Основные понятия и положения когнитивной психологии.
Когнитивная психологии — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Основные положения когнитивной психологии
1.Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и сознания, изучает все познавательные психические процессы (память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.).
2.Когнитивная психология ориентирована на формирование, возникновение и динамику образов восприятия, памяти, мышления и т.д.
3.Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны.
Сознание в когнитивной психологии:
1.Сознание – осведомленность, т.е. знание о событиях и стимулах окружающего мира и о своих познавательных процессах.
2. Контролирование себя и своего окружения. Контроль начала и прекращения поведения.
3 вида сознания по Тулвингу:
1. Аноэтичное (отражает процедурную память)– простое наличие знания о своих действиях, совершаемых и проявляющихся в наших навыках и привычках.
2. Ноэтичное (отражает семантическую память) – знание об объектах, событиях, связи между ними.
3. Автоноэтичное (отражает эпизодическую память)– знание о личностных переживаниях, событиях, связывает с личностной идентичностью.
Активность и деятельность субъекта
Активность выступает в соотнесении с деятельностью. Активность характеризуют:
— в большей степени — обусловленность производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия – в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас.
Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.Расчет стоимостиГарантииОтзывы
— произвольность – обусловленность наличной целью субъекта.
— надситуативность – выход за пределы исходных целей.
— значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.
Необходимо обратить внимание, что исчерпывающее определение деятельности как направленной мотивированной активности субъекта связывает воедино понятия мотивации деятельности, целей каждого из составляющих её действий и средств их достижения.
Помимо действий в структуре деятельности следует выделять такие её элементы, как операции, представляющие собой тоже действия, только автоматизированные или никогда не осознававшиеся. В любом случае действие являет собой процесс решения задачи, состоящей из целеобразования, поиска или создания средств для решения задачи.
Культурно-исторический (Выготский) подход выделяет два типа регуляции деятельности: внешнюю и внутреннюю. Воля и эмоции составляют две формы внутренней регуляции.
Если эмоции непроизвольно отражают актуальное состояние потребностей и смысла мотивации, волевые процессы, напротив, представляют собой сознательные усилия по сосредоточению внимания на нужном объекте и обладают способностью задерживать спонтанный аффективный процесс, подкрепляя тем самым смысл выполняемого действия.
По Леонтьеву, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.
Тенденции развития психологии памяти.
Перед нами стоят два два пути к изучению памяти: первый из них — это путь к изучению развития памяти человека через исследование и сопоставление различных ее форм, т. е. различных моментов развития. С другой стороны, это путь изучения самого процесса развития, т. е. изучения процесса перехода одной формы в другую, в ней потенциально содержащуюся, и изучение тех условий, которые обусловливают этот переход, это приобретение процессом нового качества.
От генетического изучения различных форм памяти и процесса превращения одной формы в другую к изучению ее структурных механизмов и к анализу памяти человека из ее развития — таково то общее направление исследования, которое непосредственно вытекает как из опыта решения проблемы памяти в эмпирической психологии, так и из общих принципиально-методологических предпосылок, лежащих в основе современной научной психологии.
В западной психологии проблеме внимания уделяется большое значение. Главное отличие подходов к изучению внимания в западной и отечественной психологии заключается в том, что в отечественной психологии разрабатываются общетеоретические, концептуальные подходы к проблеме внимания, западная же психология большеориентирована на экспериментальные исследования по выявлению характеристик внимания и факторов его развития и совершенствования, не придавая такого большого значения выделению общетеоретических категорий.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Основные понятия и положения когнитивной психологии.
От 250 руб
Контрольная работа
Основные понятия и положения когнитивной психологии.
От 250 руб
Курсовая работа
Основные понятия и положения когнитивной психологии.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
10.Основные положения когнитивной психологии.
Когнитивная Ψ изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная Ψ охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.
Представители когнитивной Ψ:
Основные положения когнитивной психологии. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов. Основная цель этих концепций – объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания, “внутренние” характеристики человеческого поведения.
Основные направления исследований: а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной; б) изучение атрибутивных процессов; в) изучение процессов памяти; г) изучение построения когнитивной картины мира; д) изучение бессознательного познания и восприятия; е) изучение познания у животных и т. д.
Основным методом является лабораторный эксперимент.
Основные методологические установки: 1. источник данных – ментальные образования; 2. познание определяет поведение; 3. поведение как молярный (целостный) феномен.
Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное.
Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры.
Основные научные теории когнитивной психологии. 1.Теория структурного баланса Фрица Хайдера. Основное положение: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. 2. Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Основное положение: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. 3. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт.
4. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса.Когнитивная психология: история, теории, методы исследования
В начале 21 века когнитивная психология представляет собой широкую область, занимающуюся памятью, восприятием, вниманием, распознаванием образов, сознанием, неврологией, представлением знаний, когнитивным развитием, языком, мышление, человеческий и искусственный интеллект. Но размышление об источнике знания, о том, как люди думают, решают проблемы и воспринимают свой мир, так же древне, как и история человечества, и занимало почитаемое место в размышлениях философов, теологов, мистиков и ученых столько, сколько мы можем сказать. . Эти понятия начали эмпирически проверяться во второй половине девятнадцатого века и на протяжении всего двадцатого века и стали известны в истории науки как когнитивная психология.
Историю когнитивной психологии можно разделить на четыре периода: философский, ранний экспериментальный, когнитивная революция и современная когнитивная психология.
Философский период
Древнеегипетские иероглифы предполагают, что мыслящие люди были связаны с такими процессами, как мышление, память и, прежде всего, «ка», или душа. Огромная энергия была направлена на сохранение души, но также некоторые теоретизировали, что знание локализуется в сердце. Греческие философы были одержимы знаниями и вопросами познания, и современные модели познания часто имеют некоторые связи с Древней Грецией. Взгляды Аристотеля на место познания были схожи с египтянами. Однако Платон постулировал, что мозг является истинным местом знания. Ученые эпохи Возрождения рассматривали мышление, логику и природу души, и, хотя высказывались разные взгляды, считалось, что местонахождение знания и рациональности находится в мозгу.
В восемнадцатом веке между эмпириками и нативистами велись философские дебаты об источнике знания. Британский эмпирик считал, что знания приходят из опыта. Однако нативист считал знание врожденным и основанным на структурных характеристиках и свойствах, присущих мозгу. Современные когнитивные психологи продолжают спорить по этому поводу, хотя обычно опираются на научные данные.
Философский период обеспечил контекст для понимания ума и его процессов. Кроме того, эти ранние мыслители определили некоторые основные теоретические вопросы, которые позже будут изучены эмпирически с использованием методов научных исследований.
Ранний экспериментальный период
Познание изучается научными методами с конца девятнадцатого века. В 1879 году философские аспекты психических процессов уступили место эмпирическим наблюдениям, когда Вундт основал первую психологическую лабораторию в Германии в 1879 году. Психология начала отделяться от философии и формировать дисциплину, основанную на объективной науке, а не на предположениях, логике и предположениях. . Разрыв с моральной философией был вызван многими факторами, но развитие новых методов, позволивших исследовать ментальные события, безусловно, изменило способ изучения познания. Интроспекция, или взгляд внутрь, была одним из таких методов, который позволял наблюдателю исследовать сознание и структуру ментального представления, разбивая опыт на ощущения и образы. Предполагалось, что путем обнаружения паттернов в интроспективных отчетах раскрывается содержимое разума.
Теории репрезентации знаний разделились между интроспекционистами, изучавшими наблюдаемые ощущения, и психологами действий во главе с Брентано, которые изучали деятельность разума. Брентано считал внутренние представления бессмысленными для психологии и решил изучать психические акты сравнения, суждения и ощупывания физических объектов.
К началу двадцатого века американская психология начала приобретать особую форму с широким кругом исследуемых тем. Руководителем этой расширенной экспериментальной психологии был Уильям Джеймс, первый президент Американской психологической ассоциации. Его идеи о философии, религии и психологии сформировали интеллектуальную историю этих тем на протяжении всего двадцатого века. Не менее важными были его мысли о внимании и памяти, а его различение дихотомического хранилища памяти — первичной и вторичной памяти — привело непосредственно к экспериментам в 19 веке. 60-х по этой теме. Ясно, что идеи Джеймса сыграли важную роль в формировании современной когнитивной психологии.
В это время американские психологи заинтересовались вопросами образования и находились под сильным влиянием объективной природы психологии действий. Психологи, такие как Торндайк, были озабочены влиянием вознаграждения и наказания на обучение и меньше интересовались сознанием. Интроспективная техника, при которой испытуемый спрашивает себя, какие ощущения он может испытать, например, считалась американскими психологами бесплодной и приводящей к противоречивым результатам. Многие утверждали, что существует потребность в чисто объективной и научной психологии, в которой психические процессы, такие как память, ощущения и обучение, можно было бы надежно измерить. Бихевиоризм, возглавляемый Джоном Уотсоном, основывался на идее о том, что открытое поведение можно объективно наблюдать, предлагал привлекательный научный подход к психологии и был подходящим фоном для быстро развивающегося интереса к психоанализу.
Несмотря на интерес к открытому поведению, когнитивный процесс не полностью игнорировался. В начале 1900-х годов Дондерс и Кеттелл проводили эксперименты по восприятию безобразного мышления, используя краткие визуальные отображения для изучения времени, необходимого для выполнения умственных операций, и используя данные о времени реакции в качестве зависимых мер.
В нескольких лабораториях Америки проводились интересные исследования памяти, внимания, восприятия, языка, формирования понятий и решения проблем, что было доформальной стадией когнитивной психологии. В дополнение к этим усилиям внутри психологии несколько сил за пределами традиционной экспериментальной психологии помогли сформировать когнитивную психологию. К числу этих факторов относится значительное влияние швейцарского психолога Жана Пиаже, центральная идея которого заключалась в том, что существуют определенные когнитивные стадии, через которые проходят дети. В России блестящий молодой ученый Лев Выготский предложил модель психологии развития, в которой обучение предшествует развитию. Еще одно важное влияние оказала работа Фредерика Бартлетта из Англии, который исследовал память с натуралистической точки зрения и особенно интересовался запоминанием историй. На основе воспоминаний историй Бартлетт выдвинул гипотезу, что память в значительной степени определяется схемами или способом организации и представления знаний в мозгу. Даже некоторые исследования на животных начали охватывать когнитивные темы. В 1932, Толмен, известный психолог-бихевиорист, заметил, что крысы выучили когнитивную карту своего окружения, когда учились бегать по лабиринту.
Хотя познание не было доминирующей школой психологической мысли в Америке в то время, некоторые психологи-экспериментаторы продемонстрировали, что научная методология может использоваться при изучении психических событий. Методы, предмет, процедуры и даже интерпретации, использованные этими исследователями, предвосхитили появление когнитивной дисциплины.
Такие понятия, как ощущение, мышление и ментальные образы, были преданы анафеме под влиянием бихевиористов, поскольку считались субъективными. Внутренние состояния считались промежуточными переменными и не являлись необходимыми для понимания человеческого поведения. Психология была сосредоточена на наблюдаемом поведении, и люди были в значительной степени заменены крысами и голубями.
Гештальт-психология предложила альтернативный способ изучения чувственного восприятия проблемному методу интроспекции, который распространил исследования познания. Одновременно бихевиористы пытались создать чисто объективную психологию, успешно атакуя когнитивных психологов и гештальтистов.
Когнитивная революция
Когнитивная психология начала формироваться как новый способ понимания науки о разуме в конце 1950-х годов. Эти формирующие события были вызваны исследовательскими открытиями в области памяти, обучения и внимания, а также идеями, выходящими за рамки экспериментальной психологии, такими как теория коммуникации, психология развития, социальная психология, лингвистика и информатика, которые дали когнитивным психологам дополнительные возможности. широта, чтобы справиться со сложностью обработки информации и мышления человека.
Возрождение когнитивной психологии в этот период обычно называют когнитивной революцией, возникшей в 1956 году на конференции по теории коммуникации в Массачусетском технологическом институте (MIT) (Solso, 1998), на которой Ноам Хомский представил основополагающие документы. , Джером Брунер, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон, а также Джордж Миллер. Слияние когнитивной психологии в этот период, вероятно, произошло не благодаря какой-то одной группе людей (и, конечно, невозможно определить точную дату движения), а было отражением более широкого Zeitgeist, в котором психологи оценили сложность мышления человека. В то же время когнитивные психологи отвергли традиционные упрощенные теории разума, но во многих случаях придерживались научной методологии, разработанной в начале двадцатого века. Парадигмой, которая предлагала подходящую методологию и охватывала достаточно широкий спектр интеллектуальных тем, была когнитивная психология, получившая широкое признание и развитие.
Исследования в области вербального обучения и семантической организации привели к разработке проверяемых моделей памяти и познания, создав еще одну эмпирическую базу для изучения психических процессов. Джордж А. Миллер провел различие между кратковременной и долговременной памятью и в своей влиятельной статье «Волшебное число семь, плюс или минус два» (Miller, 1956) обращался к ограниченным возможностям кратковременной памяти и ввел концепцию фрагментации — идея о том, что пределы кратковременной памяти можно расширить, группируя информацию в более крупные блоки информации. В 1958, Петерсон и Петерсон в Америке и Джон Браун в Англии обнаружили быструю потерю или угасание памяти после изучения бессмысленных слогов через несколько секунд при отсутствии словесной репетиции, продвигая, таким образом, идею об отдельном этапе кратковременной памяти. В 1960 году Сперлинг показал, что очень временная память (или система хранения информации) хранит информацию в течение очень короткого периода времени. Это открытие еще больше укрепило представление о том, что люди были сложными существами, обрабатывающими информацию, которые обрабатывали поступающую информацию через ряд этапов. Эта простая идея была идеальной моделью для исследователей и теоретиков, интересующихся памятью, и примерно в это же время появилось несколько моделей Аткинсона и Шиффрина, Во и Нормана, а позже Крейка и Талвинга.
До этого периода теория информации была введена Шенноном и Уивером, которые использовали блочные диаграммы для описания того, как информация передается и преобразуется на нескольких этапах. Дональд Бродбент, психолог из Кембриджа, начал применять идеи Шеннона и Уивера к процессам избирательного внимания, ввел в психологию концепцию потока информации и использовал диаграммы для описания когнитивных процессов. Информационный поток Бродбента относится к серии операций, которые анализируют, преобразуют или изменяют психические события, такие как кодирование памяти, забывание, мышление, формирование понятий и т. д. Таким образом, Бродбент предоставил «язык, чтобы говорить о том, что произошло внутри человека, который был не менталистский интроспективный язык» (Коэн, 1986, с. 23).
В других местах технологические достижения в области информатики потребовали пересмотра основных постулатов познания. В 1955 году Саймон и Ньюэлл разработали компьютер, способный решить математическое доказательство. Когнитивные психологи были в восторге от того, что машины могут имитировать человеческое мышление, а компьютеры могут работать по тем же правилам и процедурам, что и человеческий разум. Более того, поскольку компьютеры считались интеллектуальными, от нас требовалось проанализировать собственный интеллект, чтобы можно было определить интеллект машины. В результате был разработан гипотетический тест Тьюринга, чтобы определить, могут ли наблюдатели отличить выходные данные компьютера от человеческих ответов.
Тем временем бихевиористы подверглись нападкам со стороны Хомского, лингвиста из Массачусетского технологического института, разработавшего метод анализа структуры языка. Хомский утверждал, что язык слишком сложен для изучения и воспроизведения с помощью поведенческих принципов подкрепления, и постулировал существование когнитивной структуры врожденного устройства овладения языком.
Другим влиянием, которое помогло когнитивной психологии закрепиться, была Вторая мировая война. Финансовая поддержка в областях, представляющих военный интерес, стала легкодоступной во время войны. Из-за заинтересованности военных в разработке и использовании новых технологий поощрялись исследования в области бдительности, творчества и человеческого фактора. Одним из результатов стал основополагающий отчет в 1954 Tanner и Swets об обнаружении сигналов, демонстрирующих, что когнитивные процессы могут оказывать опосредующее влияние на сенсорные пороги. Еще одним итогом войны стало то, что многие солдаты получили черепно-мозговые травмы. Огромное количество клинических данных о восприятии, памяти и языке было побочным продуктом страданий этих жертв.
В 1950-е годы интерес переключился на внимание, память, распознавание образов, образы, семантическую организацию, языковые процессы, мышление и даже сознание (наиболее догматически избегаемое понятие), а также другие когнитивные темы, которые когда-то считались за пределами экспериментальной области. психология. Бихевиоризм и его догма не смогли объяснить богатство и разнообразие человеческого опыта. Бихевиористы не могли объяснить результаты исследований развития Пиаже и Хомского. А теория информации и информатика дали психологам новые способы осмысления и обсуждения познания.
Современная когнитивная психология
К 1960-м годам когнитивная психология пережила возрождение. Когнитивная психология, систематизировавшая новую науку, была написана Ульриком Нейссером и опубликована в Америке (1967). Книга Нейссера сыграла центральную роль в укреплении когнитивной психологии, поскольку она дала название области и определила актуальные области. Нейссер использовал метафору компьютера для выбора, хранения. Восстановление, объединение, вывод и обработка информации. А в 1966 Хилгард и Бауэр представили главу в своих «Теориях обучения» (Нью-Йорк), в которой развивалась идея использования компьютерных программ в качестве моделей теорий познания.
В 1970-е годы появились профессиональные журналы, посвященные когнитивной психологии, такие как Cognitive Psychology, Cognition, Memory & Cognition, а также серия томов симпозиумов, в том числе Loyola Symposium on Cognition под редакцией Солсо и серия работ Карнеги-Меллона под редакцией Чейза. и другие, основанные на Симпозиуме Карнеги по познанию. В 19В 70-х и 80-х годах начали строиться когнитивные лаборатории, на национальных и региональных собраниях проводились симпозиумы и конференции, в учебные планы добавлялись курсы по когнитивной психологии и смежным темам, гранты присуждались людям, изучающим память, обработку речи, внимание и тому подобные темы. , были написаны новые учебники по теме познания, а университеты наняли профессоров когнитивной психологии вместо профессоров традиционной экспериментальной психологии. В 19В 80-х и 1990-х годах были предприняты серьезные усилия, чтобы найти соответствующие нейронные компоненты, связанные с когнитивными конструкциями. Таким образом, мозговое расположение слова, такого как молоток, как существительного, может сильно отличаться от местоположения того же слова, если это слово используется как глагол. Кроме того, влиятельные теории памяти (такие как теория семантической и эпизодической памяти Тульвинга) проявились в экспериментах по локализации головного мозга с использованием технологии визуализации мозга. Наука о человеческом познании все еще претерпевает изменения из-за серьезных изменений в компьютерных технологиях и науке о мозге. В результате когнитивная психология объединилась с информатикой и нейронаукой, чтобы создать новую дисциплину, называемую когнитивной наукой.
Наконец, с появлением новых способов увидеть мозг (например, функциональная магнитно-резонансная томография [фМРТ], позитронно-эмиссионная томография [ПЭТ], электроэнцефалограмма [ЭЭГ]) когнитивные психологи расширили свои операции до нейронауки, которая обещает эмпирически показать части мозга, участвующие в познании, которые были выдвинуты психологами двадцатого века.
См. также:
Ключевые термины когнитивной психологии | Карточки
Вопрос | Ответить |
познание | психические процессы (восприятие, внимание, язык, мышление, решение проблем и память), необходимые для осмысления мира. Например, переход через дорогу. Мы обрабатываем полученную информацию (о том, есть ли проезжающие мимо автомобили) и опираемся на наши сохраненные воспоминания о безопасности дорожного движения, прежде чем принять решение о переходе дороги. Этот пример иллюстрирует необходимость использования нескольких когнитивных процессов и важность познания в целом. |
когнитивная психология | Когнитивная психология зародилась в середине 20 века, в основном потому, что психологи были разочарованы неспособностью других предыдущих подходов объяснить познание. С изобретением компьютеров они смогли понять способ понимания человеческого поведения в результате ввода информации, ее обработки и воздействия на нее (вывод). Когнитивные психологи считают, что на наше поведение влияет познание, поэтому на наше поведение в значительной степени влияет то, как мы думаем и воспринимаем. Роль когнитивного психолога заключается в том, чтобы понимать когнитивные процессы и создавать теории и модели, помогающие объяснить, как люди обрабатывают информацию и как эти умственные операции влияют на поведение. Когнитивные психологи также изучают повреждения головного мозга и то, приводит ли повреждение мозга к изменению поведения, личности или способностей. Это привело к пониманию того, насколько изолированы или взаимосвязаны когнитивные функции и где они расположены в мозгу. |
модель обработки информации | — объясняет, как мы получаем, интерпретируем и реагируем на информацию. Он описывает этот поток информации, используя термины ввод, процесс, вывод. Пример с пересечением дороги -> дорога и автомобили вводятся, сбор всей информации и рассмотрение того, насколько безопасно переходить дорогу, обрабатывается, а поведенческая реакция — переходить дорогу или нет — является выходом. Эта модель приводит к еще одному предположению когнитивного подхода — что человеческий мозг работает как компьютер. Как и компьютер, считается, что человеческий мозг имеет процессор с ограниченной производительностью, который может обрабатывать только ограниченное количество или тип информации любого заданного типа. |