Основные свойства темперамента в психологии: Психология темперамента | Диплом по психологии

Содержание

Свойства темперамента — основные, психологические, психические

Свойства темперамента – это субъективные психические свойства, обладающие устойчивостью и характеризующие динамическую деятельность психики и ее процессов, например, во время игры, учебы, работы и др. Индивидуальные или персональные особенности темперамента могут объясняться различным уровнем формирования свойств нервной системы. Темперамент как одно из  личностных свойств индивида обуславливается врожденными параметрами человека. Основные свойства человека, обуславливающие его как личность, имеют проявление не только в его задатках, но и обязательно в темпераменте.

Основные свойства темперамента

К основным свойствам темперамента относят такие субъективные характеристики индивида, которые обуславливают динамические критерии абсолютно всех подвидов его деятельности; дают характеристику особенностям протекания процессов в психике; обладают устойчивостью; на протяжении длительного времени сохраняются, выражаясь после рождения.

Свойства темперамента в психологии, по мнению большинства, имеют прямую зависимость от свойств нервной системы субъекта. Совмещение определенных свойств нервной системы и сами свойства обуславливают особенности течения процессов в психике, в свою очередь они предопределяют психологические категории темперамента.

Основные свойства темперамента, определяющие предметную деятельность индивида и его сферу общения — это переключаемость, активность, продуктивность, тормозимость, темп реакций, возбудимость. Если применять активность к познавательным процессам психики, то она характеризуется возможной степенью сосредоточенности внимания, памяти, воображения, мышления на конкретном объекте или его критерии.

Темп выражается в быстроте работы соответствующих психических процессов. Продуктивность в познавательных  процессах оценивается по их продуктам, результатам, которые получили в определенный промежуток времени. Продуктивность будет выше там, где за одинаковое время удается услышать, увидеть, запомнить, представить или решить больше.

Следует отграничивать продуктивность от работоспособности. Характеризуется работоспособность возможностью в течение определенного количества времени поддерживать одинаковый темп работы. Переключаемость, тормозимость и возбудимость обуславливают скорость образования и возникновения, переключение или прекращение того либо иного познавательного процесса психики с одного определенного предмета на другой или с одного вида действия на другой.

Если применять активность к предметной деятельности, то она означает амплитуду и силу связанных с ней движений. Темп в предметной деятельности обуславливается количеством производимых операций, движений за определенное количество времени. Именно от темпа и активности и зависит непосредственно продуктивность деятельности, связанной с движением, если не предъявлять других требований к соответственным действиям.

Если применять активность к общению, то такая характеристика темперамента проявляется в вербальных и невербальных коммуникациях. Например, субъект с высокой активностью будет обладать более ярко выраженной речью, мимикой и жестами, чем субъект с пониженной активностью. В общении легче и быстрее входят в контакт люди, обладающие возбудимым свойством темперамента. А люди, обладающие тормозимым свойством темперамента, намного легче и быстрее прекращают общение, менее разговорчивые, им тяжело переключаться с одной темы разговора на другую. Продуктивностью общения называют способность восприятия, и сообщения информации за определенное количество времени.

В зависимости от личностных особенностей свойства темперамента они характеризуются сензитивностью и реактивностью. Сензитивность обуславливается силой внешних влияний или воздействий, которая необходима для появления психической реакции индивида, и скоростью появления такой реакции. Реактивность характеризуется непроизвольностью реакций на внутренние либо внешние проявления одинаковой силой. Активность показывает насколько сильно, энергично индивид влияет на окружающий мир и преодолевает различные препятствия для достижения целей, например, целенаправленность или настойчивость. Именно соотношение активности и реактивности определяет зависимость деятельности субъекта от внутренних причин или от случайных внешних обстоятельств, от намерений, целей, убеждений.

Соотношение таких категорий как реактивность и активность определяет, от каких обстоятельств в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних факторов (настроение) или от целенаправленности, убеждений или намерений.

Пластичность показывает насколько гибко и легко человек может адаптироваться к внешним влияниям. Ригидность показывает инертность поведения субъекта.

Темп проявления реакций характеризуется скоростью протекания разнообразных психических процессов и реакций, например, динамика жестов, скорость мышления.

Интроверсия и экстраверсия показывают направленность человека в себя или во внешнюю среду. Данные параметры обуславливают, от чего именно зависит деятельность субъекта: от образов, мыслей, которые имеют связь с будущим или прошлым (интроверт), или от внешних впечатлений, которые возникают в настоящее время (экстраверт).

Эмоциональная возбудимость показывает насколько слабое влияние необходимо для проявления эмоциональных реакций, и с какой скоростью она будет возникать. Эмоциональная возбудимость (чувствительность) обуславливается тем, насколько небольшое воздействие нужно для образования реакции и с какой быстротой она может возникнуть.

Свойства нервной системы и темперамент

Абсолютно неизменными свойства темперамента в психологии не являются. Они начинают проявляться не с рождения, не все сразу, а развиваются постепенно согласно конкретной последовательности, которая обуславливается и общими закономерностями формирования нервной деятельности, и специфическими особенностями определенного типа или вида нервной системы.

Причина персональных особенностей поведения индивида лежит в свойствах нервных процессов, таких как торможение и возбуждение, и в их различных сочетаниях. Павлов считал основополагающими три категории нервных процессов, которые предопределяют типологию нервной деятельности или системы. К ним причисляют: силу проявлений процессов, уравновешенность и подвижность проявлений. Сила – это показатель способности нервной системы выносить сильные раздражители. Уравновешенность показывает соотношение двух процессов – торможения и возбуждения. Подвижность является показателем скорости смены двух процессов – торможения и возбуждения.

Свойства нервных систем бывают частными или парциальными и общими. Первые показывают частные, персональные специальные особенности, вторые обуславливают характеристики темперамента индивида.

Физиологическим базисом темперамента является взаимодействие двух сигнальных систем с мозговой подкоркой, а не деятельность самой коры. Также выявлены дополнительные свойства системы. К ним относят: лабильность, динамичность, концентрированность. Лабильность характеризуется скоростью возникновения и непосредственно протеканием двух процессов – торможения и возбуждения. Динамичность характеризуется скоростью и легкостью выработки рефлексов. Концентрированность является показателем границ дифференцировки раздражителей. В ходе проведения многочисленных исследований было выявлено наличие взаимосвязи, характеризующейся значительной зависимостью свойств темперамента от главенствующих свойств психической деятельности. Также было выявлено, что свойства темперамента, которые основываются на типах нервных систем, являются более устойчивыми и постоянными в сравнении с другими особенностями психики индивидов.

Согласно И. П. Павлову персональные особенности поведения субъекта и динамика психической деятельности имеют зависимость от индивидуальных отличий в работе нервной системы. Психологами давно установлен факт, что отрицательными свойствами слабость нервных систем не является. Просто так устроен организм, что более сильные нервные системы успешнее справляются с определенными жизненными проблемами, а слабые – с другими. Преимуществом слабой нервной системы является ее высокая чувствительность. Для того чтобы изучить свойства нервных систем нужно их изучать, учитывая все особенности поведения и поступков людей в различных жизненных ситуациях.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что существующий у субъекта в наличии комплекс персональных типологических характеристик его нервных структур в основном обуславливает темперамент, от которого в дальнейшем и зависит персональный стиль поведения, а также деятельности в целом. Любая характеристика нервной системы имеет определенный ряд проявлений, каждое из которых не оценивается однозначно либо полезным, либо вредным. В зависимости характера выполняемой деятельности или от ситуации и любое из таких проявлений может быть неблагоприятным и благоприятным.

Психологические свойства темперамента

Я. Стреляу вывел следующие психологические свойства темперамента основных его типов.

  • Сангвинический тип темперамента характеризуется высокой реактивностью наряду с уравновешенностью активности и реактивности. Человек с таким типом характера обладает подвижной мимикой и выразительностью движений, отличается живостью. Может хохотать по несущественному поводу и конфликтовать из-за незначительных фактов. По лицу сангвиника достаточно легко можно угадать его отношение к человеку или предмету, состояние, настроение. Так как порог чувствительности у сангвиников достаточно высок, он может не замечать слабых световых и звуковых раздражителей. Сангвинический человек обладает неутомимостью за счет высокой активности. Он дисциплинирован и может быстро сосредоточиваться. Сангвиник при наличие желания может сдержать проявление непроизвольных реакций или чувств.  Ему свойственны находчивость и гибкость ума, быстрые движения и темп речи. Однако наряду с этим он склонен к изменчивости настроений, чувств, стремлений и интересов. Человек-сангвиник очень легко сходится с абсолютно разными людьми, быстро и свободно адаптируется к новой обстановке или требованиям, склонен к быстрой переключаемости. Он больше реагирует на внешние образы, чем на представления о будущем или прошлом. Сангвиник является выраженным экстравертом.
  • Холерический тип темперамента человека отличается невысокой чувствительностью при высокой реактивности и активности. Однако у него все же реактивность доминирует над активностью, поэтому его нрав необуздан, часто бывает несдержанным, нетерпеливым и вспыльчивым. Холерик обладает большей инертностью и меньшей пластичностью, чем сангвиник. Поэтому он характеризуется большей устойчивостью стремлений, интересов, большей настойчивостью. У него бывают затруднения с переключаемостью внимания. Холерик ближе к экстраверту.
  • Флегматический тип темперамента характеризуется высокой активностью, которая значительно доминирует над небольшой реактивностью, эмоциональностью и чувствительностью. Если вы видите смеющуюся компанию и среди них одного не улыбающегося, то это будет флегматик. Его обычно тяжело опечалить или рассмешить. Даже при серьезных неприятностях он остается спокойным. Узнать флегматика можно по его невыразительным и замедленным движениям, мимике и речи. Флегматику тяжело переключать внимание и адаптироваться к новой обстановке, перестраивать привычки и навыки, наряду с этим он достаточно работоспособен и энергичен. Его отличительные черты – это терпеливость, самообладание и выдержка. Ему тяжело сходиться с новыми людьми, он очень слабо откликается на внешние образы и впечатления. Флегматик является интровертом. К его основным недостаткам относят малоподвижность и инертность. Характеризуется основательным постоянством личности.
  • Меланхолический тип темперамента отличается малой реактивностью и высокой чувствительностью. Большая инертность в соединении с повышенной чувствительностью ведет к тому, что буквально любой незначительный повод вызывает у него слезы. Меланхолик характеризуется чрезмерной обидчивостью и болезненной чувствительностью. Меланхолический человек обладает тихим голосом, скупостью, невыразительностью движений и мимики. Также характеризуется неуверенностью в себе, робостью, даже самые малейшие трудности могут заставить его опустить руки. Он не отличается энергичностью, настойчивостью. Меланхолик достаточно легко утомляем, и не обладает достаточной работоспособностью. Ему свойственна отвлекаемость и неустойчивость внимания, замедленность темпов психических процессов. Большинство людей с таким типом характера – интроверты. Они нерешительны, застенчивы, робки. Наряду с этим, в привычной для меланхолика обстановке, он может вполне успешно выполнять жизненные задачи.

Исследование свойств темперамента показало, что непосредственно тип темперамента у субъекта – это врожденная характеристика личности, а вот от каких собственно свойств врожденной организации зависит темперамент, до конца понять психологам не удалось.

Психические свойства темперамента личности

Сегодня в психологии, несмотря на то, что темперамент один из древнейших терминов, его четкого определения не существует. Поэтому в зависимости от теорий, диагностики свойств темперамента, различных исследований, психологи в разное время давали абсолютно разнообразные определения.

Если психика – это определенное свойство нервной системы, то индивидуальные (персональные) свойства личности, включающие в себя свойства темперамента, определены индивидуальными (персональными) свойствами нервной системы. О них можно судить только по субъективным особенностям нервной деятельности.

Согласно Павлову субъективные особенности разнообразных фазических (временных) условных рефлексов являются показателями определенных свойств нервной системы. Он охарактеризовал общую типологию нервной системы согласно определенным комбинациям этих свойств. Поэтому корреляция индивидуальных психических свойств с субъективными особенностями фазических (временных) рефлексов является одним из надежнейших отличительных примет свойств темперамента. Однако это не означает, что корреляция психических свойств с любыми другими субъективными особенностями нервной деятельности, не относится к психическим свойствам темперамента личности.

Сейчас обнаружена взаимосвязь субъективных психических свойств не только с фазическими условными рефлексами, но и с условными тоническими рефлексами. В таких особенностях также проявляются субъективные свойства нервной системы, и поэтому взаимодействующие с ними психические свойства личности также определяют свойства темперамента.

Так как, свойства любой системы зависят от всех свойств организма человека в целом, то логично предположить, что и свойства темперамента зависят от всех свойств человеческого организма. Однако такая зависимость имеет более опосредствованный, косвенный характер, а зависимость темперамента непосредственно от свойств нервной системы – прямая.

Одинаковые подвижные особенности деятельности психики зависят от воли и эмоций. Именно поэтому они в конечном итоге обуславливаются соотношением волевых и эмоциональных особенностей личности. Именно такое соотношение и лежит в основе характерных признаков понятия темперамент. Следовательно, можно сделать вывод, что субъективные особенности эмоционально-волевой сферы выражают свойства темперамента.

Вследствие того, что темперамент определяется общей типологией нервной системы, его психологическими признаками могут быть только субъективные особенности эмоционально-волевой области, которые отличаются устойчивостью, постоянством и сохраняются на протяжении продолжительной части жизни. Именно индивидуальные особенности, динамично протекающие в эмоциональных и волевых процессах с раннего детства и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, относятся к психическим свойствам темперамента. Например, тревожные состояния, которые впервые выявлены в раннем детстве, могут сохраняться и в дальнейшей жизни, вплоть до взросления.

Основные свойства темперамента могут не только определять динамичность психической деятельности, но и определять динамичность отдельных процессов психики. Например, устойчивость и сила эмоций охарактеризовывают динамичность эмоциональных процессов, а экстраверсия и интроверсия определяют не только динамичность эмоциональных процессов, но и динамичность интеллектуальных процессов. Черты характера, мотивы и отношения, хоть и обуславливают динамичность деятельности психики в целом, однако определяют не динамичность свойств отдельных процессов психики, а поведение и поступки человека в зависимости от ситуации.

Экспериментальное исследование свойств темперамента показало, что формальные критерии, например сенсорные пороги восприятия, быстрота формирования условного рефлекса, точность и быстрота выполнения, являются основными характеристиками, по которым экстраверты отличаются от интровертов.

Свойства темперамента и характера

В принципе темперамент не является определяющим фактором черт характера, однако между свойствами характера и темпераментом имеется определенная взаимосвязь: от темперамента зависит динамичность проявления особенностей характера. Например, коммуникативность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.

Некоторые определенные свойства темперамента способствую формированию черт характера, а другие, наоборот, противодействуют. В зависимости от темперамента необходимо использовать индивидуальный подход в воздействии на ребенка, чтобы сформировать у него необходимые свойства характера. Имеется и обратная взаимосвязь проявлений темперамента и характера: благодаря некоторым чертам характера индивид может сдерживать при определенных обстоятельствах нежелательные проявления темперамента.

Итак, характер взаимосвязан с темпераментом. Он также как и темперамент является практически неизменяемым и устойчивым проявлением психических свойств личности. Темперамент воздействует на конфигурацию проявления характера, усиливая или уменьшая определенные черты. Например, настойчивость у холерического типа темперамента проявляется в кипучей деятельности, у флегматика в сосредоточенности и обдумывании. Модель труда холерика заключается в энергичности, страстности, а флегматика в методичности и неторопливости. Но с другой стороны, темперамент тоже перестраивается под воздействием характера. Так, например, человек, обладающий сильным характером, может подавить некоторые негативные стороны темперамента и контролировать их проявление.

Характер человека очень проявляется в коммуникационном взаимодействии с людьми, а именно в манере поведения и способах реагирования на различные поступки или действия людей. Так например, манера самого общения может быть деликатной, грубой, тактичной, бесцеремонной, наглой, высокомерной, вежливой и т.д.  В отличие от темперамента, характер субъекта обуславливается не определенными свойствами нервных процессов, а воспитанием, культурой личности.

В состав личности входят такие основные черты характера, как расчетливость и рациональность или противоположные им свойства, определяющие поступки и поведение индивида при выборе направленности деятельности. Целеустремленность, настойчивость, последовательность и другие, а также альтернативные им, относятся к действиям, которые имеют направленность на достижение определенных целей.

В этих свойствах характер сближается и с темпераментом, и с волевой сферой человека. Интроверсия и экстраверсия – инструментальные черты, отвечающие за спокойствие и тревожность, переключаемость и ригидность, сдержанность и импульсивность. Собственно диагностика свойств темперамента и показывает очень тесную взаимосвязь темперамента с другими психическими свойствами личности, и прежде всего с чертами характера.

Характеристика свойств темперамента

К характерным свойствам темперамента относят отличительные персональные признаки субъекта, определяющие динамичность аспектов всех видов его деятельности, и показывают особенности течения процессов в психике. А также обладают более или менее устойчивостью характера и сохраняются в течение продолжительного времени. Они проявляются непосредственно после рождения.

Психофизиологическая оценка типов темперамента включает в себя четыре параметра: энергичность или выносливость, пластичность, эмоциональность или чувствительность и скорость. Данные компоненты обусловлены и биологически, и генетически. Темперамент имеет непосредственную зависимость от субъективных свойств нервной системы, которые представляют в качестве основных характеристик функциональных систем, снабжающих интегративную, синтетическую и аналитическую деятельности мозга и нервной системы в целом.

Следовательно, можно сделать вывод, что темперамент относится к психобиологической категории, т.е. свойства темперамента не могут быть стопроцентно врожденными, как и иметь стопроцентную зависимость от среды. Свойства темперамента изначально генетически заданы и относятся к индивидуально-биологическим свойствам личности, но в процессе включения в различные виды деятельности, постепенно преобразуются и формируют, независимую от содержания такой деятельности, обобщенную, новую, индивидуальную систему инвариантных качеств.

Свойства темперамента проявляются по-разному в зависимости от основных видов человеческой деятельности – общения и предметной деятельности.

Диагностика свойств темперамента показала, что темп, скорость, переключаемость, активность (энергичность), эмоциональность и уравновешенность характеризуют и определяют темперамент индивида. А наиболее типичные сочетания перечисленных свойств определяют типологию темперамента.

Темп – это периодичность и цикличность движений субъекта, совершаемых во время выполнения любой деятельности. Выражается в количестве произведенных движений за определенный отрезок времени, т.е. чем больше движений, тем значительнее темп.

Скорость характеризует быстроту выполнения движений или протекания процессов в психике индивида.

Переключаемость проявляется в переходе от одной деятельности к другой, от одного состояния к другому, переключаемости с одного процесса на абсолютно другой. Чем быстрее переход, тем значительнее выражена переключаемость.

Активность (энергичность) проявляется в количестве заложенной энергии в действие, совершаемое индивидом, и в количестве затраченной энергии на выполнение любой деятельности.

Эмоциональный фон или эмоциональность выражается в силе и разнообразии протекания типичных переживаний субъекта.

Уравновешенность определяется соотношением процессов торможения и возбуждения, как в поведении или деятельности субъекта, так и в самой нервной системе человека. Уравновешенным называют такого человека, у которого эти два процесса являются приблизительно одинаковыми по длительности и силе проявления. А у неуравновешенного человека наоборот эти два процесса отличаются по силе и длительности их проявлений. Возбуждение при этом понимается как переход из состояния покоя в состояние активности, торможение наоборот — переход из возбужденного состояния в состояние пассивности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

71.

 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА. Шпаргалка по общей психологии 71. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА. Шпаргалка по общей психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Войтина Юлия Михайловна

Содержание

71. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности в трактовке этих понятий, то в повседневной жизни они тем более употребляются весьма вольно.

Понятие «темперамент» мы будем связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы.

Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно отличаются друг от друга. Прежде всего это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма. Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики.

Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Принято выделять следующие свойства темперамента. Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук).

Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д. Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.). Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.
Интроверсия
– преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента

ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности

Общее представление о темпераменте и характере

Общее представление о темпераменте и характере С момента рождения и до самой смерти человека происходят изменения его внутреннего мира. Поток психической жизни не замирает ни на минуту. Впрочем, в какие-то моменты бурление эмоций и напряженная работа ума чуть затихают, а

1.1. Общее понятие

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

66. Понятие о темпераменте

66. Понятие о темпераменте Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.Поведение зависит не только от социальных условий, но и

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

§9. Общее понятие об ощущениях

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

§28. Общее понятие о памяти

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

§37.

Общее понятие о воображении

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

§44. Общее понятие о мышлении

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

§51. Общее понятие о чувствах

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Детский темперамент Чесс и Томаса

Личность Бэби: Детский темперамент Чесс и Томаса

Вы знаете, что у Бэби особенный характер, потому что вы живете с ней и каждый день видите доказательства этого. Верно и то, что то, как вы ее воспитываете, оказывает огромное влияние на человека, которым она вырастает. Эти два фактора влияют на такие важные вещи, как то, как Бэби будет учиться в школе, на такие простые, как сколько времени ей понадобится, чтобы покататься на велосипеде, или на такие загадочные, как то, какой будет ее любимая книжка с картинками в это время в следующем году. Вопрос о том, что важнее и каким образом, называется спором о природе и воспитании, и это один из тех вопросов, на которые, кажется, нет окончательных ответов, хотя многие видные мыслители и ученые работали над их поиском.

The New York Longitudinal Study

Работа Александра Томаса и Стеллы Чесс по изучению основных темпераментов младенцев и их прослеживанию на протяжении всей их жизни в раннем взрослом возрасте имеет важное значение, поскольку она предполагает, что это не было природой (врожденной личностью ребенка). или воспитание (стиль воспитания и влияние родителя ребенка), которые определяли счастье и успех этого ребенка, но то, как эти два фактора сочетаются друг с другом. Они пришли к выводу, что дети, чье окружение и влияние хорошо подходили к их личности, добиваются большего успеха, чем дети, чье окружение и характер менее подходят друг другу.

Исследование, которое они использовали для получения этих результатов, началось в 1956 году и наблюдало за группой из более чем 100 тогдашних младенцев до 1977 года. личность и поведение детей, а также отношение и ожидания родителей в отношении своих детей. Затем они использовали эти фрагменты информации, чтобы разделить детей на три разных типа личности. Черты, в том числе уровень физической активности младенцев, общительность или застенчивость с незнакомцами, а также то, предпочитают ли они следовать расписанию или проводить дни по мере поступления, среди прочего, считались составными частями, которые вошли в формирование различных типы личности, которые они идентифицировали.

Черты

Основываясь на своих исследованиях, доктора Чесс и Томас описали девять общих черт, обнаруживаемых у детей:

  • Активность: Уровень ее двигательной активности и количество времени, которое она тратит на активность.
  • Ритмичность/регулярность: Насколько регулярны ее режимы питания, сна и других функций организма.
  • Реакция на новые вещи: Как она, вероятно, отреагирует на новые переживания, примет ли она их или откажется от них.
  • Адаптивность: Как она реагирует на изменения в своем окружении.
  • Чувствительность: Ее порог для раздражителей.
  • Ответ: Уровень энергии и интенсивность ее ответов.
  • Характер: Кажется ли она обычно счастливой или несчастной, дружелюбной или недружелюбной.
  • Отвлекаемость: Насколько легко ее можно отвлечь от того, что она делает.
  • Продолжительность концентрации внимания: продолжительность времени, в течение которого она будет обращать внимание на одну вещь, когда она предоставлена ​​самой себе, и ее настойчивость в деятельности.
Типы

Девять признаков позволили Чесс и Томасу выделить три отдельные группы, в которые входят около двух третей детей. Другая треть считается смесью трех типов.

  • Легкий:  дети, отнесенные к категории «легкие», как правило, имеют позитивный настрой, быстро погружаются в рутину и быстро адаптируются к новым ситуациям.
  • Трудные:  дети из категории «трудные» чаще плачут, им труднее адаптироваться к новым ситуациям и не соблюдают регулярно распорядок дня.
  • Медленно согреваются:  дети, которые «медленно согреваются», медленно адаптируются и могут реагировать негативно, но также проявляют низкую интенсивность своих эмоциональных реакций.

С тех пор, как Чесс и Томас впервые установили эти три категории, разные исследователи давали им разные названия на том основании, что, хотя эти три категории могут быть полезны для определения различных типов личности у маленьких детей, названия кажутся излишне субъективными, особенно когда речь идет об очень маленькие дети.

Что это значит для Бэби?

Технически ничего. Эти девять признаков — лишь субъективный способ оценки личности любого ребенка, и другие эксперты считают, что это не самый полезный способ. Более того, Чесс и Томас пришли к выводу, что более всего важно, чтобы способ воспитания Бэби соответствовал ее личности, какой бы она ни была. Самое важное, что нужно сделать, — это обращать внимание на ее сигналы, чтобы ваше воспитание могло работать с ее природой наилучшим образом.

4 основных детских темперамента и типа личности – Самый счастливый ребенок

Доктор Харви Карп, доктор медицинских наук, FAAP

На этой странице

  • Что такое детский темперамент?
  • Является ли темперамент ребенка наследственным?
  • Легкий детский темперамент
  • Сложный темперамент ребенка
  • Чувствительный темперамент ребенка
  • Интенсивный детский темперамент
  • Сохраняется ли темперамент ребенка на всю жизнь?
  • Итог: темперамент ребенка

Любой родитель более чем одного ребенка может подтвердить: все дети разные! У вас может быть один ребенок, которого можно легко передать от взрослого к взрослому, не издавая больше нескольких сладких звуков, чтобы дать вам понять, что он голоден, и другой, который цепляется за вас, как будто вы находитесь на Титанике, и плачет при первом незначительном приступ голода. В этом прелесть отцовства, не так ли? Вы никогда не знаете, что вы собираетесь получить! Тем не менее, есть четыре основных типа темперамента, которые более или менее характерны для всех детей. Знание того, какое описание темперамента подходит вашему малышу, поможет вам ориентироваться в первые годы воспитания.

Что такое детский темперамент?

Знаете ли вы, что тысячу лет назад люди верили, что темперамент ребенка определяется молоком, которым его кормили? Вот почему древние знатоки предупреждали никогда не кормить детей ослиным молоком! Правда в том, что каждый ребенок появляется на этой Земле с уникальной личностью. И частью того, что питает эту личность, является их врожденный темперамент, то есть их стиль взаимодействия с миром. Думайте о своем ребенке как о лодке, а о его темпераменте — как о море, по которому он плывет. Младенец с устойчивой лодкой (хорошая способность к самоуспокоению) на гладкой воде (спокойный темперамент ребенка) легко плывет в течение первого года. Но младенец в неустойчивой лодке (плохая способность к самоуспокоению), бьющийся о скалистый прибой (непростой темперамент), склонен расплакаться из-за дневного буйства ощущений.

Является ли темперамент ребенка наследственным?

Хотя темперамент действительно передается от родителя к ребенку, это, конечно, не жесткое правило. Итак, в то время как у многих чувствительных родителей есть чувствительные дети, иногда вы сталкиваетесь со своей полной противоположностью! Никогда не знаешь, что подкинет тебе природа.

Легкий темперамент ребенка

Хорошие новости: у большинства детей мягкий темперамент и хорошие способности к самоуспокоению! Если у вас есть ребенок с легким характером, вы, вероятно, уже знаете это. Эти малыши спелые с первых дней жизни. Они регистрируют свои жалобы лишь с легкой суетой, как бы говоря: «Мама, здесь слишком светло. Не могли бы вы приглушить свет». Эти маленькие серферы терпеливы, их легко отвлечь, и им нужно много времени, чтобы разочароваться. Короче говоря, они без проблем воспринимают сумасшествие мира спокойно, поэтому они, как правило, сразу же погружаются в сон, даже если просыпаются во время легкого сна. (Конечно, если им некомфортно или они голодны.)

Сложный темперамент ребенка

У этих малышей с самого начала большой характер! Ребенок со сложным темпераментом может быть сверхчувствительным к шуму и внезапным толчкам. Когда они несчастны, они могут плакать с оглушительной силой… и затем им очень трудно совладать с расстройством. Младенцы со сложным темпераментом, как правило, драматично остро реагируют на те же самые переживания, на которые легкомысленный ребенок не обращает внимания. Короче говоря, у младенцев со сложным темпераментом есть личности, которые могут быть слишком большими для них, чтобы с ними справиться. В то время как все дети реагируют на 5 S’s для успокоения младенцев, те, у кого сложный темперамент, отчаянно нуждаются в этих успокаивающих ощущениях в матке, чтобы включить их успокаивающий рефлекс, который является естественным «выключателем» для успокоения и сна и «выключателем» для плача.

Чувствительный темперамент ребенка

Знаете ли вы взрослых, которые очень чувствительны к звукам, грязным комнатам или сильным запахам? Точно так же чувствительные новорожденные склонны подпрыгивать, когда звонит телефон, или визжать от вкуса ланолина на соске. Если у вашего ребенка сверхчувствительный темперамент, вы можете заметить, что он иногда отводит взгляд от вас во время кормления или игр. Не волнуйтесь, это «отвращение взгляда» не является признаком того, что ваш ребенок вас не любит. Вместо этого отвод взгляда обычно просто означает, что вы подошли слишком близко к своему чувствительному малышу. Бдительные и хрупкие, как хрусталь, эти младенцы открыты всему, что их окружает… и им очень трудно успокоиться, когда они начинают плакать. (Эти бабы также супервосприимчивы к тому хорошему, что 5 S могут сделать!)

Интенсивный детский темперамент

Все дети испытывают приступы разочарования. В то время как дети с покладистым темпераментом, как правило, легко переносят разочарование, малыши с вспыльчивым темпераментом более склонны взорваться. Как будто «искры» каждого бедствия падают в «динамит» их изменчивых темпераментов… Капоу ! И когда эти дети плачут, остановить расстройство может оказаться довольно сложно, даже когда они получают то, что, кажется, хотят. Например, когда страстный ребенок голоден, он может воскликнуть: «Накорми меня, или я умру!» такой крик, что спрыгнешь с дивана! Но как только они прильнут к твоей груди, они могут просто продолжать плакать и мотать головкой из стороны в сторону. Опять же, 5 S и являются ключом к тому, чтобы помочь этим эмоциональным малышам успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

Сохраняется ли темперамент ребенка на всю жизнь?

По мере взросления младенцы не обязательно становятся менее настойчивыми или чувствительными, но у них развиваются навыки, помогающие сбалансировать колебания темперамента. К 3 месяцам ваш ребенок улыбается, воркует, катается, хватает и жует, что поможет ему лучше справляться с волнением и раздражением. И еще через месяц или два после этого ваш малыш сможет добавить превосходные навыки самоуспокоения смеха, кусания предметов и движения.

Со временем ощущения и переживания, которые раньше вызывали испуганные крики вашего ребенка, вызовут бурный поток смеха. Так что, если у вас трудный ребенок, не отчаивайтесь. Страстные младенцы часто становятся самыми большими хохотунами и самыми болтливыми членами семьи. («Эй, мама, смотри! Смотри! Разве это не невероятно?!») И чувствительные младенцы часто вырастают в самых сострадательных и проницательных детей. («Нет, мама, это не фиолетовое. Это лавандовое !»)

Ухаживать за ребенком, чей темперамент резко отличается от нашего, может быть непросто. Мы можем обращаться с чувствительным ребенком слишком грубо или слишком нежно с агрессивным ребенком. Но часть нашей работы как родителей состоит в том, чтобы попытаться понять личность нашего ребенка и воспитать его так, как ему лучше всего подходит.

 

Если вам нужен дополнительный совет, как справиться с темпераментом вашего ребенка и помочь ему научиться успокаивать себя, возьмите экземпляр моего бестселлера «Самый счастливый ребенок в квартале» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *