Факторы и условия развития личности в психологии
Определение понятия личности
Феномен личности не имеет единой трактовки, определения понятия личности зависят от точки зрения автора на процесс ее развития и становления.
По мнению одних авторов процесс формирования и развития личности основывается на врожденные способности, роль же социального окружения второстепенна. Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, уверены в том, что основным источником развития личности является именно социальная среда, а врожденные качества играют незначительную роль.
Помимо этих крайних точек зрения существует теория о взаимосвязи биологического и социального начал в процессе развития личности индивида.
Факторы развития личности
Для более полного определения и анализа процесса развития личности необходимо выделить основные факторы, влияющие на него в той или иной степени.
Данные факторы можно разделить на следующие типы:
- биологическая наследственность индивида;
- физическое окружение;
- особенности общественной и культурной жизни индивида, его социальное окружение;
- опыт групповых отношений;
- неповторимый индивидуальный опыт индивида.
Основу процесса социализации личности составляет групповой опыт взаимодействия конкретного индивида. На основе этого опыта формируется образ «Я», зависящий от того, как окружающие оценивают данную личность. Для успешного восприятия индивид примеряет на себя роли других и их глазами производит оценку своего поведения и внутреннего мира. Таким образом, происходит процесс социализации индивидуальный для каждого индивида, опыт которого неповторим и уникален.
Процесс развития личности
В процессе роста и развития личности важную роль играет стремление к процессу, постоянное самосовершенствование и поиск наиболее оптимальных путей и решений индивидуально и ювелирно подобранных для каждой конкретной личности и ситуации. Глубокими и значимыми вопросами в процессе развития личности являются вопросы:
- Для чего необходим процесс развития?
- На что необходимо обратить пристальное внимание в процессе изменений?
- Какие условия будут оптимальными для протекания процесса развития?
Условия развития личности
Определение 1
Условия — это основные элементы и характеристики окружающей среды в которых происходит процесс развития личности.
Существующая система условий жизнедеятельности индивида образует среду обитания личности. Она включает в себя биологические, психологические и социальные условия. Условия развития личности можно разделить на необходимые и достаточные. Рассмотрим их более подробно.
- Необходимые условия — это условия развития личности, включающие в себя внутренние объективные закономерности развития личности.
- Достаточные условия развития личности в своей основе имеют причины, основания и противоречия развития.
Таким образом, можно говорить о том, что личность по природе своей социальна и основные источники и соответственно условия развития находятся в окружающей среде индивида.
Рассматривая процесс развития личности в данном ключе его можно обозначить как усвоение индивидом существующего социального опыта в непосредственном общении с окружающими людьми. Результатом этого процесса является формирование психических особенностей индивида: интересы, характер, склонности, поведенческие реакции.
Замечание 1
В психологии психические особенности человека определяются как прижизненные онтогенетические образования, ведущую роль в формировании которых играет имеющийся социальный опыт индивида, условия, окружающие его, а также уровень воспитания и обучения.
Основами становления психических особенностей человека являются среда, воспитание и обучение. Большую роль при этом играет воздействие старшего, более опытного поколения на младшее, с целью передачи накопленного опыта и формирования определенных качеств личности.
Однако следует подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия среды. В связи с этим внешнее воздействие влияет на психику человека не напрямую, а с помощью процесса непосредственного взаимодействия индивида с окружающей средой.
Именно через взаимопроникновение и взаимное влияние человека и окружающей среды и происходит процесс развития личности и общества в целом.Говоря о внешних условиях и воздействиях на развитие психики человека нельзя забывать о внутренних условиях, являющихся непременным условием для развития. Своеобразие психики индивида, его неповторимый индивидуальный опыт имеют огромное влияние на течение процесса развития.
Человек являясь активным существом способен к сознательному, самостоятельному изменению своей личности с помощью самовоспитания и самосовершенствования в течение всей своей жизни. Источником мотивации для изменений чаще всего выступает именно социальная среда в активном взаимодействии, с которой он находится. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.
Определение 2
Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.
Одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.
Условия развития личности человека: возраст, развитие, навык
Время чтения 10 минут
Условия развития личности человека — интересная и противоречивая тема. Очень важно понимать условия развития и становления человека для воспитания детей, саморазвития и увеличения собственного личностного потенциала. Проследить за мнениями великих умов человечества, а также узнать больше о своей социальности и асоциальности можно с помощью непрерывного движения.
Человеческая жизнь — это кривая, которая может взлетать и стремительно падать, но только мы подчиняем ее, развивая себя и свои навыки.
<<Оглавление>>
В разные времена выдвигались различные теории психологами и философами по вопросу условия развития личности человека. Что же важнее — наследственность, как утверждали Кобс и Дьюи, или влияние окружающей среды, социальных факторов, как это было по мнению Руссо и Гельвецкого?
Есть и компромиссные теории — развитие зависит от сочетания этих факторов, по мнению Дидро, например. А Ушинский дополнил эти теории и предположил, что кроме указанных факторов, собственная деятельность, опыт жизни влияют в значительной мере на формирование личности.
Условия развития личности человека можно разделить на внешние: среда жизни, общество, и внутренние: физиологические и психические особенности индивида.
Выделяют 3 основных фактора развития личности:
- наследственность
- среда обитания
- влияние самой личности
Рассмотрим их подробнее и определим степень влияния каждого фактора на развитие личности, как социальной единицы.
Наследственность
Под наследственностью понимаем те свойства организма, что передаются детям от родителей через определённый генетический код. При этом передаются, главным образом, данные физиологические: строение организма, особенности функционирования, часть заболеваний и задатков к определённым сферам деятельности (музыка, рисование).
Если говорить о концепции наследственности, то поведение и развитие личности определяют, в первую очередь, благодаря врождённым особенностям, заложенным при формировании организма. Подтверждением этого можно считать выражение — «талант всегда найдёт себе дорогу», даже при негативных обстоятельствах жизни и условиях роста.
Считается, что основополагающим являются врождённые задатки или, другим словом, — наследственность. Однако, так ли это? Бывают ситуации, что личность меняется с годами и открывает в себе новые грани способности или работает над формированием и развитием таковых.
А насчёт первопричины в физиологических особенностях можем вспомнить истории попадания человеческого младенца в животный мир с первых дней жизни.
Например, волчью статью. Это только в мультипликации Маугли был сильным и отважным, в реальности такие дети не владели речью, навыками общения, а повадками полностью копировали животных, которые были рядом.
Может, всё-таки общество играет ключевую роль, ведь человек — существо социальное?
Давайте проанализируем подробнее второе условие, что оказывает существенное влияние на развитие личности.
Среда обитания
Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.
Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.
Сторонники теории «среды» считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.
Итак, есть два базовых условия — внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?
Влияние личности
Человек продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Естественно, что у каждого есть определённые задатки, врождённые особенности, которые мы не выбираем — есть семья и среда обитания, которую мы можем корректировать со временем частично. Как же быть?
Сильная личность, которая знает, чего хочет, всегда будет стремиться к саморазвитию, направлять его на нужные черты характера, способности, сферы жизни. Только усилием воли и, благодаря постоянному труду, можно оказать влияние на данные процессы.
Причём труд философы рассматривают как в прямом, так и в переносном смысле. Труд сделал человека человеком, в процессе деятельности и направления своих усилий личность также развивает, приобретает определённые навыки.
Есть ещё и профессиональный рост, как одна из граней целостной личности.Сейчас психологи всё больше говорят о личностном факторе развития и призывают к ответственности за свою жизнь. Неверно говорить, что я такой, каким создала меня природа и ничего не могу сделать, это пассивная жизненная позиция.
Взгляды на развитие личности
Многие годы и столетия продолжаются дискуссии на тему — условия развития личности человека и факторы влияния. В. Штерн склонялся к дуальности человеческой природы и балансу
биологических и социальных факторов как взаимосвязанных, неразрывных в своём влиянии.
З.Фрейд выдвинул другую теорию, предположив противостояние двух основных факторов в человеке — постоянного стремления к удовольствию и реальность жизни. Фрейд в психоанализе рассматривает личность на уровне основных инстинктов, что влияют на жизнь и формирование личности — человек стремится реализовать и получить необходимые удовольствия и лишь мораль, нормы общества сдерживают его в этом направлении.
Теория была названа «конфронтация двух факторов». В разные времена эту идею поддерживали А.Адлер, К.Юнг. Были и психологи, что подвергали критике предположения Фрейда, полагая, что они ведут к сильному противостоянию личности и общества.
Всё течёт и развивается. Новые исследования позволили открыть и новый биогенетический закон Е.Геккеля и Ф.Мюллера, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является коротким повторением филогенеза (развитие вида).
Эти стадии развития можно наблюдать в развитии зародыша. Эта теория довольно интересна и отчасти имеет место быть — человек в своём развитии повторяет предков.
При этом такое сокращённое копирование наблюдается не по всем признакам организма, часть свойств возникает в результате приспосабливания к внешней среде. В 30-70хх годах 20-го века бытовало мнение, что человек в своём развитии повторяет развитие своего вида: младенец на стадии млекопитающих, в конце первого года — на стадии обезьяны, второй год — достигает человеческого развития, в зрелом возрасте — уровня современной культуры.
Довольно интересная теория, хотя развитие личности довольно сложный процесс, и его невозможно охарактеризовать лишь одним каким-то параметром. Скорее, это комплекс условий и факторов, неразрывно влияющих на человека. При этом сильная устойчивая личность в большей степени самостоятельно формирует себя в процессе жизни, чем слабовольный человек, который впитывает всё из окружения.
Закономерности развития личности
Развитие личности, её становление — это взаимосвязанный и целостный процесс, которому свойственны этапы развития личности. Давайте подумаем над вопросом: какие же закономерности развития личности? Почему личность развивается и как это происходит?
Итак, основные закономерности развития личности:
- Возрастной фактор — чем моложе человек, тем быстрее идёт его физическое развитие. Со временем процесс замедляется. Такие же наблюдения есть и о духовном развитии, чем младше человек — тем быстрее происходит его духовный рост.
- Поэтому часто слышим, что стар, что млад — дети очень хорошо понимают стариков, могут быстро вникнуть в рассказ, проявляют интерес, впитывают знания и чувствуют душевное состояние рассказчика.
- Неравномерность развития — наблюдается в наличии определённых периодов роста, которые наблюдаем в развитии и своих детей. Организм развивается не постоянно, нам кажется, ребёнок вдруг начинает расти на определённом этапе, это физиологические особенности организма То же можно сказать и о духовном развитии — присутствует неравномерность
В разное время свойства человека могут изменяться, находиться на разном уровне развития. В жизни бывают более благоприятные условия для развития личности и менее благоприятные. При этом условия эти будут иметь временный характер. Что же влияет на человека?
Конечно, общение с окружающим миром и людьми, духовное развитие происходит в познании мира и себя. Бывают и скачки в развитии и осознанности процессов, благодаря стрессовым ситуациям, которые вносят кардинальные изменения в личность человека. «Нет худа без добра» — говорят в народе. Даже в такие периоды, когда кажется, мир рушится, думайте о том, что Вы построите на пустом месте.
3. Колебания в развитии — органы человеческого организма развиваются каждый в своём темпе. Это отражается на психических и нервных процессах. В основном, различия между людьми и уровнем развития проявляются в поведенческих моментах, мышлении, интеллектуальном уровне, социальном и моральном развитии.
Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка
Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы — возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды «сензитивными». Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.
Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов — созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.
Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).
При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы — массаж, плаванье, ЛФК. Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться.
Качества
Устойчивость качеств — в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность. Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни.
Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.
И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие — добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.
У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.
Интеграция
Развитие личности происходит как слияние разных сфер — интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная — чувства, интеллектуальная — разум.
Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.
У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.
В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.
Противоречия и прогресс
Противоречивость личности — это свойство о, котором говорил Фрейд и другие психологи. Человек устроен довольно интересным образом и находится постоянно во взаимодействии с окружающим миром. При этом, каждый день принимает решения и делает жизненный выбор, бывает, что идёт в разрез с ближайшим окружением в своих суждениях, вступает в конфронтацию.
Можно вспомнить и ситуации, когда у нас возникает внутренний конфликт и борьба различных частей личности — взрослый, ребёнок, учитель. А может, это конфликт добра и зла, сложно сказать, главное, что в этих моментах рождается истина, важно найти себя и сформировать нужные качества.
Стремление к прогрессу — естественно, что все желают достичь успехов в жизни, в ходе преодоления жизненных преград, на пути к цели закаляется характер и формируются волевые качества личности. Все жизненные ситуации — это уроки, которые мы проходим, а как награду получаем новое «Я», с новыми ещё лучшими качествами.
Саморазвитие
Саморазвитие личности — мы постоянно совершенствуем себя, производя работу над своим внутренним миром, подчиняя своей воле психические процессы и эмоции, улучшая черты характера. Подобную работу можно производить, как самостоятельно, так и путём прохождения специальных тренингов.
Каждый человек определяет для себя, каким образом ему легче развиваться. Главное — желание достигать новые результаты, работать над формированием своей личности постоянно, заниматься поиском необходимой информации и знаний.
Развитие может выступать и в качестве защитной функции. Человек постоянно развивается, как физически, так и духовно, это необходимо для выживания в нашем мире. Для успешной жизни нужны определённые качества, как иммунитет для борьбы с заболеваниями, так и сила воли нужна для достижения результатов, а терпение — важное оружие для покорения вершин.
Естественно, для полноценной жизни необходимы: крепкое здоровье, высокие интеллектуальные и духовные качества, которые вырабатываем в процессе жизни, вольно или невольно, под влиянием жизненных обстоятельств.
Таким образом, мы рассмотрели закономерности развития личности, и теперь лучше представляем причинно-следственные связи. Конечно, на наше развитие оказывают влияние многие факторы, условия развития личности человека, и всё же радует, и собственными усилиями можем корректировать свою жизнь и развитие.
Тематика: Личностный рост
Глава 22, Часть 2: Основные понятия и развитие личности – PSY321 Текст курса: Теории личности
Роджерс считал, что каждый из нас живет в постоянно меняющемся частном мире, который он назвал эмпирическим полем . Каждый существует в центре своего собственного эмпирического поля, и это поле можно полностью понять только с точки зрения человека. Эта концепция имеет ряд важных следствий. Поведение индивидуума следует понимать как реакцию на его опыт и восприятие поля. Они реагируют на это как организованное целое, и это их реальность. Проблема, которую это представляет для терапевта, состоит в том, что только человек может действительно понять свое поле переживаний. Это сильно отличается от точки зрения Фрейда, согласно которой только подготовленный и объективный психоаналитик может преодолеть защитные механизмы и понять основу бессознательных импульсов пациента. Однако восприятие эмпирического поля ограничено. Роджерс считал, что определенные импульсы или ощущения могут войти в сознательное поле опыта только при определенных обстоятельствах. Таким образом, эмпирическое поле — это не истинная реальность, а скорее потенциальная реальность человека (Rogers, 19).51).
Одной из основных тенденций и стремлений индивидуума является актуализация, поддержание и расширение опыта индивидуума или, другими словами, актуализирующая тенденция . Роджерс заимствовал термин самореализация , термин, впервые использованный Куртом Гольдштейном, для описания этого основного стремления. Для Роджерса самоактуализация была тенденцией двигаться вперед, к большей зрелости и независимости или ответственности за себя. Это развитие происходит на протяжении всей жизни как биологически (дифференциация оплодотворенной яйцеклетки во многие системы органов тела), так и психологически (самоуправление, саморегуляция, социализация, вплоть до выбора жизненных целей). Ключевым фактором в понимании самоактуализации является эмпирическое поле. Потребности человека определяются, а также ограничиваются его собственным потенциалом получения опыта. Частью этого эмпирического поля являются эмоции, чувства и отношения человека. Следовательно, кем является человек, его фактические self , имеет решающее значение для определения характера и хода их самоактуализации (Rogers, 1951). Мы рассмотрим работу Маслоу по самоактуализации более подробно позже в этой главе.
Что же такое я? В первоначальном описании Роджерсом (1951) его теории личности эмпирическое поле описывается четырьмя пунктами, тенденция к самоактуализации — тремя пунктами, а оставшиеся одиннадцать пунктов пытаются определить самость. Прежде всего, self — это дифференцированная часть эмпирического поля. Другими словами, «я» — это та часть нашего внутреннего мира, которую мы идентифицируем как «я», «себя» или «я». Помимо этого, самость остается несколько загадочной. Может ли самость существовать изолированно, вне отношений, которые обеспечивают некоторый контекст для самости? Должно ли «я» быть синонимом физического тела? Как указал Роджерс, когда наша нога «засыпает» из-за недостатка кровообращения, мы рассматриваем ее как объект, а не как часть себя. Несмотря на эти сложные вопросы, Роджерс попытался определить и описать себя.
Роджерс считал, что личность формируется по отношению к другим; это организованная, подвижная, но последовательная концептуальная модель нашего эмпирического взаимодействия с окружающей средой и ценностями, связанными с этим опытом. Эти переживания символизируются и включаются в структуру личности, и наше поведение во многом определяется тем, насколько хорошо новые переживания вписываются в эту структуру. Мы можем вести себя несовместимым со структурой нашего «я», но когда мы это делаем, мы не будем «владеть» этим поведением. Когда переживания настолько непоследовательны, что мы не можем их символизировать или вписать в структуру нашего «я», возникает возможность психологического дистресса. С другой стороны, когда наше представление о себе достаточно созреет, чтобы включить в себя все наши восприятия и переживания, и мы сможем символически ассимилировать эти переживания в свое Я, наша психологическая адаптация будет вполне здоровой. Люди, которым трудно ассимилировать новые и иные переживания, те переживания, которые угрожают структуре личности, будут развивать все более ригидные самостоятельная структура . Здоровые люди, напротив, будут усваивать новый опыт, их самоструктура изменится и продолжит расти, и они станут более способными понимать и принимать других как личности (Rogers, 1951).
Способность людей делать выбор, необходимый для актуализации их самоструктуры, а затем осуществлять этот выбор — это то, что Роджерс назвал личной силой (Rogers, 1977). Он считал, что есть много самореализованных людей, которые революционизируют мир, доверяя своей собственной силе, не чувствуя необходимости иметь «власть над» другими. Они также готовы поддерживать скрытую тенденцию актуализации в других. Мы можем легко увидеть здесь влияние Альфреда Адлера, как с точки зрения творческой силы личности, так и с точки зрения стремления к превосходству в здоровом контексте социальных интересов. Клиент-центрированная терапия была основана на превращении контекста личной власти в четкую стратегию в терапевтических отношениях:
…подход, ориентированный на клиента, представляет собой сознательный отказ и избегание терапевтом всякого контроля или принятия решений за клиента. Это облегчение клиентом самопринадлежности и стратегии, с помощью которых это может быть достигнуто… основанное на предпосылке, что человек – это в основном заслуживающий доверия организм, способный… делать конструктивный выбор в отношении следующих шагов в жизни, и действовать в соответствии с этими выборами. (стр. 14–15; Роджерс, 19 лет).77)
Роджерс утверждал, что никто не может по-настоящему понять поле вашего опыта. Согласны ли вы, или вы иногда замечаете, что близкие друзья или члены семьи, кажется, понимают вас лучше, чем вы понимаете себя? Конгруэнтны ли эти отношения?
Развитие личности
Хотя Роджерс описал личность в рамках отношений терапевт-клиент, фокус его терапевтического подхода был основан на том, как, по его мнению, человек достиг точки в своей жизни, когда он страдает от психологического стресса. Поэтому к развитию личности относятся те же вопросы, что и к терапии. Очень важным аспектом развития личности, по Роджерсу, являются отношения между родителями и детьми. Характер этих отношений, а также то, способствуют ли они самоактуализации или препятствуют личностному росту, определяет характер личности человека и, следовательно, его самоструктуру и психологическую адаптацию.
Ребенок начинает жизнь с актуализирующей тенденцией. По мере того, как они переживают жизнь и воспринимают окружающий мир, они могут поддерживаться во всем теми, кто о них заботится, или поддерживаться только при определенных условиях (например, если их поведение подчиняется строгим правилам). По мере того, как ребенок осознает себя, у него развивается потребность в положительном отношении . Когда родитель(и) предлагают ребенку безусловное положительное отношение , ребенок продолжает двигаться вперед в согласии со своей тенденцией к актуализации. Так, когда нет расхождений между 9 ребенком0003 самооценка и ее положительное отношение (со стороны родителей) ребенок вырастет психологически здоровым и уравновешенным. Однако, если родитель(и) предлагают только условно положительного отношения , если они поддерживают ребенка только в соответствии с желаниями и правилами родителей, у ребенка разовьется условий стоимостью . В результате этих условий ценности ребенок начнет избирательно воспринимать свой мир; они будут избегать тех переживаний, которые не соответствуют его цели — получить положительное отношение. Ребенок начнет жить жизнью тех, кто ставит условия ценности, а не своей собственной жизнью.
По мере того, как ребенок становится старше и все больше осознает свое положение в мире, его поведение либо будет соответствовать его собственной структуре, либо нет. Если они получили безусловное положительное отношение, такое, что их самоуважение и положительное отношение близко совпадают, они испытают конгруэнтность . Другими словами, их самоощущение и жизненный опыт совпадут, и ребенок будет относительно счастлив и хорошо приспособлен. Но если их самоощущение и способность добиться положительного отношения не совпадают, у ребенка разовьется несоответствие . Возьмем, к примеру, детей, занимающихся спортом. Уже одно это говорит нам о том, что родители установили правила, в рамках которых дети должны «играть». Затем у нас есть дети, которые от природы спортивны, и другие дети, которые более неуклюжи и/или неуклюжи. В более позднем возрасте они могут стать довольно спортивными или нет, но в детстве по мере взросления у них бывает много разных уровней способностей. Если родитель ожидает, что его ребенок будет лучшим игроком в команде, но ребенок просто не спортивен, как родитель отреагирует? Поддерживают ли они ребенка и побуждают его развлекаться или заставляют ребенка работать лучше и унижают его, когда он не может? Дети очень хорошо понимают, кто из них лучший спортсмен, и они знают свое место в иерархии легкой атлетики, т. е. свою спортивную самоструктуру. Поэтому, если родитель требует доминирования от ребенка, который знает, что он не так хорош, у ребенка разовьется несоответствие. Роджерс вполне понятно считал, что такие состояния угрожают ребенку и активируют защитные механизмы. Однако со временем чрезмерное или внезапное и драматическое несоответствие может привести к разрушению и дезорганизации самоструктуры. В результате человек, вероятно, будет испытывать психологический стресс, который будет продолжаться в течение всей жизни (Роджерс, 19 лет).59/1989).
Источник изображения: 858265. Получено с https://pixabay.com/photos/baseball-fence-cleveland-park-boy-1929542/. Лицензия CCO.Условия ценности обычно впервые устанавливаются в детстве на основе отношений между ребенком и его или ее родителями. Подумайте о своих отношениях с собственными родителями и, если у вас есть дети, подумайте о том, как вы к ним относитесь. Являются ли большинство примеров, которые приходят на ум, безусловным положительным отношением или условным положительным отношением? Как это повлияло на ваши отношения с родителями и/или собственными детьми?
Другой подход Роджерса к идее конгруэнтности и неконгруэнтности основывался на двойственной концепции личности человека. Есть, конечно, реальная самоструктура, или реальное я . Кроме того, существует также идеальное я , очень похожее на вымышленный финализм, описанный Адлером, или идеализированный образ себя, описанный Хорни. Неконгруэнтность развивается, когда реальное «я» далеко не соответствует достижениям, ожидаемым от идеального «я», или когда опыт не соответствует ожиданиям структуры «я» (Rogers, 19). 51, 1959/1989). Еще раз, отношения между родителями и их детьми играют важную роль в этом развитии. Если родители ожидают слишком многого, например, всех пятерок за каждую отметку в школе, но ребенок просто не талантлив в учебе, или если родители ожидают, что их ребенок будет защитником футбольной команды, но ребенок не является хорошим спортсменом, тогда идеальное я останется вне досягаемости. Возможно, еще хуже, когда ребенок подвергается физическому или эмоциональному насилию. Идеальное «я» такого ребенка может оставаться на относительно низком уровне, но реальное «я» может быть настолько подавленным, что результатом все равно остается несоответствие. Важным аспектом терапии будет создание отношений, в которых человек в этом прискорбном состоянии может испытать безусловное положительное отношение, необходимое для начала реинтеграции структуры Я, так что разрыв между реальным Я и идеальным Я может начать сокращаться. , позволяя человеку испытывать конгруэнтность в своей жизни.
Что можно сказать о людях, развивших конгруэнтность, получивших безусловное положительное отношение на протяжении всего развития или испытавших успешную клиентоцентрированную терапию? Они становятся, согласно Роджерсу (1961), полностью функционирующим человеком . Он также сказал, что они ведут хорошую жизнь . Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние бытия, и направление, а не пункт назначения. Это требует психологической свободы, и это естественное следствие изначальной психологической свободы. Независимо от того, развивается ли он естественным образом, благодаря здоровой и благоприятной домашней обстановке, или возникает в результате успешной терапии, у этого процесса есть определенные характеристики. Полноценно функционирующий человек все больше открыт новому опыту, он живет полной жизнью в каждый момент и все больше и больше доверяет себе. Они становятся более способными и более готовыми испытывать все свои чувства, они творческие, они доверяют человеческой природе и познают богатство жизни. Полностью функционирующий человек не просто доволен или счастлив, он живой :
Я думаю, станет очевидным, почему для меня такие прилагательные, как счастливый, довольный, блаженный, приятный, не кажутся вполне подходящими для любого общего описания этого процесса, который я назвал хорошей жизнью, даже если человек в этом процессе будет испытывать каждое из этих чувств в соответствующее время. Но прилагательные, которые кажутся более подходящими, — это такие прилагательные, как обогащающий, захватывающий, вознаграждающий, бросающий вызов, значимый. Этот процесс… включает в себя мужество быть… Глубоко захватывающим в человеческих существах является то, что, когда человек внутренне свободен, он выбирает в качестве хорошей жизни этот процесс становления. (стр. 195-196; Роджерс, 1961)
Роджерс описал самореализовавшихся людей как полностью функционирующих людей, живущих хорошей жизнью. Вы знаете кого-нибудь, кто кажется полностью функционирующим человеком? Есть ли аспекты их личности, к которым вы стремитесь для себя? Кажется ли вам трудным быть полностью функционирующим или это делает жизнь проще и приятнее?
Социальные отношения и брак
Социальные и личные отношения были очень важны для Роджерса как в терапии, так и в повседневной жизни. В каждый момент у нас есть наше осознание (или сознание), наш опыт (наше восприятие происходящего) и наше общение (наше поведение в отношениях). Для полностью функционирующего человека существует соответствие между каждым из этих явлений. К сожалению, мы склонны плохо судить о собственной конгруэнтности. Например, если кто-то злится на другого человека на собрании или в терапевтической группе, он может не осознавать своего гнева, даже если это может быть совершенно очевидно для всех остальных в комнате. Таким образом, наши отношения с другими могут отражать истинную природу нашей собственной личности и степень нашей конгруэнтности. Если другие конгруэнтны и поэтому готовы говорить с нами открыто и честно, это побудит нас стать более конгруэнтными и, следовательно, более психологически здоровыми (Rogers, 19).61, 1980). Любопытно, что причиной того, что это стало так важно для Роджерса, было отсутствие таких значимых отношений в его собственной жизни. Поскольку его семья следовала строгим фундаменталистским правилам, они не одобряли отношений с людьми за пределами своей семьи. Последствия были довольно тревожными для Роджерса:
…отношение к лицам вне нашей большой семьи можно схематически резюмировать следующим образом: «Другие люди ведут себя сомнительно, чего мы не одобряем в нашей семье. Многие из них играют в карты, ходят в кино, курят, танцуют, пьют и занимаются другими делами, некоторые из которых не упоминаются. Так что лучше всего быть терпимым к ним, так как они могут не знать лучшего, но воздерживаться от любого близкого общения с ними и жить своей жизнью в семье…»
Я мог бы подытожить эти детские годы, сказав, что все, что я сегодня расценил бы как близкие и коммуникативные межличностные отношения с другим человеком, полностью отсутствовало в тот период… Я был своеобразным, одиноким, у меня было очень мало места или возможностей для места в мир лиц. Я был социально некомпетентен в любых контактах, кроме поверхностных. Мои фантазии в этот период были определенно причудливыми, и, вероятно, диагност классифицировал бы их как шизоидные, но, к счастью, я никогда не контактировал с психологом. (стр. 28–30; Роджерс, 19 лет).80)
Как отмечалось выше, развитие здоровых отношений происходит всякий раз, когда один человек в отношениях конгруэнтен. Их конгруэнтность побуждает другого человека быть более конгруэнтным, что поддерживает продолжение открытого общения от имени первого лица. Это взаимодействие идет вперед и назад, поощряя постоянное и растущее соответствие в отношениях. Как мы увидим ниже, это в основном терапевтическая ситуация, в которой от терапевта ожидается конгруэнтность. Однако для этого определенно не требуется подготовленный терапевт, так как это происходит естественным образом в любой ситуации, в которой один человек конгруэнтен с самого начала отношений.
Одним из самых важных и, надеюсь, значимых отношений в жизни любого человека является брак. Роджерс был женат 55 лет, и когда жизнь его жены подошла к концу, он излил на нее свою любовь с поразившей его глубиной (Роджерс, 1980). По мере того, как отношения становились для него все более и более значимыми, он хотел изучать экстраординарные отношения, которые становятся более чем временными. Хотя это не обязательно является синонимом брака, чаще всего так оно и есть. Поэтому он провел серию неформальных интервью с людьми, состоявшими или состоявшими в длительных отношениях (не менее 3 лет). Сравнивая отношения, которые казались успешными, с теми, которые были несчастливыми или уже подошли к концу, Роджерс выделил четыре фактора, которые, по его мнению, были наиболее важными для долгосрочных, здоровых отношений: преданность или обязательство, общение, расторжение отношений. роли и стать отдельным «я» (Роджерс, 19 лет).72).
Посвящение, посвящение : Брак бросает вызов: кажется, что любовь угасает, обеты забываются или отменяются, религиозные правила игнорируются (например, «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»; Матфея 19:6 ; Библия, 1962). Роджерс считал, что для того, чтобы отношения продолжались, каждый человек должен быть предан своему партнерству. Они должны взять на себя обязательство работать вместе на протяжении всего процесса изменения их отношений, который обогащает их любовь и их жизнь.
Источник изображения: МейблАмбер. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/man-woman-elderly-couple-two-3723548/. Лицензия CCO.Общение : Общение охватывает большую часть человеческого поведения, и оно может быть как тонким, так и сложным. Общение само по себе не является хорошей вещью, так как можно сообщить много негативного и обидного. Однако Роджерс считал, что нам необходимо сообщать о постоянных чувствах, положительных или отрицательных, чтобы они не подавляли нас и не проявлялись неуместным образом. Всегда важно выражать такое общение с точки зрения ваших собственных мыслей и чувств, а не проецировать эти чувства на других (особенно гневно и/или обвиняя). Этот процесс связан с риском, но нужно быть готовым рискнуть прекращением отношений, чтобы позволить им развиваться.
Расторжение ролей : Культура дает много ожиданий относительно характера отношений, будь то свидания или что-то более постоянное, например брак. Согласно Роджерсу, подчинение культурным правилам, кажется, противоречит идее растущих и созревающих отношений, отношений, которые движутся вперед (к актуализации). Однако, когда люди делают осознанный выбор, чтобы соответствовать культурным ожиданиям, потому что они хотят, чтобы того же , тогда отношения, безусловно, могут для них актуализироваться.
Стать отдельным Я : Роджерс считал, что « живое партнерство состоит из двух человек, каждый из которых владеет, уважает и развивает свою собственную самость» (стр. 206; Роджерс, 1972). Хотя может показаться противоречивым, что становление личностью должно улучшать отношения, поскольку каждый человек становится более реальным и более открытым, он может привнести эти качества в отношения. В результате отношения могут способствовать дальнейшему росту каждого человека.
Дополнительные материалы
Терапия, ориентированная на клиента, Карл Роджерс
В этом видео [6:35] описывается клиентоцентрированная терапия Карла Роджерса и то, как ее можно использовать для улучшения отношений в повседневной жизни.
Источник: https://youtu. be/UuKexVWR_7k
Теории консультирования и личностно-ориентированной терапии
В этом видео [18:02] объясняется теория личностно-центрированной терапии применительно к консультированию по вопросам психического здоровья. Рассмотрены резюме личностно-центрированной терапии и мнения о том, как конкретные аспекты могут быть использованы в интегративном консультировании.
Источник: https://youtu.be/-Uqv3dlmVD0
Психожаргон: безусловное положительное отношение
Это короткое видео [1:02] объясняет безусловное положительное отношение.
Источник: https://youtu.be/9gbziXBIppQ
Каталожные номера
Текст: Келланд, М. (2017 г.). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.
Кристофер Брунч. (2018, 11 декабря). Терапия Карла Роджерса, ориентированная на клиента. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/UuKexVWR_7k. Стандартная лицензия YouTube.
Доктор Тодд Гранде. (2016, 9 января). Теории консультирования — личностно-ориентированная терапия. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/-Uqv3dlmVD0. Стандартная лицензия YouTube.
Канал консультирования. (2010, 16 марта). Психожаргон: безусловное положительное отношение. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/9gbziXBIppQ. Стандартная лицензия YouTube.
Шесть необходимых и достаточных условий [PDF- Цитаты о назначении)
Перейти к содержимому
Карл Роджерс заявил, что «для конструктивного изменения личности необходимо, чтобы эти [шесть] условий существовали и сохранялись в течение определенного периода времени». Условия:
- Психологический контакт между консультантом и клиентом
- Клиент неконгруэнтен (встревожен или уязвим)
- Советник конгруэнтен
- Клиент получает сочувствие от консультанта
- Консультант проявляет безусловное положительное отношение к клиенту
- Клиент воспринимает принятие и безусловное положительное отношение
Шесть необходимых и достаточных условий — это «гипотетические условия, с помощью которых терапевт способствует конструктивному изменению личности» (Tudor and Merry, 2006: 23–24).
Происхождение термина
Карл Роджерс впервые использовал этот термин в статье, опубликованной в 1957 году журналом Journal of Consulting Psychology .
Он перечислил шесть состояний следующим образом:
- Два человека находятся в психологическом контакте.
- Первый, кого мы назовем клиентом, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвим или тревожен.
- Второй человек, которого мы назовем терапевтом, конгруэнтен или интегрирован в отношения.
- Терапевт испытывает безусловное положительное отношение к клиенту.
- Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы взглядов клиента и пытается передать этот опыт клиенту.
- В минимальной степени достигается передача клиенту эмпатического понимания и безусловного положительного отношения со стороны терапевта».
Он продолжил:
«Никаких других условий не требуется. Если эти шесть условий существуют и сохраняются в течение определенного периода времени, этого достаточно. Последует процесс конструктивного изменения личности». (Rogers, 1957: 95–96)
Основные условия
Термин «основные условия» не использовался Роджерсом. Скорее, это было придумано в 1970-х и 1980-х годов британского движения, ориентированного на человека, для обозначения состояний 3, 4 и 5.
Другие используемые термины: « благоприятствующие условия » или « условия терапевта ».
Эти условия могут быть выражены на простом английском языке следующим образом:
- Консультант конгруэнтен (подлинный).
- Консультант испытывает безусловное положительное отношение (UPR) — безоценочное тепло и принятие — по отношению к клиенту.
- Консультант сочувствует клиенту.
Kelly (2017: 18) пишет:
«Вместе основные условия создают глубокое взаимопонимание и доверие в отношениях. А при глубоком взаимопонимании и доверии мы можем работать на глубине отношений (Mearns and Cooper, 2005). ) — именно здесь происходит настоящее движение».
Скачать бесплатный раздаточный материал
Шесть условий терапевтического изменения личности
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Скрытые условия
Остальные три условия — номера 1, 2 и 6 — известны как «скрытые условия», «условия клиента» или «условия потери». Они менее известны, чем основные условия.
Эти условия могут быть выражены более просто следующим образом:
1. Консультант устанавливает психологический контакт с клиентом (т. е. психологически они «на одной волне»).
2. Клиент неконгруэнтен (уязвим или тревожен).
6. Клиент получает конгруэнтность, UPR и эмпатию консультанта.
Психологический контакт (условие 1) возможен только в том случае, если клиент способен дать информированное согласие .
Препятствиями для этого могут быть серьезные проблемы с психическим здоровьем, такие как активный психоз, серьезные трудности в обучении или посещение под воздействием наркотиков, алкоголя или прописанных лекарств.
«Если эти шесть условий существуют и сохраняются в течение определенного периода времени, этого достаточно. Последует процесс конструктивного изменения личности» (Роджерс, 19 лет).57: 95–96).
Если психологический контакт невозможен, то существует этическая проблема, связанная с автономией, способностью клиента сделать осознанный выбор при заключении контракта с терапевтом.
Если клиент ищет не консультации, а дружбы или экспертного совета (например, по вопросам управления долгом или закона), или если он не готов к консультированию (возможно, он находится на этапе 1 или 2 из семи этапов процесса, и так что пока не открыты для изменений, а вместо этого обвиняют других в своих несчастьях или не берут на себя ответственность за свои действия), то условие 2 не будет выполнено.
Наконец, если клиент не может доверять консультанту (например, из-за переноса) или они просто не находят общий язык, условие 6 не будет выполнено, поскольку клиент не будет чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы обсудить, что на самом деле происходит. их ум.
Это условие, пожалуй, труднее всего выполнить, так как оно требует от консультанта как дать клиенту достаточно времени, чтобы построить доверительные отношения, так и быть достаточно конгруэнтным в отношениях, чтобы исследовать с клиентом любое нежелание полностью вовлекаться.
Если какое-либо из шести необходимых и достаточных условий, которые «лучше всего рассматривать как гештальт или единство, действующее вместе, а не как отдельные элементы» (Merry, 2014: 71), не может быть выполнено, то направление к другому терапевту/службе этический образ действий.
Скачать бесплатный раздаточный материал
Шесть условий терапевтического изменения личности
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Ссылки
Келли К. (2017) Базовые навыки консультирования: руководство для студентов
Мирнс Д. и Купер М. (2005) Реляционная глубина консультирования и психотерапии , Sage
Merry T (2014) Обучение и личностно-ориентированное консультирование 900CS059,
Роджерс С.