Основные парадигмы современной психологии: Теоретические естественнонаучные парадигмы в клинической психологии

13. Основные парадигмы психологической науки

Естественно-научная парадигма

Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.

]Гуманитарная парадигма

Гуманитарная, понимаемая как «человеческое измерение», вводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается. Субъект обладает внутренним опытом, который влияет на поведение человека. Без его учета исследование невозможно. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.

]Практическая парадигма

Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации.

Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественноисторическую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблеМетодология В границах обслуживания типовых программ деятельности смысл Методология сводим к обеспечению их нормативнорационального построения. Общественноисторическая и культурная обусловленность Методология выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических средств. Значимую роль в разработке философских проблем Методология сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др.

Специфический подход к проблеме предлагает системомыследеятельностная Методология Сложность отношений Методология и философии, как известно, определялась тем, что и Методология может трактоваться с позиции философии, и философия может характеризоваться в рамках некоей обобщенной Методология Пока в науке доминировала вера в незыблемые познавательные стандарты, философия реконструировалась в категориальнопонятийных комплексах общей Методология познания. Но поскольку в 20 в. познавательные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познающего субъекта и от типа познаваемых объектов, постольку в основаниях Методология выявились социальноисторические, человеческие, личностные, культурные измерения, потребовалось их принципиально иное философское осмысление. В этом плане Методология обнаружила свою условность в контексте постоянно воспроизводящихся репертуаров и процедур деятельности людей. В развитии современной Методология все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, культурноисторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т.
д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включением в структуру Методология философских представлений. Методологическая работа философии не ограничивается анализом познания, она рассматривает схемы деятельности, создаваемые людьми для обновления и воспроизводства социального бытия. Задачей Методология становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов. Методология становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики. Внимание Методология к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Действия и поступки людей, их общение и мышление утрачивают черты естественности стереотипных актов. Автоматизмы человеческого бытия уступают определяющую роль всевозрастающей совокупности оригинальных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач.
Осуществление новых нетрадиционных схем деятельности становится уделом все большего числа людей. Эффективность этой работы — это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя живет и трансформируется в значительной мере благодаря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественногуманитарные измерения Методология.

Основные парадигмы психологической коррекции страха и тревоги

Основные парадигмы психологической коррекции страха и тревоги

Автор: О. С. Архангелова, педагог-психолог.

Традиционно психологи определяют страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности[1].  Отличие страха от тревоги обычно базируется на критерии, в соответствии с которым тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом, тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом. Несмотря на это разграничение эти феномены тесно связаны: тревога предшествует страху, возникающему тогда, когда опасность уже осознана и конкретизирована. Страх и тревога могут выполнять очень важную адаптивную функцию, связанную с физиологической активацией, позволяющей человеку быть готовым к активным действиям по защите своей физиологической и психической целостности, и помогать приспособиться к жизни в социальной среде. Другими словами, эти эмоциональные состояния могут заставлять мобилизовать доступные ресурсы, тщательно подготовиться к предстоящему испытанию, повышают чувство ответственности. Об отрицательном воздействии страха и тревоги мы говорим тогда, когда вместо мобилизации ресурсов происходит их блокировка, начинают тормозиться любые формы социальной активности, что доставляет человеку (и лицам из его близкого окружения) массу неприятных переживаний. Как отмечает В. Г. Ромек, «если страх и тревога мешают полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может с ними справиться, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии»[2].

В рамках разных психологических подходов разработаны разнообразные формы психотерапии и  коррекции страха и тревоги.  В настоящей статье мы обозначим лишь наиболее распространненые парадигмы. Однако, прежде всего считаем необходимым отметить, что философские основания доминирующих сегодня подходов терапии страха и тревоги можно найти обратившись к донаучному периоду развития психологической мысли начиная с периода античности. Так, например, немалую роль в современной психотерапии страха и тревоги сыграл диалектический метод, развитый Сократом и получивший название сократическая «майевтика». Зачатки психотерапии страха и тревоги можно встретить у Эпикура, который считал, что основное призвание философии заключается в том, чтобы открывать и указывать пути преодоления тревог и страхов, чтобы человек мог обрести истинное счастье и покой. Эпикур обосновал ведущую роль эмоций в поведении человека. Находясь под влиянием демокритовского атомистического учения философ решал проблему распространенных в то время страхов перед загробной жизнью и перед смертью в духе материалистической парадигмы. Немалую роль в терапии страха и тревоги сыграло  учение философов позднего стоицизма о роли субъективного мнения и суждений разума в возникновении душевного дискомфорта и тоски, учение Фрэнсиса Бэкона об ограниченности человеческого разума и свойственных ему заблуждениях, рационалистское учение Спинозы об эмоциях как производных мышления и возможности изменить чувство, видоизменив сопряженное с ним убеждение. Особенно влияние философской мысли античности прослеживается в когнивно-поведенческой парадигме терапии страха и тревоги. [3]

Основные парадигмы психотерапии и коррекции страха и тревоги оформились опираясь на теоретические положения и исследования ведущих в начале прошлого столетия психологических школ, а именно психоанализа и бихевиоризма. Несмотря на кардинальные отличия этих направлений, объединяет их детерминистский подход к рассмотрению человека.

Психоаналитическая парадигма коррекции страха и тревоги первоначально базировалась на идеях ее отца-основателя Зигмунда Фрейда, рассматривавшем человека как высокоорганизованную особь, у которой преобладают сексуальность и агрессивность. Одним из наиболее значительных достижений Фрейда в области исследования проблемы страха и тревоги – это введение понятия «защитные механизмы личности» и разделение тревоги на три вида: реальную, невротическую и моральную.

Большой вклад в понимание страха и тревоги, в рамках психоаналитической парадигмы, внесла также Карен Хорни, которая выразила несогласие с представлением Фрейда о зависимости личности от биологических факторов и одна из первых сделала акцент на роли социокультурных факторов в возникновении страха и тревоги, а также других личностных переживаний и психических нарушений. Анализируя концепцию Хорни А. Холмогорова и Н. Гаранян отмечают: «Тревожные расстройства сравнительно недавно выделены в особую группу, но еще К.Хорни увидела почву для их стремительного роста в культуре. Она обращает внимание на глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и равные партнерские отношения, с одной стороны, и реально существующей жесткой конкуренцией, с другой…Результатом ценностного конфликта становится вытеснение собственной агрессивности и ее проекция на других людей. Таким образом, собственная враждебность подавляется и приписывается окружающему миру, что и ведет, согласно К.Хорни, к резкому росту тревоги по двум причинам: 1) восприятие окружающего мира как опасного 2) восприятие себя как неспособного этой опасности противостоять (вследствие запрета на агрессию, а значит, и на активное сопротивление опасности). В качестве третьей причины роста тревожных, впрочем, так же как и депрессивных расстройств, можно назвать культ силы и культ рацио, которые ведут к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. При этом резко затрудняется их психологическая переработка, а значит, происходит их постоянное накопление, когда психика работает по принципу «парового котла без клапана»»[4].

К сожалению, долгое время сам психоанализ как научная школа развивался игнорируя реальность в виде существования других психотерапевтических школ и направлений. Аналитик Британского психоаналитического общества Дж. Милтон указывает на тот факт, что в 1950-е годы прошлого столетия психоанализ представлял собой доминирующую и авторитарную культуру в психиатрии США, что часто являлось причиной его неприятия со стороны некоторых психологов. Скептическое отношение вызывали идеи ортодоксального психоанализа – классическая теория влечений и то преувеличенное значение, которое придавалось реконструкциям событий детства. Современная психоаналитическая парадигма и клиническая техника сильно отличаются от тех, что были распространены в 1950-е годы. Главное отличие состоит в более активном подходе, основанном на работе «здесь-и-сейчас» и исследовании объектных отношений. Милтон отмечает также то обстоятельство, что в современном психоанализе наблюдается интеграция с когнитивным направлением[5].  

Когнитивная парадигма психотерапии и коррекции страха и тревоги является одной из доминирующих парадигм современности. Однако предшествовал ей и во многом повлиял на ее становление бихевиоральный подход психотерапии страха и тревоги.

Один из основных тезисов бихевиорального подхода говорит о внешней детерминации поведения. В радикальном бихевиоризме человеческое поведение рассматривалось как сумма реакций на различные стимулы. Такая стимульно-реактивная схема, была основной теоретической парадигмой в работе большинства американских психологов начиная с 20-х годов. Данная схема впоследствии исчерпала себя как средство изучения человека. Произошла когнитивная революция в психологии, доказавшая роль внутренних переменных, когнитивных процессов, в человеческом поведении. Бихевиоризм был значительно видоизменен, а возникшая на его основе психотерапия была уже не бихевиоральной, а когнитивно-бихевиоральной. Сегодня можно говорить лишь об отдельных техниках, базирующихся преимущественно на стимульно-реактивной схеме.

А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян выделили три блока когнитивно-бихевиоральной психотерапии[6]. Первый блок включает методы, более близкие классическому бихевиоризму и основанные на теориях научения.

В бихевиоризме описываются преимущественно три теории научения, лежащие в основе образования различного рода поведенческих реакций, в том числе страхов и тревоги – научение по принципу классического обусловливания, научение по принципу оперантного обусловливания и научение по принципу моделирования. Большую роль в понимании первого вида научения сыграли исследования И. П. Павлова, а также исследования основателя бихевиорима  Д. Уотсона.  Второй вид научения – оперантное обусловливание, был описан благодаря исследованиям Б. Скиннера. Моделирование оформилось преимущественно за счет исследований А. Бандуры. Эти теории научения легли в основу бихевиоральной терапии. Но сама бихевиоральная терапия страхов и тревоги оформилась во многом благодаря исследованиям М. К. Джонс, описавшей несколько различных методов лечения страхов у детей; трудам О. Маурера, предложившего двухфакторную теорию, разъясняющую механизмы формирования и закрепления страхов; трудам Дж. Вольпа, описавшего одну из наиболее известных процедур терапии страха и трудам других ученых. Наиболее распространенные методы бихевиоральной терапии – это техники конфронтации с пугающим стимулом, а именно  метод систематической десенсибилизации, который причисляют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии и имлозивная терапия; техники положительного и отрицательного подкрепления; техники моделирования, предполагающие научение человека  новым, более функциональным формам поведения посредством использования моделей, демонстрирующих желаемое поведение.[7] 

Второй блок когнитивно-бихевиоральной психотерапии включает методы, основанные преимущественно на теории информации, использующие принципы поэтапного построения внутренних моделей для переработки информации и регуляции поведения на их основе.  Эти техники, хотя и уделяют большее внимание внутренним когнитивным схемам действия, упрощенно рассматривают закономерности поведения человека, сводя их к модели компьютера. Сюда относятся различные техники решения проблем и техники формирования совладеющих навыков.

Третий блок когнитивно-бихевиоральной психотерапии включает методы, основанные на интеграции принципов теории научения и теории информации, а также принципов реконструкции так называемых дисфункциональных когнитивных процессов и некоторых принципов динамической психотерапии. Это, прежде всего, рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса и когнитивная психотерапия А. Бека. Сюда же можно отнести подходы В. Гвидано и Г. Лиотти, М. Махони. Эти интегративные когнитивно-бихевиоральные подходы, свободно используя техники первых двух блоков, ставят в качестве главной задачи изменение дисфункциональных способов мышления, которые, по мнению авторов, являются источником неадекватного болезненного поведения. При этом разными авторами большее или меньшее внимание уделяется прошлому опыту, в котором сформировались представления, верования и установки, обусловливающие поток дисфункциональных (например, тревожных) мыслей. Именно последнее заставляет методологов когнитивно-бихевиорального подхода говорить о недостаточной теоретической чистоте этих моделей и обвинять его представителей в скатывании в сторону динамической психотерапии. Более нейтральные методологи говорят о пограничном статусе этой группы, называя эти подходы «мостом между бихевиоризмом и психоанализом» [8].

Дж. Милтон противопоставляя две клинические парадигмы, психоаналитическую и когнитивно-поведенческую, показывает, что «специалисты, практикующие когнитивно-поведенческую терапию, начинают заново открывать те же самые явления, с которым ранее сталкивался психоанализ, и вынуждены изменять и углублять свою теории и практику и модифицировать свои ожидания… Аарон Бек … в недавно опубликованной книге о работе с пациентами с нарушением личности в своеобразной манере повторяет идеи первых работ Фрейда»[9].

Холмогорова, Гаранян и другие исследователи отмечают, что когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психоанализ два основных направления современной психотерапии. «Так, в Германии лишь эти два направления признаны при университетах и, чтобы получить государственный сертификат специалиста-психотерапевта с правом оплаты через страховые кассы, нужно обязательно иметь базовую подготовку по одному из них. Остальные популярные виды психотерапии, пока признаются лишь как виды дополнительной специализации» [10]. Но в России когнитивная психотерапия пока не получила широкого распространения, что авторы отчасти связывают с отсутствием потока когнитивно-ориентированных «тренеров-миссионеров» с Запада. Также они отмечают важность компенсация пробела, возникшего в отношении когнитивной психотерапии, так как этот подход доказал свою высокую эффективность при лечении различных расстройств и его отличает тесная связь с современной научной психологией.

Итак, мы обозначили наиболее распространенные сегодня парадигмы психотерапии и коррекции страха и тревоги. Но современная психотерапия отнюдь не ограничивается только этими подходами. Для более глубокого анализа психотерапевтических концепций страха и тревоги необходимо обратиться к феноменологической парадигме, включающей гуманистические и экзистенциальные подходы к пониманию природы страха и тревоги. Однако, их анализ выходит за рамки данной статьи и заслуживает отдельного серьезного рассмотрения.


[1] Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. С. 386

[2] Ромек В. Г. Поведенческая терапия страхов// Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №1.

[3] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Санкт – Петербург., 1996, с. 71-74.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.,1994, с. 46-47.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В сб.: «Основные направления современной психотерапии». М.: Когито, 2000.

Якунин В. А. История психологии. Спб., 2001, с. 81-87.

[4] Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств// Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 64-65.

[5] Милтон Дж. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия — конкурирующие парадигмы или общая почва? // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №4.

[6] Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В сб.: «Основные направления современной психотерапии». М.: Когито, 2000. 

[7] Бихевиоральная терапия. Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

Мейер В. Чессер Э. Методы поведенческой  терапии. Спб.: Речь, 2001.

Ромек В. Г. Поведенческая терапия страхов// Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №1.

[8] Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В сб.: «Основные направления современной психотерапии». М.: Когито, 2000. 

[9] Милтон Дж. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия — конкурирующие парадигмы или общая почва? // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №4.

[10] Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В сб.: «Основные направления современной психотерапии». М.: Когито, 2000. 

Текущие парадигмы в психопатологии — краткое изложение главы 2 книги Кринга, Дэвисона, Нила и Джонсона «Психология аномалий» (12-е издание)

Клиническая психология
Глава 2
Современные парадигмы в психопатологии ограничены человеческими ограничениями ученых.

Парадигма: концептуальная основа или подход в работе ученого.
Парадигма как глубокое значение того, как ученые действуют в любой момент времени.

  • Парадигмы определяют, какие проблемы ученые будут исследовать и как они будут проводить исследования.

Three paradigms that guide the study and treatment of psychopathology

  • Genetic
  • Neuroscience
  • Cognitive behavioral

Factors that cut across all the paradigms:

  • Emotion
  • Sociocultural factors

Back to top

Почти любое поведение в той или иной степени передается по наследству.
Несмотря на это, гены не работают изолированно от окружающей среды. На протяжении всей жизни окружающая среда формирует то, как проявляются наши гены, и наши гены также формируют окружающую среду.
Природа через воспитание.
Без окружающей среды гены не могли бы проявлять себя и, таким образом, влиять на поведение.

Гены: носители генетической информации.

Количество генов не имеет значения. Последовательность или порядок этих генов, а также их экспрессия — вот что делает нас уникальными.
То, что делают гены, важнее их количества. Гены производят белки, которые, в свою очередь, заставляют тело и мозг работать.

Экспрессия генов: некоторые белки включают или выключают другие гены.
Полигенность: несколько генов, которые включаются и выключаются при взаимодействии с окружающей средой человека, являются сущностью генетической уязвимости.
Мы не наследуем психические заболевания от наших генов. У нас развиваются психические заболевания из-за взаимодействия наших генов с окружающей средой.

Наследуемость: степень, в которой изменчивость определенного поведения в популяции может быть объяснена генетическими факторами.

  • Варьируется от 0,0 до 1,0. Чем выше число, тем выше наследуемость.
  • Наследуемость актуальна только для большой группы людей, а не для конкретного человека.

Факторы общей среды: то, что является общим для членов семьи, например, семейное положение родителей.
Факторы несовместной среды (или уникальной среды): факторы, которые считаются важными для понимания того, почему два брата и сестры из одной семьи могут быть такими разными.
Неразделенный опыт окружающей среды имеет гораздо большее отношение к развитию психического заболевания, чем общий опыт.

Генетика поведения

Генетика поведения: изучение степени влияния генов и факторов окружающей среды на поведение.

Генотип: общий генетический состав индивидуума, состоящий из унаследованных генов. Внешне генотип не прослеживается.
Фенотип: совокупность наблюдаемых поведенческих характеристик.

Генотип не следует рассматривать как статическую сущность. Генетические программы достаточно гибкие.
Фенотип меняется со временем и является результатом взаимодействия между генотипом и окружающей средой.

Молекулярная генетика

Молекулярно-генетические исследования направлены на выявление конкретных генов и их функций.
Аллели: разные формы одного и того же гена. Аллели гена находятся в одном и том же месте или локусе пары хромосом.
Полиморфизм: различие в последовательности ДНК гена, встречающееся в популяции.

ДНК в генах транскрибируется в РНК. В некоторых случаях РНК затем транслируется в аминокислоты, которые затем образуют белки, а белки образуют клетки.
Экспрессия генов включает типы ДНК, называемые промоторами. Эти промоторы распознаются определенными белками, называемыми факторами транскрипции.

Однонуклеотидные полиморфизмы (SNP): различия между людьми в одном нуклеотиде в последовательности ДНК определенного гена.

Вариации числа копий (CNV): аномальная копия одного или нескольких участков ДНКa внутри гена(ов).
Может присутствовать в одном или нескольких генах.

  • Дополнения, дополнительные копии присутствуют аномально
  • Делеции, копии отсутствуют

Взаимодействия ген-среда

Взаимодействие ген-среда: чувствительность данного человека к событию окружающей среды находится под влиянием генов.

Эпигенетика: изучение того, как окружающая среда может изменить экспрессию генов.

Реципрокные взаимодействия генов и окружающей среды

Взаимные взаимодействия генов и окружающей среды: как гены могут способствовать определенным типам окружающей среды.
Гены могут предрасполагать нас к поиску определенных условий, которые затем повышают риск развития того или иного расстройства.

Вернуться к началу

Парадигма неврологии: психические расстройства связаны с аберрантными процессами в мозге.

Нейроны и нейротрансмиттеры

Каждый нейрон состоит из четырех основных частей:

  • Тело клетки
  • Несколько дендритов, короткие и толстые отростки
  • Один или несколько аксонов различной длины, но обычно один длинный и тонкий аксон, отходящий на значительное расстояние от тела клетки

    Когда нейрон приблизительно стимулируется в теле его клетки или через его дендриты, нервный импульс проходит вниз по аксону к терминальным окончаниям.
    Между конечными окончаниями передающего аксона и клеточной мембраной принимающего нейрона имеется малая щель. Синапс.
    Нейротрансмиттеры: химические вещества, которые позволяют нейронам посылать сигнал через синапс другому нейрону.

    • Когда нейротрансмиттер поступает в синапс, некоторые молекулы достигают принимающего постсинаптического нейрона. Рецепторы устроены так, что в них могут поместиться только определенные нейротрансмиттеры.
      Когда нейротрансмиттер подходит к месту рецептора, сообщение может быть отправлено в постсинаптическую клетку.
      То, что происходит с постсинаптическим нейроном, зависит от интеграции тысяч подобных сообщений.
      • Возбуждающий:
        Ведущий к созданию нервного импульса в постсинаптической клетке последний шаг — возвращение синапса в нормальное состояние. Не весь высвобожденный нейротрансмиттер попадает в постсинаптические рецепторы. Часть того, что остается в синапсе, расщепляется ферментами, а часть возвращается в пресинаптическую клетку. → обратный захват

      Основные нейротрансмиттеры:

      • Дофамин
      • Серотонин
      • Норадреналин
      • Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК)

      Норадреналин связывается с симпатической нервной системой, где он участвует в создании состояний высокого возбуждения.
      ГАМК ингибирует нервные импульсы в большинстве областей мозга и может быть вовлечена в тревожные расстройства.

      Нейротрансмиттеры синтезируются в нейроне посредством ряда метаболических стадий, начиная с аминокислоты. Каждая реакция на пути к производству настоящего нейротрансмиттера катализируется ферментом.
      Слишком много или слишком мало определенного нейротрансмиттера может привести к ошибке в этих метаболических шагах.
      Подобные нарушения количества специфических передатчиков могут быть результатом изменений в обычных процессах, посредством которых передатчики деактивируются после высвобождения в синапс.
      Существует также вероятность того, что рецепторы нейротрансмиттеров виноваты в некоторых расстройствах. Если они слишком многочисленны или слишком легко выходят.

      Многие механизмы контролируют чувствительность постсинаптических нейронов.

      • Если рецептор активно активировался с течением времени, клетка может перенастроить чувствительность рецептора, что затрудняет создание нервного импульса.
      • Когда клетка активируется чаще, этот рецептор высвобождает вторичных мессенджеров. Помогая нейрону регулировать чувствительность рецептора, когда он был чрезмерно активен.

      Агонист: препарат, который стимулирует рецепторы определенного нейротрансмиттера.
      Антагонист: препарат, воздействующий на рецепторы нейротрансмиттера, чтобы ослабить активность этого нейромедиатора.

      Глиальные клетки: не только взаимодействуют с нейронами, но и помогают контролировать работу нейронов.

      Структура и функции головного мозга человека

      Головной мозг расположен внутри защитной оболочки черепа и окружен тремя защитными слоями мембран, называемыми мозговыми оболочками.

      • При осмотре сверху мозг разделен срединной щелью на два зеркально отраженных полушария головного мозга, вместе они составляют большую часть головного мозга.
      • Связь между двумя полушариями — мозолистое тело.
      • Серое вещество. Тонкие внешние слои плотно упакованных нейронов.

      Кора сильно извита: извилины (гребни) и борозды (углубления трещин)
      Скулы используются для определения различных областей мозга.
      Глубокие борозды делят полушария головного мозга на четыре отдельные области, называемые долями.

      • Лобная доля. В области центральной борозды. Рассуждение, решение проблем, рабочая память и регулирование эмоций.
      • Теменная доля. Имея ее и над латеральной бороздой
      • Височная доля. Ниже боковой борозды. Дискриминация звука
      • Затылочная доля. За теменной и височной долями. Зрение

      Префронтальная кора. В самой передней части коры. Помогает регулировать миндалевидное тело.

      Серое вещество коры головного мозга не распространяется на всю внутреннюю часть головного мозга. Большая часть внутренней части состоит из белого вещества.
      Белое вещество состоит из больших участков миелинизированных волокон, которые соединяют тела клеток в коре с телами клеток в спинном мозге и в других центрах ниже в головном мозге.
      Ядра: определенные области, где сходятся группы нервов и интегрируются сообщения из разных центров.

      • Базальные ганглии:
        Помогают регулировать констатацию и остановку как двигательной, так и когнитивной активности.
      • Желудочки.
        Уиллед со спинномозговой жидкостью. Спинномозговая жидкость циркулирует через головной мозг через эти желудочки, которые связаны со спинным мозгом.
      • Таламус:
        Станция Арелей для всех сенсорных путей, кроме обонятельных.
      • Ствол головного мозга:
        Состоит из моста и продолговатого мозга. Функционирует в основном как нейронная ретрансляционная станция.
        • Мост содержит проводящие пути, соединяющие мозжечок со спинным мозгом и с двигательными областями большого мозга.
        • Продолговатый мозг служит основной линией движения трактов, восходящих от спинного мозга и нисходящих от высших центров головного мозга.
      • Мозжечок:
        Получает чувствительные нервы от вестибулярного аппарата уха и от мышц, сухожилий и суставов. Полученная и интегрированная информация относится к равновесию, позе, равновесию и плавной координации тела в движении.
      • Лимбическая система.
        Поддерживайте внутреннее и физическое выражение эмоций. И выражение аппетита и других первичных побуждений.
      • Передняя часть поясной извилины:
        Область чуть выше мозолистого тела
      • Область перегородки:
        Кпереди от таламуса
      • Гиппокамп.
        Растягивается из области перегородки в височную долю
      • Гипоталамус.
        Регулирует обмен веществ, температуру, потоотделение, артериальное давление, сон и аппетит.
      • Миндалевидное тело.
        Встроен в кончик височной доли. Важная область для внимания к эмоционально значимым стимулам и памяти об эмоционально значимых событиях.

      Нейроэндокринная система

      Ось HPA занимает центральное место в реакции организма на стресс.
      Когда человек сталкивается с лакомством, гипоталамус высвобождает кортикотропин-рилизинг-фактор (CRF), который связывается с гипофизом.
      Затем гипофиз высвобождает адренокортикотропный гормон, который с кровью поступает в надпочечники.
      Наружные слои надпочечников называются корой надпочечников. Эта область способствует высвобождению гормона кортизола.
      Кортизол: гормон стресса.

      Оценка нейробиологической парадигмы

      Внимание: целое больше, чем сумма частей.

      Вернуться к началу

      Влияние поведенческой терапии

      Одним из ключевых влияний бихевиоризма является представление о том, что проблемное поведение может продолжаться, если его подкреплять.
      Обычно считается, что проблемное поведение подкрепляется четырьмя возможными последствиями:

      • Привлечение внимания
      • Уход от задач
      • Генерация сенсорной обратной связи
      • Получение доступа к желаемым вещам или ситуациям

      После того, как источники подкрепления определены, лечение подбирается таким образом, чтобы изменить последствия проблемного поведения.

      Оперантные методы оказались особенно успешными при лечении многих детских проблем.
      Как только непредвиденные обстоятельства формируют поведение, ключевой целью является поддержание эффекта лечения.

      • Прерывистая арматура
      • Терапия поведенческой активации (БА).
        Включает в себя помощь человеку в выполнении задач, дающих возможность для положительного подкрепления.

      In vivo: в реальных жизненных ситуациях.

      Воздействие продолжает оставаться важнейшим компонентом многих форм когнитивно-поведенческой терапии.

      • In vivo более эффективен, чем визуализация.
      • Расслабление не требуется

      Когнитивная наука

      Познание: объединяет психические процессы восприятия, распознавания, представления, суждения и рассуждения.

      Ученые-когнитивисты считают людей активными интерпретаторами ситуаций.
      Человек вписывает новую информацию в схему.
      Новая информация может соответствовать схеме, если нет, лицо реорганизует схему, чтобы она соответствовала информации, или истолковывает информацию таким образом, чтобы она соответствовала схеме.

      Важный вклад в когнитивную науку

      • Схема
      • Внимание

      Роль бессознательного

      Имплицитная память: идея о том, что человек может, не осознавая этого, находиться под влиянием предшествующего обучения.

      Мозги развили способность регистрировать информацию для последующего использования, если мы о ней не знаем.

      Когнитивно-поведенческая терапия

      Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) объединяет теорию и исследования когнитивных процессов.
      Когнитивно-поведенческие терапевты обращают внимание на личные события, изучают и манипулируют этими процессами в своих попытках понять и изменить явное и скрытое распределенное поведение.

      Когнитивная реструктуризация: общий термин для обозначения изменения модели мышления.

      Когнитивная терапия Бека

      Психиатры Аарон Бэк разработали когнитивную терапию депрессии, основанную на идее о том, что депрессивное настроение вызывается искажениями в том, как люди воспринимают жизненный опыт.
      Бек предположил, что при депрессии внимание, интерпретация и припоминание негативной и позитивной информации смещены. Эти эффекты на внимание и память называются предубеждениями, связанными с обработкой информации.

      Терапия Бека теперь адаптирована для других расстройств, помимо депрессии.
      Он устраняет предубеждения, пытаясь убедить пациентов изменить свое мнение о себе и то, как они интерпретируют жизненные события.

      Оценка когнитивно-поведенческой парадигмы

      Детство не рассматривается.
      И без ответа, откуда взялась схема.

      Вернуться к началу

      Три важных фактора

      • Эмоции
      • Социально-культурные факторы
      • Межличностные факторы

      Эмоции и психопатология

      Эмоции влияют на то, как мы реагируем на проблемы и вызовы в нашем окружении. Они помогают нам организовывать наши мысли и действия, как явно, так и неявно, и направляют наше поведение.
      Эмоциональные расстройства занимают видное место во многих различных формах психопатологии.

      Эмоции считаются довольно кратковременными состояниями, длящимися несколько секунд, минут или, самое большее, часов.
      Аффект: длительные эмоциональные переживания.
      Настроение: эмоциональные переживания, которые сохраняются в течение более длительного периода времени.

      Эмоции состоят из ряда компонентов, включая (не ограничиваясь)

      • Выразительные
        Типичное выражение лица
      • Эмпирические
        То, как кто-то сообщает, что он или она чувствует себя в любой момент или в ответ на какое-либо событие
      • Физиологические
        Изменения в теле

      Эти компоненты обычно координируются внутри человека.
      Когда мы рассматриваем эмоциональные расстройства при психопатологии, важно учитывать, какие из компонентов эмоций затронуты.
      Другим важным соображением является концепция идеального аффекта, то есть видов эмоциональных состояний, которые человек в идеале хочет испытывать. Варьируется в зависимости от культурных факторов.

      Социокультурные факторы и психопатология

      Факторы окружающей среды могут вызывать, усугублять или поддерживать симптомы, составляющие различные расстройства.
      Рассмотренные переменные диапазона и способы изучения этих переменных охватывают много вопросов.

      • Пол
      • Бедность
      • Культурные и этнические факторы

      Несмотря на некоторые кросс-культурные сходства в наличии психических заболеваний в разных культурах, существует также ряд глубоких культурных влияний на симптомы, выраженные при различных расстройствах, доступность лечение и желание лечиться.

      Межличностные факторы и психопатология

      Как качество отношений влияет на различные расстройства.

      Теория объектных отношений: подчеркивает важность давних паттернов в близких отношениях, особенно в семье, которые формируются тем, как люди думают и чувствуют. В большинстве версий этой теории «объект» относится к другому человеку.

      Теория привязанности.

      Относительное Я: Я в отношениях с другими.

      Межличностная терапия

      Межличностная терапия (IPT): подчеркивает важность текущих отношений в жизни человека и то, как проблемы в этих отношениях могут способствовать возникновению психологических симптомов.
      Терапевт сначала побуждает пациента определить чувства, связанные с его или ее отношениями, и выразить эти чувства, а затем помогает пациенту найти решение межличностных проблем.
      В ИПТ оцениваются четыре межличностные проблемы, чтобы выяснить, может ли одна или несколько повлиять на симптомы:

      • Неразрешенное горе
      • Смена ролей
      • Ролевые споры
      • Межличностные или социальные дефициты

      терапевт помогает пациенту понять, что психопатология происходит в социальном контексте или в контексте отношений, и что для уменьшения симптомов психопатологии необходимо лучше справляться с паттернами отношений.

      Вернуться к началу

      Психопатология слишком разнообразна, чтобы ее можно было адекватно объяснить или лечить с помощью любой из современных парадигм.

      Парадигма диатез-стресс: интегративная парадигма, которая связывает генетические, нейробиологические, психологические факторы и факторы окружающей среды.
      Диатезы: предрасположенность к заболеванию. Может быть распространен на любую характеристику или набор характеристик человека, которые увеличивают его или ее вероятность развития расстройства.

      Наличие диатеза при заболевании увеличивает риск его развития у человека, но никоим образом не гарантирует, что заболевание разовьется.
      Стресс предназначен для объяснения того, как диатез может превратиться в фактическое расстройство.
      Стресс обычно относится к некоторым вредным или неприятным внешним раздражителям, которые вызывают психопатию.

      Для развития расстройств необходимы как диатез, так и стресс.
      Психопатология вряд ли может возникнуть в результате воздействия какого-либо одного фактора.

      Вернуться к началу

      6.2 Парадигмы, теории и то, как они формируют подход исследователя – Научные исследования в социальной работе

      Цели обучения

      • Дайте определение парадигме и опишите ее значение
      • Определите и опишите четыре преобладающие парадигмы социальных наук
      • Определение теории
      • Опишите роль, которую теория играет в исследованиях социальной работы

       

      Термины «парадигма» и «теория» часто используются как синонимы в социальных науках, хотя социологи не всегда согласны с тем, являются ли эти понятия идентичными или разными. В этом тексте я проведу четкое различие между этими двумя идеями. Рассмотрение их как аналитически отличных друг от друга обеспечит полезную основу для понимания связей между методами исследования и социальными научными способами мышления.

      Для наших целей мы определим парадигму

      как способ смотреть на мир (или «аналитическую линзу», похожую на очки) и основу для понимания человеческого опыта (Кун, 1962). [1] Может быть трудно полностью понять идею парадигматических предположений, потому что мы очень укоренились в нашем собственном личном повседневном образе мышления. Например, давайте посмотрим на взгляды людей на аборты. Для некоторых аборт — это медицинская процедура, которая должна проводиться по усмотрению каждой отдельной женщины. Для других аборт является убийством, и члены общества должны иметь коллективное право решать, когда следует делать аборт, если вообще следует. Скорее всего, если у вас есть мнение по этой теме, вы вполне уверены в правдивости своей точки зрения. С другой стороны, человек, сидящий рядом с вами в классе, может иметь совершенно другое мнение, но при этом быть столь же уверенным в правильности своей точки зрения. Кто прав?

      Каждый из вас действует в соответствии с набором предположений о том, как устроен мир или как, по вашему мнению, должен работать мир. Возможно, ваши предположения исходят из вашей политической точки зрения, которая помогает сформировать ваш взгляд на различные социальные проблемы, или, возможно, ваши предположения основаны на том, что вы узнали от своих родителей или в церкви. В любом случае существует парадигма, которая формирует вашу позицию по этому вопросу. Эти парадигмы представляют собой набор предположений. Ваш одноклассник может предположить, что жизнь начинается с зачатия и жизнь плода должна быть в центре морального анализа. И наоборот, вы можете предположить, что жизнь начинается, когда плод становится жизнеспособным вне матки, и что выбор матери важнее, чем жизнь плода. Невозможно научно проверить, когда начинается жизнь, чьи интересы важнее или ценность выбора.

      Это всего лишь философские предположения или убеждения. Таким образом, парадигма защиты жизни может частично основываться на вере в божественную мораль и права плода. Парадигма сторонников выбора может основываться на самоопределении матери и вере в то, что положительные последствия аборта перевешивают отрицательные. Эти убеждения и предположения влияют на то, как мы думаем о любом аспекте проблемы.

       

      В главе 1 мы обсуждали различные способы, которыми мы знаем то, что знаем. Парадигмы — это способ структурировать то, что мы знаем, что мы можем знать и как мы можем это знать. В социальных науках преобладает несколько парадигм, каждая со своей уникальной онтологической и эпистемологической перспективой. Напомним, что онтология — это изучение того, что реально, а эпистемология — это изучение того, как мы познаем, что реально. Давайте рассмотрим четыре наиболее распространенные социальные научные парадигмы, которыми вы можете руководствоваться, когда начнете думать о проведении исследований.

      Позитивизм — это первая парадигма, которую мы рассмотрим, поскольку она, вероятно, первая приходит на ум, когда мы думаем о науке. Позитивизм руководствуется принципами объективности, «познаваемости» и дедуктивной логики. Дедуктивная логика обсуждается более подробно в следующем разделе этой главы. Позитивистская структура исходит из предположения, что общество может и должно изучаться эмпирически и научно. Позитивизм также призывает к науке, свободной от ценностей, в которой исследователи стремятся отказаться от своих предубеждений и ценностей в поисках объективной, эмпирической и познаваемой истины.

      Другой преобладающей парадигмой в социальной работе является социальный конструктивизм . Многие считают, что Питер Бергер и Томас Лакман (1966)

      [2] разработали эту точку зрения в социологии. В то время как позитивисты ищут «истину», концепция социального конструкционизма утверждает, что «истина» бывает разной. Истина различается в зависимости от того, кого вы спрашиваете, и люди постоянно меняют свои определения истины в зависимости от их взаимодействия с другими людьми. Согласно этой парадигме, мы создаем реальность посредством наших взаимодействий и интерпретаций наших взаимодействий, в отличие от существования объективной реальности. Ключом к точке зрения социального конструкционизма является идея о том, что социальный контекст и взаимодействие формируют нашу реальность.

      Исследователи, работающие в рамках этой концепции, проявляют большой интерес к тому, как люди приходят к социальному согласию или несогласию в отношении того, что является реальным и истинным. Чтобы лучше понять идею относительности и социального конструктивизма, подумайте, как определенные жесты рук могут иметь разное значение в разных странах мира. Когда в североамериканской культуре кто-то поднимает средний палец, мы можем с уверенностью предположить, что ни тот, кто поднимает палец, ни тот, на кого он направлен, не очень счастливы. Другие жесты, такие как поднятый вверх большой палец, могут иметь аналогичное значение, вызывающее удивление, в других обществах и культурах. Хотя жест «большой палец вверх» может иметь особое значение в североамериканской культуре, это значение не является общим для разных культур (Wong, 2007). [3] Итак, что такое «правда» среднего пальца или большого пальца вверх? Это зависит от предполагаемого значения жеста, интерпретации жеста и социального контекста, в котором он происходит.

      Было бы ошибкой думать о социальной конструкционистской перспективе только как о индивидуалистической. В то время как люди могут создавать свои собственные реальности, такие небольшие группы, как супружеские пары, и такие большие, как нации, также согласны с представлениями об истине. Другими словами, значения, которые мы конструируем, имеют власть над отдельными людьми, которые их создают. Следовательно, социальных конструкционистов в равной степени интересует первоначальное создание значений и то, как люди и группы работают над переопределением значений.

      Третья парадигма — это критическая парадигма. По своей сути критическая парадигма сосредоточена на власти, неравенстве и социальных изменениях. Хотя сюда включены некоторые довольно разнообразные точки зрения, критическая парадигма обычно включает идеи, разработанные ранними социальными теоретиками, такими как Макс Хоркхаймер (Calhoun, Gerteis, Moody, Pfaff, & Virk, 2007), [4], и более поздние работы, разработанные феминистские ученые, такие как Нэнси Фрейзер (1989). [5] В отличие от позитивистской парадигмы, критическая парадигма утверждает, что социальная наука никогда не может быть по-настоящему объективной или свободной от ценностей. Кроме того, эта парадигма исходит из того, что научное исследование должно проводиться с четко выраженной целью социальных изменений. Исследователи критической парадигмы могут начать со знания о том, что системы предвзяты по отношению к другим, таким как женщины или маргинализированные этнические группы. Более того, их исследовательские проекты направлены на то, чтобы способствовать положительным изменениям в участниках исследования и изучаемых системах, а также собирать важные данные. Критическая парадигма не только изучает дисбаланс сил, но и стремится его изменить.

      Наконец, постмодернизм — это парадигма, бросающая вызов почти всем способам познания, которые многие социологи считают само собой разумеющимися (Best & Kellner, 1991). [6] В то время как позитивисты утверждают, что объективная, познаваемая истина существует, постмодернисты сказали бы, что ее нет. В то время как социальные конструкционисты могут утверждать, что истина находится в глазах смотрящего(их), постмодернисты могут утверждать, что мы никогда не сможем узнать такую ​​истину. Это связано с тем, что постмодернисты считают, что исследователи ставят свою собственную истину в расследовании, когда изучают и сообщают об истинах других. Наконец, в то время как критическая парадигма может утверждать, что власть, неравенство и изменение формируют реальность и истину, постмодернист может задаться вопросом, о чьей власти, неравенстве, изменении, реальности и истине идет речь. Как вы можете себе представить, постмодернистская парадигма представляет собой довольно сложную задачу для исследователей. Как вы изучаете что-то, что может быть или не быть реальным, или что реально только в вашем нынешнем и уникальном опыте? Над этим увлекательным вопросом стоит задуматься, когда вы начнете думать о проведении собственного исследования. Частью ценности постмодернистской парадигмы является ее акцент на ограниченности человеческого знания. Таблица 6.1 суммирует каждую из обсуждаемых здесь парадигм.

      Таблица 6.1 Социально-научные парадигмы
      Парадигма Акцент Успение
      Позитивизм Объективность, познаваемость и дедуктивная логика Общество можно и нужно изучать эмпирически и научно.
      Социальный конструктивизм Истина как меняющаяся, социально сконструированная и постоянно меняющаяся Реальность создается коллективно. Социальный контекст и взаимодействие формируют нашу реальность.
      Критический Власть, неравенство и социальные изменения Социальные науки никогда не могут быть по-настоящему свободными от ценностей и должны вестись с четко выраженной целью социальных изменений.
      Постмодернизм Врожденные проблемы с предыдущими парадигмами. Истина всегда связана историческим и культурным контекстом. Нет универсально верных объяснений.

      Давайте рассмотрим пример. Если мы изучаем такую ​​проблему, как злоупотребление психоактивными веществами, как будет выглядеть социологическое исследование в каждой парадигме? Позитивистское исследование может сосредоточиться на точном измерении злоупотребления психоактивными веществами и выявлении основных причин злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте. Отказ от Объективность точного измерения злоупотребления психоактивными веществами, социальные конструкционистские исследования могут сосредоточиться на том, как люди, злоупотребляющие психоактивными веществами, понимают свою жизнь и отношения с различными наркотиками. При этом он ищет субъективную истину каждого участника исследования. Исследование в критической парадигме может исследовать, как люди, злоупотребляющие психоактивными веществами, являются угнетенной группой в обществе, а затем попытаться освободить их от источников угнетения, таких как карательные законы о наркотиках и внутренний страх или стыд. Постмодернистское исследование может вести хронику путешествия одного человека к злоупотреблению психоактивными веществами и изменения, которые они испытали в своем самовосприятии, когда они перешли от рекреационного к проблемному употреблению наркотиков. Эти примеры должны иллюстрировать, как можно исследовать одну тему в рамках каждой парадигмы.

      Подобно парадигмам, теории позволяют взглянуть на мир и понять человеческое взаимодействие. Парадигмы основаны на всеобъемлющих общих предположениях о мире, тогда как теории описывают более конкретные явления. Распространенное определение теории в социальной работе — это «систематический набор взаимосвязанных утверждений, предназначенных для объяснения некоторых аспектов социальной жизни» (Rubin & Babbie, 2017, стр. 615). [7] По сути, теории могут дать объяснение многим явлениям. Они помогают нам ответить на вопросы «почему» и «как», которые мы часто задаем о закономерностях, которые мы наблюдаем в социальной жизни. В то время как парадигмы могут указать нам определенное направление в отношении наших вопросов «почему», теории более конкретно намечают объяснение или «как», стоящее за «почему».

       

      Вводные учебники по социальной работе знакомят учащихся с основными теориями социальной работы — теорией конфликтов, символическим интеракционизмом, теорией социального обмена и теорией систем. По мере того, как социальные работники учатся дольше, они знакомятся с более конкретными теориями в своей области, а также с перспективами и моделями (например, с точки зрения сильных сторон), которые обеспечивают более ориентированные на практику подходы к пониманию социальной работы.

      Как вы, вероятно, узнали из теории социальной работы, теоретики систем рассматривают все части общества как взаимосвязанные и сосредотачиваются на отношениях, границах и потоках энергии между этими системами и подсистемами (Schriver, 2011). [8] Теоретики конфликта интересуются динамикой власти и тем, как организация общества создает награды и наказания. Символические интеракционисты сосредотачиваются на том, как значение создается и согласовывается посредством осмысленных (то есть символических) взаимодействий. Наконец, теоретики социального обмена исследуют, как люди основывают свое поведение на рациональном расчете вознаграждений и затрат.

      Точно так же, как исследователи могут исследовать одну и ту же тему с разных уровней исследования или парадигм, они также могут исследовать одну и ту же тему с разных теоретических точек зрения. В этом случае их исследовательские вопросы могут быть одинаковыми, но то, как они концептуализируют свои наблюдения, будет в значительной степени определяться теорией. В таблице 6.2 обобщаются основные направления каждой из основных теорий и показано, как исследователь может изучать одну и ту же тему с каждой из трех точек зрения.

      Таблица 6.2 Теории социальной работы и изучение злоупотребления психоактивными веществами
      Теория Фокусируется на Исследование злоупотребления психоактивными веществами может изучить
      Системы Взаимоотношения между частями общества; как части работают вместе Как отсутствие возможностей трудоустройства может повлиять на уровень злоупотребления психоактивными веществами в районе
      Конфликт Кто выигрывает и кто проигрывает в зависимости от того, как устроено общество Как война с наркотиками повлияла на сообщества меньшинств
      Символический интеракционизм Как смысл создается и согласовывается посредством взаимодействий Как самоопределение людей как «наркоманов» помогает или мешает им оставаться трезвыми
      Социальный обмен Как на поведение влияют затраты и вознаграждение Повышает или снижает вероятность передозировки увеличение распространения лекарств против передозировки

      В рамках каждой области специализации социальной работы существует множество других теорий, направленных на объяснение более конкретных типов взаимодействий. Например, изучение сексуальных домогательств включает в себя различные теории, предлагающие различные объяснения причин домогательств. Одна теория, впервые разработанная криминалистами, называется теорией рутинной деятельности. В нем утверждается, что сексуальные домогательства чаще всего происходят, когда на рабочем месте отсутствуют объединенные группы и когда присутствуют как потенциально уязвимые цели, так и мотивированные преступники (DeCoster, Estes, & Mueller, 19).99). [9] Другие теории сексуальных домогательств, называемые реляционными теориями, предполагают, что отношения человека, такие как брак или дружба, являются ключом к пониманию того, почему и как происходят сексуальные домогательства на рабочем месте, и как люди будут реагировать на них, когда они происходят происходят (Морган, 1999). [10] Реляционные теории фокусируются на силе, которую обеспечивают различные социальные отношения (например, женатые люди, у которых дома есть поддерживающие партнеры, могут с большей вероятностью, чем те, у кого нет поддержки дома, сообщать о сексуальных домогательствах, когда они происходят). Наконец, феминистские теории сексуальных домогательств занимают иную позицию. Эти теории утверждают, что организационная структура нашей гендерной системы, в которой наибольшую власть имеют наиболее мужественные мужчины, лучше всего объясняет, почему и как происходят сексуальные домогательства на рабочем месте (MacKinnon, 19).79). [11] Как вы можете себе представить, теория, которую исследователь применяет для изучения темы сексуальных домогательств, формирует вопросы, которые задает исследователь. Это также сформирует объяснения, которые дает исследователь, почему происходят домогательства.

      Для студента бакалавриата, начинающего изучение новой темы, может быть пугающим узнать, что существует так много теорий помимо того, что вы узнали на своих теоретических занятиях. Что еще хуже, так это отсутствие центральной базы данных различных теорий по вашей теме. Однако, просматривая литературу по своей теме, вы узнаете больше о теориях, созданных учеными для объяснения того, как ваша тема работает в реальном мире. В дополнение к рецензируемым журнальным статьям книги являются еще одним ценным источником для изучения теорий, связанных с вашей темой. Книги часто содержат работы теоретического и философского значения, выходящие за рамки академического журнала.

      Теории, парадигмы, уровни анализа и порядок, в котором продвигается исследовательский процесс, влияют на вопросы, которые мы задаем о социальном мире, на то, как мы их задаем, и даже на то, что мы можем найти. Изучение банд на микроуровне будет сильно отличаться от изучения банд на макроуровне. В некоторых случаях вы можете применить несколько уровней анализа к своему расследованию, но это не всегда практично или выполнимо. Поэтому крайне важно понимать различные уровни анализа и знать, какой уровень вы используете. Теоретическая точка зрения также будет формировать исследование. В частности, выбранная теория будет определять не только то, как задается вопрос, но и то, какая тема будет исследована в первую очередь. Кроме того, предпочтение одной теории над другой может ограничить круг вопросов, которые вы задаете, и может привести к упущению других возможных объяснений.

      Социальные науки не подвержены принципиальной предвзятости из-за ограниченности парадигм и теорий, но в то же время они никогда не могут быть полностью свободны от ценностей. Социальные конструкционисты и постмодернисты могут указать, что предвзятость всегда является частью исследования, по крайней мере, в некоторой степени. Наша работа как исследователей состоит в том, чтобы распознавать и устранять наши предубеждения в рамках исследовательского процесса, пусть и несовершенного. Мы формируем и проводим нашу работу, используя наши собственные теории, уровни анализа, временные процессы и парадигмы. Понимание этих рамок и подходов имеет решающее значение не только для успешного начала и завершения любого исследовательского исследования, но и для ответственного чтения и понимания чужой работы.

       

      Ключевые выводы

      • Парадигмы формируют наш повседневный взгляд на мир.
      • Исследователи используют теорию, чтобы сформулировать свои исследовательские вопросы и найти смысл в ответах на эти вопросы.
      • Применение четырех основных теорий социальной работы — хорошее начало, но вам, вероятно, придется поискать более конкретные теории по вашей теме.

       

      Глоссарий

      Критическая парадигма – парадигма социальных исследований, посвященная власти, неравенству и социальным изменениям

      Парадигма – способ видения мира и основа для понимания человеческого опыта

      Позитивизм – парадигма, руководствующаяся принципами объективности, «познаваемости» и дедуктивной логики

      Постмодернизм – парадигма, ориентированная на историческую и контекстуальную укорененность научного знания; характеризуется скептицизмом по отношению к достоверности и грандиозным объяснениям в социальных науках

      Социальный конструкционизм — парадигма, основанная на идее о том, что социальный контекст и взаимодействие формируют нашу реальность

      Теория — «систематический набор взаимосвязанных утверждений, предназначенных для объяснения некоторых аспектов социальной жизни» (Rubin & Babbie, 2017, стр. 615)

       

      Атрибуция изображений

      точечная форма и облачная форма от tasaikensuke CC-0

      почему от GDJ CC-0

       


      1. Подробнее о парадигмах см. основополагающую работу Куна: Kuhn, T. (1962). Структура научных оборотов . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press. ↵
      2. Бергер, П.Л., и Лакман, Т. (1966). Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday. ↵
      3. Чтобы узнать больше о том, как значения жестов рук различаются в зависимости от региона, вы можете прочитать следующую запись в блоге: Wong, W. (2007). 10 лучших жестов рук, которые вам нужно делать правильно. Получено с http://www.languagetrainers.co.uk/blog/2007/09./24/top-10-hand-gestures ↵
      4. Калхун, К., Гертейс, Дж., Муди, Дж., Пфафф, С., и Вирк, И. (ред.). (2007). Классическая социологическая теория (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Блэквелл. ↵
      5. Фрейзер, Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *