Основные функции эмоций: Эмоции: функции и основные разновидности

Содержание

Эмоции: функции и основные разновидности

Эмоции в жизни человека играют огромную роль. Они побуждают к деятельности, формируют цели, определяют мотивы поведения. При помощи эмоций человек способен выразить свое отношение к ситуации, явлению, предмету. В психологии выделяется несколько функций эмоций.

Основные функции эмоций

Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.

Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.

Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния. Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.

Замечание 1

Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.

Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.

Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.

Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня. Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие.

Настроение приобретает предметную соотнесенность, возникает сигнал, указывающий на событие, которое оставило неприятные ощущения. Это может быть негативная реакция на чей-то поступок, более успешный. Человек думал и действовал правильно, как ему казалось, и это было главным мотивом его деятельности, но на деле вышло не совсем так.

Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.

Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.

Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.

Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.

Замечание 2

Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.

Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.

Фундаментальные эмоции человека

Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других. Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта. Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.

Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.

Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.

Страдание. Одна из наиболее распространенных отрицательных эмоций. Является доминирующей при горе, депрессии. Причин для страдания много. Это и проблемы повседневной жизни, потребностные состояния. Описывая страдание отмечают упадок духа, одиночество, изоляцию, уныние.Эмоция сигнализирует человеку и его окружению, что ему плохо. Эмоция побуждает человека к действиям, облегчающим это состояние, устраняющим причину страдания. Наиболее тяжелой формой страдания является горе. Источник горя — утрата. Состояние горя очень тяжело переживается человеком.

Гнев. Очень сильная отрицательная эмоция. Гнев возникает вследствие неосуществления, недостижения страстно желаемого. Причинами гнева могут быть: личное оскорбление, обман, принуждение. Когда человек испытывает гнев, он ощущает свою силу, испытывает желание сокрушить источник гнева. Чем больше сила гнева, тем сильнее субъект и тем больше его желание физически действовать. Ярость — наивысшее проявление данной эмоции. Здесь мобилизация энергии настолько велика, что человек вынужден выплеснуть эту энергию. Это проявляется различными способами.

Отвращение. Эта эмоция возникает, когда человек стремится устранить объект или изменить его. В сознании человека происходит рассогласование ценностно-значимого и уродливо-несовершенного. Отвращение могут вызывать предметы, действия, поступки. Как и гнев, данная эмоция может быть направлена на себя, тогда снижается самооценка, возникает чувство самоосуждения.

Презрение. Если человек испытывает данную эмоцию, то он должен чувствовать себя умнее, сильнее, увереннее, чем презираемое лицо. Человек испытывает чувство превосходства и обесценивает качества других. Это враждебное чувство. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.

Страх. Сильная и опасная эмоция. Причиной страха может стать событие, условие, которое сигнализирует об опасности. Эта эмоция управляет сознанием и поведением человека. Он может переживать состояние страха как предчувствия беды, неуверенности, незащищенности, угрозы своему существованию. Видов страха множество: от неприятного предчувствия до ужаса.

Стыд. Испытывая чувство стыда, человек представляется себе маленьким, скованным, расстроенным, никчемным. Эмоция парализует мыслительную деятельность, человек лишается возможности на какое-то время мыслить логично. Стыд может вызвать чувство презрения к самому себе.

Вина. Эмоциональное состояние, возникающее вследствие неправильных действий. Человек чувствует вину, когда понимает, что им нарушены правила, что он переступил границы чего-либо. Вина может возникать в связи с осуждением своего поступка. Реакциями на чувство вины являются раскаяние, осуждение себя, понижение самооценки. Когда человек лично ответственен за что-то, возникает чувство вины. Эта эмоция длительная и мучительная.

Формы проявления эмоций

Рассмотрим следующую классификацию форм проявления эмоций.

Аффект. Эмоциональное состояние, продолжающееся недолгое время, связанное с изменение жизненно важных обстоятельств для человека. Сопровождается сильно выраженными двигательными проявлениями. Человек теряет сознательный контроль за своими действиями. Аффект может развиться, когда человек не способен найти выход из создавшейся ситуации. При повторении ситуаций, вызывающих отрицательные эмоции аффект аккумулируется. Наивысшая форма — бурный неуправляемый аффективный взрыв. Сильный аффект способен захватить личность полностью. Существуют положительные аффективные проявления: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффективного состояния часто наблюдается упадок сил, равнодушие ко всему или раскаяние в содеянном.

Эмоции менее интенсивны в сравнении с аффективными состояниями. Они ситуативны, то есть выражают отношение человека к конкретному объекту, действию, событию. Многими учеными рассмотрены функции эмоций, психология дает определение чувства.

Чувство — основная форма переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира. Достаточно устойчивая и постоянная форма. Чувства человека — обобщенные эмоции. Человек испытывает чувства к явлениям, имеющим постоянную мотивационную значимость. Если ситуативное и устойчивое эмоциональные переживания не совпадают, возникает амбивалентность чувств. Чувства — привязанность , направленность на явление или предмет. Чувства играют роль эмоционально-смысловых образований личности. Когда формируется личность, чувства выстраиваются в иерархическую систему. Доминируют мировоззренческие установки, то есть главные характеристики личности.

Классификация чувств

Чувства классифицируются в психологии, выделяются подвиды, исходя из их связи с конкретными видами деятельности и сферами социальных явлений. Выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Это высшие чувства, в них заключается все отношение человека к окружающему миру.

Нравственные чувства — отношение человека к окружающим, к Родине, к семье, к себе. К нравственным чувствам относятся: любовь, патриотизм, справедливость, достоинство, мужество. Нравственные чувства разнообразны, это подчеркивает многоплановость человеческих отношений. Этические чувства призваны регулировать поведение человека. Главный нравственный регулятор — совесть. Человек, идущий на сделку с собственной совестью, испытывает чувства вины и стыда. Стыд — инфантильное чувство, вина — более объемное, цельное, предполагающее осознание человеком ответственности за содеянное.

Интеллектуальные чувства возникают при желании человека познавать мир. Процесс приобретения знаний, его результат являются предметами познавательных чувств. К данного рода чувствам можно отнести: интерес, любознательность, таинственность, удивление. Любовь к истине — это вершина интеллектуальных чувств, именно она становится движущей силой науки.

Эстетические чувства помогают воспринимать явления окружающего мира с точки зрения прекрасного, красивого. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, который наделен эстетическим вкусом при восприятии произведений искусства, природы, других людей испытывает положительные или отрицательные эмоции широкого диапазона: от наслаждения до отвращения.

Чувства человека не возникают сами по себе, они связаны со взаимодействием человека с другими людьми, регулируются правилами, нравами общества.

Эмоциональные состояния человека

Настроение — одно из слабо выраженных устойчивых эмоциональных состояний. Это эмоциональная окраска поведения. Когда человек пребывает в хорошем настроении, он воспринимает что-либо положительно. Настроение зависит от того, как протекает взаимодействие между людьми, как человек воспринимает себя, окружающую его обстановку. Настроение бывает положительным: веселое, приподнятое, жизнерадостное, эйфория и отрицательным: грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия.

Страсть — сильное, глубокое состояние. Характеризуется сосредоточенностью, собранностью, концентрацией на единую цель. Страсть способна захватить всего человека. Бывают пагубные страсти и страсти, ведущие к великим свершениям.

Стресс — состояние, которое возникает при экстремальной ситуации. От человека требуется мобилизация нервно-психических сил. Изначально термин «стресс» возник в физиологии, как неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие среды. Позднее был выделен психологический стресс, который подразделяется на эмоциональный (угроза, обида, опасность) и информационный (перегрузки информационного плана).

К стрессу приводят только сильные воздействия. Влияние стрессора должно превосходить приспособительные возможности человека. Г.Селье разработал теорию о стрессе и выделил три стадии его развития:

  • мобилизация защитных сил организма;
  • адаптация к стрессу;
  • истощение.
Определение 1

Стресс — это не просто напряжение нервной системы, это комплексная приспособительная реакция всего организма.

Неважно приятна или неприятна ситуация, вызывающая стресс. Выделяют понятия стресса и дистресса.

Определение 2

Дистресс — результат объемного стресса, когда исчерпаны адаптационные резервы.

Тяжелейшими стрессорами являются войны, стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи, пожары. Раздражители стресса не обязательно должны существовать в реальности. Стресс могут вызвать напоминания или угроза. Есть раздражители, которые существуют в реальности, но не несут опасности и все же имеют стрессогенное значение, так как им приписываются угрожающие свойства.

Близко к стрессу состояние фрустрации, когда на пути к цели у человека возникают трудности. Данное состояние сопровождают множество эмоций: озлобленность, подавленность, агрессия. Данные эмоции способны дезорганизовать сознание и поведение человека.

Эмоции: функции и основные разновидности

Эмоции в жизни человека играют огромную роль. Они побуждают к деятельности, формируют цели, определяют мотивы поведения. При помощи эмоций человек способен выразить свое отношение к ситуации, явлению, предмету. В психологии выделяется несколько функций эмоций.

Основные функции эмоций

Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.

Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.

Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния.

Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.

Замечание 1

Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.

Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.

Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.

Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня. Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие. Настроение приобретает предметную соотнесенность, возникает сигнал, указывающий на событие, которое оставило неприятные ощущения. Это может быть негативная реакция на чей-то поступок, более успешный. Человек думал и действовал правильно, как ему казалось, и это было главным мотивом его деятельности, но на деле вышло не совсем так.

Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.

Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.

Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.

Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.

Замечание 2

Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.

Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.

Фундаментальные эмоции человека

Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других. Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта. Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.

Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.

Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.

Страдание. Одна из наиболее распространенных отрицательных эмоций. Является доминирующей при горе, депрессии. Причин для страдания много. Это и проблемы повседневной жизни, потребностные состояния. Описывая страдание отмечают упадок духа, одиночество, изоляцию, уныние.Эмоция сигнализирует человеку и его окружению, что ему плохо. Эмоция побуждает человека к действиям, облегчающим это состояние, устраняющим причину страдания. Наиболее тяжелой формой страдания является горе. Источник горя — утрата. Состояние горя очень тяжело переживается человеком.

Гнев. Очень сильная отрицательная эмоция. Гнев возникает вследствие неосуществления, недостижения страстно желаемого. Причинами гнева могут быть: личное оскорбление, обман, принуждение. Когда человек испытывает гнев, он ощущает свою силу, испытывает желание сокрушить источник гнева. Чем больше сила гнева, тем сильнее субъект и тем больше его желание физически действовать. Ярость — наивысшее проявление данной эмоции. Здесь мобилизация энергии настолько велика, что человек вынужден выплеснуть эту энергию. Это проявляется различными способами.

Отвращение. Эта эмоция возникает, когда человек стремится устранить объект или изменить его. В сознании человека происходит рассогласование ценностно-значимого и уродливо-несовершенного. Отвращение могут вызывать предметы, действия, поступки. Как и гнев, данная эмоция может быть направлена на себя, тогда снижается самооценка, возникает чувство самоосуждения.

Презрение. Если человек испытывает данную эмоцию, то он должен чувствовать себя умнее, сильнее, увереннее, чем презираемое лицо. Человек испытывает чувство превосходства и обесценивает качества других. Это враждебное чувство. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.

Страх. Сильная и опасная эмоция. Причиной страха может стать событие, условие, которое сигнализирует об опасности. Эта эмоция управляет сознанием и поведением человека. Он может переживать состояние страха как предчувствия беды, неуверенности, незащищенности, угрозы своему существованию. Видов страха множество: от неприятного предчувствия до ужаса.

Стыд. Испытывая чувство стыда, человек представляется себе маленьким, скованным, расстроенным, никчемным. Эмоция парализует мыслительную деятельность, человек лишается возможности на какое-то время мыслить логично. Стыд может вызвать чувство презрения к самому себе.

Вина. Эмоциональное состояние, возникающее вследствие неправильных действий. Человек чувствует вину, когда понимает, что им нарушены правила, что он переступил границы чего-либо. Вина может возникать в связи с осуждением своего поступка. Реакциями на чувство вины являются раскаяние, осуждение себя, понижение самооценки. Когда человек лично ответственен за что-то, возникает чувство вины. Эта эмоция длительная и мучительная.

Формы проявления эмоций

Рассмотрим следующую классификацию форм проявления эмоций.

Аффект. Эмоциональное состояние, продолжающееся недолгое время, связанное с изменение жизненно важных обстоятельств для человека. Сопровождается сильно выраженными двигательными проявлениями. Человек теряет сознательный контроль за своими действиями. Аффект может развиться, когда человек не способен найти выход из создавшейся ситуации. При повторении ситуаций, вызывающих отрицательные эмоции аффект аккумулируется. Наивысшая форма — бурный неуправляемый аффективный взрыв. Сильный аффект способен захватить личность полностью. Существуют положительные аффективные проявления: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффективного состояния часто наблюдается упадок сил, равнодушие ко всему или раскаяние в содеянном.

Эмоции менее интенсивны в сравнении с аффективными состояниями. Они ситуативны, то есть выражают отношение человека к конкретному объекту, действию, событию. Многими учеными рассмотрены функции эмоций, психология дает определение чувства.

Чувство — основная форма переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира. Достаточно устойчивая и постоянная форма. Чувства человека — обобщенные эмоции. Человек испытывает чувства к явлениям, имеющим постоянную мотивационную значимость. Если ситуативное и устойчивое эмоциональные переживания не совпадают, возникает амбивалентность чувств. Чувства — привязанность , направленность на явление или предмет. Чувства играют роль эмоционально-смысловых образований личности. Когда формируется личность, чувства выстраиваются в иерархическую систему. Доминируют мировоззренческие установки, то есть главные характеристики личности.

Классификация чувств

Чувства классифицируются в психологии, выделяются подвиды, исходя из их связи с конкретными видами деятельности и сферами социальных явлений. Выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Это высшие чувства, в них заключается все отношение человека к окружающему миру.

Нравственные чувства — отношение человека к окружающим, к Родине, к семье, к себе. К нравственным чувствам относятся: любовь, патриотизм, справедливость, достоинство, мужество. Нравственные чувства разнообразны, это подчеркивает многоплановость человеческих отношений. Этические чувства призваны регулировать поведение человека. Главный нравственный регулятор — совесть. Человек, идущий на сделку с собственной совестью, испытывает чувства вины и стыда. Стыд — инфантильное чувство, вина — более объемное, цельное, предполагающее осознание человеком ответственности за содеянное.

Интеллектуальные чувства возникают при желании человека познавать мир. Процесс приобретения знаний, его результат являются предметами познавательных чувств. К данного рода чувствам можно отнести: интерес, любознательность, таинственность, удивление. Любовь к истине — это вершина интеллектуальных чувств, именно она становится движущей силой науки.

Эстетические чувства помогают воспринимать явления окружающего мира с точки зрения прекрасного, красивого. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, который наделен эстетическим вкусом при восприятии произведений искусства, природы, других людей испытывает положительные или отрицательные эмоции широкого диапазона: от наслаждения до отвращения.

Чувства человека не возникают сами по себе, они связаны со взаимодействием человека с другими людьми, регулируются правилами, нравами общества.

Эмоциональные состояния человека

Настроение — одно из слабо выраженных устойчивых эмоциональных состояний. Это эмоциональная окраска поведения. Когда человек пребывает в хорошем настроении, он воспринимает что-либо положительно. Настроение зависит от того, как протекает взаимодействие между людьми, как человек воспринимает себя, окружающую его обстановку. Настроение бывает положительным: веселое, приподнятое, жизнерадостное, эйфория и отрицательным: грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия.

Страсть — сильное, глубокое состояние. Характеризуется сосредоточенностью, собранностью, концентрацией на единую цель. Страсть способна захватить всего человека. Бывают пагубные страсти и страсти, ведущие к великим свершениям.

Стресс — состояние, которое возникает при экстремальной ситуации. От человека требуется мобилизация нервно-психических сил. Изначально термин «стресс» возник в физиологии, как неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие среды. Позднее был выделен психологический стресс, который подразделяется на эмоциональный (угроза, обида, опасность) и информационный (перегрузки информационного плана).

К стрессу приводят только сильные воздействия. Влияние стрессора должно превосходить приспособительные возможности человека. Г.Селье разработал теорию о стрессе и выделил три стадии его развития:

  • мобилизация защитных сил организма;
  • адаптация к стрессу;
  • истощение.
Определение 1

Стресс — это не просто напряжение нервной системы, это комплексная приспособительная реакция всего организма.

Неважно приятна или неприятна ситуация, вызывающая стресс. Выделяют понятия стресса и дистресса.

Определение 2

Дистресс — результат объемного стресса, когда исчерпаны адаптационные резервы.

Тяжелейшими стрессорами являются войны, стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи, пожары. Раздражители стресса не обязательно должны существовать в реальности. Стресс могут вызвать напоминания или угроза. Есть раздражители, которые существуют в реальности, но не несут опасности и все же имеют стрессогенное значение, так как им приписываются угрожающие свойства.

Близко к стрессу состояние фрустрации, когда на пути к цели у человека возникают трудности. Данное состояние сопровождают множество эмоций: озлобленность, подавленность, агрессия. Данные эмоции способны дезорганизовать сознание и поведение человека.

Глава: Функции эмоций (NOBA)

  • Количество посещений 15
  • Количество сохранений 1
  • 0

Описание

Обзор:
Авторы Hyisung Hwang и David Matsumoto, Государственный университет Сан-Франциско. Эмоции играют решающую роль в нашей жизни, потому что они выполняют важные функции. Этот модуль описывает эти функции, разделяя обсуждение на три области: внутриличностные, межличностные и социальные и культурные функции эмоций. Раздел о внутриличностных функциях эмоций описывает роли, которые эмоции играют внутри каждого из нас индивидуально; раздел о межличностных функциях эмоций описывает значение эмоций для наших отношений с другими людьми; а в разделе о социальных и культурных функциях эмоций описываются роли и значения, которые эмоции имеют для поддержания и эффективного функционирования наших обществ и культур в целом. В целом мы увидим, что эмоции являются критически важным аспектом нашей психологической структуры, имеющим значение и функцию для каждого из нас в отдельности, для наших отношений с другими в группах и для нашего общества в целом.
Тема:
Психология
Уровень:
Академический нижний дивизион
Тип материала:
Конспект лекций, Чтение
Автор:
Маура Крестар
Дата добавления:
19. 05.2021
Лицензия:
Creative Commons Атрибуция Некоммерческая акция
Язык:
Английский

Подтверждения

Пока нет подтверждений.

этот ресурс.

Стандарты

Пока нет мировоззрений.

Оценки

Оценок пока нет.

  • Действие
  • Поведение
  • Правила культурного показа
  • Эмоция
  • Эволюция
  • Межличностная функция
  • Внутриличностная функция
  • Психология
  • Социально-культурная функция

    Войдите, чтобы добавить теги к этому элементу.

    Функция эмоций — Навык № 3/30

    Эмоции выполняют важные функции

    Эмоции — это не просто «плохие вещи, которые случаются с нами», они выполняют как минимум три важные функции в нашей жизни, и если мы хотим научиться обрабатывать их и разрешать их, мы должны уважайте функцию основных эмоций.

    Дар боли

    Вы когда-нибудь слышали о детях, рожденных без болевых рецепторов? Это невероятно редкое врожденное заболевание, им страдают всего около 100 человек во всем мире, и на первый взгляд это звучит потрясающе — каково это — никогда не чувствовать физической боли — круто, верно? Ну, на самом деле, это кошмар — эти маленькие дети, которые не чувствуют боли, также не имеют ничего, чтобы защитить их от травм. Когда Исаак был малышом, он закатывал истерику, сильно бил лицом об землю и просто смеялся, потому что считал это забавным. Он жевал свой язык до крови. Он тыкал пальцами в глаза, потому что это было странно, но на самом деле он повреждал свои глазные яблоки. Обычно ваши болевые рецепторы посылают сильный сигнал: «Хватит прикусывать язык!» Прекрати тыкать глазами! Хватит бить головой! Но для него отсутствие боли означало, что ничто не могло помешать ему причинить себе вред.

    Эшлин — еще одна девочка, которая не чувствует боли, в детстве она никогда не плакала, когда была голодна или когда у нее была опрелость — это кажется идеальным ребенком, верно? Но однажды они привели ее к врачу для регулярного осмотра и обнаружили, что у нее на глазу огромная слеза роговицы — обычно это было бы невероятно болезненно. Поскольку она не чувствовала боли, она не могла предупредить родителей о своих травмах или своих потребностях. Эшлин и дети, подобные ей, живут в опасности каждый день, потому что у них нет автоматической системы защиты от боли. Эшлин два дня ходила со сломанной лодыжкой, сама того не осознавая, она сидела в куче огненных муравьев, не обращая внимания на их волдыри от укусов, такие же дети, как она, кладут руки на горячую конфорку или в кипящую воду, не проронив ни слезинки. И их отсутствие боли создает настоящую трудность для их родителей, которые пытаются обезопасить их без помощи внутренних систем детей. Эшлин сейчас 13 лет, она учится готовить, ухаживать за собой, и они каждый день беспокоятся, что ей будет больно, даже не осознавая этого. Родители Эшлин создали группу в Facebook для других семей с этим заболеванием под названием «Дар боли», и только когда вы увидите, что такое жизнь без какой-либо боли, вы сможете оценить преимущества боли в своей жизни.

    Хотя этот пример может показаться крайним, я надеюсь, что он поможет вам еще больше разрушить идею «положительных и отрицательных» эмоций. Боль неудобна, но она служит цели.

    В этом разделе, навык № 2, мы поговорим о том, как каждая эмоция, которую вы испытываете, служит определенной функции. В чистом виде такие эмоции, как страх, печаль, радость, любовь, вина, боль, играют важную роль в наши жизни. Вы научитесь лучше чувствовать, прислушиваясь к своей врожденной мудрости, и узнаете, почему навыки совладания не работают в долгосрочной перспективе. И что делать вместо этого.

    У вас уже есть врожденная способность решать свои эмоции и управлять ими, внутри вас есть глубокие знания, которые будут направлять вас и помогать вам работать с мыслями и эмоциями с силой и целостностью. Проблема в том, что многих из нас учили, что есть «хорошие эмоции» и «плохие эмоции», и это мешает нам прислушиваться к своим эмоциям и уважать их.

    Когда мы сосредотачиваем свою энергию на том, чтобы избавиться от «плохих» чувств, мы часто теряем представление о том, кем мы хотим быть. Когда мы решаем рассматривать эмоции как нечто функциональное, а не как неприятные неудобства, мы используем их как ресурс, а не видим в них препятствие.

    Итак, давайте поговорим об одном примере того, как так называемая отрицательная эмоция может быть действительно полезной. Если я причиняю кому-то боль, скажем, я бью его по лицу без уважительной причины. Я почувствую сожаление, я почувствую некоторую вину. Чувство вины неудобно. Означает ли это, что это отрицательная эмоция? Наш культурный подход к «хорошему самочувствию» говорит, что мы должны попытаться избавиться от чувства вины. Но в данном случае чувство вины действительно полезно. Я сделал что-то не так. Я должен чувствовать себя виноватым. Теперь, если я прислушаюсь к этой вине, это должно помочь мне изменить свои действия, не делать этого снова, извиниться и сделать ремонт — оплатить счета врача или что-то еще. Каждая эмоция, когда она чистая, может выполнять определенную функцию. И когда мы очищаем свои эмоции, они могут вести нас к целостной и счастливой жизни. Теперь в этом курсе мы узнаем много способов очистить искаженные эмоции, но для этого нам сначала нужно понять функцию эмоций. Итак, давайте поговорим об этом.

    Изучение функции эмоций

    Функция чувства вины состоит в том, чтобы спросить: «Я сделал что-то не так?» Если да — Исправить, Отремонтировать

    Если Нет — Отпустить.

    Эмоция страха или беспокойства -Эта эмоция спрашивает: «Я в опасности?» Он говорит: «Осторожно!» он спрашивает: «Это действительно опасно?». Я хочу, чтобы мои дочери чувствовали некоторое беспокойство. Я хочу, чтобы они чувствовали беспокойство на краю обрыва, чтобы не подходить близко, или немного беспокоились о машинах, чтобы не выбежать на улицу. Поэтому, когда вы чувствуете тревогу, спросите: «Это действительно опасно? Если да, примите меры для обеспечения безопасности (бей, беги, замри), если нет, то это воображаемая опасность, нам нужно управлять своей реакцией (успокоить тело, успокоить разум). И независимо от того, опасно что-то или безопасно, нам нужно проверить наши ценности, чтобы увидеть, что для нас важнее всего. Нужно ли нам сталкиваться со своими страхами, чтобы жить той жизнью, которой мы хотим? Или в некоторых ситуациях лучше перестраховаться.

    Волнение (он же стресс готовит нас к действию.

    Любовь побуждает нас жертвовать чем-то, что нам небезразлично.

    Даже безнадежность может выполнять определенную функцию — он спрашивает: «Должен ли я продолжайте пытаться?» Вы не сможете построить мост через реку с крекерами Ritz! Вы должны почувствовать безнадежность после того, как попробуете это несколько раз, безнадежность побудит вас перестать тратить эти усилия и попробовать что-то другое. Поэтому вместо этого попробуйте использовать стальные балки. , деревья, камни, что угодно.

    Ложная безнадежность — это сдаться, когда это еще возможно. Обычно это то, что мы видим при депрессивном расстройстве, вы чувствуете безнадежность в жизни или в себе, когда правда в том, что ваша жизнь может быть действительно хорошей.

    Эмоции выполняют как минимум 3 важные функции

    1. Предупреждающие знаки, помогающие нам замечать проблемы

    2. Мотивация к изменению

    3. существа

    Альтернативы навыкам совладания

    Вот почему сосредоточение внимания на навыках совладания не работает в долгосрочной перспективе. Вот еще один пример: предположим, вы очень злитесь из-за того, что вашему ребенку поставили несправедливую оценку в школе. Вы дружите с другими мамами детей в одном классе, и когда вы сравниваете задания и оценки, становится ясно, что учитель поставил ему пятерку, а другим пятерку, когда уровень работы был одинаковым. Эта низкая оценка может повлиять на его способность поступить в колледж, и это действительно важно для вас.

    Если вы ищете «Как справляться с гневом», все, что вы читаете, будет говорить, что если вы злитесь, вы должны либо (1) выразить это, знаете ли, дать выход, либо (2) справиться (сбежать, ударить кулаком подушку, послушать успокаивающую музыку, отвлечься и т. д.). Если это ваш подход (особенно если это ваш единственный подход), проблема никогда не будет решена. Навыки совладания просто похоронят проблему, чтобы потом всплыть на поверхность.

    В этом случае мы можем рассмотреть некоторые конструктивные альтернативы. Если мы остановимся и посмотрим на гнев, откуда он исходит? Гнев часто связан с справедливостью и защитой. Если мы прислушаемся к тому, что говорит нам эмоция, то открываются некоторые возможности.

    1. Что касается гнева, нам всегда нужно проверить, не является ли он вторичной эмоцией , то есть эмоцией, скрывающей другую, более нежную эмоцию. Мы узнаем гораздо больше об этом в Навыке № 7. Но в основном, прежде чем мы попытаемся решить проблему, просто проверьте, не является ли гнев, который вы испытываете, страхом, виной или разочарованием. Эти эмоции требуют другого решения.

    2. Возможно, решение исправить ошибку, убедившись, что вы защищаете своего ребенка , с которым плохо обращаются, или противостоять учителю.

    3. Возможно, правильно будет помочь вашему ребенку обрести безопасность, сменив классы или школы.

    4. Или вы можете побудить своего ребенка помочь ему почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы быть настойчивым со своим учителем, чтобы поговорить о проблеме.

    5. Возможно, решение на самом деле заключается в том, что вам нужно изменить свою точку зрения , посмотреть на проблему заново или даже увидеть, что то, что вы считали жестоким обращением, на самом деле является справедливым или полезным обращением, если смотреть честно. Вы можете позвонить или написать учителю по электронной почте, вежливо попросить разъяснений и узнать, что учитель поймал вашего сына на списывании. Эта новая перспектива дает вам множество новых вариантов действий для решения проблемы, которые не имеют ничего общего с учителем. (Это решение часто требуется, оно наиболее полезно и труднее всего сделать самостоятельно)

    6. В некоторых редких случаях проблема полностью выходит из-под нашего контроля, и/или лучшее, что мы можем сделать, это открыть пространство для чувств и позволить эмоциям пройти сквозь нас, не предпринимая никаких действий . Мы можем помочь нашему ребенку понять, что мир несправедлив, но мы можем попытаться жить этой ценностью справедливости, чтобы «быть тем изменением, которое мы хотим видеть в мире». Или ходить на собрания школьного совета, чтобы попытаться повлиять на общая проблема подготовки учителей.

    Если мы действительно внимательно посмотрим на корень эмоции гнева, то она дает нам столько возможностей для решения проблемы, а не самих эмоций. Когда мы делаем паузу, чтобы исследовать эмоцию, у нас внезапно появляется гораздо больше доступных ответов вместо того, чтобы просто реагировать или подавлять. Пауза — действительно важный шаг , и мы будем практиковать его на протяжении всего курса.

    Что делать, если я не могу действовать? Безмятежность принятия

    Что теперь, спросите вы, я должен делать, если не могу решить проблему? Что, если это вне моей сферы контроля? Если это просто чей-то выбор, который причиняет мне боль. Смогу ли я тогда справиться? Ну, я бы сказал, что преодоление подразумевает активное страдание в сочетании с попыткой не думать об этом. Подавление обычно приводит к взрывам позже. Я бы посоветовал найти активный покой в ​​сочетании с сосредоточением внимания на жизни, которую вы цените. Использование навыков готовности, чтобы освободить место для боли, позволит вам не бороться с ней.

    Навыки совладания и навыки разрешения проблем

    Ваши эмоции не могут вас достать. Очень высока вероятность того, что ваш разум не сломан и не имеет дефектов. Когда мы думаем об эмоциях как о хороших или плохих, мы склонны пытаться произвести изменения на эмоциональном уровне. Когда мы пытаемся просто остановить эмоцию, это похоже на попытку избавиться от айсберга, срезав верхнюю часть, весь лед под ним продолжает всплывать на поверхность.

    Если мы считаем эмоции и поведение функциональными, мы создаем изменения на более глубоком уровне. Мы склонны решать проблемы, потому что рассматриваем эмоции просто как указание на то, что нам нужно что-то изменить.

    Оба подхода к эмоциональному изменению требуют усилий, и оба они неудобны. Разница в том, что Преодоление создает цикл, который не является устойчивым , он обычно строится на краткосрочных исправлениях. Он основан на вещах, которые заставляют нас чувствовать себя лучше сейчас, но в долгосрочной перспективе их нужно продолжать кормить. Это заставляет всю нашу энергию сосредоточиться на эмоциональном контроле, и мы полностью отвлекаемся от того направления, в котором хотим двигаться в своей жизни. Разрешение эмоций фокусируется на признании проблем как на шаге на пути к их решению. Это создает устойчивые изменения, которые со временем приводят ко все большему и большему удовлетворению.

    Три причины, по которым вы не знаете, почему вы испытываете эмоции:

    1. Вы занимаетесь тем, чем занимаетесь так долго, что у вас накопилось серьезное отставание в работе грузовиков с рыбой, и это так так много истории там, что трудно даже отличить их друг от друга. Это характерно для депрессии, генерализованной тревоги и подавленной травмы. Решение — просто начать копать. Начните обрабатывать эмоции по одной, и это будет иметь большое значение. Первый способ попрактиковаться в этом — использовать трекер эмоций. (См. Навык 25 — Шаг за шагом)
    2. Возможно, вы испытываете чистую эмоцию, которая исходит от того, что вы человек, это не признак того, что что-то не так. Прекрасная сторона жизни — смеяться так сильно, что у нас из носа течет молоко, и рыдать, когда мы кого-то теряем. Решение. Не пытайтесь избавиться от этих эмоций, они — прекрасная часть жизни. Повысьте свои навыки готовности, и эмоции больше не будут вас отвлекать.
    3. Ваша эмоция может быть вторичной эмоцией (см. Навык 7) — Решение — исследовать эмоции и посмотреть, есть ли еще что-то, возможно, более глубокое. Чем ближе мы подходим к глубинным эмоциям, тем они более чувствительны, но тем больше у нас сил для действий.

    Что насчет расстройств?

    Теперь вам может быть интересно, как это относится к депрессии или тревожным расстройствам. Я не пытаюсь сказать, что депрессивное расстройство или тревожное расстройство являются функциональными, но я скажу, что часто первичные, основные эмоции печали или страха могут быть очень функциональными, когда мы учимся использовать их правильно. Но многое из того, что мы делаем, может преувеличивать, искажать или подпитывать те эмоции, которые заставляют нас тонуть в них. Я считаю эти эмоции Созданными эмоциями, или искаженными эмоциями, или, как мы говорим в Навыке № 8 — «Грязная боль», болью, которую мы создаем чем-то, что мы делаем. Против. Боль, которую мы переживаем в чистом виде как часть жизни и любви. В этом курсе мы собираемся более подробно рассказать о том, как вы можете очистить эту боль и разрешить многие из этих искаженных эмоций. Но мы не можем сделать ничего из этого, если не понимаем функции, цели коренных эмоций.

    Кстати, некоторые люди просто рождаются более или менее эмоционально чувствительными. Некоторые люди более склонны к беспокойству, а другие менее тревожны. Я также думаю, что это выполняет важную функцию в сообществе. Если у нас в деревне 100 человек, и 10 из них очень тревожны, а 10 — очень нетревожны, они редко беспокоятся или беспокоятся. 10 особо тревожных людей с большей вероятностью предупредят, когда что-то пойдет не так, или будут внимательно следить за детьми, чтобы они не упали со скалы. А из 10-небеспокойных людей, вероятно, получатся хорошие воины или охотники, но им, возможно, будет труднее ладить с людьми (люди с крайне низким уровнем тревожности или вообще без тревожности, как правило, не беспокоятся о том, как они влияют на окружающих их людей). и могут стать социопатами). Как сообщество, мы можем ценить эти различия и находить для них хорошие роли вместо того, чтобы называть одних хорошими, а других плохими.

    Справедливо сказать, что одни эмоции приятны, а другие неудобны, и в этом смысле одни легче пережить, а другие сложнее. Но спросите себя: попытки избавиться от неприятных эмоций сделали вашу жизнь лучше? Эмоции не плохи, они функциональны. Когда мы перестанем мешать их изначальной цели и будем двигаться вместе с ними, мы сможем жить лучше, наполненной смыслом и целостностью. И, как дополнительный бонус, мы часто можем решить их.

    Исследуйте одну из своих недавних сильных эмоций. Какая цель у него может быть? Чего он пытался достичь или показать вам? О каких действиях он, казалось, просил?

    Как стать счастливее: упражнение из позитивной психологии и книга «Сила мгновений»

    Хотите узнать, как стать счастливее? Что ж, этот пост покажет вам, как это сделать. Сегодня мы окунемся в удивительный мир позитива

    Эмма МакАдам, LMFT 17 июля 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *