Основные условия способствующие развитию общения дошкольника: Особенности развития общения в дошкольном возрасте

Содержание

Особенности развития общения в дошкольном возрасте

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.

Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи). Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, отличаются сниженной эмоциональностью, скупостью выражения своих переживаний, агрессивностью и тревожностью, неспособностью к сопереживанию. Это показано в исследованиях И. А. Залысиной, Ю. В. Егошкина, Т. Н. Счастной, Е. О. Смирновой.

В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является развитие сюжетно ролевой игры  ребенка. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме.

С токи зрения Д. Б. Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Сюжетные игры могут оказывать влияние на рост коммуникативных навыков, эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания.

Еще одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу .

Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы. Способность понимать намерения, чувства, желания другого человека  связана с преодолением эгоцентризма и определяет успешность коммуникации.

Общение дошкольника отличается внеситуативным характером. М. И. Лисина выделяет две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка со взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого.

Главным средством общения становится речь.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.

В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения. М. И. Лисина, Е. О. Смирнова доказали, что сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности. В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится более адекватной.

Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В подростковом и юношеском возрасте весьма вероятно возникновение у них проблем с социальной адаптацией. В отечественной психологии исследования Т. А. Марковой, Т. А. Репиной доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. Е. О. Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания другому ребенку.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

На протяжении дошкольного возраста меняется форма общения со сверстниками. А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками.

Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Основное содержание коммуникативной потребности – привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно деловая форма  общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская. Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество. При ситуативно деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма  общения складывается к 6–7 годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил.

Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Огромную роль, считает М. И. Лисина, играет воздействие взрослого. При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

Таким образом:

  • Общение в дошкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
  • Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
  • В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения со взрослым: внеситуативно познавательная и внеситуативно личностная.
  • Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста А. Г. Рузская выделяет ситуативно деловую и внеситуативно деловую формы общения со сверстниками.

Особенности общения в дошкольном возрасте: условия и мотивы

Содержание

  • 1 Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
  • 2 Основные условия развития общения в дошкольном возрасте
    • 2.1 Мотивы общения дошкольников
    • 2.2 Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста
  • 3 Как способствовать развитию потребности в общении

Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении. Благодаря взаимодействию с окружающими людьми ребенок устанавливает связи с миром во всех его проявлениях. Особенности общения в дошкольном возрасте основаны на том, что это одновременно эмоциональная среда и своеобразная школа, которая обучает ребенка всему, что ему важно знать, понимать и уметь.  

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

  • Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
  • Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
  • Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
  • Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Полезно регулировать эмоциональный фон общения дошкольников. Насупившимся детям их настроение будет мешать. Изменению эмоций способствует удивление. Придумайте, как удивить малышей (построив необычную башенку, продемонстрировав неочевидные достоинства знакомой игрушки и пр.), и увидите, как положительно изменится их настроение и завяжется общение.

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка.

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств. Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными.

Как способствовать развитию потребности в общении

Современные условия вносят свои коррективы в коммуникативную сферу, причем не всегда полезные. Быстрое распространение всевозможных гаджетов и интерактивных технологий захватило жизнь человека и проникло даже на этап дошкольного детства. В результате дети, вместо того чтобы тянуться к общению, с большим интересом застывают перед мигающим экраном.

Изучив особенности общения, присущие детям дошкольного возраста, видим, сколь велика роль взрослого человека в развитии у ребенка потребности к коммуникации. Безусловно, общительность дошкольника зависит от его природных данных, преобладания экстраверсии или интроверсии. Тем не менее, родителям важно осознавать свою причастность к развитию у малыша потребности в общении.

Как бы ни было удобно родителям, когда ребенок занят своими игрушками, лучше отложить свои дела и пообщаться с ним. Расспросить об игрушках или что малыш строит, рисует и т.д. В такие беседы всегда можно внести познавательный элемент и доступно рассказать о животных, о технике, обратить внимание на цвет, форму, размер. Главное, предлагать полезную информацию доступным ребенку языком.

Очень активных детей важно учить другому: не сыпать вопросами, а выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по игре, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста.

Взрослые привьют ребенку полезные навыки для совместных игр, если несколько раз сами инициируют такую игру. Мама или папа легко могут выступить в роли организатора и участника действий. Введут правила игра, будут следить за их выполнением. Подобная совместная деятельность уместна и с 3-летними малышами (построить паровозик из кубиков одного цвета, поиграть в прятки) и старшими дошкольниками (придумывание слов на одну и ту же букву, рисование ребусов, игра в испорченный телефон). Вариантов совместных игр множество, и детям невероятно интересно играть с родителями.

Прочитав сказку или посмотрев детскую книжку, самое время пообщаться с ребенком, затрагивая нравственные качества героев. Кто из героев понравился, какие поступки совершали персонажи произведения, к кому возникло расположение и сочувствие, а кто, наоборот, заслуживает порицания. Детские произведения содержат богатый для обсуждения материал и способствуют формированию познавательных и личностных мотивов общения.

Очевидно, что развитие навыков общения в дошкольном возрасте происходит в естественных условиях. То, что получают дети в общении с родителями, в дальнейшем переносится в среду сверстников. Сугубо детское общение, конечно же, складывается иначе. Среди сверстников нет того рефери, который следит, как взрослый, чтобы все было по справедливости и по правилам. Тем не менее, каждый родитель ответственен за то, какие нормы и навыки его ребенок транслирует в детскую среду.

5 способов наладить эффективное общение в классе

Создание диалога между учащимися может быть сложной, но важной частью обучения. Эффективное общение может помочь создать и укрепить безопасную учебную среду, в которой учащиеся могут развиваться, процветать и учиться.

Важность хорошего общения в раннем возрасте имеет решающее значение для развития ребенка и его будущего обучения. Навыки общения, которые учащиеся изучают в школе, полностью применимы и необходимы во всех аспектах жизни. Кроме того, было доказано, что поддерживающие отношения между учителем и учеником оказывают положительное влияние на участие в классе, вовлеченность и, в конечном итоге, на достижения ученика.

Улучшите общение в классе прямо сейчас

Общение можно описать как процесс, в котором люди обмениваются мыслями или идеями друг с другом. Преимущества развития таких отношений позволяют учащимся свободно обсуждать мысли и идеи и создавать открытую среду, в которой можно задавать вопросы без риска осуждения или унижения.

Плохое общение является основной причиной отсутствия у учащихся мотивации, плохой успеваемости и, как следствие, отсева из школы. Согласно многим исследованиям, успехи учеников напрямую связаны с эффективной коммуникацией их учителей. Создание такой интерактивной и увлекательной учебной среды требует регулярного и эффективного общения. Мы собрали наши лучшие методы для создания позитивного диалога между учениками и учителями.

Итак, давайте посмотрим, что вы можете сделать.

  1. Создайте безопасную среду
  2. Поощряйте командную работу
  3. Не стойте перед классом
  4. Используйте упражнения по активному слушанию
  5. Обязательно давайте положительный отзыв

1. Создайте безопасную среду

безопасная и поддерживающая среда, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно, чтобы открыться и выразить свои мысли и идеи. Атмосфера, которая позволяет учащимся спросить, нужна ли им помощь, имеет решающее значение для их академического успеха. Важно, чтобы на всех этапах учебного процесса вы воспитывали такую ​​непредвзятую среду.

Наличие политики открытых дверей и предоставление учащимся возможности зайти и поговорить обо всем, что может произойти, — отличный способ способствовать хорошему общению. Предоставление учащимся дополнительной поддержки, обучения или объяснений до и после урока помогает застенчивым учащимся, которые не чувствуют себя комфортно в классе, задавать вопросы, чтобы учиться. Это то, что мы здесь, в Mentimeter, стремимся продвигать.

2. Больше совместной работы

Выполнение большего количества командных действий и групповой работы — отличный способ отвлечься от конкуренции друг с другом и больше сосредоточиться на совместной работе для достижения наилучших результатов. Это может способствовать общению, сотрудничеству и совместной работе, а также помочь учащимся больше говорить и эффективно выражать свои мысли со своими сверстниками.

Командная работа и сотрудничество — это навыки, которые применимы во всех аспектах жизни и будут особенно важны в их будущей трудовой жизни. Подумайте о том, чтобы включить в свой план урока несколько игр и даже несколько викторин. Разделите учащихся на пары или небольшие группы и скажите им, что им нужно работать вместе, чтобы играть или иметь шанс добиться успеха. Парная и групповая работа также будет иметь дополнительное преимущество, побуждая учащихся, которые могут не проводить время вместе регулярно, больше взаимодействовать друг с другом; задавать вопросы, говорить о себе и слушать других.

У нас есть множество классных игр и викторин , которые вы можете легко организовать и которые обязательно заставят учащихся общаться с вами и друг с другом.

3. Положительная обратная связь

Часто учителя забывают отметить, когда ученик хорошо успевает, и вместо этого сосредотачиваются на негативных аспектах, таких как плохое поведение. Это может иметь серьезные последствия и деморализовать учащихся. Хотя отрицательная обратная связь может привести к положительным результатам, помогая учащимся стать лучше, предоставление положительной обратной связи является необходимой частью содействия эффективному общению в классе.

Было показано, что учащиеся, которых хвалят, с большей вероятностью верят, что они могут выполнять задания и добиваться успеха. Другие преимущества заключаются в том, что это может помочь укрепить уверенность учащегося, создать хорошее взаимопонимание и благоприятную среду. Зачем перестать давать обратную связь ученикам самостоятельно? Почему бы не научить студентов тому, как они могут давать положительную обратную связь друг другу, важности проявления благодарности, признания и признательности.

И наоборот, может быть полезно поощрять учащихся оставлять вам отзывы. Предоставление им возможности поделиться своими отзывами об уроках или стилях преподавания показывает, что вы цените и цените их мнение, а также помогаете улучшить обучение.

Если вы ищете простой способ начать урок по обратной связи, мы составили шаблон на эту тему, который вы можете загрузить и использовать всего одним или двумя щелчками мыши. Здесь каждый может оставить анонимный отзыв и похвалить одноклассников.

Сессия обратной связи

4. Не стойте впереди класса

Передвижение по классу и взаимодействие с учениками создаст меньше ощущения ученика-учителя. Отойдя от передней части класса и присоединившись к ним за партами, чтобы обсудить идеи и принять участие в небольших дискуссиях, они будут чувствовать себя более комфортно и с большей вероятностью раскроются.

Передвижение по комнате также имеет дополнительный эффект смены точек фокусировки учащихся. Двигаясь к ученикам, которые обычно молчат, вы можете побудить их к участию, просто находясь в непосредственной близости. Некоторые, возможно, не захотят повышать голос рядом со своими одноклассниками, и просто быть рядом означает, что они могут внести свой вклад без дополнительного давления, которое может вызвать разговор вслух.

5. Активное слушание

Слушайте, чтобы слышать своих учеников, а не просто отвечать и давать немедленный ответ. Иногда простое выслушивание может быть чрезвычайно полезным для создания атмосферы поддержки и заботы. В других случаях учащиеся задают вопросы о домашнем задании или нуждаются в разъяснениях по теме, которая обсуждалась, где требуется ответ.

Если вы будете слушать своих учеников, вы сможете оказать им более качественную помощь и, следовательно, получить лучшее образование. Аналогичным образом, помощь в обучении ваших учеников как ценности, так и навыкам активного слушания поможет улучшить их способность понимать инструкции и уроки, а также их способность общаться со своими сверстниками. Это навыки, которые будут иметь неоценимое значение на протяжении всего обучения и на протяжении всей жизни.

Улучшите общение в классе с Mentimeter

Другим важным аспектом улучшения общения в любой обстановке, но особенно в классе, является обеспечение того, чтобы учащиеся чувствовали себя в безопасности и чувствовали себя комфортно. Ранее мы упоминали о важности создания безопасной и благоприятной среды. Студенты будут естественным образом развивать коммуникативные навыки, но некоторые будут делать это более постепенно, чем другие, поскольку они могут бояться выступать перед группой или не уверены в том, что они должны делать. сказать. Такой инструмент, как Mentimeter, может помочь облегчить и устранить эти страхи и блокираторы.

Уведомлять меня о новых сообщениях в блоге

Адрес электронной почты

 

Отправляя сообщение, вы принимаете наши условия использования и политики

Руководство по ресурсам для детей младшего возраста | Система обучения и технической помощи для детей младшего возраста

Скачать статью Подготовка среды PDF .

Статья — Подготовка среды

Загрузить статью, Изучение среды PDF .

Статья — Исследование окружающей среды

Нет второстепенных пространств, нет неважных углов, и каждое пространство должно быть живым, гибким и открытым для изменений.

— Кэдвелл, 1997, с. 93

Вы можете создать высококачественную среду для младенцев и детей ясельного возраста, планируя и создавая пространства, которые способствуют развитию, вовлеченности и общему благополучию младенцев и малышей. Тщательное обдумывание и планирование для младенцев и малышей может способствовать развитию позитивных отношений с заботливыми и отзывчивыми взрослыми, которые поддерживают их обучение и развитие. Например, удобное мягкое кресло, достаточно вместительное для взрослого и пары детей, дает возможность в обстановке пообщаться. Партнерство с родителями и обучение у них также являются важной частью этого процесса планирования, поскольку они помогают индивидуализировать ваши условия для удовлетворения потребностей младенцев и детей ясельного возраста, находящихся на вашем попечении.

При выборе помещений для младенцев и детей младшего возраста полезно подумать о следующих темах:

  • Обеспечение здоровья и безопасности детей;
  • Поддержка развития позитивных отношений;
  • Улучшение обучения детей посредством увлекательного и соответствующего опыта; и
  • Реакция на индивидуальные потребности детей.

 

Каждая из этих тем более подробно рассматривается в этой статье.

1. Создание пространств для младенцев и детей ясельного возраста, обеспечивающих безопасность и укрепление здоровья

Одним из наиболее важных соображений при проектировании любого пространства для младенцев и малышей является обеспечение здоровья и безопасности детей младшего возраста. Безопасные настройки гарантируют, что младенцы и дети младшего возраста могут свободно исследовать пространство, что, в свою очередь, поддерживает их развивающееся чувство собственного достоинства. Он также поддерживает вас в качестве опекуна. Вместо того, чтобы тратить большую часть своего времени на наблюдение за младенцами и детьми младшего возраста, чтобы обеспечить их безопасность, у вас есть больше возможностей взаимодействовать с ними и реагировать на них. Здоровая окружающая среда снижает вероятность заражения и распространения болезней и улучшает общее самочувствие младенцев и детей ясельного возраста (Lally, Stewart, & Greenwald, 2009).).

Обеспечение безопасной и здоровой окружающей среды для младенцев и детей младшего возраста включает в себя множество деталей. Использование контрольного списка для регулярной оценки здоровья и безопасности может помочь вам отслеживать эти детали. Этот тест Health and Safety Screener (n.d.) от Управления Head Start, Администрации по делам детей и семей, Министерства здравоохранения и социальных служб США был разработан для программ Head Start. Однако его можно использовать в любой программе для детей младшего возраста. В программах по уходу за детьми на базе центров вы можете обсудить то, что вы узнали из контрольных списков, со своим руководителем программы, когда вы вместе работаете над рассмотрением изменений в окружающей среде. Если вы являетесь помощником в семейном детском доме, вы можете обсудить свои размышления с основным воспитателем, поскольку вы вместе работаете над тем, чтобы окружающая среда способствовала здоровью и безопасности.

В вашем штате или территории могут действовать дополнительные требования по охране труда и технике безопасности. Обратитесь в агентство по лицензированию услуг по уходу за детьми вашего штата или территории и в систему оценки и повышения качества, чтобы узнать больше о требованиях и рекомендациях, которые могут быть специфическими для вашего региона.

Важным способом создания безопасной среды является соблюдение соответствующего размера группы и ограничений по соотношению детей и взрослых (Gonzalez-Mena, & Widmeyer Eyer, 2012). Меньшие размеры групп и меньшее соотношение детей и взрослых помогают вам создавать и поддерживать среду, которая способствует здоровью и безопасности всех младенцев и малышей, находящихся под вашим присмотром. Штаты и территории определяют размер и соотношение групп через свои лицензирующие агентства, системы оценки и повышения качества, а также свои программы Фонда ухода и развития детей (CCDF). Основанные на исследованиях рекомендации по размеру и соотношению групп можно найти в Забота о наших детях: национальные стандарты безопасности и охраны здоровья; Руководство по программам ухода и обучения в раннем возрасте, 3-е издание (2015 г.) Национального ресурсного центра по охране здоровья и безопасности в сфере ухода за детьми и дошкольного образования, а также Стандарты эффективности программы Head Start.

2. Проектирование пространств для младенцев и детей младшего возраста, поддерживающих позитивные отношения

Продуманное проектирование детских учреждений означает создание среды, способствующей уважительным и отзывчивым отношениям, которые так важны для роста и развития младенцев и детей ясельного возраста. Вы можете создавать настройки для поддержки построения отношений между детьми и опекунами, семьями и детьми, опекунами и семьями, опекунами и их коллегами, а также детьми и их сверстниками.

Ниже приведены несколько способов убедиться, что окружающая среда способствует развитию отношений. Глядя на этот список, подумайте над следующими вопросами: Что вы уже делаете и как это работает? Какие идеи могли бы улучшить ваше окружение и обеспечить большую поддержку для развития отношений? Какие у вас есть идеи, которых нет в списке, которыми вы могли бы поделиться с другими поставщиками услуг по уходу за детьми?

  • Создайте среду, которая поддерживает полноценное взаимодействие между лицами, осуществляющими уход, и младенцами и детьми ясельного возраста.
    • Предусмотрите несколько мест, где взрослые могут удобно расположиться с младенцами и детьми младшего возраста, например, подушки на полу, диванчики, скамейки и столы для приема пищи.
    • Создавайте пространства, в которых младенцы и малыши могут свободно исследовать пространство, а лица, осуществляющие уход, могут находиться рядом. Это позволяет уделять больше внимания вовлечению в отзывчивое взаимодействие с детьми. Кроме того, окружающая среда, безопасная для младенцев и детей ясельного возраста, позволяющая свободно двигаться и исследовать, поддерживает их развивающееся чувство независимости и уменьшает потребность в перенаправлении.
      Подумайте об этом примере:
      Г-жа Шей, воспитательница семейного детского сада, знает, как важно, чтобы младенцы и дети ясельного возраста часто читали книги. Она организует свое пространство так, чтобы книжная зона была легкодоступна для детей. Она ставит книги на доступную книжную полку и ставит корзины с книгами в каждой из уютных зон. Она выбирает книги на интересующие их темы, читает с детьми каждый день, следует их примеру и комментирует их реакцию, когда они изучают различные настольные и мягкие книги. Поскольку дети, находящиеся на ее попечении, становятся более подвижными, г-жа Шей нервничает, когда младенцы и малыши играют возле книжной полки, опасаясь, что она опрокинется. Она ловит себя на том, что часто говорит: «Нет… не тяните за эту полку!» и постоянное перемещение детей в другие части комнаты. Обдумав ситуацию, она решает прикрепить книжную полку к стене, чтобы стабилизировать ее, чтобы она не упала и не поранила ребенка. Она также понимает, что детям, находящимся под ее опекой, нужно больше возможностей для крупной моторики, и она добавляет пандусы и пенопластовые кубики, чтобы создать больше возможностей для лазания. В результате г-жа Шей понимает, что теперь она тратит меньше времени на слова «нет» и больше времени на общение, которое является значимым, позитивным и способствует обучению, развитию и интересам детей. Кроме того, младенцы и малыши теперь могут свободно практиковаться в безопасном лазании по пенопластовым кубикам и не рискуют пораниться о книжную полку.
      Размышляя над этим примером, подумайте, как он применим к условиям вашего младенца и ребенка ясельного возраста:
      • Есть ли в вашем детском саду места, где вы снова и снова говорите «нет» и перенаправляете детей?
      • Есть ли способы, которыми вы можете изменить окружающую среду, чтобы поддержать исследования младенцев и детей ясельного возраста?
  • Создайте среду, в которой взрослые и дети смогут комфортно проводить время вместе.
    • Предложите детям и взрослым места, где они могут прижаться друг к другу, например, планер, кресло-качалку или удобный диван, где взрослые могут держать детей на коленях, чтобы обеспечить комфорт, тихое общение или чтение книг.
    • Спроектируйте место для приема пищи, включающее мебель подходящего размера для младенцев и детей ясельного возраста, находящихся под вашим присмотром, а также удобные сиденья для вас, других лиц, осуществляющих уход, и кормящих матерей. Обдумывая, как обустроить эту зону, подумайте, что вам нужно, чтобы чувствовать себя комфортно, когда держите ребенка на руках и кормите его из бутылочки, а также когда вы сидите рядом с ним за столом, пока он ест сам.
    • Создайте удобные способы для взрослых, чтобы они могли сидеть на уровне младенцев и малышей и взаимодействовать с ними. Некоторым лицам, осуществляющим уход, нравится использовать напольное кресло, низкое к полу, с мягким сиденьем и опорой для спины. Найдя способы удобно сидеть на полу, вы можете уделять больше внимания участию в отзывчивом взаимодействии с младенцами и малышами.
  • Создайте среду, которая приветствует и поддерживает общение между семьями и опекунами.
    • Каждый день находите время, чтобы поговорить с семьями во время высадки и посадки, чтобы обменяться информацией об опыте их детей дома и в программе. Вы можете поддержать это открытое общение, предусмотрев место для каждого ребенка, например, каморку, мусорное ведро или буфер обмена. Вы также можете делать ежедневные заметки для семей, в которых описывается, как их дети едят, спят, пеленают/туалет и играют в течение дня. У вас также может быть место, где родители могут оставлять вам заметки, если нет возможности поделиться информацией лично.
    • Создайте место для размещения важной информации для семей, например календаря занятий, советов для родителей или фотографий детей, занимающихся программой ухода за детьми. Если вы находитесь в детском саду, вы можете разместить эти материалы на доске объявлений где-нибудь в комнате или в коридоре за пределами комнаты. Если вы являетесь воспитателем в семье, вы можете использовать дверцу холодильника или повесить белую доску возле главного входа. В любом случае, подумайте о том, чтобы разместить их вдали от транспортных потоков, где семьи могут легко их увидеть и поговорить с вами и другими семьями.
    • Примите политику открытых дверей, которая поможет семьям почувствовать, что им рады прийти в комнату и пообщаться со своими детьми и с вами в любое время. Это включает в себя предоставление кормящим матерям места для удобного кормления своих детей.
    • Создайте среду, которая демонстрирует ваш интерес и уважение ко всем семьям, участвующим в вашей программе. Спросите членов семьи о том, как сделать так, чтобы ваша программа чувствовала себя как дома для их детей. Например, используйте слова из языков, которые отражают семьи всех детей, находящихся на вашем попечении, на настенных дисплеях и информационных щитах; размещать семейные фотографии на семейной доске, в корзине или в фотоальбоме; и включите предметы из детских домов в свою среду, такие как ткани, продукты питания и музыку, которые знакомы семьям.

3. Создание пространств для младенцев и детей ясельного возраста, поддерживающих их развитие

  • Обеспечьте безопасную свободу передвижения. Движение
    поддерживает рост детей, позволяя им практиковать физические навыки, развивать навыки мышления и практиковать независимость (Lally, Stewart, & Greenwald, 2009). Создавая безопасную среду, позволяющую младенцам и малышам младшего возраста свободно передвигаться, вы помогаете им полностью исследовать пространство и делать то, что для них естественно, в том числе ползать, кататься на самокате, бегать, карабкаться, прыгать и ходить. Размышляя о создании пространства, обеспечивающего безопасную свободу передвижения, подумайте о следующем:
    • Убедитесь, что полы чистые и не скользкие, а младенцы и дети младшего возраста могут безопасно приземлиться в случае падения.
    • Найдите безопасные места для младенцев и детей ясельного возраста, чтобы они могли исследовать движения на всех уровнях развития и не помещайте их в ограничивающие устройства, такие как качели, надувные сиденья или стульчики для кормления. Эти устройства ограничивают естественные движения, не позволяя детям использовать свои мышцы, чтобы перекатываться, двигаться и подтягиваться.
    • Расставьте мебель так, чтобы дети могли легко пройти через комнату.
    • Используйте низкие полки, перегородки и другую мебель, которая позволяет вам легко видеть поверх них и постоянно следить за детьми во всех зонах комнаты.
    • Создайте безопасные возможности для различных видов передвижения, предоставив мебель и оборудование, которые позволяют младенцам и малышам ползать, взбираться, спрыгивать и подтягиваться. Для малышей предоставьте возможности для вертикального перемещения, например, по склонам, лестницам или небольшим лестницам.
  • Дайте младенцам и малышам возможность выбора.
    Предложение младенцам и малышам в течение дня разнообразного выбора помогает им оставаться заинтересованными, вовлеченными и счастливыми. Некоторые примеры выбора включают в себя:
    • Проведение времени с другими или в одиночестве;
    • Играть тихо или быть громче и активнее;
    • Возможность есть, спать и играть в зависимости от индивидуальных потребностей;
    • Изучение разнообразных материалов и занятий, соответствующих возрасту, включая книги, строительные игрушки, принадлежности для творчества, материалы для ролевых игр, материалы для сенсорных игр и т. д.; и
    • Изучение различных игровых поверхностей, уровней и оборудования, такого как мягкие стулья, чердаки, стояки и коврики.
  • Разделите комнату на области, поддерживающие различные виды исследований.
    Вы можете организовать места для младенцев и детей ясельного возраста, которые будут способствовать разнообразным исследованиям и занятиям. По соображениям здоровья и безопасности важно, чтобы зоны для приема пищи, приготовления пищи, сна и пеленания были отделены от игровых площадок. Кроме того, игровые пространства могут быть объединены в зоны, поддерживающие различные виды обучения и развития. Например, Лалли, Стюарт и Гринвальд (2009 г.) предлагают спроектировать небольшие участки, поддерживающие следующие виды деятельности:
    • Активность мелких мышц;
    • Сенсорное восприятие;
    • Крупномоторная деятельность; и
    • Творческое самовыражение.

 

Другие области исследования включают в себя игру с кубиками, фэнтезийную игру, многоуровневые зоны, тихую зону для изучения книг и уютные зоны (WestEd, n. d.).

Разделение комнаты на зоны помогает создать организованную и осмысленную обстановку. Помните, однако, что младенцы и дети младшего возраста являются естественными исследователями и, скорее всего, будут переносить игрушки и материалы из одной части комнаты в другую. Маленькие дети собирают, разбрасывают, выбрасывают и переставляют материалы по мере того, как они исследуют и учатся. Вместо того, чтобы ограничивать перемещение между областями, вы можете поддержать естественное стремление детей к исследованию и признать его ценность.

Можете ли вы вспомнить случаи, когда младенцы или дети ясельного возраста перемещали предметы из одной части комнаты в другую? Как вы поддерживали их исследования? С какими проблемами вы сталкиваетесь, поддерживая эту свободу передвижения? Как вы преодолели эти трудности?

Также важно подумать о том, как вы размещаете материалы в каждой области вашего пространства. Например, демонстрация легкодоступных материалов на уровне младенцев и детей ясельного возраста поддерживает их независимое исследование и вашу способность следовать их примеру. Также полезно предоставить несколько типов одних и тех же материалов, чтобы несколько детей могли играть без очереди, что может стать источником конфликта. Однако важно не предлагать слишком много материалов, поскольку загроможденная комната может утомить детей. Полезно регулярно чередовать материалы. Таким образом, у детей есть баланс между знакомыми и новыми материалами, что помогает им поддерживать интерес и предлагает соответствующие возрасту задачи.

4. Проектирование пространств для младенцев и детей ясельного возраста с учетом их индивидуальных потребностей

Важно реагировать на каждого младенца и малыша ясельного возраста, адаптируя среду к уникальным предпочтениям, интересам и потребностям каждого ребенка. Рассмотрим эти примеры:

Мануэль только начал ползать и с удовольствием передвигается по комнате. Он с энтузиазмом исследует каждый сантиметр классной комнаты в течение дня. Его учительница, мисс Кара, замечает, что он начинает тянуться к полкам с игрушками, как будто хочет подняться и встать. Осматривая комнату, она понимает, что Мануэлю не так много вещей, за которые он мог бы схватиться и подтянуться. Она решает взять несколько прочных корзин, которые раньше использовались для хранения книг, перевернуть их вверх дном и переставить в разные места по комнате. Теперь у Мануала есть несколько мест, где он может с радостью встать и посмотреть на комнату с этой захватывающей новой точки зрения.

Маркус и Линн вместе работают воспитателями в детском классе и узнали, что дети, находящиеся под их опекой, по-разному готовятся ко сну. Например, Лейле и Сэмюэлю нравится, когда их качают и поют, пока Линн готовит их ко сну. Карлос и Лео предпочитают лежать на спине в своих кроватках, пока Маркус нежно гладит их животики. Шарис часто сопротивляется сну, и ее отец поделился, что она чувствительна к свету и звуку. Линн узнала, что приглушение света и надежное прикрепление толстого одеяла к стене рядом с ее кроваткой для уменьшения шума помогают ей заснуть. В зоне для сна также есть кресло-качалка в соседнем углу и музыкальный проигрыватель с колыбельной на полке возле детских кроваток. Маркус и Линн продолжают обращать внимание на то, как дети, находящиеся на их попечении, засыпают, и со временем они продолжают приспосабливаться к окружающей среде.

Размышляя над этими примерами, рассмотрите обстановку для младенцев и детей ясельного возраста. Подумайте о следующем:

  • Как вы адаптируете свою среду, когда интересы и потребности развития младенцев и детей ясельного возраста меняются?
  • Как вы адаптируете свою среду, чтобы младенцы и дети ясельного возраста, находящиеся под вашим присмотром, любили засыпать?
  • Как вы адаптируете свою среду для поддержки индивидуального графика сна?
  • Как вы сотрудничаете с родителями, чтобы рассмотреть способы адаптации окружающей среды для удовлетворения потребностей младенцев и детей ясельного возраста?

 

В этих примерах воспитателям легко удалось организовать гибкую среду, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности и предпочтения каждого ребенка. Эти адаптации несложны, но они являются важной частью уважительного и чуткого ухода. Оценка вашего окружения и внесение соответствующих изменений по мере необходимости — это непрерывный процесс, направленный на удовлетворение уникальных потребностей младенцев и детей ясельного возраста и оценку их развивающихся навыков и интересов. Условия ухода за детьми грудного и раннего возраста «… никогда не определяются раз и навсегда. Планирование, организация, оценка и реорганизация — это непрерывный процесс, поскольку опекуны стремятся к качеству и находят то, что лучше всего подходит им и детям по мере их роста и изменения» (Gonzalez-Mena & Eyer, 2012, стр. 285). Постоянные размышления и адаптация могут улучшить качество вашего пространства для младенцев и детей ясельного возраста и способствовать постоянному исследованию и обучению детей (Bergen, Reid, & Torelli, 2009).).

Ресурсы

Центр раннего обучения и знаний (ECLKC) Office of Head Start предлагает видео, подкасты и статьи о подготовке среды обучения для детей. Имеется специальная информация для учреждений по уходу за детьми грудного и раннего возраста. Вы можете найти ресурсы на веб-странице ECLKC Learning Environments, в том числе следующие:

  • Early Essentials, веб-эпизод 7: Окружающая среда (2018 г.) — это 18-минутный веб-эпизод, в котором исследуется влияние окружающей среды на младенцев, малышей и взрослых. Это видео является частью Серия Early Essentials , содержащая ключевые сообщения и полезные ресурсы, которые помогут сотрудникам начать работу с самыми маленькими детьми и их семьями. В этом видео есть краткое руководство со стратегиями обучения и ресурсами.
  • Let’s Talk About Environments (2017) — четвертая часть серии подкастов Office of Head Start Caring Connections . Этот 14-минутный подкаст исследует сообщение, которое окружающая среда передает младенцам и малышам, и то, как окружающая среда влияет на отношения между взрослыми и детьми. Существует сопровождающий информационный лист с соответствующими ресурсами.
  • News You Can Use — Окружающая среда как учебная программа для младенцев и детей младшего возраста (июль 2010 г. ) предоставляет информацию о том, как младенцы и дети ясельного возраста учатся, исследуя окружающую их среду, и как лица, осуществляющие уход, могут создавать пространства, способствующие этому обучению.
  • News You Can Use—Обучение дома и домашняя среда (февраль 2011 г.) представляет способы создания домашней среды для младенцев и малышей, а также способы помочь семьям открыть для себя возможности обучения, которые существуют в их домах.

Ссылки

Берген, Д., Рид, Р., и Торелли, Л. (2009). Обучение и уход за очень маленькими детьми: учебная программа для младенцев и малышей (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.

Кэдвелл, Л.Б. (1997). Возвращение Реджо-Эмилии домой: инновационный подход к дошкольному образованию . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.

Гонсалес-Мена, Дж., и Эйер, Д. В. (2012). Младенцы, дети младшего возраста и лица, осуществляющие уход: учебная программа по уважительному, отзывчивому уходу и обучению, основанному на отношениях (9-е изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *