметом, понимании своих умственных действий[6].
История формирования и развития человека представляет собой целостный процесс развития, идущий от возникновения человека до сегодняшнего дня. Таким целостным является и процесс обучения, развивающийся с самого раннего детства до окончания вуза.
Подход к учебному процессу целостно позволяет увидеть в зрелом (вузовском) процессе его истоки — активность ребенка, побуждаемую инстинктами, которые по мере развития молодого человека превращаются в интересы, а с начального этапа обучения — предвосхищения тенденции дальнейшего развития учебного процесса. Педагогика остановила свое внимание лишь на части процесса обучения, охватывающей среднюю школу. Но подход к исследованию части вне целого блокирует объективно существующие связи целостного учебного процесса, не позволяет проследить существенные связи этапов развития процесса, их особенности и обеспечивать постепенный переход обучения в самообучение.
Заключение
Исторический и целостный подход к исследованию процесса обучения приводит к обнаружению самой существенной связи этого процесса — взаимодействия сознания и активности обучающихся как движущей силы обучения, побуждаемого интересами, а также единством деятельности и отношений, педагогического управления и самоуправления, обучения и самообучения. Существенными связями является единство цели и средств, предметов и методов, содержания и формы, теории и практики, части и целого. Все эти структурные и функциональные связи, на наш взгляд, основные закономерности учебного процесса, формирования и развития личности. Они идут от начальной школы до вуза и выводят молодого профессионала в общественную практику.
Во всех существенных связях учебно-познавательной деятельности ведущим является интерес. Глубоко осознавая общественную роль педагогической деятельности учителей, председатель правительства РФ Д.А. Медведев на страницах «Российской газеты» заявил, что «для учителей денег не пожалеем». Иное дело, в сколь недалеком будущем эти обещания реализуются и в вузах. Но это уже, вероятно, совсем иная история…
Учебники и учебные пособия по педагогике, анализируемые в статье
1. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
2. Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2008. —354 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2-х кн. — М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — 4-е изд., исправленное. — М.: Академия, 2001. — 512 с.
5. Педагогика: Учебник для вузов по пед. специальностям / Г.М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2007. — 527 c.
6. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 608 с.
7. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. — 544 с.
8. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. — Москва, МГУ, 1986. — 302 с.
[1] В этом ряду нет категории «развитие».
[2] Под формированием мы понимаем не только и не столько физическое формирование, сколько придание определенной формы содержанию личности, формы проявления личности.
[3] Окружающую среду как фактор социализации также целесообразно ввести в понятие педагогического формирования личности.
[4] Педагогика призвана разработать теорию формирования и развития личности, отражающую единство педагогического процесса и влияния социальной среды.
[5] На наш взгляд, педагогической науке на первых порах хорошо бы разработать и реализовать единые требования к учебнику педагогики, что повысило бы качество учебников и интерес к ним со стороны студентов, учителей и преподавателей вузов.
[6] Кстати, отечественные и зарубежные теории развития личности широко освещены в учебнике Г.М. Коджаспировой.
Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность
метки:Студент, Задание, Преподаватель, Образование, Задача, Знание, Развитие, ПланированиеОсновной метод воспитания
а) убеждение
б) слово учителя
в) приучение
23. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:
а) гимнастика
б) упражнение
в) беседа
24. Логика воспитания:
а) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ
б) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль
в) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль
Критерием эффективности воспитания являются
а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников
б) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями
в) формирование эстетического вкуса
26. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:
а) Низкий уровень знаний учащихся
б) Проблемная ситуация
в) Низкий уровень знаний учителя
27. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:
а) Л.В.Занкова
б) А.Г.Ривина
в) В.С.Библера, С.Ю.Курганова
28. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, — есть:
а) дискуссия
б) консультация
в) обсуждени
Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип
а) Наглядности
б) Научности
в) Систематичности и последовательности
30. Путь достижения цели и задач обучения:
а) Форма обучения
б) Методика обучения
в) Метод обучения
31. Образовательные программы разрабатываются на основе:
а) концепций образования
б) программ развития образования
в) образовательных стандартов
32. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:
а) Инновационное обучение
б) Педагогическая инноватика
в) Инновационная деятельность
33. Этапы, необходимые для подготовки занятия:
а) прогнозирование, тренировка, упражнения
б) планирование, ход занятия, рефлексия
в) диагностика, прогнозирование, планирование
34. Уровень притязаний характеризуется:
20 стр., 9880 слов
Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания …
… поставлены следующие задачи: — определить сущность понятия психолого — педагогическая диагностика, духовно — нравственного воспитания, духовно — нравственного развития. — выявить взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом; — найти исследования направленные на выявления …
а) желаемым уровнем самооценки личности
б) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему
в) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий
Компонент структуры личности
а) память
б) возраст
в) характер
Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей
а) Педагогического менеджмента
б) Возрастной психологии
в) Педагогической психологии
Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность — это
а) влияние педагога
б) педагогическая ситуация
в) условие воспитания
38. Основная побудительная сила развития человека:
а) Генотип
б) Воспитание
в) Обучение
39. Раздел педагогической психологии:
а) психология младшего школьника
б) психология воспитания
в) психология подростка
40. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:
а) Интеракция
б) Знание
в) Умение
Задания для проверки уровня обученности ВЛАДЕТЬ
Задание 1.Сформулируйте воспитательные задачи любой внеаудиторной формы работы со студентами (студенческого телевидения, студенческого самоуправления, добровольческого движения, КВН, Духового оркестра как подразделения вуза и формы студенческой самодеятельности, акции патриотического характера, вузовского музея, отдельного мероприятия (например, Праздника посвящения в студенты, спортивных соревнований, концерта к Дню Матери, студенческого театра и др.).
Используйте при этом материал из статьи Сафроновой Е.М. «Становление аналитико-оценочной компетентности преподавателя вуза в сфере воспитательной деятельности»/ Сб. мат. Международной конференции по воспитательной работе 20-22 марта 2013г. «Социокультурное пространство вуза». – Волгоград, 2013.
Воспитательные задачи в высшей школе (материал подготовлен проф. Е.М. Сафроновой)
1. Создать условия для проявления и понимания студентом себя как неповторимой личности в разновозрастном коллективе.
2. Способствовать объединению студентов на основе общих социально-полезных, личностно-развивающих интересов.
3. Акцентировать внимание студентов на ценности семьи и значимости взаимопонимания в жизни каждого человека.
4. Формировать нравственные установки в отношениях друг с другом
5. Воспитывать стремление к совершенству через управление студентом своим поведением.
6. Способствовать формированию умения определять собственный смысл и стиль жизненного поведения в повседневной жизни.
7. Создать условия для постижения смысла доброжелательного отношения к другим людям, к соблюдению этических норм
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
8. Формировать способность студентов к достижению целей нравственными способами
9. Воспитывать чувство сопричастности студентов к героическому прошлому страны и потребности в заботе о людях, которые его обеспечили
10. Создать условия для возникновения и закрепления у студентов потребности в изготовлении подарков ветеранам для обеспечения радости и праздника другому.
11. Способствовать обеспечению самореализации студентов в деятельности на благо другого человека.
13. Способствовать приобретению студентами опыта патриотической деятельности
14. Воспитывать способность студентов к самопониманию.
15. Способствовать осознанию значимости снятия эмоционального напряжения для гармонизации взаимоотношений в коллективе
16. Способствовать закреплению волевого усилия над собой в процессе работы над вокальными сложностями в исполнении музыкального произведения.
17. Формирование потребности и способности трудиться в коллективе, подчиняя свои интересы коллективу в процессе хорового исполнения.
18. Создание ситуации осмысления ценности человеческой жизни, сохранения памяти о героическом прошлом Сталинграда.
19. Овладение студентами опытом постижения смысла красоты в обыденной жизни. Создавать условия для осмысления студентами своих собственных действий и поступков окружающих.
20. Воспитание эстетического вкуса, чувства меры и границ в любых жизненных обстоятельствах и ситуациях.
21. Воспитание рефлексивности по отношению к себе и окружающей действительности.
22. Воспитание чувства принадлежности к определенному сообществу (коллективу вуза), имеющему свои традиции.
23. Способствовать приобщению студентов к социально-активной, добротворческой деятельности в рамках вуза.
24. Создавать возможности для презентации своих способностей, индивидуальности и др.
Воспитательные задачи в направлении формирования собственной конкурентоспособности студентов:формирование
— стремления к жизненному успеху,
— навыков организации деятельности,
— положительной репутации,
— ориентации на семейное благополучие,
-способности к самоконтролю процессов и результатов личной
деятельности,
— собственной привлекательности,
— предпринимательских способностей.
Задание 2.Познакомьтесьсразделом 3. «Управление собственной карьерой» из книги: Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие/Под ред.д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника.- М.:ИНФРА-М, 2009. — 475с.- (Менеджмент в высшей школе).
Разработайте проект программы курса по выбору для студентов 2-3 курса «Планирование карьерного роста специалиста».
Предлагается оглавление вышеназванной книги:
Раздел 3. Управление собственной карьерой.
Гл. 14. Выбор карьеры.
Гл. 15. Как искать работу.
Гл. 16. Как предлагать себя работодателю.
Гл. 17. Как получить работу.
Гл.18. Как заключить контракт с работодателем.
Гл. 119. Как добиться успеха на работе.
Гл. 20. Как продвигаться по служебной лестнице.
Раздел 4. Система и механизмы формирования студентом собственной конкурентоспособности
Гл. 21.Конкурентоориентированность студенческой молодежи.
21.1. Содержание и значение конкуренто-ориентированности студентов.
21.2.Система развития конкуренто-ориентированности студентов.
21.3.Получение фундаментальных знаний.
21.4.Постоянное стремление к жизненному успеху.
21.5.Формирование навыков реальной организаторской деятельности.
21.6. Развитие предпринимательских способностей.
21.7.Освоение будущей профессиональной деятельности.
21.8. Формирование долговременных деловых связей.
21.9. Семейное благополучие как фактор повышения личной конкурентоспособности.
21.10. Формировании положительной репутации.
21.11. Ориентация на жизненное везение и удачу.
21.12. Постоянный самоконтроль процессов и результатов личной деятельности.
21.1.3. Расширение личного кругозора, умение быть интересным.
21.1.4.Повышение собственной привлекательности.
Гл. 22.Подготовка курсовой работы «Моя карьера».
Гл. 23.Учебно-ознакомительная практика «Технология карьеры».
Задание 3. Глоссарий по дисциплине
Инструкция по выполнению задания: составьте перечень ключевых понятий курса «Педагогика высшей школы» (не более 15).
Формулировка задания: опираясь на интернет-ресурсы, учебную литературу по курсу, словари и справочники, дайте письменно определения ключевых понятий, указав источники. Рекомендуется дать не менее двух определений каждого понятия.
Критерии оценки Глоссария:
1. Количество дефиниций.
2. Качество определений.
3. Содержание глоссария: раскрыты ли основные понятия курса?
4. Количество использованных словарей и энциклопедий.
Задание 4. Творческое задание «Воспитательные задачи в вузе».
Инструкция по выполнению задания: изучите перечень воспитательных задач, сформулированных в статье Сафроновой Е.М. «Становление аналитико-оценочной компетентности преподавателя вуза в сфере воспитательной деятельности»/ Сб. мат. Международной конференции по воспитательной работе 20-22 марта 2013г. «Социокультурное пространство вуза». – Волгоград, 2013.
Формулировка задания: Составьте список возможных воспитательных задач конкретного внеаудиторного мероприятия воспитательного характера в вузе (не менее пяти задач).
Критерии оценки творческого задания «Воспитательные задачи в вузе».
- В задаче названо качество (отношение), которое подлежит формированию. Из формулировок ясно, Что? У кого? При каких условиях (в какой деятельности)? Формируется. Задач названо не менее пяти. – 4 балла.
- В задачах названо формируемое качество (свойство, отношение), но не обозначено в какой деятельности оно формируется. Задач менее пяти.– 3 балла.
- Задачи воспитательного воздействия имеют общий, неконкретный характер. Их реализацию проверить невозможно. – 1 балл.
Задание 5. Мини-проект «Планирование карьерного роста специалиста»
Инструкция по выполнению задания: Познакомьтесьсразделом 3. «Управление собственной карьерой» из книги: Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие/Под ред.д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника.- М.:ИНФРА-М, 2009. — 475с.- (Менеджмент в высшей школе).
Формулировка задания: Разработайте проект «Планирование карьерного роста специалиста».
Критерии оценки мини-проекта по разработке рабочей программы «Планирование карьерного роста специалиста»
Критерии оценивания проекта.
№ | Оценка процесса разработки проекта | Оценка защиты проекта |
— Содержание и объем разработки, — Аутентичность материала и практическая ценность проекта, — Степень творчества, — Работа в группе, — Качество оформления | Качество доклада Проявление глубины и широты знаний по теме Ответы на вопросы Участие каждого члена группы |
Задание 6. Решите ситуационную задачу
На практических занятиях один из студентов, занимающий, как правило, место недалеко от преподавателя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы преподавателя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно, контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопросы преподавателя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия.
Задание 7. Решите ситуационную задачу
Студент третьего курса работал с одним преподавателем (выполнение курсовых работ, участие в конференциях и т. д.).
На пятом курсе из-за конфликта высказывает желание выполнять дипломную работу у другого преподавателя. Студент учится на «отлично» и намеревается поступать в аспирантуру. Ситуация переговоров с другим преподавателем известна предыдущему руководителю. Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить желание заниматься дальнейшей научной работой. Какими должны быть отношения студента с научным руководителем?
Задание 8. Решите ситуационную задачу
Немного опоздав, на лекцию входит староста группы, только что получивший стипендию. Сидящие рядом студенты просят выдать им стипендию, что староста и делает, вовлекая все большее количество и отвлекая слушателей. Как должен повести себя в этой ситуации преподаватель?
Задание 9.
Решите ситуационную задачуВо время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как другие выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Преподаватель говорит, что если студенту не интересно, то …
Задание 10. Решите ситуационную задачу
Преподаватель является руководителем некоторого общества, в которое студенты не стремятся вступить. Чтобы привлечь студентов в ряды организации, преподаватель ставит условие «пока не напишешь заявление на вступление, билет на экзамене не получишь». Проанализируйте ситуацию с позиции преподавателя и студента.
Задание 11.Раздел«Общие основы педагогики высшего образования»
Внимательно прочитайте задание, воспользуйтесь представленной учебно-методической литературой и интернет-ресурсами:
http//www.window.edu.ru – ж. «Педагогическое образование в России,
http//www . hetoday.org — журнал «Высшее образование сегодня»,
http//www. vovr.ru — журнал «Высшее образование в России»,
http//www .vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования».
При ответе на вопросы опирайтесь также на пособие: Власюк, И.В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / И.В. Власюк; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2012.— 14 с.
Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки в завершении изучения раздела «Общие основы педагогики высшего образования»
1. Что представляет собой высшее образование?
2. Назовите основные тенденции развития высшего образования и дайте им характеристику.
3. Дайте характеристику основным категориям педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие.
4. Раскройте сущность инновационных процессов в высшей школе.
5. Как педагогическая наука связана с другими науками?
6. Докажите, что деятельность является основным условием развития личности обучающегося.
Задание1 2.На основе изучениятекста ФГОС ВО по одному из направлений высшего образования, например, «Педагогическое образование», «Технологическое образование» и др. (возможно не всего текста, а только раздела «Требования к результатам образования», где перечислены компетенции специалиста) письменно ответьте на вопрос: Какие из компетенций являются результатом именно воспитательной деятельности преподавателей и кураторов. Какие из компетенций, перечисленные в Стандарте, и по каким причинам, на ваш взгляд, менее всего являются ориентиром педагогической деятельности ППС современных вузов? Используйте Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: .
Задание 13. Письменный блиц-опрос «Дидактика высшей школы».
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте задание, воспользуйтесь представленной учебно-методической и справочной литературой.а) Золотых, Н.В. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие/ Н.В. Золотых, С.А. Цепляева. Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. — 196с.;
б) Власюк И.В.Педагогика высшей школы : учеб. пособие / И. В. Власюк; под ред. Н.М. Борытко.— Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2012—14с.
Формулировка задания: в завершении изучения раздела «Дидактика высшей школы» ответьте письменно на два выбранных вами вопроса из перечня вопросов для самопроверки.
1. Чем определяется содержание образования?
2. Каково содержание понятия «дидактика»?
3. Каковы современные дидактические принципы высшей школы?
4. Дайте характеристику содержания процесса обучения в вузе.
5. Какие существуют педагогические средства и формы организации дидактического процесса?
6. Дайте характеристику различным формам организации обучения студентов в вузе.
7. Охарактеризуйте активные методы обучения. В чем их отличие от традиционных методов?
8. Что Вы понимаете под качеством образования? Раскройте сущность данного понятия.
9. Назовите основные признаки учебно-познавательной деятельности.
10. В чем заключается сущность учебной деятельности?
Задание 14.Эссе «Ретроспективный анализ воспитательного аспекта деятельности преподавателя (куратора) вуза»
Требования к эссе
(эссе выполняется всеми студентами на одну и ту же тему: «Ретроспективный анализ воспитательного аспекта деятельности преподавателя (куратора) вуза.
Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (рекомендуемый объём эссе – 10 тысяч знаков).
В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных аспирантом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему, и т.д.
Требования к эссе могут трансформироваться в зависимости от конкретной дисциплины, однако, качество работы должно оцениваться по следующим критериям:
— самостоятельность выполнения,
— способность аргументировать положения и выводы,
— обоснованность, четкость, лаконичность,
— оригинальность постановки проблемы,
-уровень освоения темы и изложения материала
(обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте задание, требования к эссе, воспользуйтесь представленными ниже вопросами для наблюдения как ориентирами в изложении собственного взгляда на проблему.
Формулировка задания: Методом ретроспективного анализа, вспоминая свой студенческий период жизни и опираясь на Методику (см. ниже авторскую методику Сафроновой Е.М.), проанализируйте характер и состояние воспитательной деятельности куратора вашей или любой другой группы студентов.
Вопросы для наблюдения за характером педагогического взаимодействия преподавателя и студента. Его цель: определить, является ли деятельность педагога собственно воспитательной, в которой отражены признаки ситуации воспитания (автор проф. Е.М. Сафронова):
- Поддерживает ли преподаватель собственные усилия студента в учебном процессе или во внеурочной социально-проектной деятельности?
- Являются ли предметом внимания преподавателя прежде всего чувства, переживания, нравственные мотивы и поступки? Использует ли педагог возможности технических средств обучения для активизации эмоционально-волевой, нравственно-смысловой сфер личности?
- Становится ли студент союзником преподавателя в преодолении собственной «недостаточности», в усилии над собой?
- Пытается ли преподаватель так организовать студенческую жизнь, чтобы она проходила для учащихся с постоянной рефлексией целей и смыслов каждого поступка?
- На чем более всего фиксирует внимание педагог: на процессе и результате учебной и внеучебной деятельности студента. или на том изменении, которое может произойти (происходит) в ценностно-смысловой, духовной сфере личности ?
- Является ли деятельность воспитанников социальной, добровольной, нравственно мотивируемой?
- Создает ли преподаватель возможности для проявления и развития личностных качеств (избирательности, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества и т.п.)?
- Акцентирует ли преподаватель внимание на нравственном аспекте содержания учебного материала? Выделяет ли для обсуждения на уроке и во внеурочное время проблемы нравственно-этического характера?
- Учитывает ли педагог при проектировании и осуществлении воспитательной работы необходимость выделения в содержании воспитывающей деятельности трех аспектов: интеллектуально-познавательного, духовно-нравственного, смыслопоискового?
- Проектирует ли преподаватель (или использует спонтанно возникающую) ситуацию «помоги другому», ситуацию успеха?
- Продумывает ли преподаватель воспитательный потенциал форм организации образовательного процесса (внеурочного занятия)? Предлагает ли индивидуальные, групповые предварительные задания, способствующие развитию творчества?
- Учитывает ли педагог в своем взаимодействии с воспитанниками их гендерные особенности?
При наблюдении за деятельностью преподавателя (или при его самооценке) следует использовать бальную шкалу оценивания, где один балл означает, что умение не проявляется никогда; два балла — иногда, три балла — часто, 4 балла — всегда. В результате наблюдения за деятельностью преподавателя заполняется следующий бланк, в котором предлагается напротив соответствующего номера вопроса для наблюдения выставить балл.
Задание 15. Контрольная работа по ФГОС ВО
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте задание, подготовьте для проведения аналитического исследования текст ФГОС ВО по одному из направлений .
Формулировка задания: Ответьте на два вопроса:1. Какие из компетенций являются результатом именно воспитательной деятельности преподавателей и кураторов. 2. Какие из компетенций, перечисленные в Стандарте, и по каким причинам, на ваш взгляд, менее всего являются ориентиром педагогической деятельности ППС современных вузов?
Задание 16. Решите ситуационную задачу
На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель; правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность? Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?
Задание 17.
Решите ситуационную задачу
Студент опоздал на контрольную работу. Преподаватель дает ему индивидуальное задание. Студент сдает контрольную работу досрочно. Преподаватель утверждает, что студент списал, и дает другое, более сложное задание. Студент его выполняет. Преподаватель дает третье задание, с которым студент не может справиться. Студент просит помочь в решении, но преподаватель не справляется сам. Ситуация переходит в конфликт: студент резко выразился в адрес преподавателя и покинул аудиторию. Проанализируйте ситуацию.
Задание 18. Решите ситуационную задачу
Преподаватель задал домашнюю контрольную работу. При проверке он обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как должен вести себя преподаватель?
Задание19. Решите ситуационную задачу
На педагогической практике студентка проводила открытый урок. Присутствовали: учитель, преподаватель университета, три практиканта. По окончании урока переходят к обсуждению, и тут учитель с гневом обрушивается на студентов, которые по ходу урока не анализировали его, даже ухитрялись читать книги. Обвиняются студенты, преподаватель и весь университет. Как вести себя преподавателю вуза?
Задание 20. Прокомментируйте отрывки:
1. «Способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучить ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Довольно часто приходится наблюдать, что дети в семьях джентльменов говорят с домашней прислугой языком господ, властным тоном, употребляют пренебрежительные клички, как будто это люди другой, низшей расы и низшей породы. Внушается ли это высокомерие дурным примером, преимуществом положения или природным тщеславием — безразлично: его всегда следует предупреждать и искоренять и на его место внедрять мягкое, вежливое и приветливое обращение с людьми низшего ранга. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что, чем больше им дано, тем они и должны быть добрее, сострадательнее и мягче к свои собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни.» Дж. Локк.
2. «Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которым ему встречаются… Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания. Лучше не заниматься вовсе, чем заниматься предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качестве достоверного. Ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика, как риск его убавления». Рене Декарт.
3. «Весь успех дела будет зависеть от профессоров, и, не обинуясь, скажу, что больше всего и первее всего надо позаботиться о том, чтобы подготовить таких лиц… Людей вполне благонадежных, не только любящих свою страну вообще, но и особенно преданных успешному в ней развитию науки и просвещения, по моему мнению, еще можно найти в том небольшом количестве, которое нужно для главного училища наставников. » Д.И. Менделеев.
Понимание вашей движущей силы и основных человеческих потребностей — Jenna Hidinger Photography
Несколько недель назад мой отец ни с того ни с сего написал мне сообщение о недавно пройденном им личностном тесте под названием «Тест человеческих потребностей». И прежде чем вы подумаете, что — это не очередной личностный тест (а может, это только я? 😉), позвольте мне сказать вам кое-что: я никогда в своей -жизни не проходил тест, который определил бы меня так точно, как этот. .
Это может быть только я или просто мои результаты, но я был буквально поражен, когда закончил тест и прочитал свои результаты. И это не один из тех супер известных тестов, как Майерс-Бриггс (здесь INFJ!) или эннеаграмма (здесь тип 3!), что было еще одной причиной моего цинизма. И все же, рискну сказать, что я узнал о себе больше из Теста Человеческих Потребностей, чем из обоих этих тестов вместе взятых, возможно, потому, что он выявил мой внутренний конфликт, который я не мог понять раньше!
В этом тесте вы ответите на серию из 84 быстрых вопросов, предназначенных для определения двух основных человеческих потребностей (потребностей, которые определяют ваше принятие решений, или, как говорится на их веб-сайте, «потребностей, которые составляют основу каждого решения, которое мы принимаем в жизни») из шести: определенность, разнообразие, значимость, любовь и связь, рост и вклад. Ниже приводится краткое объяснение (прямо с их веб-сайта), в котором описывается каждая потребность:
КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
· Определенность – потребность в безопасности, стабильности, защищенности, комфорте, порядке, предсказуемости, контроле и последовательности
· Разнообразие – потребность в сюрпризах, вызовах, волнениях, хаосе, приключениях и переменах
· Значимость – потребность иметь смысл, быть особенным, гордиться, быть нужным и желанным, иметь чувство важности и достойной любви
· Любовь и связь – потребность в общении, быть единым, чувствовать себя связанным, близким и любимым другими
· Рост – потребность в постоянном эмоциональном, интеллектуальном и духовном развитии
· Вклад – потребность давать больше, чем мы сами, и заботиться, защищать и служить другим
Имея более 620 потенциальных пар из этих шести потребностей, вы обязательно получите довольно точный профиль «потребностей»! А мой был именно таким.
ЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Из 620 возможных комбинаций результаты моего теста показали, что две мои главные человеческие потребности, которые влияют на принятие решений, это: определенность и рост , а вклад занимает третье место. Зная себя и пройдя множество личностных тестов раньше, это не было для меня слишком удивительным… Мне не обязательно было делать что-то «новое», просто зная две мои основные потребности. Но именно результаты этой комбинации поразили меня и помогли мне так много узнать о себе! Вот небольшая выдержка из моих результатов:
» Поскольку вашей главной потребностью является определенность, а второй потребностью — рост, ваш внутренний конфликт заключается в том, что вы хотите чувствовать себя комфортно, в безопасности и в безопасности. Вам нужна предсказуемая среда, и вы не хотите рисковать. Тем не менее, чтобы расти, вам нужно проявить себя, рискнуть, расширить границы своего комфорта и напрячься. Чтобы удовлетворить свою потребность в уверенности, вы предпочитаете избегать новых людей и новых ситуаций. Чтобы удовлетворить свою потребность в росте, вам нужно взаимодействовать с новыми людьми и новыми ситуациями. Этот внутренний конфликт занимает вас и мешает людям помочь вам удовлетворить ваши потребности, поскольку они не знают, что важнее для вас: определенность или рост. Один из способов решить эту дилемму состоит в том, что вы всегда можете быть уверены в том, что можете расти, потому что всегда есть что-то новое, чему нужно учиться, и новые навыки, которые нужно развивать, а способ разрешить конфликт — удовлетворить свою потребность в уверенности, постоянно развиваясь. . У вас могут возникнуть трудности на работе, если вы не чувствуете, что растете и в то же время находитесь в комфортной, организованной и предсказуемой среде».
«Поскольку вашей главной потребностью является определенность, вы должны чувствовать себя в безопасности, в безопасности и комфортно, и вы должны убедиться, что вы будете в безопасности, безопасности и комфорте в будущем. Для вас также очень важно избегать боли. Вы не можете быть счастливы, когда вы не уверены в вещах».
Мой первый и третий результат (рост и вклад) объясняют именно , почему я люблю писать подобные сообщения в блоге (даже если они могут показаться немного случайными и неуместными!).
Но последняя часть выше меня действительно поразила: «Вы не можете быть счастливы, когда вы не уверены в вещах». Я не думаю, что это обязательно означает, что я никогда не будет счастлив, когда я чувствую себя неуверенно, но мне намного труднее быть счастливым, когда я в чем-то неуверен. И это может быть проблемой, поскольку жизнь буквально НАПОЛНЕНА неопределенностью.
Честно говоря, эта часть результатов меня немного беспокоит. Я всегда задавался вопросом, почему я склонен завидовать людям, которые готовы рисковать, не имея стопроцентной уверенности… и теперь я понимаю, что это потому, что я ценю уверенность превыше всего остального.
ПОДРОБНЕЕ
Самое интересное, на мой взгляд, в этом тесте, это то, как он применим к различным сферам моей жизни, таким как брак, дружба и бизнес.
Брак? Легкий! Я уверен в этом, Ник и я в этом надолго — мы оба. Я не так сильно волнуюсь, когда дело касается моего брака, так как это что-то рутинное и стабильное.
Дружба? Может быть, немного сложнее, так как ничто не говорит о том, что у кого-то есть остаться твоим другом. Они могут встать и уйти в любой момент! Неудивительно, что у меня были проблемы с дружбой — я склонен держать людей на расстоянии вытянутой руки, если чувствую, что что-то не так в отношениях, потому что они кажутся неуверенными и нестабильными.
Бизнес? Возможно, самый сложный из трех. Может быть, потому что я владелец малого бизнеса, который не обязательно знает, какая работа у меня будет через два месяца, шесть месяцев или два года. Существует много неопределенности, когда речь идет о бронировании, а также о таких вещах, как местоположение и типы клиентов, которых я бронирую, а также условия, в которых я буду фотографировать. Будет ли дождь? Будет ли снег? Будет ли сильный штормовой ветер?! (Это может быть особенно верно, поскольку я живу в Питтсбурге — ха-ха!)
ЭТО ОПРЕДЕЛЯЕТ МЕНЯ?
Знаете, что мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно? Тот факт, что даже несмотря на то, что у нас есть эти основные человеческие потребности, которые определяют наши решения, это не означает, что они контролируют нас. Легко пройти такой тест и поставить себя в рамки того, что я могу и не могу делать, основываясь на своих результатах. Если воспринимать их нездоровым образом, эти «потребности» могут быстро стать оправданиями.
Исходя из личного опыта, я думаю, что это легко сравнить с концепцией экстраверт/интроверт. Позвольте мне объяснить: раньше я думал примерно так: «Поскольку я интроверт, я никогда не смогу/не буду никогда/никогда не смогу ___________ (заполните пробел всеми отговорками, которые может использовать интроверт)». Я никогда не буду заниматься бизнесом. Я никогда не мог руководить группой людей (привет, пьяные свадебные вечеринки!). Я никогда не мог начать случайный разговор с незнакомцем. Интересно, однако, как я в настоящее время я делаю все это и многое другое , хотя я интроверт.
Итак, какая последняя мысль после всей этой бессвязной речи? Если вы решили пройти этот тест – отлично! Я надеюсь, что вы это сделаете, и я надеюсь, что вы найдете это полезным, и что оно научит вас кое-чему о себе. Но я надеюсь, что вы не используете какую-либо часть своих результатов в качестве предлога для того, должны ли вы что-то делать или не должны. Потому что, когда мы начинаем оправдываться и говорить что-то вроде «Я такой, какой я есть!» Мы проигрываем во многих отношениях. Мы проигрываем в нашем браке, в нашей дружбе, в нашем бизнесе и, в конечном счете, в наших жизни .
Если вы решите пройти этот тест, я хотел бы услышать ваши результаты, и если вы думаете, что они верны тому, кто вы есть!
Спасибо за прочтение, друзья!
Движущие силы человеческой природы и их адаптация: Введение в психологию и психопатологию эмоционального поведения и волевого контроля | JAMA
Движущие силы человеческой природы и их адаптация: Введение в психологию и психопатологию эмоционального поведения и волевого контроля | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
- Поделиться
Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
30 июля 1949 г.
ДЖАМА. 1949; 140(13):1132. дои: 10.1001/jama.1949.02
0062031
Полный текст
Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.
Абстрактный
Дом Томас Вернер Мур известен своими научными трудами в области психопатологии. Мур проявляет большой интерес к векторному анализу, который представляет собой статистическую процедуру, используемую в психологии для определения совокупности черт или синдромов, обнаруживаемых в определенных областях ненормальной психологии. Большинство этих синдромов представляют собой клинические синдромы, но определяются в новых терминах. Тем не менее, их идентификация по описанию отдельных признаков с использованием современной терминологии не представляет труда. Следует также помнить, что отец Мур известен эффективным разбавлением фрейдистской психологии.