Психологические школы | Представители | Основные теоретические вклады |
СТРУКТУРАЛИЗМ
| В.Вундт, Э.Титченер | Главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. Структурализм в психологии ставит своей целью изучение структуры разума, анализируясоставляющие перцепт |
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
| Освальд Кюльпе, Нарцисс Ах, Карл Бюлер | Школа Вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). Было выявлено, что мышление — это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие — неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым воззрениям, школа Вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты — умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. Поэтому специфику концепции школы Вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении.Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Но при этом мышление без образов — «чистое» мышление — противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. |
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
| Франц Брентано , Карл Штумпф, Вильям Джемс, Джон Дьюи | Главной для новой психологии представители считали проблему сознания.Брентано предложил термин «интенция». Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических. Интенция – не просто активность. Существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Работы Штумпфа были обобщены в его двухтомном труде «Психология тонов», внесшем крупный вклад в исследования психологической акустики. Джеймс проводил учения об эмоциях: оно показывает, что «условия» — это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения. Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль .Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания. Д.Дьюи написал статью «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. |
БИХЕВИОРИЗМ
| Эдвард Торндайк, Джон Браадус Уотсон, У. Хантер, К.Лешли | Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре -образовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Основоположником бих |
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
| Э.Толмен, К.Халд , Б.Скиннер | Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними.Эти факторы он назвал «промежуточными переменными». Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков. После экспериментов Толмена стала очевидна не достаточность прежних воззрений на поведение. Потребовался их пересмотр. Кларк Халд стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Эвклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход получил название гипотетико-дедуктивного метода. Холл первым поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности. Халд создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использование аппарата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков. Подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм проведения. Он оказал огромное влияние на психологию. В современной американской науке Скиннер является одним из наиболее влиятельных авторитетов, превзойдя по количеству цитирования и сторонников даже Фрейда. При этом наибольшее влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, дав возможность пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы к обучению и новые программы. |
СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
| Джордж Мид,Д. Доллард | Исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с разными людьми ребенок играет разные «роли». Таким образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя принимает. Теория Мида называется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность. Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм.Необходимо отметить, что исследования ученых этой школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей. |
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ | М.Вертгеймер,В. Келер, К. Коффка | Вертгеймер ввел специальный термин восприятия – фи-феномен, ввел ,чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость (вопреки обще принятому в ту эпоху мнению) к сумме ощущений от раздражения сперва одних пунктов сетчатки, а затем других. Гештальтисты усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистская критика «атомизма» в психологии являлась предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция» Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения. Психолог В.Келер считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, Келер дал этому моменту переструктурирования на звание «инсайт», т.е. озарение. Как помнит читатель, Бюлер пришел к сходному выводу, назвав его «ага-переживание». Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. |
ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА | К.Левин | Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность.Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Левин создал серию интересных психологических методик. В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии.К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии. |
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ | Жан Пиаже | Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление. Наиболее значимыми были эксперименты Пиаже по исследованию эгоцентризма. Периодизация интеллекта у Пиаже приобретает законченную и широко известную в настоящее время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые были открыты Пиаже, остались непоколебленными, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении.Открытая им возможность понять и сформировать детский ум является величайшей заслугой Пиаже. |
ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ) | З.Фрейд,К.Юнг,А.Адлер | Фрейд выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, – о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным». Жизненность и практическая важность этих вопросов вы годно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, «университетской» психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами. Фрейд использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих. В их содержании Фрейд искал ключ к бессознательному. Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества.При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой куль туры – не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном. Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности. |
КОГНИТИВНАЯПСИХОЛОГИЯ | Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер. | Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования. Когнитивные процессы для психолога являются аналогом программы вычислительной машины. На их изучение и ориентирована эта отрасль знаний, интересующаяся главным образом тем, как человек реагирует на окружающий мир в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний.В исследованиях, ведущихся в этом направлении, «познание человеком окружающего мира… рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения… включая обучение самой жизнью».Вместе с идеями кибернетики и информатики в психологические теории когнитивного направления вошло много специальных терминов, заимствованных из этих наук: сигнал, программа, информация, кодирование, вход и выход системы и т.п. Основное специальное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источников и характера информации. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем. |
НЕОФРЕЙДИЗМ | К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен,Э. Эриксон | Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии.Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа. Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название «фрейдо-марксизм». Свою теорию Салливен назвал «интерперсональной теорией психиатрии». В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей. Наиболее существенным моментом «психоисторического» метода Эриксона стало стремление объединить в «психоисторическом контексте» психологию индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений и результатов полевых наблюдений. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует. |
ТЕОРИЯ ШТЕРНА | В.Штерн | Штерн был одним из первых психологов, поста вивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было главной задачей разработанной им теории персонализма. Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка.Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаружение роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла открытию новой формы мышления – наглядно-схематического, или модельного. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что В.Штерн повлиял практически на все области детской психологии (от изучения когнитивных процессов до личности, эмоций, периодизации детского развития), как и на взгляды многих психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка. |
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Г. Олпорт,А. Маслоу,К. Роджерс | Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени.Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций). В теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека. В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. . Созданные Роджерсом «инкаунтер-группы», или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения. |
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ | С.Рубинштейн,Л.Выготский,А. | Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30-60-е годы.Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений:одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений;другое, пожалуй самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии;третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии» .Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов:общей психологии;возрастной и педагогической психологии;психофизиологииБ.Г. Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б.Г. Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».Аналогичную организаторскую роль при создании отделения и факультета психологии в Московском государственном университете сыграли С.Л. Рубинштейн и A.H. Леонтьев. А.Н. Леонтьев также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А.В. Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б. Эльконин известен как автор весьма популярного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста. Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я. Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей. Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии — области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т. е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А.Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике. Широкую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова. Совместно с сотрудниками он создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н. Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания. |
Научные школы и теории в современной психологии (вопросы к экзамену) 2015-2016 уч
Скачать 33 Kb.
|
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (вопросы к экзамену) 2015-2016 уч. г. Общая характеристика и основные положения глубинной психологии (психоанализа) Общая характеристика и основные теоретические принципы бихевиоризма Общая характеристика и основные идеи гештальтпсихологии Общая характеристика и основные принципы экзистенциальной психологии Общая характеристика и основные принципы гуманистической психологии Общая характеристика и основные принципы когнитивной психологии Психоанализ З.Фрейда Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К.Юнга Социальный психоанализ Э.Фромма Социокультурная теория личности К.Хорни Эго-психология Э. Эриксона Теория классического научения Д. Уотсона Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера Теория научения через наблюдение и подражание (А.Бандура, Дж. Роттер) Теория поля К.Левина Теория экзистенциальной тревоги Р.Мэя Теория самоактуализации А.Маслоу Феноменологическая теория личности К.Роджерса Логотерапия В. Франкла. Теория когнитивного стиля Г. Виткина Теория личностных конструктов Дж.Келли Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера Структурная теория черт личности Р. Кеттела. Теория типов личности Г. Айзенка. Возникновение и развитие отечественной рефлексологии в исследованиях И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского В.М. Бехтерева Учение о личности А.Ф.Лазурского Возникновение и разгром педологии в России. Роль А.П.Нечаева в развитии педологии Научная школа Л.С.Выготского. Культурно-историческая концепция психики. Научная школа С.Л.Рубинштейна. Научная школа А.Н.Леонтьева. Развитие теории деятельности в отечественной психологии. Возникновение отечественной нейропсихологии (А.Р.Лурия) Научная школа Б.Г.Ананьева Роль Б.М.Теплова, В. Д. Небылицына, В.М. Русалова в развитии отечественной дифференциальной психологии Б.В. Зейгарник – основоположник отечественной патопсихологии Разработка теории установки в грузинской научной психологической школе Д. Н.Узнадзе. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия Роль Л.И Божович в развитии детской психологии Судьба и научное творчество нижегородского психолога С.М. Василейского Актуальные проблемы и направления исследования в психологии XXI века Литература Ждан А. Н. История психологии: От Античности до наших дней. Учеб. для вузов. – М. : ООО «Трикста», 2008. – 573 с. Марцинковская Т. Д. История психологии. Учеб. для студентов вузов. 9-е изд., стереотип. – М. : Academia, 2009. – 544 c. Морозов А.В. История психологии: Учеб. пособие для вузов / А.В. Морозов. – М.: Акад. Проект, 2009. – 288 с. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. Психол. фак. Высш. учеб. заведений / Петровский А. В., Ярошевский М.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 469 с. Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. и общая ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с. Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общая ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.- (Серия «Хрестоматия по психологии). Степанов С.С. Психология в лицах. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 384 с. Стоюхина Н.Ю. Судьба и научное творчество Серафима Михайловича Василейского // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 2. С.115-131 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с. э Каталог: 2013 2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов Скачать 33 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Главная | Кафедра психологии
Психология – это богатая дисциплина, которая находится на пересечении биологии и общества. Являясь узловой наукой, она объединяет такие разрозненные области, как биология, образование, здравоохранение, бизнес, социология, маркетинг, инженерия и неврология. Психологическая наука является неотъемлемой частью понимания фундаментальных строительных блоков человеческого поведения и необходима для решения текущих социальных проблем. Как часть Научного колледжа в университете, предоставляющем земельные участки, более широкая миссия нашего отдела заключается в проведении исследований, которые меняют жизни и вдохновляют других в нашем кампусе, в Юго-Западной Вирджинии и во всем мире.
Наши программы В центре внимания факультетаФакультет психологии приветствует новых преподавателей Технологического института Вирджинии!
Посмотреть в центре внимания факультета
Основные моменты кафедрыДокторант клинических наук Даниэль Мартино награждена премией Hulick Serving Spirit Award 2023-2024
Даниэль Мартино, докторант клинических наук и студент-клиницист PANDA Lab, был выбран для получения премии 2023 года. -2024 Hulick Serving Spirit Award!
Подробнее
Аспирантка первого курса Габби Патарински получает стипендию от Академии расстройств пищевого поведения получить высококонкурентную студенческую стипендию от Академии расстройств пищевого поведения.
Узнать больше
Жасмин Льюис принята в качестве участника COVES
Поздравляем студентку третьего курса биологической психологии Жасмин Льюис, которая была принята в качестве научного сотрудника Содружества инженеров и наук штата Вирджиния (COVES). Узнайте больше о программе стипендий COVES прямо сейчас.
Узнать больше
Drs. Розанна Бро и Анджела Скарпа-Фридман получают исследовательский грант факультета 4-VA
Доктор Розанна Бро, директор Детского исследовательского центра и лаборатории CALMER, и доктор Анджела Скарпа-Фридман, директор Технологического института аутизма штата Вирджиния Клиника и центр исследований аутизма получили грант на исследовательскую работу от 4 VA. Этот грант поддержит пилотное исследование, изучающее полезность родительской программы, предоставляемой через мобильное приложение Treks, в течение 4 недель, чтобы уменьшить проблемы с поведением и повысить компетентность родителей среди семей детей с проблемами поведения, находящихся в списках ожидания для клиник в штате Вирджиния.
Преподаватели получили грант быстрого реагирования ICAT
Д-р Ванесса Диаз и доктор Кэрри Крёлер получили грант быстрого реагирования ICAT для поддержки 10 аспирантов в разработке видеопрезентаций и практических руководств по их науке, которые будут распространены на начальном этапе. с детьми детсадовского возраста в округе Джайлз. Программа стала известна как «Girls Launch! Продолжение и расширение информационно-пропагандистской деятельности в детском саду». В конце концов, благодаря ряду партнерских отношений, видео и мероприятия были размещены на канале YouTube Center for Communicating Science, переведены на испанский язык и отмечены кодами стандартов обучения Вирджинии, чтобы учителям было легче включать их в планы уроков. Некоторые из этих планов уроков и видеороликов теперь доступны в «Go Open Virginia», общегосударственном хранилище учебных программ и образовательных ресурсов. Узнайте больше о запуске Girls! сейчас.
Посмотреть вступительное видео сейчас
Мобильная клиника аутизма
Мобильная клиника аутизма размещена в 29-футовом доме на колесах, который расширяет спектр услуг, связанных с РАС, в нескольких сельских округах на юго-западе Вирджинии. Команда MAC установила AV-оборудование и отремонтировала помещение для проведения вмешательства родителей/семьи при РАС.
Узнать больше КОНТАКТЫ
НАШЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
Наш главный офис находится по адресу: 109 Williams Hall
Blacksburg, VA 24061
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Связаться с отделом психологии
Отдел психологии | Университет Огайо
Студенты-психологи из Огайо — смело идут туда, куда еще не ступала нога человека
В первых строках оригинального телесериала «Звездный путь» капитан космического корабля «Энтерпрайз» заявил, что последний рубеж — это космос.
Хотя я любил шоу, это никогда не казалось мне правдой. Каждая наука исследует и ищет новое понимание на своих границах. Это, безусловно, верно для психологии.
Здесь, в Университете Огайо, студенты получат знания о хорошо изученных областях, узнают, как оценивать предлагаемые теории и приложения (например, вмешательства), и присоединятся к бесстрашным, поскольку они смело идут туда, где никто не был раньше.
—Доктор. Джеффри Б. Ванкувер, председатель
Узнайте больше о наших выпускниках
Подготовьтесь к карьере в психологии, здравоохранении и социальных услугах, бизнесе, исследованиях и многом другом.
Психологи проводят как фундаментальные, так и прикладные исследования, выступают в качестве консультантов, диагностируют и лечат людей, обучают будущих психологов, проверяют интеллект и личность, а также работают в качестве медицинских работников. Эта область также готовит студентов к карьере, связанной с психологией, в сфере здравоохранения и социальных услуг, бизнеса, продаж, управления персоналом и многого другого.
Психология Карьера и стажировки
Клиника психологии и социальной работы
Клиника психологии и социальной работы Университета Огайо — это амбулаторная клиника по охране психического здоровья, поддерживаемая Департаментом психологии в качестве клинического учебного центра для аспирантов-клиницистов. Клиника предлагает ряд психологических услуг населению по конкурентоспособным ценам.
Клиника социальной работы
Университет Огайо входит в число лучших университетов мира по версии US News & World Report, а его программа психологии входит в число лучших в мире.
Празднование 100-летнего юбилея : Огайо уже 100 лет предлагает ученые степени по психологии, и программа психологии продолжает расти — как по количеству студентов, так и по качеству исследований.
Растущее число учащихся : За последние пять лет на факультете наблюдался 68-процентный рост числа специальностей бакалавриата по психологии, поскольку к и без того популярной очной программе бакалавриата была добавлена онлайн-программа по психологии. Для максимальной гибкости студенты из Афин могут проходить курсы лично или онлайн, смешивая их по своему усмотрению. Вскоре психология станет официальной специальностью и в региональных кампусах Огайо.
Чем отличается степень бакалавра психологии в Огайо?
Исследования студентов бакалавриата : Многие студенты бакалавриата психологии работают научными сотрудниками в лабораториях факультета. Студенты зарабатывают в общей сложности около 350 кредитных часов в год, работая над исследовательскими проектами в области психологии. Некоторые опубликованы с преподавателями. Многие из них выступали на профессиональных конференциях, благодаря финансированию факультета, позволяющему студентам бакалавриата ездить на эти конференции с наставниками преподавателей.
Всемирно известные исследователи : Факультет психологии опубликовал более 420 статей и представил более 1000 докладов на конференциях за последние семь лет. В совокупности факультет психологии цитировался более 30 000 раз. Департамент психологии поддерживает международную репутацию во многих областях исследований, включая психологию здоровья, социальные суждения и принятие поведенческих решений, а также разработку вмешательств и оценку результатов. В течение последних семи лет преподаватели получали от 2,5 до 1,5 миллионов долларов внешнего финансирования исследований в год.
Любимые учителя и наставники : Средняя оценка студентов по курсам психологии составляет 4,46 по 5-балльной шкале.
Консультации по вопросам карьеры и трудоустройство : От 81% до 90% студентов-психологов, поступающих на работу, трудоустроены в течение трех месяцев после выпуска (в период с 2016 по 2020 год). Центр консультирования и ресурсов по психологии предоставляет студентам и младшим специалистам по психологии ресурсы и рекомендации, необходимые им для изучения области психологии и подготовки их к карьере, связанной с психологией, в сфере здравоохранения и социальных услуг, бизнеса, продаж, человеческих ресурсов и многое другое. Центр также готовит студентов к программам магистратуры по психологии и профессиональным программам, таким как юридический факультет, медицинский факультет, и программам здравоохранения, таким как физиотерапия, консультирование, трудотерапия и другие области психологии, для которых требуется степень магистра или выше. Посетители центра оценивают его на 4,46 из 5-балльной шкалы с точки зрения полезности и 4,72 с точки зрения удовлетворенности.
Ускоренная программа подготовки выпускников : Департамент предлагает прямой путь от программы бакалавриата до степени магистра психологических наук по программе ускоренной подготовки выпускников. Психология была первым факультетом в Огайо, предложившим такую программу.
Два доктора философии. программы по психологии : Огайо предлагает докторские степени как в экспериментальной психологии, так и в клинической психологии. Доктор философии в клинической психологии аккредитован Американской психологической ассоциацией. (АПА не аккредитует экспериментальные программы.) В каждой программе магистратуры по психологии обучается от 26 до 32 студентов. Соотношение студентов и преподавателей составляет 3 к 1 в докторантуре экспериментальной психологии. программа и 3,5 к 1 в клинической психологии Ph.D. программа.
Финансовая поддержка аспирантов : Все кандидаты наук. студенты получают стипендии и / или освобождение от платы за обучение до пятого года обучения. Примерно 25% работают ассистентами-исследователями (RA), 35% — ассистентами преподавателей (TA) и 40% — инструкторами (не ранее третьего года и после обучения преподаванию).
Клинические результаты студентов : Клиническая программа гордится тем, что 100% тех, кто ищет аккредитованную стажировку, которая является последним шагом в программе, получили ее за последние 10 лет.