Основные характеристики сознания сознание и самосознание – —

Сознание и самосознание

Сознание и самосознание – это термины, широко используемые во множестве наук, в частности, в психологии, философии, социологии. Значение их достаточно расплывчато и зависит от каждого конкретного случая. Попробуем сформулировать, что означают эти термины. Сознание – это качество каждого разумного человека, которое можно понимать как обособленность, противопоставление себя внешнему миру. То есть личность вычленяет и отделяет себя от всей окружающей действительности. Сознание – это собственное «я» человека. Сюда входят и чувственные ощущения, и мышление, и эмоции.

Сознание и самосознание – это две части одного целого, если дело касается современного человека. Посмотрим вглубь истории. Ранее у первобытных людей было только сознание, и развивалось оно поэтапно. Изначально личность начинала ощущать себя только на физическом уровне. Приходило понимание границы собственного тела и окружающей среды. Затем человек начал исследовать окружающий мир. Его сознание постепенно наполнялось новой информацией и, тем самым, развивалось. Вслед за этим человек научился рассуждать, то есть находить различия, сходства, отличительные черты изучаемых им предметов.

Сознание, самосознание и личность как явления появились чуть позже. Стоит заметить, что развивались и совершенствовались эти качества столетиями. Самосознание – это отношение «Я» к «Я». Рассмотреть подробнее эту формулировку проще всего на историческом примере. Сознание и самосознание личности, как уже упоминалось ранее, появились не сразу. Изначально человеком правило Эго, то есть инстинкты размножения, самосохранения, борьбы за самок и так далее. Подняться над ними личности помогло самосознание, которое является своеобразным командиром, судьей и критиком в одном лице.

Возникновению этого качества поспособствовало, как бы удивительно это не звучало, появление иерархии внутри человеческих сообществ. В каждой группе главенствовал вожак, который давал указания, критиковал и хвалил. Подчиняющимся людям не оставалось ничего, кроме выполнения приказов. Так они поднимались над своими инстинктами. Делали не то, что велит им их Эго, а то, что необходимо вожаку и всей группе людей. Это наглядная демонстрация того, как работает самосознание не внутри человека, а во внешнем мире. Позже у индивидуума стал появляться свой личный, внутренний «командир», который позволил подняться над мимолетными желаниями, инстинктами и прочими факторами, препятствующими развитию.

Сознание и самосознание современного человека также появляется не сразу, а поэтапно. Маленький ребенок постепенно начинает осознавать себя. Родители, воспитатели и учителя малыша исполняют роль командиров. С их помощью у ребенка появляется самосознание, которое заменяет внешних повелителей внутренними.

У всех ли современных людей имеется это важное качество? К сожалению, не у всех. Жители неразвитых стран и определенные группы граждан из развитых стран по-прежнему живут по зову своего Эго. Однако без самосознания невозможно ставить и достигать своих целей, находить общий язык с окружающими людьми, добиваться успехов. Это качество помогает делать свою жизнь такой, какой ее хочет видеть человек. Без сомнения, все успешные, великие и преуспевающие люди обладали самосознанием. Без этого качества также невозможно развитие интеллекта.

Таким образом, сознание и самосознание являются важнейшими составляющими современной личности. Эти качества помогают обрести полную свободу, которая, в ином случае, ограничивалась бы желаниями Эго. Самосознание – это, в своем роде, антипод животности и необходимый элемент для достижения «зрелости» всего человечества.

fb.ru

Структура сознания. Сознание и самосознание. — КиберПедия

Сознание —это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

— ощущения;

— восприятия;

— представления;

— понятия;

— мышление.

Компоненты структуры сознания — чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность — нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание —это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

— через созданную им материальную и духовную культуру;

— ощущения своего собственного тела, движений, действий;

— общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

— в непосредственном общении людей друг с другом;

— в их оценочных отношениях;

— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

— в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознаниепоявилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.



Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

— что происходит в его душе;

— что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.

Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.

Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.



Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.

Сознание и подсознание. Психика человека включает в свой состав кроме сознания еще подсознание. Подсознание это закрытая для самого человека часть его психики. Подсознание, в отличие от сознания, работает непрерывно, даже когда человек спит. Сон – это отключение только сознания. Подсознание содержит в себе все то, что человек имел в своем сознании: в разуме, в чувствах, воле. Содержание сознания переходит в подсознание. В состоянии гипноза можно открыть «комнату» подсознания и помочь человеку заново воспроизвести любой эпизод (любую картинку) его жизни, которая запечатлилась в сознании.

Самосознание — это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда «Я» задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте «Я», иметь свободу существовать вне «Я» (Г. Гегель). В сознании как самосознании человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. Сознание как направленность «Я» только на внешний мир определяет свое отношение к миру так: Я знаю, Я вижу, Я чувствую, Я мыслю и т.д. Но, когда «Я» говорит «Я знаю», оно еще не обладает самосознанием.

Выйти на уровень самосознания — значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предмете и свое же знание об этом знании. И тогда формула самосознания может быть выражена так: «Я знаю, что Я знаю», «Я мыслю, что Я мыслю» и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то «высветить» то состояние внутреннего мира, которое есть «мысль», «чувство», «восприятие», обратить на него внимание.

Итак, проблема сознания, включая в себя представление о его структуре, тесно связана с вопросом о самосознании. Так, С.Л. Франк в книге «Душа человека» разграничивал сознаниена предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т. п. Самосознание не только познание себя, но и известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то естьсамооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

cyberpedia.su

Сознание как философская проблема. Сознание и самосознание. — КиберПедия

Одной из важнейших проблем философии является анализ сознания как специфической формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Сознание является частью психики, в которой происходят не только сознательные, но и подсознательные (бессознательные) процессы. В случае бессознательного субъект не дает себе отчета о содержании и природе происходящих процессов. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Иногда выделяют и надсознательное – это творчество на базе сознания.

«Ядром» сознания является знание. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Однако оно обусловлено не только социально. В содержание сознания входят мысли и о природе (а также о людях как природных и общественных существах). Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, память, воображение и пр. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Важно понимать, что образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть «субъективно-объективный» образ объективного мира.

Итак, сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.



Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия.

Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией (отражение действительности).

Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческое сознание является моментом перехода от отражения к практике.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого человеком). Оценка производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.



Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми.

Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

 

cyberpedia.su

Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Важным элементом сознания является внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности. Далее, следует назвать память — способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся чувства радости, удовольствия, горя, а также аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). Следует отметить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

Функции сознания. Первая — познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая — творчески конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего, в создании предметных форм, не существующих в природе. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению – один из наиболее мощных механизмов человеческой активности. Третья функция — регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Четвертая функция — прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Важнейшей составляющей сознания является самосознание. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень сводится к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я», которое индивидуально и неповторимо, способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд положений о сфере бессознательного. Фрейд утверждая, что бессознательное определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.

Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного — это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.

 

filosofedu.ru

Контрольная работа: Тема: Сознание и самосознание

Тема: Сознание и самосознание

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.75K | Скачано: 32 | Добавлен 14.11.14 в 14:08 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


Содержание

Введение     3

Сущность сознания и его структура     4

Самосознание и самосовершенствование    10

Тестовое задание    14

Заключение    15

Список литературы и других источников информации    16

 

Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых психология.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов и философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

С точки зрения психологии, сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически — преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Для философии эта проблема важна  потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.

 

Сущность сознания и его структура

Сознание — одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.

В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием – «материи». Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания в широком или узком смысле.[2, с.73]

При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи  человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле, сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной, тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие.

Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства, появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощущения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления разрешить это непростой вопрос, возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством материи — отражением, которое существует наряду с такими более известными свойствами материи как  время, пространство и движение.

Отражение понимается, как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым  биологические взаимодействия при участии органов чувств.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и социализации человека. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего, отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.

Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует получение знаний независимо от процесса отражения в результате автономной, творческой активности самого сознания.  Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, ещё нерешенных проблем психологической науки.

Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.

Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистической позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистической позиции. [5, c. 133]

Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью. Более содержательным и однозначным является следующий вариант определения сущности сознания:

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу; формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта. [6]

Следует  учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Поэтому чтобы восполнить недостаточность любых определений, их обычно дополняют описанием структуры, т.е. тех частей, из которых они слагаются.

При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

 Сознание — двумерное явление:

—    во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;

—    во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например, во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется, прежде всего, в сновидениях, в состоянии гипноза.

Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии – гештальт-психологией (Кёлер).

Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

—    познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;

—   эмоциональные состояния — позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;

—   волевые процессы — принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи. [2, c.9]

Сознание никогда не существует в «чистом виде», само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание  есть субъективный образ объективного мира». Все произведения человеческой культуры  материальные и духовные  первоначально возникли в сознании их творцов.

Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать.

 

Самосознание и самосовершенствование

Самосознание есть определенная форма реального явления  сознания. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание  это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. [4, c.547]

Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, становится все более очевидным, что важнейшей жизненной задачей каждого сознательного человека становится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и профессиональных качеств.

Динамика современного общества преподносит нам перспективу постоянных усилий в борьбе за самосовершенствование и непрерывность своего профессионального роста. В связи с этим резко возрастает значимость правильного самопознания своих способностей, объективной самооценки, умении пользоваться разнообразными техниками саморегулирования.

Современная психология исходит из положения, что в картину мира, которую формирует человеческая психика, включен и сам человек, носитель сознания. Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: прежде всего,  на внешний мир, на объект, но вместе с тем оно обращено и вовнутрь, на самого носителя сознания, на субъект.

Правда, степень выраженности этих векторов сознания у разных людей неодинакова. Людей, психика которых направлена преимущественно вовне, называют экстравертами, а тех, у кого она направлена главным образом вовнутрь,  интровертами.

Исторически самосознание, так же как и сознание в целом, могло зародиться только в процессе общественных взаимоотношений между людьми, в процессе производственной деятельности. Познавая себя в процессе труда и общения, человек мог регулировать свое поведение и одновременно изменять общественные отношения. Самосознание, таким образом, развивалось в процессе родового и индивидуального развития самого человека.

По мере своего развития самосознание стало выступать стержневым звеном, участвовать в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Оно является необходимым условием сохранения психических качеств личности, преемственности основных стадий ее развития.

По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

—    процесс самопознания;

—    эмоциональная самооценка;

—    процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.

Эти компоненты самосознания, так или иначе, присутствуют в каждом его этапе. Причем первый из них -самопознание  выступает в качестве исходного момента, основы самосознания, продуктом которого является то или иное знание индивида о себе.

Именно на этой основе формируется и эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т.е. возникает второй компонент самосознания — амооценка. Она, в свою очередь, запускает механизм саморегулирования, действенно-волевой сферы, например механизм профессионального самосовершенствования, повышения профессиональной квалификации.

 Самопознание  процесс оценки человеком самого себя, начальным моментом которого является самонаблюдение, самоанализ.

Весьма длительным, многоэтапным стал исторический процесс изучения самосознания.

В общем виде эта проблема была впервые поставлена уже в Древнем мире. Известно, что на фронтоне древнегреческого храма Апполона в городе Дельфы было начертано: «Познай самого себя». Этот афоризм принадлежит одному из семи греческих мудрецов  Хилону (VI в. до н. э.). Афоризм Хилона положил в основу своей системы великий Сократ, признанный отцом философии за совершение крутого поворота философской мысли от проблем природы к загадкам человеческой души. [7]

С тех пор эта проблема стала центральной для всей философской науки. Так, И. Кант, характеризуя содержание своей философской системы, писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та к которой я иду, а именно подобающим образом занять человеку место в мире  и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком».

В Средние века, например в творчестве выдающего христианского философа Аврелии Августина (Блаженного), одного из отцов церкви, самопознание оказывается важной стороной постижения Бога. Известно, что одной из главных идейных установок христианства стало убеждение, что «Царство Божие находится внутри нас», т.е. в нашей душе.

В рационализме Нового времени определяющим в изучении самосознания оказался принцип непосредственной данности психического, который предполагает, что внутренняя жизнь человека открывается его пониманию такой, какой она является на самом деле (Р. Декарт).

Эта гуманистическая установка европейского Просвещения на признание ценности и позитивных возможностей самопознания и самосовершенствования была активно поддержана многими деятелями культуры России.

Однако господствующее в эпоху Просвещения оптимистическое представление о безграничности возможностей человеческого разума в процессе самопознания впервые поставил под сомнение родоначальник немецкой классической философии И. Кант, обнаруживший разорванность человеческой познающей способности, сложность согласования познающей, нравственной и эстетической составляющих духовной жизни.

Тенденция современной философской мысли, представляемая такими течениями, как герменевтика, феноменология, структурализм, связана с отказом от понимания самопознания как непосредственного пути к себе. В свете этих установок проблема самопознания может быть решена только с помощью тех или иных «посредников», в роли которых могут выступать сознание «другого», предметный мир, те или иные социально значимые образцы, эталоны.

Исследуя ту же самую проблему самопознания, современная психология концентрирует внимание на следующих задачах, без решения которых невозможна эффективная деятельность человека.

1. При решении проблемы самопознания важно учитывать, что в данном случае речь идет не о познании того, что находится вне нас, а о постижении того, что находится внутри нас.

2. Но даже не вполне исчерпывающие результаты самоанализа, которые нами могут быть получены в самом начале этой нелегкой работы, будут представлять собой немалую для нас ценность, дадут позитивный результат.

3. Далеко несовершенные в самом начале итоги анализа своих возможностей, конечно, будут нуждаться в существенной корректировке. И самым надежным инструментом такой корректировки является активное общение со своими коллегами, партнерами, близкими людьми.

4. Однако вся эта работа самосовершенствования станет более эффективной, если она будет упорядочена, подчинена определенным целям. Для этого человеку важно уяснить, какие именно из множества способностей и задатков, которыми располагает каждый из нас, нужно укреплять и развивать, чтобы сделать свою производственную и повседневную деятельность более эффективной.

 

Тестовое задание

Техника медитации заключается:

а) в концентрации внимания субъекта;     

б) в сужении поля экстровертированного сознания;

в) в  замедлении процессов обмена веществ;

г) все ответы верны.

Укажите правильный ответ, обоснуйте его.

Ответ: г)

Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстровертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. [1, с. 142]

Медитация влияет практически на все соматические процессы, происходящие в организме. Среди клинически подтвержденных эффектов медитации выделяют:

• изменение дыхания;

• замедление сердцебиения;

• понижение кровяного давления;

• уменьшение потребления кислорода;

• замедление обмена веществ;

• уменьшение содержания молочной кислоты в крови;

• усиление кровотока в предплечьях и увеличение температуры ладоней;

• увеличение электрического сопротивления кожи.

Экспериментально установлено, что человек в состоянии медитации способен увеличивать на продолжительное время частоту пульса до 300 ударов в минуту или же замедлять его до полной остановки, а также контролировать понижение и повышение температуры тела, причем в разных его частях.

 

Заключение

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание  это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически  меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос».

 

Список литературы и других источников информации

1.    Годфруа Ж. Что такое психология: пер. с фр.  М.: Мир, 1996

2.    Куликов Л. В. Психология сознания СПб.: Питер, 2001

3.    Лурия А.Р.  Лекции по общей психологии. — СПб.: 2004.

4.    Миронов В. В. Философия. Учебник для вузов М. 2011

5.    Немов Р.С. Психология – М. 1998.

6.    [Электронный ресурс]: http://psychology.academic.ru/ (электронная психологическая энциклопедия)

7.    [Электронный ресурс]: http://platonanet.org.ua/ (краткий философский словарь)

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

studrb.ru

Сознание и самосознание

Сознание и самосознание

Тема: Сознание и самосознание

Содержание

Введение

. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения

. Структура, функции и свойства сознания

. Самосознание

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей ее действительностью допускает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и поэтому что те или другие подходы к вопросу о сущности сознания, о характере ее отношения к бытию задевают начальные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти разные, но все они по существу всегда имеют дело с единственной проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особенных способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания допускает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и природных наук: социология, психология, языкознание, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотика, кибернетика, информатика. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношение научно-технического прогресса и природа, проблемы воспитания, общения людей и т.д. — все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

С сознанием в широком значении слова, конечно, следует связывать и представление о бессознательном, и самосознание. Развитие сложных форм бессознательного и самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания. Однако понять их происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

1. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения

Человек владеет прекрасным даром — сознанием, мыслящим умом с его способностью проникать в прошлое и будущее. Что же такое сознание, как оно возникло и как соотносится с мозгом человека?

Над тайной своего сознания человек стал задумываться еще с древности. Лучшие умы человечества на протяжении двух столетий пытались раскрыть природу сознания. Они искали ответы на вопрос, каким образом неживая материя на определенном этапе своего развития породила живую, а последняя — сознание, каковы его структура и функции, механизм перехода от чувств, восприятий к мыслям, от чувственно-конкретного к абстрактно-теоретическому, каким образом сознание соотносится с материальными физиологическими процессами, которые происходят в коре головного мозга. [1, с. 443]

В трактовке сознания большое распространение получили различные концепции, например, в раннем обществе возникло представление о сознании как проявлении некой нематериальной субстанции — «души», будто бы независимой от материи вообще, от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Из-за неумения объяснить естественными причинами сновидения, бессознательность, различные познавательные и эмоционально-волевые процессы, люди приходили к пониманию души.

Так, сновидения истолковывались как впечатления души, которая покидает во сне тело и путешествует в различных местах. Смерть представлялась как разновидность сна, когда душа по неизвестным причинам не возвращалась в покинутое тело. Эти наивные, фантастические взгляды в дальнейшем получили теоретическое обоснование и закрепление в различных философских и богословских системах.

Впервые эти взгляды были изложены в философии Сократа и его ученика Платона. До Сократа и Платона философия не имела понятия идеального. Душа рассматривалась как воздух, огонь, комбинация атомов. Только Сократ, а за ним и Платон, стали понимать под душой что-то идеальное, и противопоставляли его материальному. [1, с.446]

Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов: люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т.д.

Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит буквально во все, что мы воспринимаем как данность.

Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать, необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «мыслю, что я мыслю», ч не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», ч не просто что-то знаю, а «я знаю, что я знаю» и т.д.

Сознание — это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, надумал, пережил. Сознание не только чудо мироздания, но и крест. Один из философов советского периода Э.В. Ильенков был уверен, что подавляющее число мыслителей полагают, что сознание — это проклятый дар Божий человеку и без него человек был бы счастливее. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание при помощи алкоголя, наркотиков и т.д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство — чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня ее решения.

Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке — это описание феномена сознания.

Второй — имеет цель объяснить как возможно самосознание, т.е. объяснить сам феномен.

В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способом, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В ХХ в. философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.

Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля.

Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что оно вне нее не существует. Поэтому вплоть до ХХ века философия занималась только описанием способа существования вещей в сознании, «растягивало» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его шаги как ощущение, восприятие, представление и т.д.[1, с. 447]

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание.

В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни». [2, с.165]

2. Структура, функции и свойства сознания

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним понимают психическое отражение действительности независимо от того на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном или рациональном или чувственном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организованно, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и внимание как необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. [2. c.168]

Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять, воспроизводить информацию. Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля — это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности.

Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства. [3, с.385]

Таким образом, сознание — это способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях. Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление.

Сознание присуще только высокоорганизованной материи. Оно обладает идеальным характером. Глубочайшая тайна сознания скрывает самый факт представленности субъекту, то есть человеку многообразной картины мира, той реальности, в которой живет человек и частью которой сам является. [4, с. 315]

Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Сознание — одно из основных понятий философии, а также других наук.

Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:

·Идеальность

·Интенциональность

·Креативность

Идеальность фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство системное. Оно возникает под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.

Интенциональность — означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен Э. Гуссерлем, который понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания смысла предмету сознания.

Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком. Таковы в принципе все явления и предметы материальной и духовной культуры. Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы. [5, с.355]

·Следовательно, сознание обладает свойствами идеальности, интенциональности и креативности, роль сознания в бытии описывает его основные функции: ориентирующую познавательную, целеполагающую, регулятивную, контролирующую, креативную (созидательную), аксиологическую, прогностическую.

сознание восприятие интенциональность креативность

3. Самосознание

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается еще с Сократа, с его максимы: «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфичного знания о мире и человеке складывается понятие деятельного не спокойного характера души, диалогичности и критичности ума по отношению к самому себе. По Платону, деятельность души — это внутренний труд, который имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно беседует сама с собой, спрашивает себя, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание — важное условие постоянного самосовершенствования человека. Оно тесно связано с рефлексией. Понятие самосознания и рефлексии находятся в определенном соотношении, которое структурируется по принципу взаимодополняемости. Самосознание конкретизируется через рефлексию, которая раскрывает содержание сознания, его место и роль в субъективной реальности самосознания.

В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и понимание собственных форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип заключается также в предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов получения. Как форма познания рефлексия является не только критическим, но и эвристическим принципом. Поскольку своим предметом рефлексия выбирает знание о знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему наш взгляд на рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, которое раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Рассматривая этот уровень (подструктуру) субъективности необходимо добавить, что самосознание и рефлексия не являются результатом только внутренних потребностей изолированного сознания, они зарождаются в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. А это значит, что человек не открывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а проявляет себя через свои отношения с другими людьми, поведение, действия и социально значимые поступки. В процессе привлечения человека к системе межчеловеческих отношений самосознание и рефлексия постоянно проверяются, корригируются и развиваются. [6, с. 220]

Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел — как природных, так и социальных — и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Иначе произошло бы спутывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту (например, приближение или удаление человека от предмета, поворот его головы и т.д.). Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс «схему мира». Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную «схему тела».

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание — это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и — как следствие — возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой. [4, с.316]

Самосознание — настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание — это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы «со стороны», как «другого», то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического. Как показывают современные исследования, в процессе развития самосознания осознание себя и осознание другого человека в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга. [4, с. 317]

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим, как уже было сказано, необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия — это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. [4, с.317]

Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету — реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

Если же человек пытается рефлективно осознать особенности своей личности, осмыслить себя в целом, то возможность ошибки еще больше. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально значимых поступках. Последние наиболее адекватно могут быть поняты как раз другими. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек учитывает объективную оценку себя, возникающую в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, он и сам может судить о себе более точно.

Важно, однако, подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе жизни человека в системе межчеловеческих отношений.

Это относится и к таким феноменам сознания, которые не просто выражают субъективные состояния того или иного индивида, а претендуют на общезначимость и существуют в объективированной, отделенной от конкретного индивида форме, в форме книг, картин, скульптур и т.д., то есть в форме культуры. Дело в том, что тот смысл, который автор вложил в то или иное произведение (а этот смысл и выступает как рефлексия автора над тем, что он сделал), может не совпадать с тем объективным смыслом, который заложен, реально имеется в этом произведении, но был выявлен не автором, а умным читателем, критиком, интерпретатором.

Итак, феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и самоочевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и изменяющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.

Гегель писал, что «исторически сознание является самосознанием, причем самосознание является фундаментом сознания».

Начиная с элементарного самочувствия на уровне восприятия происходит осознание себя и в качестве тела, и как принадлежащего той или иной общности, культуре, идеологии, менталитету, нации также.

Самосознание является полностью закономерным для человека понятием. Благодаря чему человек узнает себя и одновременно видит свое отличие от других (Я). Люди воспринимают себя по аналогии с другими людьми, а других — по аналогии с собой.

Осознание себя человеком с необходимостью опосредования через обращение к другому человеку и происходят, прежде всего в форме рефлексии, то есть тогда, когда индивидуальность анализирует себя, свое поведение и действие в свете принятых общественных норм, ценностей, которые преломились через его субъективность выполняют функции относительно независимого регулятора его социального поведения. В обществе развитого человека никогда не происходят отключения от собственного Я, от самого себя и понимания самого себя. Самосознание свойственно не только индивидуальности, но и группе классов, нации, общества в целом. [7, с.205]

Сегодня эта проблема приобрела особый вес и остроту вследствие той роли, которую играет человеческая личность в жизни общества и в исторических процессах, и через обострение межнациональных отношений, политической ситуации, кризисных явлений в обществе. Большую роль в формировании самосознания современного человека играют средства массовой информации — пресса, телевидение, радио, кино, литература, которые пытаются влиять не только на то, что у человека относится к верхнему слою психики и «рефлексии», но и на низший слой — неосознанное.

Заключение

Человеческое «Я» меняется вместе с ростом знаний, культуры чувств и воспитанием воли, а также с изменением физического состояния и самочувствия. Тем не менее, благодаря наличию некоторых существенных инвариантных характеристик сознания человек «остается самим собой» и может каждый раз отождествлять свое актуальное «Я» с прошлым.

Таким образом, подчеркнем, что элементы и уровни структуры субъективной реальности формируются под влиянием социального способа жизни человека, который требует от нее самоконтроля своих поступков и действий, принятия на себя полной ответственности за них.

Все сказанное говорит лишь о первых попытках разработки структуры внутреннего субъективного мира человека, поэтому проблема сознания еще далека от своего решения. Мы многого не знаем о механизмах, функции, состоянии, структуре и свойствах сознания. Невыясненными являются и вопросы взаимосвязи сознания с деятельностью и индивидуальностью, а также бытием. Возможно, с развитием многомерного, вероятностного детерминизма и прояснением многих новых характеристик бытия удастся сформулировать более фундаментальную теорию отражения, которая сможет обогатить наши знания о сознании.

Таким образом, мы пришли к выводу, что способ бытия человека в мире всегда предусматривает наличие сознания, которая буквально пронизывает человеческую деятельность, ибо она является необходимым условием ее организации и воссоздания. Сознание как субъективная реальность выступает как трансформированная в идеальный план деятельность, обобщенная опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношением к миру, формой деятельности человека.

Список литературы

1.Подольська С.А. Філософія. К.: ЦНЛ. 2006. — 704с.

2.Философия . Под ред.В.П. Кохановского. Р н/Д.: Феникс, 2005 — 576с.

.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. — 816с.

4.Фролов И.Т., Араб -Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. Введение в философию. В 2хч., ч.2 М.: Политиздат, 1999. — 639с.

5.Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 622с.

.Філософія. За ред.. І.Ф.Надольного. К.: Вікар, 2001. — 584с.

.Сморж О. Філософія. К.: Кондор, 2004. — 416с.


Теги: Сознание и самосознание  Контрольная работа  Философия
Просмотров: 40594
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Сознание и самосознание

diplomba.ru

Происхождение и сущность сознания. Сознание и самосознание. — КиберПедия

Выделяют следующие факторы происхождения сознания:

· Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

· Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.

· Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

· Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

Отметим, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.

Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое — предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие.

Реальный образ жизни человека, его бытие — вот что определяет его сознание.

А мозг — это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.



Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание – способность идеального воспроизведения действительности.

Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов:

1) признание сознания функцией мозга;

2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики;

3) понимание сознания как продукта общественного развития.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия — безусловные и условные (инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую – слова-понятия (это уже возникновение сознания).



Высшая форма отражения — социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных). Активность сознания проявляется в том, что оно:

1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Человек осознает себя:

— через созданную им материальную и духовную культуру;

— ощущения своего собственного тела, движений, действий;

— общение и взаимодействие с другими людьми.

Формирование самосознания заключается:

— в непосредственном общении людей друг с другом;

— в их оценочных отношениях;

— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

— в осознании самих правил взаимоотношений.

Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я».

Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

· Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел — как природных, так и социальных — и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

· Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

· Самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность.

Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность — неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Однако самосознание — это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки — как следствие — возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало», в котором человек видит самого себя, и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, — общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.

Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

 

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *